Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 018558 из НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)

Тема 2: Великое переселение народов и образование новых государств на территории Западной Римской империи.

1. Рим и варвары в первые века н.э.

2. Великое переселение народов (конец IV-VII вв.)

3. Проблемы изучения ВПН.

4. Политическая карта Западной Европы в VI в. Государство франков и его распад.

1. Рим и варвары в первые века н.э.

• Римская империя и варварский мир на рубеже н.э

• Рассказы Цезаря о германцах: Caesaris. Commentarii de bello gallico (58-50 до н.э.)

• Рассказы Тацита о германцах: Tacitus. Germania (98)

• Римская Империя и остальной мир в IV в. (глазами римлян).

Рассказы Цезаря о германцах: Caesaris. Commentarii de bello gallico (58-50 до н.э.)

• Цезарь первым из античных авторов четко и внятно указал на то, что галлы и германцы являются, по существу, разными народами.

• "Германцами" (Germani) Цезарь называл всех варваров, живших восточнее Рейна (11).

• В "Записках о галльской войне" он поместил небольшой очерк, посвященный германцам, их быту и нравам (mores. VI. 21 - 24).:

- обычаи германцев резко отличались от галльских и в первую очередь тем, что у них не было друидов и не практиковалось человеческих жертвоприношений;

- германцы выступают в роли "благородных дикарей". Среди их обычаев и нравов - традиционные для такого рода повествований отсутствие частной собственности на землю, употребление одежды из шкур и половое воздержание, гостеприимство, мясо-молочную диету, имущественное равенство, привычку к деятельному образу жизни, воинственность и храбрость;

- патриархальная простота и строгость нравов германцев резко контрастируют с образом жизни галлов, привыкших к деньгам и предметам роскоши, а также с примерами их бесчеловечной жестокости;

- германцы для Цезаря были "дикарями и варварами", в культурном отношении стоявшими гораздо ниже галлов, но зато превосходившими их в моральном плане;

- они мало занимались производящим хозяйством, предпочитая ему грабительские набеги на соседей. (К примеру, сугамбров Цезарь характеризует как "прирожденных воинов и разбойников". То же самое и о свевах - "грубых варварах", совершавших время от времени разбойничьи набеги на земли своих соседей-херусков, которые отвечали им тем же.)

Рассказы Цезаря о германцах: Caesaris. Commentarii de bello gallico (58-50 до н.э.)

Вопросы:

• Кто такие "германцы"?

• Германцы - антиподы галлов?

• На какие источники опирался Цезарь?

Рассказы Тацита о германцах: Tacitus. Germania (98)

• "Слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами".

• [Описание внешнего вида германцев:] "Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела... вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление".

• [Основа хозяйства составляло разведение скота:] "Германцы радуются обилию своих стад, и они - единственное и самое любимое их достояние".

• "Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом".

Рассказы Тацита о германцах: Tacitus. Germania (98)

Вопросы:

• Этнографическое исследование народов на основании сведений "из первых рук"?

• Политический памфлет, написанный с целью удержать Траяна от похода вглубь Германии?

• Утопия современника, видевшего в первобытном обществе "золотой век"?

Римская Империя и остальной мир в IV в. (глазами римлян)

2. Великое переселение народов

(конец IV-VII вв.)

• Историография: Причины ВПН

- Перенаселенность территории?

- Изменение климата во II-IV вв.?

- Особенности социально-экономического развития?

- Давление народов "второй волны" (гунны, аланы и др.)?

- "Пассионарность"?

• Ход ВПН: что говорят учебники (историческая реконструкция)

• Описания народов (?)

Ход ВПН: что говорят учебники

Древнеримский историк IV в. Аммиан Марцеллин о гуннах

Их дикость превосходит все мыслимое; с помощью железа они испещряют щеки новорожденных глубокими шрамами, чтобы в зародыше уничтожить волосяную растительность, поэтому и старея они остаются безбородыми и уродливыми, как евнухи. У них коренастое телосложение, сильные руки и ноги, широкие затылки; а шириной своих плеч они внушают ужас. Их скорее можно принять за двуногих животных или за те грубо сделанные в форме туловищ фигуры, что высекаются на парапетах мостов... Гунны не варят и не пригоювливают себе пищу, они питаются лишь корнями диких растений и сырым мясом первых попавшихся животных, которое они иногда предварительно согревают, держа его, сидя на лошади, промеж ляжек. Они не нуждаются в крыше над головой, и у них нет домов, равно как и гробниц... Тело они прикрывают полотном или сшитыми шкурками полевых мышей: они не ведают различия между домашней и выходной одеждой и, однажды облачившись в свое тусклое одеяние, не снимают его, пока оно не развалится от ветхости... Они кажутся пригвожденными к своим лошадям... ибо и едят, и пьют, не сходя с них на землю, даже спят и высыпаются, склонившись к тощим шеям своих скакунов.

Христианский писатель V в. Сальвиан

• Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян. У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не разделяют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, нежели терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян. Они уходят к готам, или багаудам, или к другим варварам, которые господствуют повсюду, и совсем не сожалеют об этом. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных. Римского гражданства, некогда не только очень уважаемого, но и приобретавшегося за высокую цену, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх... По этой причине даже те, кто не бежит к варварам, все равно вынуждены превращаться в варваров, как это происходит с большинством испанцев и многими галлами, равно как и со всеми, кого на обширных пространствах римского мира римская несправедливость побуждает отрекаться от Рима. Багауды, к примеру, обездоленные, истерзанные и изничтожаемые нечестивыми и кровожадными судьями, лишены были прав свободных римлян, а вместе с тем и достоинства называться римлянами. И мы называем их бунтовщиками, пропащими людьми, хотя сами же сделали из них преступников.

3. Проблемы изучения ВПН

• Этнические представления древних римлян и вопросы современных ученых

- Римлянин = часть общества и субъект права; варвар = часть дикой природы

- "Аламанны" - это "банда" или дикое племя?

- Кто такие "гунны"? Кто такой Атилла?

• Националистическая историография

- ВПН - начало национальной истории

- "Великое переселение народов" или "варварские нашествия"?

4. Политическая карта Западной Европы в VI в. Государство франков и его распад.

• Образование варварских государств на территории Западной Римской империи

• Государство Меровингов. Хлодвиг и принятие христианства

• Империя Карла Великого

• Раздел Каролингской империи в IX в. и новая политическая карта Европы

Показать полностью…
597 Кб, 12 февраля 2012 в 9:32 - Россия, Москва, НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ), 2012 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении