Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
rtf

Студенческий документ № 018562 из НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)

Методология и методика криминологических исследований

Понятие методологии многозначно. Оно наполняется различным содержанием в зависимости от мировоззрения, идеологических позиций, культурных традиций, практического опыта и собственных интересов исследователя. Но главным всегда должно оставаться следующее: методология - это совокупность методов, приемов, способов исследования соответствующих явлений или процессов; в данную совокупность входят не только технические приемы исследования, но и (прежде всего) принципиальные теоретические положения и аксиомы мировоззренческого характера, определяющие путь научного исследования, предел (границы) последнего, его основные взаимосвязи - внешние и внутренние. Здесь надо подчеркнуть такое обстоятельство: методология есть система оснований и методов научного познания, а всякое отдельное методологическое средство (подход, принцип, тип анализа) - лишь относительно самостоятельная часть методологии. Нельзя, однако, говорить о методологии в чистом виде. Она всегда теоретична, что еще более ее обогащает. Осуществляя криминологические исследования, следует исходить именно из такого понимания методологии, рассматривая ее как применение обусловленной диалектическим методом (теорией познания) совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исследования. При этом обязательно следует учитывать, что методология любой конкретной науки, в том числе и криминология имеет два источника - философию и теоретический опыт, накопленный данной конкретной наукой.

Криминология, являясь по отношению к философии частной (специальной) отраслью знания, в свою очередь выступает как методологическая по отношению к криминологическим исследованиям. Поэтому такие исследования связаны, во-первых, с философией непосредственно, черпая из нее философские положения и обоснования, во-вторых, с криминологией. Отсюда вытекает два вывода: первый - криминологические исследования непосредственно опираются на философский фундамент (всеобщая методология); второй - эти исследования базируются на теории криминологии (частная методология). Система конкретных методов криминологических исследований всегда является областью интерпретации криминологии. Именно эта наука дает методам криминологических исследований и их системе определенное методологическое обоснование. Здесь, однако, надо учитывать еще одно обстоятельство. Криминологические исследования являются частью криминологии, входят в нее (в ее предмет) как органически необходимый элемент, а криминология является правовой наукой. Следовательно, связь криминологических исследований (как и криминологии в целом) с философией осуществляется и через общую теорию права. Это так называемая промежуточная связь. Но она объективно существует и не считаться с ней нельзя.

Криминологические исследования всегда основываются в первую очередь на соблюдении общих методологических принципов научного поиска. Общефилософская методология включает в себя не только категории, выражающие наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, но и категории, отражающие специфические стороны, связи процесса познания и его воплощения в практическую деятельность, а также методологические принципы. Являясь основой и криминологических исследований, эти принципы заключаются главным образом в следующем: отношение к преступности как к действительности и объективной реальности; необходимость отделения существенных элементов от второстепенных при изучении преступности как объективной реальности; признание постоянства и изменчивости элементов, составляющих преступность; учет историчности изучаемых явлений и процессов преступности; признание значения противоречий в развитии преступности; конкретность, объективность. Указанные принципы дают единственно верную общеметодологическую базу для высокоэффективного криминологического исследования и практического решения проблем предупреждения преступности. Необходимо, однако, верное использование этих принципов.

Правильное поднимание и использование методологических принципов особенно необходимо на первых этапах криминологического исследования. В дальнейшем это позволит верно разрабатывать все другие вопросы. Методология, представляющая собой систему определенных теорий, выступает в роли руководящего принципа, орудия научного исследования, средств реализации требований этого исследования.

Что конкретно дает методология криминологическим исследованиям? Ответ на этот вопрос связан с уяснением следующего.

Во-первых, методология позволяет четко определить границы такого исследования и возможности использования его результатов для дальнейшего развития теории криминологии и совершенствования практики предупреждения преступности.

Во-вторых, этим самым методология дает возможность избежать, с одной стороны, недооценки роли теории криминологии в сфере контроля над преступностью, а с другой - неоправданного преувеличения ее места в общей системе искоренения данного негативного явления. Методология несовместима с элементами волюнтаризма и субъективизма в осуществлении такого сложного вида социальной деятельности как контроль над преступностью.

В-третьих, методология обеспечивает правильный, действительно научный подход к организации криминологических исследований, к оценке изучаемых в ходе подобных исследований проблем. Главное заключается в том, что методология позволяет правильно понять и оценить преступность, познать ее причины и условия, изучить преступления и лиц, их совершающих, верно определить пути предупреждения антиобщественных проявлений в обществе.

В-четвертых, методология предостерегает криминологическое исследование от упрощенного подхода к проблеме взаимосвязей преступности (внутренних и внешних), от однозначного объяснения снижения или повышения ее уровня в целом, в отдельных регионах, а также относительно отдельных видов, категорий и групп преступлений.

В-пятых, методология обеспечивает в процессе криминологического исследования не только получение нового знания, но и (что не менее важно) понимание существа изучаемых явлений.

Обобщая сказанное, надо отметить, что на философском уровне исследуемые криминологией явления и процессы включаются в единую картину социальной действительности и находят объяснение с философских позиций.

Методология обязательно включает в свое содержание и методику исследования. Методика (конкретные методики) - это как бы вторичное звено исследования. В то же время методологию и методику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Методология система наиболее общих, фундаментальных закономерностей и категорий (например, мировоззренческих, нравственных, правовых) или иной творческой деятельности, знания о которых используются при решении ее конкретных задач. Методологические положения охватывают деятельность в целом и имеют самый широкий уровень приложения, выступая в качестве принципов творческой деятельности.. Криминологические исследования есть специфическая форма творческой деятельности, имеющая свою внутреннюю логику. Осуществление этой деятельности, как уже отмечалось, возможно, лишь на основе определенной методологии и методики (методик), которые представляют собой систему своеобразных правил.

Методология на уровне науки криминологии определяет правила (философские принципы), являющиеся специфическими для криминологических исследований. В этом смысле методология - это как бы механизм, регулирующий (на основе положений философии) сам процесс криминологического исследования. Методика же определяет, в каком порядке и в какой последовательности могут выполняться требования методологии. Методика здесь определяет процедурные принципы исследования. При этом устанавливаются "набор" необходимых методов и правила их применения в криминологическом исследовании. Сама процедура применения этих методов есть техника исследования. С этой точки зрения методика и техника криминологического исследования приближаются к практике осуществления такого исследования. Если методология теоретична, то методика (как и техника) - практична.

Между методологией, с одной стороны, и методикой и техникой - с другой, всегда существует тесная взаимосвязь, в частности через методы научного исследования. Методы выступают здесь в роли связующего звена. Наука вполне конкретно объясняет соотношение понятий "методология", "методика" и "техника". Методология - это стратегия, методика - тактика, а техника - маневр в решении исследовательских задач. Нельзя не признать, что, несмотря на известную сформированность научного криминологического знания, криминология все еще испытывает острую нужду в оптимальных и эффективных методиках (процедурах) своих творческих поисков. Нередко это отрицательно сказывается на организационном обеспечении криминологических исследований.

Криминологическое исследование должно быть плановым. Оно всегда начинается с разработки программы и плана анализа конкретного объекта. Программа и план криминологического исследования -настольные документы криминолога, осуществляющего конкретный научный поиск.

Программа представляет собой научную основу осуществляемых криминологом процедур исследования - сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций. В программе конкретно указываются: цель и задачи криминологического исследования, предмет и объект этого исследования, его временные границы (сроки проведения исследования), используемые методы (методики), ожидаемые результаты. Для выполнения такой программы составляется план криминологического исследования, определяются мероприятия поэтапного выполнения программы, исполнители и т.д. Составленный на основе программы исследования план имеет оперативный характер и определяет главным образом последовательность выполнения намечаемых процедур (мероприятий). Как план, так и программа утверждаются одним из руководителей заинтересованного учреждения. Программа и план криминологического исследования в зависимости от их временных границ включаются в перспективные и текущие планы работы учреждения. Заказчиком криминологического исследования (как правило, учреждением) назначается лицо, ответственное за весь комплекс исследовательских работ, а также лица, ответственные за осуществление исследовательских процедур (согласно утвержденному плану исследования). При подготовке программы и плана учитываются имеющиеся в распоряжении учреждения средства, ресурсы и т.д., необходимые для проведения криминологического исследования. Учет реальных возможностей выполнения программы и плана важен всегда, но особенно при осуществлении масштабного криминологического исследования.

Определяемое программой исследование призвано: во-первых, обеспечить эмпирический анализ (на основе теории) круга избранных проблем; во-вторых, наметить пути перехода от эмпирических данных к теоретическому обобщению с таким расчетом, чтобы полученная информация (новые факты) могла служить дальнейшему развитию науки; в-третьих, способствовать выработке практических рекомендаций в конкретной области социального управления. Необходимо всегда помнить, что построение программы исследования - это изложение логики и методов анализа объекта соответственно решаемым задачам. Программа исследования - теоретический документ, отвечающий ряду требований, все части которого связаны в единое целое. Поэтому теоретический уровень программы оценивается не по частям, а в целом.

Всякое криминологическое исследование преследует совершенно конкретную цель, которая достигается решением конкретных задач. Именно в определении целей и задач криминологического исследования проявляется направляющее воздействие исходных теоретических и методологических положений. В связи с целями и задачами выбираются методы и процедуры исследования. Решение любой к микологической проблемы (с помощью конкретного исследован всегда направлено на достижение тех или иных целей. Потому-то и (цели) криминологического исследования и определяет преимущественную его ориентацию, от которой зависит вся логика проведения данного исследования. Ориентация криминологического исследования, как уже отмечалось, может быть теоретической и прикладной. Однако исследования не могут быть чисто теоретическими или чист прикладными. Для криминологии характерны главным образом теоретико-прикладные исследования. Но, тем не менее, программа криминологического исследования должна четко отвечать на вопрос: на решение какой именно проблемы (теоретической или практическою и на получение какого именно результата (научного ил практического) ориентируется данное конкретное исследование. В соответствии с этим и определяются задачи исследования. Основные задачи соответствуют цели (целям) криминологического исследования.

Конкретизация цели и задач исследования распространяется также на определение его объекта и предмета. Как уже отмечалось, объектом исследования является все то, что изучается (или может быть изучено) в рамках той или иной конкретной науки. Предмет же исследования составляет та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

Объект криминологического исследования отвечает широкому кругу требований. Основные из них: четкое обозначение изучаемого явления по таким параметрам, как вид данного явления, пространственная ограниченность и временное ограничение. Учитываются, конечно, при этом и многие другие требования, которые конкретизируют объект криминологического исследования, при этом он конкретизируется и за счет предмета исследования.

Одному и тому же объекту исследования могут соответствовать несколько различных предметов такого исследования. Каждый предметов исследования по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта исследования он отражает, с какой целью, а главное - для решения какой социальной проблемы выбран предмет исследования. При этом отмечается также: объект и предмет исследования совпадают, когда стоит задача познания всей совокупности эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же не стоит такая задача, когда надо изучать отдельные характеристики объекта, предмета исследования становятся те же стороны, которые содержат эти характеристики. Совпадение объекта и предмета происходит, как правило, в процессе осуществления комплексного исследования. Но в принципе понятие "предмет исследования" отличается от понятия "объект исследования". Один и тот же объект может исследоваться с позиций предметов разных наук. Синтезирует же итог исследования одна наука, и именно та, которая является главной в данном исследовании.

По результатам криминологического исследования всегда готовится отчет - пояснительная записка (результаты выполнения программы и плана исследования) и приложение к ней (цифровые, графические и иные показатели и документы, анкеты, бланки и т.д.). Отчет является основным исходным документом подготовки директивных решений и различного рода научных трудов. Характер отчета зависит от того, каким было криминологическое исследование - теоретическим или прикладным. Но в любом случае здесь дается содержательный анализ полученных результатов криминологического исследования. При этом акцент должен быть сделан на теоретических выводах и научных рекомендациях (если исследование было теоретическим) и на практических выводах и конкретных предложениях практике (если исследование было прикладным). Желательно, чтобы к отчету были приложены и рекомендации по порядку внедрения в практику результатов исследования. Конечно, особенности отчета не могут не соотноситься со спецификой именно криминологического исследования, что пронизывает все содержание отчета.

Научные рекомендации, выработанные в результате исследования, не могут быть расплывчатыми и неконкретными. Они носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь то, что подлежит внедрению в науку или практику. В любом случае такие рекомендации должны быть научно обоснованными. Научные рекомендации незамедлительно доводятся до заинтересованных коллективов - ученых или практических работников. Если рекомендации не выработаны, то проводятся дополнительные исследования.

Одна из основных задач учения о методологии состоит в систематизации методов научного познания, раскрытии их внутренней организации, принципов взаимосвязи. Эта задача актуальна и для криминологической науки.

Любые научные исследования, в том числе и криминологические, предполагают использование различных методов. Выдвижение на первый план тех или иных из них зависит от целей и задач исследования, а также условий его проведения. Однако для правильного понимания и применения методов, определения их ведущей и второстепенной роли наука классифицирует их на три основные группы: всеобщий метод познания (диалектический и исторический материализм); общие методы научного познания, т.е. общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, обобщение и абстрагирование, гипотеза, аналогия, моделирование, эксперимент и т.д.); частные методы конкретных исследований, т.е. частно-научные методы (анкетирование, непосредственное наблюдение, интервьюирование, анализ документов, статистические методы и т.д.). Существует и такая классификация: методы, используемые только в данной науке (эта особенность относительна, поскольку абсолютно неповторимых методов нет), и методы, которые являются общими для всех (или большинства) наук. Разумеется, в конкретном виде (например, при проведении конкретного криминологического исследования) имеет место комбинация методов: частные методы опираются на общие, общенаучные методы учитывают специфику частных и т.д. Эта комбинация (или, как иногда говорят, стыковка) особенно проявляется при использовании частных методов, применяемых в рамках криминологической науки. Стыковка методов предназначена для совмещения и синтеза получаемых разными методами данных о явлениях преступности, с одной стороны, и для осуществления их анализа с широких социальных позиций - с другой. Задача стыковки (или комбинации) методов может быть сведена к задаче их систематизации (образования системы методов). Это уже ближе к методике и технике криминологического исследования. Существует здесь связь также с наблюдением и анализом. А их единство очевидно.

3.3. Методы криминологических исследований

Общенаучные методы криминологических исследований. Познание человеком как физических, так и социальных явлений началось многие тысячелетия назад. В процессе этой деятельности человек делал открытия, касавшиеся не только окружающей реальности, но и способов ее изучения. За многие века выкристаллизовались определенные исследовательские приемы, которые вошли в человеческую культуру как общенаучные методы.

К общенаучным методам эмпирических исследований относятся наблюдение и эксперимент.

Теоретические методы познания включают: анализ и синтез, сравнение, логический метод, историзм, системно-структурный метод.

Наблюдение (в различных формах) - основной источник информации об окружающем мире. Наблюдение - чувственное восприятие реальности. Оно может быть непосредственным (когда наблюдатель не пользуется никакими приборами) и опосредованным (когда восприятие обеспечивается определенными приспособлениями и устройствами). Изобретение таких устройств и применение их в наблюдении нередко становилось источником научных открытий и способствовало возникновению новых областей познания. Например, изобретение микроскопа в корне перевернуло представления человечества о строении микромира. Телескоп позволил наблюдать галактики и стал отправной точкой формирования новой науки - астрономии. В XIX в. были разработаны социологические методы наблюдения, которые позволили выявить немало закономерностей общественного развития.

Как научный метод наблюдение определяется следующим образом - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное исследовательской задачей. Одним из главных требований к организации наблюдения является объективность, т.е. возможность подтвердить результаты наблюдения повторным наблюдением или иными методиками.

Для фиксирования результатов наблюдения используются различные способы: протокол, фотография, рентгенография, видеозапись. В отдельных случаях наблюдение тесно связано с такой научной процедурой, как измерение. Такому наблюдению должна предшествовать разработка системы мер, измерительного инструментария и приемов измерения.

Главная задача наблюдения - зафиксировать эмпирический факт для ко последующей интерпретации либо для использования его в качестве аргумента в пользу той или иной гипотезы.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Основоположниками экспериментального метода познания считаются Г. Галилей и Ф. Бэкон, хотя, несомненно, различные опыты человек научился делать гораздо раньше.

Эксперимент осуществляется на основе научной теории, которая проверяется и уточняется по результатам проведенных опытов. Главное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что в ходе эксперимента исследователь активно воздействует как на исследуемый объект, так и на среду, в которой он изучается. Эксперимент - это такой метод исследования, при котором сохраняются постоянными условия бытия явления (константы) и на этом фоне изменяют одно из условий (переменную). Исследователь наблюдает, как изменяется явление при изменении переменной. На основании этих изменений выявляется наличие или отсутствие зависимости между объектом исследования и переменной. Обязательное требование к условиям проведения эксперимента - переменная должна быть единственной, все остальные условия - неизменны. В противном случае невозможно однозначно интерпретировать результаты эксперимента: останется неясным, что повлекло изменение изучаемого объекта - изменение первой переменной или второй, или их обеих.

В отдельных случаях, когда исследуемая реальность слишком сложна, чтобы исследоваться в лабораторных условиях, ее заменяют моделью. Главное требование к модели заключается в том, чтобы она по изучаемым свойствам соответствовала моделируемому явлению. Сегодня все чаще и чаще экспериментальная работа неразрывно связана с моделированием. Модель может иметь и математическую форму. При таком подходе иногда теряется грань между эмпирическим и теоретическим познанием, что может быть вполне оправдано позитивными результатами. В психологии и криминологии иногда используют такую методику, как мысленный эксперимент: человеку предлагают в уме смоделировать определенную ситуацию и представить, как бы он себя повел в изучаемых условиях.

Разделение эмпирического и рационального познания носит условный характер. В реальности без теоретического осмысления невозможно более или менее адекватно воспринять окружающий нас мир, не говоря уже об экспериментировании. Различные ощущения накапливаются в сознании и подсознании, образуя целостную картину мира (синтез). Для углубления познаний об окружающих явлениях человек расчленяет реальность на отдельные явления, а те в свою очередь - на составные элементы (анализ).

Синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон, объекта в единое целое, в систему. Обобщение данных об отдельных преступлениях и исследование их совокупности как нового феномена - преступности - есть синтез. Развитием этого метода является системно-структурный подход.

Анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение) - процедура мысленного или реального расчленения предмета (явления, процесса) на составные элементы. Метод анализа настолько органично входит в большинство исследовательских методик, что в русском языке он нередко рассматривается как синоним исследования вообще. В криминологии применяются различные виды анализа: статистический, социально-экономический, логический, психологический, правовой, политический и др.

Различные явления сравниваются между собой качественно и количественно. Метод сравнения достаточно широко используется в криминологии. Наиболее интересные результаты дает сравнение преступности в разных странах. Когда в 1975 г. 64 страны предоставили в ООН данные об уровне преступности, среди наиболее благополучных государств в этом отношении оказались весьма разнородные страны: Япония, Швейцария, Германская Демократическая Республика, Болгария, Непал. Американская исследовательница Фреда Адлер попыталась изучить причины столь низкого уровня преступности в эти странах. Главным исследовательским методом было сравнение. Эта метод позволил сопоставить различные элементы социальной системы в указанных странах, чтобы выявить общее: относительное социальное равенство и хорошо отлаженные механизмы социального контроля были характерными элементами социальных систем всех исследованных государств. Например, королевство Непал - бедная страна, уровень доходов и материального потребления непальцев очень низок. Низка и преступность. Причина этого заключается в относительном социальном равенстве. Конечно, далеко не все непальцы одинаково бедны, однако патриархальный уклад жизни, замкнутость родовой жизни сельских общин в горных долинах формируют достаточно низкие стандарты потребления и относительно бесконфликтный образ жизни. Коммуникации и средства связи в стране развиты слабо, большинство сельских общин находятся в естественной информационной блокаде, соответственно, порокам развитых стран не удалось поразить непальскую молодежь. Главным элементом непальской системы сдерживания преступности является семейная община - род и клан. Сопоставление непальской и швейцарской систем воздействия на преступность показывает, что наиболее действенными элементами социального контроля являются семья и община небольшого населенного пункта. Если развитие культуры в стране идет по пути их разрушения, то никакие жесткие меры не спасут общество от неминуемого роста преступности. В этом смысле поиск путей защиты первичных ячеек общества от тлетворного влияния технократической цивилизации является одним из наиболее перспективных направлений криминологических исследований.

Логический метод познания - один из наиболее универсальных приемов рационального рассуждения. Логический метод познания основан на законах исключения противоречий между суждениями. Первый признак истинности нового суждения - оно не должно противоречить другим суждениям, в достоверности которых сомневаться нет оснований. Этот метод позволяет таким образом формулировать теоретические положения и выводы, чтобы логика рассуждении соответствовала логике событий. Логический метод позволяет экономить усилия исследователя. Например, для проверки отдельных гипотез нет нужды в постановке сложных и дорогостоящих экспериментов. Если гипотеза противоречит достоверным знаниям, в дополнительной проверке она не нуждается. Суть логического анализа в сопоставлении между собой различных суждений для выявления противоречий между ними. В ходе разрешения противоречий осуществляется поиск истины.

Рассматриваемый метод позволяет проанализировать не только логичность и непротиворечивость гипотез, но также логичность описания хода исследования. Если выводы содержат противоречивые суждения, вряд ли их можно признать истинными (для этого не потребуется специальной проверки). Логика аргументации заключается в том, что выводы должны соответствовать аргументам. А факты, используемые в качестве аргументов, должны соответствовать научным методам, с помощью которых их можно установить. Например, сновидения могут быть основой исследования подсознания методом ассоциаций. В то же время, если человеку приснилось, что в будущем резко возрастет уровень преступности - вряд ли такое сновидение может быть положено в основу научного прогноза.

Все новое - это хорошо забытое старое. Данная поговорка иллюстрирует суть исторического метода познания. Исторический метод позволяет сопоставить различные эпохи, выявить социальные механизмы, которые эффективно функционировали в тех или иных условиях (либо, наоборот, отрицательно зарекомендовали себя). Исторический подход позволяет не повторять ошибок прошлого. Например, исторический опыт учит, что одними лишь жесткими мерами справиться с преступностью не удавалось никому и никогда. В 80-х гг. XX в. президент США Рейган и премьер-министр Англии Тетчер поставили этот факт под сомнение. Их карательная политика в области воздействия на преступность потерпела крах, и это было еще одним аргументом в пользу исторического метода.

Системно-структурный метод - один из наиболее сложных и одновременно один из наиболее продуктивных приемов исследования.

Системность - атрибут бытия. Практически любой фрагмент окружающей нас реальности может быть рассмотрен как система. Данное свойство объективного мира легло в основу специальной научной методологии, которая получила название системного подхода. Его научная ценность заключается в том, что определенные проблемы невозможно решить без системного исследования. Если феномен имеет сложную структуру и его существование опосредованно связями с другими явлениями, то познание фундаментальных закономерностей бытия и сущностных характеристик такого объекта исследования невозможно без рассмотрения его как системы. Системную методологию развивали многие исследователи, в середине XX в. она была обобщена и сформулирована в качестве принципа научного познания основоположником общей теории систем австрийским ученым Людвигом фон Берталанфи.

Системный подход оказывается особенно продуктивным в тех областях, где абстрагироваться от многомерной структуры феномена невозможно без ущерба для понимания глубинных основ его функционирования и развития. В том, что к таким феноменам относится общество и различные проявления социальной жизни, сегодня ни у кого не возникает сомнений. Системный анализ социальных проблем позволяет увидеть связь между явлениями там, где не темные подходы ее не улавливают. В ходе многомерного анализа зависимости, традиционно рассматривавшиеся как второстепенные, могут быть оценены как существенные и даже главные. Системное исследование позволяет выявить новые значимые научные факты, оно существенно расширяет познавательную реальность. Например, анализ структуры воздействия показывает, что к числу основных его элементов относятся субъект, объект и меры воздействия. Они являются той осью, вокруг которой группируются все остальные компоненты процесса. Это определяет структуру анализа данной системы. Одним из принципов рационального воздействия является соответствие способа влияния в первую очередь природе объекта воздействия, во вторую - возможностям и целям субъекта. Поэтому при исследовании системы антикриминального воздействия вначале логично проанализировать сущность объекта воздействия, затем возможности и цели субъекта и на этой основе выявить оптимальные варианты конструирования действенных мер воздействия на преступность.

При анализе преступности и факторов, ее обусловливающих, нас в первую очередь будет интересовать, из каких элементов она состоит, какие из указанных элементов более доступны разрушающему воздействию, уничтожение каких элементов влечет наибольший разрушающий эффект.

При исследовании разрушения преступности особую значимость приобретают оптимальные цели и объективные показатели достижения их. Несистемный анализ может удовлетворить традиционный показатель разрушения - уменьшение количества преступлений, совершаемых в стране или регионе за определенный период. Системный анализ показывает, что при статистическом снижении цифры преступности страх перед ней может возрастать. Официальная цифра преступности оказывается не очень надежным показателем того, какие процессы доминируют в криминальном феномене: разрушения или развития. Преступность становится объектом разрушения постольку, поскольку мешает людям нормально жить, уменьшает или уничтожает безопасность. Поэтому рост в обществе страха перед преступностью (криминофобии), вероятно является более объективным показателем неблагоприятного развития преступности. Одной из целей и положительным результатом разрушающего воздействия на преступность может быть уменьшение криминофобии. Системный подход требует выработки целого комплекса объективных показателей благоприятных перемен в преступности.

Психологические методы криминологических исследований являются важнейшим инструментом исследования субъективной стороны преступления. Поскольку изучение субъективных предпосылок преступного поведения является ключом к анализу объективных факторов преступности, можно констатировать: роль психологических методов в процессе изучения криминальных феноменов весьма значительна.

К числу психологических методов изучения преступного поведения относятся: эксперимент, наблюдение и самонаблюдение, анализ деятельности и ее результатов, биографический метод, анализ документов, беседа, интервью, тест, метод обобщения независимых характеристик, социометрия.

Психологические эксперименты многообразны и сложны. Некоторые из них требуют весьма сложного оборудования. В криминологии находят применение экспериментальное исследование зависимо поведения человека от определенных условий, например, какие перемены происходят в личности ребенка после изъятия его из семьи, если родители оказывали на него негативное влияние. Результаты таких экспериментов весьма неоднозначны. Они свидетельствуют о том, что неблагополучная семья подчас оказывается более благоприятной средой для формирования нормальной детской психики, чем детский дом, где ребенок практически лишен семьи. Подобные эксперименты показывают, что такие социальные инструменты как лишение родительских прав и направление ребенка в специальные педагогические учреждения следует использовать ли в тех случаях, когда семья представляет угрозу физическому психическому здоровью детей.

Требует улучшения и социальная среда в детских домах. Эксперименты американских ученых в этой области показали, что наиб эффективны семейные детские дома. Семейные детские дома оказались также эффективным исправительным учреждением для малолетних преступников.

Применяются в криминологии и педагогические эксперимент главная цель которых изучить, как влияют на личность те или методики педагогического воздействия - какие из этих методик эффективны, а какие нет. Суть этих экспериментов проста: на лично оказывается воздействие в той или иной форме, после чего исследуется, удалось ли скорректировать криминогенные качества.

В ходе психологических экспериментов проходят проверку на надежность различные методики изучения личности. Значимость таких экспериментов для криминологических исследований несомненна.

Объектом психологического наблюдения являются поступки, высказывания, мимика, жесты, манера одеваться, татуировки, шрамы. В ходе психологического наблюдения могут отрабатываться методики изучения личности, выявляться зависимости между внешними проявлениями и внутренними качествами человека. Значительную помощь в отработке методик изучения личности оказывает самонаблюдение. Этот метод позволяет исследователю, используя приемы аналогии, достаточно глубоко проникать в субъективный мир сначала собственной личности, а затем и других людей. В ходе самонаблюдения особую значимость имеет выявление типичных схем восприятия, реагирования, поведения.

Психологическое наблюдение является эффективным приемом изучения личности человека. Татуировка иногда может рассказать о человеке больше, чем официальная характеристика. Например, татуировка церкви на груди или спине почти со стопроцентной вероятностью свидетельствует о том, что ее носитель находился в местах лишения свободы. То же касается татуировок на веках ("Не буди") и пикантных частях тела. Татуировка перстней на пальцах - также один из атрибутов преступной культуры. Некоторые татуировки в местах лишения свободы делают принудительно: позорящие и угрожающие татуировки. К первым относится перстень с шестью точками и цифрой шесть ("шестерка"), а также перстень с тремя точками ("петух" - пассивный гомосексуалист). Обычно по выходу на свободу эти перстни делают полностью синими или черными, чтобы скрыть прошлое. Шрам, свидетельствующий о выжигании перстня свидетельствует, что у человека был позорящий символ. К угрожающим татуировкам относятся изображение могилы и креста (чаще всего на видимой части руки). Эта татуировка - своеобразная печать под какой-то угрозой (обещал сохранять тайну под страхом смерти или повиноваться и т.п.) Показательными в плане изучения личности могут быть и жесты, манера одеваться, прическа.

В последнее десятилетие весьма актуальной в России стала проблема наркомании. Многие ученые одним из главных субъектов профилактики наркомании рассматривают семью. Наблюдение за детьми может позволить выявить на ранних стадиях факт пристрастия к наркотическим веществам и принять соответствующие меры, которые тем эффективнее, чем раньше родители начинают бить тревогу. К числу признаков употребления наркотиков, которые можно выявить в процессе наблюдения, относятся:

- суженные зрачки, остекленевший взгляд;

- ненормальный аппетит и сон: чрезмерный аппетит чередуется с отказом от еды; ночная бессонница, и сонливость в течение дня;

- вялость, апатичность;

- отказ от рубашек с короткими рукавами и футболок, чтобы скрыть следы уколов;

- раздражительность.

Особенно продуктивны длительные наблюдения, которые позволяют отсеять случайные реакции и нетипичные поступки человека. В отдельных случаях исследователи ведут дневники педагогических наблюдений, в которых фиксируются наиболее значимые поступки, высказывания человека, характер его реагирования на замечания) поступки окружающих. Синтез всего, что удалось подметить в веке в ходе такого наблюдения, нередко дает достаточно полную объективную картину его личности, позволяет прогнозировать его поведение. Этот прием в отдельных случаях выделяют в само тельный метод - анализ деятельности и ее результатов.

Анализ деятельности и ее результатов обычно проводят по материалам наблюдения, выполненного самим исследователем (непосредственное наблюдение) или другими людьми (опосредованное наблюдение). Результаты опосредованного наблюдения изучаются по документам (характеристикам, протоколам допросов, карточкам поощрений и взысканий, видеозаписям и т.п.) либо они становятся предметом опроса в ходе беседы или интервью.

Особую ценность в плане анализа личности методом изучен документов представляют записные книжки, дневники, письма, писки, изъятые в ходе предварительного следствия.

Беседа и интервью позволяют не только расспросить мнение окружающих о том или ином человеке, а также узнать о тех условиях, в которых он воспитывался и жил. В ходе беседы необходимо де поправки на то, что люди имеют склонность к самоприукрашиванию (причем нередко они готовы обманывать даже самих себя). Эта особенность затрудняет, но не исключает возможности изучения личности и прогнозирования поведения. Искусство исследователя заключается в умении делать поправки на различные психологические особенности людей.

Еще одной проблемой при изучении человека в ходе беседы является то, что недостаточно опытные исследователи плохо развитую речь, неумение человека самовыразиться (а иногда и нежелание это делать) принимают за бедность и ограниченность самой личности, неразвитость ее интеллекта. При установлении психологического контакта такие личности могут раскрыться с самых неожиданных сторон, проявить незаурядные умственные способности.

Сущность психологического тестирования заключается в том, что человеку задаются вопросы или предлагается выполнить определенное задание (нарисовать что-либо; придумать рассказ или окончание рассказа; сказать, на что похоже пятно; назвать любимый цвет; подобрать синонимы к словам, выполнить какие-либо действия и т.п.)

Тестирование стало применяться в Европе и Америке в XIX в. Тест, например, оказался достаточно эффективным инструментом оценки умственных способностей. Особенно удачным в: отношении был признан тест Бинэ-Симона. Он был создан в 1905 г. французскими учеными Альфредом Бинэ и Теофилом Симоном. Это тест, состоящий из большого количества вопросов разной степени трудности, позволял определить "возраст умственного развития": предполагалось, что нормально развивающийся ребенок в определенном возрасте должен знать ответы на определенные вопросы, умственное развитие градуировалось по шестнадцатилетней шкале. Немецкий психолог В. Штерн, доработав этот тест, предложил с его помощью рассчитывать коэффициент умственного развития - IQ (сокращение igence quotient"). В 1908 г. американский криминолог, профессор университета в Огайо Генри Годдард перевел этот тест на английский язык и начал серьезное исследование умственного развития преступников. Используя тест Бинэ-Симона, Годдард определил умственный уровень лиц, страдающих умственной отсталостью в различной степени: интеллектуальный возраст идиотов составлял 1-2 года, имбицилов - 3-7 лет, дебилов - 8-12 лет. Именно в рамках последней возрастной группы, по Годдарду, находится большинство преступников.

Биографический метод - детальный анализ этапов жизни человека с раннего детства, а по некоторым методикам - даже с эмбрионального состояния. Этот метод позволяет проследить жизнь человека на протяжении длительного времени, проанализировать характер его отношений с родителями, близкими родственниками, сверстниками. С помощью биографического метода удалось установить, например, зависимость между нежелательностью беременности и последующей склонностью к преступному поведению. Результаты психологических исследований нашли подтверждение в исследованиях биохимиков и эндокринологов. Дело в том, что в случае если ребенок нежеланный, эндокринные железы выделяют специфические вещества, и эмбрион каким-то образом чувствует неприязненное отношение матери. Как правило, это оказывается отправной точкой формирования невротизма и тревожности, а те в свою очередь формируют скрытую и безмотивную агрессивность. Наиболее интересным исследованием, проведенным на основе данного метода является работа Ю.М. Антонина и Е.Г. Самовичева. (См. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. - М., 1983).

В отдельных случаях биографический метод сочетается с многолетним наблюдением за деятельностью человека. Например, этот метод использовали американские ученые Глюк. В 1943 г. они опубликовали интересную книгу "Преступные карьеры в ретроспективе", в которой отразился почти двадцатилетний опыт изучения преступников.

Социометрия - методика изучения межличностных отношении в группе. Основой этой методики является опрос членов группы о характере взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, сослуживцами, сотрудниками. Результаты опроса обрабатываются, вычисляется, кто из членов группы пользуется наибольшим предпочтением, а кто - наименьшим, кто является неформальным лидер насколько неформальная структура в группе соответствует служебной иерархии. Эти исследования позволяют понять сущность межличностных конфликтов в микрогруппах.

В ряде аспектов для изучения преступного поведения могут использоваться методики зоопсихологов. Например, наблюдение за животными позволило установить, что агрессивность их возрастает параллельно с возрастанием их числа на единице площади. Агрессивность животных в зоопарке гораздо выше, чем в дикой природе, которые психологи и социологи сравнивают городские условия жизни людей с жизнью животных в зоопарке и в этом усматривают один из источников человеческой агрессивности.

Психоаналитики для изучения подсознательной сферы лично используют метод ассоциаций, анализ оговорок (случайно сорвавшихся с языка слов и фраз), толкование сновидений.

Социологические методы зарекомендовали себя как весьма эффективный инструмент криминологических исследований. К их числу относятся: опрос; изучение документов; социологическое наблюдение; социальный эксперимент.

Опрос - самый распространенный исследовательский метод. С его помощью добывается большая часть эмпирической информации о преступности и ее причинах. Различаются следующие виды опроса: беседа; интервью; анкетирование.

Беседа проводится по предварительно составленному плану в ходе свободного общения. Первоначальный план по ходу беседы может изменяться и дополняться. Информация, получаемая в ходе беседы в значительной мере определяет ее дальнейшее направление. Преимущество беседы по сравнению с другими методами опроса заключается в том, что она позволяет изучать самые различные вопросы, затрагивать сложные проблемы, в которых сам исследователь иногда недостаточно разобрался, которые не всегда удается четко сформулировать (нередко четкие формулировки и даже решение проблем приходят именно в ходе беседы - опрашиваемый может активно участвовать в этом процессе). В ходе беседы исследователь имеет возможность использовать и некоторые психологические методики изучения личности, чтобы понять насколько правдивы ответы, как лучше формулировать вопросы, чтобы не насторожить или не обидеть респондента.

Обычно беседа используется на начальных этапах исследования. Беседа позволяет не только получить ценную эмпирическую информацию, но и разработать иные опросные методики (опросник для интервью, анкету, программу наблюдения и т.п.).

Информация, получаемая в ходе беседы, фиксируется в протоколе или записывается на диктофон. Недостатком беседы как метода опроса является трудоемкость и малая возможность формализации (трудность сопоставления результатов различных бесед). Поэтому в широких масштабах этот метод, как правило, не используют.

Интервью в отличие от беседы более скоротечно, более жестко запрограммировано и содержит ограниченное число вопросов. По степени формализации процедуры социологи выделяют следующие виды интервью: свободное; стандартизированное.

Свободное интервью отличается от беседы наличием вопросника, но при этом возможно и отклонение в сторону по ходу опроса, если опрашиваемый затрагивает интересные для исследователя вопросы. Стандартизированное интервью проводится строго по вопросам, задаваемым в одинаковой форме. В отдельных случаях в опроснике предусматривается несколько вариантов ответов, из которых респондент должен выбрать предпочтительный. Стандартизированное интервью может проводиться с участием значительного числа помощников, которые не обладают большой социологической грамотностью (строгая формализация процедуры не позволяет им делать ошибок).

По числу опрашиваемых выделяют индивидуальное и групповое интервью. Индивидуальное интервью позволяет уточнять и углублять вопросы. Групповое - экономит время и затраты, хотя степень точности такого опроса уменьшается. Групповое интервью используют, когда степень строгости измерения не является принципиальной.

По кратности опроса выделяют однократное и панельное интервью. Первое проводится один раз, панельное - это многократный опрос одной и той же группы. Панельное интервью позволяет изучить, как изменилось мнение той или иной группы по определенному вопросу после какого-то события (например, стали ли люди больше бояться преступности или меньше после принятия мер).

Анкетирование - один из наиболее распространенных методов сбора первичной социологической информации. Анкетирование осуществляется посредством выдачи опрашиваемым анкеты - документа, содержащего перечень конкретных вопросов. По сравнению с другими методами опроса анкетирование обладает рядом преимуществ:

- позволяет опросить большие группы людей в короткий срок с малой затратой сил;

- дает возможность максимально формализовать опрос, обеспечивает возможность компьютерной обработки и анализа исследовательского материала;

- дает хорошую сопоставимость полученных данных;

- обеспечивает анонимность ответов.

В анкете выделяют вводную, статусную, основную и заключительную части. Во вводной обычно указывается цель исследования и кто его проводит. В статусной должны учитываться сведения о том, кто заполняет анкету. Основная часть - перечень вопросов. Заключительная часть может содержать благодарность и предложения по изучаемой проблеме или совершенствованию анкеты. Вопросы анкеты по форме могут быть:

- дихотомическими (предусматривать только ответы "да" или "нет");

- закрытые (предусматривать перечень возможных ответов);

- открытые (ответ опрашиваемый должен сформулировать и написать сам);

- комбинированные (открыто-закрытые - после вопроса дается несколько вариантов ответа, но опрашиваемому предоставляется возможность высказать и иное мнение: оставляется место для самостоятельного письменного ответа).

- прямые и косвенные;

- личные и безличные.

Обычно более достоверные ответы респонденты дают на косвенные вопросы. Если косвенная формулировка позволяет не изменять смысл вопроса, ей также следует отдать предпочтение (например, опрашиваемый говорит, что ему больше нравится в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, чем дома - ответ о том, что дома ему плохо. В прямой постановке он такого ответа мог и не дать).

По функциям вопросы бывают основные, контрольные, дополнительные. Для того чтобы проверить достоверность ответов, в ту иногда помещают контрольные вопросы (о том, о чем уже спрашивали, только вопрос формулируется несколько иначе - если в ответах есть противоречия, такая анкета бракуется, не учитывается в обработке). В отдельных случаях в анкету включается группа вопросов, которую называют шкалой лжи - это вопросы, на которые абсолютное большинство людей дает одинаковые ответы (если несколько ответов в шкале лжи нетипичны - я не перехожу дорогу в неположенном месте, я не люблю смотреть интересные кинофильмы и т.п. - такую анкету бракуют).

Анкеты могут содержать от одного-двух до нескольких сот вопросов. При этом следует иметь в виду, что большая анкета может не только утомить, но и напугать респондента, он даже не будет ее читать (либо выбросит, либо заполнит механически, даже не читая вопросов). Заполнение большой анкеты - это микроисследование, самоанализ, который требует не только много времени, но и напряжения памяти, интеллекта. Абсолютное большинство людей к этому относится отрицательно. Оптимальной можно считать анкету из 5-7 вопросов. Социологическая практика показывает, что при заполнении большой анкеты респондентов надо дополнительно стимулировать (например, выплатой денежной суммы).

Анкетирование может быть очным (когда исследователь лично присутствует в аудитории, где заполняется анкета) и заочным (анкета рассылается по почте и передается через третьих лиц). Наиболее точные результаты дает очное анкетирование. В социологической практике нередки случаи когда, например, присланные в колонию анкеты заполняет один и тот же заключенный (писарь).

Анкетирование бывает открытым и анонимным. В последнем случае опрашиваемые не указывают в анкете своих данных. Анонимное анкетирование позволяет снять страх, что обеспечивает более высокий уровень достоверности. Это имеет особое значение при использовании методики так называемой саморегистрирующейся преступности - опрашиваемым задается вопрос, не совершали ли они преступлений. При надлежащем обеспечении анонимности отдельным исследователям удавалось получить весьма впечатляющие цифры - около 100% опрашиваемых давали положительные ответы.

Изучение документов в социологии имеет особую ценность, поскольку многие социальные факты регистрируются в тех или иных материалах, отчетах, уголовных делах, статкартах и т.п. Для изучения преступности особое значение имеет изучение уголовных дел, приговоров, представлений по уголовным делам, статистических отчетов и других документов, содержащих данные о преступности, личности преступника и причинах преступлений.

Изучение документов проводится по специальной программе, в которой указывается, какие документы и где подлежат изучению. Основная часть программы - перечень вопросов, подлежащих изучению. Обычно варианты ответов на эти вопросы формализуются, что делает результаты таких исследований сопоставимыми. Различие между таким изучением документа и интервьюированием заключается лишь в том, что исследователь не задает вопросы, а сам пытается найти на них ответы, читая документ. По результатам изучения документов обычно составляются таблицы. В отдельных случаях это могут быть протоколы изучения, к которым иногда прилагаются копии наиболее интересных документов.

Одним из вариантов изучения документов является так называемый контент-анализ (от англ, content analysis - анализ содержания) Этот метод обычно применяют при анализе средств массовой информации, в которых содержится немало ценной информации, в том числе и о преступности.

Социологическое наблюдение - специально организованное, планомерное, целенаправленное восприятие социальной действительности. Отличительной особенностью социологического наблюдения является то, что оно, как правило, носит непосредственный характер - главным инструментом восприятия информации является зрение и слух.

Наблюдение проводится по специальной программе, в которой со держится перечень наблюдаемых объектов (явлений), обстоятельства и условия, в которых предполагается провести наблюдения, а также вопросы, ответы на которые необходимо получить в ходе наблюдения.

В социологии выделяют несколько видов наблюдений, среди которых два являются основными:

- наблюдение со стороны (так называемое полное наблюдение);

- включенное наблюдение и наблюдение-участие (наблюдатель участвует в наблюдаемых процессах).

Метод внедрения в преступные группы (как вариант включенного наблюдения) достаточно популярен за рубежом. Например, Антон Блок прожил несколько лет на Сицилии, изучая уклад сицилийских родов и пытаясь понять истоки силы неуязвимости мафиозных организаций. Френсис Айен вошел в семью мафиози изучил ее структуру изнутри. Аналогичное включенное наблюдение жизни среди мафиози описал Винсент Тереза. R Сервадио провел анализ личности главы мафиозной семьи Бербера. Аналогичные исследования проводятся и в нашей стране. Применительно к преступной среде метод включенного наблюдения довольно опасен. Например, Вадим Нуждин (капитан ВДВ, боксер) в целях исследования феномена дедовщины в войсках в роли солдата прожил в казарме несколько дней. За это время ему удалось зафиксировать много важной информации, однако цена этой информации была немалой - в первую же ночь ему сломали челюсть.

В отдельных случаях восприятие информации бывает непроизвольным - исследователь случайно становится свидетелем важных научной точки зрения событий. Такие наблюдения также представляют значительную ценность.

С помощью опросных методик возможен ретроспективный анализ наблюдений, проведенных не исследователями, а очевидцами событий. Такой анализ тоже имеет большую научную ценность.

Результаты социологического наблюдения обычно фиксируются в протоколах. Иногда к протоколам прилагаются фото- или видеоматериалы.

Социальный эксперимент имеет ряд отличий от общей методики организации эксперимента. Целью социального эксперимента является изучение, какие последствия повлекут те или иные изменения в социальной сфере. Проведение таких исследований в лабораторных условиях, как правило, затруднено. Обычно одним из субъектов социальных экспериментов становятся представители властных структур. Например, по предложению криминологов указом президента США производители автомобилей обязывались клеймить все детали. После такого нововведения число хищений автомобилей в Америке сократилось. Научная гипотеза подтвердилась, эксперимент можно лягать успешным.

Нередко ученые не имеют никакого отношения к принятию тех или иных управленческих решений, однако это не снижает ценности и исследования. Такое исследование социологи называют стихийным экспериментом (или квазиэкспериментом).

В последние годы в ряде регионов России было проведено немало успешных социальных экспериментов в области воздействия на преступность. Например, в Москве в 1996 г. усилиями столичных власти была создана экологическая милиция, после начала работы которой уровень зарегистрированных экологических преступлений и правонарушений возрос в 100 раз. Логично предположить, что с увеличением штатов экологических правоохранительных органов уровень распространенности одного из самых опасных и высоколатентных видов преступности будет снижаться. Введение в штат некоторых школ Волгоградской области должности завуча по правовому воспитанию и профилактике правонарушений также дало положительные результаты в плане предупреждения преступлений несовершеннолетних. Аналогичным образом может быть оценен краснодарский опыт, где в ряде школ появились школьные участковые инспекторы.

Экспериментальная деятельность в области изучения преступности имеет определенные ограничения. Недопустимо создание криминогенных ситуаций, которые могут спровоцировать преступление и завершиться трагедией.

Статистические методы криминологических исследований. Слово "статистика" происходит от латинского status, что в переводе означает состояние, положение. Термин "статистика" употребляется в трех значениях.

Во-первых, статистикой называют вид практической деятельности, направленной на сбор, обработку и анализ цифровых данных, характеризующих состояние какой-либо области общественной жизни, положение дел в какой-нибудь государственной сфере; во-вторых, это наука, ориентированная на разработку теоретических положений и методов, используемых статистической практикой, в-третьих, это совокупность цифровых данных. Значительный импульс развитию статистической науки дало открытие вероятностных закономерностей - таких зависимостей между явлениями, которые могут быть выявлены лишь при большом числе наблюдений. В XIX в. бельгийский исследователь А. Кетле выяви закономерности рождаемости, смертности и преступности. Он установил удивительную вещь: то, что на единичном уровне кажется волею случая или свободной волей отдельного человека (например, число заключаемых браков и число разводов, число рождений и смертей, число убийств и ограблений), оказывается, регулярно повторяем, причем число рожденных детей из года в год остается практически неизменным. Он сделал прогноз, что в очередном году в Бельгии родится несколько десятков тысяч детей. И действительно, число новорожденных совпало с цифрой, рассчитанной А. Кетле. Аналогия образом подтвердился прогноз ученого о числе лиц, которые будут в стране. Исследования А. Кетле имели огромный резонанс. Если в основе преступлений лежит лишь свободная воля, то почему их число остается одинаковым из года в год. Если совершение преступления не зависит от свободной воли, то за что же мы судим и наказываем людей.

Математической основой статистики является теория вероятностей и закон больших чисел.

Теория вероятностей - раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений. Случайные явления повторяются с определенной частотой. По этой частоте повторяемости случайных явлений в прошлом можно рассчитать вероятность появления случайного явления в будущем.

Сущность закона распределения случайных величин - за внешне случайными явлениями стоят скрытые закономерности.

К числу методов статистики относятся: статистическое наблюдение; сводка и группировка; статистический анализ.

Статистическое наблюдение - количественная регистрация качественно однородных фактов (явлений). Сущность статистического наблюдения заключается в том, что исследователь тем или иным методом выявляет интересующие его факты и подсчитывает их. В качестве инструментов статистического наблюдения обычно используют социологические методы: анкетирование, интервью, изучение документов. Социологическое наблюдение также может быть методом статистического наблюдения.

Одной из форм статистического наблюдения является официальная отчетность. Должностные обязанности некоторых лиц предусматривают проведение статистических наблюдений. В органах внутренних дел, например, регистрируется число преступлений, в органах юстиции - число осужденных. Для получения информации, отсутствующей в официальной отчетности, организуют специальные статистические исследования.

По непрерывности учета фактов во времени выделяют текущее (постоянное), периодическое и одноразовое статистическое наблюдение. По полноте охвата совокупности изучаемых явлений выделяют сплошное и несплошное наблюдение. При сплошном изучаются все явления, относящиеся к исследуемой группе. При несплошном - только их часть.

Сплошное наблюдение дает более точные результаты, однако провести такое наблюдение не всегда удается, иногда это просто неэкономично. Например, довольно непросто опросить каждого человека в стране, чтобы узнать мнение граждан по тому или иному вопросу.

Одним из видов несплошного наблюдения является выборочное, которое позволяет при значительной экономии сил и средств получать относительно точные данные. При проведении статистического наблюдения выборочным методом исследуется лишь часть генеральной совокупности, но часть репрезентативная. Для того чтобы понять это определение, необходимо разъяснить ряд понятий.

Генеральная совокупность - все единицы изучаемого явления (например, все жители страны).

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая обычно многократно меньше.

Репрезентативность (представительность) - свойство выборочного массива воспроизводить характеристики всей генеральной совокупности.

Разница между результатами обследования всей генеральной совокупности и результатами обследования выборочной совокупности -ошибка репрезентативности (ошибка выборки).

Ошибки выборки бывают тенденциозные и случайные. Первых можно избежать. Вторые можно измерить.

Для того чтобы избежать тенденциозных ошибок выборки, необходимо следующее: выборочный массив должен представлять уменьшенную модель всей исследуемой совокупности (по качеству - представлены все группы и все элементы; по количеству - пропорции между различными группами должны быть аналогичны генеральной) совокупности).

Для измерения случайных ошибок репрезентативности существуют специальные формулы, но чаще это делают по таблицам А.Я. Боярского. Одна из таких таблиц приводится ниже.

Пользоваться приведенной таблицей несложно. Предположим, опрошено 200 человек и 25% из них высказали какое-то мнение. В левой колонке находим цифру 25 (неважно, где она - в скобках или не в скобках). По этой строке идем до пересечения со столбиком, соответствующим числу наблюдений - 200. На пересечении столбика (2 строки (25) мы находим величину ошибки репрезентативности.

Ошибка репрезентативности записывается следующим образом - 25% + 6,2%, что означает: реальный результат может быть больше или меньше на 6,2%. Чтобы уменьшить ошибку репрезентативности, необходимо увеличить число наблюдений. В криминологических исследованиях приемлемой считается ошибка репрезентативности 2-3%.

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения - второй этап исследования. Если задачей первого этапа было создание статистического снимка явления (зафиксировать в той или иной форме информацию), то задачу второго этапа можно сравнить с проявлением фотопленки и печатанием фотографии. Предположим исследователь опросил 100 человек с помощью анкеты. Пачка анкет лежит у него на столе, информация зафиксирована. Но как ей воспользоваться? Сделать эту информацию удобной для восприятия и анализа - задача, которая решается па этапе группировок и сводки.

Сводка - научная обработка и систематизация материалов статистического наблюдения. Одним из методов сводки является группировка.

Группировка - расчленение статистических показателей на качественно однородные группы по существенным признакам. Группировка и сводка очень тесно связаны между собой, настолько тесно, [то их можно считать единым процессом.

Типологическая группировка представляет собой классификацию с указанием статистических данных о размере каждого класса (например, умышленных преступлений - 90%, неосторожных - 10%).

Структурная группировка - это группировка структур. Она показывает, как варьирует структура того или иного явления во времени или в различных группах. Например, в этом году соотношение умышленных и неосторожных преступлений - 90% и 10%, а в прошлом - Ш и 13%. Эта группировка показывает, что структура преступности ухудшилась - увеличилась доля более опасных, умышленных преступлений.

Аналитическая группировка - синтез статистических данных о двух явлениях, проявляющихся вместе и раздельно. На основе данных о совместном проявлении двух явлений можно судить о наличии связи между ними. Например, если уровень заболеваемости раком в обществе составляет 0,1%, то среди курильщиков эта цифра выше - 11%. Разница в цифрах не случайна. Аналитическая группировка позволяет выдвинуть гипотезу о том, что заболевание раком и курение взаимосвязаны. В исследованиях биологов и медиков эта гипотеза находит подтверждение.

В криминологических исследованиях аналитические группировки используются достаточно часто. Приведем пример. Предположим, что статистические исследования показали: в одном городе в год употребляется 100 л спиртного на душу населения, и там зарегистрирован уровень преступности 1 тыс. преступлений на 100 тыс. населения (1/100). Во втором городе за год употребляется 300 л спиртного на человека, уровень преступности там в два раза выше - 2/100. Астатическая группировка свидетельствует, что по мере увеличения потребления спиртного возрастает преступность - связь между этими явлениями не вызывает сомнений.

Конкретное выражение статистической сводки и группировки находят в таблицах (таблицы бывают простыми, сложными, комбинированными). Иногда для наглядности таблицы иллюстрируют графиками. График позволяет с одного взгляда уловить важную закономерность изучаемого явления. Для иллюстрации статистических закономерностей наиболее часто используют линейный график, столбиковую диаграмму, секторную диаграмму, картограмму.

Статистический анализ - завершающий этап статистического исследования. На этом этапе выявляются различные закономерности, изучается характер взаимосвязи между явлениями. Сущность статистического анализа в сопоставлении между собой статистических данных, расчлененных в ходе группировок. Одним из примеров такого сопоставления являются аналитические группировки, которые по определению являются вариантом анализа. Помимо аналитических группировок к методам статистического анализа относятся: метод обобщающих величин; статистические ряды; корреляционный анализ.

К обобщающим относятся относительные и средние величины, В отдельных случаях обобщающая цифра показывает определенную закономерность. К обобщающим величинам относится, например, коэффициент преступности. Сам по себе он показывает, какая дол населения совершает преступления в течение года. Тем более интересно сопоставить коэффициенты преступности в различных регионах или в разных странах. Можно проследить, как изменялся коэффициент преступности в стране в течение нескольких лет, - вес это несложные варианты статистического анализа.

Статистический ряд - это линейно расположенные статистические показатели, характеризующие структуру, динамику либо иные. закономерности статистической совокупности. Выделяют следующие виды статистических рядов: ряды распределения; ряды динамики; параллельные ряды.

Ряды распределения практически аналогичны типологически группировке, они показывают структуру того или иного явления. Если мы перечислим несколько стран и укажем, сколько преступлений зарегистрировано в каждой из них - перед нами будет простейший тип распределения.

Ряды динамики показывают изменение того или иного явления "о времени. Статистическая таблица, в которой указано, каким был уровень преступности в каждом году прошедшего десятилетия - вариант ряда динамики.

Параллельные ряды - статистические данные, характеризующие структуру или динамику двух или более явлений - данные, на основе которых выявляется связь между указанными явлениями. Для того чтобы понять сущность параллельных рядов, вернемся к примеру с статистической группировкой, где рассматривалась связь уровня преступности и уровня потребления спиртного в двух городах. Если таким же образом сопоставить не два, три и более населенных пункта, то это будет уже не аналитическая группировка, а параллельные ряды - принцип тот же, только масштабы иные.

Корреляционный анализ позволяет не только установить вероятностную зависимость между явлениями, но и математически точно ее измерить. Величину связи между явлениями характеризует коэффициент корреляции, который измеряется в интервале от -1 до +1, при этом он всегда меньше единицы (если он равен единице, то налицо какая, а не вероятностная зависимость, для измерения которой не нужны статистические методы). Если коэффициент корреляции равен нулю, связь между явлениями отсутствует. Чем выше коэффициент корреляции, тем ярче выражена зависимость, тем выше вероятность того, что изменение одного явления повлечет изменение другого.

Коэффициент корреляции рассчитывается по специальным формулам. Обычно для этого используют соответствующие компьютерные программы. Для расчета коэффициента корреляции необходимо построить параллельные ряды, значение каждой пары статистических показателей вводят в компьютер, и прибор выдает значение искомого коэффициента.

В криминологии расчет коэффициентов корреляции между преступностью и различными явлениями может иметь большое практическое значение. Чем выше коэффициент корреляции между преступностью и каким-либо явлением, тем в большей мере от этого явления зависит преступность, тем больший профилактический эффект даст воздействие на это явление.

Показать полностью…
244 Кб, 19 сентября 2012 в 22:20 - Россия, Москва, НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ), 2012 г., rtf
Рекомендуемые документы в приложении