Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020474 из ГЭИ

1. Понятие, объект, предмет, структура и функции общей теории государства и права.

Общая ТГиП - наука, которая формировалась на рубеже 19-20в.в. Развивалась в РФ в доктрине классовой Марксистко-Ленинской теории Г и П. Это наука, которая являлась фундаментальной (базовой) с точки зрения предмета и методологии по отношению к другим отраслям юридической науки. Общая -т.к. вбирает достижения других наук, опробирует достижения в плане выработки закономерностей и распространяет в иные сферы юридических знаний.

Знания ТГиП - не должны носить конъюнктурный характер.

Идет обратная связь, необходим политический подход к теории.

Призвана быть объективной.

В РФ к достижениям ТГиП не готовы властные структуры. Общая ТГиП была идеологизированной, не играла роль открывателя истин со стороны других наук. Власть не делает выводов, не консолидирует открытий науки. Будут развиваться в результате научного обмена с зарубежными исследователями, интегрированное развитие на уровне социальной надстройки.

Юридическая техника: приватизация может происходить в рамках обратного процесса национализации, т.к. это означает пересмотр результатов приватизации.

Например: Кража, грабуж, угон авто- это лишение собственности (вкл в квалификацию - кража);

Жак Ширак - 10л. тюрьмы за введение дополнительных ставок для своей предвыборной компании ;

Указ Путина - о гарантии неприкосновенности бывшего Президента и его семьи.

2. Методология общей теории государства и права. Значение общей теории государства и права для системы юридических наук.

Методология-учение о методах.

Способы- сочетание методов,

Подход- сочетание способов и методов.

Структурирование методов: всеобщие, общенаучные, специальные методы,...

Подход: антологический ( от бытия к надстройке, практике. Умение наблюдать явления окружающей действительности и применять на практике), гносеологический (Без теории - нет системы наук).

Сама формирует науки, фундаментальная категория, аппарат формирует новые знания и распространяет на другие науки.

3. Теократическая и патриархальная теории о происхождении государства.

Власть и государство - находятся в юрисдикции правителя-Божьего наместника на земле.

Обоснование первых теократических государств.

Церковь: 1-организация (конфессия) с неопределенным кругом последователей

2-организация иерархически связанная

3-юридическое лицо

4-собственник

5-материальный объект для отправления культов

6-субъект правотворчества.

Положительно объясняет государство, обеспечивая преемственность государственной власти. Подходит к монархии обуславливая право церкви как собственника земли. Пережила рабовладельческий период.

Теократической теории характерен консерватизм, стабильность существования государства и права, неизменность законодательства. Возникновение государства в результате разрушения др. государства, выделения объяснить с т.з. теократического возникновения государства не получалось. Теория суверенитета народа - восстание против тирании. Теологическая теория не позволяет рационализировать законодательство, но может его мобилизировать современным толкованием.

Патриархальная теория: степень научности условная, неразрывная связь государства и семьи. Правитель заботится о всех семьях, отец всех семей. Монархия основана на традициях и обычаях правления.

Плюсы: преемственность власти, стабильность, уважение к прошлому

! Актуальность наше время (комплексный подход), социальное государство (Европейская Социальная Хартия. РФ ратифицировала. В гос. не д.б. обездоленных- игнорирование этих норм.).

4. Теория насилия, органическая и договорная теории о происхождении государства.

Теория насилия - с одной стороны древнейшая теория, в 19в.

2 направления: 1- внешнего насилия: Австриец Гумплович (империя, монархия, республики- СССР, только могут присоединять государства);

2- внутреннего насилия: Каутский, в Германии Дюрин. Происхождение государства связано с тем у кого была публичная власть в условиях самоуправления (военная, старейшины сосредотачивали рычаги управления и распределяли излишки, не хотели утрачивать силы для удовлетворения своих потребностей, приближали к себе за привилегированное положение. Из политической власти появляется экономическая власть. Социальное неравенство не в силу экономических процессов (пр собственности), не результат завоевания извне, а из политической бюрократии- слой экон имущих, бывших чиновников,. В результате алигархический капитализм).

Органическая теория (Спенсер)- не носит научного характера по отношению к ТГиП.Государство и общество уподобляются организму. Значение-социальное государство и право (теор рационального права - имеет право на существование тот организм, который функционирует оправданно).

Договорная теория (Ж.Ж. Русо, Локк): Народ- источник власти, за счет сокращения своих прав, реализует права всех через организацию. Выявить, учесть и выразить в виде публичной власти. Гроций: результат сотрудничества между людьми и их корпорациями. Общественный договор в виде Конституции, толчок для конституционного строя, буржуазной революции, импульс для федеративных государств.

5. Теория "государства всеобщего благоденствия" и классовая теория о происхождении государства.

У.Ростоу (США): теория государства всеобщего благоденствия, постиндустриального общества, стадии экономического роста. В современной теории меняется сущность государства, но не меняется происхождение. В ответ на социализм - классовая теория. Технический прогресс создал иную основу происхождения государства, социально-экономическое расслоение. Государство возникает как организация обеспечивающая всеобщее благо, удовлетворяет потребности людей в условиях отсутствия антагонистических противоречий. Разные способы возникновения государств, в разные периоды были востребованы разные теории (признак гос-ва - казна, закономерность-налоги, пропорциональная шкала налоговая привилегия богатого слоя гос-ва).

6. Понятие социальной власти и её виды. Особенности государственной власти.

(Лекции)

Разновидность отношений, построенных на зависимости и взаимозависимости (воздействие одного субъекта на поведение другого с целью получения соц. гос-ва: личн-го, кровного, корпоративного ).

Власть: 1- самоуправление (рабовладельч. гос-во), 2-публичная власть (суверенитет, верховенство, юр. прироготива).

Суверенитет - м.б. реальным, мнимым, юр., фактическим.

Власть друзей, родителей, детей над родителями.

7. Понятие и признаки государства. Теоретическое обоснование сущности, социального предназначения и функций государства.

В различные эпохи по разному объясняли сущность и соц предназначение гос.

Теократ., патриархальн. - у гос-ва много функций.

Договорн. - гос-во оставляет те функции для которых его создавали (для удовлетворения интересов, порядка, стабильности).

Сущность- главное содержание (политич. или классовую и общую социальную сущность).

Социальное предназначение- менялось в зависимости от уровня развития знаний, потребностей, производства. В условиях войны - отстоять цели завоевать или отстоять свою территорию. Для общества обеспечить интересы всех и каждого.

В 19в. Кант и Гегель спорили. Каждый себе ограничивает для всеобщего блага права и свободы, но не должен ограничивать права и свободы другого лица.

Понятие и признаки государства: с учетом современного комплексного подхода (Лекции). Понятие через признаки - политическая- территориальная организация населения и власти, характеризуемое наличием суверенной казны, аппарата управления, системы социального регулирования (в основе право).

8. Государственный суверенитет и иные виды суверенитета. Особенности государственного суверенитета в условиях федерации и межгосударственных объединений.

Суверенитет - народа, нации, личности (в сфере свободы человека). Народ и нация с т.з. гос. и права используются как равнозначные, связанные с моногосударствами. Для многонациональных эти понятия разграничиваются. Россиянин - не юридический термин. Национальный проект.

Народный суверенитет - формы правления в условиях государства:

- право избирать, быть избранным,

- управление государством,

- участие в референдуме,

- плебесцид (митинги, шествия, собрания).

Реакция гос-ва на форму проявления народного суверенитета.

Суверенитет нации - общность этнографическая + гос-ная принадлежность: право на самоопределение, самобытность (культуру, язык), на создание национального государства, национально-государственного образования (федеративн., унитарный., национальный район, автономия).

Национальные меньшинства - национально-культурная автономия. Суверенитетом обладает любой представитель нации на территории РФ. К национальным меньшинствам относятся те, которые не имеют других форм гос.-прав. образований.

9. Соотношение общества и государства. Понятие гражданского общества.

Гражданское общество - сочетание личных интересов и общества, личность свободна над ней не давлеет гос-во. Личности объединяются в общественные организации (политические партии с 19 в). Гражданское общество - с точки зрения его пользы, влияет на развитие, функции государства и права. Общество ощущается трудно - объединение людей в пределах государства, синоним народа. СМИ - важный институт общества в условиях многоукладной экономики.

Особенности менталитета.

Общество может быть: неразвитое, патриархальное, традиционное, тотал. государство. СМИ - путем новостей, информации регулирует и влияет на сознание людей, запугивает общество (говорят о коррупции, но сами государственные корпорации главные коррупционеры).

К гражданскому обществу движения в РФ нет. Гражданин - устойчивое политико-правовая связь с обществом и государством. Личность для ощущения себя гражданином вступает в объединения. Связь между обществом и личностью через институт государства. Выявление и учет общественного мнения реализуется государством через политику. Политика внешняя и внутренняя должна обговариваться с народом. Послание к парламенту в США - предложение о том, какие нужны нормативные акты для улучшения состояния гражданского общества. Президент в РФ неответственен ни перед государством, народом, партиями.

Не созданы условия и распределения функций между обществом и государством. Государство как форма организации общества - догосударственные и государственные общества (8тыс.лет). Соотношение между обществом и государством исторически менялось и сейчас в зависимости от уровня развития меняется. Самобытность общества - содержание жизни народа. Государство - продукт развития общества, политическая подсистема. Задачи государства должны быть определены (цели и задачи, функции). Цель народа: могущество, величество, державность. Не все общества могут формировать цели могущества ( только в империях). Цели меняются в 19-20 веках - всеобщее благо, процветание, достижение единства. Общество выполняет воспитательные функции. Общество передало государству функции: наведение порядка, обороны, защиты. Существует негласный общественный договор между обществом и государством о распределении функций. Образовательная функция выполняется вместе обществом и государством (родители учащегося являются участниками образовательного процесса). Функции государства закреплены в компетенции государственных органов (ФЗ об образовании, здравоохранении; статья 114 конституции РФ - право обеспечивает единую государственную политику, но нет ответа какую). Концепция анархизма Кропоткина. Государству нужно общество на время установления интереса своего порядка. Если государственная власть игнорирует общественные интересы, то они находятся в антагонистических отношениях, что ведет к революции.

Типы соотношения государства и общества:

1. Государственные и правовые системы формируют политику с учетом интересов передовой части общества. При этом интересы связанные с не лучшими проявлениями общества ограничиваются правом, политической властью (наркотики).

2. Определенные свободы на уровне субкультур создаются, но есть препятствия для распространения отдельных функций субкультур, которые не полезны для общества (Испания).

3. Страны разнузданной демократии. Задачи, цели реализуются обществом в условиях противодействия. По Мертону: конформизм(признаются цели и способы) , ритуализм (признаются цели, способы нет), ретрицизм - не признаются ни способы ни цели, когда часть общества спасается патриархальным укладом, например Дагестан, Ингушетия - ваххабизм.

10. Типы государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

В сочетании этих подходов есть смысл для упорядочивания представлений о ТГиП. Типизация: Платон, Аристотель. Подход формационный.

Формация- состояние общества на определенном историческом этапе развития, характеризующаяся преобладанием производственных сил, производственных отношений (средства производства, вид собственности на средства производства, как и кем распределяются средства труда).

Рабовладельческий (нет правосубъектности у рабов, гос-ва: республики, империи),

Феодальный (раздробленность, упорядоченность структуры государственного аппарата, внешняя функция, управление внутренними делами - казна, партикулярность),

Буржуазный (конституционный строй), капиталистический.

Формационный подход, выделилась двуединая сущность: политическая (классовая) и общесоциальная. Стремления найти альтернативный вариант имели место.

Цивилизационный подход, с т.зр. всех достижений цивилизаций, пути развития человечества со всеми его достижениями.

Применить их совместно.

11. Функции современного российского государства: понятие, юридическое оформление и реализация.

Функции - основные направления деятельности, обусловлены целями и задачами, закрепленных в нормах права, в виде компетентных органов власти. Функции (задачи меняются) тоже меняются следовательно меняются правовые акты. Уточнение в ежегодном послании президента Федеральному собранию. Структура Федеральных органов исполнительной власти уточнилась после собрания. (2-3 послания читать!).

Форма реализации функций: правотворческая, правоохранительная( правообеспечительная), правоприменительная (доп. распоряжения, инструкции), приказы (органов исполнительной власти в регионах). Государство имеет меньше функций, чем при единой форме собственности. Есть органы общей компетенции, отраслевой, ведомства - межотраслевой специальной компетенции.

Обеспечение прав и свобод человека- это не функция, так как исполняет ее много органов.

Содержание функции - деятельность органов в пределах их компетенции.

12. Классификация и содержание функций государства.

Содержание - деятельность органов.

Классификация- по компетенции, по уровням, по сферам деятельности...

Правительственные стандарты по обеспечению безопасности.

13. Механизм государства: понятие, структура и соотношение с государственным аппаратом.

Лекции по ПТГиП

Наследие, доктрины тотал. Режима.

14. Государственный орган: понятие, признаки и классификация.

15. Форма государства: понятие, элементы, виды и факторы влияния.

Форма правления - способ, метод организации высш. органов власти

16. Форма правления: понятие и классификация.

17. Форма государственного устройства: понятие и классификация. Особенности территориальной и национально-культурной автономии. (В Индии 25 шт, 7 автономий, в Китае - провинции)

18. Государственный режим: понятие и типы. Соотношение государственного и политического режимов.

Политический режим включает институты и методы воздействия на гос. режим (каркас политического режима).

Несовпадение - ближе к гражданскому обществу.

19. Государственно-правовые основы политической системы общества. (+24.)

Политика.

Экономика (разновидность социальной подсистемы). Не в каждом обществе складывается политическая и экономическая системы. Чтобы придать системе характер одного государства, необходимо 3 компонента: институты (гос., полит. партии, СМИ, граждане), нормативная составляющая, функциональная составляющая. Роль государства- определить правила по которым: формируется институциональная политика международного права, регистрация субъектов и контроль за деятельностью без вмешательства в текущую деятельность; стабилизировать функционирование партий, пропорциональная мажоритарная система парламента, нет оппозиционных партий только правящая. Контроль в сфере отчетности: прокуратура и регистрирующий орган. Полит системы в Европе 19в.в.- США, Латинская Америка - кон 20вв. Политическая система - результат демократического развития общества. Роль государства определить правила по которым формируется субъектный состав, форма контроля.

Политсистема - результат потрясений. Экономика - институт управления ею (Минфин, налог. орган).

ФЗ " О приватизации", ГК, градостроительный кодекс.

Влияние государства на развитие экономики - политика государственного протекционизма, которая препятствует вхождению в ВТО. В поддержке системы экон. большую роль играют экономические правила - технические регламенты.

Ст 7 КРФ - обеспечение достойного уровня жизни, сочетание личных и общественных интересов.

Развитый сектор гос. эк-ки необходимо иметь свой сектор эк-ки. В России 8% гос. собственности. Прогрессивная шкала налогообложения, излишки на соц. защиту.

Нераспространение негативных явлений - наркот.

Государство и личность- взаимодействие, там, где есть демократия.

20. Социальное государство: понятие и функции.

Главный признаки: обеспечение достойного уровня жизни людей, нет обездоленных и богатых (нет антагонистического расслоения общества), развитый сектор гос-ной собственности (поддержка необеспеченных), действует прогрессивная шкала налогообложения, нераспространение негативных явлений - наркомании....

21. Государство и личность: взаимодействие и взаимная ответственность.

Взаимодействие там, где есть демократия. Общество оказывает влияние на государство.

22. Разделение властей: понятие и сущность. Правовые механизмы взаимного сдерживания ветвей государственной власти.

Методы, способы реализации полномочий ветвей власти и главы государства: прекращение полномоч., привлечение к ответственности. Система сдержек и противовесов в смешанном правлении через парламент - вето, наложение отрицательного заключения на проект закона. Разделение властей - не закономерность функционирования государства. Есть государства в которых каждый орган избирается народом.

23. Понятие и признаки правового государства.

Верховенство закона, понятие правового закона.

24. Государственно-правовые основы экономической системы общества. (см. 19в.)

25. Социальные нормы: понятие и виды. Право в системе социальных норм.

Ритуал, обычаи, мононормы. Мораль, нравственность, право проходит периоды стагнации, реакции. Регресс права 15-16в.

26. Право как социально-культурная ценность. Основные типы правопонимания.

Право- продукт развития истории (как явление), имеет международное значение, как регулятор.

Свойство: саморегулирующаяся система.

Право охраняет все другие ценности, традиции, гуманизм и др. соц-культ ценности.

Типы правопониманий: позитивизм, нормативисткий, психологический.

27. Теологическая и психологическая теории о происхождении права.

28. Историческая школа права, естественно-правовая и классовая теории о происхождении права.

29. Теория нормативизма и социологическая теория о происхождении права.

30. Теоретическое обоснование сущности, социального предназначения и функций права.

31. Принципы права: понятие, виды и формы реализации.

Принципы - основополагающие начала, которые в основе отраслей права, восходит к древности и производно от понятия доктрины.

Юридические доктрины - мнения ученых. Доктрины закреплены в трудах Юстиниана, в актах толкования - дегесты, з-н 12 таблиц. В первых кодированных сборниках отражены принципы справедливости, законности, целесообразности.

Виды принципов:

-всеобщие (общеправовые)

-межотраслевые

-отраслевые.

В институте м.б. один принцип, но это не закономерность.

Формы закрепления: во всеобщем акте, в актах отраслевого законодательства (принципы гуманизма, соразмерности деяния и наказания, презумпции виновности и невиновности, допустимости принятия актов умоляющих права и свободы человека- ст 55 КРФ).

Общеправовые принципы. Формы реализации:

- опосредованно через нормы, в которых конкретизируется содержание,

- непосредственно через нормы, когда отдельные принципы непосредственно закрепляются в акте.

В сфере охранительных отношений- принципы действуют если непосредственно закреплены в законодательстве.

В сфере регулятивных отношений решение можно основывать на принципе виновности владельца источника повышенной опасности.

Есть нормы-принципы, которые реализуются непосредственно, а есть те, которые конкретизируются в нормах.

Принцип-каждый должен платить налоги.

Принцип требует конкретизации с учетом норм права. Отраслевые принципы - компетенция федеральных органов.

32. Права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация, механизмы юридической защиты. Понятие и соотношение субъективного права и законного интереса.

Права и свободы в субъективном смысле - мера возможного поведения закрепленная в нормах права и гарантированная государством. Сфера свободы предполагает социальное значение. Человек не м.б. социально свободен в обществе, на острове - да. Свобода в юридическом смысле имеет субъективное начало.

Свобода - гарантированный государством вид возможного поведения, закрепленного в номах права. Человек не может мешать другим людям (моя свобода заканчивается там, где начинается свобода др. человека).

Свобода и права в разных сферах: права человека, права гражданина и права личности.

Права и свобода человека и гражданина есть возможность проявления личности.

Классификация: нач 20вв, после организации ООН, в международных пактах 1966г права гражданские (политические),права социально-экономические, права личные, права социокультурные.

Механизмы защиты: юрисдикционные (административные, судебные) и неюрисдикционные (самозащита, гарантированное право на необходимую оборону, обоснованный риск, крайнюю необходимость). Профилактика несовершеннолетних, деятельность которых может привести к нарушению права.

Понятие и соотношение субъектов права и законных интересов. Законный интерес - любому субъективному праву корреспондируется юридическая обязанность в конкретном правоотношении.

Законный интерес производный от стимула вступать в отношения, может привести к тому, что лицо вступив в отношения и не реализует интерес - просто входит в отношения. Законный интерес - не конкретизированное дозволение общего характера.

Он складывается из 4х элементов:

- блага материальные и нематериальные

- стремление к благу

- возможность достижения блага

- государственная обеспеченность при признании законного интереса.

Законный интерес сдать экзамен, получить з/плату выше ( в воспоминаниях Суворова А.В.).

В законном интересе нет обязанности других лиц. Субъект законного интереса может не обладать правосубъектностью, может иметь законного представителя, недееспособное лицо имеет опекуна или попечителя.

Законный интерес - жить в достойных условиях. Защищая законный интерес надо обосновать мотивированно, что он стремится к общему благу.

Реализация принципа гласности.

Законный интерес на сохранение персональных данных.

33. Система права: понятие и структура. Основные критерии выделения структурных элементов системы права. Система современного российского права.

Система - совокупность иерархически связанных между собой норм отраслей (125 основных отраслей в системе Российского права). Сами отрасли имеют между собой взаимосвязанную иерархию:

1- фундаментальные регулируют и охраняют значимые и первичные нормы (основные - Конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Процессуальный Кодексы...),

2-Производные от основных отраслей и базируются на их нормах, но содержат свои нормы. (гражданск.-трудов., земельн(объект недвижимого имущества))

3-Комплексные - набор норм из различных основных отраслей.

(экологич. пр., информац пр, медицин, воздушное, природоохранное )

Международное право: МГП, МЧП, космическое..

Отход от прежней структуры, новые тенденции с 90х гг. реформа современной системы. Право переходного периода, кодексы продолжают меняться.

34. Соотношение материального и процессуального права. Соотношение публичного и частного права.

Процессуальное право - процедурное право - нормы регламента в нормотворчестве, при оформлении реализ. прав (получение паспорта, виз), передвижения, оформления прав собственности (кв-ра, авто).

В финансовом праве: бюджетн., страховое., банковское, налоговое.

Ст 426ГК - частное без публичного права никогда быть не может.

35. Соотношение внутригосударственного (национального) и международного права.

3 типа соотношения:

1- Приоритет норм МП над национальным,

2- Нормы МП начинают действовать только после включения в национальное право (имплементация). 52 Конвенция МОТ ратифицирована РФ, но все включены в российское законодательство.

3- Приоритет МП признается но при ратификации устанавливаются ограничения, связанные с обеспечением национальных интересов (национальная оговорка). Европейская социальная хартия(запрет принудительного труда, содержания в одиночных камерах по показанию психолога).

36. Норма права: понятие, признаки, структура и классификация. Основные способы изложения правовых норм.

Структура: гипотеза, диспозиция, санкция (указ на юр факт, группу субъектов)

Гипотеза и диспозиция - для регулятивных норм, индивидуально-правовые регулир на локальном уровне.

Двучленная структура -гипотеза и диспозиция (в охранительных отношениях гипотеза и санкция).

На локальном уровне - индивидуально-правовые предписания описывают условия юридической ответственности.

Способы изложения- прямой, отсылочный, бланкетный.

Общие и специальные нормы.

Нормы по функциям: процессуальные, процедурные, материальные..

37. Действие норм права во времени, в пространстве, по кругу лиц и по предмету.

Разграничивают вступление в силу и вступление в действие (фактическое распространение).

-Действие происходит одинаково во всех 4х измерениях.

-По кругу лиц (гос., гос-территор образования, муниципальные образования, фл, юл, административные образования)

Ю.Л.: -по форме собственности,- по организационно-правовой форме, - по объему выручки, -по виду специальной деятельности, -по количеству работников

- По предмету

- В пространстве (территориальный): региональные, общегосударственные. Определяются законом о государственной границе в каждой стране.

38. Источники и формы права: понятие, соотношение и классификация.

Позитивистский подход - отождествляет источники и формы права.

Либертарный подход -разграничивает разграничивает понятия.

Источник - путь норм до закрепления в актах.

Формы -право мыслится в официальных актах.

Доктрина, прецедент, обычай, международно-правовой акт.

Либертарный - форма права через комплексный подход:

1-право существует в форме сознания - идея

2- в нормах объективного права в форме действующих норм

3-юридическая практика в виде реальных отношений.

Только 2 формы связаны с позитивистским подходом

39. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и классификация. Закон: признаки и виды. Понятие законодательства.

Закон- принятый в особом порядке специальными уполномоченными органами, имеющий высшую юридическую силу, охраняет только важные значимые отношения.

Законодательство - взаимосвязанная совокупность нормативных актов.

Взаимосвязанная совокупность всех источников права, признанных на территории государства, образует массив законодательства.

40. Правовое отношение: понятие и классификация.

41. Структура правового отношения.

3 теоретические позиции об объекте:

1- Объект правоотношения (то по поводу чего возникают правоотношения; материальные/нематериальны блага; очерченное рамками права поведение участников отношения по поводу удовлетворения потребностей материальных и нематериальных благ ),

2- Предмет договора (может включать несколько объектов правоотношения; права пользования, владения, распоряжения; все существенные условия договора должны быть в предмете).

3- Предмет правового регулирования (весь объем отношений, подлежащих регулированию и охране).

Содержание - взаимные права и обязанности.

42. Субъект права и субъект правового отношения. Основные виды субъектов правового отношения. Правосубъектность и правовое положение.

Все субъекты правоотношений являются субъектами права.

Основные виды субъектов правоотношений:

1-государства, государственно-территориальные образования, территориальные образования, ф.л., ю.л..

2-по отраслям права:

-суб-ты гражданских правоотношений: (обязательственные ПО, подряд, возмездное оказание услуг...),

- уголовные отношения это не правоотношения (уголовная ответственность).

- гражданский процесс, арбитражный процесс.

Правосубъектность - потенция, условия определенного правового положения.

Правовое положение - совокупность прав и обязанностей определенной категории лиц, предусмотренных нормами права, статус.

Пример: правовой статус: Граждане, люди, студент.

Правовое положение: родитель, должник.

43. Юридический факт: понятие и классификация. Особенности юридического состава.

Понятие и классификация.

Уголовно-правовая классификация: деяния, события, состояния (длящиеся - брак, родства, гражданства).

44. Соотношение правообразования и правотворчества. Виды и стадии правотворчества.

Стадии правотворчества: внесение предложения на рассмотрение, принятие решение, доработка, разработка проекта, принятие, опубликование, вступление в силу.

45. Законотворчество и законодательный процесс.

Законотворчество- разновидность правотворчества.

Субъекты законодательной инициативы.

1 чтение - решение о необходимости принятия, после разработка структуры акта.

2 чтение - постатейное обсуждение.

3 чтение - 4-е преодоление вето, особенности обусловлены традициями правотворчества национально-правовой системы.

Законодательный процесс регулируется процедурами, регламентами.

46. Правовое регулирование: понятие, механизм и типы. Соотношение нормативного и индивидуального правового регулирования.

Лекции

Нормы права, правоотношения, акты применения.

Типы регулирования: дозволительный, разрешительный.

Индивидуальное правовое регулирование появляется после нормативно-правового регулирования.

На основании ИПА, после экспертизы, появляются акты, уточняющие нормативные акты.

47. Соотношение системы права и законодательства.

48. Систематизация законодательства: понятие и виды.

Учет, мониторинг, кодификация, реализация (активная, пассивная).

Применение - особая форма реализации, осуществляемая только уполномоченными органами, в том случае когда без их вмешательства не могут быть реализованы права и обязанности.

Способы: соблюдение - охранительные нормы, вступление в правоотношение - регулятивные нормы.

49. Реализация права: понятие, формы и способы.

50. Социальный и юридический механизмы реализации права.

Социальные средства: информационные, организационные, разъяснительные, финансовый механизм, технические средства, кадровое обеспечение.

Юридический механизм - акты реализации права, субординационного и координационного характера. Нередко включают и подготовку индивидуально-правовых предписаний.

51. Применение права: понятие и стадии.

Стадии применения:

1-выяснение фактических обстоятельств дела,

2-квалификация-выбор норм, содержащих описание, мотивировку,

3-вынесение решений,

4-обеспечение исполнения.

52. Акты применения права: понятие, структура и виды.

53. Юридическая квалификация.

При правотворчестве - юридическая квалификация. Стремление облечь в виде формулы, описать то отношение которое вы хотите регулировать и охранять.

54. Толкование права: понятие, субъекты, виды и способы.

Виды - официальный, неофициальный.

Способы -грамматический, системный, историко-политический и т.п.

55. Пробелы в законодательстве: понятие, основные причины возникновения, способы их восполнения и устранения. Аналогия закона и права.

56. Юридическая техника: понятие и значение в правотворчестве, правоприменении и систематизации законодательства.

57. Юридические коллизии: понятие, виды и способы разрешения. Конкуренция правовых норм.

- столкновение норм и предписаний разной юридической силы.

-разрешаются путем применения норм большей юридической силы.

-виды: темпоральные, субъектные, пространственные, временные.

-способы: поиск норм.

Пример: между международно-правовыми и внутренними, региональными и федеральными.

- конкуренция (удел суда, Пленум Верховного Суда) разрешается путем критики законодательства.

58. Правовая аксиома. Презумпция в праве. Правовая фикция. Преюдиция.

Преюдиция - 4 приема юр. техники основанные на определенных допущениях, рационализации юридических процедур.

Правовая аксиома не может быть опровергнута.

1- Презумпция может быть опровергнута путем доказательства обратного.

2- Фикция, поступать так, как будто это свершившийся факт (признание умершим, безвести пропавшим).

3- Преюдиция, допущение основанное на признанном доказанным фактом выявленным предшествующим судебным разбирательством по данному предмету.

59. Понятие законности. Соотношение законности, легитимности и демократии.

60. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.

61. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность права.

Эффективность права - социология права.

Конформизм. Виды: разделенными суб цели, способы( непризнанный способ -ритуал; непризнанный способ и цели- ретрицизм)

62. Правомерное поведение лица: понятие и виды.

63. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

64. Состав правонарушения: понятие, элементы и виды.

65. Вина: понятие и формы. Принцип объективного вменения.

(раскулачивание)

66. Юридическая ответственность: понятие, основание, содержание, принципы и виды.

Автономные юридическая ответственность и гос. принуждение (может носить превентивный характер без юридической ответственности, средство обеспечивающее реализацию юридической ответственности).

67. Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Основания освобождения не носят реабилитирующий характер

68. Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Крайние формы деформации правосознания.

69.Злоупотребление и произвол в праве.

70.Правовая культура: понятие, элементы и виды.

Это правосознание + поведенческий акцент + юридические ценности.

71.Понятие правовой системы. Классификация правовых систем.

72.Особенности правовой системы современной России; её связь с основными группами правовых систем современности.

Относят к Романо-Германской правовой семье.

С т.з. идеологического характера - переходного типа. Латино-Американская правовая система.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc14011349_57795999
120 Кб, 27 февраля 2012 в 20:51 - Россия, Москва, ГЭИ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении