Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020412 из ГЭИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15

Программа Государственного экзамена

по дисциплине

"Теория и практика воспитательной деятельности"

Специальность 050702 "Организация воспитательной деятельности"

Образовательный уровень СПО - повышенный

Автор-составитель: к.п.н., доц. Юзефавичус Т.А.

Москва-2013

Одобрена Составлена в соответствии с

предметной (цикловой) государственными требованиями

комиссией к минимуму содержания и уровня

подготовки выпускника по

специальности 050702

"Организация воспитательной

деятельности"

Председатель ГАК Торохтий В.С.

декан факультета

социальной педагогики

доктор пед.наук,

профессор

Заместитель директора по учебно-методической работе Анохина С.А.

Председатель ПЦК педагогики и психологии Денисова Н.С.

Составитель: Юзефавичус Т.А.

Пояснительная записка

Государственный экзамен по дисциплине "Теория и практика воспитательной деятельности" предполагает актуализацию знаний студентов не только по одноименному курсу, но и по социальной педагогике, теории и практике деятельности детских и молодежных объединений и организаций, методике и технологии воспитательной деятельности, педагогике досуга. Эта специфика определила логику и содержание экзаменационных вопросов в их теоретической части. Все вопросы составлены с учетом межпредметных связей и практикоориентированы. Это требует от студентов при ответе на вопрос обращаться к анализу собственного опыта практической деятельности.

Второй вопрос экзаменационного билета содержит экзаменационную педагогическую задачу, которую студент должен решить, используя следующий алгоритм:

1. Анализ заданного условия задач.

2. Осознание условий задачи как совокупности необходимых и достаточных данных для принятия решения о педагогическом действии.

3. Разработка вариантов правильного (или выявления неправильного, ошибочного) решения.

4. Выбор предпочтительного из веера всех возможных правильных вариантов решения (или предложение правильного варианта взамен ошибочного) с доказательством обоснованности предпочтения.

5. Осуществление проверочного действия. Оценивается изменение исходной ситуации, т.е. последствия использованного варианта решения с точки зрения соблюдения педагогических законов и принципов. Если это последствие не противоречит закономерностям, правилам, принципам педагогики, то задача признается решенной верно, если нет - то найденное решение ошибочно.

Содержание задач отражает основные направления предстоящей практической деятельности педагога-организатора, степень подготовленности студентов к осуществлению ими практических педагогических функций в предстоящей профессиональной деятельности, а так же умения использовать теоретические знания в ситуации моделирования практической педагогической деятельности и аргументировать правильность принимаемых решений с опорой на закономерности и принципы психолого-педагогических наук. Алгоритм решения и содержание условия задачи и задания позволяют членам экзаменационной комиссии достаточно однозначно принимать решение о правильности или ошибочности решения задачи. А также выявить степень сформированности профессиональных умений и личностных качеств, профессиональной позиции студентов. Технология подготовки студентов к решению педагогических задач и предъявления их решений экзаменационной комиссии, сделала это задание компактным по времени, регламент на него - 5 минут.

Такая организация позволяет реализовать компетентностный подход в оценке готовности выпускников к предстоящей практической педагогической деятельности.

Совокупная оценка по двум вопросам формирует, таким образом, итоговую отметку студента на государственном экзамене.

Содержание первых (теоретических вопросов)

Тема 1. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

Определение понятия "воспитательная работа" как вида педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности педагога-организатора. Условия, при которых воспитательная работа педагога-организатора, позволяет сделать деятельность детей воспитывающей .Технологические особенности воспитательной деятельности.

Тема 2. Воспитательная система и ее структурные компоненты.

Понятие "воспитательная система". Структурные компоненты воспитательной системы: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Воспитательная система как динамический процесс. Проектирование воспитательной системы.

Тема 3. Профессиограмма педагога-организатора.

Определение понятий "профессиограмма" и "квалификационная характеристика". Характеристика видов деятельности педагога-организатора. Характеристика сферы деятельности педагога-организатора. Характеристика профессионально-значимых личностных качеств педагога-организатора.

Тема 4. Организация нравственно-правового пространства жизнедеятельности детей.

Общечеловеческие ценности как основа организации жизни детей. Конвенция ООН "О правах ребенка" и ее значение. Способы создания нравственно-правового пространства жизнедеятельности детей.

Тема 5. Принципы организации воспитательной работы на гуманистических началах

Сущность гуманизма как педагогической категории. Принципы гуманистической педагогики: уважительное отношение к каждому воспитаннику; забота о физическом социальном и психическом развитии воспитанника; обеспечение прав и свобод воспитанников в образовательном процессе. Условия реализации данных принципов в практической работе педагога-организатора.

Тема 6. Сущность управления воспитательной системой

Понятие "управление воспитательной системой". Структура и содержание управления воспитательной системой. Управление воспитательной системой школы извне и изнутри. Специфика педагогического управления.

Тема 7. Методы и формы управления воспитательными системами

Характеристика методов управления воспитательной системой. Характеристика форм управления воспитательной системой. Условия эффективного использования методов и форм педагогического управления воспитательными системами.

Тема 8. Методика организации коллективной творческой деятельности воспитанников.

Основные положения методики КТД И.П.Иванова. Развитие методики КТД в современный период. Алгоритм организации коллективной творческой деятельности школьников. Практический пример организации КТД.

Тема 9. Педагогическое взаимодействие участников воспитательного процесса

Сущность, основные характеристики педагогического взаимодействия. Взаимодействие педагога-организатора с различными категориями участников воспитательного процесса: семьей воспитанников, педагогическим коллективом, учреждениями дополнительного образования.

Тема 10. Системный подход к воспитанию

Сущность системного подхода к воспитанию. Система как ключевое понятие системного подхода. Принципы системного подхода к воспитанию: целостность, коммуникативность, структурность, управляемость и целенаправленность, развитие.

Тема 11. Организация школьного самоуправления как задача педагога-организатора.

Сущность самоуправления воспитанников. Функции самоуправления. Роль педагога-организатора в создании системы самоуправления воспитанников. Сотрудничество педагога-организатора с органами школьного самоуправления.

Тема 12. Специфика воспитательной деятельности педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования

Типы учреждений дополнительного образования и их характеристика. Специфика работы педагога-организатора, обусловленная задачами дополнительного образования школьников. Деятельность педагога-организатора по осуществлению взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

Тема 13.Организация игровой деятельности воспитанников.

Определение понятие "игра". Типы игр. Игра как модель жизненных ситуаций соревнования, взаимодействия и взаимопомощи, нормативного поведения. Игра как средство педагогической диагностики. Методика организации игровой деятельности воспитанников.

Тема 14. Специфика воспитательной деятельности педагога-организатора в детских домах.

Детский дом как специальное образовательно-воспитательное учреждение. Характеристика контингента детских домов. Задачи и содержание деятельности педагога-организатора, обусловленные особыми образовательными нуждами воспитанников детских домов.

Тема 15. Специфика работы педагога-организатора по месту жительства воспитанников.

Направления работы педагога организатора по месту жительства воспитанников. Среда как фактор воспитания. Процесс социализации личности, институты социализации личности. Учет воспитательного потенциала среды в организации воспитательной работы педагога-организатора по месту жительства воспитанников.

Тема 16. Специфика работы педагога-организатора в детской комнате милиции

Девиантное поведение подростка: причины и последствия. Детская комната милиции и ее роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, в перевоспитании малолетних правонарушителей. Задачи и формы работы педагога-организатора в детской комнате милиции.

Тема 17. Организация досуговой деятельности школьников

Определение понятия "досуг". Аксиология досуга. Формы досуговой деятельности современных школьников. Принципы организации досуговой деятельности школьников. Методы организации досуговой деятельности школьников.

Тема 18. Программа воспитания

Понятие "программа воспитания". Отличительные особенности программы воспитания. Программно-целевой подход к воспитанию. Примеры современных программ воспитания.

Тема 19. Использование разнообразных форм воспитательной работы в деятельности педагога-организатора

Понятие "форма воспитательной работы". Классификация форм воспитательной работы. Характеристика отдельных форм воспитательной работы. Технология конструирования и проведения воспитательных форм.

Тема 20. Планирование воспитательной деятельности педагогом-организатором

Планирование как структурный компонент в системе педагогической деятельности, его функции. Требования к планированию воспитательной работы. Взаимосвязь планирования с другими компонентами системы педагогической деятельности. Виды планов и их структура и назначение.

Тема 21. Психолого-педагогическая диагностика личности и коллектива воспитанников

Назначение психолого-педагогической диагностики как системного компонента воспитательной деятельности. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики личности и коллектива. Соблюдение этических норм и педагогических правил при проведении психолого-педагогической диагностики.

Тема 22. Способы профессионального самовоспитания педагога-организатора.

Определение понятия "профессиональное самовоспитание педагога". Методы профессионального самовоспитания педагога. Педагог-организатор в системе непрерывного педагогического образования.

Тема 23. Детские и молодежные объединения как институт социализации личности

Понятие о детском и молодежном объединении. Типы детских и молодежных объединений. Детская организация как институт социализации личности ребенка. Разнообразие детских и молодежных организаций.

Тема 24. Методы воспитательной работы педагога-организатора

Понятие "метод воспитания", характеристика методов формирования сознания (методов убеждения), характеристика методов формирования опыта поведения и деятельности, характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.

Тема 25. Основы педагогического мастерства

Понятие "педагогическое мастерство". Характеристика элементов педагогического мастерства. Практическая реализация педагогического мастерства в работе педагога-организатора.

Приложение 1

Перечень первых (теоретических) вопросов для государственного экзамена

по дисциплине "Теория и практика воспитательной деятельности"

специальность 050702 "Организация воспитательной деятельности"

Вопрос 1. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

Вопрос 2. Воспитательная система и ее структурные компоненты.

Вопрос 3. Профессиограмма педагога-организатора.

Вопрос 4. Организация нравственно-правового пространства жизнедеятельности детей.

Вопрос 5. Принципы организации воспитательной работы на гуманистических началах.

Вопрос 6. Сущность управления воспитательной системой

Вопрос 7. Методы и формы управления воспитательными системами

Вопрос 8. Методика организации коллективной творческой деятельности воспитанников.

Вопрос 9. Взаимодействие участников воспитательного процесса.

Вопрос 10. Системный подход к воспитанию

Вопрос 11. Организация школьного самоуправления как задача педагога-организатора.

Вопрос 12. Специфика воспитательной деятельности педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования

Вопрос 13.Организация игровой деятельности воспитанников.

Вопрос 14 Специфика воспитательной деятельности педагога-организатора в детских домах

Вопрос 15. Специфика работы педагога-организатора по месту жительства воспитанников.

Вопрос 16. Специфика работы педагога-организатора в детской комнате милиции

Вопрос 17. Организация досуговой деятельности школьников

Вопрос 18. Программа воспитания

Вопрос 19 Использование разнообразных форм воспитательной работы в деятельности педагога-организатора.

Вопрос 20. Планирование воспитательной деятельности педагогом-организатором.

Вопрос 21. Психолого-педагогическая диагностика личности и коллектива воспитанников.

Вопрос 22. . Способы профессионального самовоспитания педагога-организатора.

Вопрос 23. Детские и молодежные организации как институт социализации личности.

Вопрос 24. Методы воспитательной работы педагога-организатора

Вопрос 25. Основы педагогического мастерства

Приложение 2

Содержание вторых вопросов экзаменационных билетов

(педагогические задачи).

№1

Педагог-организатор пришёл работать после окончания учебного заведения в незнакомую для него школу.

Задание: сформулируйте задачи деятельности педагога-организатора в течение первой рабочей недели. Докажите педагогическую целесообразность этих задач.

№2 Вы располагаете возможностью использовать только предложенные формы воспитательной работы: тренинг-игра "Учись учиться", лекция " Самоанализ и самооценка деятельности личности", беседа "Энциклопедия - это интересно", заседания клуба "Сто тысяч почему", диспут " Поспорим с Великими", игра "Азбука умственного труда", Вечер вопросов и ответов "Познай себя", конкурс "Общение и этикет".

Задание: выберите те формы, которые наиболее подходят для работы со школьниками младшего школьного возраста. Дайте обоснование своему выбору.

№3

К педагогу-организатору обратился за советом подросток по поводу организации его свободного времени. Педагог предложил подростку посмотреть справочник адресов учреждений дополнительного образования и сделать выбор по своему усмотрению.

Задание: дайте обоснование правильности или ошибочности действий педагога-организатора, предложите свой вариант педагогически эффективного решения задачи.

№4 Педагогу-организатору стало известно, что некоторые воспитанники вступили в детскую общественную организацию "Орден милосердия" и теперь иногда пропускают учебные занятия, участвуя в акциях этой организации (помощь больным и пожилым людям, ветераном войны и труда и др.)

Задание: рассмотрите предложенные ниже варианты выхода из возникшей ситуации, прокомментируйте каждое из них с точки зрения педагогической целесообразности. Предложите свой вариант решения.

Варианты решения:

1. Обратиться к учителям с просьбой не наказывать школьников за пропуски занятий, так как они занимаются благородным, социально-значимым делом.

2. Потребовать от детей прекращения пропусков занятий, пригрозив вызовом с родителями к директору школы.

3. Устраниться от разрешения ситуации, так как она не имеет прямого отношения к сфере деятельности педагога-организатора.

№5

Педагог-организатор разрабатывает годовой план воспитательной работы. При планировании он решил ограничиться календарем с указанием праздничных дат.

Задание:

1. Проанализировать педагогическую целесообразность действий педагога-организатора и возможные негативные последствия этих действий.

2. Внести свои предложения по составлению плана.

№6 При организации игр с детьми педагог-организатор испытал затруднение. Дети не понимали правил игры, шумели, разбегались. Наблюдавший за происходящим коллега в ответ на жалобы педагога-организатора предложил ему поразмышлять над японской поговоркой: "Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать - пойму".

Задание: назвать ошибки, допущенные при проведении игр, дать педагогически правильный алгоритм организации игр с детьми.

№7 Ученик 10 класса систематически нарушает правила внутреннего распорядка школы, проявляя по отношению к сверстникам вербальную агрессию.

Задание: разработать общий алгоритм разрешения данной конфликтной ситуации.

№ 8

Вы - вожатый детского оздоровительного лагеря, и в Вашем отряде (возраст воспитанников 12-13 лет) сложилось мнение, что ребята, активно участвующие в общественной жизни отряда - выскочки.

Задание: сформулируйте предложения по изменению общественного мнения в отряде.

№ 9 Воспитанник развязно вел себя на занятиях кружка, на замечания педагога-организатора отвечал грубостью.

Задание: назвать возможные причины поведения воспитанника.

№10

Ребенок запуган авторитарным стилем общения со стороны родителей, вследствие чего неуверен в себе, замкнут, пассивен.

Задание: разработать план консультационной беседы с родителями.

№11 Педагог-организатор начинает работу по подготовке и проведению КТД в коллективе воспитанников, который характеризуется конфликтностью и незначительным опытом коллективной творческой деятельности.

Задание: выбрать наиболее предпочтительный вариант предложения школьникам способов формирования Совета дела, дать психолого-педагогическое обоснование своего выбора:

1. Самовыдвижение кандидатур.

2. Выдвижение учащимися кандидатур из числа одноклассников с обоснованием выбора.

3. Назначение кандидатур педагогом-организатором с обоснованием выбора.

4. Комбинированный подход.

№12

При обсуждении предстоящих воспитательных дел в 7 классе кто-то из школьников предложил провести праздник Масленицы. Группа детей-чеченцев в резкой форме высказалась против этого предложения. Назревал конфликт.

Задание: выбрать наиболее правомерный и педагогически оправданный выход из конфликтной ситуации. Предложить педагогические меры по предупреждению подобных конфликтов в детском коллективе.

Варианты решения:

1. Предложить группе чеченских детей не участвовать в проведении Масленицы.

2. Потребовать их обязательного участия, так как они находятся на территории государства с определенными культурно-историческими традициями.

3. Отказаться от проведения Масленицы, чтобы не создавать напряженности в отношениях между школьниками.

4. Предложить провести наряду с Масленицей и Курбан-байрам.

5. Указать на необходимость уважительного отношения к культуре разных народов многонациональной России и заинтересовать детей представляющейся возможностью знакомства с традиционным праздником русского народа. Отметить добровольность участия в подготовке и проведении праздника и необходимость соблюдения в подобных ситуациях терпимого отношения друг к другу.

№13

Педагог-организатор поручает ученикам 5 класса сделать газету-поздравление учителям ко Дню 8-е марта. Пятиклассникам впервые предстоит выполнить такую работу.

Задание :разработать и обосновать форму предъявления данного поручения школьникам.

№14 Педагогу-организатору предложили вовлечь 7-классников в работу какого-либо кружка.

Задание: разработать тематику занятий кружка, работу которого вы лично смогли бы организовать в школе.

№15

Педагог-организатор готовится к выступлению на семинаре классных руководителей на тему: "Мастерство решения педагогических задач".

Задание: составить примерный план сообщения педагога-организатора.

№16 К педагогу-организатору обратился за консультацией родитель школьника, который не хочет выполнять поручения по дому. Педагог посоветовал составить для мальчика список домашних поручений на день: утром вручать сыну список, а вечером проверять исполнение. За выполнение поручений - денежное поощрение, за не выполнение - запрещение прогулок.

Задание: дать оценку психолого-педагогической целесообразности и обоснованности данной рекомендации, определить возможные её последствия. Предложить свой вариант консультирования.

№17

В 10 классе классный руководитель объявляет на трудовой десант (уборка школьной территории). Одна девочка говорит, что не сможет придти, так как её будущая профессия не связана с физическим трудом (она мечтает стать врачом).

Задание: разработать вариант педагогической консультации для классного руководителя в решении данной ситуации.

№18 Ученик 7 класса теряет интерес к учению. В дневнике одни "двойки", постоянно нарушает дисциплину на уроках, справиться с собой мальчишке очень сложно. Кругом всё плохо: учителя стыдят, задерживают после уроков, дома он заврался. Мать не знает, что делать: сыну она не верит, помочь по предметам зачастую не может, да он и не хочет принимать её помощь. Мальчика приглашает к себе педагог-организатор.

Задание: разработать вопросы для индивидуальной беседы с мальчиком с целью оказания ему педагогической поддержки.

№19

Педагог-организатор пришёл в 8 класс знакомиться (о классе в школе было много разговоров как о трудном). Он заметил, что под столом учителя сидит ученик и гримасничает, в то время как его одноклассники выкрикивают: "Коряга под столом!" (Так в классе дразнили мальчика).

Задание: продолжить варианты адекватного реагирования педагога в данной ситуации.

№20.

Педагог-организатор вместе с классными руководителями готовит собрание отцов учащихся выпускных одиннадцатого классов на тему: "Роль отца в воспитании детей".

Задание: перечислить примерные проблемы, на которых Вы остановитесь в своем выступлении перед отцами.

№21

Вы располагаете возможностью использовать только предложенные формы воспитательной работы: тренинг-игра "Учись учиться", лекция " Самоанализ и самооценка деятельности личности", беседа "Энциклопедия - это интересно", заседания клуба "Сто тысяч почему", устный журнал "Удивительное рядом", диспут " Поспорим с великими", игра "Азбука умственного труда", Вечер вопросов и ответов "Познай себя", конкурс "Общение и этикет".

Задание: выбрать те формы, которые наиболее подходят для работы со школьниками среднего школьного возраста. Дайте обоснование своему выбору.

№22 Вы располагаете возможностью использовать только предложенные формы воспитательной работы: тренинг-игра "Учись учиться", лекция " Самоанализ и самооценка деятельности личности", беседа "Энциклопедия - это интересно", заседания клуба "Сто тысяч почему", устный журнал "Удивительное рядом", диспут " Поспорим с великими", игра "Азбука умственного труда", Вечер вопросов и ответов "Познай себя", конкурс "Общение и этикет".

Задание: выбрать те формы, которые наиболее подходят для работы со школьниками старшего школьного возраста. Дайте обоснование своему выбору.

№ 23

Школьник подросткового возраста сильно волнуется перед контрольной работой.

Задание: предложите варианты педагогической поддержки школьника в данной ситуации

№24 Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил педагогу-организатору. Педагог-организатор сделал замечание. Подросток в ответ оскорбил педагога-организатора. Не найдя, что ответить, педагог-организатор пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул: " Ну и что будет?" Педагог-организатор ответил: "Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности".

Задание: дайте оценку поведению педагога-организатора в данной ситуации

№25

Педагог-организатор проводит инструктаж по организации субботника. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. Педагог-организатор чувствует, что его никто не слушает и обращается к двум болтающим школьникам: " Повтори, Иванова, что было сказано! А ты, Петров, выйди вон!"

Задание: предложите педагогически целесообразный вариант реагирования на утомление и невнимательность школьников.

Приложение 3

Образец компоновки экзаменационного билета

1. Теоретический вопрос (текст вопроса печатается)

2. Экзаменационная педагогическая задача (эта фраза печатается в билете, а тексты самих задач печатаются отдельно)

1

Показать полностью… https://vk.com/doc16303184_184623426
93 Кб, 21 мая 2013 в 18:49 - Россия, Москва, ГЭИ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении