Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015515 из ВАВТ

1. Конституционные и законодательные основы организации судебной системы в Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов. Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности, гражданина России с судебной властью (ст.46-54 Конституции). Перечисленные конституционные нормы закрепляют основные права человека и гражданина в сфере правосудия. Их объем и содержание, однако, во многом предопределяют устройство и основные институты судебной системы. На уровне Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия, определяющих основы организации судебной системы России. В их числе:- право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч. 1 ст. 46);- право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч. 1 ст. 47);- право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47);- право на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);- право на участие в осуществлении правосудия (ч. 1 ст. 11 и ч. 1

ст. 32). Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации";-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;-применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;-законодательного закрепления единства статуса судей;-финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

А также судебная система регулируется такими важнейшими фз как Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"; Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010); Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

2. Суды общей юрисдикции в судебной системе Российской Федерации (основы судоустройства и организации судебных инстанций). Направления реформирования судебной системы.

В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют "гражданскими", "гражданскими (общими) " или "общими (гражданскими)" судами.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

Президент РФ 07.10.2013 г. внес проект закона РФ о поправках в Конституцию РФ - "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Предлагается внести изменения в статьи 71, 83, 102, 104, 125, 126 и 128 Конституции РФ, а статью 127 исключить. Помимо поправок в Конституцию, необходимо будет также внести поправки в 28 Федеральных конституционных законов и Федеральных законов, и это станет вторым этапом законодательной работы по объединению высших судов. Для объединения судов будет установлен переходный период сроком на шесть месяцев. В целях формирования первоначального состава объединенного суда, будет создана "Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации", состоящая из 27 членов коллегии. В новый, объединенный Верховный Суд Российской Федерации будут входить 170 судей.

Объединение судов позволит так же:- создать единый электронный документооборот;- единое процессуальное законодательство (гражданское и арбитражное);- единство подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц;- сформировать единое информационное пространство судов;- единый судебный надзор за деятельностью судов и единые разъяснения по вопросам судебной практики;- единый механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности;-единую кадровую политику, - все то, что называется организационной эффективностью и единой правовой политикой.

3. Источники гражданского процессуального права (общая характеристика).

Верховенствующее положение занимает Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. В ст. 118 Конституции РФ закреплено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Следующим источником гражданского процессуального права является ГПК РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2003 г. Гражданский процессуальный кодекс РФ - свод норм гражданского процессуального права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности судами, а также в процессе защиты гражданами нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Третье место в иерархической системе источников гражданского процессуального права занимают федеральные конституционные законы и федеральные законы, в той или иной мере содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. В частности, такими законами являются Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации"; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и др.

Постановления Правительства РФ также являются источниками гражданского процессуального права. В ст. 446 ГПК РФ приведен перечень имущества, на которое не может быть наложено взыскание по исполнительным документам. Одним из видов имущества, на которое не может быть наложено взыскание, являются предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. В исполнительном производстве часто возникает вопрос по поводу передачи арестованного или изъятого имущества на хранение. Также довольно много нюансов встстречается непосредственно в поцессе осуществления изъятия или ареста имущества, которое взыскивается по исполнительным документам. Для решения этих вопросов необходимо обратиться к Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 "Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества".

Источниками гражданского процессуального права также являются нормы международных договоров. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Часть 2 ст. 1 ГПК РФ дублирует данное положение.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогии права).

Действие процессуального закона во времени и в пространстве.

4. Действие процессуального закона во времени и в пространстве

Действие гражданских процессуальных норм во времени

Совершение отдельных процессуальных действий, исполнение постановлений судов общей юрисдикции, актов других органов в случаях, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, ведутся по гражданским процессуальным законам, действующим во время совершения соответствующих процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 3 АПК РФ).

Независимо от времени возбуждения гражданского дела в суде при совершении процессуальных действий применяется процессуальный закон, действующий в этот момент.

Процессуальный закон вводится в действие, как правило, с момента опубликования, если в самом законе не указано иное.

Действие гражданских процессуальных норм в пространстве определяется в зависимости от компетенции органа,издавшего закон,подлежащий применению и места Действие гражданских процессуальных норм в пространстве определяется в зависимости от компетенции органа,издавшего закон,подлежащий применению, и места нахождения суда,рассматривающего дело или совершающего отдельные процессуальные действия. Процессуальные нормы РФ действуют на всей территории РФ и применяются всеми судами РФ. Это правило действует и в тех случаях, когда дело передается в суд РФ из суда другого государства или когда отдельное процессуальное действие совершается по поручению суда другого государства.

Действие гражданских процессуальных норм по кругу лиц

Гражданские процессуальные нормы имеют обязательную силу для всех граждан, организаций и их объединений, независимо от форм собственности. Гражданский процессуальный закон РФ распространяется также на иностранцев, иностранные предприятия, находящиеся на территории России.

5. Значение решений Европейского суда по правам человека для законопроектной и правоприменительной практики в Российской Федерации. Имеющие принципиальное значение решения по делам "против Российской Федерации". Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Важное значение имеют решения и постановления, принятые не только в отношении России, но и в отношении других государств-участников Конвенции, поскольку принятое Европейским Судом решение или постановление в отношении одного государства будет таким же по аналогичной жалобе против другого государства - участника Конвенции. Верховный Суд в Постановлении N 5 от 10 октября 2003 г. отметил, что судам надлежит учитывать практику Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 10). Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 11).

Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер (п. 11 Постановления Пленума N 5 от 10 октября 2003 г.).

Решения и постановления Европейского Суда по правам человека принимаются во внимание государством - участником Конвенции при реформировании своего законодательства.

Принимая 22 июня 1999 г. решение по вопросу о приемлемости жалобы Л. Тумилович против Российской Федерации, Европейский Суд констатировал, что производство в порядке надзора, урегулированное нормами ГПК РСФСР, не является эффективным средством судебной защиты, поскольку представляет собой чрезвычайное средство судебной защиты, использование которого зависит от дискреционных полномочий должностных лиц.

Постановление Суда по делу "Бурдов против России" выступает в роли прецедента при обращениях российских граждан в Европейский Суд в случаях неисполнения или существенной задержки исполнения судебных решений, поскольку речь идет о нарушении государством-участником Конвенции п. 1 ст. 6 Конвенции.

Термин "правовая позиция" не имеет легального определения, впервые в российской судебной системе был использован Конституционным Судом РФ в постановлении № 11-П от 15 июля 1999 года. В данном постановлении особенно важен пункт 3, в котором было прямо указано, что сформулированные ранее правовые позиции в соответствии с положениями закона "О Конституционном суде Российской Федерации" являются общеобязательными и действуют непосредственно. Суд ссылался на предыдущие постановления и указал, что судьи и вообще все правоприменители обязаны следовать этим правовым позициям КС. Представляется, что данное положение не может быть ни чем иным как прямым указанием на то, что правовая позиция является источником права.

Некоторые исследователи констатируют тот факт, что применение решений ЕСПЧ в качестве прецедентов не увязывается с российской правовой системой.

6. Понятие принципов процессуального права, их значение, состав и классификация.

Под принципами гражданского процессуального права понимаются наиболее общие положения, руководящие начала процесса судопроизводства, отражающие взгляды российского общества на отправление правосудия по гражданским делам. "Принципы есть основания системы норм гражданского процессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупности процессуальных законов"[5].

Принципы гражданского процессуального права имеют не только теоретическое, но и практическое значение:

1) отражают сущность судопроизводства, его демократические процессуальные и организационные начала;

2) формулируют качественные особенности гражданского процесса;

3) выступают гарантом законного, справедливого и обоснованного отправления правосудия;

4) характеризуют как основные моменты процесса, так и все гражданское процессуальное право в целом.

К организационно-функциональным относятся следующие принципы:

• осуществление правосудия только судом. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и означает, что никакие иные органы не вправе осуществлять судопроизводство. Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и соответствующим конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Постановления иных органов граждане вправе обжаловать в судебном порядке;

• равенство граждан и организаций перед законом и судом. Указанный принцип получил свое закрепление в ст. 19 Конституции РФ и ст. 6 ГПК РФ. Пол, раса, национальная или религиозная принадлежность, язык, происхождение, место жительства, принадлежность к каким-либо общественным объединениям, имущественное и должностное положение не могут служить основанием для предпочтения в предоставлении прав;

• независимость судей. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и законам. Судьи рассматривают дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ст. 8 ГПК РФ);

• государственный язык судопроизводства. Государственным языком Российской Федерации является русский язык. Поэтому судопроизводство в судах РФ ведется на русском языке. Однако, поскольку Россия является многонациональным государством, судопроизводство может также вестись на национальном языке субъекта Федерации или на языке, на котором разговаривает подавляющее большинство населения. Право участвовать в процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, подавать жалобы и т.д. на родном языке должно быть разъяснено гражданину.

К функциональным относятся следующие принципы:

• диспозитивность. Данный принцип означает свободу участвующих в деле лиц в распоряжении своими правами, определении форм и способов защиты прав. Например, при предъявлении иска истец самостоятельно определяет ответчика, указывает объем исковых требований. Суду предоставлено право определенного контроля за действиями сторон. Суд не принимает акты распоряжения гражданами своими правами (признание иска, отказ от исковых требований, заключение мирового соглашения и др.), если они противоречат закону или нарушают права и интересы других лиц;

• равноправие и состязательность сторон. В гражданском процессе стороны обладают равными или соотносимыми процессуальными правами и обязанностями (например, истец имеет право подачи искового заявления, изменения основания, предмета иска или объема исковых требований, отказ от иска, а ответчик - право подачи возражений на иск или встречного иска, признание иска). Равные права имеют также третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, находящиеся на стороне истца и ответчика. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, прокурор, участники процесса, защищающие интересы других лиц также обладают правами стороны.

Состязательность заключается в том, что стороны в процессе противопоставлены друг другу и разрешение спора представляет собой судебное разбирательство. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Суд выносит решение в пользу той стороны, которая докажет обоснованность своих притязаний;

• принцип процессуальной активности суда. В соответствии с ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел;

• сочетание устности и письменности судопроизводства. Исковые требования, ходатайства, письменные доказательства предъявляются в письменном виде, однако зачитываются в процессе. Само разбирательство в суде проводится устно, однако ведется письменный протокол. Судебное решение составляется письменно и оглашается устно;

• принцип судебной истины означает установление конкретных фактов рассматриваемого правоотношения в таком виде, как они существовали в действительности. За пределами судебного разбирательства остаются личные взаимоотношения сторон, субъективные качества участников правоотношений и т.д. Суд устанавливает только факты, необходимые для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. Каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Соответственно, если сторона не докажет какое-либо обстоятельство, хотя бы оно и существовало в действительности, суд выносит решение на основании установленных фактов.

К принципам института процессуальной формы относятся.

• единоличное или коллегиальное рассмотрение дела. Конкретный состав суда при рассмотрении дела определяется на основании ст. 14 ГПК РФ;

• гласность судопроизводства означает проведение по большинству категорий дел открытого судебного заседания с возможностью присутствия любого желающего. Закрытое судебное разбирательство проводится только в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 10 ГПК РФ.

7. Право на справедливое судебное разбирательство.

Ст.6 Евр конвенции: Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

1. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a. быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b. иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c. защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d. допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e. пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

8. Принципы состязательности и диспозитивности как системообразующие принципы, определяющие содержание всех основных правил судебного разбирательства.

В гражданском процессе правильное рассмотрение и разрешение спора по существу в основном зависит от волеизъявления лиц, заинтересованных в деле.

Поэтому любое лицо, считающее, что его права и охраняемые законом интересы кем-либо нарушены, может обратиться за их защитой в суд. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Принцип диспозитивности заключается в том, что участвующие в деле лица имеют возможность самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами. Он дает сторонам право предъявление иска и возбуждения дела, обоснования предмета и основания иска, изменения его предмета и основания, уменьшения или увеличения размера исковых требований, отказа от иска или его признания полностью либо в части заключения мирового соглашения и др.

Однако суд не связан только волеизъявлением сторон. Он не принимаем признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Состязательность

Он получил свое подтверждение в ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Условием его реализации является равноправие сторон, участвующих в деле. Каждая из них должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В целях рассмотрения дела по существу и постановки законного и обоснованного решения лицам, участвующим в деле, предоставлено право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы, заявлять ходатайства, давать объяснения суду и пользоваться другими правами, обеспечивающими состязание в процессе, направленное на установление реально существовавших фактических обстоятельств по делу прав и обязанностей сторон.

Для постановки законного и обоснованного решения по делу в принципе состязательности определенная роль отведена суду. Он определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию. Кроме того, суд может предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, а также оказать им содействие в сборе доказательств.

9. Понятие подведомственности дел федеральным судам общей юрисдикции. Основные правила определения подведомственности дел судам общей юрисдикции.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Исключительная подведомственность - подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в любой юрисдикционный орган, кроме суда.

Условная подведомственность - подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Альтернативная подведомственность - подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только в суде общей юрисдикции, но и в другом юрисдикционном органе.

Договорная подведомственность - подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском суде.

В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:

-исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

-дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

-дела, возникающие из публичных правоотношений;

-дела особого производства;

-дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

-дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Исходя из этого, недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (УПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).

10. Подсудность дел судам общей юрисдикции. Виды подсудности: родовая, территориальная. Виды территориальной подсудности (исключительная, альтернативная, договорная, по связи дел).

Подсудность - это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции. Под подсудностью следует понимать полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, разграничивающиеся на основе общих правил и предусмотренных законом исключений из них.

Вопросам подсудности уделяется внимание и высшими судебными органами страны, о чем свидетельствуют некоторые постановления КС1.

ВИДЫ КАК В ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ,

Подсудность подразделяется на:

а) родовую (предметную), определяющую компетенцию судов

различных звеньев судебной системы в качестве судов первой ин

станции',

б) территориальную (местную), определяющую территориальную (пространственную) компетенцию одноуровневых судов.

Действующее федеральное законодательство подробно регламентирует вопросы определения родовой подсудности судов общей юрисдикции.

Гражданские дела, подсудные мировому судье. В соответствии с указаниями ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

* о выдаче судебного приказа;

* о расторжении, брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

* о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

* возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

* по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

* возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

* об определении порядка пользования имуществом.

Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие категории дел. Так в ТК, в определении КС от 10 ноября 2002 г. № 285-0 отмечается, что несоблюдение правил о подсудности ведет к нарушению не только ч. 1 ст. 47, но и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, в силу чего обращается внимание на то, что соблюдение судом правил о подсудности дела является необходимым условием законности такого акта. В развитие данной правовой позиции КС в определении от 20 ноября 2003 г. №402-0 указал, что законодатель вправе и обязан разграничивать предметную компетенцию судов общей юрисдикции путем принятия правил о подсудности.

В соответствии с ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" наряду с перечисленными к подведомственности мировых судей отнесены дела:

8) об определении порядка пользования земельными участями, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) об административных правонарушениях, отнесенные компетенции мирового судьи ст. 23.1 КоАП;

10) по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в

илу.

При объединении нескольких связанных между собой требований, а также при изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудный районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, действует приоритет районного суда, в силу которого все требования подлежат рассмотрению не у мирового судьи, а в ионном суде. В случае изменения подсудности дела в ходе его рассмотрения у мирового судьи последний выносит определение о передаче дела и передает его на рассмотрение в районный

УД. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Гражданские дела, подсудные военным судам.

Показать полностью…
42 Кб, 1 декабря 2014 в 14:20 - Россия, Москва, ВАВТ, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении