Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020413 из ГЭИ

Утверждено на заседании Ученого Совета

Факультета художественного образования ПГСГА

(протокол №______________ 2011 г.)

Председатель Совета_____________Л.Г.Вохмянин

ПРОГРАММА

комплексного государственного экзамена по дисциплине

"Культурология (история, теория и философия культуры) и методика ее преподавания" в рамках Итоговой государственной аттестации по специальности 050403 "Культурология"

Программа подготовлена сотрудниками кафедры

истории и теории мировой культуры ПГСГА

Ягафовой Е.А., Поляковой О.Л., Казаковой И.Б.,

Демидовым А.Н., Гокиной А.Г., Сафоновой Е.В.

Самара, 2011

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

I. Культурология как наука

1. Культурология как интегральная наука: предмет науки, разделы культурологии.

Культурология - принципиально новый способ изучения культурных явлений, сформированный на стыке социального и гуманитарного знания на рубеже XIX-XX веков. Теоретические предпосылки культурологического знания: неокантианство, философия жизни, философия Э.Гуссерля, антропологические исследования. Дискуссии о предмете культурологии: изоляционистский и интегративный подходы. Множественность подходов к пониманию культуры и структура культурологического знания: теория культуры, философия культуры, история культуры, социология культуры, этнология, социальная и культурная антропология. Теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной уровни культурологии.

2. Культурология в контексте гуманитарного знания.

Связь культурологии с гуманитарными и социальными науками: философией, социологией, психологией, историей, искусствознанием, этнологией и др. Специфика культурологии и особенности ее становления как самостоятельной научной дисциплины. Культурологическая проблематизация материала в системе гуманитарного мышления. Культурология как способ систематизации исторического и гуманитарного знания, как возможность создания единого смыслового контекста мировой культуры, как путь гуманитаризации личности и общества.

3. Основные этапы становления культурологического знания.

Предыстория культурологии как науки: представления о культуре в античности, средневековье, эпоху Возрождения. Зарождение теоретической культурологии в философии эпохи Просвещения (И.Г.Гердер). Философия культуры XIX века: становление диалектического метода в изучении истории и культуры (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс). Анализ состояния европейской культуры у Ф.Ницше. Постановка вопроса о специфике гуманитарного знания и методе гуманитарных наук (неокантианство). Многообразие подходов к изучению культуры в ХХ веке: циклическая концепция культуры (О.Шпенглер), психоаналитические исследования культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг), историческая антропология (школа "Анналов"), антропологическое направление (эволюционизм, диффузионизм, функционализм), структуралистский метод изучения культурных явлений (К.Леви-Строс, М.Фуко), игровые концепции культуры (Й.Хейзинга). Современное состояние культурологического знания (постструктурализм и герменевтика культуры).

4. Источники культурологического исследования

Источник как явление культуры. Источник и метод. Репрезентабельность. Классификация источников. Устные источники. Фольклор. Рассказ. Вещественные источники и "остатки". Письменные источники и письменный дискурс культуры. Летописи. Законодательные акты. Делопроизводственная документация. Статистика. Периодическая печать. Личные документы. Литературные произведения. Мемуаристика. Нарративные источники. Научная литература. Изобразительные источники. Иконография. Картографический материал. Факты изобразительного искусства. Графика рукописных памятников, эмблем и символов. Аудиовизуальные источники. Кинодокументы. Фотодокументы. Фонодокументы.

5. Методы культурологического исследования

Общенаучные методы: анализ, сравнительно-сопоставительный метод, синтез, аналогия, индукция, дедукция. Наблюдение. Эксперимент. Критический подход. Интерпретация, герменевтика и метод источниковедения. Методика культурологического исследования Программа исследования. Гипотезы, задачи, инструментарий, индикаторы. Основные методы сбора информации: изучение документов, памятников и элементов культуры. Опрос. Анкетирование. Полевое наблюдение. Проблема репрезентативности материала. Выборочный метод. Методы переработки информации: типизация, группировка, классификация и типологизация, картографирование и анализ карт. Статистическая переработка. Анализ документов (качественный и количественный метод, контент-анализ). Метод исследования остатков деятельности личности. Биографический метод. Приемы и способы интерпретации материала.

II. Типы культуры.

1. Понятие "тип культуры". Проблема типологии культуры. Основные критерии типологии.

Неоднородность и множественность социокультурного мира в синхронном и диахронном срезах и проблема классификации культуры. Основания классификации как критерии и показатели значимых характеристик изучаемых культур. Способы классификации (систематизация и типология). Структурная систематизация культуры: внутреннее строение культуры и ее сферы. Проблема единства и множественности миров в культурно-исторической типологии. Исторический процесс как смена культурных типов (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Типология по методу идеальных типов (М.Вебер): понятие идеального типа как научной абстракции. Концепция культурных суперсистем П.Сорокина, основные и переходные типы культурных суперсистем. Дихотомия "Восток - Запад": сравнительное изучение западных и восточных культур.

2. Хозяйственно-культурная типология культуры

Влияние природных условий на особенности культур и специфику воспроизводства. Эволюция хозяйства и материальной культуры человечества, формирование ХКТ (Г.Е.Марков). Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства к производящему. Хозяйственно-культурная классификация. Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Принципы типологии (Н.Н.Чебоксаров, С.П.Толстов, М.Г.Левин). Основные ХКТ народов мира. Присваивающие ХКТ: бродячая охота и собирательство, специализированная охота, собирательство и рыболовство, арктическая охота на морского зверя, специализированная охота, рыболовство, собирательство с зачатками производящего хозяйства. Производящие ХКТ: мотыжное земледелие и скотоводство; раннее земледелие (ручное и плужное), ирригационное земледелие; пастушеское или номадное скотоводство; полукочевое скотоводство; плужное или ручное земледелие классовых обществ. Хозяйственно-культурные типы народов России.

3. Первобытная культура

Первобытная культура как исторически первый "традиционный" тип культуры. Синкретическая целостность первобытной культуры. Основные этапы формирования и развития. Происхождение человека и развитие первобытного общества. Эволюция материальной культуры человечества. Генезис художественной культуры. Первобытная община: эволюция форм брака и семьи, общинно-родовой организации, организации власти (потестарно-политическая система). Специфика восприятия и мышления в первобытном обществе. Миф как исторически первая форма осмысления мира. Развитие языка и религиозных представлений. Архаическая модель мира. Проблема "тотемизма" в историографии. Роль обряда, обычая, ритуала. Своеобразие первобытных верований и их влияние на искусство. Формирование классовых обществ: классо- и политогенез. Становление частной собственности.

4. Античный тип культуры.

Историческое определение античной культуры (пространственно-временные границы, политическое устройство, хозяйственный тип). Античность как тип культуры: телесность и пластичность в основе античного мироощущения. Античные представления о пространстве и времени: мир как космос, аисторизм греческого мышления, римские воззрения на историю (история как осуществление "римского мифа"). Особенности мифологии и религии: антропоморфизм в греческих представлениях о богах, политеизм и фетишизм, государственные культы и народная религиозность. Античная философия как осмысление космического бытия. Мера и созерцательная жизнь как идеалы античной идеи судьбы, чувственно-телесный характер лирики. Античное искусство как "искусство изолированного тела" (О.Шпенглер). Историческое значение античной культуры.

5. Средневековый тип культуры.

Культурологическое понятие "средние века". Хронологические рамки средневековой эпохи. Теоцентризм средневекового культурного сознания и формирование исторического представления о времени. Универсализм, символизм и иерархизм как важнейшие черты средневекового мышления. Книга (Библия) как источник символической образности средневекового искусства. Каноничность искусства, религиозная природа средневекового художественного канона. Средневековое искусство: стремление к синтезу и универсальности охвата действительности. Официальная (религиозно-государственная) и неофициальная (народная) сферы средневековой культуры, их идейная противоположность и взаимодополнение в историческом контексте. Культурно-историческое значение средневековой эпохи: новая организация мира, построенная на новом духовном порядке. Региональные варианты средневековой культуры.

6. Возрождение как тип культуры.

Вопрос об исторических, пространственных и социальных границах культуры Возрождения. Двойственный характер ренессансной культуры: Возрождение как переходная эпоха и культурно-исторический тип. Принципы культурного мышления: гуманизм, культ античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному началу, героизация личности. Пантеистический характер ренессансной философии и миросозерцания. Новая концепция художественного творчества и проблема авторства в культуре: художник как творец, подражающий акту божественного творения мира. Искусство как способ познания мира. Литература как жизнестроительство. Множественный характер перехода от средневековья к Новому времени, проблема взаимоотношения Реформации и Возрождения. Исторические варианты ренессансной культуры.

7. Культура Нового времени.

Исторические рамки и пространственная локализация культуры Нового времени. Ориентация на новое, современное, как определяющая особенность новоевропейского культурного сознания. Рационализация природы, общества и человека, механицизм картины мира (мир как часы, заводимые Богом). Наука и техника как факторы социального и культурного развития. Формирование представлений о прогрессе в природе и истории. "Десакрализация личности" в Новое время, обретение свободы выбора и ответственность, попытки обоснования безрелигиозной этики. Иррационализм в понимании Бога (Бог как Воля). Трагизм и богоборческие мотивы в искусстве как выражение нового религиозного чувства. Вопрос о типологической целостности Нового времени и культурные эпохи, его образующие: культура XVII века, культура Просвещения, культура XIX века.

8. Культура ХХ века: основные проблемы и тенденции.

Проблема определения содержания и времени начала современной культуры. Философия культуры ХХ века: осознание исчерпанности ренессансных ценностей гуманизма и рационализма и кризис культуры. Социокультурные характеристики современной цивилизации: переход индустриального общества в постиндустриальное, техноморфизм культуры, создание единого информационного пространства, установка на культурное многообразие человеческого мира. Философия о месте техники в современной культуре (М.Хайдеггера, К.Ясперс, Э.Фромм). Проблемы современной культуры: атомизация личности в современном обществе, массовая и элитарная культура, экологическая проблема. Отражение исторических перипетий ХХ столетия в художественной культуре современной эпохе: модернизм, тоталитарное искусство, постмодернизм.

III. Культура в контексте культурологического знания

1. Понятие "культура" в культурологических исследованиях

"Культура" как метапонятие: многообразие и противоречивость интерпретации. Историческая трактовка термина "культура". Интерпретация термина в трудах ученых XVIII-XIX вв. (И.Г.Гердер, И.Кант, Гегель). Различные подходы к истолкованию феномена культуры (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Дескриптивный подход (Э.Тайлор). Психологический подход к трактовке культуры (З.Фрейд и К.Юнг). Структурно-функциональный подход в трактовке (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, К.Леви-Строс, Т.Парсонс и др.). Теория моделей культуры (Р.Бенедикт, А. Кребер, К.Клакхон). Символическая концепция культуры (К.Гирц). Культура как адаптационная деятельность (Э.Маркарян).

2. Морфология культуры

Морфология - учение о строении, структуре и формах культуры. Разнообразие формы культурного бытия. Черты (элементы) культуры: универсальные (общечеловеческие), общие (региональные), уникальные. Культурные универсалии (Дж.Мердок, К.Клакхон). Культурный комплекс: культурный ареал (Ф.Гребнер, Л.Уайт, А.Кребер), культурное наследие. Отрасли культуры: экономическая (хозяйственная), политическая, правовая, профессиональная, педагогическая культура. Виды культуры: доминирующая культура, субкультура и контркультура, сельская и городская культура, обыденная и специализированная культура. Формы культуры: высокая (элитарная), народная, массовая. Материальная и духовная культура. Комплексные виды культуры: художественная, физическая, научная, религиозная, досуговая и др.. Типология культуры. Культурная динамика.

3. Функции культуры

Функция культуры по социальной интеграции людей: организация в совместной жизнедеятельности, регуляция взаимодействия людей, консолидация людей в коллективах. Защитная функция: приспособление к окружающей среде. Креативная функция по преобразованию окружающего мира. Коммуникативная функция с целью передачи информации. Сигнификативная функция как условие осмысленного представления о мире. Познавательная функция. Нормативная (регулятивная) функция культуры в обществе; аномия. Релаксационная функция. Оценочная функция. Единство функций в культуре.

4. Языки культуры.

Культура как семиотическая система. Ю.М.Лотман, Р.Барт, У.Эко, В.В.Иванов и др. о знаковой природе культуры. Культура как процесс выработки, упорядочения и передачи информации. Понятие знака и знаковой системы. Структура знака, классы знаков (индексы, иконы, символы) и процесс семиозиса, культурные семиотики в семиотическом континууме. Вербальные и невербальные, естественные и искусственные языка, сущность языка. Знаковые системы культуры и их типология: ритуал, искусство, повседневность. Специфика строения сверхсложных семиотических систем в культуре: художественные семиотики движений (танец, театр), семиотика звука (музыка), визуальная семиотика (изобразительное искусство и кино), семиотика художественного слова (миф, фольклор и литература). Культура как текст. Интертекст как феномен информационной культуры. Герменевтика и толкование текстов.

IV. Культура и цивилизация

1. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

Основные подходы к трактовке понятия "цивилизация": цивилизация как стадия социокультурного развития человечества (А.Фергюссон, Л.Г.Морган), как полиэтничная социокультурная система (Ф.Гизо, Г.Бокль, А.Тойнби), как стадия развития социокультурной системы (О.Шпенглер, Н.Бердяев). Циклические концепции культурно-цивилизационных общностей в трудах Н.Я.Данилевского (понятие "культурно-исторический тип") и К.Н.Леонтьева. Концепция циклического развития цивилизации О.Шпенглера ("Закат Европы"). Концепция развития цивилизаций А.Дж. Тойнби. Цивилизация как дискретная единица исторического процесса.

2. Парадигмы культур Запада и Востока

Восток и Запад: дихотомия общественно-исторического развития. Понятия "Восток" и "Запад" во всемирной истории (К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Зиновьев). "Азиатская форма собственности" (К.Маркс). "Власть-собственность" (Л.С.Васильев). Духовно-ценностная альтернативность Востока и Запада. "Восточные" и "западные" религии. Религиозно-этически-хозяйственный подход М.Вебера. Пути самореализации человека на Востоке и Западе. "Восточная" и "западная" модели в развитии человечества: основные характеристики. "Теория конвергенции" (Дж.Гелбрайт, Р.Арон, П.Сорокин).

3. Цивилизационный процесс в истории человечества

Модели исторического развития. Роль личности во всемирно-историческом процессе. Стадиально-формационная теория в трудах ученых XIX-XX вв. Проблема периодизации всемирной истории в отечественной науке XX в. Стадии исторического процесса. Критерии периодизации. Ступени становления основ цивилизации: родовой и племенной строй. Основные характеристики раннеклассового и сословно-классового общества. Проблема "осевого времени" (К.Ясперс). Временные рамки цивилизационного процесса (с VIII тыс. до н.э.). Исторические центры цивилизационного развития: структура, взаимодействие. Концепция "трех генераций" А.Дж. Тойнби. Первичные цивилизации: Египетская, Месопотамская, Индская (Хараппская), Крито-Микенская, Шань-Иньская, цивилизации Нового Света. Дочерние цивилизации первой серии: Античная, Индийско-Южноазиатская, Иранская, Китайско-Дальневосточная, Сирийская. Дочерние цивилизации второй серии: Восточно- и Западнохристианские, Исламская. Цивилизационная структура современного мира; роль Североантлантическо-Новоевропейской цивилизации.

4. Предпосылки, условия формирования и социально-экономические основания цивилизации.

Основные предпосылки становления первых цивилизаций: переход к оседлости, увеличение плотности населения, возникновение производящего хозяйства. Условия формирование первых цивилизаций: производство прибавочного продукта, общественное разделение труда, сложная социально-политическая структура общества. Социально-экономические основания становления ранних цивилизаций. Простые и сложные раннегосударственные социальные организмы (Г.Чайлд). Роль внешних факторов в становлении ранних цивилизаций. Культурные контакты.

5. Социокультурные основания цивилизационных систем

Социально-политическая структура цивилизационной системы: общественная стратификация (классы и сословия), организация власти. Организация производства и формы экономических отношений в обществе. Проблема "рабства" и "крепостничества" в цивилизационном процессе. Духовные основания цивилизаций: религиозная система, идеология, культура, наука, образование. Формирование и развитие городов и городской культуры. Человек в рамках социально-экономических и политических связей цивилизационной системы. Основные этапы социально-политической истории цивилизации. Этноязыковая характеристика населения.

V. Культура, личность и общество

1. Социальная сущность личности, культурологический аспект понятия личности.

Человек как биосоциальное существо, человеческая личность как продукт социальных отношений. Детерминация личности социокультурной системой. Индивид в культуре: взаимодействие с другими людьми в процессе инкультурации и социализации. Личность как объект и субъект культурной деятельности. Социальные роли личности в культуре ("потребитель", "производитель", "транслятор"). Проблемы взаимоотношений личности и общества: индивидуальная свобода человека в обществе, идентификация личности с данным обществом. Индивидуализм и сферы его проявления. Соотношение понятий "общество" и "культура".

2. Личность в разных культурных системах.

Проявление личности в истории культуры как индивидуального самостоятельного или родового начала. Понимание личности в западной и восточной культурах. Личность в восточных культурах: доминирование принципа включения личности в коллектив. Статус личности в светских культурах. Личность в классической европейской культуре: приоритет личностного самостоятельного начала, утверждение принципа индивидуализма, его нравственное и правовое ограничение. Структура индивидуализации в разных религиях и разных культурах. Образ человека в литературе и искусстве Запада и Востока. Маргинальная личность на рубеже культур, проблема преодоления отчуждения в культуре.

3. Проблема самоидентификации личности в социокультурной среде.

Самоидентификация личности как понятие и социокультурный процесс. Проблема самоидентификации, ее основания и варианты решения в истории культуры. Формы самоидентификации человека: индивидуализация и позитивная социальная идентичность. Многоуровневость форм самоидентификации личности в культуре и обществе. Материальные и духовные способы соотнесения человека с социальным целым или культурой в этнической и религиозной самоидентификации. Самосознание личности в контексте самоидентификации.

4. Гендерные аспекты культуры

Понятие гендера и гендерные исследования в России и в зарубежной науке (М.Мид, Г.Рубин, Ш.Ортнер, Дж.Хубер). Половозрастное разделение труда в традиционном и современном обществе. Гендерная стратификация как подсистема социальной стратификации. Социальные роли женщин в различных типах обществ. Гендерные отношения в обществе. Проблема сексуальности в различных культурах. "Мускулинные" и "фемининные" общества. Социология пола. Половая и возрастная идентификация личности: проблема гендерных стереотипов, сознания, ролей. Половая социализация, инициация. Гендерные аспекты социально-политической истории.

5. Культурно-антропологический аспект изучения ролевой структуры личности

Социальная сущность личности, детерминация личности социокультурной средой, ее место в системе культурной регуляции. Проблема самоидентификации личности ("мы-свои", "они-чужие"). Этническая (национальная) идентичности. Структура национального самосознания; множественность сознания. Ролевые структуры личности. Личность в разных культурных системах. Типы и формы социализации личности в различных средах. Маргинальная личность на рубеже культур. Половая социализация и усвоение половых ролей. Возрастные группы и классы. Роль игр в процессе формирования личности. Институты и методы воспитания. Этнопедагогика. Педагогическая антропология. Культурные регулятивы социокультурного поведения личности: культурные нормы, морально-этические системы.

6. Философское и культурологическое обоснование нравственности.

Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика как компонент духовной культуры - "практическая философия" - и как наука о морали, теория нравственности. Нормативность этики. Классификация этико-философских систем по их нормативным программ (этика счастья, этика долга, этика любви, этика пользы, этика героизма). Соотношение индивидуальной и социальной этики. Этапы становления этической мысли. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральное отношение. Основные этические категории и понятия: добро, зло, добродетель, долг, свобода воли, совесть, эгоизм, альтруизм. Институционные формы нравственности: обычай, традиция, ритуал, этикет. Специфика религиозной нравственности. Современные этические проблемы. Прикладная этика и ее связь с профессиональной этикой.

VI. Культура и религия

1. Религия в контексте культурно-исторического развития общества.

Религия как компонент духовной культуры человечества. Зарождение религии в первобытную эпоху. Элементы и формы ранней религии (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, погребальные культы, раннеплеменной культ, культ вождей и др.). Многообразие национальных (древних) религий. Мировые религии. Буддизм: происхождение, основы вероучения, распространение, взаимодействие с индийской, китайской, японской культурами. Современный буддизм. Христианство: исторические предпосылки возникновения, раннее и средневековое христианство, разделение церквей, Реформация. Специфика православия, католицизма, протестантизма. Место христианства в истории культуры. Ислам: зарождение, вероучение, распространение, этика и право в исламе. Религиозные течения в современной культуре.

2. Культурологический подход к изучению религии. Классификация религий.

Понятие религии. Основные подходы к определению сущности религии. Теологический (религиозно-философский) подход: религия как результат связи человека с Богом, религиозный опыт как вид духовного познания. Рационалистическое понимание религии: деизм и пантеизм. Антропологический подход к определении сущности (Э.Тайлор, Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун). Социологический подход: религия как основание культуры, социокультурный институт, определяющий ценностную ориентацию индивида и общества в концепции М.Вебера; Э.Дюркгейм об общественной сущности религии. Религия как продукт бессознательного в психологическом подходе (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Концепция религии и культуры П.Тиллиха: гетерономная, теономная, автономная культуры; религия как субстанция культуры, культура как форма религии. Проблема классификации религий: способы классификации религий в гуманитарной науке XIX-XX века.

3. Понятие религиозной культуры. Религиозное сознание человека.

Священное (сакральное) и мирское (профанное) как два способа бытия в мире, их сопоставление. Специфика религиозного мировосприятия. Феномен веры: вера как основа религии, как жизненный ориентир религиозного человека. Религиозное мировоззрение: сакрализация пространства и времени, религиозное обоснование нравственности, определенность в вопросе о человеческом предназначении в мире. Религиозный культ и ритуализация внешних форм жизни религиозного человека. Мифологическое и религиозное сознание. Взаимодействие религиозных и светских элементов культуры в сознании человека.

4. Функции религии в обществе.

Религия как социальный институт: религиозное сознание, культ и религиозная организация. Связь религии с культурной средой. Функции религии как социального института. Мировоззренческая функция религии как ее способность отвечать на вопрос о смысле человеческого существования. Компенсаторная функция как способность религии примирять человека с жизненными противоречиями. Функция социальной самоидентификации как способность религии объединять людей в сообщества. Социально-регламентирующая функция как способность религии создавать нормы социального поведения людей. Охранительная функция как способность сохранять существующий порядок вещей. Дисфункции религии в обществе (религиозная нетерпимость, деструктивные культы и секты).

VII Культура и наука

1.Наука как явление цивилизации и культуры

Наука как форма деятельности, система знаний и социальный институт. Функции научного знания в культуре. Наука в истории культуры: от первых научных программ к постнеклассической науке. Рациональность европейской цивилизации. Знание и рациональность. Научное и вненаучное знание. Наука и миф. Наука и религия. Наука и искусство. Критерии научности. Сциентизм и антисциентизм. Философия науки, науковедение, методология, эпистемология. Классификация науки. Специфика гуманитарного знания. Научное сообщество как модель рациональной и демократической организации общественных отношений.

2. Формирование научной картины мира.

Структура научной картины мира. Центральное ядро, фундаментальные допущения и основные функции научной картины мира. Эволюция научной картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая картина мира. Неопределенность, порядок и хаос. Синергетика. Научная картина мира и языковая картина мира. Стиль научного познания. Ценностно-предпосылочное знание.

3.Место науки в современной культуре.

Организация науки. Фундаментальная и прикладная наука. Наука и современный рационализм. Соотношение элитарного и эгалитарного начала науки. Противоречия свободы научного исследования. Научная рациональность и демократия. Проблема соответствия внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний и др.) наличным духовным запросам общества. Научное образование и его перспективы в современном обществе.

VIII. Культура и искусство

1. Искусство в контексте культуры.

Искусство как эстетический феномен и выражение духовного опыта культурной эпохи. Функции искусства в культуре: эстетическая, религиозная, политическая, эмоционально-экспрессивная, гносеологическая, этическая. Художественный образ как основа искусства. Своеобразие художественного освоения мира. Художественная концепция мира и образ человека как обобщающие характеристики культурной эпохи. Искусство в истории культуры: невыделенность искусства из синкретического духовно-практического культурного комплекса первобытного человека, искусство как функция государственного управления в античности, религиозная сущность средневекового искусства, искусство как самовыражение художника в эпоху Нового времени. Проблема определения места искусства в современной культуре.

2. Проблема классификации искусства.

Сложность и многогранность феномена искусства и необходимость его классификации. Различные подходы к проблеме классификации искусства (Платон, Аристотель, Г.Э.Лессинг). Морфология искусства: виды (пространственные, временные, синтетические виды искусства) и жанры. Проблема жанра: понятие и культурно-историческая природа жанра и иерархии жанровых систем. Особенность морфологии отдельных видов искусства (родовое деление в литературе и устном народном творчестве). Проблема внутривидовой дифференциации в изобразительном искусстве. Синтез искусств, его типы: архитектонический, пластический, драматический и др. Видовая структура современного искусства: преобладание синтетических видов и размывание границ вида.

3. Историческая типология художественной культуры.

История искусства как часть культурно-исторического процесса. Черты первобытного культурного сознания в архаической художественной культуре. Художественная культура Древнего мира: художественный канон в искусстве Древнего Египта и античности, памятник искусства как выражение творческого коллективного (государственного, религиозного, общинного) сознания. Символический характер средневекового искусства, исторические варианты средневекового художественного символизма (западно-христианское и восточно-христианское искусство, искусство исламского мира). "Открытие мира и человека" (Я.Буркхардт) в художественной культуре Возрождения. Многонациональный и многостилевой характер художественной культуры Нового времени. Новые репрезентативные модели культурного сознания современного человека в художественной культуре ХХ века.

4. Проблемы динамики искусства.

Вопрос о динамике искусства как видоизменении в рамках одной художественной системы и смены художественных стилей и направлений. Проблема смены художественной формы как эстетическая проблема (Ф.Шеллинг, Г.Ф.В.Гегель). Исторические формы стилеобразования: сознательное обращение к прошлому как художественному идеалу (классический стиль и его исторические интерпретации), "прорастание" новых стилевых черт внутри предшествующей художественной системы (проблема преемственности готического и романского стилей), формирование нового стиля как отрицания предыдущего (романтизм и классицизм), спонтанность возникновения новых стилевых направлений (искусство авангарда и постмодерна).

5. Эстетика как философская дисциплина и как теория искусства.

Имплицитная и эксплицитная эстетики. Круг проблем эстетики, эстетические категории (прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое, безобразное). Специфика эстетического познания, эстетический объект, эстетический субъект, проблема вкуса. Основные этапы истории эстетики как теории искусства. Эстетика повседневной жизни. Формирование эстетической культуры личности.

IX. Динамика культуры

1. Традиции в культуре и проблема культурного наследия

Роль традиции и инновации в развитии культуры: межпоколенная преемственность, культурная целостность, развитие, обновление. Традиции как коллективная память культуры, фактор ее стабильности. Проявление традиции в материальных объектах и духовных явлениях, процессах и способах социокультурного наследования. Роль традиций в архаических культурах. Значение традиции в процессе самоидентификации личности. И.Гердер, О.Шпенглер, Н.Данилевский, О.Конт о роли традиции. Проблема культурной аккумуляции и культурной трансмиссии в обществе. Проблема культурного наследия. Экология культуры как актуальная задача нашего времени. Культурная политика. Проблема модернизации и глобализации культуры. Культурная экспансия.

2. Механизмы внедрения и усвоения, типология культурных инноваций

Механизм внедрения и усвоения престижных инноваций: селекция, воспроизведение, приспособление, структурная интеграция. Функции инноваций: утилитарная и престижно-знаковая. Причины и факторы культурной трансформации. Типология инноваций (спонтанная, стимулированная трансформация, культурное заимствование). Культурная диффузия. Проблема аккультурации. Психологический аспект, факторы аккультурации. Адаптация. Инкультурация. Ассимиляция.

3. Проблема межкультурного взаимодействия: факторы, формы, типы

Проблема межэтнических коммуникаций. Культура и восприятие. Атрибуция в межкультурной коммуникации. Стереотипы и предрассудки. Межкультурная компетенция: пути и цели формирования. Понятие "толерантности". Кодекс межкультурной коммуникации. Теории этнокультурного взаимодействия. Культурное направление: теории аккультурации и мобилизации. Структурное направление: концепции интегрированности и внутреннего колониализма. Факторы межэтнических отношений: исторический, социальный, культурный, политический, психологический, ситуационный. Варианты контактов. Типы межэтнической коммуникации: ассимиляция и интеграция. Статус этноса: "титульный" этнос, "национальное (этническое) меньшинство". Геноцид. Апартеид. Сегрегация. Концепция культурного шока. Проблема межэтнических коммуникаций в современной России.

X. Формы, виды и отрасли культуры

1. Генезис и современные формы элитарной (высокой) и массовой культуры

Соотношений понятий "элитарная (высокая) культура, "массовая культура", "народная культура". Социально-историческая обусловленность элитарной и массовой культур. Концепция элитарной и массовой культур Х.Ортеги-и-Гассета. Истоки, основания и признаки элитарной культуры. Понятие "элита". Концепция множественности элит: художественная, научная, политическая, экономическая, военная, религиозная. Функции элитарной культуры в обществе. Феномен массовой культуры. Причина потребности общества в массовой культуре. Генезис и современные формы массовой культуры. Массовая культура индустриального общества и проблема духовного потребительства. Признаки массовой культуры: стандартизация образования и системы воспитания, СМИ, система национальной идеологии, массовые политические партии и движения, массовая социальная мифология, индустрия развлекательного, оздоровительного, интеллектуального и эстетического досуга, стандартизация социально престижных образцов и стилей жизни, интересов и потребностей. Функции массовой культуры в современном обществе.

2. Этнос как социокультурная система

Этнос: проблемы теории, структура, функционирование и развитие. Подходы к пониманию природы этноса и "теория этноса" в отечественной этнологии (С.М.Широкогоров, П.И. Кушнер, Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.И.Козлов, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.В.Пименов). Проблемы типологизации и классификации этнических общностей. Иерархическая структура этнических общностей. Этносы, субэтносы (этнические и этнографические группы). Метаэтносы. Этнополитические общности. Этнические процессы в истории человечества. Историческая типология этносоциальных общностей. Понятия "этнос" и "этничность" в этнологии. Проблема "этничности" в отечественной и зарубежной науке. Современные концепции "этничности". Примордиализм: природное или эволюционно-биологическое (Пьер ван ден Берг, Л.Н.Гумилев) и эволюционно-историческое (И.Г.Гердер, Ю.В.Бромлей) направления. Инструменталистский и конструктивистский подходы (Ф. Барт). Проблемы методологии современной науки. Дискуссия в российской этнологии (В.А.Тишков, С.Е.Рыбаков и др.).

3. Профессиональная культура.

Общественное разделение труда и формирование особых социальных статусов профессиональных групп. Профессиональная культура как тип культурной системы: принципы профессионального сознания и поведения, диктуемые технологиями, элементы социальной этики, целей и социальной ответственности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык. Социальная система профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных и культурных навыков и образцов. Профессиональная этика, ее связь с проблемами прикладной этики. Педагогическая культура.

4. Понятие "субкультура". Молодежная субкультура.

Понятия "базовая" культура "субкультура". Контркультура. Этнические субкультуры. Субкультуры, основанные на социальной и возрастной специфике. Социальные субкультуры: сельская (народная), городская, элитарная, криминальная. Понятие "молодежная субкультура" (Т.Парсонс, М.Брейк). Социальные истоки молодежной субкультуры. Факторы формирования и развития молодежной субкультуры. Идеологические и мировоззренческие ориентации молодежной субкультуры. Типы молодежных субкультур (конформность и нонконформизм). Множественность форм проявления молодежной субкультуры. Эстетика молодежной субкультуры. Роль символики, ритуалов, внешней атрибутики в создании особого психологического пространства и имиджа группы. Импровизационное начало, демонстрантивно-эпатажная форма поведения. Тенденция к преобладанию вненациональных форм молодежной субкультуры. Адаптивные функции молодежной субкультуры в процессе социализации. Особенности молодежной субкультуры в России.

XI. Прикладной аспект культуры

1.Государственные и общественные структуры управления культурой

Государственные структуры: театры, театры - студии, концертные организации, музеи, музыкальные училища и детские школы искусств, центры досуга, библиотеки, кинотеатры, совместные предприятия, создаваемые с участием организаций культуры, курсы повышения квалификации. Общественные структуры: центры досуга, театральные и концертные коллективы, народные и общественные музеи, предприятия, организации, оказывающие услуги в сфере искусства, культуры и досуга. Сочетание государственных и общественных начал при формировании органов управления различных уровней в сфере культуры. Структура органов управления в России на местном, региональном и федеральном уровнях.

2.Агенты и институты культуры

Агенты культуры: 1. большие социальные группы: а) этносы; б) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений; в) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре; г) аудитории; 2. малые социальные группы: а) добровольные профессиональные ассоциации; б)специализированные объединения и кружки; в) круг поклонников видов искусства, музыкальной группы, приверженцы определенного течения в искусстве, приверженцы определенной религии и др.; г) культурные среды; д) семья; е) вкладчики: 1) создатели художественных произведений, 2) инвесторы культуры, 3) распространители культурных ценностей, 4) потребители культурных ценностей, 5) цензоры, 6) организаторы. Институты культуры: библиотеки, музеи, лектории, художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий, клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество, театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, художественные коллективы, творческие союзы; организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

3. Культурная политика: цели, содержание, функции

Место и роль культуры в жизни общества. Содержание культурной политики - приобщение к творчеству и культурному развитию. Гуманитаризация системы образования. Развитие сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов любительского искусства. Развитие благотворительности, меценатства и спонсорства. Развитие национальной культуры. Выявление приоритетных направлений развития культуры. Разработка социокультурных программ. Социокультурное проектирование как инструмент реализации культурной политики. Функции культурной политики: эстетическое воспитание, художественное образование, научные исследования культуры, международные культурные обмены.

4.Объекты, методы и задачи проективной социокультурной деятельности

Социокультурная деятельность как объект проектирования (содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте проектирования). Комбинация различных способов проектирования. Объект проектной деятельности как многоуровневое явление (личность, общность, регион и т.д.). Методы проектирования: философско - теоретический; духовно - ценностный; художественный. Задачи проектной деятельности: анализ ситуации; поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы, оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения и его проектное оформление; разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально - техническом, финансовом, правовом отношении. Программа и проект как результаты проектной деятельности (особенности, условия и формы осуществления). Мировоззренческие основы проектной деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий. Направления проектной деятельности в области развития культурной инфраструктуры.

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Концепция современного культурологического образования

Место культурологических дисциплин в системе школьного образования. Цель культурологического образования школьников. Содержание школьного обучения МХК, религиоведению, культурологии, этике и эстетике. Принцип интеграции как ведущий принцип развития современного образования. Факторы школьного обучения культурологии: цель обучения, содержание обучения, учет возрастных особенностей и познавательных возможностей учеников, организация процесса обучения, средства учебной работы, прогнозируемый результат обучения. Проблема и возможности формирования личности ученика на уроках культурологического цикла. Профильное обучение: специфика гуманитарно-культурологического профиля.

2. Государственные документы, регулирующие образовательную деятельность в РФ

Цели и задачи образовательной области "Искусство" в контексте основных стратегических целей и системы образования. Приоритетные задачи и направления Закона "Об образовании". Закон "Об Образовании" о необходимости культуролизации современного образовательного процесса. Понятие и цели государственного образовательного стандарта для средней школы. Стандарт по мировой художественной культуре: базовый и профильный уровни. Государственный базисный учебный план. Основные компоненты и виды учебных занятий в соответствии с Базисным учебным планом. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

3. Учебные программы и УМК по школьным курсам культурологических дисциплин

Учебно-методический комплекс учителя как система дидактических средств обучения по культурологической дисциплине и специфика подготовки к урокам культурологии. Принципы построения программ. Сравнительный анализ программ. Школьный учебник как источник знаний и средство обучения. Технологические функции учебника: обучающая, организационно-методическая, развивающая, воспитывающая. Сравнительный анализ учебников по следующим основным характеристикам: принципы изложения основного текста, роль дополнительного и пояснительного текста, назначение и качество внетекстовых материалов, соответствие учебника возрастным особенностям учащихся.

4. Основные положения личностно-ориентированного обучения

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения на примере формирования заданий для организации практической работы школьников и контроля их образовательных достижений. Активизация познавательной деятельности учащихся как основа личностно-ориентированного обучения. Дифференцированный подход к культурологическому обучению. Виды разноуровневых дидактических заданий на уроке и в качестве домашнего задания. Проектирование индивидуальной работы на уроке.

5. Педагогические технологии в преподавании культурологических дисциплин

Технологический подход в образовании, его психологическое и педагогическое обоснование. Понятие модульного обучения: технологии блочного, модульного и проблемно-модульного обучения. Технологии интеграции в образовании: технология межпредметных связей. Технология опорных схем и конспектов. Технология проектной деятельности. Понятие педагогической мастерской. Технология "погружения в культуру". Технология проектной деятельности: социокультурная деятельность как объект проектирования; методы проектирования: философско-теоретический, духовно-ценностный, художественный. Личностно-ориентированная направленность современных педагогических технологий. ИКТ: основные организационные формы обучения приема и поиска информации как основа информационной компетентности. Возможности ИКТ в плане повышения общей культуры школьников. Профессиональная культура педагога в области ИКТ.

6. Методы и приемы изучения в культурологии

Методы обучения культурологии как способы работы учителя и учащихся на уроке. Репродуктивный и продуктивные методы и оценка их эффективности на разных этапах освоения учебного материала в преподавании культурологических дисциплин. Выбор и использование методов обучения в зависимости от целей, содержания урока и степени готовности класса. Приемы обучения как элементы, частная реализация методов обучения. Многообразие приемов изложения материала, закрепления, обобщения, проверки ЗУН и самостоятельной работы учащихся. Специфические приемы обучения мировой художественной культуре: подготовка восприятия школьниками произведения искусства; приемы выявления первоначального восприятия учащимися произведения искусства; пути и приемы углубления первоначального восприятия. Взаимосвязь восприятия и анализа произведения искусства на уроке МХК.

7. Методы культурологического исследования в школьной практике.

Назначение и специфика исследовательской работы в школе. Методика культурологического исследования и ее применение в школьной практике. Развитие креативных способностей школьников в процессе освоения методов культурологического исследования. Технология проектной деятельности: цель, психолого-педагогическое и социокультурное обоснование; организация; методика изучения проблемного поля культурологической проектной деятельности подростков с помощью разработанных анкет. Разнообразие тематики проектов. Проектная деятельность этно-культурологической направленности. Формы организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников. Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников.

8. Классификация уроков культурологии по дидактическим целям.

Типология уроков школьных курсов культурологических дисциплин на основании дидактических целей. Технология построения разных типов уроков. Вводный урок: назначение, целевая установка, образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Урок-изложение новых знаний. Урок закрепления изученного. Урок повторения. Обзорный урок. Комбинированный урок. Типология и специфика уроков в старших классах. Специфика семинарских занятий в школе.

9. Структурирование урока изучения нового материала

Цель и задачи урока. Его связь с системой уроков. Форма и структура урока. Сочетание на уроке таких форм работы, как изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информации. Использование методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизировать их деятельность. Навыки анализа произведения искусства при изучении языка культуры.

10. Структурирование комбинированного урока МХК

Цель и дидактические задачи комбинированного урока. Структура урока и регламентированность структурных элементов. Целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока.

11. Приемы работы с понятийным аппаратом на уроке культурологии

Задачи работы на уроке с понятийным аппаратом. Основные способы организации деятельности учащихся при работе с теоретическим материалом. Использование ресурсов сети Интернет в процессе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Приемы введения на уроке нового понятия. Выработка умения оперировать понятием. Работа по усвоению системы понятий. Роль словаря, учебника, условно-графической наглядности в работе с понятийным аппаратом. Возможности учебной и научной литературы как источника знаний и средства обучения.

12. Вооружение учащихся методами культурологического исследования.

Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный метод, аналогия, индукция, дедукция - и специфика их использования на уроке культурологии в школе. Научно-учебные культурологические исследования учащихся. Методика составления программы исследования культурологической направленности школьниками. Обучение учащихся основным методам сбора информации.

13. Реализация межпредметных связей в процессе преподавания МХК

Задача соединения в восприятии ребенка основных знаний по школьным предметам в широкую целостную картину мира через активное использование на уроке межпредметных связей. Интеграция дисциплин культурологического цикла с предметами гуманитарного и эстетического циклов. Специфика проведения интегрированного урока. Введение в канву урока исторического материала, работа с художественным текстом, с музыкальными и живописными произведениями. Использование средств ИКТ для оптимизации межпредметных связей на уроке МХК.

14. Технология опорных схем и конспектов на уроке культурологии

ОС как наглядная конструкция, замещающая систему понятий и имеющая целью мгновенно восстановить в памяти известную ранее информацию. ОС как вид наглядности в виде условных символов, чертежей, письменных пояснений, зрительных образов. Возможности использования опорных схем в начале изучения культурологической темы, в ходе изложения нового материала, в качестве закрепления изученного. Возможности ОС в дифференцированном обучении культурологии.

15. Музейная педагогика и проведение урока-экскурсии для разного школьного возраста по теме в рамках внеклассной работы.

Понятие музейной педагогики. Направления формы и методы образовательной деятельности музея. Подготовка восприятия школьниками музейной экспозиции. Формы экскурсии. Экскурсия-лекция, экскурсия-исследование, экскурсия-игра, экскурсия-викторина. Соответствие темы и формы возрастным особенностям учащихся. Подготовка к уроку-экскурсии. Структурные элементы урока-экскурсии: инструктаж, постановка цели, конкретизация задач, изложение основного материала, самостоятельная работа учащихся, беседа, обобщение, домашнее задание. Приемы активизации внимания учащихся во время экскурсии. Посещение театра в рамках культурологической работы со школьниками. Методика организации и проведения похода в театр. Взаимодействие музея и школы в процессе образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

16. Наглядное обучение в системе преподавания МХК

Психолого-педагогическое обоснование наглядного обучения. Предметная, изобразительная, условно-графическая, слуховая, синтетическая наглядность. Возможности использования ИКТ на уроке МХК. Формирование мотивации к учению и расширению кругозора учащихся в процессе создания виртуальных экскурсий на основе Интернет-ресурсов. Цели использования наглядности: эмоциональное воздействие, формирование понятий, конкретизация изученного материала, стимулирование воображения и творческого мышления. Привлечение интереса учащихся к изучению учебного материала с помощью наглядности.

17. Система закрепления изученного материала

Закрепление материала в самом процессе его первичного восприятия, закрепление изученного материала в конце урока, закрепление в ходе выполнения домашнего задания, закрепление в ходе опроса на последующих уроках. Использование системы вопросов, ОС, таблиц, наглядности, дидактического материала в ходе закрепления. Многообразие и специфика системы закрепления в культурологическом курсе. Необходимость использования межпредметных связей в ходе закрепления.

18. Особенности преподавания курса МХК в средних и старших классах.

Общекультурные аспекты преподавания МХК в школе. Цели и задачи курса. Принципы построения курса. Итрегративный характер дисциплины МХК. Анализ Стандарта по МХК: базового и профильного уровней. Анализ школьных программ и учебников, сопоставление разных концепций организации и проведения курса. Особенности выстраивания курса для среднего и старшего возраста. План-конспект урока по МХК. Освоение знаний о специфике языка культуры в курсе МХК. Приемы работы, направленные на формирование личного отношения к произведению искусства с опорой на культурологические и искусствоведческие знания.

19. Традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков МХК

Урок-лекция: школьная лекция культурологической тематики как вид устного изложения; подготовка учителя к уроку-лекции, проблемное изложение в рамках проблемного обучения, психолого-педагогические приемы привлечения внимания аудитории. Урок-беседа: виды бесед; дискуссионные формы урока: диспут, круглый стол, ток-шоу. Семинарские занятия в курсе культурологии в старших классах, традиционные и инновационные формы их проведения. Формы нестандартных интегрированных уроков. Урок - заочная экскурсия. Урок-презентация. Уроки творчества. Методика проведения урока - творческой мастерской. Урок-исследование.

20. Игровые формы организации учебного процесса в школьных курсах

Разнообразие игровых форм урока культурологической направленности. Психолого-педагогическое обоснование игровой деятельности на уроке. Требования к организации игр в процессе обучения. Функции учителя на игровом уроке. Оценка ЗУН учащихся. Структурные элементы урока-игры: обязательные и оригинальные. Урок-путешествие. Урок-суд. Формы проведения заключительного занятия. Урок-концерт. Урок-праздник. Урок - гостиная. Урок - викторина.

21. Роль и функции учителя как технолога учебного процесса

Проблема конструирования модели школьного культурологического курса. Принципы построения курса. Дидактические и воспитательные цели и задачи обучения. Этапы конструирования. Методика тематического, поурочного, календарного планирования курсов. Календарно-тематическое и блоковое планирование школьного курса, их психолого-педагогическая целесообразность.

22. Особенности преподавания религиоведения в школе

Проблемы преподавания религиоведения, основ православия, истории мировых религий в средней школе. Основные подходы к изучению курса истории мировых религий в школе: конфессиональный (богословский) и религиоведческий (светский). Культурно-философская направленность курсов религиоведения. Принципы преподавания религиоведения: принцип светскости, принцип последовательности, принцип систематичности. Психолого-педагогическое обоснование введения религиоведческого курса в юношеском возрасте.Формирование нравственной личности ученика в процессе изучения курса истории мировых религий в школе. Воспитание толерантности в курсе "История мировых религий".

23. Особенности преподавания этики в школе

Воспитание человека культуры как цель преподавания этики в школе. О системе формирования этической культуры. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках по этике.

24. Особенности преподавания эстетики в школе

Психолого-педагогическое обоснование необходимости эстетического образования и его специфики в разных возрастных группах. Развитие в курсе эстетики образного восприятия и эстетического переживания культурных явлений. Спектр видов и жанров искусства на уроках эстетики. Урок эстетики и театральное искусство. Просмотр и анализ театральных спектаклей.

25. Связь урочной и внеклассной работы в культурологических курсах

Роль учителя мировой художественной культуры в организации личностного и коллективного досуга учащихся. Единство цели урочной и внеклассной работы по культурологии. Специфика внеклассной работы по культурологии. Основные принципы организации внеклассной работы по культурологии. Особенности организации внеклассной работы по культурологии в средних и старших классах. Массовые формы внеклассной работы по культурологическим дисциплинам: экскурсии, олимпиады, вечера и гостиные, "недели мировой культуры", "недели отечественной культуры". Групповая внеурочная работа: культурологический кружок, кружок по основам этики. Разработка программы кружковой работы, основные формы организации занятий и формы итогового контроля знаний, умений, навыков. Презентация учителем программы кружка. Формирование толерантного мировоззрения школьников во внеклассной этнокультурной работе. Краеведческая внеклассная работа, направленная на приобщение школьников к культурным традициям родного края.

26. Элективные курсы культурологической направленности

Концепция элективных курсов в профильной подготовке старшеклассников. Профильное обучение как основа формирования практико-ориентированных знаний. Организация и проведение элективных курсов по культурологическим направлениям. Навыки разработки и составления программы элективного курса. Тематическое планирование элективного курса на учебный год.

27. Факультативы по МХК и культурологии

Проблема дополнительного образования учащихся. Принципы организации и проведения факультативных занятий по культурологии. Тематический план факультативного курса. Презентация учителем программы факультативного курса. Методическое своеобразие факультативных занятий. Межпредметные связи на факультативе.

28. Развитие речи учащихся на уроках МХК и культурологии

Речевая деятельность школьников в процессе изучения культурологических дисциплин; приемы, направленные на развитие устной и письменной речи (словарного запаса, связности речи, культуры, грамотности, эмоциональности, образности). Критерии речевого развития. Компоненты структуры культуры речи. Владение нормами литературного языка, коммуникативными качествами речи и этикетом. Профессиональная культура и речевой имидж педагога.

Навыки "культуры спора" в курсе культурологии. Дискуссионные формы проведения уроков МХК в старших классах.

29. Современные средства и способы проверки ЗУН учащихся в культурологическом курсе

Диагностика и контроль за усвоением ЗУН. Методика использования компьютерных технологий на уроке. Тестирование. Основные правила составления тестов и проведения тестирования.

30.Проблемыне обучения на уроках МХК как способ активации познавательной деятельности школьников.

Проблемное обучение как условие формирования творческого мышления. Цель и специфика проблемного обучения в школе. Проблемная ситуация на уроке и способы ее создания и решения. Ее роль в структуре урока. Формы проблемного обучения культурологическим дисциплинам: проблемное изложение и поисковая беседа. Специфика проблемного обучения при организации коллективной и групповой работы школьников.

Программа утверждена на заседании кафедры истории и теории мировой культуры.

Зав.кафедрой ИТМК Е.А.Ягафова.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc17124259_65259203
166 Кб, 20 марта 2012 в 0:25 - Россия, Москва, ГЭИ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении