Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 015517 из ВАВТ

Семинар 8: Социально-психологические конфликты в организации

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологический конфликт: сущность, виды, причины и функции.

2. Динамика протекания межличностного конфликта. Управление конфликтным взаимодействием.

3. Стили и тактики поведения юриста-международника в конфликтной ситуации.

4. Спор, дискуссия, полемика: что общего и какие различия.

Литература

1. Долгова И.В., Зуев Ю.П., Малышев А.А. Введение в психологию внешней торговли. 2-е изд. - М.: ВАВТ,2008. Гл.5, разд.5.2.

2. Малышев А.А Савёлов В.П. Основы психологии и психологии в правовой деятельности. Учебное пособие для студентов и слушателей ВАВТ. -М.: ВАВТ, 2011. Часть 2, гл.6.

Практическое задание № 1: "Функции конфликта".

Каждый конфликт, как правило, несет в себе и положительные и негативные последствия. Исходя из этого факта, выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Учебная группа делится на две подгруппы, каждая из которых разрабатывает свое видение ответа на вопрос, каковы же конструктивные (деструктивные) функции конфликта.

Далее следует обсуждение подготовленного группой материала.

Практическое задание № 2: "Управление конфликтным взаимодействием"

Обсуждение возможных вариантов разрешения конфликтных ситуаций.

Ситуация 1.

Руководитель направляет двух работников в срочную командировку, но один наотрез от этого отказывается, мотивируя плохими межличностными отношениями между ними.

Вы в роли руководителя. Какими будут Ваши действия?

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ситуация 2.

У Вас на работе есть сотрудница, которая никогда не убирает за собой грязную чашку. Более того, она ставит чашку где попало, даже на стол других сотрудников. Много раз Вы натыкались на ее чашку, которую она ставила на Ваш стол, рискуя залить документы. "Сколько можно просить убирать за собой!" - раздраженно сказали Вы неадекватной коллеге, и услышали в ответ: "А сколько можно делать замечания мне?"

Как следует повести себя в данной ситуации и почему?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ситуация 3.

Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в последнее время находится явно "не в форме", делая множество ошибок. Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел.

Какой вариант действий Вы предпримите и почему?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

:) Задания для выполнения в часы самостоятельной работы.

Задание 1. "Диагностика личностных особенностей поведения в конфликтных ситуациях"

Используя предложенные тесты, определите преобладающий стиль своего поведения в условиях конфликта и уровень собственной конфликтности. Сформулируйте выводы для дальнейшего самосовершенствования.

Тест "Оценка стратегий поведения в конфликте" (по методике Дж.Г.Скотт)

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой "любимый" стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Стиль поведения в конфликте Использую чаще всего Владею лучше всего Приносит наилучшие результаты Чувствую себя при использовании наиболее комфортно Соперничество (Я активно отстаиваю собственную позицию) Избегание (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

Например, для категории "Использую чаще всего" система рангов может иметь следующий вид: Компромисс - 2; Избегание - 3; Соперничество - 4; Сотрудничество - 1; Приспособление - 5.

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш "любимый") или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест "Самооценка конфликтности"

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по

7-балльной шкале: 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда - 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1. Рветесь в спор 7 6 5 4 3 2 1 Уклоняетесь от спора 2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражения 7 6 5 4 3 2 1 Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном 3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего 4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов 7 6 5 4 3 2 1 Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов 5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 7 6 5 4 3 2 1 Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента 6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 7 6 5 4 3 2 1 В напряженной обстановке чувствуете себя неловко 7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции 8. Не уступаете в спорах 7 6 5 4 3 2 1 Уступаете в спорах 9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7 6 5 4 3 2 1 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта 10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов.

Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности;

60 баллов - на высокую;

50 баллов - на выраженную конфликтность.

Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Выводы для самосовершенствования: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2

Показать полностью…
27 Кб, 1 декабря 2014 в 15:59 - Россия, Москва, ВАВТ, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении