Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015505 из ВАВТ

Введение

Актуальность исследования. Группа развивающихся стран сегодня объединяет более 120 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает более 3 млрд. чел.

Для этой группы стран зарождение экономики имеет свою специфику, вытекающую из особенностей развития их культуры и экономики. И на первом плане стоит проблема унаследованной от колониального прошлого социально-экономической отсталости. В результате распада колониальной системы в мире появилось более 120 новых государств, в которых сосредоточено свыше половины населения планеты. Эти страны, хотя и получили политическую независимость, продолжают испытывать последствия колониального прошлого, а в настоящее время и негативное воздействие политики неоколониализма.

1. Социально-экономическая структура развивающихся стран

1.1 Понятие развивающихся стран и их место в мире

Современные исследователи сходятся во мнении о том, что серьезная трансформация мирового хозяйства, происходящее в настоящее время, способствует созданию новых условий для развивающихся стран. Влияние новых условий, сформированных процессами глобализации и интеграции мирового общества, оценивается исследователями двояко. Так, современное положение, с одной стороны, способствует расширению перспектив сотрудничества развивающихся стран с мировыми лидерами и дает возможность использования ведущих достижений общества, а с другой стороны, способствует усилению проблем адаптации к постоянно меняющемуся миру. Одной из важных черт мировой глобализации является усиление степени взаимозависимости мировых стран, в том числе и развивающихся.

В настоящее время классификация стран по принципу организации системы хозяйствования выделяет следующие группы[1]:

1. Страны развитого рыночного хозяйства, с возрастанием роли социальной направленности в деятельности;

2. Развивающиеся страны, где преимуществом пользуются нетоварные отношения;

3. Страны с переходной экономикой, в которых происходит трансформация командно-административной системы в рыночную.

Развивающиеся страны после Второй мировой войны вследствие распада колониальной системы образовали особую группу в рыночной подсистеме мирового хозяйства[2].

Хотя они и освободились от колониальной зависимости, тем не менее большинство из них в настоящее время остаются в статусе периферии мирового хозяйства.

К развивающимся странам принадлежат, во-первых, относительно молодые освободившиеся, политически независимые государства Азии, Африки и Латинской Америки, которые достигли национальной независимости, государственного суверенитета после Второй мировой войны, во-вторых, страны (в основном латиноамериканские -- Аргентина, Бразилия, Мексика и др.; азиатские -- Непал, Таиланд и др.; африканские -- Египет, Либерия)

Развивающиеся страны в традиционном их понимании имеют общие экономические черты[3]:

- особое место в мировом хозяйстве. Особенность эта двоякая. Во-первых, эти страны возникли на периферии рыночной системы мирового хозяйства; во-вторых, в большинстве из них товарные формы хозяйствования неразвиты или слаборазвиты;

- отсталость развития производительных сил. В экономике многих стран преобладают отсталое сельское хозяйство, гипертрофированное развитие экспортного сектора, нет сформированного национального хозяйственного комплекса;

- социально-экономическая отсталость. Она проявляется в специфической многоукладное которой присуще преобладание нетоварных форм хозяйствования. Поскольку эта черта свойственна экономическим производственным отношениям в этих странах, она является определяющей для дальнейшего развития экономической системы;

- низкий жизненный уровень для относительно широких слоев населения как прямое следствие всех предыдущих социально-экономических признаков развивающихся стран.

1.2 Социально-экономическая структура

Многомерная совокупность укладов отражает социально-экономическую структуру страны. Социально-экономический уклад - это определенный тип хозяйствования, общественная форма производства, которая основывается на определенной форме собственности на средства производства и соответствующих производственных отношениях. В процессе развития среди укладов выделяется ведущий, который и выделяет господствующую систему экономических производственных отношений страны. Но если в развитых государствах социально-экономическая структура характеризуется количественным и качественным преобладанием современных форм хозяйствования, то освободившимся странам присуща специфическая многоукладность

Главные элементы системы социально-экономической структуры развивающихся стран - это, во-первых, подсистема нерыночных отношений традиционных укладов (общинного, патриархального и продовольственной аренды земли у крупных собственников, где занята значительная часть крестьянства, с характерным наличием внешнеэкономического принуждения); во-вторых, подсистема начально-рыночных отношений на базе традиционных укладов (представлена традиционными купцами, скупщиками, теми, кто занимается перепродажей, ростовщиками, а также частью крестьянства, которая занимается товарным производством, ремесленниками, кустарями, мелкими торговцами); в-третьих, подсистема рыночных отношений современных предпринимательских укладов (частнохозяйственного и государственного).

Особенности рыночного хозяйства в развивающихся странах отражаются в специфических условиях формирования в них рыночных отношений: общая технико-экономическая отсталость; контраст между современными товарными формами хозяйствования и традиционными нетоварными формами; наличие развитого рыночного хозяйства в передовых государствах мира. В развивающихся странах существуют как рыночные, так и нерыночные отношения, причем зависимость их от мирового рынка очевидна.

в экономике развивающихся стран действуют две подсистемы производственных отношений - та, которая изменяется (нерыночно-традиционная), и та, которая изменяет (рыночная).

Анализ системы производственных отношений невозможен без учета тех производственных отношений, которые возникают в ходе в становления системы и при ее упадке. Эти производственные отношения и являются переходными

В переходных экономических производственных отношениях переплетаются разнообразные по своему содержанию производственные отношения, сочетаются свойства отмирающих и зарождающихся экономических связей. При этом социальные группы, классы защищают собственные интересы, связанные с сохранением или изменением какой-либо формы производственных отношений.

Переходные производственные отношения не могут быть конечной целью развития. Они всегда являются средством достижения основной цели, занимают промежуточное положение между сформировавшимися системами.

Поскольку социально-экономическая природа любой экономической системы определяется не формой хозяйствования, а основными производственными отношениями (способом соединения рабочей силы со средствами производства и распределения их по отраслям производства), выделяют два типа переходных отношений: переходные лишь по форме (когда переплетаются элементы различных форм ведения хозяйства) и переходные как по форме, так и по содержанию (когда сочетаются различные по своей социально-экономической природе отношения).

На примере развития государственного сектора экономики в развивающихся странах, где он имеет ключевые позиции и производит более половины совокупного общественного продукта, можно убедиться, что содержание и характер переходных производственных отношений будет зависеть от того, какие производственные отношения будет выражать государственный сектор, будет он основой развития товарных или, наоборот, нетоварных отношений.

В развивающихся странах государственный сектор возникает раньше, чем развитые предпринимательские производственные отношения, в которых господствующими являются товарные формы хозяйствования.

Каждая форма хозяйствования, кроме того, имеет собственное содержание независимо от того, в каких производственных отношениях она существует.

Переходные по форме отношения определяются переплетением различных способов соединения рабочей силы со средствами производства.

Образование переходных отношений - это продукт взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Возникновение новой системы осуществляется на основе определенных материальных предпосылок, которые создаются в недрах предыдущей общественной системы. И именно капитал создает материальные условия более высокой формы производства.

Государство не только выполняет регулирующие экономические функции, но и становится субъектом экономических отношений. Это материализуется в создаваемом им государственном секторе экономики. Особая роль государства реализуется в условиях необходимости развития частного предпринимательства и специфики диалектики экономики и политики. Если в промышленно развитых странах усиление экономических функций государства происходит вследствие высокого уровня обобществления производства, проведения политики макроэкономической стабилизации, то в освободившихся странах укрепление экономических функций государства является результатом отсталости, значительной архаичности и дезинтегрированности социально-экономической структуры. В этом процессе отражается специфика перехода от колониального типа страны к современному. Жизненно важной проблемой является достижение экономической независимости, развитие национального хозяйствования, и именно государство выступает доминантной силой в решении этой задачи.

Главными причинами ведущей роли государства в развивающихся странах являются[5]:

1) необходимость регулирования деятельности иностранного капитала для того, чтобы максимально повысить народнохозяйственную эффективность его использования;

2) противостояние неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка в условиях неразвитости рыночного хозяйства и национального частного предпринимательства;

3) отсутствие в большинстве из них механизма общественного воспроизводства, который опирался бы на национальную почву;

4) необходимость аккумуляции средств для накопления и развития общественного капитала;

5) потребность в скорейшем овладении достижениями научно-технического прогресса.

Государство влияет на социально-экономическую структуру не только через систему управления, но и через государственный сектор как непосредственного участника экономических отношений. Отсюда и различные формы проявления экономической функции государства. Первая из них - это законодательные и другие правовые акты, внедрение соответствующих структур налогообложения, проведение определенной политики в сфере накопления, другими словами, непрямая функция. Вторая форма - непосредственное участие государства в сфере производства и обращения, владение предприятиями, банками, объектами инфраструктуры. Именно эта форма является основной для большинства развивающихся стран.

Вместе с тем следует различать: а) активную роль государства, которая дает возможность проводить единую национальную политику и мобилизовать ресурсы страны на решение стратегических задач (что не под силу национальному частному капиталу);

б) огосударствление средств производства с целью получения возможности жестко контролировать производство национального продукта и его перераспределение в соответствии, например, с оборонными и антитеррористическими приоритетами.

Государственный сектор, который является одной из двух основных форм реализации экономической функции государства, имеет две структуры: технико-экономическую и социально-экономическую. Первая представлена совокупностью государственных предприятий, учреждений и других форм и видов государственной деятельности вместе с работающими на них; вторая как проявление государственною сектора сквозь социально-экономическую призму -- это социально-экономические отношения, возникающие в границах сферы его действия.

Пути образования государственного сектора различны: во-первых, строительство государством предприятий и других объектов экономики, являющихся полной или частичной собственностью государства; во-вторых, национализация существующих социально-экономических объектов.

Экономические функции государства переходят сегодня из преимущественно административной экономики к рыночному регулированию производства и большей открытости внешнему миру.

Внешний фактор, который является компетенцией государства, используется для обеспечения глубинных процессов перестройки внутренней экономической системы.

3. Модель развивающихся стран

Экономические признаки развивающихся стран включают такие особенности:

· преобладание сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности;

· отсталая техническая база;

· многоукладность экономики;

· низкий профессионализм населения;

· слабость и острая недостаточность отечественных капиталов;

· низкие доходы населения, следовательно, низкий объем сбережений и малая емкость внутреннего рынка;

· низкий уровень инвестиций как следствие дефицитонакоплений;

· высокий уровень безработицы как результат слабости развития производства;

· неразвитая рыночная инфраструктура.

Из неэкономических факторов следует отметить социальные моменты, создающие серьезные трудности запуску механизма экономического роста:

· высокий рост населения, который поглощает эффекты роста экономики;

· отсутствие рыночного менталитета у населения;

· племенная рознь, препятствующая единению страны, единому рыночному пространству;

· высокий уровень преступности, взяточничество и коррупция.

Хозяйственный механизм развивающихся стран можно назвать моделью экономики нищеты с характерными низкими доходами и слабыми возможностями для экономического роста.

Специфика участия развивающихся стран в мирохозяйственных процессах:

• во многих развивающихся странах значительная часть экспортных доходов обеспечивается за счет нескольких товарных позиций, в основном природных ресурсов или сельскохозяйственных продуктов. Такая структура экспорта угрожает ухудшением условий внешней торговли. Наращивание объемов экспорта оборачивается часто понижением мировых цен на этот товар и потерями выигрышей от внешних операций;

• экспорт, содержащий продукцию с низкой добавленной стоимостью, не обеспечивает на мировом рынке самых высоких доходов. Жалобы развивающихся стран на неэквивалентный обмен не всегда обоснованны. Им следует приложить усилия по переработке добываемой продукции, повышая долю добавленной стоимости в товарном экспорте;

• в большинстве развивающихся стран наблюдается зависимость экономического роста от притока иностранных активов. Исключение составляют нефтедобывающие страны. Развивающиеся страны активно прибегали к финансовой помощи иностранных государств и накопили значительную внешнюю задолженность;

• большинство этих стран в 80-90-е гг. XX в. попали в долговую ловушку, так как оказались неспособными не только вернуть свои долги, но и платить по ним проценты. Западные страны вынуждены были списать часть таких долгов и реструктурировать остальные. Безусловно, долговая ловушка, в которую попали многие PC, приводит к длительному оттоку части их ресурсов за рубеж;

• низкая емкость внутреннего рынка и слабые позиции национальной валюты провоцируют "утечку" национального капитала. Государственное регулирование в этих странах часто направляется на то, чтобы препятствовать оттоку финансовых ресурсов за рубеж;

• жесткий валютный контроль при слабой, порой неконвертируемой валюте приводит к формированию "черных" валютных рынков, что ослабляет национальные позиции страны;

•развивающиеся страны, имея более низкие доходы своих граждан по сравнению с остальным миром, стали на мировом рынке поставщиком рабочей силы как неквалифицированной, так и квалифицированной.

Выход из ловушки вековой отсталости и бедности - проблема № 1 в развивающихся странах.

Латинская америка

Латинская Америка - это общее название для стран и территорий, которые находятся южнее США.

Латинская Америка, это, с одной стороны - активно развивающийся регион современного мира.

Крупнейшие страны региона - Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, показывают стабильно хорошие темпы экономического роста, в этих государствах активно развиваются промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг.

В то же время, множество социально-экономических проблем региона (безработица, преступность, маргинализация, наркомания и т.д.) мешают развитию указанных государств и создают негативный образ этих стран в глазах мирового сообщества, мешают привлечению инвестиций и как следствие тормозят развитие указанных стран.

Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова - Испании и Португалии.

Большинство крупных государств региона получили независимость от европейских метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство остальных - в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств.

ООН, группирует страны региона по чисто географическому принципу - Северная Америка и Южная Америка[3]. Таким образом, Латинская Америка - это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. № 1.).

Таблица № 1.

Государства и территории Латинской Америки

Независимые государства

Зависимые территории (с указанием принадлежности)

Аргентина

Мексика Гваделупа (Франция)

Белиз Никарагуа

Мартиника (Франция)

Боливия

Панама Французская Гвиана (Франция)

Бразилия

Парагвай

Пуэрто-Рико (США)

Венесуэла

Перу Фолклендские острова (Британия)

Гватемала

Сальвадор

Аруба (Нидерланды)

Гаити Тринидад и Тобаго

Нидерландские Антильские острова

(Нидерланды)

Гондурас

Уругвай Каймановы острова (Британия)

Доминиканская республика

Чили

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Британия)

Колумбия

Эквадор Монтсеррат (Британия)

Коста-Рика

Ямайка Куба

Суринам[4]

Гайана Перейдем к основным социально-экономическим показателям стран Латинской Америки. Они сведены в таблицу 2.

Таблица 2.

Основные социально-экономические показатели стран Латинской Америки в 2000-2007 гг.

Страны Население,

млн чел.

ВВП[7]

темпы прироста

в 2000-2007 гг.,

(%) общий,

млрд долл.

на душу населения,

долл. Аргентина

36 55,0 9950

4,5

Антигуа и Барбуда

0,1 0,6 8720

Н./д. Багамские о-ва

0,3

Н./д. 11830

Н./д. Боливия

8 6,3 2860 Н./д.

Белиз

0,3 0,9 4110

Н./д. Бразилия

164 1020,0 6240

3,1

Венесуэла

23 194,3 8530

1,9 Гаити

7 8,6

1540 -3,8 Гватемала

11 43,1 3840

4,1 Гайана

0,8

2,4 2890 Н./д.

Гондурас

6 13,8 2200

3,4

Доминиканская республика

8 36,8 4540

5,0 Колумбия

38 251,7

6720 4,5

Коста-Рика

4 22,5 6410

3,7

Куба 11 Н./д.

Н./д. Н./д.

Мексика 95

770,3

8120 1,8 Никарагуа

5 11,0 2370

5,7 Панама

3 19,2

7070 4,8 Парагвай

5 19,7 3870

3,1 Перу 25

108,7

4390 6,0 Сальвадор

6 16,7 2810

5,8 Тринидад и Тобаго

1 8,4

6410 1,5 Уругвай

3 27,3 8460

3,7 Чили 15

176,6

12080 7,2 Как видно из приведенной таблицы, основные темпы прироста демонстрировали такие государства, как Чили, Аргентина, Бразилия Колумбия, а также менее крупные страны, такие как Панама и Доминиканская республика. В то же время относительно двух последних государств, можно утверждать, что роль их в Латинском регионе относительна незначительна.

Ознакомимся также со среднегодовыми темпами прироста ВВП для ряда ведущих Латиноамериканских государств в более продолжительной динамике. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран на рубеже XX - XXI веков, %

Страны

1991-2000 гг.

2001-2009 гг.

Бразилия

6,3

9,6 Мексика

7,8 7,4 Аргентина

4,6 2,8 Латинская Америка в целом

6,3

6,8 Как мы видим, если темп прироста Бразилии и Мексики продолжал увеличиваться, то ВВП Аргентины снизился почти в два раза. О причинах этого явления мы поговорим в дальнейшем изложении.

Ознакомимся еще с некоторыми цифрами, которые наглядно демонстрируют нам некоторые значимые показатели экономики стран Латинской Америки. Они приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Среднегодовая динамика ВВП, инфляции и цен на экспортируемые товары стран Латинской Америки

Показатели

1991-2000 2001-2010. (прогноз)

ВВП 2,2 3,4

В том числе на душу населения

0,0

1,6 Потребительские цены

116,7 91,2 Цены на экспортируемые товары

-0,6 -0,4 Таковы основные цифры, иллюстрирующие социально-экономическое развитие Латинской Америки. Как мы видим, показатели эти сильно разняться в зависимости от конкретных стран региона, а также в зависимости от временного промежутка, взятого за основу.

Моделирование социально-экономического развития стран Восточной Азии: опыт для Центральной Азии

Индонезия тайвань

Малайзия тайланд

Япония южная корея

Сингапур гонконг

Анализируя стремительные темпы роста экономики стран Восточной Азии, эксперты Всемирного банка тщательно и достаточно всеобъемлюще исследовали систему и эффективность политики вмешательства правительств стран этого региона в развитие экономики своих государств. Итог реферируемого исследовательского опыта в обобщенном виде сформулировал резюме следующей политико-экономической конструкции: определенные виды и способы государственного вмешательства - это лучший путь стимулирования экономического подъема, чем ортодоксальная (классическая) теория свободных рыночных отношений. В качестве "исследуемых объектов" были приняты в "экспериментальное производство" экономики восьми государств и территорий Восточной Азии: Гонконга, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Южной Кореи и Японии.

Основным фактологическим "исследовательским" посылом в данном случае стало то обстоятельство, что, начиная с 1965 года экономики упомянутых стран (вместе взятых) имели ежегодные темпы роста в 5,5 процента - в два раза выше, чем остальные государства мира. Их доля в мировом экспорте готовых изделий возросла с 9 процентов в 1965 году до 21 процента в 1990 и продолжает перманентно расти.

Анализ исследования "политического руководства народным хозяйством" выявил, что требуется для того, чтобы достичь подобных успехов. Правительства перечисленных стран проводили политику с разной степенью вмешательства государства в экономику (некий образчик рычагов рыночных механизмов в "ежовых политических рукавицах"). Из их числа выпадал только Гонконг, где придерживались политики самых свободных рыночных отношений, что не в последнюю очередь было обусловлено трансформацией данной территории за последние 100 лет в международную финансово-банковскую зону, сквозь которую "пропускали" не только "чистые", но и "отмывали" весьма "загрязненные" деньги дельцы со всех концов света. (Роль некоего "финансового сита" Гонконг выполняет и по сей день, причем в эту "увлекательную" и прибыльную "игру" включились и многие правительства.)

В Японии, Южной Корее и Сингапуре же осуществлялось наиболее сильное вмешательство государства в экономику. (В Южной Корее к тому же несколько десятилетий правил достаточно жесткий диктаторский режим.) Причем на современном этапе у "драконов" и "тигров" государственное регулирование доходит до 40 % , включая такие наиболее ключевые отрасли экономики, как электроэнергия, транспорт, связь и т.д.[1]

Вообще первая из четырех черт "восточно-азиатской модели" - это то, что экономика этих стран начинала свой путь развития при диктаторских или жестких политических режимах. ( К остальным трем относятся: 2) экспортная ориентация промышленного производства; 3) развитие приводит к началу демократизации; 4) экономическая свобода.) Отсюда родилось выражение: "сначала экономика, затем демократия".[2] Отец сингапурских реформ Ли Куаню, анализируя успехи КНР, сказал: "Китайцы вначале сделали перестройку, и только потом пришла гласность. Они сделали это именно в этой последовательности, а не наоборот, в чем была самая большая ошибка русских".[3]

Политика государственного управления экономикой в перечисленных выше странах время от времени претерпевает весьма существенные изменения, корректировки основных, базовых направлений развития экономики.

Следует отметить, что почти все восточно-азиатские правительства всемерно поддерживали и широко распространяли льготное кредитование и налоговые преференции отдельным отраслям, при этом всячески поощрялся экспорт. Все страны Восточной Азии, за исключением Гонконга и Сингапура, на первоначальной стадии развития полагались на импортные барьеры для защиты своей промышленности, то есть протекционизм являлся стержнем внешнеэкономической политики.

Наибольшего успеха вмешательство правительств государств Восточной Азии достигло в двух аспектах экономических реформ:

1. содействие росту экспорта;

2. в целевых кредитах.

Большинство стран проводило политику энергичного стимулирования экспорта путем предоставления субсидий, создания благоприятных условий для привлечения иностранных кредитов и инвестиций. Упор на внешние рынки способствовал подъему производительности промышленности, подъему частного предпринимательства.

По мнению экспертов Всемирного банка, Восточная Азия преподала миру некоторые уроки. Самый важный из них состоит в том, что основы экономики - 1) стабильность управления макроэкономикой, 2) инвестиции в человеческий фактор, 3) открытые рынки и 4) предоставление ценам возможность отражать недостатки экономики - являются важнейшими для успеха.

Анализируя весьма сложную "азиатскую" конструкцию государственного управления рыночной экономикой, нельзя не упомянуть и о роли идеологии, традиций, определенных морально-этических ценностей и характеристик, присущих народам стран Восточной Азии, что имеет немаловажное значение в позитивном и негативном развитии государства и общества. Наиболее сложные идеологические и политические "насадки", как, например, "конфуцианский капитализм", идеи Сухарто, Махатхира (руху негара), требуют, конечно, более тщательного, более глубокого изучения и осмысления, в связи с чем стоит скрупулезно изучить вопрос о возможности серьезной "интеллектуальной мозговой атаки" на малазийском направлении.

В числе важнейших т.н. "азиатских ценностей" респонденты назвали следующие, подчеркнув при этом их исключительно позитивное отличие от других регионов мира: 1) азиаты ставят выше права сообщества, нежели права человека; 2) азиаты больше верят в необходимость крепкой семьи: 3) азиаты позволяют их правительствам диктовать обществу моральные устои; 4) азиатские сообщества относятся враждебно к т.н. "ценностям" вседозволенности; 5) азиаты - очень строгие родители; 6) азиаты весьма приспособлены к капитализму; 7) азиаты не ожидают социального обеспечения и благосостояния от правительства; 8) азиаты высоко ценят образование; 9) азиаты весьма бережливы; 10) азиатская кухня более разнообразна и дешевле и т.д.

Для центрально-азиатских государств весьма актуальными остаются несколько вопросов, которые необходимо решать на уровне сбалансированных взаимодействий в рамках триады "государство - общество - человек":

1.Разработка концепции самоидентификационных моделей развития (политической, этнической, общественной и других элементов самоидентификации);

2.Разработка позиции трансформации "народных хозяйств" государств Центральной Азии в рыночные экономики;

3.Формирование новых культур (физической, поведенческой, законопослушания, взаимодействия и сожительства различных наций и конфессий, патриотизм и другое). Важно осознание необходимости конструктирования ценностных емкостей и пространств, на основе которых формируются национальные и региональные интересы, а затем и индивидуальные, страновые, общественные и региональные позиции на международной арене.

Заключение

Десятилетия независимого развития стран "третьего мира" способствовали его существенной дифференциации по нескольким направлениям. Во-первых, неодинаковая степень классовой дифференциации в каждой развивающейся стране создала в них различную расстановку социально-политических сил.

Во-вторых, произошла дифференциация между развивающимися странами по богатству, по среднему уровню жизни, по их финансовым возможностям (появился так называемый "четвертый мир" преуспевающих нефтедобывающих арабских стран и, с другой стороны, выделенная ООН "группа 33-х" беднейших стран, нуждающихся в постоянной поддержке мирового сообщества).

В-третьих, произошла дифференциация "третьего мира" по направлению развития, по избранной модели, по внешнеполитическим предпочтениям в условиях "холодной войны".

Стремительная многоплановая дифференциация "третьего мира" сделала его крайне неоднородным. Поле взаимных интересов внутри него резко сузилось, а там, где оно сохранилось, с трудом налаживается взаимодействие. Поэтому с сер. 70 гг. термин "третий мир" может применяться по отношению к развивающимся странам только условно.

Показать полностью…
3 Мб, 10 декабря 2011 в 14:35 - Россия, Москва, ВАВТ, 2011 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении