Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 020452 из ГЭИ

Под общей редакцией: Гальченко А.Г

Составители:

Назарова Л.Р, доцент, Заведующий кафедрой "Графический дизайн"

Лория В.А.phd искусствоведения

Гальченко А.Г., доцент, искусствовед, преподаватель проектирования

I. Общие положения

Итоговая государственная аттестация выпускников МХПИ осуществляется

по специальности (052400) 070601.65 "ДИЗАЙН" (Графический дизайн)

включает выпускную квалификационную работу (исполнение) и государст-

венный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к реше-

нию профессиональных задач.

По разделу Общегуманитарных и профессиональных дисциплин:

История искусства и культуры

История дизайна, науки и техники

По разделу Специальных дисциплин:

1. Дизайн и рекламные технологии

2. История рекламы

3. Технологии полиграфии

4. Шрифт и типографика

II. Общая методика проведения

Государственного экзамена

Государственный экзамен проводится по билетам, содержащим вопросы, составленные в соответствии с учебными планами программам дисциплин.

Государственный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из 2-х

вопросов. На подготовку к ответу выпускнику отводится 30-40 минут,

в течение которых, можно написать тезисы ответа на специальных листах,

выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть написаны понятным по-

черком с указанием фамилии выпускника в верхней части листа. Длитель-

III. Критерии оценки знаний выпускников

на Государственном экзамене

Оценка за ответ на государственном экзамене выставляется по четырех-

балльной системе. Используются следующие критерии

• Оценки "отлично" заслуживает выпускник, обнаруживший все-

стороннее, систематическое и глубокое знание программного ма-

териала, свободно владеющий профессиональной терминологией,

аргументировано защищающий свою позицию, свободно ориен-

тирующийся в современной учебной и научной литературе.

• Оценки "хорошо" заслуживает выпускник, обнаруживший зна-

ние учебного материала, но не полно ответивший на один из эк-

заменационных вопросов или допустивший незначительные по-

грешности в ответе.

• Оценки "удовлетворительно" заслуживает выпускник, обнару-

живший знание основного программного материала, но не давший

полного ответа ни на один экзаменационный вопрос.

• Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, не сумев-

шему обнаружить знание фактического материала.

Оценка выставляется на закрытом заседании Государственной

IV. Дисциплины Государственного экзамена

по специальности "Дизайн"

Общегуманитарные и профессиональные дисциплины

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Тема 1. Понятия "искусство", виды искусства.

Стиль и канон в искусстве.

Понятие "искусство". Искусство и история искусства как объект изучения.

Основные понятия истории искусств. Система искусств, в соотнесении с ка-

тегориями пространства и времени. Различные виды классификации системы

Тема 2. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

Основные этапы развития искусства Древнего Египта. Архитектура Древ-

него Египта. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Изобрази-

Тема 3. Особенности искусства античной Греции.

Периодизация античного искусства. Значение древнегреческого искусства в

контексте развития Европы. Основные периоды Древнегреческого искус-

ства. Развитие архитектуры. Типы ранних греческих храмов. Ордерная сис-

ное искусство античной Греции. Скульптура античной Греции: стили, шко-

лы, персоналии. Искусство эпохи Эллинизма: архитектура и изобрази-

Тема 4.

Искусство Древнего Рима.

Искусство этрусков: основные особенности, отличительные черты, взаимо-

влияние культур региона. Искусство Древнего Рима: периодизация.

Основные типы архитектурных и инженерных сооружений.

Тема 5. Художественные особенности византийской

христианской архитектуры и изобразительного искусства.

Культура Византийской империи. Христианство как государственная рели-

гия. Церковно-христианское и официальное искусство. Понятие "византий-

ской" формы. Основные этапы развития византийского искусства.

Тема 6. Формирование художественных стилей

в культуре средневековой Европы.

Понятие "средневековья" в истории Европы. Искусство раннего средневеко-

вья. Культура "варварских королевств" и ранних империй. Искусство Каро-

лингов. Звериный стиль. Романский стиль в европейском искусстве. Особен-

ности романской архитектуры. Синтез архитектуры и изобразительного ис-

кусства.

Тема 7. Особенности Древнерусского искусства

(архитектура, монументальная живопись).

Заимствования и оригинальность древнерусского искусства, (архитектура,

монументальная живопись, иконопись) Влияние Византийской культуры на

формирование древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси X - XI

вв. Искусство Древнерусских княжеств XII - XIII вв. Искусство Северо-За-

падной Руси XII - XV вв. Искусство Северо-Восточной Руси XIV - XV вв.

Тема 8. Искусство Ренессанса: исторические корни, новаторство отдельных видов искусства, творчество великих мастеров.

Понятие "Ренессанс" в истории европейской культуры. Периодизация

Эпохи Возрождения. Проявление светского начала в эстетике. Гумани-

стическая природа искусства. Тенденции развития искусства в период

Ренессанса. Архитектура Возрождения. Скульптура Возрождения. Живо-

пись Возрождения.

Художественная культура Флоренции, Рима, Милане в период Кватро-

ченто. Позднее Возрождение Возникновение художественных академий.

Художественное течение маньеризма в Италии и странах Европы. Живопись

Венеции периода 1 (озднего Возрождения.

Северное Возрождение как региональная форма развития искусства

стран. Освоение и развитие техники масляной живописи. Развитие жанров:

портрет, бытовой жанр. Искусство Нидерландов и Германии.

Тема 9. Барокко - исторический европейский художественный стиль.

Культура Реформации. Социальный контекст. Влияние развития наук и гео-

графических открытий. Идеи просвещения в европейской художественной

культуре.

Барокко - исторический европейский художественный стиль. Архитек-

турные ансамбли: градостроительное значение, различные типы сооруже-

ний. Живопись стиля барокко. Национальные барочные школы живописи.

Эстетика художественной стилистики барокко. Формирование Академий

художеств и их влияние на сложение стилей. Регламентация искусства.

Тема10. Классицизм -стиль философкой эпохи

Роккоко.Декораивность.Творчество Ватто ,Буше

Классицизм и идеи абсоютиза., архитетура Франции. Версаль, французский регулярный сад. Мансар, Ленотр.

Живопись-Пуссен. Развтие жанров. Реализм в живописи Испнии и Голандии.

Тема11.

Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени.

Тема12. Художественные стили и течения в европейском искусстве 19 века

Где???? Тема13. Поиски большого стиля на рубеже 19-20 вв.

Модерн и его стилевые формы. Региональные направления европейского

модерна: Либерти (Италия), Сецессион (Австрия), Югенд-стиль (Германия),

Ар-Нуово (Франция). Этностили в европейском модерне. Особенности Рус-

ского модерна. Основные представители и наиболее характерные произведе-

ния архитектуры и изобразительного искусства.

Тема14.? Основные художественные направления в искусстве 20 века.

Рекомендуемая литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. (Том 1, Том 2, Том 3), -

Москва, 1948-1955

2. Белявская В. Росписи русского классицизма - М, 1940

3. Берзин В.Ф. Росписи петровского времени. - М., 1985

4. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. - М., 1992

5. Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. Издание

6. Всеобщая история архитектуры. - М., 1969-1977., Т. 1-12

7. Всеобщая история Искусств. -М, 1956-1966, Т. 1-6

8. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998

9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 2004

10. Живопись Древней Руси. - СПб., 1982

11. Ильина Т.В. История искусств (Отечественное искусство) Издание

3-е-М., 2007

12. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. - М., 1966

13. История зарубежного искусства. - М., 1984

14. История зарубежного искусства: Учебник. -М, 1980*

15. История искусства зарубежных стран. - М., 1979-1988., Т.1-3

16. История искусства: Архитектура. Живопись, Скульптура. Гра-

фика. Декоративное искусство. - М., 2003

17. История Русского искусства. Изд. 3-е - М., 1987

18. История Русской архитектуры. Под общей редакцией Ушаковой

Ю.С., Славиной Т.А. - Учебное пособие для вузов. - СПб., "Строй-

издат". 1994

19. История мирового искусства. - М., 1998

20. Кириченко Е.И. Русский стиль. -М., 1997

21. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 - 1910-х гг., - М., 1978

22. Лебедева В. Советское монументальное искусство 1960-х гг. -

Москва, 1973

23. Малая история искусств. - Москва/Дрезден, 1970-1991

24. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитек-

туры. - М., 1998

25. Сарабьянов Д. История русского искусства 2-й. пол. 19 - нач. 20

вв.-Москва, 2001

26. Янсон Х.В. Основы истории искусств. - СПб., 2002

*имеется в электронной библиотеке МХПИ

2. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ

Тема 15. Понятие "дизайн". История становления профессии.

Понятие "дизайн". Дизайн как составной элемент культуры. Различные под-

ходы к определению истории функций дизайна. Материальная культура

Древнего мира (Первобытная эпоха, Бронзовый век, Античность). Матери-

альная культура Средневековья: развитие ремесла. Материальная культура

эпохи Возрождения: развитие ремесла, науки и техники.

Специфика художественно-проектной культуры в период мануфактур-

ного производства.

Тема 16. Дизайн и промышленная революция.

Техническая революция и проблемы формообразования. Промышленные

выставки 19 века и их вклад в проектную культуру. Проблемы формообра-

зования на рубеже 19-20 вв. (первые теоретические концепции эстетики

проектирования). Изобретательский бум (Т.А.Эдисон, Отто Лименталь,

А.Можайский, Братья Уилбер Райт и Орвил Райт, Ф.Циппелин). Использо-

вание новых материалов и конструкций (Хрустальный дворец Джозефа Пак-

стона). Инженерный и архитектурный стили. Унификация деталей и про-

мышленное проектирование (М.Тонет).

Тема 17. Первые теоретические концепции эстетики

проектирования (Уильям Моррис, Джон Рёскин и др.).

Проблемы формообразования на рубеже 19-20 вв. (первые теоретические

концепции эстетики проектирования). Практическая эстетика Готфрида Зем-

пера. Критика индустриальной эпохи Джона Рё'скина. Уильям Морис и дви-

жение "Искусство и ремесла".

Тема 18. Российские промышленные выставки

и пионеры русского дизайна.

Развитие русской инженерно-технической мысли (краткий исторический об-

зор 17-19 вв.). Российские промышленные выставки. Нижегородская яр-

марка. Петр Страхов, Яков Столяров. Гиперболоид Владимира Шухова.

Тема 19. Основные стилистические и региональные особенности

модерна в контексте зарождения промышленного дизайна.

Стилизация в дизайне. Формально композиционные характеристики стиля.

"Нео"-стили и проектирование предметной среды. Национальные традиции

и модерн. Особенности проектирования и образцы утилитарных изделий.

Прикладная и печатная графика. Основные представители стиля и из произ-

ведения.

Тема 20. Конструктивизм и функционализм

в процессе становления практики дизайна.

Своеобразие американского функционализма. Чикагская школа архитектуры

и ее представители.

Особенности немецкого дизайна в начале 20 в. Германский Веркбунд.

Питер Беренс и становление европейского дизайна. Влияния авангардных

течений в изобразительном искусстве на проектную культуру.

Тема 21. Баухауз: принципы формообразования

и образовательная система.

Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. Ис-

тория и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в

подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее,

В.Кандинского, ИЛльберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер

Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды.

Последователи и представители Баухауза.

Тема 22. Роль новаторской художественной школы

в развитии советского дизайна (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН).

системы пропедевтических курсов как следствие поиска "элементов" искус-

ства. Поиск "минимальной формы". Производственные факультеты в струк-

туре ВХУТЕМАСа.

Тема 23. Художественный авангард в России.

Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство. Художест-

венно-композиционные приемы в творчестве: К. Малевича, В.Татлина,

Э.Лисицкого, В.Степановой.

Тема 24. 30-е годы 20 века в Европейском дизайне

(стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна

в предвоенный период.

Основные положения деятельности Ле Корбюзье - дизайнера. Новаторство

проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван

дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 - 30-

х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века.

Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи - пионер

коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара

Аальто.

Тема 25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе

(органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм.

Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и

послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы "Браун" и

неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль "Оливетти". Американский

дизайн 1940 - 50-е гг.

Тема 25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе

(органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм.

Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и

послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы "Браун" и

неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль "Оливетти". Американский

дизайн 1940 - 50-е гг.

Тема 26. Дизайн и поп-культура.

Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футу-

ристический дизайн. Предметная среда эпохи освоения космического про-

странства.

Тема 27. Советский дизайн J 950 - J970-х гг. Эксперементальный дизайн.

Сенежская студия. Комплексные культурно-экологические проекты благоус-

тройства территорий. Первые выставки молодых дизайнеров в музее Мая-

ковского. ВНИИТЭ. Поиск новой тематики объектов. Основные концепции

экспериментального моделирования. Кинетическое искусство. (Группы:

"Движение", "Мир", "Арго". Проекты; Б.Стучебрюкова, Л.Нусберга,

В.Колейчука, Ф.Инфанте). Структурно-геометрические формы. (Бондар,

Пушкарев, Гамаюнов). Роль материала, фактуры и сюжета. (Ермолаев и

группа ТАФ).

Тема 28. Дизайн в эпоху постмодернизма.

Дизайн в эпоху постмодернизма. Стиль группы "Мемфис" и "новый ди-

зайн". Итальянский стиль в современном дизайне. Направления и особенно-

сти современного американского дизайна. Феномен японского дизайна.

"Метаболизм". Развитие информационных технологий и направления ди-

зайна. Творчество крупных современных дизайнеров (3-5 по выбору). Акту-

альные направления современного дизайна.

Литература:

1. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. - Москва, 1984

2. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. (ЧастьI и

Часть 2 - Москва, 1997 - 1998

3. Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. - Москва, 1968

4. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. lCni.ni и и.нцктлепия в совре-

менном искусстве и архитектуре). - Москва, "Арт-Родник", 2007

5. Дизайн США. (под ред. Хорриган Б.), - Манила, 1989

6. Глазычев В. Дизайн как он есть. (Издание 2-е) - Москва, "Европа",

2006 7. Ефимов А.В. и др. Дизайн арчи i смурной среды: Учебное пособие

для вузов. - Москва, "Архитектура-

8. Колейчук В.Ф. Кинетизм. (Новое искусство 20 век) - Москва, "Га-

ларт", 1994

9. Лаврентьев А.Н. История дизайна: Учебное пособие. - Москва,

"Омега-Л", 2005

10. Михайлов С. История дизайна. Том 1-2: Учеб. для вузов. - Москва,

2004

11. Михайлов С. Кулева Л. Основы дизайна. - Москва, 2002

12. Михайлов СМ., Михайлова А. С. История дизайна: краткий курс. -

Москва, 2004*

13. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. - Москва, 1971

14. Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники, (книга первая) -

Москва, 2006

15. Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники, (книга вторая) -

Москва, 2007

16. Рунге В.Ф., Сепьковскпй В.В. Основы теории и методологии ди-

зайна. Учебное пособие. - Москва, "МЗ-Пресс", 2003

17. Русский графический дизайн 1880 - 1917. // Черневич Е., Аникст

М., Бабурина 11., - Москва, "Внешсигма", 1997.

18. Хан-Магамедои СО. Пионеры советского дизайна. - Москва, "Га-

ларт", 1995

19. Хрестоматии но дизайну. - Тюмень: Институт дизайна, 2005

20. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. - Москва, ВНИТЭ,

1975

10. Сэндиджч А., Фрайбурге В., Ротцолл К. Реклама: Теория и прак-

тика. - М, прогресс, 1999

11. "Наружка". // Журнал. - М., 2002, 2003, 2004гг.

12. Ученых М. и др. Креативные стратегии в рекламе. Изд-во МГУ, -

М., 2004

Специальные дисциплины

3. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

(включает в себя вопросы по PR-технологиям, Техно-

логиям наружной рекламы)

Тема 29. Проектная деятельность как область знания и сфера профессио-

нальной деятельности.

Определение, содержание и функции дизайнера в рекламе. Широта образо-

вания и культурного уровня дизайнера как - залог успеха. Значение PR и

связи с заказчиком. Структура рекламных агентств и предприятий наружной

рекламы и их профессиональная деятельность, в том числе в Москве и Мос-

ковской области. Место и роль рекламы в гражданском обществе и рыноч-

ной экономике. Социальные, экономические и психологические особенности

рекламного проектирования.

Тема 30. Средства распространения рекламы.

Средства распространения рекламы. Реклама в прессе, печатная реклама,

радио- и телереклама, наружная реклама, компьютерная реклама, реклама в

кино, рекламные сувениры. Выбор средств распространения рекламы в зави-

симости от поставленной маркетинговой задачи.

Тема 31. Основы разработки рекламных текстов. Креатив в рекламе.

Творческая концепция и новаторство в рекламе. Зависимость языка рекламы

от целевой аудитории. Рекламное сообщение, его структура. Аргументация и

логика. Текст печатной рекламы. Основные композиционные элементы рек-

ламного текста: заголовок, подзаголовок

Тема 32. Товарные знаки и фирменный стиль предприятия. Технология соз-

дания имиджа.

Товарный знак и его функции. Основные типы товарных знаков: словесные,

изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и т.д. Законода-

тельство о товарных знаках. Франчайзинг. Формирование фирменного стиля.

Основные элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, фирменный

блок, слоган, фирменные цвета, шрифты и другие моменты. Носители фир-

менного стиля. Фирменный стиль как инструмент создания имиджа.

Тема 33. Планирование рекламной кампании.

Основные цели рекламных кампаний: экономические, имиджевые, социаль-

ные. Факторы, влияющие на выбор и формирование рекламных целей: об-

щие цели развития предприятия, маркетинговая стратегия фирмы, состояние

целевой аудитории и т.д. Взаимосвязь маркетинговой и рекламной стратегий

фирмы. Медиапланирование.

Тема 34. Правовые аспекты рекламной деятельности.

Федеральный закон "О рекламе". Требования к рекламе. Недобросовестная,

недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Права и обя-

занности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространи-

телей. Роль государственных антимонопольных органов по контролю в об-

ласти рекламы.

Тема 35. Маркетинговые коммуникационные технологии.

Классификации рекламы.

Классификация видов рекламы в зависимости от объекта рекламирования,

направленности рек мамы, характера рекламного обращения, способа воздей-

ствия на целевую аудиторию, охватываемого сегмента рынка, источника фи-

нансирования и т.д. Социальная реклама.

Маркетинговые коммуникационные технологии: прямая реклама, public

relations, sales promotion, direct marketing, интернет-реклама, выставочная

деятельность, product placement, branding.

Тема 36. Технологии в наружной рекламе.

Конструкции из металла и пластика

Технологии изготовления простых и сложных форм и конструкций. Композитные материалы и лазерная резка. Особенности проектирования

плоскостных и изогнутых форм, объемных и многослойных конструкций,сочетание различных материалов для создания оптических эффектов.

Технологии изготовления простых и сложных световых конструкций Примеры

дизайн-решений в мировой практике.

Люминисцентные лампы, их применение в объемной световой

рекламе. Открытый неон, многоконтурные буквы, крышные установки, вы-

вески. Использование в витринах и внутреннем оформлении.

Самоклеящиеся аппликативные пленки.

Трафаретные пленки. Пленки для печати. Ламинирующие

защитные пленки. Витражные пленки. Светоотражающие пленки.

Тема 37. Оформление на местах продаж (P.O.S.).

Понятие креатива в P.O.S. Технологии вакуумной формовки и шелкографии.

Методы и приемы активизации совместной творческой деятельности с ди-

зайнерами интерьера. Норма, стиль, технологии в P.O.S. Неон, акрилайт, по-

листирол и их применение. Формообразование. Корпоративный стиль. Стра-

тегии подачи.

Аэродинамические фигуры и "живая реклама" Образность рекламного

героя или персонажа. Эскиз и модель. Технологии пайки, сшивания, склейки

швов. Проблемы моделирования. Понятие о конструировании объемных

форм из мягких материалов (и тканей).

Рекомендуемая литература:

1. Борисов Б.Л. Технологии рекламы н PR. Учебное пособие. - М.,

"Фаир-пресс", 2001

2. Волкова В.В. Дизайн рекламы. Учебное пособие. - М., 1999

3. Картер Г. Эффективная реклама. - М., 1998

4. Музыкант В. Теория и практика современной рекламы. - М.,

1998 5. Полукаров В.Л. Дизайнер-маркетолог: новая профессия цивили-

зованного рынка. - М., 2002

6. Феофанов О. Реклама. Новые технологии в России. - М., 2000

7. Барвинский И.А., Барвинская И.Е. Литье пластмасс. Справочная ли-

тература для конструкторов и технологов. - М., 2002

8. РЕКЛАМА - OUTDOOR. // Журнал. - М., 2002-2008 г.г.

9. Рекламные технологии. // Журнал.

4. ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ

1. Тема 38. Определение рекламы. Протореклама. Знаковая система коммуникации. Первая и вторая информационные революции.

Проторекламные процессы - необходимая историко-культурная предпосылка становления профессиональной рекламной деятельности. Знаковая функция. Демострационные проторекламные процессы. Сакральная, престижная, ремесленническая и собственническая протореклама.

Тема 39.Типология рекламы античного общества.

Глашатай античного общества - функции, социальная значимость, отраже-

ние деятельности в произведениях античных авторов. Предметно-изобрази-

тельная реклама античности - вывеска и протовитрина, их символика. Пись-

менная реклама - граффити, альбом, афиша. Реклама коммерческая, религи-

озная и политическая. Рекламное законодательство античного общества.

Тема 40. Реклама Средневековья.Особенности развития рекламы и графического дизайна в Европе в период античности и Средневековья. Геральдика.

Особенности развития рекламы и графического дизайна в Европе в период

Средневековья. Влияние социально-экономических процессов на рекламные

коммуникации в этот период. Геральдика. Торговая и цеховая эмблематика в

рекламном процессе. Предплакатные жанры рекламы, изобразительная и

письменная реклама позднего Средневековья.

Тема 41. Влияние социально-экономических процессов на рекламные коммуникации Изобретение печатного станка. Потребность в массовом распространении информации Типографии в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Появление печати, формирование новой формы коммуникации - журналистика, третьяинформационная революция. Появление прессы.

Тема 42. Реклама 17-18 вв.: Западная Европа и Североамериканские колонии.

Массовые коммуникации нового времени, их генезис и особенности. Типо-

логия и динамика рекламы. Печатная реклама нового времени - объявление,

каталог, проспект, прейскурант, титульный лист, индульгенция, афиша.,

Предметно-изобразительная реклама XVII-XVIII вв. - торговая, ремес-

ленная, типографская эмблематика, экслибрис, вывеска, гравюра, лубок и на-

стенная живопись. Журналистика и коммерческие информационно-осведо-

мительные бюро. Газета, газетная реклама, специализированное рекламное

издание. Рекламная компания. Отцы-основатели рекламы - Теофраст Ре-

нодо, Натаниэл Баттер, Мэрчмонд Нидхем, Джон Хоутон, Бенджамен Хар-

рис, Бенджамен Франклин. Недобросовестная реклама. Рекламное законода-

тельство нового времени.

. Тема 43. Протореклама и реклама России 9-18 вв.

Динамика и особенности российской экономики XIX - начала XX вв. Ману-

фактура, розничная торговля, ярмарка.

Предметно-изобразительная реклама - лубок, литография, многоцвет-

ный плакат, афиша, вывеска (от лубочной к шрифтовой). Русский рекламный

плакат XIX - начала XX вв. - торгово-промышленный, социально-политиче-

ский, духовно-культурный тип. Санкт-петербургская международная вы-

ставка художественных афиш 1897 г. Санкт-петербургская выставка "Искус-

ство в книге и в плакате" 1912 г. Художники-примитивисты и попытки воз-

рождения балагана и райка в начале XX в.. Фотореклама (применение, сти-

листика, специализированные издания), кино и киноплакат. Отечественные

выставки - от "Всероссийских мануфактурных" до "Всероссийских художе-

ственно-промышленных".

Тема 44. Российская реклама 19 века., рекламные акции.

Печатная реклама - главенство рекламы в российских СМИ XIX в. Коммер-

циализация СМИ - "Московский телеграф", "Северная пчела". Ф.В. Булга-

рин и Н.И. Греч. Скрытая реклама - причины возникновения и особенности.

Печатная реклама пореформенного периода. "Голос" А.А. Краевского - га-

зета и рекламное агентство. "Метцель и К" (с 1870 г.)

Стилистические особенности русской рекламы в прессе

и их динамика. Реклама в русских журналах.

Малые изобразительные формы русской рекламы - этикет (этикетка),

открытка, вкладыш, визитка, пригласительный билет, проспект, театральная

программка, деловой бланк, конверт и пр.

Ццензурные законы 1826 и1839 гг.) На рекламную деятельность. Высочайший указ о регистрации фаб-ричных клейм в Департаменте мануфактур от 4 февраля 1815 года.Эстетика русского фирменного знака.

Тема 45. Реклама 19 - начала 20 вв.: Западная Европа.Северная Америка.

Жанры, новации и специализация рекламы XIX в. Англия. Рекламные аген-

ты и агентства - Томас Роджерс и Джон Белл.

Наружная рек-лама - "сэндвич", передвижная и конная рекламные установки, тротуарноеграффити, плакат (Обри Бердслей), витрина.

Франция. Афиша и летучий листок. Гравюра и carte d'adresse. Модные

журналы с цветными иллюстрациями.

Литография и многоцветный художественный плакат -

Оноре Домье, Теофиль Стейнлен, Жюль Шере, Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс

Муха. Особенности французской рекламы XIX в.

Германия. Печатная реклама - Intelligentblatter, газетная реклама, плакат

(их функционал и стилистические особенности - вещизм, прагматичность,

тевтонский стиль, готика)Премиальная торговля. Вит-

рина и выставка.

Развитие американской экономики XIX - начала XX вв. Американское об-

щество и средства массовых коммуникаций начала XIX в. Жанры, новации и

специализация рекламы XIX века. Газета, листовка, афиша, шоу, рекламное

агентство.Отец американскогорекламного шоу Финис Тейлор Барнум. Основатель первого американскогорекламного агентства Уолни Палмер. Символика - фирменный знак, упаковка, патент, гарантия и знак качества, как элемент американской рекламы. Бумрекламной упаковки - Роберт Гейр, Quaker oats, Джон Памбертон. DirectMail - Монтгомери Уорд. Цветной буклет.

Новое в печатной рекламе - журналы(еженедельники, ежемесячные, с цветными рекламными полосами), фото-реклама. Стиль американской рекламы конца XIX - начала XX вв. - reason why (Джон Пауэре), ландшафтная реклама, эпатажная реклама, социальнаяреклама. Регулирование рекламной деятельности в США - закон, общественное мнение, профессиональная ассоциация

Тема 46. Реклама эпохи развитого индустриального общества.

Основные тенденции развития рекламы первой половины XX вв. СМИ на-

чала XX в.. Глобальная реклама "общества потребления". Особенности кри-

зисной рекламы 1929-1933 гг. Консюмеризм и реклама. Персоны и Новации

рекламы 1920-х - 1940-х гг. Радиореклама. Дэниел Старч. "Мыльные опе-

ры". "Беседы у камина" Ф.Д. Рузвельта. Раймонд Рубикам. Пол Черингтон.

Джон Уотсон. Стенли Ризор. Харри Холлингворс. Арчибальд Кроссли. Арт

Нилсен. Вильям Бентон. Клод Робинсон. Елмо Ропер. Джордж Гэллап.

Регулирование американской рекламы в межвоенный период - закон,

общественное мнение, профессиональная ассоциация. "Ballyhoo". Феде-

ральная Торговая Комиссия. Арт Деко - стиль глобальной рекламы.

Тема4 7. Советская реклама.

Содержание и задачи рекламы после Октябрьской революции 1917 г. Госу-

дарственная монополия на рекламу. Декрет СНК России 1918 г. Об органи-

зации при всех почтово-телеграфных учреждениях централизованного приема

рекламных объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в совет-

ских печатных изданиях. Влияние гражданской войны и на торговую рекламу.

Рекламные агентства "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгрек-

лама", "Инреклама". Их функционал и особенности деятельности.

Реклама во время нэпа. В.В. Маяковский, художник A.M. Родченко на Па-

рижской международной художественно-промышленной выставке 1925 г

Фото и шрифт как главное средство в печатных рекламных изданиях.

Крупные специальные рекламные организации: "Союзторгреклама" при ми-

нистерстве торговли СССР, "Росторгреклама" при министерстве торговли

РСФСР, "Главкоопторгреклама" при Центросоюзе СССР и т.п., а также при

министерствах и ведомствах.Специальные рекламные издания ("Реклама", "Коммерческий вестник", "Москов-ская реклама", "Новые товары", "Панорама", приложения к областным иреспубликанским газетам

Рекомендуемая литература:

1. Александров Ф. Хроники российской рекламы. - Москва, 2003

2. Архангельская И. Реклама в "старые добрые времена". "Бизнес.

Богачева Н.М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения

из истории развития. - Москва, 1969

Бурлаенко А.Х. Развитие советской торговой рекламы. - Львов,1959

5. Веселов С. Формирование рынка рекламы в России в первой п

ловине 90-х гт. "Маркетинг", 1995, №1

6. Веселов СВ. Становление рынка рекламы в России. "Реклама"

1993, № 1.

7. Воеводин Е.Н. Реклама на капиталистическом рынке. Учебное

пособие. - Москва, "Изд-во МГИМО", 1982

8. Журавель В. Великая Отечественная Информационная война.

"Рекламные технологии", - Москва, 2000, №5.

9. Корнилов Л.В., Фильчикова Н.Б. От глашатая до неона. - Москва,

"Знание", 1978

10. Плиский Н. Путь к богатству. Реклама, ее значение, происхожде-

ние, история. Примеры рекламирования. "Изд-во Ф.В. Щепан-

ского".- СПб., 1893

11. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года.

Учебно-справочное издание. - Москва, "Лабиринт", 1998

12. Родионова Л.З. Английская и американская реклама: история и

особенности. - Екатеринбург, "Изд-во УГТУ", 1999

13. Советский рекламный плакат (1917-1932). - М., 1972

14. Уперов В.В. Реклама - ее сущность, значение, историческое раз-

витие и психологические основы. - СПб, 1994

15. Успенский Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семио-

тика культуры. (Том 1),-Москва, 199616. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы

рекламного образа. - Москва, "Изд-во ЮНИТИ", 1999

17. Чередниченко СИ. История и теория рекламы. - Москва, 1992

5.Технологи Полиграфии

Тема 48. Полиграфические технологии в рекламе.

Общие сведения и классификация полиграфических технологий в рекламе.

Основные понятия, история развития, основные группы и виды печати,

сходство и различия между видами. Основные способы и принципы печати.

Допечатная подготовка. Процессы печатания. Коррекции при печати. После-

печатная обработка.

Тема 49. Принципы цифровой офисной печати.

Принтеры лазерные, струйные, термопечатающие и др. Плоттеры. Сканеры.

Суть способов печати. Основные технологические операции. Технические

характеристики. Достоинства и недостатки. Примеры оборудования. Мини-

типографии.

Тема 50. Шелкография, ризография.Флексо-печать

Шелкография Общая характеристика. Основные технологические операции. Технические

характеристики. Достоинства и недостатки. Эсклюзив - методы шелкогра-

фии: деколь и термоподьем. Технологии печати на пакетах.

Ризография.

Общая характеристика. Основные технологические операции. Технические

характеристики. Достоинства и недостатки. Примеры оборудования.

Флексо-печать Общая характеристика. Основные технологические операции. Техническиехарактеристики. Достоинства и недостатки. Качество оттиска.

Тема 51. Традиционная офсетная технология.

Общая характеристика. Основные технологические операции. Технические

характеристики. Достоинства и недостатки. Примеры оборудования. Ком-

плекс на базе Ryobi 3304НА. Классификация печатных офсетных машин.

Тема 52. Изображения и оригиналы для полиграфических изданий.

Изображения и их классификация. Оригиналы для полиграфических изда-

ний Общая классификация оригиналов.

Рекомендуемая литература:

1. Библиотечка полиграфиста. - Москва, 2000

2. Волков Н. Курс макетирования и верстки -

http://obzor.com.ua/dtp/kurs/index.shtml

3. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического ре-

дакторов.-Москва, 1988

4. Заботин Ю. Практические советы по Pre-press. - Москва, 2003

http://prepress.nsvs.bv:8101/ - сайт по полиграфическим технологиям

6. ШРИФТ И ТИПОГРАФИКА

Тема 53. Основные этапы развития письменности.

Происхождение и развитие письма. Пиктографическое, идеографическое,

силлабографическое, фонемографическое письмо. Алфавитные, слоговые и

иероглифические графические основы письма. Финикийский, греческий и

Тема 54. Исторические почерки античности.

Инструменты каллиграфии. Римское квадратное письмо, рустика, унциал, полу-

унциал, римское монументальное письмо - история, особенности формы.

Тема 55. Исторические почерки Средневековья (Западная Европа).

Исторические почерки Средневековья, имеющие ярко выраженную истори-

ческую стилистику. Готические шрифты - прописной алфавит и инициалы.

Текстура, фрактура, швабское письмо - история, особенности формы. Струк-

тура рукописной книги.

Тема 56. Исторические почерки эпохи Возрождения.

Итальянский гуманистический почерк как первооснова современного набор-

ного шрифта. Гуманистический минускул, гуманистический маюскул, гума-

нистический курсив, прописные знаки гуманистического курсива. Пропис-

ной алфавит эпохи Возрождения - история, особенности формы.

Тема 57. Возникновение печатного шрифта.

Печатный шрифт. История технологии печати. Бумага, печатный станок,

подвижные литеры. Иоганн Гуттенберг и его изобретение (1450 г.).

Иван Федоров. Итальянская ренессансная антиква, французская ренес-

сансная антиква, переходная антиква, - пропорции, контрастность, особен-

ности формы, авторы. Петровская реформа кириллицы. Новая антиква -

пропорции, контрастность, особенности формы, авторы.

Тема 58. Шрифтовые формы XIX века.

Промышленная революция XIX века. Газеты, журналы, реклама. Взрыв

шрифтового дизайна. Брусковые (египетские) шрифты - статическая, дина-

мическая и геометрическая формы, кларендон (середина ХГХ века).

Тема 59. Анатомия шрифтовой формы.

Понятие графемы знака. Графемы знаков кириллического шрифта. Симмет-

ричные, закрытые и открытые графемы. Внутреннее движение в буквах.

Элементы буквы. Элементы надписи. Межбуквенное и межстрочное рас-

стояния. Понятие поправок. Связь с оптическими эффектами. Тональность

шрифта.

Тема 60. Шрифтовые гарнитуры и параметры набора.

Шрифтовая гарнитура. Состав гарнитуры по начертаниям. Акцидентная и

наборная гарнитуры. Классификация шрифтов по ГОСТу. Типометрическая

система. Размер шрифта. Единицы измерения. Четкость и ясность воспри-

ятия шрифта. Понятие удобочитаемости. Тональность полосы набора. Связь

рисунка букв с содержанием текста. Образность шрифта.

Рекомендуемая литература:

1. Адамов Е., Кричевский В. Оформление справочных изданий. -

Москва, 1981

2. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. - М., 2000

3. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. - М., 1984

4. Жуков М. Шрифт: сообщение плюс образ в мире книг. - М., 1973

5. Капр А. Эстетика шрифта. Тезисы и маргиналии со 152 иллюст-

рациями.-М., 1979

6. Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели 18 - 20 века

о секретах своего ремесла. - М., 1987

7. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Т1-2, - М.,

"Слово", 2000

8. Рудер Э. Типографика: руководство к оформлению. - М., 1982

9. Смирнов СИ. Шрифт и шрифтовой плакат. - М., 1980

10. Смирнов СИ. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1990

V. Экзаменационные вопросы

По разделу Общегуманитарных и Профессиональных дисциплин:

История искусства

История Дизайна,науки и техники

2. Понятие "искусство", виды искусства. Стиль и канон в искусстве.

3. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта.

4. Особенности искусства античной Греции: архитектура, скульптура, живопись, вазопись. (Древняя Греция, Эллинистический мир).

5. Художественные аспекты Древнеримской культуры. (Этруски, Римская Республика, Римская империя: архитектура и изобразительное искусство).

6. Художественные особенности раннехристианской архитектуры и изобразительного искусства. (Византия).

7. Формирование художественных стилей в культуре средневековой Европы.

8. Особенности Древнерусского искусства 9 - 14 вв. (архитектура, монументальная живопись, иконопись).

9. Искусство Ренессанса: исторические корни, новаторство отдельных видов искусства, творчество великих мастеров.

10. Барокко - исторический европейский художественный стиль.

11. Классицизм -стиль философкой эпохи

12. Художественные стили и течения в европейском искусстве 19 века

13. Формирование новых художественных направлений в искусстве середины 19 века. Поиски "большого" стиля на рубеже 19 - 20 вв. (Модерн).

14. Трансформация европейских традиций и становление русского искусства в эпоху нового времени.

15. Основные художественные направления в искусстве 20 века.

16. Что такое дизайн. История становления профессии.

17. Дизайн и промышленная революция.

18. Промышленные выставки 19 века и их вклад в проектную культуру.

19. Первые теоретические концепции эстетики проектирования (Уильям Моррис, Джон Рёскин и др.).

20. Российские промышленные выставки и пионеры русского дизайна.

21. Конструктивизм и функционализм в процессе становления практики дизайна.

22. Баухауз: принципы формообразования и образовательная система.

23. Роль новаторской художественной школы в развитии советского дизайна (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН).

24. Художественный авангард в России. Супрематизм. Конструктивизм.

25. 30-е годы 20 века в Европейском дизайне (стримлайн, ар-деко). Особенности советского дизайна в предвоенный период.

26. Дизайн послевоенной эпохи в Европе (органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм. Стиль "Оливетти").

27. Дизайн и поп-культура

28. Советский дизайн 1950 - 1970-х гг.

29. Дизайн в эпоху постмодернизма.

По разделу специальных дисциплин:

Дизайн и рекдамные технологии

30. Проектная деятельность как область знания и сфера профессиональной деятельности.

31. Средства распространения рекламы.

32. Основы разработки рекламных текстов. Креатив в рекламе.

33. Товарные знаки и фирменный стиль предприятия. Технология создания имиджа.

34. Планирование рекламной кампании.

35. Правовые аспекты рекламной деятельности.

36. Маркетинговые коммуникационные технологии. Классификации рекламы.

37. Технологии в наружной рекламе.

38. Оформление на местах продаж (Р.О.S.).

История графического дизайна и рекламы.

39. Определение рекламы. Протореклама. Знаковаясистема коммуникации. Первая и вторая информационные революции.

40. Типология рекламы античного общества.

41. Реклама Средневековья.Особенности развития рекламы и графического дизайна в Европе в период античности и Средневековья. Геральдика.

42. Влияние социально-экономических процессов на рекламные коммуникации Появление печати, третьяинформационная революция. Появление прессы.

43. Реклама 17-18 вв.: Западная Европа и Североамериканские колонии.

44. Протореклама и реклама России 9-18 вв.

45. Российская реклама 19 века., рекламные акции.

46. Реклама 19 - начала 20 вв.: Северная Америка.

47. Реклама эпохи развитого индустриального общества.

48. Советская реклама

Технологии Полиграфии

49. Полиграфические технологии в рекламе.

50. Принципы цифровой офисной печати.

51. Шелкография, ризография.Флексо-печать

52. Традиционная офсетная технология.

53. Изображения и оригиналы для полиграфических изданий..

История Шрифта

54. Основные этапы развития письменности.

55. Исторические почерки античности.

56. Исторические почерки Средневековья (Западная Европа).

57. Исторические почерки эпохи Возрождения.

58. Возникновение печатного шрифта.

59. Шрифтовые формы 19 века.

60. Анатомия шрифтовой формы.

61. Шрифтовые гарнитуры и параметры набора.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения 3

II. Общая методика проведения Государственного экзамена 4

III. Критерии оценки знаний выпускников на Государственном экзамене 5

IV. Дисциплины Государственного жзамена но специальности "Дизайн" 6

Общегуманитарные и Профессиональные дисциплины 6

1. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 6

2. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ 12

Специальные дисциплины 17

3. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 17

4. ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ 22

5. ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГРАФИИ 28

6. ШРИФТ И ТИПОГРАФИКА 30

V. Экзаменационные вопросы 35

СОДЕРЖАНИЕ 39

Показать полностью… https://vk.com/doc-632679_84591474
80 Кб, 6 мая 2012 в 6:58 - Россия, Москва, ГЭИ, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении