Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 018563 из НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)

СОДЕРЖАНИЕ

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ...................................................................................................3

1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ......................4

1.1 Технические требования ..............................................................................................................4

1.2 Правила написания буквенных аббревиатур .............................................................................5

1.3 Правила написания формул, символов.......................................................................................5

1.4 Правила оформления таблиц, рисунков, графиков ...................................................................5

1.5 Правила оформления библиографического списка...................................................................8

1.6 Правила оформления ссылок на литературные источники ....................................................10

1.7 Правила оформления приложений............................................................................................12

2 ОБЩАЯ СТРУКТУРА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ...14

2.1 Введение ......................................................................................................................................14

2.2 Теоретическая часть ...................................................................................................................15

2.3 Описание эмпирического исследования...................................................................................17

2.3.1 Требования к оформлению программы исследования ......................................................18

2.3.2 Описание результатов........................................................................................................27

2.3.3 Обсуждение результатов...................................................................................................33

2.3.4 Выводы..................................................................................................................................34

2.4 Заключение..................................................................................................................................34

3 СПЕЦИФИКА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ФАКУЛЬТЕТА

ПСИХОЛОГИИ.....................................................................................................................................35

3.1 КУРСОВАЯ РАБОТА НА 1 КУРСЕ.........................................................................................37

3.2 КУРСОВАЯ РАБОТА НА 2 КУРСЕ.........................................................................................38

3.2.1 Общие требования к содержанию и объему курсовой работы......................................38

3.2.2 Оценка курсовой работы ....................................................................................................41

3.3 КУРСОВАЯ РАБОТА НА 3 КУРСЕ.........................................................................................41

3.3.1 Общие требования к содержанию и объему курсовой работы......................................41

3.3.2 Защита курсовой работы...................................................................................................43

3.4 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА (ВКР)..........................45

3.4.1 Общие требования к выполнению ВКР .............................................................................45 3.4.2 Общие требования к содержанию и объему ВКР............................................................45

3.4.3 Защита выпускной квалификационной работы ...............................................................47

3.5 МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ........................................................................................49

3.5.1 Общие требования к выполнению магистерской диссертации......................................49

3.5.2 Общие требования к содержанию и объему магистерской диссертации....................52

3.5.3 Подготовка к защите магистерской диссертации.........................................................54 Приложение А Образцы оформления библиографических ссылок.................................................57

Приложение Б Образец оформления титульного листа....................................................................58

Приложение В Пример оформления оглавления...............................................................................59

Приложение Г Образец оформления заявления на курсовую / ВКР ...............................................60

Приложение Д Образец оформления отзыва научного руководителя ............................................61

Приложение Е Образец оформления рецензии..................................................................................62

Приложение Ж Перечень типичных ошибок при выполнении курсовых и выпускных

квалификационных работ.....................................................................................................................63

Цель пособия - помочь студентам факультета психологии Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) в написании основных квалификационных работ: курсовых, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации. В методическом пособии даются общие требования к содержанию, оформлению данных работ и приводятся шаблоны отзывов научного руководителя и рецензента, описываются критерии оценки данных работ, правила их публичной защиты.

Данные Методические рекомендации разработаны на основании Положения о курсовой работе/курсовом проекте бакалавров и специалистов в Государственном университете - Высшей школе экономики и Положения о выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в Государственном университете - Высшей школе экономики, утвержденных Ученым Советом ГУ-ВШЭ от 26.06.2009 г. (протокол № 04).

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ

Данное пособие представляет собой справочные материалы и поэтому не требует полного почтения от начала и до конца студентами на всех курсах факультета психологии ГУ-ВШЭ.

Требования к оформлению квалификационных работ, изложенные в разделе 1, относятся к курсовым и квалификационным работам на всех курсах, а также и к другим видам письменных работ (рефераты, эссе), выполняемых студентами факультета психологии ГУ-ВШЭ. Поэтому данный раздел обязателен к прочтению студентами всех курсов.

В разделе 2 описаны требования к структуре и содержанию любой курсовой работы, в рамках которой выполняется эмпирическое исследование. На первом курсе в рамках курсовой работы не обязательно проведение эмпирического исследования, поэтому к ней относятся только требования, предъявляемые к введению, теоретической части и заключению (пп. 2.1, 2.2, 2.4). Курсовая работа на втором курсе должна содержать в себе анализ литературных источников, а также подробное описание программы исследования как результата этого анализа, поэтому к ней относятся требования, предъявляемые к введению, теоретической части, описанию программы исследования и заключению (пп. 2.1, 2.2, 2.3.1, 2.4). Начиная с третьего курса, проведение в рамках курсовой работы эмпирического исследования является обязательным, поэтому требования, описанные в разделе 2, в полной мере относятся к курсовой работе на третьем курсе, выпускной квалификационной работе (ВКР) на четвертом курсе и магистерской диссертации.

В разделе 3 описаны частные требования к курсовым и квалификационным работам. Здесь же приводятся требования к содержанию, структуре, объему работ. В разделе также рассматриваются особенности процесса защиты курсовой работы на третьем курсе, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации.

Таким образом, выполняя квалификационную работу на любом из курсов, необходимо руководствоваться:

а) требованиями к оформлению работы, описанными в разделе 1;

б) одним из пунктов раздела 3, соответствующим курсу студента, пользующегося

пособием;

в) пунктами раздела 2, которые актуальны для квалификационной работы, соответствующей курсу обучающегося студента (ссылки на эти пункты приводятся при описании специфики квалификационных работ на каждом из курсов в разделе 3).

1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

1.1 Технические требования

Тексты квалификационных работ представляют собой результаты научной работы студента. Поэтому требования к оформлению квалификационных работ соответствуют требованиям ГОСТ 7.32-20011. Работа печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле - 25 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, примерное количество знаков на странице - 1800-2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал - 1,5. Изменение шрифта и его форматирование допускается только для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, заголовках.

В основном тексте должны быть расставлены переносы слов. Заголовки глав, параграфов, приложений и т.д. печатаются в середине строки без точки в конце. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же требование относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Каждая глава должна иметь содержательное название. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Пример 1.1 - Правильный и неправильный варианты оформления заголовков

Неправильно Правильно Глава 1. Теории мотивации Глава 1 Теоретические аспекты изучения мотивации труда и сферы личностных конструктов Глава 2. Эмпирическая часть. Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей мотивационносмысловой сферы у специалистов в области информационных технологий

Главы работы имеют порядковую нумерацию в пределах всего текста (Глава 1..., Глава 2... и т.д.). Обозначение параграфа в каждой главе включают номер главы и порядковый номер параграфа (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). В случае если параграфы разделены на более мелкие единицы - подпараграфы, нумерация включает номер главы, номер параграфа, номер подпараграфа (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). После номера параграфа или подпараграфа в тексте точка не ставится.

Страницы письменной работы (включая рисунки и приложения) должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу (см. Приложения В-Г).

1.2 Правила написания буквенных аббревиатур

В тексте письменной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При введении в текст аббревиатуры, обязательно необходимо ее пояснение. Первый раз аббревиатура указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем она употребляется в тексте без расшифровки.

Пример 1.2 -Оформление аббревиатуры

Социальная категоризация (СК) - универсальный когнитивный процесс, имеющий ключевое значение для восприятия объектов и явлений окружающего мира. На выявление и раскрытие специфических особенностей СК направлено множество исследований, проведенных в рамках психологии социального познания.

1.3 Правила написания формул, символов

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Пример 1.3 - Оформление формулы

N Si = i=1 ,

N ?1

где Si - социометрический статус i-члена;

Ri - полученные i-членом выборы (+) и отклонения (- );

N - число членов в группе.

1.4 Правила оформления таблиц, рисунков, графиков

Таблицы, рисунки, графики следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Таблица 1, Рисунок 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста. Название таблицы помещается слева над таблицей без абзацного отступа в одной строке с ее номером через тире. В таблице следует указывать единицы измерения показателей. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Пример 1.4-1 - Оформление таблицы

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопросы анкеты по возрастным группам (в процентах)

Варианты ответов Возрастные группы Всего по выборке 18-24 года 25-29 лет 30-45 лет Старше 45 лет

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист

(страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица", ее номер и заголовок указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово "Продолжение" и указывают номер таблицы (Например: "Продолжение таблицы 1"). Если в таблице приведены данные статистического анализа, условные обозначения значимости связи различных показателей (корреляций, регрессий) (обычно - * или **), ставятся только рядом со значениями самого коэффициента. Коэффициенты обязательно округляются до сотых, нули перед запятой опускаются, запятая заменяется точкой.

Пример 1.4-2 - Перенесение таблицы с одного листа на другой

Таблица 1 - Название таблицы

Продолжение таблицы 1

А В С D W .31* А В С D X -.29* Y -.33** -.45** Z -.32**

Не допускается прямое копирование в текст выходных таблиц отчета компьютерной программы (SPSS, ЕXCEL, Statastica и др.). Таблицы должны быть построены заново. Все обозначения должны быть переведены на русский язык, а результаты вычисления смежных величин обобщаются в общей таблице. Не допускается ис-

пользование в таблицах текста кодов переменных. Названия переменных должны

быть содержательными и понятными читателю без дополнительных объяснений со стороны автора работы

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

Порядковый номер рисунка и - через тире - его название проставляются под рисунком по центру строки. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Если используется t-test для оценки значимости различий между группами, то в таблице необходимо приводить среднее по группе, стандартное отклонение, значение t с указанием уровня значимости, если различия значимы (указывается звездочками). В общемировой практике от студентов также требуют указания коэффициента d-Коэна, показывающего, что выявленные различия получены не вследствие эффекта размера выборки, а вследствие действительных неслучайных различий сопоставляемых переменных. В зарубежных рецензируемых журналах приведение коэффициента d-Коэна является обязательным требованием к публикации, в которой сопоставляются группы по каким-либо параметрам.

Пример 1.4-4 - Оформление таблицы с указанием эффекта размера выборки

Студенты

М (SD) Пенсионеры

М (SD) t-test t

(Cohen's d) Интерес к экономике 2.75

(1.38) 4.55

(1.88) 5.85*** (.12) Готовность к экономическим изменениям 3.75

(1.08) 4.05 (1.02) 3.15** (.15) ...... ...... ** р практики"29.

В ходе подготовки и защиты ВКР студент должен продемонстрировать владение следующими умениями:

• формулирования и решения задач, возникающих в ходе научноисследовательской деятельности;

• выбора необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработка новых методов, исходя из задач конкретного исследования;

• количественной и качественной обработки полученных данных, их психологический анализ с учетом имеющихся данных, формулирования выводов;

• ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

• представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.

Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. ВКР подлежит обязательному рецензированию и публичной защите.

3.4.2 Общие требования к содержанию и объему ВКР

ВКР представляет собой письменный многостраничный текст-отчет о проведенном студентом научном исследовании. Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста, среди которых обязательными являются следующие:

1. Титульный лист (образец оформления см. в Приложении Б).

2. Оглавление (образец оформления см. в Приложении В).

3. Введение.

4. Теоретическая глава (или несколько), имеющая свое содержательное название.

5. Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.

6. Заключение.

7. Список литературы (правила оформления см. в разделе 1.5).

8. Приложения (если они имеются (см. раздел 1.7)).

Подробное описание каждого раздела, а также технических требований к оформлению текста см. в разделе 2 и разделе 1.1 настоящих методических рекомендаций.

Объем бакалаврской работы не должен превышать 55 страниц основного текста (т.е. исключая приложения). Минимальный объем - 45 страниц.

Введение

Основная функция раздела "Введение" - дать общее представление о ВКР и помочь понять читателю замысел проведенного исследования. Оно должно отражать основные характеристики работы, такие как:

• проблема исследования;

• актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования;

• цель и задачи исследования

• объект и предмет исследования;

• гипотеза исследования;

• используемые методы, этапы проведения исследования;

• структура текста.

Подробное описание и обоснование каждой из перечисленных характеристик дается в разделе "Программа эмпирического исследования" (см. раздел 2.3.1), текст "Введения" представляет сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы. Объем введения обычно составляет 2-4 страницы.

Теоретическая глава

Теоретическая часть ВКР представляет собой полный обзор литературных источников в той предметной области психологической науки и смежных областей других наук, связанных с тематикой курсовой работы.

Особое внимание в ВКР должно уделяться умению студента выстраивать теоретический анализ вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого также будет проводиться эмпирическое исследование. В связи с этим логику анализа в теоретической части можно представить как сужающуюся воронку, постепенно переходящую в конкретную гипотезу и обоснование измеряемых в исследовании переменных, то есть переходящую в эмпирическую часть. При этом процесс "сужения" этой воронки не должен выглядеть случайным, например: "есть много граней этого феномена, но мы остановимся на этом". Сужение предмета рассмотрения в ту или иную сторону или поиск взаимосвязи между двумя феноменами должно быть обосновано как с точки зрения актуальности, так и с точки зрения проблематичности, противоречивости данных о феномене именно в выбранном аспекте.

Теоретический обзор выпускной работы по сравнению с теоретическим обзором работ предыдущих лет должен отражать наличие у выпускника четко сформулированной авторской позиции, относительно рассматриваемого феномена. С этой точки зрения ВКР является строго научной работой, вносящей определенный научный (теоретический и эмпирический) вклад в понимание изучаемого психологического явления.

Эмпирическая глава

Эмпирическая глава ВКР представляет собой полноценный отчет о работе по сбору и анализу эмпирических, т.е. представленных в чувственном опыте, данных. Стандартная структура этой главы содержит четыре основных параграфа:

• Программа эмпирического исследования.

• Описание результатов.

• Обсуждение результатов.

• Выводы.

О содержании каждого из параграфов см. раздел 2.3.

3.4.3 Защита выпускной квалификационной работы

Подготовка к защите

Научный руководитель должен составить отзыв на работу с оценкой по форме, приведенной в Приложении Д. Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями работа представляется студентом в распечатанном виде вместе с письменным отзывом научного руководителя комиссии по защите ВКР, а также прилагается регистрационной формы из системы "Антиплагиат".

Распечатанный текст работы должен быть сброшюрован или переплетен

Поскольку ВКР является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников ГУ-ВШЭ, на основе которого ГАК выносит решение о присуждении квалификации (степени) в соответствии с уровнем образования, то процедура ее защиты несколько отличается от защиты курсовой работы на третьем курсе. Оформленный в соответствии с требованиями текст ВКР подписывается студентом, научным руководителем, консультантом и представляется студентом на электронном и бумажном носителях вместе с отзывом научного руководителя на кафедру не позднее срока, установленного приказом о проведении защит ВКР. Данный срок устанавливается не позднее, чем за семь календарных дней до защиты ВКР. Работник кафедры расписывается в получении ВКР и фиксирует срок ее сдачи в специальном журнале. Данный вариант ВКР является окончательным и не подлежит доработке или замене. ВКР бакалавра подлежит обязательному рецензированию. Кафедра направляет ВКР вместе с письменным отзывом научного руководителя на рецензию. Рецензент составляет о ВКР письменный отзыв (см. Приложение Е). Получение отрицательного отзыва не является препятствием к представлению ВКР на защиту.

Процедура защиты ВКР

Защита работы проводится в установленное время на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Кроме членов ГАК на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента работы.

Процедура защиты включает в себя следующие этапы:

Шаг 1. В ходе заседания комиссии ее председатель называет фамилию, имя, отчество студента, тему работы, называет фамилию, имя и отчество научного руководителя и рецензента.

Шаг 2. После предоставления слова студент делает устное сообщение о содержании своей работы в течение 15 минут.

Устное сообщение должно отражать смысл работы, поскольку именно оно и ответы на вопросы членов комиссии или из публики и будут подвергаться оценке в первую очередь. Оптимально выступление должно содержать:

• обоснование актуальности избранной темы (0,5 мин),

• описание научной проблемы, формулировки цели и гипотез работы (2 мин),

• основные итоги теоретического обзора (особое внимание следует уделять наиболее важным разделам и интересным результатам, новизне работы, критическим сопоставлениям и оценками) (2 мин),

• характеристика инструментария, процедуры и выборки исследования (2,5 мин),

• представление и обсуждение результатов исследования (6 мин)

• выводы по исследованию и работе в целом (1 мин).

Выпускник должен излагать основное содержание работы свободно, не читая письменного текста. К защите необходимо подготовить презентация в PowerPoint, включив в нее основную и наиболее важную информацию (проблему, объект, цель, задачи, гипотезу, характеристики выборки, используемые методы и методики, основные результаты, общие выводы). Это позволит более четко и емко представить проведенное исследование и его результаты.

Шаг 3. После устного выступления студента председатель комиссии предлагает присутствующим задать вопросы, касающиеся понимания представленного исследования. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой. На вопросы следует отвечать четко и кратко, придерживаясь только сути вопроса и не отклоняясь на второстепенные детали.

Шаг 4. Далее слово предоставляется руководителю работы, который характеризует студента и процесс его работы над ВКР и дает рекомендуемую оценку по 5-и балльной системе.

Шаг 5. После руководителя выступает рецензент, характеризуя только выпускную работу, высказывает свои замечания (обязательные по процедуре) и рекомендует оценку.

Шаг 6. Студент отвечает на замечания рецензента.

Шаг 7. Председатель предлагает желающим высказаться о произведенном впечатлении от защищаемой выпускной квалификационной работы.

Шаг 8. Студенту предоставляется заключительное слово. В нем обычно звучат слова благодарности в адрес тех лиц, которые помогли студенту состояться как специалисту в ходе выполнения выпускной работы.

На этом открытая часть процедуры защиты заканчивается. Принятие решения относительно итоговой оценки происходит в самом конце, т.е. после завершения выступлений всех студентов, намеченных в этот день, на закрытом заседании комиссии. Защищавшиеся студенты и публика на это время покидают помещение.

При оценке работы члены комиссии руководствуются следующими критериями24:

• Соответствие содержания ВКР утвержденной теме.

• Выполнение поставленных целей и задач.

• Оригинальность и новизна работы.

• Объем проанализированного материала.

• Полнота теоретического обзора.

• Корректность дизайна эмпирического исследования.

• Правильность обработки данных

• Правильность интерпретации результатов исследования.

• Соответствие выводов исследования полученным результатам.

• Правильность оформления работы.

Шаг 9. После принятия соответствующего решения об оценках председатель комиссии сообщает его вернувшимся в помещение студентам. Успешная защита выпускной квалификационной работы означает присвоение автору степени "бакалавр психологии".

3.5 МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

3.5.1 Общие требования к выполнению магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой выполненную студентом самостоятельную научно-исследовательскую работу, являющуюся научным трудом, в котором содержится новое решение задачи, имеющей теоретическое, прикладное или практическое значение для психологии, либо изложены сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. Являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, Диссертация должна свидетельствовать не только о сформированной академической культуре магистранта, но и о наличии у него методических навыков, необходимых в профессиональной деятельности психолога. Составной частью подготовки Диссертации является обязательное выполнение курсовой работы на первом курсе магистратуры.

Диссертация выполняется студентом по материалам, собранным им лично за период обучения и научно-исследовательской практики. Магистерская диссертация отличается от бакалаврской работы более глубокой теоретической проработкой проблемы. Тема Диссертации должна отражать специфику магистерской программы и, как правило, соответствовать направленности научно-исследовательских работ соответствующей кафедры.

Студент первого курса магистратуры обязан выбрать тему Диссертации до 1 декабря текущего учебного года. Студент имеет право выбрать одну из заявленных выпускающими кафедрами (далее - Кафедра) факультета тем магистерских диссертаций или предложить собственную.

Закрепление темы за студентом осуществляется на основании личного заявления студента на имя заведующего Кафедрой (Приложение Б). Заявления студентов первого курса магистратуры рассматриваются на заседании Кафедры не позднее 15 декабря текущего учебного года. Решение Кафедры оформляется протоколом, в котором фиксируются следующие позиции: тема Диссертации согласно заявлению, назначение научного руководителя Диссертации и, при необходимости, консультанта. Заявления студентов хранятся в делах Кафедры до защиты Диссертации.

После утверждения темы Диссертации студент должен сформулировать тему курсовой работы не позднее 15 декабря текущего учебного года и подать соответствующее личное заявление на имя заведующего Кафедрой, завизированное научным руководителем. Содержание курсовой работы, как правило, соответствует теоретической части Диссертации.

Декан факультета психологии издает приказ об утверждении тем Диссертаций студентов и назначении научных руководителей и консультантов не позднее 1 февраля текущего учебного года. В приказе указывается темы Диссертаций, научные руководители, консультанты, срок сдачи Диссертаций. В случае если студент не выбрал тему в срок, приказом декана факультета психологии за ним закрепляется одна из предложенных кафедрами тем и назначается научный руководитель. Информация доводится до сведения студента учебной частью. Студент, не выбравший тему Диссертации в установленный срок, не допускается к сдаче экзаменов и зачетов в текущем модуле (семестре).

Непосредственное руководство Диссертацией осуществляет научный руководитель. Научными руководителями должны быть преимущественно профессора и доценты факультета психологии ГУ-ВШЭ, штатные или работающие на условиях совместительства, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, а также специалисты, не работающие в ГУ-ВШЭ, при условии их утверждения Кафедрой. Научный руководитель оказывает помощь студенту в определении окончательной темы Диссертации, в подготовке плана Диссертации, графика ее выполнения, в подборе литературы и фактического материала, содействует в выборе методики исследования, осуществляет систематический контроль хода выполнения Диссертации в соответствии с планом и графиком ее выполнения, дает квалифицированные рекомендации по содержанию Диссертации. Он обязан информировать заведующего Кафедрой в случае несоблюдения студентом графика выполнения Диссертации. После завершения Диссертации магистрантом научный руководитель оценивает качество выполнения Диссертации в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, составляя отзыв научного руководителя.

Текущий контроль выполнения студентом плана и графика выполнения Диссертации производится в рамках избранного студентом Научно-исследовательского семинара (НИС), предусмотренного Рабочим учебным планом соответствующей магистерской программы. Основанием контроля являются письменные тексты, предоставляемые студентом руководителю НИС:

1 год обучения

1) проект (замысел) курсовой работы (3 модуль);

2) теоретический обзор периодической научной литературы по теме курсовой работы в форме реферата (4 модуль); 3) курсовую работу (5 модуль).

2 год обучения

1) развернутый план Диссертации (1 модуль);

2) программа эмпирического исследования (2 модуль);

3) информационный отчет о собранных эмпирических данных (3 модуль);

4) рабочий вариант Диссертации для прохождения предварительной защиты в рамках НИС (4 модуль).

В ходе подготовки и защиты Диссертации студент должен продемонстрировать владение следующими умениями:

• формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-

исследовательской деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;

• выбора необходимых методов исследования, модифицирования существующих и разработка новых методов, исходя из задач конкретного исследования;

• количественной и качественной обработки полученных данных, их психологический анализ с учетом имеющихся данных, формулирования выводов;

• ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;

• представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати.

Оформление Диссертации должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Диссертация подлежит обязательному рецензированию. В качестве рецензента могут выступать специалисты по теме исследования из ГУ-ВШЭ и других организаций, утвержденные Кафедрой. С целью выявления готовности студента к защите на кафедрах факультета психологии проводятся предварительные защиты магистерских диссертаций.

Курсовая работа по итогам 1-ого года обучения в магистратуре, как теоретическое основание магистерской диссертации

Курсовая работа по итогам первого года обучения в магистратуре, по сути, является теоретическим основанием для дальнейшей магистерской диссертации. В течение первого года обучения магистрант должен детально проработать монографическую и периодическую литературу по изучаемой проблеме, сформулировать цель, гипотезы (теоретическую и исследовательские), объект, предмет, задачи исследования. Основной контроль выполнения курсовой работы осуществляется в процессе научноисследовательского семинара (НИС). Основной целью НИСа, который продолжается два года обучения в магистратуре, является систематическая работа над магистерской диссертацией, а также обсуждение результатов исследования на разных этапах готовности работы. Требования к курсовой работе на 1-ом году обучения в магистратуре аналогичны требованиям, предъявляемым к обзору литературы (см разделы 1 и 2 настоящего пособия). Курсовая работа защищается в пятом модуле и присутствие научного руководителя на защите является желательным.

Основными критериями оценки качества курсовой работы на 1-ом году обучения являются:

1. Глубина обзора литературы, которая определяется тем, насколько в работе охвачено наиболее значимое и существенное, опубликованное по данной проблеме.

2. Полнота обзора литературы, которая оценивается по содержанию и структуре приведенного списка литературы (в нем должны быть представлены не только учебники, но и первоисточники - научные монографии и журнальные публикации последних лет).

3. Наличие анализа существующих точек зрения на обсуждаемую проблему и четкое обозначение собственной авторской позиции.

4. Наличие четкой постановки проблемы исследования, логически и теоретически обоснованной.

5. Логичность и обоснованность гипотезы исследования.

6. Наличие в работе цели, задач, объекта, предмета исследования.

7. Систематичность и логика изложения.

8. Грамотность и соответствие текста нормам русского литературного и профессионального языка.

9. Научность стиля изложения мыслей (В научном тексте в отличие от художественнолитературного обычно преобладают устойчивые структуры и обороты, используется много речевых штампов, что позволяет читателю не отвлекаться на "красоты стиля", а сосредотачиваться на значимой информации - фактах, суждениях, умозаключениях, аргументах и т.п.).

10. Соответствие ссылок в тексте источникам в списке литературы.

3.5.2 Общие требования к содержанию и объему магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна включать обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущими разработками в соответствующей предметной области, содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования, выбирать методы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Магистерская диссертация представляет собой письменный многостраничный текст-отчет о проведенном научном исследовании. Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру:

1. Титульный лист (образец оформления см. в Приложении Б).

2. Оглавление (образец оформления см. в Приложении В).

3. Введение.

4. Теоретическая глава (или несколько), имеющая свое содержательное название.

5. Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.

6. Выводы.

7. Заключение.

8. Список литературы (правила оформления см. в разделе 1.5).

9. Приложения (если они имеются (см. раздел 1.7)).

Подробное описание каждого раздела, а также технические рекомендации по оформлению текста см. в разделе 2 и разделе 1.1 настоящих методических рекомендаций. Объем Диссертации составляет 60-70 страниц основного текста (без приложений).

Введение

Написание магистерской диссертации начинается с изложения введения. После прочтения Введения читатель должен знать, почему было решено провести именно это исследование, каковы его цели, гипотезы и задачи.

Основная функция раздела "Введение" - дать общее представление о магистерской диссертации. Оно должно отражать основные характеристики работы, такие как:

• проблема исследования;

• актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования;

• цель и задачи исследования

• объект и предмет исследования;

• гипотеза исследования;

• используемые методы, этапы проведения исследования;

• структура текста.

Подробное описание и обоснование каждой из перечисленных характеристик дается в разделе "Программа эмпирического исследования" (см. раздел 2.3.1). Объем введения обычно составляет 2-4 страницы.

Ключевым отличием Введения при оформлении магистерской диссертации от курсовых работ на разных годах обучения заключается в формулировании Положений, выносимых на защиту.

Теоретическая глава

Первая глава диссертации является не только теоретическим обзором по проблеме исследования. Основная цель написания первой, теоретической главы заключается в таком анализе литературы, который бы позволил предложить пути решения проблемы исследования и логически вывести исследовательские гипотезы.

Собранные в первой главе Диссертации с целью теоретического анализа проблемы литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Тем самым раскрывается "история вопроса", прослеживается историческая преемственность в работах различных авторов, посвященных изучению одной или сходных проблем. Возможно также тематическое построение литературного обзора. Для этого в водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты. При этом как раз часто обнаруживаются "разрывы" в общем массиве данных (что-то изучено лучше, что-то - хуже, а что-то не изучено вовсе) или противоречия в выводах исследователей. Наиболее предпочтительно для магистерской диссертации логическое построение, поскольку позволяет в полной мере показать сущность изучаемой проблемы. Тогда структура текста может быть примерно такой:

1. Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, временны?е, интенсивностные и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение явления с опорой на избранный методологический (системный, целостный, функциональный и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления.

Характеристика степени разнообразия в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные в ходе такого анализа малоизученные или неизученные вовсе вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей собственно эмпирического исследования.

Эмпирическая глава

Эмпирическая глава магистерской диссертации представляет собой полноценный отчет о работе по сбору и анализу эмпирических, т.е. представленных в чувственном опыте, данных. Стандартная структура этой главы содержит четыре основных параграфа:

• Программа эмпирического исследования.

• Описание результатов.

• Обсуждение результатов.

• Выводы.

О содержании каждого из параграфов см. раздел 2.3.

3.5.3 Подготовка к защите магистерской диссертации

Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями диссертация подписывается студентом и консультантами, если таковые назначены, и представляется студентом в распечатанном виде в двух экземплярах вместе с письменным отзывом научного руководителя и регистрационной формой из системы "Антиплагиат" на Кафедру не позднее срока, установленного приказом о проведении защит выпускных квалификационных работ.

Сотрудник выпускающей кафедры расписывается в получении работы и фиксирует срок ее сдачи в специальном журнале. Данный вариант работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене. Один экземпляр Диссертации направляется на рецензию не позднее, чем через два дня после ее получения.

Выпускающая кафедра должна представить Диссертацию вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента ответственному секретарю ГАК не позднее, чем за один день до защиты. Получение отрицательного отзыва не является препятствием к представлению работы на защиту.

Общие требования к отзыву научного руководителя на Диссертацию

В отзыве научный руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные студентом в период подготовки диссертации, степень соответствия требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, рекомендует магистерскую диссертацию к защите (Приложение Д). Объем отзыва составляет одну-две страницы машинописного текста.

Общие требования к отзыву рецензента на Диссертацию

В рецензии дается анализ содержания и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки работы. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня магистерской диссертации и оценивает ее, после чего подписывает титульный лист работы. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста. Отзыв рецензента на магистерскую диссертацию оформляется в соответствии с Приложением Е.

В случае если студент не представил диссертацию с отзывом научного руководителя к указанному сроку, в течение трех дней выпускающая кафедра представляет ответственному секретарю ГАК акт за подписью заведующего кафедрой о непредставлении работы. Защита данной работы проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ГУ-ВШЭ вместе с работами, получившими на защите неудовлетворительную оценку.

Процедура защиты магистерской диссертации

Защита магистерской диссертации проводится в установленное время на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее двух третей ее состава. Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента диссертации, а также возможно присутствие преподавателей и студентов ГУ-ВШЭ.

Порядок и процедура защиты диссертации определена Положением об итоговой государственной аттестации ГУ-ВШЭ. Защита начинается с доклада студента по теме диссертации. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы, а затем в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, новизну работы, критические сопоставления и оценки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения диссертации, перечисляются общие выводы без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Студент должен излагать основное содержание диссертации свободно, не читая письменного текста.

После завершения доклада члены ГЭК задают студенту вопросы, как непосредственно связанные с темой диссертации, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы студент имеет право пользоваться своей работой.

После окончания дискуссии студенту предоставляется заключительное слово. В своем заключительном слове студент должен ответить на замечания рецензента и членов ГЭК. После заключительного слова студента процедура защиты диссертации считается оконченной.

Результаты защиты магистерской диссертации определяются на закрытом заседании ГЭК после проведения всех защит, назначенных на текущую дату, на основе следующих оценок:

• научного руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям;

• рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;

• членов ГЭК за содержание работы, ее защиту, включая доклад, ответы на замечания рецензента.

Итоговая оценка по результатам защиты магистерской диссертации студента по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания проставляется в протокол заседания комиссии и зачетную книжку студента, в которых расписываются председатель и члены ГЭК. В случае получения неудовлетворительной оценки при защите магистерской диссертации повторная защита проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации ГУ-ВШЭ.

Защищенные Диссертации (2 экземпляра) передаются на выпускающие кафедры факультета психологии. Первый экземпляр хранится в течение пяти лет, затем сдается в архив, второй экземпляр передается в университетскую библиотеку до 01 октября следующего учебного года.

При оценке магистерской диссертации члены комиссии руководствуются следующими критериями25:

• Соответствие содержания магистерской диссертации работы утвержденной теме.

• Выполнение поставленных целей и задач.

• Оригинальность и новизна исследования.

• Объем проанализированного материала.

• Полнота теоретического обзора.

• Корректность дизайна эмпирического исследования.

• Правильность обработки данных

• Правильность интерпретации результатов исследования.

• Соответствие выводов исследования полученным результатам.

• Правильность оформления работы.

А Образцы оформления библиографических ссылок

1. Книга под фамилией автора(ов) Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М. : Аспект Пресс, 2007. 284 с.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. 527 с. 2. Книга под заглавием Предмет и метод психологии : Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. : Академический проект : Гаудеамус, 2005. 512 с. 3. Статья из журнала Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 3-21. 4. Статья из сборника Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция // Человек в ситуации неопределенности / гл. ред. А. К. Болотова. М. : ТЕИС, 2007. С. 9-33. 5. Произведение из собрания сочинений Выготский Л. С. Проблема возраста // собр. соч. : В 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4 : Детская психология. С. 248-265. 6. Автореферат диссертации Дементий Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности : автореф. Дис. ... докт. психол. наук. М., 2005. 45 с. 7. Диссертация Агадуллина Е. Р. Факторы социальной категоризации молодежных политических групп : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 166 с. 8. Тезисы (материалы) конференции Ловаков А. В. Организационная идентификация: разработка методики оценки // Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы XVI международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов-2009". Секция "Психология" (Москва, 13-18 апреля 2009 г.). М. : МГУ, 2009. С. 527-529. 9. Книга на иностранном язы-

ке Furnham A. The psychology of behaviour at work: The individual in the organization. Hove, England : Psychology Press, 1997. 722 p. 10. Статья на иностранном языке Levin I. Five windows into organizational culture: An assessment framework and approach // Organization Development Journal. 2000. Vol. 18 (1). P. 83-94. 11. Источник из Интернет Поддьяков А. Н. Преднамеренное создание трудностей и совладание с ними [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный журнал. 2008. № 1. URL : http://psystudy.ru/ index.php/component/content/article/13.html (дата обращения: 25.04.2008)

Архангельский Г. А. Основные инструменты управленческой борьбы [Электронный ресурс] // Организация времени: [сайт]. URL : http://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения:

12.10.2008). Б

Образец оформления титульного листа

Правительство Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра _________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА /

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА /

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - МАГИСТЕРСКАЯ

ДИССЕРТАЦИЯ

На тему _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Студент группы № __________

___________________________

___________________________

Фамилия Имя Отчество (полностью)

___________________________

Подпись

Научный руководитель

___________________________

должность, ученая степень

___________________________

Фамилия И.О.

Консультант

___________________________

должность, учена степень

___________________________

Фамилия И.О.

Москва 2009

В Пример оформления оглавления

Оглавление

№ стр.

Введение

Глава 1 Содержательное название главы

1.1 ...................

1.2 ..................

1.3 .................. 1.4 ...................

Глава 2 Содержательное название главы

2.1 ...................

2.2. ....................

2.3 ..................... 2.4 ......................

Заключение

Список литературы

Приложение А Содержательное название

Приложение Б Содержательное название

Г Образец оформления заявления на курсовую / ВКР

Утверждено на заседании кафедры Заведующему кафедрой

_________________________________ _________________________ "__"______200_ г., протокол № _____ _________________________

Фамилия И.О.

Зав. кафедрой ____________________ от студента _______________

_________________________

____________________ _________________________

(подпись) курс и Фамилия, Имя, Отчество (полностью)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить мне тему курсовой работы / выпускной квалификационной работы / выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________ под научным руководством ____________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень и ученое звание)

В связи с необходимостью ____________________________________________________, прошу назначить консультантом _______________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень и ученое звание)

Подпись студента

Дата

Согласие научного руководителя ___________________________________________

(подпись)

Д Образец оформления отзыва научного руководителя

Государственный университет - Высшая школа экономики

_____________________________________________________________________________________________

факультет/отделение

_____________________________________________________________________________________________

кафедра Отзыв научного руководителя на курсовую работу / выпускную квалификационную работу / выпускную квалификационную работу - магистерскую диссертацию

Студента (ки)_____________________________________________________________________,

Фамилия, имя, отчество

_______ курса, факультета __________________________________________________________ на тему: "_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________"

п/п Критерии оценки Оценка научного руководителя (по 10-балльной шкале) 1. Соответствие содержания курсовой работы утвержденной теме 2. Выполнение поставленных целей и задач 3. Оригинальность и новизна курсовой работы 4. Самостоятельность при работе над курсовой работой 5. Оформление работы ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА*

по курсовой работе, выставляемая в зачетную книжку студента и экзаменационно-зачетную ведомость

Комментарии к оценкам:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________ _______________________________________

Научный руководитель _______________ /подпись/______________________________________________________

(Расшифровка подписи: Ф.И.О., ученая степень, звание, кафедра (место работы)

Дата

*

Итоговая оценка выставляется как средняя арифметическая оценок по пяти критериям оценки курсовой работы.

Е Образец оформления рецензии

Государственный университет - Высшая школа экономики

____________________________________________________________________________________________

факультет/отделение

_____________________________________________________________________________________________

кафедра Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу / выпускную квалификационную работу - магистерскую диссертацию

Студента (ки)______________________________________________________________________,

Фамилия, имя, отчество

_______ курса, факультета __________________________________________________________ на тему: "_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________"

Научный руководитель_____________________________________________________________

(Фамилия И.О., ученая степень и ученое звание)

Рецензент _________________ /подпись/________________________________________________________________

(Расшифровка подписи: Ф.И.О., ученая степень, звание, кафедра (место работы)

Дата

Ж

Перечень типичных ошибок при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ

1. Оформление

1.1. Общая небрежность в оформлении (неисправленные опечатки и описки, лишние пробелы, нестандартные поля, точки после заголовков и т.д.).

1.2. Нестандартный шрифт (размер, форма).

1.3. Отсутствует название таблиц, графиков, рисунков, схем, глав, приложений.

1.4. У таблиц и графиков нет пояснений, условных обозначений.

1.5. Отсутствует авторский комментарий к содержанию таблиц и графиков.

1.6. В работе отсутствуют обязательные структурные компоненты (Введение, Заключение, Список литературы и т.д.).

1.7. Нарушение общих норм цитирования и оформления списка литературы (например, отсутствие указание на страницу при прямом цитировании, наличие в тексте ссылок разного формата и т.д.).

1.8. Представленный список литературы не соответствует ссылкам в тексте работе.

1.9. В работе описаны идеи, концепции, схемы без ссылки на авторов.

1.10. В оглавлении пропущены параграфы или даже отдельные главы.

2. Недостатки теоретической части работы

2.1. В работе отсутствует логика изложения материала.

2.2. В работе отсутствует упоминание важных источников, имеющих прямое отношение к обсуждаемой проблеме.

2.3. В работе отсутствует обсуждение современных исследований по изучаемой проблеме, опубликованных за последние пять лет в отечественных и западных периодических изданиях.

2.4. В обзоре литературы присутствуют идеи и концепции, не имеющие прямого отношения к предмету исследования и не используемые автором для интерпретации полученных результатов.

2.5. В работе присутствует изложение теорий, концепций, личных взглядов признанных авторов на основе вторичных источников (при условии доступности первичных).

2.6. Использование значительных частей (абзац, страницы) чужих текстов.

2.7. Безапелляционная критика взглядов предшественников с одновременным использованием их идей и методов в собственном исследовании.

2.8. Отсутствует обсуждение зарубежной традиции в анализе проблемы исследования.

2.9. Отсутствует обсуждение отечественной традиции в анализе проблемы исследования.

2.10. Теоретическая часть не завершается выводами и формулировкой предмета собственного исследования (отсутствует логическая связь между теоретической и эмпирической частями).

2.11. Текст создает ощущение дефицита общей и профессиональной эрудиции автора, содержит значительное количество повторов и банальных рассуждений, не имеющих отношения к проблеме исследования.

2.12. В обсуждении проигнорированы авторы и их работы, чья позиция и чьи результаты исследований противоречат позиции автора исследования.

3. Недостатки эмпирической части исследования

3.1. В программе исследования отсутствуют необходимые компоненты (формулировка проблемы, цели, предмета, объекта, задач, выборки, гипотез и т.д.).

3.2. Автор относит свое исследование к рангу качественного, но строит и проводит его на основе методологии количественного, освобождая себя при этом от необходимости статистического анализа и ограничиваясь минимальной выборкой.

3.3. Работа построена на основе чужой методики, модифицированной и сокращенной автором без проверки качества модификации и сокращений.

3.4. Работа не содержит описания процедуры, времени, места проведения исследования, а также других моментов, от которых может зависеть надежность результатов исследования.

3.5. В эмпирической части работы или приложениях не представлены "сырые" данные исследования.

3.6. В работе отсутствует вторичная интерпретация, выводы построены как констатация данных первичных таблиц. Отсутствует сопоставление между собой данных, полученных разными методами.

3.7. В работе отсутствует новизна и не понятен личный вклад автора в разработку исследуемой проблемы.

3.8. Автор работы не интерпретирует результаты своего исследования, которые противоречат выдвинутой гипотезе.

3.9. Общая гипотеза исследования сформулирована абстрактно, не содержит частных гипотез, ее конкретизирующих.

3.10. При описании результатов корреляционных исследований автор делает выводы о наличие причинно-следственной связи.

3.11. В эмпирической части отсутствует сравнение полученных автором результатов с теориями, концепциями и исследованиями, описанными в теоретической части.

3.12. Параграф описание результатов исследования представлен исключительно наглядным материалов в виде таблиц, схем, графиков и т.д.

3.13. В эмпирической части работы отсутствуют выводы.

4. Этические аспекты исследования

4.1. Автор нарушил "этические нормы" психологического исследования, указав координаты, Ф.И.О. участников исследования, название организации или выборка оказалась не зашифрованной, в результате чего в работе легко узнаются конкретные люди и группы.

4.2. Автор использует данные других исследователей без ссылки на их Ф.И.О. и на работы, где эти результаты опубликованы.

4.3. Автор использует методики без ссылки на источник их получения или их автора.

1 ГОСТ 7.32-2001 - Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. [Введен в действие с 01.07.2002].

2 Данный раздел составлен в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. [Введен в действие с 01.01.2009].

3 Данный раздел составлен в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. [Введен в действие с 01.01.2009].

4 Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М. : ГУ-ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. С. 74.

5 Куликов Л. В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб. : Речь, 2001 6 Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М. : ГУ-ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. С. 78.

6 Тихомандрицкая О. А. Программа эмпирического исследования // Социальная психология: Практикум / Под ред.

Т. В. Фоломеевой. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 11

7 Штроо В. А. Как оформлять дипломные работы по психологии // Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 358-374.

8 Штроо В. А. Как оформлять дипломные работы по психологии // Экспериментальная психология: Практикум:

Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 358-374.

9 Куликов Л. В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб. : Речь, 2001.

10 Привод. по: Агадуллина Е. Р. Факторы социальной категоризации молодежных политических групп : дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 166 с.

11 Куликов Л. В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб. : Речь, 2001.

12 Тихомандрицкая О. А. Программа эмпирического исследования // Социальная психология: Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 10-27.

13 Тихомандрицкая О. А. Программа эмпирического исследования // Социальная психология: Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. М. : Аспект Пресс, 2006. С. 25.

14 Привод. по: Белоусова В. В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями : автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 2007. С. 19.

15 Привод. по: Орел Е. А. Диагностика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий (программистов) : автореф. дис. ... канд психол. наук. М., 2007. С. 18.

16 Правила подготовки рукописей для публикации в "Психологическом журнале" // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №2. С. 129-144.

17 Артефактными в психологических исследования называют такие результаты, на которые оказали влияния третьи переменные, неучтенные в исследовании. Угрозой валидному выводу, или артефактом, может быть результат действия любого аспекта экспериментального процесса. Однако к наиболее типичным и часто встречающимся Д. Кэмпбелл относит: 1) смешанные факторы экспериментального воздействия, 2) смешанные аспекты воздействия: эффекты взаимодействия, 3) фоновые взаимодействия (характеристики общие для экспериментальной и контрольной групп), 4) взаимодействие с характеристиками популяции, 5) cмешанные аспекты измерения, 6) взаимодействие с процессами воздействия (более подробно см.: Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. С.192-239).

18 Положение о выпускной курсовой работе/курсовом проекте бакалавров и специалистов в Государственном университете - Высшей школе экономики (утверждено ученым советом Государственного университета - Высшей школы экономики (протокол №04 от 26.06.2009 г.)). С. 1.

19 Пилотажное исследование - пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин "зондаж") применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин - "претест") служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и. - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы (Общая психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005).

20 Перечень типичных ошибок, за которые может быть снижена оценка за квалификационные работы, представлен в Приложении Ж.

21 Перечень типичных ошибок, за которые может быть снижена оценка за квалификационные работы, представлен в Приложении Ж.

22 Положение о выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в Государственном университете - Высшей школе экономики (утверждено ученым советом Государственного университета - Высшей школы экономики (протокол №04 от 26.06.2009 г.)). С. 1.

23 Там же, С. 1-2. 29 Там же, С. 2.

24 Перечень типичных ошибок, за которые может быть снижена оценка за квалификационные работы, представлен в Приложении Ж.

25 Перечень типичных ошибок, за которые может быть снижена оценка за квалификационные работы, представлен в Приложении Ж.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2

2

2

Привод. по: Штроо В. А. Как оформлять дипломные работы по психологии // Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 358-374.

22 Привод. по: Штроо В. А. Как оформлять дипломные работы по психологии // Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 358-374.

22

Привод. по: Штроо В. А. Как оформлять дипломные работы по психологии // Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М. : Аспект Пресс, 2002. С. 358-374.

22 2

2 2

.

30 . 30

. 30

2 2

2

Приложение

Приложение

2 2 Приложение

2

2 2

2

Показать полностью…
2 Мб, 3 октября 2012 в 22:46 - Россия, Москва, НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ), 2012 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении