Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020465 из ГЭИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА"

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

_______________ П. Д. Кухарчик

"______"________________ 2012 г.

Регистрационный № УД-_______/уч.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программа государственного экзамена для специальности:

1-86 01 01-01 - Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

В. П. Аберган, доцент кафедры социальной работы УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка",

кандидат педагогических наук, доцент

Е.А. Носова, доцент кафедры социальной работы УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка",

кандидат педагогических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

М.Г.Волнистая, заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования Республиканского института высшей школы, кандидат социологических наук, доцент

Л.И. Лесун, доцент кафедры социальной педагогики УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент

Рекомендована к утверждению:

Кафедрой социальной работы (протокол № 3 от 25.09. 2012)

Заведующий кафедрой ___________ Е.А. Носова

Научно-методическим советом факультета СПТ (протокол № 2 от 16.10.2012)

Председатель ____________ А.В. Касович

Научно-методическим советом БГПУ (протокол № 1 от 30.10. 2012).

Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Методист учебно-методического управления БГПУ________ Е.А. Кравченко

Ответственный за редакцию: А. И. Тесля

Ответственный за выпуск: Е. А. Носова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена "Методы и технологии социальной работы" составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта специальности 1-86 01 01-01 - Социальная работа (социально-педагогическая деятельность). Она раскрывает теоретико-методологические и практико-ориентированные основы социально-технологической деятельности специалиста социальной работы.

Программа государственного экзамена "Методы и технологии социальной работы" имеет комплексный характер и содержит материал следующих учебных дисциплин: "Методы и технологии социальной работы", "Психологическая диагностика", "Методология и методы исследований в социальной работе", "Педагогические системы и технологии", "Основы индивидуальной и групповой психотерапии", "Психологическое консультирование и психокоррекция", "Реабилитология", "Социокультурная деятельность", "Проектирование и прогнозирование в социальной работе", "Социально-педагогическая профилактика правонарушений", "Социальная работа с инвалидами", "Социальная работа с мигрантами", "Социально-педагогическое сопровождение выпускников ДИУ", "Социальная работа с пожилыми людьми", "Социальная работа с дезадаптированными подростками", "Социальная работа с семьей".

Цель государственного экзамена "Методы и технологии социальной работы" - определить качество подготовки выпускников по специальности 1-86 01 01-01 - Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Содержание программы включает:

* теоретические основы технологии социальной работы: технологический процесс, типы и виды технологий социальной работы, инструментарий технологий социальной работы, модель технологической деятельности;

* общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная экспертиза, социальное прогнозирование, социальная адаптация, социальная коррекция и терапия, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальная профилактика, социальное проектирование;

* методы социальной работы: педагогические, психологические, организационно-управленческие, медицинские, экономические, культурно-досуговые.

* технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности с учетом ведомственной специфики: в учреждениях социальной защиты, в учреждениях образования, в учреждениях здравоохранения, в пенитенциарных заведениях;

* технологии социальной работы с различными группами населения: с семьей; с детьми, с молодежью; с пожилыми людьми, с лицами без определенного места жительства, с мигрантами и этническими общностями; с женщинами; с военнослужащими, с инвалидами и их семьями.

С учетом направления подготовки специалистов социальной работы - социально-педагогическая деятельность - в программе существенное внимание уделено социально-педагогическим технологиям работы с семьей, детьми, молодежью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина,

практика. Основные функции технологии социальной работы

Понятие технологии социальной работы как науки. Прикладной характер социально-технологического знания. Особенности технологии социальной работы. Технология социальной работы как учебная дисциплина: цели, задачи. Значение социально-технологической подготовки специалиста социальной работы.

Технология социальной работы как вид практической деятельности. Тактические и стратегические технологии социальной работы в практике деятельности социозащитных учреждений и организаций. Основные функции технологии социальной работы.

2. Инструментарий технологий социальной работы: понятие, виды и характеристика основного и вспомогательного инструментария

Понятие инструментария в технологии социальной работы, его роль и значение. Характеристика основного и вспомогательного инструментария. Особенности применения инструментария в технологическом процессе.

3. Технологический процесс: сущность, содержание, особенности. Характеристика основных этапов

Социальный процесс и его формы: объектная, субъектная и технологическая. Сущность технологического процесса. Определение технологического процесса и его специфики в социальной сфере.

Динамическая, структурная и факторная составляющие технологического процесса. Технологический процесс в системе пространственных и временных координат. Направленное воздействие на социальные процессы в практике социальной работы.

Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Разработка и конструирование технологий социальной работы; характеристика основных принципов: системности, оптимальности, модальности, рациональности, перманентности, личностного подхода, аттракции, альтруизма.

4. Типология социальных технологий и их характеристика

Типология - наука о многообразии. Объективные предпосылки многообразия социальных технологий. Значение типологии социальных технологий. Глобальные, государственные, индивидуальные проблемы и технологии их решения. Характеристика основных типов социальных технологий.

5. Классификация технологий социальной работы и их характеристика

Принципы и основания классификации технологий социальной работы. Характеристика основных типов и видов технологий социальной работы: общие и частные технологии; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности; инновационные и традиционные технологии и др.

6. Понятие цели и целеполагания в технологическом процессе. Стратегическое и тактическое планирование в социальной работе

Целеполагание как важнейший этап и процедура технологии социальной работы. Цель и ее значение в социальной деятельности. Требования к цели: конкретность, реальность, контролируемость.

Метод "Дерево целей" / "Дерево решений" как стратегическое планирование в социальной работе, способ реализации принципа системности. Характеристика основных этапов метода: формирование генеральной цели, определение результатов, разработка сценариев развития социального объекта, определение ресурсов. Правила построения "Дерева целей".

7. Социальная проблема: понятие, характеристика, уровни разрешения в практике социальной работы

Понятие ситуации социальной работы, трудной жизненной ситуации, социальной проблемы и их истоков. Отношение человека к трудной жизненной ситуации. Дифференциация понятий "человек в проблемной ситуации" и "проблема человека".

Взаимосвязь общественных и личных проблем. Понятие противоречия в социальных системах, их отличительная особенность. Динамика отношений между основными параметрами социальных систем Основные уровни разрешения проблем и алгоритм решения. Специфика социальных проблем на современном этапе.

8. Методы преобразования трудных жизненных ситуаций: классификация и характеристика основных групп методов

Понятие метода в социально-технологической деятельности. Соотношение понятий метод и технология. Классификация и характеристика основных групп методов: педагогических, психологических, правовых, медицинских, организационно-управленческих и др.

9. Социальная диагностика: цели, этапы, принципы и способы проведения

Социальная диагностика: ее место и роль в социальной работе. Диагностика как процесс: цели, этапы, результаты. Технологическая модель общей и специальной диагностики.

Принципы и методы (историко-генетические, структурно-функциональные) социального диагностирования. Единство количественных, качественных параметров в социальной работе.

Проблемы объективности социального диагноза. Диагностика как важнейший фактор эффективности социальной работы. Особенности осуществления диагностики на различных уровнях.

10. Социальная адаптация: сущность, виды и способы регулирования адаптационных процессов

Социальная адаптация и ее место в структуре социальной работы. Виды социальной адаптации: организационная, педагогическая, экономическая, психологическая, профессионально-трудовая, бытовая, семейная и др.

Сущность адаптационных технологий и основные этапы технологического процесса.

Технологии помощи в адаптации личности в профессионально-трудовой, досуговой и социокультурной сферах. Особенности адаптационных технологий в работе с различными категориями клиентов: беженцы, инвалиды, молодежь и др.

11. Социальная коррекция и её сущность. Комплексный подход к осуществлению социальной коррекции

Понятие коррекция, социальная коррекция. Цели и задачи коррекционной помощи различным категориям населения. Комплексный подход к осуществлению социальной коррекции. Характеристика методов и форм социальной коррекции.

Сущность коррекционных программ и особенности их реализации в работе с детьми, родителями и др. категориями.

12.Социальная терапия: сущность, виды, основные средства и методы. Особенности терапевтического процесса

Понятие терапия, социальная терапия, психотерапия. Терапевтический характер социального взаимодействия и его основные средства (профессиональная и непрофессиональная модель).

Комплексный подход к осуществлению социальной терапии. Виды социальной терапии по продолжительности процесса и характеру социальной проблемы. Общие и частные терапевтические методы: трудотерапия, арттерапия, натуртерапия, мемуаротерапия, логотерапия, библиотерапия, оккупациональная терапия, иппотерапия, терапия самовоспитания и др.

Сущность терапевтического процесса: единство интеллектуального и эмоционального взаимодействия. Характеристика индивидуальной и групповой формы социальной терапии.

13. Социальная реабилитация: сущность, виды и способы осуществления. Принципы социальной реабилитации

Реабилитация: понятие и сущность, ее место в структуре социальной работы. Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная. Объекты социальной реабилитации: инвалиды, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, испытавшие насилие и т.д. Основные принципы и этапы реабилитационной помощи.

Содержание и направление технологического процесса социальной реабилитации. Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации. Особенности социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания.

14. Социальное консультирование: сущность, виды, принципы, этапы. Супервизия как особый вид консультирования

Консультирование как функция социальной работы. Задачи консультирования в системе социальной защиты населения.

Социальное консультирование как технологический способ решения социальных проблем. Консультирование как процедура ликвидации дефицита информации и обеспечения объекта новыми подходами, инновационными технологиями решения социальных проблем.

Виды и формы социального консультирования. Основные этапы консультационной беседы, их характеристика.

Супервизия в социальной работе, как особый вид консультирования, ее функции и роль.

15. Социальное посредничество: сущность, виды и способы осуществления. Культура посреднической деятельности

Посредничество как функция социальной работы. Задачи посредничества в системе социальной защиты населения. Социальное посредничество как технологический способ решения социальных проблем. Простая и сложная форма социального посредничества. Процедура посредничества и культура посреднической деятельности. Принципы социального посредничества. Особенности посреднической деятельности с различными категориями населения.

Профессионально-значимые качества и умения специалиста по социальной работе, определяющие эффективность посредничества. Этика взаимоотношений клиента и посредника.

16. Социальная профилактика: понятие и способы осуществления. Характеристика основных моделей профилактики

Социальная профилактика: цели, задачи и содержание. Многоуровневый характер социальной профилактики как системы. Объекты и субъекты профилактической деятельности. Особенности профилактического процесса.

Цели профилактики в социальной работе: предотвращение, поддержка, защита, содействие в достижении целей. Методы профилактики: педагогические, психологические, управленческие, организационные и др. Правовые основы профилактической деятельности. Профилактические программы, принципы конструирования и особенности их осуществления.

Характеристика основных моделей профилактики: социокультурная, потребительская, запрещающая.

17. Социальное обслуживание: сущность, виды, принципы. Организация социального обслуживания

Социальное обслуживание: сущность и содержание. Правовые основы социального обслуживания. Система социальных служб. Принципы социального обслуживания. Государственные стандарты социального обслуживания.

Виды социального обслуживания: стационарное, полустационарное, нестационарное. Организация социального обслуживания. Ресурсное обеспечение социального обслуживания в Республике Беларусь.

18. Социальное обеспечение: сущность и виды

Социальное обеспечение как система государственных гарантий. Принципы, структура и формы деятельности. Виды социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы и т.д. Порядок и процедура начисления пенсий: трудовых и социальных. Соотношение размеров пенсий с потребительским бюджетом.

Технологии социальной работы в системе пенсионного обеспечения: консультирование, посредничество, адаптация, информирование. Основные направления реформирования системы социального обеспечения. Особенности пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

19. Социальная опека и попечительство: сущность и функции. Взаимосвязь форм опеки и попечительства

Социальная опека и попечительство: сущность и функции. Правовое поле технологического процесса опеки и попечительства. Взаимосвязь технологий различного уровня при осуществлении деятельности по оформлению опеки и попечительства.

Новые виды и формы опеки и попечительства: приемные семьи, детские дома семейного типа и др.

Усыновление (удочерение) как социальная технология.

20. Социальная экспертиза: понятие, функции и основные организационные формы

Социальная экспертиза: сущность и функции. Объект и предмет социальной экспертизы. Основные направления социальной экспертизы. Экспертное заключение. Социально-психологическая, судебно психиатрическая, медико-социальная экспертиза.

Принципы социальной экспертизы: компетентность, комплексность, гуманность, независимость, гласность, социального приоритета. Условия проведения социальной экспертизы. Организационные формы социальной экспертизы: рецензия, мониторинг, проект.

21. Социальное моделирование, проектирование и прогнозирование. Модели в социальной работе

Моделирование как методология решения социальных проблем на всех уровнях социальной организации.

Сущность и специфика процедуры социального моделирования, проектирования и прогнозирования. Характеристика видов, этапов, результатов.

Модели социальной помощи и поддержки различных категорий населения.

22. Технологии социальной работы с пожилыми людьми: социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика

Социальные проблемы пожилых людей и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Международный и государственный механизм социальной защиты пожилых. Пожилой человек в условиях глобального переустройства сфер жизнедеятельности. Концепция активности пожилого человека в технологии социальной работы.

Технологичность социальной сферы и сферы жизнедеятельности пожилого человека. Технологии адаптации, реабилитации, посредничества, консультирования, опеки, попечения и др. в работе с пожилыми людьми.

23. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная профилактика

Социальные проблемы инвалидов и основные направления социально-

технологической деятельности по их решению.

Международное и национальное право на защите интересов человека с ограниченными возможностями. Профессиональная, педагогическая, психологическая, социальная и бытовая реабилитация лиц с особыми нуждами.

Социальные службы помощи инвалидам: их виды, функции и направления деятельности. Технологии интеграции инвалидов в социум. Развитие творческого потенциала и жизненных сил людей с ограниченными возможностями.

24. Практика социальной работы с бездомными: социальное обслуживание, социальная реабилитация

Социальные проблемы бездомных и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Социально - демографическая структура лиц без определенного места жительства. Принципы социальной работы с бездомными и бродягами.

Основные направления социальной работы: социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная опека и попечительство, социальная терапия и т.д. Система социальных служб и учреждений по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

25. Технологии социальной работы с безработными: социальная диагностика, трудоустройство, консультирование, посредничество

Социальные проблемы безработных и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Безработица как социальное явление: виды, причины и особенности проявления. Безработный как объект социальной работы. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе в Республике Беларусь.

Место и роль специалиста по социальной работе в системе служб занятости: функции и задачи, методы деятельности.

26. Технологии социальной работы с беженцами и мигрантами. Процедура получения статуса беженца в Республике Беларусь

Социальные проблемы беженцев и мигрантов. Основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Международное право как основа миграционной политики государства. Сущность и содержание государственной миграционной политики.

Вынужденные переселенцы, беженцы, мигранты: понятия и принципы работы. Формы и методы работы с беженцами вынужденными переселенцами. Условия и процедура получения статуса беженца. Опыт деятельности миграционных служб в Республике Беларусь.

27. Технологии социальной работы с детьми и подростками. Превентивная и охранно-защитная деятельность в системе социальных служб

Социальные проблемы детей и подростков. Основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Государственно-правовой механизм социальной защиты детей и подростков.

Социальные программы как организационное средство концентрации финансового, ресурсного и кадрового потенциала работы с детьми и подростками. Координация деятельности ведомств при решении проблем детей.

Превентивно-консультативная, охранно-защитная работа с детьми и подростками. Досуговая, спортивно-массовая, оздоровительная деятельность с детьми в учреждениях социальной защиты. Социальные службы помощи детям и подросткам по месту жительства.

28. Социально-педагогическая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Социально-педагогические технологии профилактики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних: сущность и содержание.

Направления профилактической работы: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально значимым навыкам, формирование социально-позитивной ориентации и здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Координация деятельности субъектов профилактики. Деятельность комитета по профилактике правонарушений в школе.

29. Постинтернатная адаптация выпускников детских интернатных учреждений. Этапы и модели постинтернатного сопровождения

Выпускник интернатного учреждения как объект и субъект социальной адаптации. Объективные и субъективные критерии адаптированности выпускников интернатных учреждений: социальный статус, социальные сети, материальная обеспеченность, эмоциональное состояние, удовлетворенность жизнедеятельностью, саморегуляция поведения, самоактуализация и др.

Этапы и модели постинтернатного сопровождения выпускников. Традиционные и инновационные технологии постинтернатной адаптации.

30. Игровые технологии и методики культурно-рекреационной работы с детьми и подростками. Принципы организации игрового взаимодействия

Игра, её сущность и классификация. Функции игры: освоение социально-культурного опыта, развивающая, реабилитационная, коммуникационная, диагностическая, коррекционно-терапевтическая, самореализации и др.

Принципы организации игрового взаимодействия. Технология подготовки и проведения игровых программ. Многообразие игровой деятельности в работе с детьми и подростками. Роль организатора - ведущего игровой программы.

31. Технологии социальной работы с семьей: диагностика, обслуживание, терапия, реабилитация, консультирование

Социальные проблемы семьи и основные направления социально-

технологической деятельности по их решению.

Технология социальной работы с семьей в центрах социальной помощи семье и детям. Основные приемы изучения семьи в социальном учреждении. Социальный паспорт семьи. Диагностика семейных нарушений.

Методы и формы работы с семьей: беседа, индивидуальная работа, родительские группы, гостевые вечера, тренинг, самопомощь, взаимопомощь.

32. Технологии социальной работы с молодой семьей: социальная адаптация, консультирование, профилактика

Молодая семья как объект социальной работы. Социальные проблемы молодой семьи и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Комплексная социальная поддержка семьи: социальная защита, экономическая поддержка, социально-педагогическая и психологическая помощь молодым супругам в период адаптации к семейной жизни.

Диагностика и консультирование в социальной работе с молодой семьей.

33. Технологии социальной работы с замещающей семьей: социальное сопровождение, диагностика, профилактика

Социальные проблемы замещающей семьи и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Социальное сопровождение как комплексный метод социальной работы с замещаюшей семьей. Социальная диагностика ресурсов и проблем замещающей семьи. Особенности и проблемы процесса взаимной адаптация в замещающей семье. Социально-педагогические и социально-психологические проблемы в замещающей семье, методы их минимизации и разрешения. Специфика социально-психологической и социально-педагогической помощи детям и родителям-воспитателям.

Методы профилактики социальных проблем в замещающей семье.

34. Технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития: диагностика, профилактика, реабилитация

Социальные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития. Основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Социальная диагностика проблем и ресурсов семьи. Изучение личности ребенка с нарушениями в развитии.

Социальная реабилитация детей с ОПФР: цели, задачи, средства, методы и формы социально-реабилитационного процесса.

Социально-педагогическая и социально-психологическая помощь родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии.

35. Технологии социальной работы с многодетной семьей: социальная диагностика, социальное обслуживание

Многодетная семья как объект социальной работы. Социальные проблемы многодетной семьи и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Диагностика социальных проблем многодетной семьи. Адресная социальная помощь многодетной семье. Содействие временной занятости и трудоустройству несовершеннолетних членов многодетной семьи. Социальная помощь многодетной семье в условиях территориального центра социального обслуживания населения.

Социальное партнерство в решении проблем многодетной семьи.

36. Технологии социальной работы с неполной семьей: социальная диагностика, профилактика, терапия

Социальные проблемы неполной семьи и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Причины возникновения неполных семей. Ролевая перегруженность родителя в неполной семье как условие нарушения ее функционирования Негативные последствия воспитания ребенка в неполной семье.

Социальная диагностика проблем и ресурсов неполной семьи. Социально-педагогическая и психологическая помощь родителю. Профилактика социальных отклонений детей из неполных семей. Социально-педагогическая поддержка детей из неполной семьи.

37. Технологии социальной работы в ситуации насилия: диагностика, профилактика, реабилитация

Проблема насилия и основные направления социально-технологической деятельности по её решению.

Понятие насилия: формы и виды. Технологичность социальной сферы по оказанию помощи лицам, испытывающим насилие. Формы и методы оказания помощи лицам в ситуации насилия.

Координация деятельности социальных служб различных ведомств по оказанию помощи людям, испытавшим насилие.

38. Технологии социальной работы в ситуации зависимости от ПАВ. Методы и формы социальной помощи

Социальные проблемы зависимости от ПАВ и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Психологическая, психиатрическая и социальная помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками и алкоголем и их семьям. Система социальных служб помощи и технология их деятельности. Медико-реабилитационная, социальная, профилактическая, терапевтическая помощь. Индивидуальная и групповая терапия.

Международный опыт работы с семьями алкоголиков и наркоманов. Программа 12 шагов: сущность, содержание, особенности внедрения в Республике Беларусь. Стратегии копинг-поведения, аутрич-работа в группах риска.

39. Социокультурная деятельность с пожилыми людьми: направления, содержание, формы

Понятие социокультурной деятельности в системе социальной работы

с пожилыми. Характеристика социокультурной среды. Досуг как сфера социокультурной деятельности. Основные направления самодеятельного творчества пожилого. Формирование коллективов кружкового типа и клубных объединений.

40. Технологии социальной работы по месту жительства. Принципы социально-технологического взаимодействия с детьми и подростками

Система социальных служб и социальных учреждений по месту жительства их задачи и функции. Технология социального диагноза и его роль в создании и реализации социальных программ, по решению наиболее острых проблем территориальных образований.

Технологии социального обслуживания, консультирования, посреднической деятельности, профилактики, опеки, попечения, реабилитации и социальной адаптации в деятельности органов самоуправления и социальных служб.

Культурно-массовая, спортивная работа по месту жительства, роль специалистов социальной работы в их организации. Технологии связи с общественностью и социальной рекламы. Кадровое обеспечение социальных служб и учреждений по месту жительства.

41. Технологии социальной работы в образовании. Особенности социального партнёрства в решении проблем детей, оставшихся без попечения родителей

Система образования как сфера жизнедеятельности человека. Сущность социальных проблем в сфере образования и направления социально-технологической деятельности по их решению. Межведомственное взаимодействие органов образования с другими учреждениями и организациями.

Особенности реализации технологий социальной работы в учреждениях образования. Социальный работник и социальный педагог: общее и особенное.

Особенности социального партнёрства в решении проблем детей, оставшихся без попечения родителей.

42. Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях: социальная диагностика, адаптация, терапия, профилактика, консультирование

Правовое поле социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Социальные, педагогические, психологические, этические, духовные проблемы осужденных и основные направления социально-технологической деятельности.

Технологии социальной адаптации, коррекции, реабилитации, социализации, профилактики, терапии, в системе пенитенциарных учреждений. Объекты и субъекты технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Кадровое обеспечение учреждений перевоспитания осужденных.

43. Технологии социальной работы в системе здравоохранения. Характеристика профилактического и патогенетического направлений

Система здравоохранения как сфера жизнедеятельности человека. Сущность и виды социальных проблем человека в системе учреждений здравоохранения: социально-бытовые, психологические, этические, духовные.

Основные направления медико-социальной деятельности. Место и роль специалиста социальной работы в учреждениях здравоохранения. Индивидуальная и групповая работа: технология социального консультирования и посредничества, паблик рилейншз, социальная адаптация, социальная экспертиза в системе здравоохранения. Специфика медико-социальной работы с различными группами населения.

44. Технологии социальной работы с молодёжью: социальная адаптация, профилактика, консультирование

Социальные проблемы современной молодёжи и основные направления социально-технологической деятельности по их решению.

Современная динамика и тенденции социального развития молодёжи. Социальный статус молодёжи. Технологии профессиональной ориентации и социальной адаптации молодёжи. Методы формирования молодёжного самоуправления. Технологии организации свободного времени. Социальные службы помощи молодёжи и специфика их деятельности.

45. Технологии рекламы в социальной работе и её основные функции

Понятие и сущность рекламы, ее основные функции. Место и роль рекламы в социальной работе. Психологические основы применения рекламы. Виды рекламного воздействия. Правовое поле рекламной деятельности в Республике Беларусь.

Правила подготовки рекламного текста. Критерии эффективности рекламы в социальной работе.

46. Технологии социальной работы в ситуации синдрома профессионального выгорания: диагностика, профилактика, реабилитация

Феномен выгорания в социальной работе: сущность и характеристика основных компонентов выгорания (эмоциональное истощение, деперсонализация, редуцирование личностных и профессиональных достижений).

Фазы развития синдрома профессионального выгорания по концепции М. Буриша (1994 г.). Основные группы факторов, связанные с развитием синдрома: внутренние (социально-демографические, личностные) и внешние (условия труда, содержание работы).

Социальная диагностика синдрома профессионального выгорания (опросник Maslach, Jackson); социальная терапия, реабилитация и профилактика. Характеристика основных групп ресурсов преодоления синдрома выгорания. Принципы и правила антистрессового поведения, рекомендации от стресс-менеджмента.

47. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание. Подготовка и внедрение инноваций в социальные организации

Нововведения как объективная потребность социальной практики, основа социального прогресса. Разработка и внедрение в практику социальной работы научных достижений.

Инновации - понятие и содержание. Место инноваций в технологии социальной работы. Инновационные технологии социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации сирот, адресной социальной поддержки малообеспеченных, опеки и попечения безнадзорных детей, пожилых, психосоциальной помощи безработным и испытавшим насилие. Подготовка и внедрение инноваций в социальные организации.

48. Творчество в социальной работе: сущность, виды и уровни

Творчество как активный элемент социальной деятельности. Место творчества в технологии социальной работы. Сущность творческого подхода и творческого мышления.

Творческий потенциал человека. Психология управления творческим процессом в преобразовательной деятельности. Виды творческой деятельности специалиста (диагностическое, методическое, коммуникативное и т.д.). Уровни творчества в процессе социальной работы (элементарное взаимодействие, оптимизация социального взаимодействия, эвристический уровень, самореализация как высший уровень творчества специалиста).

49. Научная организация труда в социальной работе: понятие и характеристика принципов и направлений

Сущность и содержание научной организации труда в социальной работе.

Основные направления НОТ в социальной работе: экономическое, психофизиологическое, социальное (повышение квалификации кадров, рациональная их расстановка, планирование карьеры и продвижения по службе, совершенствование материального и морального стимулирования, повышение творческого характера труда). Принципы и задачи НОТ в социальной работе.

50. Технологическая культура: понятие и основные компоненты модели технологической культуры специалиста

Феномен "технологической культуры" в современном обществе, роль и значение. Понятие технологической культуры в широком и узком смысле: содержание и сущность.

Значение технологической культуры специалиста социальной работы, характеристика ее основных компонентов: когнитивный, мотивационно-потребностный, операционно-деятельностный. Профессиональное здоровье специалиста социальной работы и пути его формирования.

Информационно-методическая часть

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева, О.А. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / О.А. Аникеева и др. - М.: Инфра - М, 2009. - 377 с.

2. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И Кунгурова, В.К. Терехов. - Мн.: МФЦП. - 2007.

3. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: ИД "Петрополис", 2008.

4. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 412 с.

6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие / под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Технологии социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2002.

8. Технология социальной работы: учебник / под ред. А.А. Чернецкой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 400 с.

9. Технологии социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 388 с.

10. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. - М., 2003.

2. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие / А.А. Акмалова, В.М. Капицын. - М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Голуб, О.Ю. Социальная реклама: учебное пособие / О. Ю. Голуб - М.: Дашков и К, 2011.- 180 с.

4. Еремушкин, М.А. Основы реабилитации: учеб. пособие / М.А.Еремушкин.- М.: Издат. центр "Академия", 2011.-208 с.

5. Ерусланова, Р. И. Насилие в семье: учебное пособие / Р.И.Ерусланова, К.В.Милюхин; Российский государственный социальный университет. - М.: Дашков и К, 2011. - 208 с.

6. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практ. пособие/ Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и К, 2011. - 208 с.

7. Кононова, Л.И. Творческий ресурс человека как основа процесса социальной работы / Л.И. Кононова // СОТИС. - № 3. - 2008. - С. 62-66.

8. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе / А. Маханько // Социальная работа. - 2008. - № 4. - С. 5-9.

9. Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях:

учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во "Гном и Д", 2008.

10. Настольная книга социального работника: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева [и др.]. - М.: Изд-во "Гном и Д", 2008. Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому Учеб. пособие / Р.И.Ерусланова. - М.: Дашков и Ко, 2007.

11. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

12. Нормативные правовые и иные документы, используемые в деятельности территориального центра социального обслуживания населения: Сборник нормативно-правовой информации. В 4-х частях

13. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З.

14. О социальном обслуживании: Закон Республики Беларусь от 29.06.2006 № 137-З.

15. Об основах государственной молодежной политики : Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 N 65-З.

16. Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 № 65-З (В ред. Закона Республики Беларусь

17. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой.- М.: Дашков и К, 2011. - 660 с.

Показать полностью… https://vk.com/doc71436574_248721866
157 Кб, 10 декабря 2013 в 14:02 - Россия, Москва, ГЭИ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении