Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 018551 из НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)

Тема 1: Что такое "Средние века"

• Происхождение понятия

• Изменение содержания понятия во времени

• Периодизации истории Средних веков

• Изучение западноевропейского Средневековья

• Чем мы обязаны Средневековью

1. Происхождение понятия

medium aevum • Деятели эпохи Возрождения

- Флавио Бьондо в труде "Декады истории, начиная от упадка Римской империи" (1483).

• Двухчастное деление мировой истории: древняя и новая (господствовало до XVIII в.)

• Германия XVII в.: Кристоф Келлер (Cellarius)

- Трехчастное деление мировой истории на древнюю, среднюю и новую: "Древняя история" (т. 1), "История средних веков от времени Константина Великого до взятия Константинополя турками (т. 2), "Новая история" (т. 3)

• Историки XIX в.

- Выработка научного понятия, обозначающего период европейской истории

2. Изменение содержания понятия во времени

• Эпоха Возрождения

- Франческо Петрарка (1304-1374) - "темные века"

- Пропасть между "золотым веком" императора Августа и современностью

• XVIII в. Просвещение

- Вольтер

• Начало XIX в. Романтизм

- Вальтер Скотт: "Айвенго" (1819), "Квентин Дорвард" (1823), "Кенильворт", (1821), "Анна Гейерштейнская" (1829) и др.

- Н.В. Гоголь

• "Средневековье" и национализм в середине - второй половине XIX в. : Франция, Германия и др. европейские страны

• XX в. и "реабилитация" Средних веков

• "Средние века" сегодня. "Новое Средневековье"

Вольтер. "Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории от Карла Великого до Людовика XIII"

"...При рассмотрении истории варварских народов, погубивших Римскую империю, испытываешь чувство, похожее на чувство путешественника, который покинул великолепный город и оказался в пустыне, покрытой терниями... Вместо прекрасного латинского языка - 20 варварских наречий, вместо культуры и законов - только варварские обычаи. ...Человеческий разум огрубел среди самых подлых и бессмысленных суеверий... Вся Европа коснеет в этом унижении до 16 в. и освобождается от него лишь путем ужасных судорог... Историю этого времени необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать".

Гоголь Н.В. О средних веках // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1952

№ 1 "Никогда история мира не принимает такой важности и значительности, никогда не показывает она такого множества индивидуальных явлений, как в средние века. Все события мира, приближаясь к этим векам, после долгой неподвижности, текут с усиленною быстротою, как в пучину, как в мятежный водоворот, и, закрутившись в нем, перемешавшись в нем, перемешавшись, переродившись, выходят свежими волнами. В них совершилось великое преобразование всего мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым; им можно назначить то же самое место в истории человечества, какое занимает в устроении человеческого тела сердце, к которому текут и от которого исходят все жилы. Как совершилось это всемирное преобразование? какие удержались в нем старые стихии? Что прибавлено нового? Каким образом они смешались? Что произошло от этого смешения? Как образовалось величественное, стройное здание веков новых? - Это такие вопросы, которым равные по важности едва ли найдутся во всей истории. Все, что мы имеем, чем пользуемся, чем можем похвалиться перед другими веками, все устройство и искусное сложение наших административных частей, все отношения разных сословий между собою, самые даже сословия, наша религия, наши права и привилегии, нравы, обычаи, самые знания, совершившие такой быстрый прогрессивный ход, - все это или получило начало и зародыш, или даже развилось и образовалось в темные, закрытые для нас средние века. В них первоначальные стихии и фундамент всего нового; без глубокого и внимательного исследования их не ясна, не удовлетворительна, не полна новая история; и слушатели ее похожи на посетителей фабрики, которые изумляются быстрой отделке изделий, совершающейся почти перед глазами их, но позабывают заглянуть в темное подземелье, где скрыты первые всемогущие колеса, дающие толчок всему: такая история похожа на статую художника, не изучившего анатомии человека. Отчего же, несмотря на всю важность этих необыкновенных веков, всегда как-то неохотно ими занимались? Отчего, приближаясь к ним, всегда спешили скорее пройти их и отделаться от них, и редкие, очень редкие, пораженные величием предмета, возлагали на себя труд разрешить некоторые из приведенных вопросов? Мне кажется, это происходило оттого, что средней истории назначали самое низшее место. Время ее действия считали слишком варварским, слишком невежественным, и оттого-то оно и в самом деле сделалось для нас темным, раскрытое не вполне, оцененное не по справедливости, представленное не в гениальном величии. Невежественным можно назвать разве только одно начало, но это невежественное время уже имеет в себе то, что должно родить в нас величайшее любопытство.

Гоголь Н.В. О средних веках // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1952

№2 Самый процесс слияния двух жизней, древнего мира и нового, это резкое противоречие их образов и свойств, эти дряхлые, умирающие стихии старого мира, которые тянутся по новому пространству, как реки, впавшие в море, но долго еще не сливающие своих пресных вод с солеными волнами; эти дикие, мощные стихии нового, упорно не допускающие к себе чуждого влияния, но наконец невольно принимающие его; это старание, с каким европейские дикари кроят по-своему римское просвещение; эти отрывки или, лучше сказать, клочки римских форм, законов, среди новых, еще неопределенных, не получивших ни образа, ни границ, ни порядка; самый этот хаос, в котором бродят разложенные начала страшного величия нынешней Европы и тысячелетней силы ее, - они все для нас занимательнее и более возбуждают любопытство, нежели неподвижное время всесветной Римской империи под правлением ее бессильных императоров. Другая причина, почему неохотно занимались историею средних веков, это - мнимая сухость, которую привыкли сливать с понятием о ней. На нее глядели, как на кучу происшествий, нестройных, разнородных, как на толпу раздробленных и бессмысленных движений, не имеющих главной нити, которая бы совокупляла их в одно целое. В самом деле, ее страшная, необыкновенная сложность с первого раза не может не показаться чем-то хаосным, но рассматривайте внимательнее и глубже, и вы найдете и связь, и цель, и направление; я, однако же, не отрицаю, что для самого уменья найти все это нужно быть одарену тем чутьем, которым обладают немногие историки. Этим немногим предоставлен завидный дар увидеть и представить все в изумительной ясности и стройности. После их волшебного прикосновения происшествие оживляется и приобретает свою собственность, свою занимательность; без них оно долго представляется для всякого сухим и бессмысленным.

...История средних веков менее всего может назваться скучною. Нигде нет такой пестроты, такого живого действия, таких резких противоположностей, такой странной яркости, как в ней: ее можно сравнить с огромным строением, в фундаменте которого улегся свежий, крепкий, как вечность, гранит, а толстые стены выведены из различного, старого и нового материала, так что на одном кирпиче видны готфские руны, на другом блестит римская позолота; арабская резьба, греческий карниз, готическое окно - все слепилось в нем и составило самую пеструю башню. Но яркость, можно сказать, только внешний признак событий средних веков; внутреннее же их достоинство есть колоссальность исполинская, почти чудесная, отвага, свойственная одному только возрасту юноши, и оригинальность, делающая их единственными, не встречающими себе подобия и повторения ни в древние, ни в новые времена."

3. Периодизации истории Средних веков

• Советская ("марксистская"): с 476 г. по сер. XVII в.

• 1 период: 476 г. - сер. XI в. (раннее средневековье)

• 2 период: сер. XI в. - XV в. (классическое, или развитое средневековье)

• 3 период: XVI - сер. XVII в. (позднее средневековье)

• Принятые сегодня: с IV/V по XVI в.

- Начало: 476 г., 395 г., нач. IV в.

- Конец: 1492 г., 1453 г., 1517 г.

- Раннее: до XI в., высокое: до XIII в., позднее: конец XV - начало XVI в.

• "Долгое Средневековье" Жака Ле Гоффа

• "Средние века" во всемирной (неевропейской) истории

Жак Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001

...Надо вытолкнуть пробку, именуемую Ренессансом.

Я предлагаю ввести понятие длительного, очень долгого Средневековья, базовые структуры которого развиваются крайне медленно, с III в. и до середины XIX в., то есть до того момента, когда промышленная революция, доминирующее положение Европы в мире, реальное развитие и распространение демократии (отдаленным прообразом которой являлся античный город) породили действительно новый мир, пусть даже еще не полностью свободный от наследия и традиций прошлого.

...Период Средневековья также можно определить, исходя из доминирующей идеологии; не отражая материальную инфраструктуру общества и не являясь духовным двигателем его истории, идеология тем не менее представляет собой одну из существеннейших деталей Функционирования общественного механизма. Долгое Средневековье - это эпоха господства христианства, являющегося одновременно и религией, и идеологией и находящегося в чрезвычайно сложных отношениях с феодальным миром, который оно оспаривает и утверждает единовременно.

4. Изучение западноевропейского Средневековья

• История и историки-медиевисты в XIX в.

- История: основные темы и направления

• Политическая история, история народов, аграрная история, история права

• Споры "германистов" и "романистов"

- Историки-медиевисты: Франсуа Гизо (1787 - 1874); Огюстен Тьерри (1795 - 1856); Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889); Георг Людвиг фон Маурер (2 1790 - 1872), Альфонс Допш (1868 - 1953)

• XX в. Марк Блок (1886 - 1944) и Люсьен Февр (1878 - 1956). "Тотальная история"

• "Бунт медиевистов", средневековые "возрождения"

• История ментальностей второй пол. XX в.: Филипп Арьес, Жорж Дюби, Робер Мандру, Жак Ле Гофф, Арон Яковлевич Гуревич

• Разнообразие тем и подходов в современной медиевистике

Разнообразие тем и подходов в историографии

Западная Европа

• Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

• Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

• Блок М. Клороли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

• Виймар П. Крестовые походы. СПб., 2003.

http://www.krotov.info/history/12/misho/vijmar.html

• Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972.

• Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры (любое изд.).

http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich00.htm

• Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

• Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

• Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о себе самом. М., 2000.

• Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

• Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

• Кордини Ш. Истоки средневекового рыцарства. М., 1981.

• Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997.

http://yanko.lib.ru/books/hist/goff-int_in_m-ru.htm

• Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

• Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

• Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 - 1324). Екатеринбург, 2001.

• Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

5. Чем мы обязаны Средневековью

Что в сегодняшней Европе берет начало в СВ: города, границы современных государств, языки, народы, органы представительной власти, конституции...

Изобретения СВ (больше, чем в античности): книгопечатанье, механические часы, очки, элементы современной одежды (брюки/юбки, пуговицы), ножницы, оконное стекло, огнестрельное оружие...

В СВ люди научились: ходить под парусом против ветра, играть в футбол, использовать удобрения, изготавливать спирт...

Показать полностью…
2 Мб, 12 февраля 2012 в 9:32 - Россия, Москва, НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ), 2012 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении