Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020401 из ГЭИ

Учреждение образования

"Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка"

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

"Белорусский государственный

педагогически университет

имени Максима Танка"

__________________П.Д. Кухарчик

"_____" ________________ 2009 г.

Регистрационный № УД-29-01/___/баз.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа государственного экзамена

для специальностей:

1-01 02 01 Начальное образование;

1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность

2009

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.И. Баранова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент;

Н.В. Савченко, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент;

О.В. Толкачева, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент;

В.В. Луцкович, преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка";

И.И. Цыркун, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка"

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.К. Павлова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук;

Г.Л. Муравьева, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой педагогики и психологии начального образовании учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка" (протокол № ___ от __________2009);

Научно-методическим советом учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка" (протокол № ___ от __________2009)

Ответственный за редакцию: О.В. Толкачева

Ответственный за выпуск: В.В. Буткевич

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Пояснительная записка

Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий - важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.

Задачи государственного экзамена:

1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.

2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.

3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.

В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.

Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ "Педагогика в начальной и средней школе", "Теория и методика воспитательной работы".

Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона "Об образовании в Республике Беларусь", концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.

Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.

Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.

Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.

Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой "Психология".

Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.

Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:

- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;

- ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;

- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;

- логика построения ответа: методология - теория - практика;

- знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;

- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;

- достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.

Содержание программы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Раздел "ПЕДАГОГИКА"

1. Предмет, задачи и методы педагогики

Возникновение и развитие педагогики как науки о воспитании. Общественно-экономическая обусловленность воспитания. Педагогические течения.

Предмет педагогики и ее основные категории ("воспитание", "обучение", "образование", "формирование" и "развитие").

Методологические основы и методы исследования педагогики. Целостный педагогический процесс и его составляющие.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогическая теория и практика.

2. Современное состояние системы образования в Республике Беларусь

Понятие о системе образования. Принципы государственной политики в области образования. Гуманизация и демократизация современной системы образования. Характеристика основных уровней образования.

Основополагающие документы о становлении и развитии образования, современных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Законы "Об образовании в Республике Беларусь", "Об общем и среднем образовании". Декрет Президента Республики Беларусь № 15 от 17.07.2008 "Об отдельных вопросах общего среднего образования". Концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1999, 2000, 2007).

3. Воспитание как педагогический процесс: понятие, структура, особенности, принципы

Воспитание - процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на достижение целей воспитания, создание благоприятных условий для самореализации личности. Особенности, движущие силы, структура воспитания.

Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Целенаправленность воспитания. Связь воспитания с жизнью. Воспитание личности в деятельности и коллективе. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся. Гуманистическая направленность воспитания. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании. Единство подходов к воспитанию ребенка со стороны семьи и школы. Культуросообразность воспитания.

Единство и взаимосвязь принципов воспитания в педагогическом процессе.

4. Цели, задачи и содержание воспитания

Проблема целеполагания в процессе воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как стратегическая цель воспитания, особенность ее реализации в истории школы и педагогики.

Различные подходы к определению задач воспитания. Современные концепции воспитания о ее целях и задачах. Задачи воспитания младших школьников.

Понятие "содержание воспитания": традиционный подход и современные трактовки. Базовая культура личности и ее компоненты. Аксиологический подход к определению содержания воспитания (Н.Е. Щуркова).

Программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Модель школьно-семейного воспитания младших школьников "Ориентир" (структура программы, воспитательные задачи и формы работы).

5. Методы воспитания: понятие, классификация, педагогические условия использования

Современные трактовки понятий о методах и средствах воспитания. Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок). Убеждение, внушение, пример, беседа, разъяснение, их психологическая характеристика и формы реализации.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Педагогическое требование. Общественное мнение как форма коллективного требования. Приучение. Упражнение. Поручение. Создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание. Педагогические условия их использования.

Проблема выбора и эффективного применения методов воспитания.

6. Воспитательные технологии и особенности их применения в воспитании младших школьников

Понятие о воспитательных технологиях и их классификация. Особенности и составные элементы воспитательных технологий: психологическое обоснование, позитивное восприятие ребенка, гуманно-демократический и творческий характер педагогического взаимодействия, психолого-педагогическая поддержка, обращение личности к самой себе, результативность.

Технологии группового взаимодействия: создание морально-психологического климата, групповая проблемная работа, предъявление педагогического требования, работа с группой в первоначальный период, организация КТД и др.

Технологии индивидуального взаимодействия: создание ситуации успеха, этическая защита, педагогическая оценка, диалог "педагог-воспитанник", разрешение конфликта и др.

Особенности применения воспитательных технологий в начальных классах.

7. Формы организации внеклассной воспитательной работы в начальных классах

Сущность понятия "форма организации воспитательного процесса". Многообразие и классификация форм воспитательной работы. Воспитательное мероприятие как организованное действие коллектива, направленное на достижение воспитательной цели. Особенности организации воспитательных дел в начальных классах.

Преодоление формализма в практике проведения воспитательных мероприятий. Условия воспитательного влияния мероприятия на формирование личности учащихся. Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел, этических занятий, конкурсов и утренников в начальных классах. Планирование внеклассной воспитательной работы.

8. Формирование нравственно-этической культуры личности

Нравственно-этическая культура личности - важнейший компонент структуры содержания воспитания. Этика как методологическая основа теории и практики нравственного воспитания школьников. Классики педагогики и современные исследователи о моральном воспитании детей (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, К.В. Гавриловец и др.)

Система отношений личности к обществу, труду, окружающим людям, самому себе - основа формирования нравственности. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания.

Цель и задачи нравственного воспитания учащихся на разных возрастных этапах. Особенности нравственного воспитания младших школьников. Нравственное просвещение и воспитание опыта поведения учащихся начальных классов в учебной и внеклассной работе.

Критерии и диагностика нравственной воспитанности личности.

9. Воспитание эстетической культуры личности

Роль эстетического воспитания в развитии духовной сферы личности. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания.

Система эстетического воспитания в школе: цель, задачи, основные направления, средства и формы организации. Роль предметов эстетического цикла в воспитании младших школьников.

Эстетическое и художественное воспитание. К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский о роли природы в формировании эстетических чувств личности. Музыка и изобразительное искусство как средства эстетического воспитания. Современные концепции и программы эстетического воспитания школьников. Художественно-эстетические воспитательные дела в начальных классах.

Показатели эстетической воспитанности школьников: развитость сознания, эстетических чувств, вкуса, эстетического отношения к действительности, умений создавать прекрасное.

10. Формирования культуры здорового образа жизни личности

Сущность понятий "физическая культура личности" и "культура здорового образа жизни", "здоровьесберегающие технологии". Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Система физического воспитания в школе: уроки физической культуры, подвижные перемены, физкультминутки на уроках, организация различных форм внеурочной и внешкольной работы.

Педагогические пути и средства сохранения и укрепления здоровья учащихся. Гигиеническое просвещение, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, предупреждение и преодоление вредных привычек у детей и подростков.

Показатели физического и психического здоровья школьников разных возрастов.

Укрепление здоровья, предупреждение переутомления и нервных заболеваний шестилетних детей.

Задачи и содержание воспитания у младших школьников основ безопасной жизнедеятельности.

11. Формирование гражданственности и патриотизма учащихся в современных условиях

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как актуальная педагогическая задача. Понятия "патриотизм", "гражданственность", "гражданская культура", "правовая культура", "политическая культура".

Классики педагогики о формировании человека-патриота и гражданина.

Цели, задачи, содержание воспитания гражданственности и патриотизма.

Концепция гражданского воспитания младших школьников (2002).

Средства, формы и особенности воспитания патриотических чувств, формирование основ гражданственности и правовой культуры у младших школьников. Программа курса "Мое Отечество" (В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева).

Воспитание уважения к государственным символам. Социально-значимая деятельность детских общественных объединений и организаций.

12. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности младших школьников

Игра как вид деятельности, ее психологическая сущность.

Функции игры в развитии ребенка: развивающая, обучающая, воспитывающая. Различные подходы к классификации игр.

Игра как средство, метод, форма обучения и воспитания младщих школьников.

Особенности организации игровой деятельности 6-летних детей: организация игровой среды, учет возрастных особенностей при выборе игр, поведение и общение детей в игре, наблюдение за первоклассниками в процессе игры.

Современные игровые технологии: игра-путешествие, интерактивная, ролевая, деловая, творческая игра, игра-драматизация.

13. Педагогические основы организации ученического коллектива

Формирование личности в коллективе как принцип воспитания. Разработка теории коллектива в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других педагогов.

Диалектика коллективного и индивидуального в современной системе воспитания.

Понятие детского коллектива. Признаки коллектива. Общешкольный и первичные коллективы, их взаимосвязь. Условия развития личности в коллективе. Особенности коллектива младших школьников.

Динамика и этапы развития коллектива. Пути формирования коллектива. Коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

14. Семья как среда развития и воспитания ребенка

Основы семейного воспитания. Функции семьи. Семья как воспитательная среда ребенка. А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье. Влияние жизни родителей, семейного уклада на процесс и результат воспитания личности.

Национальные традиции семейного воспитания.

Тенденции и особенности семейного воспитания в современных социо-культурных условиях.

Типология семьи и особенности ее влияния на воспитание ребенка. Ошибки семейного воспитания, пути их преодоления. Особенности воспитания в семье младшего школьника.

Семейное воспитание и семейное право. "Конвенция о правах ребенка" и Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" как законодательная и нравственная основа взаимоотношений родителей с детьми.

Индивидуальные и коллективные формы работы школы с семьей.

15. Критерии и методы изучения эффективности воспитательного процесса

Проблема результативности воспитательного процесса.

Критерии оценки воспитательной деятельности школьного коллектива: состояние предметно-пространственного окружения, содержание воспитательной деятельности, профессиональное мастерство педагогов-воспитателей, морально-психологический климат в коллективе и характер взаимоотношений, мировоззрение и ценностные предпочтения учащихся (Н.Е. Щуркова). Критерии воспитанности личности младшего школьника: культура внешнего вида, нравственное сознание, мотивы поступков, культура поведения.

Методы изучения уровня воспитанности (теоретические, эмпирические и математические). Педагогический дневник. Карта воспитанности (А.И. Кочетов). Диагностические методики.

16. Теория обучения как раздел педагогики

Теория обучения (дидактика) в структуре педагогических наук. Исторические сведения о происхождении и становлении дидактики. Современное состояние и перспективы развития дидактики как отрасли педагогического научного знания.

Предмет и задачи дидактики. Взаимосвязь общей и частных дидактик: предмет, задачи, содержание общей теории обучения и методик начального образования.

Содержание основных категорий дидактики: "образование", "обучение", "преподавание", "учение". Общая характеристика дидактических понятий: "принципы обучения", "содержание образования", "методы, средства, приемы обучения", "формы обучения", "урок", "образовательная технология", "методика преподавания". Взаимосвязь и взаимообусловленность основных категорий и понятий дидактики.

17. Характеристика содержания образования в современной школе

Классические теории формального и материального образования в истории педагогики (И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гербарт, К.Д. Ушинский).

Актуальность проблемы содержания образования на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Сущность понятия "содержание образования". Цели, задачи и перспективы развития содержания начального образования в Республике Беларусь. Компоненты содержания образования: знания о мире; умения и навыки как рациональные способы выполнения типичных стереотипных деятельностей; опыт творческой деятельности; система отношений личности к миру, духовно-нравственных ценностей (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).

Современные концептуальные подходы к проектированию содержания общего среднего образования в реформируемой школе: дифференциация, гуманитаризация, сочетание фундаментальности и практической направленности, вариативность.

Государственные документы, определяющие содержание образования: образовательный стандарт, учебный планы, учебная программа, учебные пособия. Учебно-методические комплексы по предметам для учащихся начальной общеобразовательной школы.

18. Сущность, функции и структура процесса обучения

Сущность процесса обучения. Закономерности, функции и этапы процесса обучения. Целостность и системность процесса обучения.

Понятия "образовательный процесс", "учебный процесс", "обучение". Субъекты образовательного процесса. Единство преподавания и учения в образовательном процессе.

Учебная деятельность младшего школьника: специфика, функции, предметное содержание и структура (Д.Б. Эльконин, В.В. Занков). Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Психолого-педагогические особенности овладения учащимися начальной школы знаниями, умениями, навыками, учебными действиями и способами деятельности. Управление учебной деятельностью учащихся начальной школы.

19. Характеристика принципов обучения

Современные трактовки понятия "принцип обучения". Генезис принципов обучения. Дидактические правила и их значение в образовательном процессе.

Система дидактических принципов, их психологическое обоснование и реализация: принцип природосообразности; наглядность в обучении; принцип сознательности и активности в обучении; доступность; прочность; научность; систематичность и последовательность в обучении; принцип связи теории с практикой; принцип воспитывающего обучения; индивидуальный подход к учащимся.

Особенности реализации принципов обучения в учебном процессе начальной школы.

20. Система методов и средств обучения

Современные трактовки понятий "метод обучения" и "прием обучения". История создания системы методов обучения.

Обусловленность методов целями, содержанием, закономерностями и принципами обучения.

Различные подходы к классификации методов обучения (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Голант и Н.М. Верзилин, Г.И. Щукина, М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский и др.).

Словесные, наглядные и практические методы обучения, возможности и педагогические условия их эффективного применения в процессе обучения младших школьников.

Самостоятельная работа учащихся. Сущность самостоятельной работы. Основные виды самостоятельной работы учащихся в начальных классах. Условия, обеспечивающие успешность самостоятельной работы.

Игровые методы обучения. Развивающие возможности ролевой и дидактической игры в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста. Особенности применения приемов драматизации и инсценирования в образовательном процессе начальной школы.

Средства обучения и их функции в образовательном процессе начальной и средней школы. Классификации дидактических средств. Визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, мультимедийные средства обучения.

21. Общая характеристика видов и форм обучения

Индивидуальная, групповая, массовая, коллективная формы организации обучения в истории школы и педагогики.

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, компьютерное обучение.

Понятие о формах обучения. Основания для классификаций форм обучения: количество учащихся, место учебы учащихся, продолжительность учебных занятий и др.

Основные характеристики классно-урочной системы и попытки ее модернизации.

Многообразие форм обучения в общеобразовательной школе: школьная лекция, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, дополнительные (стимулирующие) учебные занятия, факультативные занятия, консультации, экскурсии.

Домашняя работа учащихся как форма обучения. Вопросы культуры домашнего учебного труда младших школьников. Виды домашних учебных заданий. Руководство домашней работой учащихся. Помощь семье в руководстве домашней работой младших школьников.

22. Современные образовательные технологии и особенности их применения в начальных классах

Научные основы и классификация педагогических технологий.

Основы технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Групповые технологии и коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Технология "Шаг за шагом".

Технология полного усвоения знаний и разноуровневого обучения.

23. Контроль, оценка и учет результатов обучения учащихся

Сущность контроля обучения как дидактического понятия. Роль контроля в повышении качества знаний учащихся и их личностном развитии.

Функции и содержание контроля и оценки результатов обучения. Виды и формы контроля: текущий, периодический, итоговый; устный, письменный; фронтальный, выборочный, индивидуальный. Дидактические тесты как средство проверки результатов обучения.

Оценка и отметка в теории и практике обучения и ее влияние на формирование личности младшего школьника. Безотметочное обучение. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности школьников.

Педагогическая профилактика неуспеваемости учащихся.

Особенности оценки учебных достижений школьников в системах развивающего обучения и современных образовательных технологиях.

24. Урок как основная форма обучения

Урок - основной элемент классно-урочной системы обучения. Образовательная, развивающая, воспитательная функция урока. Организационная, логическая и психологическая целостность урока. Типы и структура уроков, реализуемых в начальной общеобразовательной школе. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке.

Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку. Педагогический анализ и самооценка урока в профессиональной деятельности учителя.

Связь урока с другими формами обучения (лабораторные занятия, экскурсии, факультативы, домашняя работа и др.).

Нестандартные и интегрированные уроки в начальных классах. Особенности организации урока в классе шестилеток и в малокомплектной начальной школе.

25. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения в начальной школе

Понятие "индивидуальность". Сущность индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуализация обучения: реализация принципа индивидуального подхода в обучении учащихся начальной и средней школы.

Комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, требующих учета при индивидуальном подходе в обучении младших школьников: готовность ребенка к школьному обучению, обучаемость, обученность, особенности функционирования высших психических познавательных процессов, задатки, способности, особенности интеллектуальной деятельности, учебные действия и умения, учебная мотивация и др. Условия осуществления процесса индивидуализации обучения учащихся начальной и средней школы.

Сущность понятий "дифференциация обучения" и "дифференциация учебной работы". Уровневая и профильная дифференциация современного начального и школьного образования. Внутренняя и внешняя дифференциация.

Способы дифференциации учебной работы учащихся на уроке. Дифференциация по содержанию, объему, степени сложности учебного материала. Дифференциация домашних заданий.

26. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в первом классе

Учет возрастных психологических особенностей детей шестилетнего возраста в процессе обучения: ведущий вид деятельности, новая социальная роль, мотивация учения, особенности познавательных процессов, потребности и интересы.

Проблема адаптации ребенка к школе.

Организационное обеспечение жизнедеятельности учащихся и процесса обучения в 1 классе. Особенности урока: реализация дидактических принципов, структура и продолжительность урока, формы организации учебной деятельности. Игровые методы обучения и воспитания.

Задачи и содержание курса "Введение в школьную жизнь". Интегрированные уроки в первом классе.

Особенности общения педагога с учащимися. Формирование элементарных навыков и привычек культуры поведения. Работа с родителями первоклассников.

27. Классики западноевропейской педагогики XVIII - XIX вв

Обоснование Жан-Жаком Руссо теории общечеловеческого гуманного естественного и природосообразного воспитания. Ж.-Ж. Руссо о принципах, средствах, формах и методах воспитания ребенка.

Становление педагогической науки и практико-ориентированного образования в ХІХ в. Обоснование И.Г. Песталоцци теории элементарного образования и развивающего обучения. Вклад И.Г. Песталоцци в разработку дидактики и методики первоначального обучения.

Взгляды И.Ф. Гербарта на классификацию интересов личности и структуру процесса обучения. И.Ф. Гербарт о содержании и методах нравственного воспитания детей.

Принципы природосообразности в педагогической теории А. Дистервега. Взгляды А. Дистервега на осуществление воспитывающего и развивающего обучения.

28. Вклад в педагогическую теорию и практику выдающихся педагогов России ХІХ века.

Создание государственной системы просвещения и становление начального образования в России.

Дидактика начального образования в учебных книга К.Д. Ушинского "Родное слово" и "Детский мир". К.Д. Ушинский о целях и средствах нравственного воспитания.

Прогрессивный характер школьных реформ 60-70 х гг. ХІХ века.

Авторские начальные школы Н.Ф. Бунакова и Н.А. Корфа.

Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого на развитие теории и практики начального образования. Идея "Свободного воспитания" и ее реализация в практике работы Яснополянской школы Л.Н. Толстого.

29. Педагогическая теория и практическая деятельность выдающихся педагогов ХХ века

Роль опытно-показательных учреждений Наркомпроса в развитии педагогики и методики начального образования.

Вклад Н.К. Крупской и С.Т. Шацкого в развитие теории и практики начального образования.

Характеристика педагогической системы А.С. Макаренко.

Развитие педагогики и методики начального образования в 60-80 - е гг. ХХ века.

Гуманистическая педагогическая концепция В.А. Сухомлинского.

Педагогика сотрудничества как идеология обновления школы и ее представители.

30. Выдающиеся деятели педагогической мысли Беларуси

Представитель реформаторского просветительского движения Ф. Скорина. Просветительская деятельность Е. Полоцкой.

Вклад в развитие педагогической теории и практики А.Е. Богдановича.

Педагогическое наследие и деятельность Э.С. Пашкевич (Тетка).

Педагогические взгляды К.М. Мицкевича (Я. Коласа) и И.Д. Луцевича (Я. Купала) о создании национального образования и народных школ.

Раздел "ПСИХОЛОГИЯ"

1. Предмет психологии, ее задачи, принципы и методы.

Взаимосвязь психологии с философией, историей, социологией, педагогикой и другими науками. Структура и строение психологической дисциплины. Общие и специальные отрасли психологии. Этапы развития психологической науки. Задачи, проблемы и принципы современной психологии.

Понятие о психике. Основные функции и закономерности психики (Л.С. Выготский).

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. Психодиагностические и проективные методы и их использование при изучении личности младшего школьника.

Психология в системе образования. Взаимодействие учителя начальных классов, школьного психология и социального педагога.

2. Сознание и бессознательное в психике человека.

Сознание как высший уровень развития психики. Предпосылки и условия возникновения и развития сознания. Структура сознания (З. Фрейд).

Сознание и бессознательное. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека.

Сознание и самосознание. Структура самосознания личности. Образ "Я" и "Я-концепция".

Профессиональное самосознание учителя начальных классов.

Самооценка как регулятор поведения личности учащегося и учителя. Роль самооценки в становлении самосознания младшего школьника. Виды самооценки (прогностическая, актуальная и ретроспективная согласно Л.В. Захаровой).

3. Понятие о человеческой деятельности и ее структуре.

Определение деятельности. Основные характеристики и структура деятельности. Структура деятельности: (потребность - цель - мотив) и (действие - операция). Характеристика условий деятельности. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Игра как вид деятельности. Специфика детской игры. Соотношение игровой и учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Общение как вид деятельности.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Общая теория деятельности А. И. Леонтьева. Понятие внешней и внутренней деятельности.

Знания, навыки и умения и их место в структуре деятельности. Особенности формирования навыков и умений в учебной деятельности младших школьников.

4. Понятие о личности и ее развитии.

Понятие "личность". Соотношение понятий: субъект, человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (К.К. Платонов). Факторы и условия развития личности. Движущие силы развития личности. Л.И. Божович о критериях развития личности. Опосредованное поведение и сознательное соподчинение мотивов как критерий уровня личностного развития. Развитие личности как усвоение социального опыта. Интериоризация как механизм усвоения социального опыта. Механизмы развития личности: механизм сдвига мотива на цель, механизм идентификации, механизм освоения социальных ролей. Особенности формирования личности младшего школьника.

5. Характеристика мотивационно-потребностной сферы личности младшего школьника.

Формирование мотивов и интересов в учении. Направленность как ведущий компонент структуры личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов). Понятие о мотиве и мотивации. Потребности как главный источник активности человека. Соотношение потребностей, мотивов и целей. Виды потребностей (А. Маслоу). Формирование мотивации достижения успехов и мотивации избегания неудач. Уровень притязаний личности: определение, виды, мотивация.

6. Индивидуальные различия в темпераменте и характере младшего школьника.

История учений о темпераменте. Гуморальные (Гиппократ) и морфологические (Э. Кречмер) теории темперамента. Концепция И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Определение темперамента. Психологическая характеристика холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Влияние типа темперамента на учебную деятельность младшего школьника.

Представленность характера в структуре личности. Его проявление в деятельности и общении. Структура характера. Понятие о черте характера. Понятие акцентуации характера. Влияние биологического и средового факторов на формирование характера. Особенности формирования характера у младших школьников.

7. Способности в структуре личности и их развитие.

Определение способностей. Проблема происхождения способностей. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей. Соотношение способностей со знаниями, навыками и умениями.

Классификация способностей. Общие и специальные способности. Элементарные и сложные способности. Потенциальные и актуальные способности. Классификация способностей по уровню развития. Одаренность, талант, гениальность.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей. Условия развития способностей в младшем школьном возрасте.

8. Ощущения и восприятие.

Понятие "Ощущение". Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Органические, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные. Изменение ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия. Компенсация.

Понятие "восприятие". Свойства восприятия: целостность, константность, предметность, категориальность, структурность, объем, апперцепция. Виды восприятия. Восприятие предметов, времени и движения. Восприятие пространства. Восприятие цвета.

Ощущение и восприятие в младшем школьном возрасте и их роль в интеллектуальном развитии детей. Стереотипы восприятия в педагогической деятельности учителя.

9. Внимание и память.

Понятие "внимание" и его виды: природное и социально-обусловленное; чувственное и интеллектуальное (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное). Свойства внимания: объем, устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, колебание. Функции внимания: активизация и обеспечение избирательности познавательных процессов. Взаимосвязь внимания с другими познавательными психическими процессами (восприятия, память, мышление).

Пути и средства привлечения и поддержания внимания учащихся начальных классов. Развитие внимания у младших школьников.

Понятие "память". Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Виды: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая. Непроизвольная и произвольная память. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память.

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.

10. Мышление и речь.

Понятие "мышление". Виды мышления: практическое (наглядно-действенное и наглядно-образное) и теоретическое (образное и понятийное). Специфика развития мышления в онтогенезе.

Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация и систематизация. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения (Дж. Брунер).

Мыслительная деятельность как способ формирования понятий. Мышление как способ решения задач. Творческое мышление и его особенности. Мышление и действие. Умственное действия и операции. Условия развития мышления в младшем школьном возрасте.

Внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая речь. Её основные функции. Речь как средство мышления (Л.С. Выготский).

Развитие речи в онтогенезе (на различных возрастных этапах). Значение речи в интеллектуальном развитии младшего школьника.

11. Воображение, его виды и функции.

Понятие "воображение". Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Явления сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, произвольная регуляция познавательных процессов. Способы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, типизация. Особенности развития воображения младшего школьника.

Внутренний план действий (ВПД) и его регуляция (П.Я. Гальперин).

Воображение и творчество. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический). Творческое воображение в педагогической деятельности и учебной деятельности младшего школьника.

12. Эмоционально-волевая сфера личности.

Чувства и эмоции человека, их характеристики. Классификация эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, адаптивная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть, стресс, фрустрация.

Условия возникновения и развития эмоций. Особенности эмоциональной сферы личности педагога и младшего школьника.

Понятие "воля". Характеристика волевых качеств личности. Представленность воли в регуляции деятельности и общения. Воля и мотивация. Структура волевого акта. Борьба мотивов, как условие возникновения и осуществления волевого акта. Специфика формирования волевых качеств личности младшего школьника.

13. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии.

Предмет и задачи возрастной психологии. Предмет и задачи педагогической психологии.

Актуальные проблемы: генотипической и средовой обусловленности психического развития ребенка, взаимосвязи развития и обучения, соотношения задатков и способностей в развитии, проблема сензитивного периода в развитии, соотношения обучения и воспитания, психологической готовности детей к сознательному обучению и воспитанию, обеспечения индивидуализации обучения и т. д. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии.

14. Проблемы психического развития ребенка в различных возрастных периодах.

Различные взгляды на вопрос о соотношении генотипических и средовых обусловленностей в развитии ребенка.

Основные закономерности психического развития (Л.С. Выготского). Понятие ведущего вида деятельности и ведущего типа общения (А.Н. Леонтьев). Понятие "возраст" и его типы (физический, психологический и т.д.). Понятие кризиса возрастного развития (Л.С. Выготского). Возникновение новообразований в психическом развитии как результат разрешения противоречий. Понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Классификация периодизаций (Л.С. Выготского). Проблема периодизации психического развития (Д.Б. Эльконин).

15. Психологические основы учебной деятельности.

Понятие учебной деятельности, обучения, учения и научения. Цели, задачи и функции учебной деятельности. Предмет, средства, способы, продукты и результат учебной деятельности. Структура учебной деятельности: учебная мотивация; учебная задача; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности. Виды учебной работы: фронтальная, индивидуальная, непосредственная, опосредованная, сообщение, обобщение.

16. Психолого-педагогические основы развивающего обучения.

Психологический анализ теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова. Принцип развития теоретического мышления ребенка. Система развивающего обучения А.В. Занкова. Основные дидактические принципы обучения. Сравнительный анализ этих двух подходов.

Проблемное обучение. Понятие проблемной ситуации. Уровень самостоятельности в процессе разрешения проблемной ситуации.

17. Психологические основы воспитания и самовоспитания.

Характеристика биогенной и социогенной теории воспитания. Цели, средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия и формирования личности. Институты воспитания. Психолого-педагогическая помощь учителей и родителей в воспитании личности учащегося. Роль примера взрослых.

Психологические особенности процессов самовоспитания и самосовершенствования. Основные ступени в развитии самовоспитания. Непрерывность самовоспитания. Виды самовоспитания. Проблемы воспитания младшего школьника.

18. Психологические особенности личностно-ориентированного обучения.

Психология индивидуального подхода в обучении. Сущность личностно-ориентированного обучения. Подход В.А. Петровского: суть образовательного процесса, черты личностно-ориентированной дидактики.

Подход И.С. Якиманской: сущность теории, требования к дидактическому обеспечению личностно-ориентированного обучения.

19. Психологическая готовность к обучению в школе.

Понятие "готовность к школе". Структура психологической готовности ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе.

Личностная готовность (отношение учащегося к школе, учебной деятельности и к личности педагога).

Социально-психологическая готовность как готовность ребенка к взаимодействию с окружающими, с учителем, с одноклассниками.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе: снижение импульсивности, умение сознательно подчинять действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего и др.

20. Проблема адаптации детей к школе.

Понятие "адаптация". Психологические феномены - ассимиляция и аккомодация (Ж. Пиаже). Особенности адаптации детей к школе. Социально-психологическая и физиологическая адаптация. Различия в адаптации детей к школе. Уровни адаптации (высокий, средний, низкий) по Т.М. Чуткиной.

Понятие "психологическая школьная дезадаптация". Основные дезадаптационные типы поведения детей (аккомодационный, ассимиляционный, незрелый).

Факторы, затрудняющие адаптацию детей к школе. Условия, способствующие успешной адаптации ребенка к школе. Роль преемственности между детским садом и школой в формировании психологической готовности и адаптации детей к школе.

21. Диагностика познавательной сферы и индивидуальных особенностей младшего школьника.

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста. Индивидуальные различия в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста, их учет в выборе методов психодиагностики. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей младшего школьного возраста.

Методы оценки внимания - его устойчивости, распределения, переключения и объема.

Методы диагностики памяти. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика оценивания оперативной зрительной памяти. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Изучение оперативной слуховой памяти. Психодиагностика опосредствованной памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания.

Методы изучения воображения младшего школьника. Методики "Вербальная фантазия" и "Рисунок".

Методы психодиагностики мышления младшего школьника. Методика определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах. Методика диагностики процесса формирования понятий у младших школьников. Методика "Умение считать в уме". Методика "Кубик Рубика". Методика "Матрица Равена".

Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников. Детский вариант личностного теста Кеттела.

22. Психология педагогического взаимодействия.

Понятие "педагогическое взаимодействие" и его основные функции.

Структура педагогического взаимодействия. Характеристика внутреннего компонента педагогического взаимодействия (отношение к детям, эмпатия, педагогическая и социальная перцепция и др.). Характеристика средств воздействий, используемых педагогом в процессе общения с детьми (осознаваемые и неосознаваемые, прямые и косвенные, вербальные и невербальные и др.). Типы педагогического взаимодействия (по Я.Л. Коломинскому). Особенности их влияния на отношение ребенка к школе. Характеристика профессионального педагогического взаимодействия в начальной школе.

23. Психология оценочной деятельности учителя в современной школе.

Понятие "оценочная деятельность". Формы парциальной оценки - отрицание, согласие, ободрение, порицание, одобрение (Б.Г. Ананьев). Сущность отметки и оценки. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Явление угасания в системе оценочного стимулирования. Формы оценивания в подготовительном и первом классе. Шкалы оценивания в начальной школе. Характеристика безотметочной системы обучения с учётом системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Дидактические принципы построения систем оценивания знаний. Функции системы оценивания качества знаний. Психологические обоснования введения безотметочной и 10-балльной системы оценивания знаний. Фактор отметки в социальной, учебной и семейной жизни школьника.

Влияние педагогической оценки на формирование самооценки и личности младших школьников. Педагогическая оценка и пути повышения ее эффективности.

24. Психологические особенности социализации личности.

Понятие социализации. Содержание процесса социализации: деятельность, общение, самосознание. Стадии процесса социализации (дотрудовая, трудовая, послетрудовая). Институты социализации на разных этапах процесса социализации. Факторы социализации личности (страна, этнос, общество, семья, соседство и микросоциум, группы сверстников, различные организации). Универсальные механизмы и средства социализации.

Л.С. Выготский о законах социализации. Социальная ситуация развития ребенка. Социальные роли личности. Ролевые конфликты.

25. Психология малых групп.

Проблема группы в социальной психологии. Условные и реальные, лабораторные и естественные группы. Проблема соотношения понятий "группа" и "коллектив". Поэтапное развитие группы как коллектива (А.В. Петровский).

Понятие "малая группа". Классификация малых групп. Социально-психологические механизмы образования малых групп.

Структура малой группы. Групповая динамика. Феномен группового давления. Исследования конформного поведения. Групповые нормы. Факторы сплоченности малой группы. Референтные группы.

Лидерство и руководство в малых группах. Стили лидерства. Психологический климат малой группы. Психология межгрупповых отношений.

26. Психологические особенности развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Особенности социально-психологической ситуации личностного развития подростка. Опережающее формирование интеллекта по сравнению с личностью. Феномен "взрослости". Возникновение новой "внутренней позиции". Становление самосознания.

Формирование волевых качеств личности. Подростковый возраст как сензитивный для развития волевых качеств личности.

Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности.

Особенности психического развития подростков. Кризисы подросткового возраста.

Юношеский возраст. Формирование и. развитие моральной сферы юноши и девушки. Характерные черты нравственного самоопределения. Содержание мировоззрения (ценностно-ориентационная направленность, система убеждений, взглядов и.т.д.). Юношеский возраст - начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических позиций человека.

27. Психологические основы обучения в младшем школьном возрасте.

Характеристика социальной ситуации развития младшего школьника.

Ведущий вид деятельности, сопутствующий вид деятельности. Мотивация учебной деятельности. Понятие обучаемости (Дж. Брунер, Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и др.). Возрастные особенности и обучаемость. Основные показатели обучаемости. Анализ академической успеваемости младших школьников (Т.В. Гормоза). Значение домашней работы. Продуктивные виды деятельности младшего школьника: трудовая, изобразительная, конструктивная, экспериментирование, художественная, музыка в жизни младшего школьника.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте (внимание, восприятие, память, мышление и речь).

28. Социально-психологические проблемы общения.

Понятие "общение". Функции общения и его виды. Формы общения. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Проблемы педагогического межличностного взаимодействия.

Понятие о социальной перцепции. Влияние сверстников на восприятие ребенком окружающих его людей. Общение как поведенческая сторона межличностного взаимодействия и как способ проявления и развития межличностных отношений. Средства общения между людьми. Речь, как главное средство общения. Виды речи. Устная речь и средства ее выразительности (интонация, темп, ритм). Монологическая и диалогическая речь. Невербальная коммуникация. Особенности межличностного общения учащихся младшего школьного возраста.

29. Психология больших социальных групп.

Содержание и структура психологии больших социальных групп. Психологические особенности представителей различных классов. Понятия "менталитет", "социальное представление", "образ жизни группы". Эмоционально-динамическая сфера классовой психологии (классовые потребности, интересы, социальные чувства, психический склад, социальный характер, привычки, обычаи, традиции).

Социально-психологический подход к пониманию национальной психологии. Психологические особенности этнических групп. Этнические стереотипы, предрассудки и предубеждения.

Общая характеристика и типы стихийных групп (толпа, масса, публика). Личность и толпа. Способы воздействия в стихийных группах (заражение, внушение, подражание). Понятие "паника".

Социальные и детские движения. Проблема лидерства.

30. Психология школьного коллектива.

Психологическая структура школьного коллектива. Понятие о структуре взаимоотношений. Статус ученика в учебной группе. Взаимность выборов. Специфика общения в первых и четвертых классах. Переживания учеником своих взаимоотношений с другими членами группы. Динамика отношения ученика к ученику. Устойчивость положения ученика. Обоснование детьми выбора партнера. Методы педагогического воздействия в целях формирования коллектива и регулирования взаимоотношений между детьми.

Понятие о первом круге желаемого общения, о втором круге желаемого общения. Структура личных взаимоотношений и организационная структура школьного коллектива.

Особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.

Список основной и дополнительной литературы

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Раздел "ПЕДАГОГИКА"

Основная литература

1. Буткевич, В.В. История педагогики. Развитие начального образования и педагогической мысли в России XIX в. Учебное пособие / В.В. Буткевич. - Мозырь: Белый ветер, 2000. - 119 с.

2. Варенова, Т.В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. - Минск: Асар, 2004. - 256 с.

3. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М.А. Ерофеева. - М.: Высшее образование, 2006. - 188 с.

4. Жук, О.Л. Педагогика: Учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. - Минск: БГУ, 2003. - 383 с.

5. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук. - Мн.: БГУ, 2002. - 215 с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие для пед.учеб. завед. / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.

7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Прабл. выхавання. - 2007. - №. 2.

8. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина; под. общ. ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2005. - 592 с.

9. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990. - 381 с.

10. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. -432 с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / И.А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

12. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. М.: Педагогика, 2001. - 490 с.

13. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2001 - 272 с.

15. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2007. - 482 с.

Дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Акад. пед. наук СССР; Сост. Э. К. Дорошевич и др. - М.: Педагогика, 1986. - 462 с.

2. Бесова, М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - Мн.: Жассон, 2005. - 140 с.

3. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. - Мн.: НИО, 2007. - 280 с.

4. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С.Л. Вигман. - М.: ТК Ведби, Изд-во Проспект, 2006. - 208 с.

5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

6. История педагогики: Схемы и таблицы: пособие. В 4 ч. / Авт.-сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. - Мн.: БГПУ, 2007, 2008.

7. История педагогики: Хрестоматия / Сост. В.В. Буткевич, О.М. Старикова. - Мн.: БГПУ, 2005.

8. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. - 2-е изд., перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 112 с.

9. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (XIX - начало ХХ вв): Учебное пособие / Д.И. Латышина. - М.: Издательский Дом "ФОРУМ", 1998. - 584 с.

10. Матюшкин, А.М. Теоретические основы проблемного обучения / А.М. Матюшкин. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.

11. Миронова, Р.М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей: Учеб.-метод пособие для студентов вузов / Р.М. Миронова. - Мозырь: Белый ветер, 2003. - 178 с.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петрова; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

13. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие / С.Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144 с.

14. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Академия, 1998. - 256 с.

16. Снапкоўская, С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі: Вучэб.-метад. дапаможнік / С.В. Снапкоўская. - Мінск: БДПУ, 2006. -308 с.

17. Современные технологии воспитания: Справ. Пособие / Авт.-сост. И.Л. Соломатина. - Мн.: Экоперспектива, 2000. - 24 с.

18. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2007. - 496 с.

Раздел "ПСИХОЛОГИЯ"

Основная литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 376с.

2. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ / М.В. Гамезо [и др.]. - М.: Педагогическое общество, 2003. - 512 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. - 2-е изд., доп. / Я.Л. Коломинский - Мн. - ТетраСистем, 2000. - 432 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практич. Психологов / Я.Л. Коломинский.- Мн. : Ред.журн."Адукацыя i выхаванне", 1997.- 240 с.

5. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.- М., 2004.- 464 с.

6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2002. - С. 283-418.

7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 448 с.

8. Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского; ред.-сост. серии Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского.- М.; СПб.: ПЕРСЭ; Речь, 2005.- 251с

9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой, 2003.- 400с.

10. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский. - М.: Изд. центр "Академия", 2002 - 12с.

11. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Спб.: Издательство "Питер", 2000. - 416 с.

12. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЗАО "Издательство "Питер", 1999. - 416 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - т. 2 / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - С. 103-122, 236-240.

14. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн.- М.: МОДЭК, 2002. - 432 с.

15. Янчук В.А. Введение в социальную психологию.- Мн.: АСАР, 2005 - 768 с.

Дополнительная литература

1. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие / И.П. Башкатов; РАО, МПСИ.- М.; Воронеж: [МПСИ; МОДЭК], 2002.- 416 с.

2. Бодалев, А. А. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб: Речь, 2005. - 324 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: практикум / М-во образования РБ, БГПУ; А.М. Гадилия [и др.]; под науч. ред. Ю.А. Коломейцева. - Мн., 2006.- 64 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 624 с.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 224с.

6. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Горбатов Д. С.- Самара: БАХРАХ-М, 2006.- 272с.

7. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: Учеб. пособие для студентов вузов / МВД России; С.-Петербург. унт; С.А. Багрецов, К.М. Оганян, В.М. Львов, В.В. Наумов; Под ред. С.А. Багрецова.- СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та МВД России; Лань, 1999. - 640 с.

8. Казак, Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением: Учеб.-метод. пособие / Т.В. Казак / М-во образования РБ; БГПУ.- Мн., 2001.- 76 с.

9. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений; Как перестать беспокоиться и начать жить: [пер. с англ.] / Дейл Карнеги.- М.: Евро-пресс; Медицина; Славянский дом книги, 2004.- 594 с.

10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг.- М. :ТЦ Сфера; Юрайт , 2001.- 160 с.

11. Когнитивная психология: сб. ст. / М-во образования РБ, БГПУ, Белорусское общество психологов; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой.- Мн., 2006.- 124с.

12. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов и практических психологов / Я.Л. Коломинский.- Мн., 1997.- 236 с.

13. Психология мотивации и эмоции : [хрестоматия]: учеб. пособие для студентов / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- Изд. 2-е, стер.- М.: ЧеРо; Омега-Л; МПСИ, 2006.- 752 с.

14. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста: учеб. пособие / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

15. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. руководство / Собчик Л.Н.- СПб.: Речь, 2002.- 96с. : ил.

16. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход.- Мн.: Бестпринт, 2000 - 416 с.

Показать полностью… https://vk.com/doc154378859_184545229
206 Кб, 21 мая 2013 в 15:55 - Россия, Москва, ГЭИ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении