Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020587 из ГЭИ

Федеральное агентство по образованию РФ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

Факультет Автомобильные дороги и мосты

Кафедра Экономика и управление дорожным хозяйством

Материалы для подготовки

к междисциплинарному экзамену

по специальности 270205 - Автомобильные дороги и аэродромы

по кафедре Экономика и управление дорожным хозяйством

Раздел 1: "Основы экономики отрасли"

Раздел 2: "Основы предпринимательской деятельности"

Раздел 3: "Организация и управление производством в дорожной отрасли"

Омск-2007 г.

Экзаменационные вопросы и ответы подготовили преподаватели кафедры "Экономика и управление дорожным хозяйством" СибАДИ.

Раздел 1. "Основы экономики отрасли" - проф., д.т.н. Боброва Т.В., доцент, к.т.н. Кабанов Н.В.

Раздел 2. "Основы предпринимательской деятельности" - ст. преподаватель Цырульникова А.Б.

Раздел 3. "Организация и управление производством в дорожной отрасли" - проф., д.т.н. Боброва Т.В.

Вопросы и ответы составлены под руководством и общей редакцией зав. каф. ЭУДХ Бобровой Т.В.

Вопросы и краткие варианты ответов

Раздел 1: Основы экономики отрасли

Вопрос 1. Закон об автомобильных дорогах и его цели. Понятие дорожной деятельности. Планирование дорожной деятельности.

Федеральный закон № 257 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона (ФЗ) распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Целями ФЗ №257 являются:

1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований;

2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности;

3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;

4) содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожной деятельности;

5) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности;

6) улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

7) обеспечение интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Вопрос 2. Классификация автомобильных дорог в зависимости от их значения и использования в соответствии с законом РФ. Владельцы и пользователи автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

Вопрос 3. Финансирование дорожной деятельности. Инвестиционный процесс и инвестиционная деятельность, инвестиции, стадии инвестиционного процесса. Капитальные вложения, их состав и структура.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов или иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований соответствующих бюджетов на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий физических и юридических лиц по реализации (использованию) инвестиций. Инвестиции - средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения полезного эффекта. Инвестиционный процесс включает стадии:

1.Разработка инвестиционного предложения;

2.Обоснования инвестиций;

3.Определение источников инвестирования и заключение договоров о финансировании;

4.Организация строительной деятельности, связанной с осуществлением проектов;

5.Завершение проекта, ввод объектов в эксплуатацию.

Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию, модернизацию дорог, техническое перевооружение предприятий дорожной отрасли, приобретение машин, оборудования и т.д., проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Соотношение между указанными элементами затрат образуют структуру капитальных вложений.

Вопрос 4. Эффективность инвестиционного проекта (ИП): общее понятие, виды эффективности, их характеристика, последовательность определения различных видов эффективности

Эффективность инвестиционного проекта - категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Методические Рекомендации по оценке эффективности ИП предлагают оценивать следующие виды эффективности:

* эффективность проекта в целом;

* эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом включает:

* общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

* коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности учитывают социально- экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, включая как непосредственные результаты и затраты самого проекта, так и "внешние" затраты и результаты в смежных секторах экономики (для автомобильных дорог: в сфере автомобильного и других видов транспорта), кроме того экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения. При положительной общественной эффективности проекта приступают к оценке коммерческой эффективности.

Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего инвестиционный проект, в предположении: что он производит для реализации проекта все необходимые затраты и пользуется всеми его результатами.

На второй ступени оценивается эффективность участия в проекте с целью проверки финансовой реализуемости и заинтересованности в нем всех его участников (предприятий-участников, финансово-промышленных групп, объединений, отдельных регионов).

Вопрос 5. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов, принципы расчета, дисконтирование, понятие интегрального эффекта, срока окупаемости, формула чистого дисконтированного дохода

Для оценки показателей эффективности ИП необходимо рассматривать его в течение расчетного периода (Tр), охватывающего время от начала проекта до его прекращения. При оценке общественной эффективности проектов дорожного строительства, расчетный период включает время от вложения средств в проектно-изыскательские работы до первого капитального ремонта дороги (износ основных фондов). Расчетный период разбивается на шаги: годы, месяцы и т.д., в зависимости от поставленных задач.

Эффективность проекта может оцениваться как количественными (показателями эффективности), так и качественными характеристиками. Важнейшим показателем является интегральный эффект - категория, характеризующая превышение результатов реализации проекта (денежных притоков) над затратами (оттоками денег) в расчетном периоде. При расчете показателей эффективности за расчетный период в несколько лет осуществляют дисконтирование денежных потоков, т.е. приведение разновременных затрат к их ценности на определенный момент времени, момент приведения to. Дисконтирование денежного потока осуществляют путем умножения его значения на t-м шаге на коэффициент дисконтирования (?t)

?t = 1/(1+Е)t ,

где Е - норма дисконта.

Основными показателями экономической эффективности инвестиционных проектов являются: чистый доход (ЧД); чистый дисконтированный доход (ЧДД), срок окупаемости инвестиции (То), индекс доходности

ЧДД определяется выражением

,

где Rt - результаты (притоки) на t-м шаге; З t -эксплуатационные (без инвестиций) затраты на t-м шаге; Kt - инвестиции в t-й год.

Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента проекта до момента в расчетном периоде, после которого значение ЧДД на t-м шаге становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Вопрос 6 Сметно-нормативная база для определения стоимости строительства. Элементные и укрупненные нормативы. Основные сборники элементных норм в дорожной отрасли.

Сметные нормативы - это обобщенное название сметных норм, цен и расценок, объединенных в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями они служат основой для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания дорог, сооружений на дорогах, зданий и т.д. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся:

* сметные нормы расхода ресурсов (затраты труда рабочих, время работы строительных машин, потребность материальных ресурсов) на соответствующие единицы измерения работ в Сборниках государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001);

* единичные расценки (прямые затраты) на единицы измерения работ в Сборниках Федеральных единичных расценок (ФЕР) и территориальных по регионам (ТЕР);

* сметные цены в Сборниках средних сметных цен на основные строительные ресурсы (на территориях)

Главная функция элементных сметных норм ГЭСН - определение количества материальных, технических и трудовых ресурсов на ед. измерения по видам работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

К укрупненным сметным нормативам относятся нормативы, выраженные в %: нормативы накладных расходов по видам работ, нормативы сметной прибыли, нормативы затрат на временные здания и сооружения, нормы дополнительных затрат при производстве СМР в зимнее время, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Основными сборниками ГЭСН-2001 для расчета сметных цен для дорожного строительства являются

ГЭСН-2001, сборник №1 - земляные работы;

ГЭСН-2001, сборник №27 - автомобильные дороги;

ГЭСН-2001, сборник №30 - мосты и трубы

Вопрос 7. Основные виды сметной документации: локальные и объектные сметы, сводный сметный расчет, их состав, последовательность разработки

Для определения сметной стоимости строительства составляется следующая документация в составе проекта: сводный сметный расчет, объектные и локальные сметные расчеты.

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на определенные виды работ и затрат (в дорожном строительстве чаще на конструктивные элементы: земляное полотно, дорожная одежда и т.д.). Объемы работ определяют на основе рабочей документации.

Объектные сметы формируются на объект или пусковой комплекс в целом и объединяют в своем составе данные из локальных смет. Кроме стоимости СМР, определенной в локальной смете в объектную стоимость включают средства на покрытие лимитированных затрат. К лимитированным затратам относят затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты при производстве СМР в зимнее время и резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Сводный сметный расчет является документом, определяющим лимит капитальных вложений, и служит основой для открытия финансирования. Затраты в сводном сметном расчете распределены по главам. Дополнительно к объектной сметной стоимости в сводный расчет включают: содержание дирекции (технический надзор), проектно-изыскательские работы (авторский надзор), другие прочие затраты и налоги. За итогом сметного расчета указываются возвратные суммы.

Вопрос 8. Порядок формирования договорной цены на строительную продукцию. Понятие инвесторской сметы, сметы подрядчика, открытой и твердой договорной цены

Формирование договорных цен на строительную продукцию реализуется на конкурсной основе при проведении подрядных торгов. При этом рекомендуется составлять следующие виды смет:

* При разработке предпроектной и проектно-сметной документации - инвесторские сметы;

* На основе подготовленной инвестором тендерной документации, данных об объемах работ и потребности в ресурсах подрядчик составляет свою смету в текущем уровне цен. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся у данной подрядной организации.

Определение стоимости строительной продукции осуществляется (заказчиком) и подрядчиком в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт объекта.

Договорные цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства или твердыми (окончательными).

Вопрос 9 . Структура сметной стоимости строительно-монтажных работ (Ссмр), основные формулы, элементная нормативная база.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ (Ссмр) по экономическому содержанию состоит из прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):

Ссмр=ПЗ+НР+СП.

Прямые затраты включают:

- стоимость строительных материалов (М);

- затраты на основную заработную плату (ЗПс);

- стоимость эксплуатации строительных машин (ЭМ), включающую заработную плату механизаторов.

ПЗ= М + ЗПс+ ЭМ.

Прямые затраты и накладные расходы в сумме образуют сметную себестоимость работ: Сс= ПЗ+НР. Сметная прибыль есть гарантированная (нормативная) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции.

В сметную стоимость материалов входят затраты на их приобретение и расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов до приобъектных складов (цена франко-объект).

Накладные расходы определяются выражением:

где Зi - величина оплаты труда строителей и механизаторов по i-му виду работ; Нрi - норматив накладных расходов по i-му виду работ.

Размер прибыли на стадии рабочей документации определяется выражением:

,

где Зi - величина оплаты труда строителей и механизаторов; Нпрi -норма сметной прибыли.

Прямые затраты сметной стоимости СМР определяются суммой стоимости оплаты труда, материальных ресурсов и эксплуатации машин, исчисленных произведениями количественных размеров ресурсов на их цены. Количество ресурсов определяют на основе элементных сметных нормативов (ГЭСН-2001).

Вопрос 10. Основные фонды, понятие, структура основных фондов дорожного хозяйства, основные средства, показатели использования основных фондов

Основные фонды - совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в течение длительного времени, как в сфере материального производств, так и в непроизводственной сфере.

Основные производственные фонды в строительстве (О.П.Ф.) - средства труда, с помощью которых работники строительных предприятий воздействуют на предметы труда и осуществляют процесс производства. В подрядных дорожно-строительных организациях промышленно-производственные основные фонды называются производственными основными фондами строительного назначения. Основные фонды включают в себя: производственные здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, передаточные устройства, инструмент и хозяйственный инвентарь сроком службы более года. Основные фонды, выраженные в денежной форме, называются основными средствами. Показателем общей эффективности использования основных фондов установлена фондоотдача.

Фондоотдача - производство продукции (работ) в стоимостных единицах измерения на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов. Функционирование основных фондов в процессе производства потребительских стоимостей приводит к износу средств производства.

Показатель (коэффициент) износа основных фондов определяются как отношение суммы износа к их стоимости. Сумма износа рассчитывается как произведение нормы износа на размер (величину) балансовой стоимости.

Износ основных фондов обуславливает необходимость их воспроизводства. Воспроизводство основных фондов (В.О.Ф) - возмещение изношенных средств труда в денежном выражении и замена их в натуре. Средства для простого воспроизводства основных фондов накапливаются путем включения в состав издержек производства амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления (А.О.) - аппарат возмещения износа основных фондов строительных предприятий.

11. Оборотные средства, оборотные фонды, фонды обращения, общие понятия. Источники образования оборотных средств, показатели эффективности использования.

Оборотные средства дорожных организаций - совокупность материальных и денежных средств, вложенных в предметы труда и находящиеся в обращении. Оборотные средства, обеспечивая непрерывность процесса расширенного воспроизводства, выступают в виде оборотных производственных фондов и фондообращения. Оборотные производственные фонды в процессе производства изменяют свою вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию. К ним относят: материалы, топливо, конструкции и детали, незавершенное производство.

Фонды обращения - денежные средства в расчетах, кассе и на счетах. Они обеспечивают непрерывность превращения оборотных фондов из товарной формы в денежную и из денежной вновь в товарную.

Источники образования оборотных средств, представляют собой финансовые ресурсы. Они подразделяются на собственные и заемные. Собственные оборотные средства - полученные (приобретенные) правом собственности. Источником их пополнения является прибыль бизнеса. Заемные, т.е. полученные во временное пользование, обеспечиваются кредитами банков или временно привлекаемые из собственности кредиторов (у заказчиков, других организаций).

Эффективность использования оборотных средств оценивается:

- фондоемкостью, то есть размером оборотных средств, в расчете на каждый рубль производственной продукции:

Кф =ОС /Qгод,

где ОС - сумма оборотных средств; Q - объем строительно-монтажных работ;

- коэффициентом оборачиваемости, то есть объемом работ выполняемым за год в расчете на 1 рубль среднегодовой суммы оборотных средств:

Ко = Qгод / ОС;

- продолжительность одного оборота ОС в днях:

Д=Т / Ко,

где Т - число дней в периоде (360 дн.).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств основной рычаг повышения темпов производства потребительских стоимостей. Оно обуславливается оптимальным нормированием потребностей оборотных средств, развитием научно-технического прогресса, повышением качества менеджмента и маркетинга.

Вопрос 12. Производительность труда, определение, показатели. Заработная плата, тарифная система, её элементы.

Производительность труда это эффективность затрат труда, Она выражается в количестве продукции произведенной работником в единицу времени или в величине затрат рабочего времени на изготовление единицы продукции. Для определения производительности труда, её планирования и учета пользуются двумя показателями: выработкой и трудоемкостью продукции.

Выработка - показатель производительности труда, характеризующий количество продукции, произведенной в единицу времени (час, смена, год). Выработка измеряется (определяется) в денежном или натуральном выражениях.

Трудоемкость продукции - экономический показатель, характеризующий количество рабочего времени, затрачиваемого трудом на единицу строительной продукции.

Заработная плата представляет выраженную в денежной форме долю общественного продукта, которая выплачивается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда.

В основу организации заработной платы положена тарифная система, представляющая собой совокупность нормативов с помощью которых осуществляется дифференцирование и регулирование заработной платы. Ее элементами являются: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники. Тарифные ставки - выраженные в денежной форме абсолютные размеры оплаты труда в единицу рабочего времени.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов, соответствующих степени сложности и ответственности работ.

Тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) - перечень всех массовых, часто встречающихся профессий и квалификационных характеристик. Предназначен для тарификации работ и работающих.

Вопрос 13 Плановая себестоимость СМР на предприятиях дорожной отрасли, прямые, косвенные затраты. Состав планово-расчетных калькуляций стоимости материалов и эксплуатации машин.

Плановая себестоимость СМР (ПС) представляет собой прогноз величины затрат конкретной дорожно-строительной организации на выполнение комплекса работ: объекта, группы объектов, производственной программы. Плановая себестоимость определяется технико-экономическими расчетами по статьям затрат с учетом конкретных условий и плановых организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости.

Все издержки в зависимости от способов включения в себестоимость работ подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

Под прямыми затратами в составе себестоимости (Пз) подразумеваются расходы, связанные с производством СМР, которые можно прямо и непосредственно включить в себестоимость конкретного объекта:

Пз = М + З + ЭМ,

где М - стоимость используемых непосредственно при выполнении СМР материалов, конструкций, изделий, З - расходы на оплату труда производственных рабочих (строителей), включая дополнительную заработную плату, связанную с условиями работы, оплатой очередных и дополнительных отпусков; ЭМ - расходы на эксплуатацию дорожных машин с учетом времени их работы на конкретных объектах.

Под накладными косвенными затратами (Нз) понимают расходы, связанные с организацией и управлением производством, которые определяются для организации в целом и относят на объект пропорционально заработной плате рабочих и механизаторов.

ПС =Пз +Нз.

Стоимость материалов (ед. изм. - франко-объект) определяется путем составления планово-расчетных калькуляций на ед. изм., включающих: стоимость приобретения ресурсов (без НДС), расходы на их доставку до места укладки или использования (транспорт и погрузочно-разгрузочные расходы), заготовительно-складские расходы, наценки снабженческих организаций.

Калькуляция стоимости эксплуатации машин составляется на 1маш-ч и включает: амортизационные отчисления, затраты на техническое обслуживание и ремонт, отнесенные к 1маш-ч работы; оплату труда машинистов, занятых управлением машиной, эксплуатационные расходы (топливо, электроэнергия и др.).

Раздел 2. Основы предпринимательской деятельности

Вопрос 1. Понятие предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства.

Предпринимательская деятельность - инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты. Субъекты предпринимательства - частные лица, акционерные общества, унитарные предприятия, кооперативы и прочие объединения и государство. Объекты предпринимательства - любые виды хозяйственной деятельности.

Виды предпринимательства:

1. Производственное предпринимательство - это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей.

2. Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.

3. Финансовое предпринимательство - разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

4. Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

5. Страховое предпринимательство - это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая.

Вопрос 2. Несостоятельность (банкротство) предприятий. Виды банкротства. Процедура банкротства.

Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятия - признание арбитражным судом или объявленная самим предприятием-должником неспособность последнего в полном объеме удовлетворить требования частных кредиторов и (или) государства по денежным обязательствам. Это означает, что предприятие-банкрот не может возвратить взятые кредиты и уплатить проценты по ним, не в состоянии исполнить обязанность перед государством по уплате налогов и сборов, выплатить заработную плату работникам и т.д.

Виды банкротства:

- банкротство, инициируемое должником;

- банкротство, инициируемое кредитором;

- фиктивное банкротство, когда должник объявляет о банкротстве при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

- преднамеренное банкротство, когда учредители или иные лица, имеющие право подавать заявление о ликвидации, обращаются в суд с заявлением о признании банкротства.

Законом о банкротстве выделено 4 вида процедур, применяемых судом:

1. наблюдение, когда временный управляющий обеспечивает сохранность активов, определяет платежеспособность предприятия, администрация должника от управления не устраняется;

2. внешнее управление, когда внешний управляющий пытается восстановить платежеспособность предприятия, администрация предприятия-должника от управления устраняется;

3. конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику, уже признанному банкротом, когда конкурсный управляющий получает в управление имущество предприятия и соразмерно удовлетворяет требования кредиторов;

4. мировое соглашение - прекращение дела о банкротстве.

Вопрос 3. Лизинг на предприятиях дорожной отрасли. Виды лизинговых операций

Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества производственного назначения.

Нельзя путать лизинг с простой формой аренды, поскольку в ней участвуют не два, а три и более субъектов: поставщик оборудования, лизинговая (финансовая) компания и пользователь.

Виды лизинговых операций:

1. по составу участников:

- прямой лизинг, когда собственник имущества - поставщик, сам без посредников сдает в аренду технику дорожно-строительной организации;

- возвратный - собственник имущества - производитель продает его лизингодателю, а затем получает в аренду, т.е. получает товарный кредит;

- косвенный - передача дорожной техники в аренду происходит через одного посредника (лизинговую фирму) или многих.

2. по степени окупаемости:

- с полной окупаемостью (финансовый лизинг) - в течение срока действия договора лизингодателю выплачивается и полная стоимость арендуемой техники и проценты;

- с неполной окупаемостью (оперативный лизинг) - выплачивается только часть стоимости арендуемой дорожно-строительной техники и проценты.

3. по характеру платежей:

- с денежным платежом, когда все платежи осуществляются в денежной форме;

- с компенсационным платежом, когда платежи осуществляются поставщиками товаров, произведенным на арендуемом оборудовании;

- со смешанным платежом, когда комбинируются денежные и товарные платежи.

4. от объема услуг:

- чистый лизинг, когда обслуживание арендуемой техники берет на себя арендатор, т.е. дорожно-строительная организация;

- с полным набором услуг, когда арендуемую технику обслуживает лизингодатель;

- с неполным набором услуг, когда лизингодатель берет на себя только часть функций по обслуживанию дорожно-строительной техники.

Вопрос 4. Классификация налогов хозяйствующих субъектов.

Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Классификация налогов:

1. по соотношению между ставкой налога и доходов различают:

- прогрессивный налог, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода (налог на доходы с физических лиц);

- регрессивный налог, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

- пропорциональный налог, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода (налог на прибыль).

2. по механизму формирования:

- прямые налоги - взимаются непосредственно с владельца имущества, получателей дохода (налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на прибыль);

- косвенные налоги - взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг и включаются в стоимость товаров и услуг (НДС, таможенные пошлины, акцизы).

3. в зависимости от того, бюджет какого уровня формируют:

- федеральные налоги - в обязательном порядке взимаются на всей территории России (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц, единый социальный налог, государственные пошлины);

- республиканские налоги - сумма платежей зачисляется в бюджет республики и субъекта федерации, где расположен налогоплательщик (налог на имущество организаций, транспортный налог);

- местные налоги - устанавливаются по решению местных властей и зачисляются в бюджет соответствующего уровня (земельный налог).

Вопрос 5. Понятия переменных и постоянных затрат. Определение безубыточного объема производства (график точки безубыточности).

Переменные затраты - затраты, оторыек находятся в прямой зависимости от объема выпускаемой продукции, например, затраты сырья и материалов, оплата труда рабочих, отчисления с заработной платы рабочих и др.

Постоянные затраты - такие затраты, которые не зависят объема выпускаемой продукции, например, амортизационные отчисления.

Безубыточный объем производства - такой объем, при котором предприятие из области затрат и убытков переходит в область получения прибыли (представлено на рисунке).

руб. область линия

прибылей продаж

линия общих

затрат

точка

область безубыточности переменные затраты

убытков

постоянные затраты

кол-во

Вопрос 6. Торги в дорожном строительстве, их виды. Участники торгов, оферта.

Торги - форма размещения заказов на объекты дорожного строительства, когда выбор подрядчика для выполнения работ или оказания услуг осуществляется на основе конкурса.

Виды торгов:

1. в зависимости от проведения организаторами торгов предварительного отбора претендентов - с предварительным отбором претендентов или без предварительной квалификации претендентов;

2. в зависимости от участия оферентов в процедуре торгов и оглашения их результатов - гласные и негласные торги;

3. в зависимости от того, в который раз назначаются торги - первичные и повторные.

Основными участниками торгов являются:

- заказчик, выбирает организатора торгов, участвует в работе тендерного комитета через своего представителя, устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов;

- организатор торгов, готовит документы, формирует тендерный комитет, утверждает результаты торгов, несет расходы по подготовке торгов;

- тендерный комитет, проводит сбор заявок на участие, разрабатывает и распространяет тендерную документацию, осуществляет процедуру торгов и ее оформление, определяет победителя;

- претенденты - лица, решившие принять участие в торгах до момента регистрации оферты;

- оферент - лицо, от имени которого представлена оферта.

Оферта - предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

Вопрос 7. Понятие ликвидности, коэффициенты ликвидности. Платежеспособность предприятий.

Различают понятия ликвидности активов, баланса и предприятия.

Ликвидность активов - способность активов трансформироваться в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью времени, в течение которого это может произойти. Т.е. чем меньше времени необходимо, тем ликвиднее актив.

Ликвидность баланса - степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность предприятия - наличие у предприятия оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактом.

Ликвидность определяется с помощью ряда коэффициентов:

- коэффициент текущей ликвидности - отношение стоимости оборотных средств к краткосрочным обязательствам предприятия; дает общую оценку ликвидности предприятия, нормальное ограничение ? 2;

- коэффициент быстрой ликвидности - по своему смысловому значению близок к коэффициенту текущей ликвидности, но исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, т.е. отношение сумма дебиторской задолженности и денежных средств предприятия, отнесенная к величине краткосрочных обязательств. Нормальное ограничение ? 1;

- коэффициент абсолютной ликвидности - наиболее жесткий критерий ликвидности, определяется отношением величины денежных средств предприятия к краткосрочным обязательствам, нормальное ограничение ? 0,5.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Вопрос 8. Порядок образования и регистрации предприятий. Лицензирование предпринимательской деятельности

Организация предприятия любой организационно-правовой формы может быть осуществлена посредством следующих форм:

- учреждение нового предприятия;

- приобретение (покупка) действующего предприятия;

- покупка предприятия в ходе осуществления процедур банкротства предприятия-должника;

- аренда предприятия в целом как имущественного комплекса;

- использование метода франчайзинга.

Для государственной регистрации предприятия необходимы следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации по установленной форме, подписанное заявителем;

2) протокол о создании предприятия;

3) учредительные документы (учредительный договор, устав), заверенные нотариусом;

4) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В течение 10 дней со дня государственной регистрации организация должна встать на учет в налоговом органе по месту ее нахождения. Налоговый орган после получения соответствующих документов (заявление, учредительные документы, свидетельство о регистрации) ставит предприятие на учет (в срок не более 5 дней). Налоговый орган присваивает организации ИНН и включает в единый государственный реестр налогоплательщиков.

Свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе предъявляются предприятием в банк для открытия счетов.

Лицензия - документ, обеспечивающий разрешение на осуществление определенного вида деятельности. Для ее получения организация представляет следующие документы:

1) заявление, в котором указывается наименование предприятия, его организационно-правовая форма, местонахождение, наименование банка и номер расчетного счета; вид лицензируемой деятельности;

2) копии учредительных документов и свидетельства о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет;

3) сведения о квалификации работников соискателя лицензии;

4) документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение документов.

Решение о выдаче (отказе) лицензии должно принято в срок, не превышающий 60 дней со дня подачи документов.

Вопрос 9. Понятия физического и юридического лица. Организационно-правовые формы предпринимательства в РФ (изобразить в виде схемы).

Предпринимательской деятельностью в РФ могут заниматься как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо - это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью единолично и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо - это определенным образом организованное объединение лиц, которое имеет обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам.

Вопрос 10. Последовательность и этапы формирования прибыли предприятия (изобразить в виде схемы)

Прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Раздел 3. Организация и управление производством

в дорожной отрасли

Вопрос 1. Цель и задачи организации работ. Особенности организации работ в дорожной отрасли

Под организацией работ понимают разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих рациональное распределение во времени и пространстве всех элементов производства (рабочие, материалы, техника) и их использование с максимальным экономическим эффектом. Цель организации при строительстве: обеспечить сооружение объекта в установленные договором сроки в соответствии с проектом с максимальным экономическим эффектом. Для других дорожных работ: выполнение комплекса работ в соответствии с договором с максимальным экономическим эффектом.

Специфические особенности дорожного строительства:

Б - Организация собственной производственной базы.

Л - Линейная неоднородность объемов работ (земработы - грунты, рельеф, гидрологические условия, отметки и т.д.; изменение конструкции в зависимости от наличия местных материалов; разнородность объектов: мосты, путепроводы, трубы, ливневая канализация). Эти обстоятельства заставляют менять потребность ресурсов или темп потока.

П - Подвижной характер производства (перемещение строительной площадки, людей, материалов, базы и т.д.).

Р - Рассредоточенность.

С - Сезонность производства работ.

Т - Большие объемы транспортной работы.

Вопрос 2. Организационно-технологическая подготовка (ОТП) дорожной организации к строительству, функции Застройщика (Заказчика), Подрядчика

Общее ведение строительства осуществляет лицо, получившее разрешение на строительство - застройщик. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника объекта осуществить застройку земельного участка. Разрешение выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Базовыми функциями застройщика являются:

- получение разрешения на строительство;

- получение права ограниченного пользования соседними земельными участками на время строительства (сервитутов);

- привлечение для осуществления работ исполнителя (подрядчика);

- обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;

- привлечение авторского надзора проектировщика;

- извещение о начале работ органов государственного контроля (надзора);

- обеспечение безопасности работ на строительной площадке для окружающей среды и населения;

- обеспечение безопасности законченного строительством объекта для пользователей;

- принятие решения о вводе объекта в эксплуатацию.

При подрядном способе взаимоотношения заказчика и подрядчика определяются договором строительного подряда.

В течение строительства ответственность за безопасность действий на строительной площадке несет подрядчик.

Заказчик передает исполнителю проектную документацию:

- утверждаемую часть, в т.ч. ПОС;

- рабочую документацию на весь объект или определенные этапы.

В функции заказчика входит:

Отвод земель для строительства и во временное пользование;

Переселение жителей из зоны сноса.

Вынос геодезической разбивочной основы.

Функции подрядчика на стадии ОТП:

А. До начала работ на стройплощадке: обеспечение кадрами, обучение; подготовка средств механизации, транспорта, ремонт; обеспечение строительства водой, электроэнергией (Электроснабжение от действующих сетей, при отсутствии - передвижные станции в линейных отрядах, карьерах, на базах.) Водоснабжение - от действующих сетей, при отсутствии - грунтовые, артезианские и т.д.

Б. Подготовительные работы на строительной площадке: восстановление и закрепление трассы; Перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов, коллекторов; Снос и перенос зданий и сооружений; Расчистка дорожной полосы и территорий, отведенных под притрассовые карьеры и резервы; Подготовка и усиление сети временных дорог, намеченных к использованию в период строительства; Строительство временных жилых поселков, решение вопросов размещения и доставки строителей к местам производства работ; Оборудование связи между управлением и производственными участками для оперативного управления. Составление ППР; Создание на объектах необходимых запасов материалов; Перебазирование техники.

Вопрос 3. Основные документы по проектированию организации работ на стадии подготовки к строительству в дорожной отрасли. Требования к составлению проектов организации строительства в соответствии со СНИП 12-01-2004.

Проектирование организации работ на стадии подготовки к строительству: реализуется в виде следующих основных документов: ПОС, ППР, ПОР.

ПОС - раздел технорабочего проекта, составляется проектной организацией, утверждается вместе с проектом гл. инженером проекта.

ПОС содержит:

- мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости сооружений;

- решения по организации транспорта, водоснобжения, энергоснабжения, связи, осуществление строительства в сложных природных условиях;

- ситуационный план строительства;

- условия использования и восстановления территорий, определенных сервитутами;

- календарный план строительства с учетом сроков действия сервитутов;

- перечень работ, подлежащих оценке в соответствии с техническими регламентами;

- сроки выполнения сезонных (незавершенных работ), порядок их приемки;

ПОС разрабатывается на весь объект и весь период строительства, используется для составления смет, определения капиталовложений в строительство.

Подрядчик осуществляет входной контроль передаваемой проектной документации.

ППР составляет подрядная организация, утверждает гл. инженер подрядной организации. ППР уточняет и детализирует ПОС. Дополнительные вопросы: детализация технологии, привязка к местным условиям.

Состав ППР: детализированный генплан, ведомости объемов, календарные планы, графики движения машин и транспорта, графики поставок ДСМ, технологические карты, рабочие чертежи временных зданий, указания по ТБ, охране труда, контролю качества, пояснительная записка с ТЭП.

Специальные разделы ППР специфичны для разных условий: в северных районах - внимание к зимним работам, в болотистых районах - организация бесперебойного движения построечного транспорта. Подвоз материалов - в горной местности. Диспетчерское управление - специальный раздел ППР. Пропуск движения - в условиях города.

ПОР - документация по организации работ при подготовке строительной организации к строительству.

Пор включает: календарный план (сводный) на годовую (или двухлетнюю программу) с установлением последовательности и сроков поточного выполнения работ на объектах, их взаимной увязки, с целью достижения полной загрузки и ритмичной работы производственных подразделений;

Ведомость (сводная) поставки средств производства, работы подсобных производств в увязке с работой производственных подразделений.

Вопрос 4. Методы организации работ, принципиальное отличие, привести схемы графиков организации дорожных работ различными методами.

Метод - принципиальная направленность всех организационных решений.

В зависимости от степени совмещения работ на одном фронте:

Поточный: объектный, многообъектный, поточно-участковый - работы совмещены на общем фронте;

Непоточный: параллельно расчлененный, последовательный - работы не совмещены, следующий вид работ начинается только после завершения предыдущего;

Комбинированный метод - совмещение в разных вариантах поточного и непоточного методов

Комплексный объектный поток Циклограмма (поточный метод

(неритмичный) на 3-х объектах)

Непоточные методы

Т Т

Последовательно Параллельно

1 2 3 L, км (объекты) 1 2 3 L

Комбинированные методы

Вопрос 5. Графическое отображение вариантов организации работ с разными темпами специализированных потоков (неритмичный поток). Текущие заделы. Пример графика с круглогодичной организацией работ. Сезонные заделы.

V2 ? V1 темпы потоков Знач = t нач * V1

tнач = D1 + tк - D2

Круглогодично работающий комплексный поток

`

1 - строительство земляного полотна; 2 - основание из дискретных материалов; 3 - покрытие

аb - зимнее строительство основания; cd - достройка основания после зимнего строительства; de - летнее строительство основания

Зсез земполотна=Драб.см. зим. * Vзим (темп стр-ва основание зимой)

Вопрос 6. Задачи материально-технического снабжения. Виды запасов материальных ресурсов. Основные принципы расчета и управления запасами в дорожных организациях

Снабжение - составная часть проектирования организации строительства или производства работ.

В составе ПОС и ППР решают задачи:

* Рассчитать потребность;

* Определить сроки и объемы поставок, увязать их с потребностью производства;

* Определить источники снабжения, схемы поставок.

Службы снабжения дорожных организаций должны:

* заключить договора с соответствующими поставщиками,

* организовать и обслуживать складское хозяйство;

* обеспечить доставку материалов на объекты производства работ,

* обеспечивать контроль расходования и приемку материалов качественную и количественную.

Самым экономически выгодным вариантом является потребление "с колес". При этом исключаются расходы на содержание складского хозяйства. Однако в дорожной отрасли достаточно сложно обеспечить такие условия. Причины создания запасов:

* неравномерный спрос на материалы (зимний и летний строительный сезон), разные темпы производства работ;

* неравномерность поставок продукции различными поставщиками (условия летнего и зимнего завоза).

Вывод: необходимо создание запасов.

Запас каждого материала должен быть достаточен для нормального производства работ с запланированными темпами.

В то же время запас каждого материала не должен быть избыточным, чтобы не вызывать излишнего отвлечения оборотных средства и увеличения складских расходов.

Запас текущий = Суточная потребность в материале (Qсут) * Количество дней между поставками

Запас подготовительный =3?5 Q суточных

Запас страховой = ? 0,3 Запаса текущего

Запас сезонный по расчету: для сезонного производства работ

Методы управления запасами:

1. периодический - возобновление через определенные промежутки времени.

2. возобновление при достижении определенного уровня запаса (минимального).

Вопрос 7. Организация взаимодействия производственных перерабатывающих предприятий с работой специализированных отрядов на объектах.

При увязке работы м.б. 2 принципиально различных подхода:

1. Производительность предприятия определяется скоростью потока на дороге (если предприятие создается специально);

2. Скорость потока определяется производительностью существующего предприятия или возможностями транспорта;

Срок годности продукции (может храниться на складе или срок ограничен несколькими часами) влияет на организацию и планирование работы подсобного производства.

Основные задачи:

1. Определить производительность предприятия Пчас при заданной скорости потока V,км/смену и ограниченном сроке пригодности

Пчас = Q км * V *(1+Kп) / Kн * t

2. Определить производительность предприятия, если продукция может временно храниться на складе при строительстве объекта протяженностью Lкм за время Трабочих смен:

Пчас = Qкм * L *(1+Kп) / Kн * t *T

3. Определить темп потока, при заданной производительности перерабатывающего предприятия при ограниченном сроке пригодности (из формулы 1)

V = П*Kн t / Qкм (1+Кп )

Обозначения:Q км - потребность полуфабриката на 1км ; Кп - коэффициент потерь (0,03-0,05); Кн - коэффициент неравномерности производства (коэффициент внутрисменного использования системы предприятие-транспорт-укладка =0,85-0,9); t - продолжительность смены, час

Вопрос 8. Принципы назначения сменной захватки специализированного потока (темпа работ) в комплексном дорожно-строительном потоке. Оптимизация сменной захватки (темпа работ)

Два варианта задания на проектирование работы комплексного дорожно-строительного потока:

1. При заданном сроке определить необходимые темпы работ и потребность в привлечении ресурсов;

2. При наличных мощностях организации рассчитать возможные темпы работ и ожидаемый срок строительства объекта.

1способ: Алгоритм расчета сменной захватки Lсмmin, L смmax- минимальной и максимальной, км

1. L смmin =Lдор /Тр.см 4. N * П=Qсм max

2. Qсмmin =Qобщ / Тр.см 5. Траб.смрасч =Qобщ / Qсм max

3. Qсмmin / П=nмаш.-см > NМаш 6. L смmax = Lдор / Траб.смрасч

Оптимизация:

L смmin ?Lопт ?L смmax

Критерий: Сед =?Сi * t* Ni / Qсм >min

Обозначения: Lдор - длина дороги,км; Тр.см - заданная продолжительность строительства, смены; Qобщ - объем работ на объекте, ед.изм; Qсмmin, Qсм max - соответственно минимальный и максимальный сменный объем, ед.изм; П -производительность ведущей машины, ед.изм/смену; N - количество ведущих машин в отряде; Траб.смрасч - количество рабочих смен при максимальной производительности отряда; Lопт - оптимальная длина захватки, км; t - продолжительность смены,час; Ni - количество машин i-го типа; Сi - стоимость маш-ч i-ой машины, руб; Qсм - расчетный объем, ед.изм.

2 способ: Работа комплексного потока обеспечивается при создании заделов (фронта работ) каждым предыдущим потоком для следующего потока.

При компоновке комплексного потока предпочтительнее схема с постепенно увеличивающимися темпами работ. Пределы варьирования сменной захватки промежуточных потоков могут определяться по темпам первого и последнего потоков. Как правило, сменный темп строительства земляного полотна небольшой, его можно принять за минимальный. Темп строительства покрытия, как правило, достаточно высок. Он может быть принят за максимальный.

Vi+1 ? Vi ? Vi-1

Вопрос 9. Виды транспортных работ. Расчет потребности автомобилей для обеспечения заданного темпа работ в потоке. Мероприятия по выравниванию эпюр потребности автомобилей. Пример: вывозка в притрассовые склады зимой, строительство летом

Транспортные работы призваны обеспечивать запланированные темпы работ, но иногда наличие транспортных средств служит ограничением темпа работ. Внешний транспорт: вне района строительства - ж/д, водный

Роль дорожных организаций: договора с согласованием возможных сроков и объемов поставок, разгрузка, создание запасов.

Внутренние перевозки: в районе строительства. Автомобильный транспорт, собственный и привлеченный. Перевозки выполняются по графикам, составленным подрядной организацией в соответствии с потребностями строительного процесса.

Основные задачи:

1.Определение потребности в автомобилях для обеспечения сменного темпа производства работ.

2.Определение темпа работ при заданном постоянном количестве автомобилей.

3.Способы выравнивания потребности в автомобилях при производстве работ.

N = Qсм / Псм ; Псм = Т*q*Kв / (2L/V + tпр)

Вывозка в притрассовые склады зимой

Т

склад1 склад2 Nавтом.

Вид эпюры потребности транспорта при стр-ве летом

T T

L

?1 ?2 Nавт

Вопрос 10. Этапы управления производственной программой организации. Показатель ритмичности использования трудовых ресурсов в подсистемах дорожного производства. Определение трудоемкости ручных и механизированных работ для выполнения программы.

Управление производственной программой включает стадии:

* формирование программы;

* распределение программы по плановым периодам года и подразделениям;

* расчет календарно-плановых нормативов потребности ресурсов.

Показатель ритмичности производства отражает внутреннюю динамику использования трудовых ресурсов и техники в дорожном производстве. Коэффициент ритмичности производства Крп рассчитывают по формуле

Крп = 1??О / Рj рав ,

здесь ?О ? среднее арифметическое значение отклонения от равномерного уровня трудовых затрат, ?О рассчитывают по формуле

n ?О = ? Oj /n

j=1 где Оj - величина отклонения от равномерного уровня трудовых затрат в j-м интервале (месяце или квартале года), определяемая как Оj=Рj ? Pjрав; Рj ?уровень трудовых затрат (плановых или фактических) в j-м интервале; n?количество интервалов; Рjрав ? уровень трудовых затрат в j-м интервале при их равномерном использовании в плановом периоде.

Значения Рj и Рjрав могут измеряться в долях единицы, в % или натуральных показателях, например, чел.-ч, маш.-ч и т.д. В совокупный показатель, характеризующий трудовые затраты, включается нормативная трудоемкость всех видов работ основного производства, подсобных и вспомогательных производств.

Расчет трудозатрат:

TO(in) = V(in) * to(i);

TR(in) = V(in) * tr(i);

TM(in) = V(in) * tm(i),

где TO(in), TR(in), TM(in) - потребность трудозатрат соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ в n-м интервале; to(i), tr(i), tm(i) - норма трудозатрат, чел.-ч, соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ; V(in) - объем i-го вида работ в n-м интервале.

Список литературы

для подготовки к междисциплинарному экзамену

по кафедре "Экономика и управление в дорожном хозяйстве"

Основная:

1. Могилевич В.М., Боброва Т.В. Организация дорожно-строительных работ. - М.: Транспорт, 1990. - 151 с.;

2. Предпринимательство: учебное пособие / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина. - М.: РИОР, 2005. - 159 с.;

3. Экономика строительства: Учебник для вузов. / Под ред. И.С. Степанова. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2005. - 620 с.

Дополнительная:

1. Бюджетирование на предприятии дорожной отрасли: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Основы предпринимательской деятельности" / Сост.: А.Б. Цырульникова, Н.Ю. Кузнецова, И.А. Кравченко. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. - 32 с.;

2. Васильев В.М., Панибратов Ю.П. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов / В.М. Васильев, Ю.П. Панибратов и др. Под общей ред. В.М. Васильева. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2001. - 352 с.;

3. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины: Учебно-справ пособие /Авторы: В.А. Афанасьев, Н.В. Варламов и др. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 1998. - 316 с.;

4. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 448 с.;

5. Предпринимательство: Учебное пособие / М.В. Лапуста. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 224 с.;

6. Расчет сметной стоимости строительства автомобильной дороги: методические указания / А.Б. Цырульникова, Н.В. Кабанов, Е.А. Голубева. - Омск: СибАДИ, 2002. - 46 с.;

7. Технико-экономическое обоснование производства дорожно-строительных работ в зимнее время: Учеб. Пособие / Т.В. Боброва. - Омск6: Изд-во СибАДИ, 2000. - 83 с.;

8. Экономика дорожного хозяйства: Учебник для автодорожных вузов. / Под ред. Е.Н. Гарманова. - М.: Транспорт, 1990;

9. Экономика строительства: Учебник для вузов. / Под ред. И.С. Степанова. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2003. - 519 с.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc3964114_161556943
283 Кб, 6 марта 2013 в 7:00 - Россия, Москва, ГЭИ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении