Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
odt

Студенческий документ № 018581 из НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)

Реформы Эрхарда и

В послевоенные годы экономическая ситуация в Германии выглядела катастрофично. Упало промышленное производство, повсюду не хватало продуктов первой необходимости. Поголовье скота составляло всего 1\3 от всего довоенного уровня.

В 1948 году директором управления хозяйством англо-американской зоны оккупации Германии становится Эрхард Людовиг, который еще до получения этого поста настаивает на том, что послевоенные реформы по восстановлению немецкой экономики нужно начинать с реорганизации финансовой системы и восстановления жизнеспособности денежной единицы.

Денежная реформа началась в западных зонах аккупации Германии 20 июня 1948 года. Ее главная задача заключалась в избавлении от опасного навеса разбухшей денежной массы и восстановлении ключевой роли денег в хозяйственном обращении. Основные меры, осуществляемые в рамках этой реформы сводились к следующему :

Однако стратегическая линия Эрахарда состояла не только в реформах денежной системы. Он считал, что, используя стабилизирующий эффект жесткой денежной реформы, нужно приступить к радикальной перестройке управления всей экономикой, а именно к рыночной системе со свободным ценообразованием. Поэтому вместе с денежной реформой началась и хозяйственная, которую однако нельзя свести к единовременному акту.

Критически необходимые преобразования были осуществлены достаточно быстро. Произошла либеризация цен на достаточно большие и связанные друг с другом товарные группы в обрабатывающих отраслях, это в свою очередь позволило добиться, чтобы заработали ценовые сигналы,заставляющие постоянно приспосабливаться предложение к спросу.

Однако последующие шаги этой реформы были осуществлены постепенно и их осуществление потребовало годы. Контроль над ценами основных продуктов был снят лишь в 1958 году, когда была восстановлена конвертируемость марки.

Транспортные и почтовые тарифы повысились лишь в 1966 после снятия дотаций отраслям средств связи, но после перевода соответствующих социальных выплат в бюджет министерства труда.

Довольно долго сохранялись государственные дотации на поддержание цен на уголь, чугун, сталь, электроэнергию и газ. Ратификация закона о свободной конкуренции тоже затянулась до 1957 года.

В конце марта 1949 года Банк немецких земель временно отказался от жесткой кредитной политики, обязательный уровень банковских резервов был снижен, затем также была снижена учетная ставка, а в конце лета коммерческим банкам была предоставлена дотация в размере 300 млн марок, которую они были обязаны использовать для предоставления долгосрочным кредитов промышленным предприятиям. Через несколько месяцев норма обязательного резервирования была еще снижена, а с ней и снизились ставки по срочным и бессрочным вкладам. Зимой, когда безработица приняла особенно угрожающие размеры были выделены специальные дотации на дополнительные рабочие места в жилищном строительстве.

В апреле 1950 правительство приняло решение о снижении налогового бремени и об обратной выплате уже уплаченных долгов по прежним налоговым ставкам сумм.

Это дало свои результаты. Выступая в сентябре 1950-ого года на коллегии Эрхард констатировал увеличение производства на 3-4 процента, увеличение экспорта вдвое и снижение уровня безработицы.

Также важнейшим условием трансформации рыночной системы в направлении рыночного хозяйства была конкуренция на рынке, только при свободной конкуренции деятельность частных производителей могла пойти в благоприятное русло для общества, так как каждый бы стремился удовлетворять желаниям потребителей. Проблема Германии в этом вопросе заключалась в вырастании картелей в условиях свободной рыночной конкуренции.

Еще в 1949 году специальная группа экспертов Управления экономикой Бизонии, во главе с Эрхардом, подготовила первый и самый жесткий вариант антикартельного закона (против ограничения конкуренции). Однако он вызвал много недовольств в промышленных и политических кругах.Однако этот закон являлся сердцевиной Эрхардской реформы и являлась гарантией ее эффективности. И тогда, в 1952 году Эрхард послал открытое письмо своему главному оппоненту президенту Федерального союза германской промышленности Бергу, в котором сформировал 10 тезисов в защиту антикартельного закона.

? Свободный рынок не может существовать без свободной конкуренции и свободного ценообразования.

? Картельные соглашения ограничивают или вообще сводят на нет конкуренцию.

? Все доводы о благотворном влиянии картелей неубедительны.

? Картели осложняют лечение экономических недугов.

? Предпринимательская деятельность изначально связана с риском и состязательностью

? предприниматель, ставивший под сомнение этот принцип, ставит под сомнение чатную собственность на средства производства и свободу предпринимательства.

? Попытка замены картелей на контроль за злоупотреблениями яляется логической бессмыслицей и попыткой легализовать картели.

? Такая попытка ведет к появлению "принудительных" экономических мер.

В заключение Эрхард призывает Берга и других руководителей союза германской промышленности проявить политическую ответственность и подняться выше личных интересов и отдельных отраслей промышленности.

Но несмотря на столь активную работу в сфере отмены и запрета картелей окончательный закон был принят лишь 4 июля 1957 года.

Таким образом, если иметь в виду создание всех необходимых рыночных структур и законодательств процесс восстановления экономики завершился в Германии только в конце 50-х начале 60-х годов.

Показать полностью…
17 Кб, 27 февраля 2012 в 6:34 - Россия, Москва, НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ), 2012 г., odt
Рекомендуемые документы в приложении