Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020482 из ГЭИ

Учреждение образования

"Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

"Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина"

______________ М.Э. Чесновский

"_____" ________________ 2012 г.

Регистрационный № УД-______/гос.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

для специальности:

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

З.Р. Железнякова - зав. кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина", кандидат педагогических наук, доцент

Н.А. Леонюк - декан социально-педагогического факультета, доцент кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина", кандидат педагогических наук, доцент

Л.А. Силюк - доцент кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина", кандидат педагогических наук, доцент

Е.А. Бай - старший преподаватель кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

И.В. Ревина - старший преподаватель кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

Н.Н. Павлик - старший преподаватель кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

Программа составлена на основе учебных программ "История отечественной и зарубежной социальной работы", утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 132/баз.; "Теория социальной работы", утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 127/баз.; "Этика социальной работы", утвержденной 31.01.2008 г., регистрационный № УД-М. 1284/баз.; "Социальное проектирование и прогнозирование", утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 128/баз.; "Социальная геронтология", утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД-М. 1190/баз.; "Феминология", утвержденной 23.02.2007 г., регистрационный № УД-М. 1091/баз.; "Виктимология", утвержденной 28.09.2007 г., регистрационный № УД-М. 1213/баз.; "Семьеведение", утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД-М. 1190/баз.; "Медико-социальные основы здоровья", утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД-М. 1232/баз.; "Технология социальной работы", утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 125/баз.; "Социальная коррекция и реабилитация", утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 136/баз.; "Социальная психология", утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД-М. 1233/баз.; "Социально-культурная деятельность" утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 135/баз.; "Социальная педагогика" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 365/баз.; "Социальная защита детства" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 354/баз.; "Социальная защита инвалидов" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 368/баз.; "Социальная работа с пожилыми людьми" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 349/баз.; "Социально-педагогические технологии работы с детьми и молодежью" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 355/баз.; "Социально-педагогические технологии работы с семьей" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 365/баз.; "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", "Социальная работа в педагогических учреждениях" утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД-М. 146/баз.; "Организация, управление и администрирование в социальной работе" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 367/баз.;, "Социальная экспертиза" утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД-М. 365/баз.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

(протокол № 11 от 21.03.2012 г.)

Учебно-методической комиссией социально-педагогического факультета учреждения образования "Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"

(протокол № 7 от 10.04.2012 г.)

Научно-методическим советом учреждения образования

"Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина"

(протокол № ____ от ___________ 2012 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена составлена на основании образовательного стандарта РБ 1-86 01 01-2008 для специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям) и предназначена для подготовки студентов выпускного курса к комплексному государственному экзамену.

Цель программы: способствовать формированию профессиональных компетенций выпускников в области социальной работы.

Задачи:

- систематизировать знания студентов в области теории и практики социальной работы;

- закрепить умения студентов самостоятельно ориентироваться в современных научных концепциях и направлениях социальной работы;

- научить устанавливать межпредметные связи между социально-гуманитарными дисциплинами;

- сформировать у студентов целостное представление о содержании социальной работы, профессиональных умениях и функциях специалиста по социальной работе;

- закрепить умение использовать теоретические знания для понимания и описания явлений социальной действительности, закономерностей и особенностей социальной работы, выбора адекватных способов взаимодействия и воздействия на клиентов социальной работы;

- закрепить умения студентов системно воспринимать социальную реальность, свободно ориентироваться в предметных областях, владеть современными технологиями социальной работы;

- выявить способности к самостоятельному и творческому решению задач социальной работы, способности к рефлексии;

- сформировать у студентов целостное понимание о теоретических основах профессиональной деятельности в области социальной работы.

Программа ориентирована на решение конкретных задач теоретической и практической подготовки студентов к их профессиональной деятельности. В программе выделены два блока вопросов:

- "Общенаучные и профессиональные дисциплины", в который включен учебный материал, дисциплины "История отечественной и зарубежной социальной работы", "Теория социальной работы", "Этика социальной работы", "Социальное проектирование и прогнозирование", Социальная геронтология", "Феминология", "Виктимология", "Семьеведение", "Медико-социальные основы здоровья", "Технология социальной работы", "Социальная коррекция и реабилитация", "Социальная психология", "Социально-культурная деятельность";

- "Специальные дисциплины (в т.ч. по направлениям)", включающий дисциплины "Социальная педагогика", "Социальная защита детства", "Социальная защита инвалидов", "Социальная работа с пожилыми людьми", "Социально-педагогические технологии работы с детьми и молодежью", "Социально-педагогические технологии работы с семьей", "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", "Социальная работа в педагогических учреждениях", "Организация, управление и администрирование в социальной работе", "Социальная экспертиза".

Программа государственного экзамена имеет профессиональную направленность. Содержание, структура, методы и формы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе максимально ориентированы на практическую деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Особенности социальной помощи и поддержки в период средневековья (V-XV вв.) Западный мир в период раннего и классического средневековья. Влияние и роль церкви в социальной поддержке нуждающихся. Милостыня и основные правила ее подачи. Голод и эпидемии. Отношение средневекового общества, церкви и государства к нищим и убогим, практические меры помощи.

Социальная помощь и поддержка нуждающихся в XVI - нач. XХ вв. Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом Княжестве Литовском в XVI-XVIII вв.

Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе в XVI - сер. XVIII вв.

Развитие церковной и государственной помощи в России в XVI-XVIII вв.

Развитие филантропии, меценатства и благотворительности во второй половине XIX - нач. XX вв.

Этапы формирования системы социальной помощи в советский период (1917-1991 гг.) Коренная трансформация идеологии и практики процесса социальной помощи в первые годы советской власти: причины, условия, направления, формы и методы.

Специфические черты советской модели социальной помощи населению.

Периодизация процесса развития советской модели помощи: основные этапы и их характеристика. Роль общественных организаций в системе социальной помощи советского периода.

Борьба с проявлениями социальной патологии на государственном и общественном уровне. Историческое значение советского периода для становления и развития теории и практики социальной работы.

Формирование современной системы социальной работы в Республике Беларусь. Законодательные меры в области социальной защиты. Характеристика основных государственных программ в области поддержки и защиты населения. Организация сети социальных служб и центров социальной помощи населению.

Развитие общественной инициативы социальной помощи и поддержки. Особенности деятельности благотворительных обществ и организаций. Возрождение конфессионального социального служения: направления, особенности и формы деятельности.

Становление отечественной социальной работы как профессии, науки и учебной дисциплины. Использование исторического опыта социальной работы в современных условиях.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Теоретические концепции и модели социальной работы. Психолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на психоаналитической и когнитивной теориях.

Социолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на теории систем. Виталистская, социально-педагогическая, разрешающая, социально-радикальная модели в контексте социолого-ориентированного подхода.

Сущность комплексно-ориентированного подхода. Модели социальной работы в рамках ролевой теории, гештальт-концепции, марксистской, коммуникативной теории.

Характеристика бихевиорально-когнитивного подхода к социальной работе.

Основные закономерности и принципы социальной работы. Общие закономерности в структуре теоретических основ социальной работы. Специфические закономерности в соответствии с основными уровнями социальной работы.

Основные принципы социальной работы: общефилософские, социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические.

Характеристика специфических принципов социальной работы.

Методы социальной работы как практической деятельности. Основания для классификации методов профессиональной социальной работы. Характеристика методов, классифицированных по объектам социальной работы. Классификация методов по направлениям и формам социальной работы: организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические.

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аксиологические основания социальной работы. Понятие ценностей в современной науке. Место и роль ценностей в социальной работе.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе.

Профессионально значимые ценности социальной работы. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.

Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности. Обусловленность эффективности социальной работы личностными качествами специалиста. Требования к личности специалиста по социальной работе в Образовательном стандарте по специальности "Социальная работа".

Мотивы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Классификация профессионально значимых качеств специалиста по социальной работе.

Профессиональное выгорание: факторы риска, феномены, профилактика и преодоление.

Деонтологические основания деятельности специалистов по социальной работе. Роль деонтологии в профессионально-этическом учении. Понятия "долг", "обязанности", "ответственность" как основные категории деонтологии. Деонтология различных типов профессиональных отношений. Ответственность и долг работника перед обществом и государством, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой. Авторитет социального работника как следствие выполнения им профессионального долга и профессиональных обязанностей.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Социальное проектирование как разновидность профессиональной деятельности. Теоретические подходы в понимании сущности социального проектирования. Классификация видов социального проектирования по разным основаниям: по решаемым проблемам, глубине разработки проектов, характеру, содержанию, методам и строгости обоснования проектов, степени точности, по масштабу решаемых проблем.

Характеристика элементов социального проектирования: субъекта, объекта, социальной технологии, методов, условий, проектного фона, проекта.

Этапы социального проектирования. Характеристика проекта как результата проектирования. Классификация социальных проектов.

Основы прогнозирования в социальной работе. Прогнозирование как социальная теория познания. Характеристика понятий: "прогностика", "прогноз". Принципы социального прогнозирования. Сущность процесса прогнозирования в социальной практике. Вариативный характер прогностических рекомендаций. Методы прогнозирования и их классификация.

Особенности моделирования в социальной работе. Моделирование как многоплановый метод исследования, как способ познания.

Понятие модели. Типы моделей и требования, предъявляемые к моделям.

Критерии и показатели оценки модели. Модель как средство творческого решения проблемы.

СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ

Социальная геронтология как раздел геронтологии и учебная дисциплина. Геронтология как наука о старении, старости и долголетии человека. Основные понятия геронтологии: старение, старость, долголетие, геронтогенез, смерть и др. История развития социальной геронтологии. Пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений как объект исследования социальной геронтологии. Предмет исследования - адаптация и социализация пожилого человека в социуме. Проблема социальной адаптации. Влияние на адаптацию изменения статуса, психологических особенностей возраста. Социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям.

Виды старения. Социальные теории старения.

Связь социальной геронтологии с другими науками. Основные направления исследований социальной геронтологии.

Старение населения как социально-демографический процесс. Мировая демографическая ситуация второй половины XX в. и основные принципы социально-геронтологической политики ООН.

Понятие: "демографическая старость", "молодое население", "зрелое население", "старое население". Показатели демографического старения.

Демография как одна из основных составляющих социальной геронтологии.

Демографическая политика государства как проявление заботы о населении страны и предупреждения депуполяционных процессов.

Старение населения как позитивное явление человеческой цивилизации.

Особенности старения населения в Республике Беларусь.

Социально-демографические проблемы в Республике Беларусь и их последствия.

ФЕМИНОЛОГИЯ

Социальное положение женщин в Республике Беларусь как субъекта социальной работы. Права женщин и социальная защита женщин в Республике Беларусь. Гендерная политика. Равноправие мужчин и женщин как практическая задача социальной работы.

ВИКТИМОЛОГИЯ

Виктимология - наука о поведении жертвы. Понятие, предмет и объект виктимологии. Возникновение и развитие виктимологии. Основные понятия виктимологии: виктимность как социально-психологическая характеристика предрасположенности человека быть жертвой, виктимогенность как обстоятельства социализации человека, виктимизация как процесс и результат превращения человека в тип определенной социальной жертвы.

Виктимогенная ситуация как предпосылка виктимизации малых групп. Виктимогенные факторы, негативно воздействующие на разных тапах развития индивида.

Направления исследования виктимологии.

Системный и структурно-функциональный подход как методологическая основа виктимологии.

Субъектные и индивидуально-личностные характеристики человека-жертвы.

Насилие над людьми как социальная проблема. Понятие о насилии. Приемы, используемые в качестве орудия влияния на жертву.

Формы насилия: семейное (домашнее, бытовое), сексуальное, психологическое, физическое, экономическое, моббинг. Их характеристика.

Жестокое обращение с детьми и его психолого-педагогические и социальные последствия. Специфика насилия над детьми. Особенности поведения ребенка-жертвы. Профилактика жестокого обращения с детьми.

Виктимология зависимого поведения. Понятие зависимого (аддиктивного) поведения. Факторы, влияющие на развитие зависимого поведения. Признаки зависимости. Особенности поведения, присущие зависимой личности.

Виды зависимостей: алкоголизм, наркомания, токсикомания, деструктивные культы, компьютерная зависимость, игровая зависимость, нарушение пищевого поведения. Созависимость. Причины созависимости и ее формы.

Профилактика зависимого поведения.

Виктимологические проблемы эксплуатации и торговли людьми. Понятие эксплуатации и торговли людьми (траффикинг). Причины развития эксплуатации и торговли людьми. Виды контрабанды людей. Несовершеннолетние как объект торговли и эксплуатации. Подходы к решению проблемы торговли людьми.

Правовое обеспечение регулирования вопросов торговли людьми. Профилактика эксплуатации и торговли людьми.

Девиация как социально-виктимологическое явление. Понятие девиантного поведения. Сущность, причины, характеристика основных форм девиантного поведения. Девиация и группы социального риска.

Типология нарушений поведения у подростков. Профилактическая работа с детьми "группы риска".

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Социальная сущность брака и семьи. Семья в социальной структуре общества. Генезис и эволюция семьи в истории человеческого общества. Брак и семья. Основные функции семьи. Различные подходы к классификации типов семей.

Социально-психологическая характеристика современной семьи. Проблемы современной семьи в Республике Беларусь. Факторы ослабления семейных отношений.

Система социальной защиты семьи. Взаимодействие макро-, мезо-, микроуровней в системе социальной защиты семьи.

Нормативно-правовая база социальной защиты семьи: международные и государственные документы. Конвенция ООН о правах ребенка. Социальная защита семьи Конституция Республики Беларусь о защите материнства и детства, о правах и обязанностях родителей. Кодекс о браке и семье и др.

Цель и основные направления государственной семейной политики в Республике Беларусь. Меры по разработке и реализации семейной политики.

Виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Семья как социокультурная среда развития ребенка. Отец и мать как воспитатели ребенка. Материнская роль в семье. Влияние отцовского воспитания на развитие мальчиков и девочек. Влияние взаимоотношений между родителями на формирование личности ребенка. Детско-родительские отношения, их воспитательный потенциал. Психолого-педагогические основы общения в семье. Гуманизация семейного воспитания.

Деятельность социальных служб помощи семье. Характеристика социально-педагогических служб и центров в оказании профессиональной помощи семье и детям: задачи и основные направления их деятельности. Функции социальных служб помощи семье: диагностико-прогностическая, социальной защиты, обеспечения социальных гарантий развития ребенка как личности, социальной адаптации, консультационная, социальной коррекции и реабилитации.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье как социальная ценность. Показатели здоровья. Группы здоровья. Социальные факторы, влияющие на формирование здоровья. Право граждан на охрану здоровья. Принципы формирования здорового образа жизни.

Социальная обусловленность нарушения здоровья. Медико-социальные, демографические, социально-экономические факторы, влияющие на здоровье современного человека. Интеграционная деятельность учреждений социальной сферы в укреплении здоровья нации.

Формирование общественного здоровья в Республике Беларусь. Государственная система охраны здоровья граждан на основе минимальных социальных стандартов. Социальные показатели качества жизни.

Медико-социальное обслуживание населения. Организация работы органов, осуществляющих медико-социальную помощь гражданам. Закон Республики Беларусь "О здравоохранении".

Социально-гигиенические проблемы населения в Республике Беларусь.

Болезни цивилизации. Структура заболеваемости. Этиологические факторы возникновения социально-значимых болезней. Профилактическое направление медико-социальной помощи.

Социально-опасные нарушения состояния здоровья. Группы повышенного риска в развитии алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости. Медико-социальные последствия разных видов зависимости. Виды реабилитации наркоманов и членов их семей.

Медико-социальные проблемы ВИЧ/СПИДа. Понятие о СПИДе. Задачи медицинских и социальных служб в вопросах профилактики ВИЧ/СПИДа и реабилитации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Обеспечение социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Технологический процесс в социальной работе: сущность, структура, содержание. Сущность и структура технологического процесса. Его процедурные этапы.

Содержание технологического процесса: социальная проблема, социальное противоречие. Цикл технологического процесса.

Классификации социальных технологий и технологий социальной работы.

Целеполагание в социальной работе. Значение целеполагания в технологии социальной работы. Функции целеполагания. Этапы формирования цели.

Типы целей (конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности, заданные извне). "Древо целей".

Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения. Значение диагностики в деятельности специалиста по социальной работе. Сущность социальной диагностики. Принципы диагностики. Процедурные этапы социальной диагностики.

Социально-диагностические методы в социальной работе.

Требования к выбору диагностических методов в социальной работе.

Технологии индивидуальной социальной работы. Теоретические подходы к индивидуальной работе: рефлективно-теоретический, социалистически-коллективистский, индивидуально-реформистский.

Общие принципы индивидуальной работы.

Общая модель индивидуальной работы со случаем.

Методика описания индивидуальной социальной истории клиента.

Технологии социальной работы с группой. Особенности социальной работы с группой. Виды деятельности в социальной групповой работе.

Классификация социальной групповой работы.

Общая модель социальной работы с группой. Цели в терапевтическом групповом процессе. Стадии терапевтического процесса. Групповые процессы. Взаимодействие между членами группы.

Технологии социальной работы в микросоциальной среде. Теоретические подходы к пониманию микросоциальной среды. Функции микросоциальной среды. Классификации технологий социальной работы в микросоциальной среде.

Технология деятельности в микросоциальной среде. Модель локального развития. Модель социального планирования. Модель социальных акций.

Роли специалиста по социальной работе в микросоциальной среде. Требования к профессиональной компетенции

Технологии социальной работы с женщинами. Научно-техническое развитие общества и положение женщин. Социально-демографические последствия женской эмансипации.

Социальные проблемы женщин в современной Беларуси.

Особенности технологий социальной работы с женщинами. Инструментарий социальной работы с женщинами.

Зарубежный опыт социальной работы с женщинами.

Технологии организации связей с общественностью. Содержание социальных технологий по связям с общественностью.

Использование средств массовой коммуникации в работе служб социальной помощи в современной Беларуси.

Формы связи социального работника с общественностью

Зарубежный опыт в осуществлении связей с общественностью в процессе социальной работы.

СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Сущность, содержание, принципы социальной коррекции и реабилитации. Понятия "инвалид" и "инвалидность", "коррекция" и "реабилитация". Субъекты социальной коррекции и реабилитации. Цель и принципы социальной коррекции и реабилитации.

Направления социальной коррекции и реабилитации.

Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Виды социальной коррекции и реабилитации. Основные виды социальной коррекции и реабилитации и их характеристика: социально-медицинская реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социально-трудовая реабилитация, образовательная реабилитация, социокультурная реабилитация, профессиональная реабилитация, социальная реабилитация.

Социальная среда жизнедеятельности инвалидов. Понятие "социальная среда". Специфика понятия комфортности применительно к инвалидам. Виды социальной среды: жилая, градостроительная, социально-психологическая, образовательная, производственная, оздоровительная.

Требования к организации разных видов социальной среды.

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов: сущность, принципы, структура. Сущность, структура индивидуальной программы реабилитации. Ее рекомендательный характер. Основные принципы формирования индивидуальной программы реабилитации.

Роль специалиста по социальной работе в реализации индивидуальной программы реабилитации. Организатор выполнения индивидуальной программы реабилитации, его функции. Контроль за реализацией индивидуальной программы реабилитации.

Бригадный метод в реабилитации инвалидов.

Виды технологий социальной коррекции и реабилитации инвалидов.

Технологии социальной реабилитации инвалидов различных категорий.

Специфические проблемы реабилитации детей-инвалидов: особенности формирования личности ребенка. Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.

Абилитация и реабилитация. Работа с родителями в контексте реабилитации детей-инвалидов. Принципы коррекции личности ребенка родителями и близкими родственниками. Принципы обучения родственников методам реабилитации.

Специфика коррекции и реабилитации молодых инвалидов в условиях территориальных центров социального обслуживания населения.

Особенности социальной реабилитации инвалидов пожилого возраста. Социальная реабилитация инвалидов пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания населения. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Причины поступления пожилых людей в дома-интернаты.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Роль общения в деятельности специалиста по социальной работе. Понимание общения в широком смысле слова. Роль общения в развитии индивида и общества. Отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе. Содержание, формы и механизмы общения.

Общение как видимая сторона взаимодействия. Толкование понятия "общение" в более узком смысле слова. Совместная деятельность как условие возникновения общения.

Виды общения: опосредованное и непосредственное, прямое и косвенное. Программированное и стихийное общение.

Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения.

Характеристика социальных ролей личности. Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальных ролей (масштаб роли, способ получения, формализация, мотивация роли).

Влияние социальной роли на развитие личности. Этапы социального развития личности. Технический и смысловой аспекты освоения социальной роли (Д.А. Леонтьев). Роль социальной конгруэнции в межличностном взаимодействии. Социальные ожидания, социальный контроль, социальные санкции. Общая характеристика ролевых конфликтов.

Психологические особенности группы как клиента социальной работы. Социально-психологический подход к пониманию группы. Основные характеристики группы. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Классификация групп в социальной психологии. Исследования групп и коллективов в 20 - 30-е г.г.

Понятие "малой группы" в социальной психологии. Социальные и психологические детерминанты образования малой группы. Количественные характеристики малых групп. Классификация малых групп по способу образования: формальные и неформальные группы.

Структурные и динамические аспекты малой группы. Межличностные отношения в малой группе. Система деловых и личных отношений. Групповая дифференциация. Положение личности в группе. Социометрический статус и его детерминация. Динамика положения личности в группе. Сплоченность группы. Взаимность отношений как фактор сплоченности группы.

Поэтапное развитие группы как коллектива. Признаки коллектива.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Теоретические основы развития социокультурной деятельности. Сущность, функции и принципы социокультурной деятельности. Основные черты социокультурной деятельности.

Ценностные характеристики и уровни социокультурной деятельности. Личностный подход в социокультурной деятельности. Концепция позитивного подхода в социокультурной деятельности. Межкультурный подход. Позитивная интерпретация конфликта. Поучительные истории. Принцип позитивного подхода.

Основные направления социокультурной деятельности. Образовательная и воспитательная деятельность как основные направления социокультурной деятельности.

Образовательная деятельность, ее становление и развитие. Особенности и задачи образовательной деятельности учреждений культуры. Формы и методы образовательной деятельности.

Воспитательная деятельность, ее становление и развитие. Цели, принципы воспитания. Задачи воспитания в контексте социокультурной деятельности.

Организация самодеятельного творчества и отдыха как основные направления социокультурной деятельности. Сущность самодеятельного творчества как свободной и созидательной деятельности. Специфика самодеятельного творчества детей и подростков. Формы и виды самодеятельного творчества. Организация самодеятельного коллектива. Этапы развития творческих коллективов.

Сущность понятия "отдых". Цели отдыха. Особенности организации отдыха. Рекреационные факторы: субъективный и объективный. Игровая деятельность и ее значение для организации отдыха.

Виды социокультурных технологий. Понятие "социокультурные технологии", их виды, критерии отбора. Игровые технологии, их значение и характеристика. Виды игр и возможности их использования в процессе организации социокультурной деятельности детей и подростков.

Арт-терапевтические технологии. Методики различных видов креативной и экспрессивной терапий.

Информационно-дискуссионные технологии. Информационные программы. Интервью-беседа как способ получения содержательной информации. Диспут. Дискуссия. Эффективность информационно-дискуссионной деятельности.

Интерактивный театр. Его значение в организации социокультурной деятельности. Правила организации интерактивного театра. Основные постулаты, цели и структура театрального форума.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Социальная среда как условие становления и развития личности. Понятие социальной среды. Факторы, определяющие социальную среду. Характер и результат взаимоотношений личности с социальной средой. Социальная адаптация и социальная дезадаптация.

Группирование социальной среды: по целям и способам воздействия на личность, по социальной направленности, по демографическим характеристикам, по территориальному признаку. Организованная и стихийная среда. Использование этнокультурных особенностей среды. Влияние среды на развитие и социализацию личности. Социальный педагог как посредник между личностью и микросредой.

Социализация как процесс развития и самореализации человека. Характеристика различных концепций социализации. Типология факторов социализации. Компоненты процесса социализации: цель, содержание, средства, субъект, объект социализации.

Механизмы социализации: психологические (импритинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификация, рефлексия); социально-педагогические (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).

Возрастные этапы социализации. Задачи каждого этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

Сущность семейно-ориентированной работы по социальной защите детей. Особенности деятельности специалистов по социальной работе при реализации семейно-ориентированной работы по социальной защите детей.

Оказание социально-ориентированных услуг по месту жительства. Оценка возможных рисков, которым ребенок подвергается в семье. Первичное обращение в органы защиты детства и первоначальная оценка ситуации в семье. Основные задачи специалиста по социальной работе на этапе рассмотрения первичных обращений.

Жестокое обращение с детьми как нарушение права ребенка на безопасность. Сущность понятия "жестокое обращение с детьми". Классификация случаев жестокого обращения с детьми. Факторы, указывающие на возможное эмоциональное насилие в отношении ребенка. Выявление случаев насилия на основании физических, эмоциональных и поведенческих признаков.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

Система организации социальной защиты и помощи инвалидам в Республике Беларусь. Роль государства в системе организации социальной защиты и помощи инвалидам в Республике Беларусь. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов. Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Межведомственный совет по делам инвалидов: задачи и содержание деятельности.

Роль общественных организаций в социальной защите и помощи инвалидам. Деятельность церкви и конфессий по организации помощи инвалидам.

Основные направления деятельности органов социальной защиты по поддержке инвалидов. Организация социальной помощи инвалидам на уровне республиканской, областных и районных отделов социальной защиты. Задачи, функции, основные направления деятельности областных и районных центров социальной защиты.

Пенсионное обеспечение инвалидов различных групп, инвалидов войны, детей-инвалидов.

Организация помощи инвалидам в домах-интернатах и домах инвалидов. Социальная помощь инвалидам на дому.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Социальные аспекты геронтологического ухода и реабилитации. Гериатрия - область медицины, изучающая болезни людей пожилого и старческого возраста. Взаимосвязь гериатрии и социальной геронтологии в профилактике социально значимых заболеваний людей пожилого и старческого возраста.

Врач гериатр: особенности работы. Требования к медицинскому персоналу, обслуживающему пожилых.

Заболеваемость и болезненность населения старшего возраста. Анализ причин смертности в пожилом и старческом возрасте.

Понятия "геронтологический уход" и "геронтологическая реабилитация": определение и содержание.

Нравственно-этические проблемы социальной работы с пожилыми людьми. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Мотивация в социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Психологическая и возрастная несовместимость социальных работников и их клиентов пожилого и старческого возраста: пути преодоления и разрешения конфликтных ситуаций.

Проявления геронтофобии и эйджизма у социальных работников и возможности социально-педагогической подготовки в их минимизации.

Эффективность социальной работы с пожилыми и методики ее определения.

Особенности организации досуга людей пожилого возраста. Место досуга и отдыха в жизни пожилого человека. Виды досуговой деятельности в пожилом возрасте. Новые технологии социокультурной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. Библиотекотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, гарденотерапия, глинотерапия и др.

Индивидуальные программы самореабилитации. Требования к организации досуговых мероприятий с пожилыми людьми в отечественной и зарубежной практике социальной работы.

Содержание социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста. Формы и методы социальной работы с пожилыми людьми. Социальное обслуживание на дому. Адресная социальная помощь пожилым. Дома-интернаты и центры дневного пребывания. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста. Инновации в социальной работе с пожилыми и старыми людьми различной степени самостоятельности и независимости.

Технологии социальной работы с определенными категориями представителей старшего возраста (асоциального поведения, наркозависимые, лица без постоянного места жительства, вынужденные переселенцы, подвергшиеся насилию).

Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Сущность понятия "дети группы риска". Факторы риска (медико-биологические, социально-экономические, социокультурные, психологические, педагогические). Категории детей, относящихся к группе риска.

Направления социально-педагогической деятельности и соответствующие им группы социально-педагогических технологий. Организационные социально-педагогические технологии и социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.

Специфика деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги молодежи. Система социальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Виды социальных услуг, предоставляемые молодежи социальными службами. Задачи специалистов по социальной работе в сфере оказания социальных услуг молодежи. Направления деятельности социальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Содержание и формы работы социальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Социально-клубные учреждения: специфика, этапы работы с молодежью

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Особенности социально-педагогической помощи неполным семьям. Неполные семьи, их типы. Проблемы неполных семей в Республике Беларусь. Дети в неполных семьях как объект социально-педагогической деятельности. Государственная политика оказания помощи неполным семьям.

Учреждения и службы - субъекты социально-педагогической деятельности с неполными семьями.

Направления социально-педагогической помощи неполной семье.

Специфика социально-педагогической деятельности по сопровождению приемной семьи. Понятие "приемная семья". Виды приемных семей. Основные проблемы приемной семьи. Особенности социализации детей, лишенных родительского попечения.

Этапы социально-педагогического сопровождения приемной семьи. Подготовка кандидатов в приемные родители к созданию приемной семьи. Программа подготовки детей и подростков к жизни в семье. Мониторинг приемной семьи.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержание педагогической деятельности в социальной работе. Значение педагогического компонента в структуре социальной работы. Функции педагогической деятельности в социальной работе.

Формирование знаний о социальном процессе. Овладение умениями и навыками социальной деятельности. Формирование опыта социальной помощи и самопомощи.

Социальное развитие личности и групп населения.

Организационно-деятельностный компонент педагогической деятельности в социальной работе. Принципы педагогической деятельности в социальной работе.

Средства социально-педагогической деятельности: виталогические, экономические, эргономические, дидактические, воспитательные, информационные, система отношений.

Методы педагогической деятельности в структуре социальной работы: основанные на постановке и решении социализационных задач, преобразования действительности, формирования мотивов социализации, теоретического обучения, практического обучения, социального научения. Условия выбора и использования педагогических методов в социальной работе.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Содержание деятельности педагога социального в учреждениях образования. Объекты деятельности педагога социального.

Основные направления социально-педагогической работы в учреждениях образования: учет детей школьного возраста в микрорайоне; изучение социальных проблем детей, подростков и учащейся молодежи; выявление, учет и работа с семьями детей, находящихся в социально опасном положении; создание условий для безопасности личности детей, подростков, учащейся молодежи и др.

Технологии работы педагога социального в образовательном учреждении и с семьей.

ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Организация, управление и администрирование как социальные процессы. Основные понятия "управление", "организация", "администрирование". Особенности управления социальной сферой в условиях рыночных отношений. Управленческое решение как основа процесса управления. Виды управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения. Требования к разработке управленческих решений. Технологии управления. Место социальных отношений в практике управления.

Структура управления и администрирования в социальной работе. Особенности структуры управления. Понятие субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем. Основные задачи управленческой системы.

Виды организационных управленческих структур. Основные элементы организационной структуры управления: уровни, связи горизонтальные и вертикальные. Виды организационных управленческих структур: пирамидальная, линейная, вертикальная, матричная, адаптивная, партисипативная.

Функции и методы организации, управления и администрирования в социальной работе. Понятие функции управления. Полиморфизм функций управления. Структура управленческого цикла. Содержание функций управления.

Понятие метода управления. Классификация и характеристика методов управления социальной работой: организационно-административные, регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные, экономические, социально-психологические.

Управление персоналом в сфере социальной работы. Основные понятия: кадры, штаты, персонал, профессиограмма, управление персоналом. Требования, предъявляемые к целям управления персоналом. Этапы процесса управления персоналом. Основные концепции развития персонала. Целенаправленная деятельность руководителя по формированию коллектива.

Система мотивации и повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения. Понятие мотивации к профессиональной деятельности. Основные принципы и направления деятельности руководителей по стимулированию персонала. Виды поощрения за эффективную работу. Материальные и нематериальные стимулы. Виды дисциплинарных взысканий.

Повышение квалификации сотрудников организации как вид дополнительного профессионального образования. Система методической работы в учреждениях социальной сферы. Формы и методы повышения квалификации работников.

Аттестация специалистов и руководящих кадров социальной сферы: задачи, принципы, порядок проведения.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Роль социальной экспертизы в системе социальной защиты населения. Цели и задачи социальной экспертизы в решении проблем неполнофункционирующих граждан и инвалидов. Место социальной экспертизы в системе мероприятий социального обеспечения и медико-социальной помощи. Определение степени социальной непригодности. Содействие интеграции в общество лиц с физическими и социальными проблемами.

Особенности профессиональной деятельности социального эксперта. Права, обязанности, профессиональные качества социального эксперта. Участие в совершенствовании системы социальной защиты граждан, оценка их социально-бытовой и социально-средовой деятельности; обеспечение должного объема социальной помощи. Взаимодействие в работе с общественными организациями, органами здравоохранения, психологической службой. Морально-этическая деятельность социального эксперта.

Особенности социальной диагностики инвалидности. Причины и группы инвалидности. Социальные аспекты инвалидности, юридическая характеристика инвалидности. Реабилитационно-экспертные мероприятия: оценка социальной недостаточности, реабилитация потенциала, социально-средовых факторов. Переосвидетельствование инвалидов. Проблемы создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нормативно-правовые акты

Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII (ред. от 13.12.2011) "О здравоохранении"

Закон Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 16.11.2010) "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь"

Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З (ред. от 17.07.2009) "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов"

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" 1993 г. (с изменениями от 2008 г.)

Закон Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" принят Палатой представителей 22 апреля 2003 г. одобрен Советом Республики 15 мая 2003 г.

Закон Республики Беларусь 21 декабря 2005 г. № 73-3 "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят Палатой представителей 1 декабря 2005 г. одобрен Советом Республики 8 декабря 2005 г.

Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".

Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 N 243-З (ред. от 13.12.2011) "Кодекс Республики Беларусь об образовании"

Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах ребенка" (Заключена в г.Нью-Йорке 20.11.1989) (ред. от 21.12.1995)

Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 "Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 февраля 2006 г. № 289 "Об утверждении Положения о детском доме семейного типа"

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. № 1676 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь"

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 N 116 "Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь"

Основная литература:

1. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология : учеб. пособие / Н.Ф. Вишнякова. - Минск : Университетское, 2000. - 246 с.

2. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей (публикация на основе доклада НИИ семьи) // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 27 - 39.

3. Глоссарий социальной работы / Автор-составитель Е.И. Холостова. - М. : Дашков и К°, 2006. - 220 с.

4. Зайцев, Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учеб. пособие / Д.В. Зайцев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 264 c.

5. Кравченко, А.И. Социальная работа : учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М. : ТК Велби, Проспект, 2008. - 416 с.

6. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. - Минск : МФЦП, 2007. - 448 с.

7. Лукашевич, В.В. Основы управления персоналом : учеб. пособие / В.В. Лукашевич. - М. : КНОРУС, 2007. - 232 с.

8. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2006. - 1008 с. (справочник практического психолога).

9. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие / Г.П. Медведева. - М. : Академия, 2007. - 272 с.

10. Милькаманович, В.К. Социальная геронтология : учеб.-методический комплекс / В.К. Милькаманович. - Минск : Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2010. - 321 с.

11. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе : учеб. пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев: 2-е изд. - М. : Академический проект; Фонд "Мир", 2006. - 496 с.

12. Организация, управление, администрирование в социальной работе : учеб. пособие / Отв. ред. П.В. Палехове. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 128 с.

13. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред Н.Ф. Басова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 288 с.

14. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие / П.Д. Павленок. - 7-е изд., доп. - М. : Дашков и К°, 2007. - 476 с.

15. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе / Е.Г. Сорокина. - М. : Академия, 2009. - 210 с.

16. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 427 с.

17. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 240 с.

18. Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М. : Академический Проект, 2007. - 512 с.

19. Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М. : Академический Проект, 2007. - 432 с.

20. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2008. - 296 с.

21. Холостова, Е.И. Социальная геронтология : учеб. пособие / Е.И. Холостова, В.В. Егоров, А.В. Рубцов. - М. : Дашков и К°, 2005. - 296 с.

22. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - 4-е изд. стер. - М. : Академия, 2007. - 272 с.

23. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология (лекции) : учеб. пособие для вузов / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. - М. : Академический Проект, 2006. - 320 с.

Дополнительная литература:

1. Зоркая, Н.А. Проблемы повседневной жизни семьи: "бедность" как фокус восприятия повседневных проблем // Мониторинг общественного мнения. - 2003. - № 1 (63). - С. 26 - 38.

2. Наумчик, В.Н. Социально-культурная деятельность: словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Праздников, О.В. Ступакевич. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2008. - 96 с.

3. Павленок, П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. - 2000. - № 9. - 119 - 122 с.

4. Патрушев, В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. - 1998. - № 10 - С. 105 - 110.

5. Романов, П.В. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. - 2005. - № 2.

6. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности : пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В.Н. Наумчик, Я.Д. Григорович, Н.В. Самерсова [и др.].; под общ. ред. В.Н. Наумчика. - Минск : Выш. шк., 2004. - 143 с.

7. Стивенсон, С.А. О феномене бездомности // Социологические исследования. - 1996. - № 8. - С. 26 - 33.

8. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие. - 2-е изд. / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и К°, 2008. - 240 с.

9. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация : учеб. пособие. - 3-е изд. / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М. : Дашков и К°, 2005. - 340 с.

10. Черняева, Т.И. Социальная реабилитация "нетипичных" детей (зарубежный и российский опыт) // Социс. - 2005. - № 6.

11. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - Спб. : Питер, 2004. - 316 с.

4

Показать полностью… https://vk.com/doc41662344_88949800
181 Кб, 14 мая 2012 в 21:50 - Россия, Москва, ГЭИ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении