Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020559 из ГЭИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Тобольский государственный педагогический институт

им. Д.И.Менделеева"

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Утверждено

на заседании кафедры

"_____"______________2008 г.

зав. кафедрой БЖД и МБД

_________________________

Методические рекомендации

к государственному экзамену для студентов

по специальности "050401.65 ? Безопасность жизнедеятельности"

Тобольск

2008 Государственным образовательным стандартом по специальности 050104.65 "Безопасность жизнедеятельности", утверждённым Минобразованием и науки РФ 31 января 2005 г. (регистрационный № 715 пед/сп), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы;

б) государственного экзамена.

Итоговые государственные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжения образования в аспирантуре.

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 050104.65 "Безопасность жизнедеятельности", предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста - учителя безопасности жизнедеятельности, при отборе учебного материала для государственного экзамена представляется целесообразным выделение следующих основных учебных модулей (ОУМ):

1. Типология опасностей

2. Теория выживания

3. Триада безопасности жизни

Первый модуль посвящён комплексу дисциплин, отражающих современные представления о возникающих опасностях и мероприятиях по защите от них. Он включает разделы:

* опасности природного характера и защита от них;

* опасности техногенного характера и защита от них;

* опасности в населенных пунктах и защита от них.

Опасности природного характера и защита от них

Классификация, характеристика и закономерности проявления ЧС в природе

Литосферные опасности природного происхождения (землетрясения, вулканы, оползни и др.). Гидросферные опасности природного происхождения (наводнения, цунами, штормы). Атмосферные опасности природного происхождения (ураганы, бури, смерчи, град, ливень). Космические опасности природного происхождения (астероиды, излучения).

Опасные природные явления

Землетрясения: общие понятия и определения (землетрясения, форшоки, афтершоки, гипоцентр, эпицентр, плейстосейстовая область). Данные о крупных землетрясениях и о числе погибших. Шкалы интенсивности землетрясений (Де Росси и Форель, Меркалли, Рихтер, Медведев). Шкала силы землетрясений MSK-64 и ее соотношение со шкалой Рихтера. Причины землетрясений и их связь с движения тектонических плит (североамериканская, южноамериканская, евроазиатская, африканская, тихоокеанская, атлантическая). Характеристики землетрясений: 1 - глубина очага; 2 - магнитуда; 3 - интенсивность энергии на поверхности земли. Примерное соотношение магнитуды и балльности в зависимости от глубины очага. Зависимость между магнитудой и интенсивностью землетрясений. Наиболее сильные землетрясения на территории СССР (России) за последние 50 лет. Локальные землетрясения и причины их возникновения.

Вулканы: общие понятия и определение (магма; магматизм - эффузивный, интрузивный; лава, вулканы, барранкосы, фумаролы, мофеты). Историческая справка об извержениях вулканов. Схема строения вулкана (кратер, конус, жерло, магматический очаг). Типы извержений: эффузивный, экструзивный, эксплозивный. Причины вулканической деятельности: 1 - вулканизм зон субдукции, вулканизм рифтовых зон, вулканизм приуроченный к крупным разломам, вулканизм горячих точек. Классификация вулканов: 1. Стромбатанский тип (Ицалько в Ц. Америке); 2. Гавайский тип (Гавайские о-ва, Исландия); 3. Пелейский тип (Мон-Пеле на о. Мартиника); 4. Бандайский тип (Катмай на Аляске); 5. Этновезувианский тип (Ключевская Сопка на Камчатке). Географическое распределение вулканов: 1. Тихоокеанская зона делится на две подзоны: а) подзона краевых частей материков и островных дуг; б) подзона собственно Тихоокеанская; 2. Средиземноморско-Индонезийская зона - две подзоны: а) Средиземноморская; б) Индонезийская; 3. Атлантическая зона; 4. Индоокеанская зона.строение вулканов, типы извержений, причины вулканической деятельности.

Цунами: отличие моретрясений от цунами. Историческая справка о наиболее крупных цунами за последние 50 лет. Причины возникновения цунами. Основные характеристики цунами: магнитуда, интенсивность, скорость движений волн. Шкала интенсивности цунами. К Иизиды и А. Имамуры. Разрушительные последствия цунами. Предвестники цунами.

Оползни: общие понятия и определения (оплывы, собственно оползни, цирки, оползни глетчерного типа, зеркало скольжения, "пьяный лес"). Схема строения оползневого склона. Причины возникновения оползней: естественно-природные, антропогенные. Классификация оползней. 1) по механизму оползневого процесса (сдвиг, выдавливание, гидравлический вынос и др); 2) По глубине залегания (поверхностные, мелкие, глубокие, очень глубокие); 3) По мощности (малые, средние, крупные, очень крупные). 4. По скорости движения (быстрые, средней скорости, медленные); 5. По масштабу вовлеченной в процесс площади (очень мелкие, мелкие, средние, крупные, очень крупные, грандиозные); 6. По механизму смещений (деляпсивные, детрузивные). Признаки зарождающегося оползня.

Сели: общие понятия и определения (морены, гляциальные сели). Классификация для селей (водокаменные, грязевые, грязекаменные, вододревесные). Условия, необходимые для образования селя. Причины формирования селей (естественные, антропочвенные, техногенные). Селевой бассейн. Три стадии селя (накопление, перемещение, затопление). Типы селеобразования: эрозионный, прерывной, обвально-оползневый. Количество суточных ливневых осадков, вызвавших формирование селей. Типы селевых потоков и их воздействия на сооружения (маломощный, среднемощный, мощный, катастрофический). Поражающее действие селевого потока.

Снежные лавины, понятия и определения (осов, лавинные лотки, лавинные пройсы, солифлюкция, тропическая и экстраординарная солифлюкция, крип и дефлюкция, курумы). Основные факторы лавинообразования. Классификация снежных лавин: 1. По природе формирования и характеру движения (лотковая, склоновая, прыгающая, пластовая, грунтовая, сухая, мокрая); 2. По частоте схода (систематические, спорадические). Степени лавинной опасности: незначительная, слабая, небольшая, умеренная, большая, максимальная. Признаки лавинной опасности.

Обвалы и осыпи. Причины возникновения обвалов и осыпей. Поражающий фактор обвала. Классификация обвалов (очень малые, малые, средние, крупные).

Абразия, понятия и определения (трансгрессия, бенч, клиф). Абразионное развитие берега. Причины усиления абразии.

Причины ЧС гидрологического характера: наводнения, низкий уровень воды, сели, снежные лавины, ранний ледостав. Наводнение, понятия и определения (затор, зажор, ветровой нагон, уровень воды, нуль поста, ординар, футшток, расход воды, объем наводнения). Классификация наводнений: 1. По времени действия (кратковременные, длительные); 2. По повторяемости масштабам и наносимому ущербу (низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические); 3. По признаку причин (половодья, паводковые, ливневые, запорные, селевые, нагонные, завальные, аварии и гидротехнических сооружениях). Типы наводнений.

Антициклон. Туман. Гололед. Гром. Молния. Ураганы. Буря. Смерчи.

Антициклон - область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре. Туман - скопление мелких ледяных капель в приземном слое атмосферы. Гололед - слой плотного льда на поверхности земли. Радиационные туманы. Адвективные туманы. Град - атмосферные сферические частицы размером от 5 до 55 мм. Гром - звук в атмосфере, сопровождающий разряд молнии. Молния гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Молнии делятся на внутриоблачные и наземные. Процесс развития наземной молнии. Интенсивность грозовой деятельности. Три категории устройства молниезащиты. Ураган - циклон, у которого давление в центре очень низкое. Буря - очень сильный ветер, приводящий к большому волнению на море и к разрушениям на суше. Смерч - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся в виде темного рукава. Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта (12 баллов).

Виды лесных пожаров и их последствия. Торфяные пожары.

Способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в условиях ЧС природного происхождения

Защита от землетрясений. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Действия при цунами и оползнях. Способы борьбы с селями. Действия населения при снежных лавинах. Способы защиты от лавин. Действия населения при угрозе схода оползней, обвалов, селей. Защита от наводнений. Действия населения при угрозе наводнений.

Инфекционные заболевания людей, животных и растений

Эпидемии. Пандемии. Грипп.

Инфекционные заболевания, понятия и определения. (инфекция, патогенность, инвазионность, токсичность, экзотоксин, эндотоксин, вирулентность, зооноз.). Три фазы механизма передачи патогенных микробов. Эпидемия - постоянное наличие какого-либо инфекционного заболевания на определенной территории. Пандемия - необычайно сильная эпидемия, охватывающая большое количество людей и территорий, выходящая заграницы одного государства. Комплекс мероприятий по эпидемическому обеспечению. Грипп - острая вирусная инфекционная болезнь с воздушно-капельным путем передачи, характеризующаяся кратковременной лихорадкой, симптомами общего токсикоза и поражением верхних дыхательных путей. История, географическое распространение. Этиология (А, В, С.) Эпидемиология. Профилактика.

Брюшной тиф. Холера. Туберкулез.

Брюшной тиф - острая антропонозная инфекционная болезнь с фекально-оральным механизмом передачи, четко выраженной цикличностью, поражением тонкой кишки, бактериемией, интоксикацией, лихорадкой, сыпью. История и географическое распространение .Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Профилактика.

Холера - острая инфекционная болезнь с фекально-оральным механизмом передачи, обезвоживанием, водянистыми испражнениями и рвотными массами. История и географическое распространение (семь пандемий). Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Профилактика.

Туберкулез - инфекционная болезнь, вызываемая микробактериями туберкулеза и характеризующаяся образованием специфических гранулем в различных органах и тканях и полиморфной клинической картиной. История и географическое распространение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Профилактика.

Сальмонеллез. Ботулизм. Сибирская язва.

Сальмонеллез - острая инфекционная болезнь человека и животных, вызываемая анаэробными палочками, передающаяся в большинстве случаев через пищевые продукты и характеризующаяся преимущественным поражением ЖКТ. История и география распространения. Этиология. Эпидемиология. Профилактика.

Ботулизм - тяжелая инфекционная болезнь, возникающая в результате употребления в пищу продуктов, содержащих токсины ботулизма и самих возбудителей, характеризующаяся интоксикацией организма с преимущественным поражением ЦНС и вегетативной нервной системы. история и географическое распространение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Профилактика.

Сибирская язва - острая инфекционная болезнь из группы зоонозов, характеризующаяся лихорадкой, поражением лимфатического аппарата, интоксикацией. История и географическое распространение. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Профилактика.

Столбняк. Клещевой энцефалит. Эпидемический сыпной тиф.

Столбняк - острая инфекционная болезнь, характеризующаяся наличием тектонических судорог, обусловленных поражением определенных структур ЦНС, токсином возбудителя, который проникает в организм через поврежденнную кожу и реже - слизистые оболочки. История, географическое распространение. Этиология. Эпидемиология. Прогноз. Профилактика.

Клещевой энцефалит - острая нейровирусная инфекция, передается клещами, характеризуется внезапным началом, лихорадкой, выраженными поражениями ЦНС. История и географическое распространения. Этиология. Эпидемиология. Прогноз. Профилактика.

Эпидемиологический сыпной тиф (вшивый, головной, тюремный) - острая инфекционныя болезнь, вызываемая риккетсиями Провачека, передаваемая вшами, и клинически характеризующаяся циклическим течением с лихорадкой, тифозным состоянием, своеобразной экзантемой, а также острым поражением ЦНС и ССС. История и географическое распространение. Этиология. Эпидемиология. Осложнения. Прогноз. Профилактика.

Болезни картофеля: Фитофтооз (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы). 2. Серебристая парша (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы).

Болезни овощных культур: 1. Кила (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы). 2. Фомоз (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы)

Болезни томатов: 1. Черная бактериальная пятнистость (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы). 2. Септироз или белая пятнистость (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы).

Болезни зерновых злаков: 1. Пыльная головня пшеницы (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы); 2. Корневая гниль яровой пшеницы (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы).

Болезни плодовых культур: 1. Цистопороз яблони (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы)

Болезни ягодных культур: 1) Антракноз смородины и крыжовника (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы); 2. Мозаика малины (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы); 3. Белая пятнистость земляники (возбудитель, характерные черты поражения, географическое распространение, меры борьбы).

Опасности техногенного характера и защита от них

Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом АХОВ

Перечень и общая характеристика АХОВ. Хранение и транспортировка АХОВ. Классификация химических аварий.

Защита от АХОВ в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты от АХОВ. Правила поведения людей в зоне химического заражения. Ликвидация последствий аварийных выбросов АХОВ в окружающую среду.

Явления радиоактивности и аварии радиационных объектов

Радиоактивность: определение, единицы измерения. Проникающая радиация, радиоактивное заражение местности. Природные излучения. Влияние их на человека, флору и фауну земли. Естественный радиационный фон. Космические излучения. Земные источники излучения. Аварии на радиационных объектах. Федеральный закон РФ " О радиационной безопасности населения". Действия населения и правила поведения при радиационных заражениях. Способы дезактивации и локализации радиоактивных загрязнений.

Взрывы и пожарная безопасность

Понятия о взрывах, пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО), категории, степени огнестойкости объектов. Нормативные акты РФ в области пожарной безопасности.

Горение как химическая реакция. Горючее и взрывоопасные вещества. Поражающие факторы пожара и взрыва. Условия прекращения процесса горения.

Классификация и причины пожаров. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Система оповещения о пожаре. Действия и правила поведения при пожаре. Способы и приемы тушения огня. Характеристика основных огнетушащих веществ. Техника, используемая для тушения пожаров. Способы эвакуации населения. Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах, их поражающие факторы и фазы развития. Взрывоопасные вещества (ВВ) и их группы. Действия населения при авариях со взрывами и пожарами. Защита предприятий и населения от поражающих факторов пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении. Обязанности учителя. Действия учителя и учащихся при пожаре.

Чрезвычайные ситуации на гидродинамических опасных объектах

Поражающие факторы гидродинамических аварий, их последствия. Действия населения при получении информации об аварии.

Чрезвычайные ситуации при применении оружия массового поражения

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Гражданская оборона, ее структура и задачи.

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Организация ликвидации последствий ЧС.

Организация эвакомероприятий населения.

Организация работы по ГО в учебных заведениях.

Опасности в населенных пунктах и защита от них

Социальные опасности

Виды социальных опасностей. Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм. Экстремистские движения, религиозные секты в России. Психологические аспекты поведения в социальных конфликтах. Злоупотребления токсичными веществами, алкоголизм и наркомания. Меры профилактики.

Терроризм как глобальная проблема современности

Основные источники угрозы и методы террора. Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства.

Криминальные опасности

Виды и категории преступлений. Криминогенная ситуация в городе, выявление зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы, их психология и субкультура.

Криминогенные ситуации в местах проживания, причины их возникновения, правила безопасного поведения и обеспечения личной безопасности. Поведение при попытке изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера. Безопасность на улицах и в общественных местах. Правила безопасного поведения. Экономическая преступность. Опасности в сфере потребительского рынка. Права потребителей. Право на безопасность товара. Мошенничество, способы и меры защиты от него.

Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью. Формы коллективной безопасности на улице, в доме, подъезде. Системы обеспечения безопасности населенного пункта. Планирование и проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении. Уголовная ответственность взрослых и несовершеннолетних. Правовые основы самозащиты и необходимой обороны в криминогенных ситуациях.

Самооборона

Понятие, виды, способы, классификация. Морально-психологические и правовые основы самообороны и применения оружия. Подручные средства самозащиты. Технические средства самозащиты и обеспечения безопасности жилища и образовательных учреждений

Опасности на дороге

Основные причины ДТП. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. Методы предотвращения ДТП.

Опасности в общественном транспорте

Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при аварийных ситуациях. Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Второй модуль включает дисциплины, отражающие деятельность Правительства РФ в сфере безопасности и защиты человека в ЧС, а также безопасность человека в возникающих чрезвычайных ситуациях и направленные на овладение студентами умениями и навыками доврачебной помощи пострадавшим. Он включает разделы:

* обеспечение правовых, нормативно-технических и организационных вопросов безопасности жизнедеятельности;

* проблемы вынужденного автономного существования;

* современные средства защиты населения и разведки обстановки при чрезвычайных ситуациях;

* доврачебная помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение правовых, нормативно-технических и организационных вопросов безопасности жизнедеятельности

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС). Структура, организация, цели, задачи.

Конституция РФ об основных правах, свободах и обязанностях граждан.

Законодательство РФ в области безопасности жизнедеятельности.

Кодекс законов о Труде.

Основы военного законодательства.

Законодательство в области защиты от ЧС и по гражданской обороне.

Основы жилищного и брачно-семейного законодательства.

Основы гражданского законодательства.

Основы законодательства: административного, земельного и по охране труда.

Производственная санитария.

Организация охраны труда учащихся и персонала в учебном заведении.

Проблемы вынужденного автономного существования

Подача сигналов бедствия

Специальные средства и подручные средства сигнализации. Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты. Порядок проведения спасательных работ и спасательных операций.

Ориентирование на местности

Ориентирование по карте. Пользование компасом. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу. Ориентирование в ночное время.

Определение времени без часов (по солнцу, по луне и по компасу, по созвездию Большая Медведица, по поведению птиц и растений).

Определение направления и движения по азимуту

Азимут, определение, отсчет и назначение. Выдерживание направления (линейные, точечные, промежуточные, вспомогательные ориентиры) и движение по азимуту.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, методом построения геометрических фигур, глазомерная съемка и др.).

Организация убежища и укрытия

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных "стройматериалов". Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в джунглях, в пустыне, тайге, урмане в зимних условиях.

Костер. Основные принципы обращения с ним

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопки, основное топливо и его заготовка. Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, тодья, таежный, ночной, восточный, полинезийский и др.) Виды костров и очагов (костер для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный) их особенности. Способы разведения костров без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноски.

Безопасность у костра при использовании горелок и примусов. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Питьевой режим и добывание воды

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение, обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Питание и добывание пищи

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии. Съедобные растения, грибы, ягоды, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях. Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.

Наиболее типичные опасности для здоровья в походе. Их профилактика и оказание первой медицинской помощи

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Пищевые отравления и отравления грибами. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них.

Современные средства защиты населения и разведки обстановки при чрезвычайных ситуациях

Современные средства защиты человека в чрезвычайных ситуациях

Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности.

Практическое применение средств защиты органов дыхания, средств защиты кожи и индивидуальных медицинских средств защиты.

Характеристика защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия).

Современные средства разведки сложившейся обстановки при чрезвычайных ситуациях

Приборы радиационной разведки, их назначение и общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.

Назначение и устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения отравляющих веществ зимой.

Универсальный газоанализатор. Назначение, устройство и порядок работы при определении сильно действующих ядовитых веществ.

Доврачебная помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Первая помощь при ранении

Общие понятия о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающее ранение черепа, груди, живота. Симптомы, первая медицинская помощь. Первичная повязка. Особенности наложения повязок зимой.

Первая помощь при кровотечениях

Кровотечение и его виды. Способы временной остановки кровотечения, пальцевое прижатие артерий, давящая повязка, жгут, закрутка. Изготовление жгута из подручных средств. Первая помощь при кровотечении внутренних органов.

Первая помощь при вывихах и переломах костей

Причины, признаки и оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ушибах мягких тканей в сочетании с переломами костей.

Основы сердечно-легочной реанимации

Понятие о реанимации. Терминальное состояние, определение признаков клинической и биологической смерти. Определение объема и последовательности реанимационных мероприятий.

Проведение искусственного дыхания методами "Рот в рот", "рот в нос" с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями.

Первая помощь при синдроме длительного сдавления

Понятие о синдроме длительного сдавления. Вид компрессий (раздавленное, прямое сдавление, позиционное сдавление), локализация, сочетание повреждение мягких тканей, осложнения, степени тяжести, периоды компрессий, комбинации с другими повреждениями, классификация компрессивного синдрома. Ишемия конечностей, классификация, некроз конечности. Клинические признаки ишемии. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей. Особенности оказания первой помощи. Правила освобождения пострадавших из-под развалин. Профилактика осложнений.

Первая помощь при ожогах и отморожениях

Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация. Отморожения, причины, признаки, виды и классификация. Первая помощь при ожогах от воздействия агрессивных сил сред, оказания первая помощь при них. Первая помощь при отморожениях. Общее охлаждение, особенности оказания медицинской помощи при нем.

Первая помощь при несчастных случаях

Первая помощь при утоплении. Белая и синяя асфиксия. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая помощь.

Первая помощь при поражениях отравляющими и аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ)

Признаки поражения. Оказание первой медицинской помощи. Антидоты. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения. Использование аптечки индивидуальной, антидотная терапия.

Первая помощь при радиационных поражениях

Особенности оказания первой медицинской помощи пораженным на загрязненной местности. Использование аптечки индивидуальной.

Первая помощь при острых расстройствах психики

Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь, особенности ее оказания. Правила ухода и транспортировки.

Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения

Размещение типового санитарного оборудования на транспортные средства (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолетах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспорта. Способы переноски пострадавших.

Третий модуль включает дисциплины, направленные на овладение студентом практическими умениями и навыками, необходимыми педагогу в профессиональной деятельности:

* методика обучения безопасности жизнедеятельности;

* педагогика;

* психология.

Методика обучения безопасности жизнедеятельности

Научные и педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности как образовательная область. Принципы педагогического процесса при изучении курса ОБЖ. Систематичность и повторяемость учебного материала. Доступность излагаемого материала, учет возрастных особенностей учащегося, сквозное построение содержания по классам. Воспитание деятельностного, активного отношения к жизни. Комплексный подход в решении проблем обеспечения жизнедеятельности человека.

Технологии по обучению ОБЖ.

Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Метод индивидуального воздействия (лекция, беседа, дискуссия и т. д.). Метод группового воздействия (лекции, беседы, круглый стол, КВН и т.д.). Метод пропаганды через СМИ (телевидение, радио, печать, выставки, театрализованные представления и т.д.). Средства пропаганды безопасности жизнедеятельности (демонстрационные, изобразительные).

Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности

Основные блоки курса для начальной школы; для средних классов; для старших классов.

Основные разделы курса: основы здорового образа жизни; защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний; основы защиты Отечества.

Межпредметные связи

Интеграция образовательной области "Безопасность жизнедеятельности":

- естествознание: знания по физике, химии, биологии, географии и экологии, используемые в тематических линиях;

- обществознание: знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях;

- технология: знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности, используемые в тематических линиях;

- физическая культура: знания о физкультурной деятельности человека, используемые в тематических линиях;

- математика и информатика: представления о возможности ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам; использование тематики ОБЖ в примерах и задачах;

- филология, искусство: образное отражение комплекса проблем безопасности с акцентом на их жизнеутверждающую, оптимистическую сторону.

Урок безопасности жизнедеятельности

Постановка цели урока. Средства достижения цели урока. Структура урока. Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков, связанных с темой урока. Формирование у учащихся новых понятий и способов действия. Организация применения на практике учащимися полученных знаний и опыта деятельности. Организация учебной деятельности на уроке ОБЖ. Фронтальная, индивидуальная и групповая формы организации учебной деятельности. Система уроков ОБЖ.

Учебно-материальная база кабинета по ОБЖ. Учебники, учебно-методические пособия, нормативно-правовые документы. Средства обучения. Наглядные пособия: плакаты, схемы, диаграммы, таблицы, муляжи и пр. Технические средства обучения: кинопроекторы, диапроекторы, видеомагнитофоны, персональные компьютеры и т.д.

Методика проведения Дня защиты детей. Планирование мероприятия. Определение цели, задач и времени проведения. Состав участников (порядок подготовки по классам и категориям), состав комиссии.

Обеспечение безопасности поведения учащихся в повседневной жизни, в школе, во время массовых мероприятий

Понятие об опасностях, подстерегающих детей в бытовой среде, опасности на улице, опасности при проведении массовых мероприятий для начальной и средней школ. Экскурсии. Разработка плана проведения экскурсий. Проведение инструктажа учащихся по технике безопасности. Поведение учащихся на территории и в помещениях объекта экскурсии. Разбор ситуационных задач, примеров.

Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту

Проведение лекций, бесед о профилактике травматизма и отравлений у детей.

Формирование родителями позитивного гигиенического поведения учащихся. Контроль за выполнением режима дня, уходом за телом, осанкой, двигательной активностью. Организация рационального питания детей, проведение закаливающих процедур, мероприятий по профилактике близорукости и т.д. Единство требований учителей и родителей.

Подготовка учащихся к действиям в ЧС локального характера и автономному выживанию

Понятие об автономном существовании человека, о выживании. Естественные природные опасности. Выработка навыков аналитического поведения в жизнеопасных ситуациях.

Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии природного характера. Практическая отработка первичных умений и навыков выживания в природных условиях.

Организация защиты населения от последствий ЧС природного и техногенного характера

Понятие о стихийных бедствиях. Классификация ЧС. Способы обеспечения безопасности населения, правила поведения и действия при стихийных бедствиях, при авариях и катастрофах.

Мероприятия по ГО

Система управления ГО. План мероприятий по ГО образовательного учреждения и обязанности учащихся. Организация проведения учебных сборов на базе воинских частей.

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Педагогика

Сущность процесса обучения, его методологические основы. Содержательные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства. Диалектическое единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Понятие принципов и правил обучения. Система принципов обучения, их диалектика. Характеристика сущности и реализации отдельных принципов обучения - научности, наглядности, региональности, активности и самостоятельности, связи с жизнью, доступности и прочности и т. д.

Цели и содержание образования. Сущность содержания образования. Образовательный стандарт как основа базовой культуры личности и самоопределения. Государственный образовательный стандарт (сущность, назначение). Базисный учебный план (понятие единого образовательного пространства, национально - регионального компонента и т. д.). Материальные носители содержания образования и их характеристика: учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебный предмет.

Метод обучения как многомерное явление. Метод и прием, метод и средства обучения. Характеристика различных подходов к классификации методов обучения. Выбор методов обучения, динамика развития методов обучения. Средства обучения: их функции, классификация.

Организационные средства обучения. Исторически сложившиеся и современные формы обучения. Урок как основная форма обучения в традиционной дидактической системе. Характеристика других форм обучения: экскурсии, практикумы, семинары, факультативные занятия, домашняя учебная работа, консультации, дополнительные занятия. Динамика развития организационных форм обучения.

Системы (виды обучения), их обусловленность характером обучающей и учебной деятельности, методами и средствами обучения. Сущность, задачи, особенности объяснительно - иллюстративного, проблемного, программированного обучений.

Сущность понятия "диагностика" и "диагностирование"; диагностирование обученности и обучаемости. Сущность и задачи контроля, организации контроля, учет учебно - познавательной деятельности. Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике. Технология обученности и обучаемости.

Характеристика понятия "педагогическая технология". История развития педагогических технологий, классификация педагогических технологий. Выбор педагогических технологий. Характеристика педагогических технологий: модульное обучение, разноуровневое обучение, технология естественного общения и др.

Воспитание и его место в целостной структуре педагогического процесса. Воспитание как социально - педагогический феномен. Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и обучения. Воспитывающий характер образования и обучения.

Психология

Развитие личности в онтогенезе. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Принципы периодизации развития. Периодизация в психодинамическом подходе (З. Фрейд, Э. Эриксон), периодизация Ж. Пиаже. Периодизация психического развития в рамках культурно - исторического подхода Л. С. Выготского. Становление личности в процессе присвоения общественно - исторического опыта. Формирование высших психических функций. Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Сенситивные периоды развития. Закономерности развития личности. Психическое развитие в разные возрастные периоды: биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, развитие познавательной сферы, развитие личности. Психологическое сопровождение развития ребенка.

Активизация работы познавательных процессов на уроке. Развитие познавательной сферы (памяти, мышления, внимания и т. д.) в разные возрастные периоды. Мнемотехнические приемы развития памяти. Условия и приемы эффективного запоминания. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Методы активизации внимания на уроке. Роль внимания в различных видах деятельности. Роль воображения в учебной деятельности. Мышление в структуре познавательных процессов. Роль и место мышления в развитии человека. Основные мыслительные процессы. Роль речи в протекании психических процессов. Активизация работы познавательных процессов на уроке.

Сущность процессов обучения. Обучение и развитие. Психологическая сущность развивающего, проблемного, программированного обучения. Характеристика учебной деятельности. Мотивы учения. Функции контроля в обучении. Роль оценки в учебной деятельности. Проблемы обучения неуспевающих школьников. Психологическая поддержка ребенка.

Психология взаимодействия в системе: учитель - ученик - класс. Ученик как субъект учебной деятельности. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Учебное сотрудничество.

Психологические особенности профессии - учитель. Психологические характеристики профессии - учитель. Профессионально значимые качества. Педагогические способности. Личностные характеристики учителя, их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное самосознание педагога.

Перечень комплексных заданий к государственному экзамену

1. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Город как источник опасности" для учащихся 5 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

2. Разработать проверочный этап урока по теме "Ситуации аварийного характера в жилище" для учащихся 5 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

3. Разработать этап закрепления практического занятия по теме "Правила поведения во время пожара" для учащихся 5 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

4. Разработать проверочный этап урока по теме "Ситуации криминогенного характера на улице" для учащихся 5 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

5. Разработать виды домашнего задания по теме "Общественный транспорт" для учащихся 5 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

6. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Способы добычи огня и разведения костра" для учащихся 6 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

7. Разработать итоговый контроль по теме "Автономное существование человека" для учащихся 6 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

8. Разработать этап закрепления урока по теме "Сигналы бедствия" для учащихся 6 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

9. Разработать внеклассное мероприятие по теме: "За здоровый образ жизни" для 6 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

10. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Сооружение временного жилища в летних и зимних условиях" для учащихся 6 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

11. Разработать групповую форму работы учащихся на уроке по теме "Землетрясения" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

12. Разработать виды домашнего задания по теме "Вулканы" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

13. Разработать проверочный этап урока по теме "Снежные лавины" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

14. Разработать этап закрепления урока по теме "Лесные и торфяные пожары" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

15. Разработать фрагмент урока с использованием региональной составляющей по теме "Наводнения" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

16. Разработать практическое занятие по теме "Наложение повязок" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

17. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Основы репродуктивного здоровья подростков" для учащихся 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

18. Разработать внеклассное мероприятие по теме: "Сильные, смелые, ловкие, умелые" для 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

19. Разработать внеклассное мероприятие по теме: "Вред от курения" для 7 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

20. Разработать виды домашнего задания по теме "Производственные аварии и катастрофы" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

21. Разработать групповую форму работы учащихся на уроке по теме "Пожары и взрывы" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

22. Разработать фрагмент урока с использованием региональной составляющей по теме "Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

23. Разработать этап закрепления урока по теме "Аварии с выбросом радиоактивных веществ" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

24. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Нарушение экологического равновесия" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

25. Разработать практическое занятие по теме "Действия учащихся при чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

26. Разработать практическое занятие по теме "Оказание первой медицинской помощи при поражении АХОВ" для учащихся 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

27. Разработать внеклассное мероприятие по теме: "Турнир спасателей" для 8 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

28. Разработать проверочный этап урока по теме "Безопасное поведение дома" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

29. Разработать проверочный этап урока по теме "Безопасное поведение на улице" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

30. Разработать практические задания урока по теме "Первая медицинская помощь при травмах" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

31. Разработать этап закрепления урока по теме "Экстренная реанимационная помощь" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

32. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

33. Разработать урок-семинар по теме "Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

34. Разработать виды домашнего задания урока по теме "Личная гигиена" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

35. Разработать урок-семинар по теме "Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

36. Разработать внеклассное мероприятие по теме "Наркомании нет" для учащихся 9 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

37. Разработать урок с использованием ситуационных задач по теме "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

38. Разработать урок-семинар по теме "Уголовная ответственность несовершеннолетних" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

39. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

40. Разработать групповую форму работы учащихся на уроке по теме "Ядерное и химическое оружие" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

41. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Бактериологическое оружие и обычные средства поражения" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

42. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

43. Разработать практические задания урока по теме "Средства индивидуальной защиты населения" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

44. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Классификация, пути передачи и профилактика инфекционных заболеваний" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

45. Разработать этап закрепления урока по теме "Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

46. Разработать урок-семинар по теме "Здоровый образ жизни и его составляющие" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

47. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "История создания Вооруженных Сил России" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

48. Разработать урок-обобщения по теме "Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

49. Разработать внеклассное мероприятие по теме "Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма" для учащихся 10 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

50. Разработать внеклассное мероприятие по теме "Автономное существование человека в природных условиях" для учащихся 9 - 10 классов на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

51. Разработать урок-семинар по теме "Семья в современном обществе. Законодательство о семье" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

52. Разработать итоговый контроль урока по теме "Болезни, передающиеся половым путем" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

53. Разработать практическое занятие по теме "Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

54. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Первая медицинская помощь при травматическом шоке" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

55. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Военная присяга - клятва воина на верность Родины" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

56. Разработать этап закрепления урока по теме "Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Военная форма одежды" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

57. Разработать этап изучения нового материала урока по теме "Права и ответственность военнослужащих" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

58. Разработать внеклассное мероприятие по теме "23 февраля - День защитника Отечества" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

59. Разработать внеклассное мероприятие по теме "Профилактика СПИДа" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

60. Разработать внеклассное мероприятие по теме "Спортивное ориентирование" для учащихся 11 класса на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащихся.

Алгоритм выполнения комплексного задания

1. Раскройте содержание данной темы урока.

2. Сформулируйте цель, задачи урока, межпредметные связи (при необходимости).

3. Перечислите оборудование и средства наглядности для проведения урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

4. Сформулируйте психологические возрастные особенности учащихся с педагогической точки зрения.

5. Предложите методы (приемы), формы организации учащихся на уроке (или технологии), стимулирующие эмоциональный интерес учащихся к данной теме и направленные на создание условий для проявления активной роли ученика.

Государственный экзамен по специальности 050104.65 "Безопасность жизнедеятельности" проводится устно, по билетам. Билеты содержат комплексное задание в соответствии с выделенными модулями.

Ответы выпускников оцениваются по пятибалльной шкале.

Оценка 5 баллов (отлично) выставляется при демонстрации выпускником глубоких знаний профессиональных дисциплин, творческого решения предложенных заданий, а также чётких и осмысленных ответов на дополнительные вопросы.

Оценка 4 балла (хорошо) выставляется за глубокие и осознанные знания, но при недостаточной логике и чёткости ответов, как на задание билета, так и на дополнительные вопросы экзаменаторов.

Оценка 3 балла (удовлетворительно) выставляется при не глубоком анализе проблем в целом по заданию билета, а также некоторых затруднениях при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка 2 балла (неудовлетворительно) выставляется при не способности выпускника охарактеризовать проблему, как в целом, так и отсутствие представлений о частных явлениях при ответе на задание билета. В этом случае ГАК делает вывод о несоответствии знаний выпускника ГОС ВПО.

23

Показать полностью… https://vk.com/doc44834224_261246413
159 Кб, 15 января 2014 в 8:03 - Россия, Москва, ГЭИ, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении