Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020594 из ГЭИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский государственный профессионально-педагогический университет"

Факультет социологии и права

Кафедра социологии и социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

"___"______________2014 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(ФГОС 3)

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 040401 Социальная работа

Екатеринбург

РГППУ 2014

Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы (ГОС - 2011). Екатеринбург, ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", 2014. 44 с.

Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 040401 Социальная работа.

Составители: канд. соц. наук, доц. Н.Ю. Масленцева, канд. филос. наук, доц. Л.Э. Панкратова, канд. ист. наук. Н.С.Сажина, доц. М.Г. Блинова, канд. пед. наук, доц. Н.Ф. Уфимцева

Рецензент: докт. социол. наук Е.В. Прямикова (УрГПУ)

Одобрен на заседании кафедры социальной работы. Протокол от 25 сентября 2014 г. № 2.

Заведующая кафедрой социологии и социальной работы Н.Ю. Масленцева

Рекомендован к печати методической комиссией Факультета социологии и права РГППУ. Протокол от 2014 г. №.

Председатель методической комиссии ФСП М.Б. Ларионова Декан ФСП А.Г. Кислов

(c) (c) ФГАОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", 2014 (c) (c) Масленцева Н.Ю., Панкратова Л.Э., Сажина Н.С., Блинова М.Г., Уфимцева Н.Ф., 2014

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Программа государственного междисциплинарного экзамена по теории и методике социальной работы адресована студентам, обучающимся по специальности 040101 Социальная работа. Государственный экзамен представляет собою первый этап итоговой государственной аттестации выпускника.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом 2009г. к такого рода изданиям, и представляет собою интегрированный вариант отчетности по основным разделам курсов, изученных студентами в процессе обучения. Государственный междисциплинарный экзамен как составная часть итоговой государственной аттестации позволяет выявить уровень подготовки специалиста к решению профессиональных задач.

Содержание Государственного междисциплинарного экзамена включает два блока: теория и методика социальной работы. Его целью является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний (теория социальной работы) и практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне (методика и технологии социальной работы)1. Под методикой социальной работы подразумевается ярко выраженная прикладная направленность, межпредметные связи с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, а также курсами по изучению отдельных аспектов социальной работы с различными категориями клиентов (пожилыми, инвалидами, молодежью, безработными, семьями и др.).

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.62 "Социальная работа" и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по направлению "Социальная работа".

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 040401 "Социальная работа" и фактическими знаниями, навыками и умениями выпускников, полученными в процессе освоения образовательной программы в Российском государственном профессионально-педагогическом университете в период действия настоящего стандарта.

Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических междисциплинарных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне.

Задачи аттестации:

* выявить уровень теоретической подготовки специалистов на междисциплинарном государственном экзамене по основным предметам Профессионального цикла;

* определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения теоретических знаний, умений и навыков выпускников в анализе актуальных проблем социальной работы.

* выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалиста социальной работы, уровень его адаптации к сфере или объекту профессиональной мультидисциплинарной деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате ИГА

- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- использует в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- готов к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

- способен обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

- готов к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

- готов к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

- способен к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

- способен к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

- готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

- готов к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);

- способен целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9);

- способен осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);

- способен к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

- готов соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

- способен исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

- владеет способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

- способен выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

- способен определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

- готов к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

- способен составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

- готов представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

- способен к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

- способен к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21);

- владеет высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны (ПК-22);

- способен учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);

- способен к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24);

- способен к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-25);

- готов к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

- способен к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-27);

- готов к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения (ПК-28);

- способен разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности (ПК-29);

- готов к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

- способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

- готов к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32);

- способен участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

- готов разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);

- способен создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35).

Для профиля "Социальная работа в системе социальных служб" выпускник должен продемонстрировать следующие профильно-специализированные компетенции:

* Способность критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

* Способность к формированию собственного профессионального имиджа и корпоративного имиджа конкретного учреждения системы социальных служб (ПСК-2);

* Готовность использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе социальных служб (ПСК-3);

* Способность использовать полученные специализированные знания в организации деятельности социальных служб с различными категориями клиентов (ПСК-4);

* Владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе социальных служб (ПСК-5).

Для профиля "Социальная работа в системе здравоохранения" выпускник должен продемонстрировать следующие профильно-специализированные компетенции:

* Способность критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы здравоохранения и разрабатывать собственные методики работы с клиентом (ПСК-1);

* Способность к формированию собственного профессионального имиджа и корпоративного имиджа конкретного учреждения системы здравоохранения (ПСК-2);

* Готовность использовать современные технологии связей с общественностью с целью привлечения внимания к насущным социально-экономическим проблемам в системе здравоохранения (ПСК-3);

* Способность использовать полученные специализированные знания в организации деятельности здравоохранения с различными категориями клиентов (ПСК-4);

* Владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе здравоохранения (ПСК-5).

Требования к уровню освоения содержания образовательной программы выпускника по направлению 040401 "Социальная работа" заключаются в том, что выпускник по направлению "Социальная работа" по окончании обучения должен:

* получить системные знания, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом;

* уметь применять знания в практике социальной работы, в различных организациях и подразделениях органов социальной защиты населения, региональных и муниципальных образований;

* сформировать необходимые компетенции, позволяющие осуществлять эффективную самореализацию личности в системе социальной работы;

* быть готовым к продолжению процесса обучения в магистратуре и аспирантуре

* и освоению различных образовательных программ дополнительного образования в области социальной работы.

В соответствии с квалификационными требованиями ФГОС ВПО бакалавр должен знать:

* основные этапы и тенденции становления социальной работы как

социального института в России и за рубежом;

* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни

социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

* сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий

социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

* профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

* основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

* основы социальной медицины;

* основы правового обеспечения социальной работы;

должен уметь:

* проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы;

* участвовать в исследователъско-аналитической работе соответствующего уровня;

* участвовать в организации и проведении психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы;

* получать и обрабатывать информацию о системе социальной работы;

* использовать опыт практической работы в организациях и службах социальной зашиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

* организовывать и осуществлять управленческую деятельность в социальных учреждениях и службах.

должен владеть:

* основными методами социальной работы с отдельными лицами и

различными группами населения;

* основными методами рациональной организации труда, принятия

управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

* методикой координации непосредственной контактной социальной

работы проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и

мониторинговой работы;

* основными методами социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности;

* методами образовательно-воспитательной работы в социальных

учреждениях и службах;

* основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной аттестации, допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению 040401 "Социальная работа".

Итоговая аттестация по направлению "Социальная работа" предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация "бакалавр социальной работы" общего профиля, и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Программа итоговой государственной аттестации устанавливает:

* равные возможности и требования для выпускников всех форм обучения;

* соответствие государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению 040401 "Социальная работа";

* четкую ориентацию на оценку уровня усвоения материала по всем циклам дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта;

* технологию и организацию государственной итоговой аттестации по указанному направлению.

Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации выпускника направления.

Целью государственного междисциплинарного экзамена является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.

На междисциплинарный комплексный экзамен по профессиональным дисциплинам выносятся такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень:

1. полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, социальную медицину, правовое обеспечение, управление персоналом, гендерологию, феминологию и т.п.),

2. изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т.п.;

3. овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т.д.

Цикл профессиональных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: "Социальная антропология", "Основы социальной медицины", "История социальной работы", "Теория социальной работы", "Технологии социальной работы", "Этические основы социальной работы", "Управление в социальной работе", "Экономические основы социальной работы", "Правовое обеспечение социальной работы", "Методы исследования в социальной работе".

Профессиональный цикл дисциплин по выбору Федерального государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: "Семьеведение", "Основы гендерологии", "Социальная геронтология", "Основы ювенологии", "Основы РR-деятельности".

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

* сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

* место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

* основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

* исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

* категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

* наиболее значимые подходы к определению и изучению феномена, важные исследования и достижения в данной области;

* основные способы и направления разрешения индивидуальной и социальной проблематики, вызванной наличием данного феномена, с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта;

* перспективы развития феномена.

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования и науки РФ или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточно для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.

Сдача междисциплинарного экзамена проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из разных разделов учебной программы и один практический вопрос, касающийся решения ситуационной практической задачи по действиям специалиста социальной работы в конкретной проблемной ситуации в отношении клиента социальной службы.

При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационном билете, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

По результатам экзамена студентам выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

При оценке знаний студента учитывается степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков, а также умение студента использовать в ответе нормативный и практический материал.

Оценка "отлично" выставляется за ответы, изложенные логично, систематизировано в полном объеме; основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно.

Оценка "хорошо" выставляется за ответы, содержащие незначительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за ответы, содержащие значительные пробелы в усвоении материала, изложенные не систематизировано; выводы слабо аргументированы; в изложении материала и выводах допущены ошибки.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за ответы, в которых не раскрыто содержание основного материала, нет обобщений и выводов.

Студенты, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ФГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются в установленном порядке. Восстановление отчисленных студентов производится на основании их личного заявления. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются студенту на основании соответствующего приказа о восстановлении.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний проводится не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Студенты, успешно сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы.

2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену по теории и методике социальной работы включает в себя как повторение на более высоком уровне, полученном в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственных образовательных программ, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:

* сущность феномена, лежащего в основе проблемы;

* место и роль феномена в жизнедеятельности общества, системе социальной работы, его взаимосвязь с другими феноменами;

* основные характеристики феномена (детерминанты, статистические и другие данные), характеризующие его масштабность и значимость;

* исторические, правовые, экономические, психологические и другие аспекты феномена;

* категориальный аппарат, используемый при изучении феномена;

* наиболее значимые подходы к определению и изучению феномена, важные исследования и достижения в данной области;

* основные способы и направления решения индивидуальных и социальных проблем, на основе отечественного и зарубежного опыта;

* перспективы развития феномена.

Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход к изучению различных феноменов, а значит уметь, анализировать и оценивать их исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов должен стать доказательством его профессиональной компетентности.

При ответе на вопрос, поставленный в экзаменационном билете, выпускник должен продемонстрировать свое знание комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1. Исторические этапы становления социальной работы за рубежом

Проблемы периодизации социальной работы. Периодизация социальной работы за рубежом: Архаический период благотворительности (до образования в конце III - начале II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Филантропический период (до IV-V вв. н.э.). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до XVI в.). Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.). Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

2. Исторические этапы становления социальной работы в России

Проблемы периодизации истории социальной работы в России как общественного института в разные периоды развития человечества. Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X-начало XVI вв). Церковно-государственный этап в истории социальной работы в России (XVI-XVII вв). Период государственной благотворительности (XVIII-начало XX вв.). Период социального планирования (1917-1991 гг.). Период социальной работы в постсоветской России.

3. Религия и религиозные институты в социальной работе: история и современность

Социальные функции религии. Сотрудничество специалиста социальной сферы и религиозных конфессий в оказании социальной помощи различным категориям населения. Модели социальной работы в контексте современных религиозных теорий.

Роль русской православной церкви как социального института. Основные направления социального служения Русской православной церкви на современном этапе развития российского общества. Проблемы взаимодействия религиозных организаций с государством и обществом в процессе решения социальных проблем населения.

4. Проблемы социального государства и гражданского общества

Понятие "социальное государство". Л. Штайн о социальном государстве. Возникновение, становление и развитие понятия социального государства в истории мировой мысли. Главные цели и задачи социального государства. Понятие "гражданское общество". Основные признаки гражданского общества. Институты гражданского общества. Структура гражданского общества. Взаимодополнительность гражданского общества и социального государства. Экономические, правовые, социальные и нравственные основы социального государства и гражданского общества.

Конституция Российской Федерации о социальном государстве. Проблемы и трудности формирования и развития гражданского общества в современной России и пути их преодоления.

5. Социальная работа как феномен общественного развития в XX веке

Изменение социально-политической и экономической ситуации в мире в XX в. Формирование потребности в появлении социальной работы как профессии, научной теории и учебной дисциплины.

Социальные проблемы как предмет социальной работы. Цели, задачи и функции социальной работы. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности. Понятие "клиент" в социальной работе.

Объекты и субъекты социальной работы. Уровни и модели социальной работы: Место и роль государства в структуре социальной работы. Ведущая роль института социальных работников в осуществлении социальной работы. Взаимоотношения социальных работников и других субъектов социальной работы.

Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.

6. Социальная работа как область научного знания

Понятийный аппарат науки, источники его формирования. Объект, предмет и категории теории социальной работы. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы.

Возникновение базовых понятий социальной работы. Роль трудов Мэри Ричмонд в формировании понятийного аппарата диагностической школы социальной работы. Влияние психоанализа.

Принципы и закономерности социальной работы. Понятие философии социальной работы. Философские парадигмы социальной работы и их влияние на формирование методологического и мировоззренческого фундамента социальной работы. Общие принципы социальной работы. Этические принципы социальной работы. Собственные принципы социальной работы

Особенности теории социальной работы как научной дисциплины, её связь с другими науками. Интегративнo-комплексный характер социальной работы.

Единство теории и практики - основополагающий принцип подготовки социального работника.

7. Правовое обеспечение социальной работы

Понятие социального права. Субъекты правоотношений. Международные документы и Российская конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина. Система социальных гарантий: структура, виды, субъекты, механизм реализации. Формы правовой защиты социально-экономических прав граждан. Социальные гарантии в сфере трудовых правоотношений. Основы трудового законодательства Социальные гарантии реализации жилищных прав граждан. Нормативные акты, регулирующие обслуживание населения в Российской Федерации. Понятие о целевых социальных программах, их правовой статус.

8. Деонтология социальной работы

Понятие "долг" и "должное поведение". Древнегреческие философы о должном поведении и понятии долга. Понятие "долг" на Древнем Востоке. Должное поведение и его религиозное обоснование в исламе. Понятие долга в христианстве и средневековой философии. Философы эпохи Возрождения о долге и должном поведении. Понимания долга в эпоху Просвещения и Нового времени.

Деонтология как учение о долге. Этика и деонтология. Основные понятия деонтологии, их характеристика. Философская трактовка понятия "долг". Основные деонтологические принципы. И. Бентам о деонтологии. Виды деонтологии: медицинская, педагогическая, юридическая, деонтология социальной работы. Долг социального работника перед обществом и государством, перед профессией, перед коллегами, клиентами и самим собой.

9. Многосубъектность социальной работы

Понятие субъекта в социальной работе. Бакалавры социальной работы, исследователи, преподаватели, консультанты и эксперты как важнейшие субъекты социальной работы.

Государство как субъект социальной работы. Социальная политика, ее цели. Государство и гражданское общество. Модели социальной политики. Федеральный, региональный, муниципальный компоненты социальной политики. Социальная политика российского государства и социальная работа.

Общественные и благотворительные организации социальной направленности. Формы и методы их деятельности и сотрудничества с государственными социальными учреждениями и профессиональными социальными работниками. Группы самопомощи как субъекты социальной работы. Участие добровольцев (волонтеров) в социальной работе.

10. Бакалавр социальной работы как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика бакалавра социальной работы

Опыт развития системы подготовки специалистов социальной сферы в России и за рубежом. Роль теоретических и практических знаний в процессе профессионального становления специалиста социальной сферы.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования к квалификационной характеристике специалиста. Основные личностные и профессиональные качества специалиста. Компетентностный подход и непрерывное образование в сфере социальной работы. Комплексный характер деятельности и основные функции специалиста социальной сферы.

Понятие "профессиональная пригодность" и принципы профессионального отбора. Социальные риски и проблема "эмоционального сгорания" как профессиональная болезнь специалиста. Профессиональные организации социальных работников в России и за рубежом.

11. Проблема профессиональных рисков в социальной работе

Понятие профессионального риска. Концепция приемлемого риска.

Специфические условия профессиональной деятельности социального работника, создающие ситуацию повышенного риска. Экстремальные и неопределенные ситуации в социальной работе.

Социальные риски в деятельности социального работника. Стрессовые факторы и их влияние на личность социального работника. Возможные деформации личности и средства противостояния им. "Эмоциональное сгорание" как профессиональная болезнь социального работника. Средства профилактики. Проблема совмещения семейной и профессиональной ролей в социальной работе.

12. Профессионально-этические основы социальной работы

Предмет и задачи профессиональной этики. Профессиональная мораль: ее функции и структура. Профессиональные качества и нравственная культура специалиста социальной сферы. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе.

Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы.

Деонтологические вопросы социальной работы. Профессионально-этические требования к профессиограмме специалиста. Этическое обоснование принципов социальной работы. Проблема толерантности и место этических дилемм в профессиональной социальной работе. Значение этикета в деятельности специалиста социальной сферы.

13. Социальное проектирование в социальной работе

Социальные проблемы как объект социальных проектов. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.

Инновационные социальные проекты в рамках государственной и корпоративной социальной политики. Социальные проекты по привлечению дополнительных финансовых средств (фандрайзинг). Социальная реклама.

14. Социальное образование и его значение для социальной работы

Понятие "социальное образование". Феномен социального образования. Функции социального образования. Соотношение понятий "образование", "воспитание", "обучение". Генезис понятия "социальное образование". Основные теоретические подходы к социальному образованию. История социального образования в России. Международные и российские нормативно-правовые документы в области образования. Защита прав детей в сфере образования. Инклюзивное образование. Защита прав инвалидов на образование. Закон РФ "Об образовании" (2013 год). Место бакалавра социальной работы в образовательных учреждениях. Проблемы современного образования и социального образования.

15.Экономические основы социальной работы

Характеристика сферы производства нематериальных благ. Экономическое пространство социальной работы как социальной системы, его основные характеристики. Принципы экономики социальной работы. Материальное благосостояние населения, его структура и динамика. Финансирование в системе социальной защиты населения Предпринимательская деятельность социальных служб: понятие, виды, проблемы. Социально-ориентированный бизнес. Экономические основы социального обеспечения на современном этапе.

16. Эффективность социальной работы и ее критерии

Понятие эффективности в социальной работе и ее виды: научная, социально-практическая, содержательная, эмпирическая, конструктная и др. Основные принципы оценки эффективности социальной работы. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.

Факторы, определяющие эффективность социальной деятельности: объективные и субъективные, духовные и материально-предметные. Показатели и критерии эффективности.

Методы оценки эффективности различных уровней социальной работы. Проблемы эффективности социальной работы.

17. Модели теоретического обоснования социальной работы:

психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные

Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы.

Эволюция теоретических моделей социальной работы. Психолого-ориентированные теории: психодинамическая теория, экзистенциальная модель, бихевиористская модель, гуманистическая модель и др. Организация социальной работы на основе психологических моделей (кризисинтервентная, проблемно-ориентированная, психосоциальная и др.).

Социолого-ориентированные теории: "модели жизни" экологической теории, социально-радикальная модель, марксистская модель и др. Социологические теории и исследования в социальной работе.

Комплексно-ориентированные теории: ролевая теория, социально-педагогическая модель, когнитивная модель.

Социальная работа и социальная педагогика. Социальная медицина и социальная работа. Социальная экология и социальная работа.

18. Социальная квалиметрия и стандартизация социальных услуг

Социальная квалиметрия как научная дисциплина. Квалиметрия в социальной работе. Стандартизация социальных услуг. Эталоны и уровни качества социальных услуг. Теоретические подходы к оценке качества услуг в сфере социального обслуживания населения.

Методики оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам.

19. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика

Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы. Нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах.

Проблема психосоциального вмешательства и диагностики в социальной работе. Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо- и психотерапия и т.д.). Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания ,образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения. Профилактическая и индивидуальная психосоциальная работа. Специфика психосоциальной работы в различных сферах жизни общества.

20. Управление в социальной работе

Сущность и определение понятия "управление". Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Специфика управления в социальной сфере. Методологические основы теории социального управления. Исторические этапы ее эволюции. Понятие и особенности социального управления. Определение менеджмента и его роль в создании современного предприятия. Нормативно-правовые основы управленческой деятельности. Исторический опыт развития менеджмента. Основные функции современного менеджмента социальной работы. Развитие теории управления. Стили управления. Новые информационные технологии в управлении. Миссия организации. Определение структуры управления организацией. Виды организационных структур. Кадры социальной работы, системный подход к управлению и развитию персонала в социальной работе.

Администрирование в социальных службах. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб. Организационно-административные методы управления и их значение в управлении учреждениями социальной защиты населения. Документационное обеспечение управления. Организационно- распорядительные документы и правила их создания и оформления. Разработка и реализация управленческих решений, их виды. Организация труда в социальных учреждениях. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Нормативно-правовые основы организационно-административной работы. Проблемы организации и управления социальной службой в современной российской системе социальной работы.

Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранении, армии, правоохранительных органах.

21. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: основные направления деятельности и организационно-правовые формы

Понятие и сущность социальной защиты населения. Социальная политика государства и социальная защита населения: Социальные гарантии, льготы, выплаты и минимальные социальные стандарты. Социальная помощь и социальная поддержка.

Основные направления социальной защиты населения: индексация доходов, обеспечение социальных гарантий по доходам, предоставление льгот, социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное партнерство и др.

Модель российской системы социальной защиты населения. Источники финансирования системы социальной защиты населения: бюджетное финансирование, внебюджетные государственные фонды, негосударственное финансирование.

22. Социальная политика и социальная работа в Российской Федерации.

Социальная политика, ее цели. Предмет и объект социальной политики. Цель и функции социальной политики. Субъекты социальной политики.

Социальная политика российского государства и социальная работа: стратегия и приоритеты. Общественные и благотворительные организации социальной направленности. Формы и методы их деятельности и сотрудничества с государственными социальными учреждениями и профессиональными социальными работниками. Группы само- и взаимопомощи как субъекты социальной работы. Участие добровольцев (волонтеров) в социальной работе.

23. Развитие системы социальных служб в субъектах Российской Федерации

Социальная служба и ее организационная структура. Система социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы.

Кадровое обеспечение социальных служб. Законодательное и нормативно-правовое регулирование организации и деятельности социальных служб. Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Региональный и муниципальный опыт государственной социальной службы. Развитие негосударственной социальной службы в регионе.

Источники финансирования и эффективность деятельности социальных служб. Проблемы и перспективы развития социальных служб в регионе.

24. Роль общественных организаций в развитии профессиональной социальной работы

Опыт функционирования общественных и частных благотворительных организаций в России. Особенности их деятельности. Цели благотворительных организаций (помощь отдельным лицам; улучшение условий труда, жилья, здравоохранения и пр.). Взаимоотношения общественных организаций с органами государственной власти и управления. Проблемы социального партнерства.

Основные виды общественной и частной благотворительности. Благотворительные фонды: особенности организации и специфика функционирования. Волонтерские организации. Основные принципы и возможности сотрудничества общественных организаций и служб социальной работы на региональном и местном уровне.

25. Технологии социальной работы. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса

Технологический подход - неотъемлемая черта современной социальной деятельности. Сущность, структура и содержание технологического процесса. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Социальные технологии: разнообразие подходов к их определению. Классификация социальных технологий (глобальные, инновационные, рутинные, региональные, универсальные, информационные, интеллектуальные, исторические, демографические, политические, психологические и др.). Социальные технологии и технологии социальной работы. Специфика классификаций технологий в социальной работе.

26. Методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы

Понятия методологии и метода. Комплексное использование системы методов как закономерность социальной работы. Методы социальной работы, их классификация. Методы индивидуальной, групповой и общинной работы.

Цели, задачи и содержание индивидуальной работы с клиентом. Цикл помощи клиенту. Цели, задачи и содержание социальной групповой работы. Групповая терапия и практическая деятельность социального работника. Содержание групповой социальной работы (развитие целой группы и отдельного члена группы, развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы, использование группового процесса для жизнедеятельности группы). Основные виды групповой социальной работы: группы восстановления, образовательные группы, группы самопомощи, терапевтические группы. Принципы организации и функционирования групп. Цели, задачи и содержание социальной работы в микросоциальной среде.

Основные методы профессиональной социальной работы в общине (умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических и статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию).

27. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров

Содержание понятий "социальная реабилитация", "реабилитационная среда" и "реабилитационный потенциал". Субъекты и объекты социальной реабилитации. Система, цели, задачи и принципы социальной реабилитации. Формы, методы и средства. Виды социальной реабилитации. Концепции социальной реабилитации. Особенности реализации социальной реабилитации.

Причины утраты индивидом общественных связей. Проблема социальной интеграции клиента в социум. Учреждения и организации, а также специалисты, осуществляющие социально-реабилитационные мероприятия и программы.

Место комплексного подхода в осуществлении реабилитационных мероприятий. Зависимость индивидуальных программ реабилитации от характера проблем и состояния ресурсов клиента. Методы реализации реабилитационных программ в социальной работе. Сущность понятия "абилитация".

28. Методы исследований в социальной работе

Методологические принципы научных исследований в социальной работе. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Познавательные возможности и ограничения различных методов.

Классификация и краткая характеристика видов опроса; наблюдения; документального, биографического, экспертного исследования; "кейс-стади"; групповых методов; графических методов (генограмм, экокарт и т.д.). Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе.

Представление результатов исследования (аналитическая справка, отчет о социальной оценке, аналитический отчет и т.д.). Специфика применения методов социального исследования в социальной работе.

Биографический метод как исследовательская стратегия и технология социальной работы. Особенности использования биографического метода в социальной работе.

29. Девиантное и делинквентное поведение как проблема социальной работы.

Девиация как социальное явление. Социальные нормы. Антропологическое, психологическое и социологическое объяснение причин девиантного поведения. Теория аномии. Теория стигматизации (ярлыков). Теория социального неравенства и депривации.

Повышенная девиантность маргинальных слоев и групп. Факторы, влияющие на социальные отклонения. Формы социальных отклонений и их взаимосвязь. Классификация и специфика различных проявлений девиации. Негативная и позитивная девиация. Связь девиантности и делинквентности. Девиантное поведение и преступления. Подростковая делинквентность.

Особенности социальной работы с различными формами проявления негативной девиации

30. Инвалидность: социальная защита и реализация прав инвалидов

Понятие инвалидности. Инвалидность как социальный конструкт. Теоретические модели в подходах к определению инвалидности. Степени и виды нетрудоспособности граждан.

Социально-правовое обеспечение инвалидности. Международное и российское законодательство о защите прав инвалидов. Федеральный и региональный аспект правового обеспечения инвалидности. Социальная защита и реализация прав инвалидов.

Задачи и содержание деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Роль специалиста по социальной работы в проведении экспертизы нетрудоспособности и установления инвалидности. Оценка состояния здоровья инвалида и социальный прогноз трудоспособности.

Формы и содержание медико-социальной реабилитационной работы с инвалидами. Профессиональная ориентация и трудовая переориентация человека с ограниченными возможностями. Понятие "реабилитационный потенциал". Комплексное решение проблем инвалидов в деятельности государственных учреждений и общественных объединений.

31. Пенсионное обеспечение населения в РФ

Социальное обеспечение, его виды и функции. Пенсионное обеспечение по старости - ведущее направление социального обеспечения граждан. Краткая история развития пенсионного обеспечения в зарубежных странах. Реформирование пенсионных систем за рубежом. Модели пенсионных систем, сложившиеся в мировой практике.

Развитие пенсионного обеспечения граждан в России. Сравнительная характеристика пенсионного законодательства 1956 и 1990 гг. Реагирование пенсионной системы на социальные изменения в начале 1990-х гг. (введение досрочных пенсий, социальных пенсий, пенсий за выслугу лет и др.).

Причины кризиса пенсионной системы и основные направления реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Механизмы финансирования пенсий. Характеристика накопительной и распределительной пенсионной системы.

32. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации

Социальные проблемы различных категорий граждан в современной России.

Специфика социального обслуживания населения. Сущность дифференцированного и индивидуального подхода в социальной работе с различными категориями населения. Нормативно-правовые основы социального обслуживания населения.

Формы социального обслуживания: классификация, краткая характеристика. Основания социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Система учреждений социального обслуживания населения: понятие, классификация, виды.

33. Теория и практика социального страхования в России

История развития социального страхования в России. Понятие, принципы и функции социального страхования. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения. Задачи реформирования системы социального страхования в современной России, проблемы заимствования зарубежного опыта и новаций. Правовое положение субъектов системы социального страхования.

Правовые основы социального страхования. Концепция построения системы социального страхования в современных условиях. Механизмы реализации модели социального страхования.

Финансовый механизм социального страхования. Модели финансирования социального страхования в России и за рубежом. Отрасли социального страхования.

34. Молодежь как объект и субъект социальной работы.

Молодежь как особая социальная группа. Характеристики молодежного возраста. Проблемы социализации молодежи. Ювенология как комплексная наука о молодежи.

Специфические молодежные проблемы. Этапы становления государственной молодежной политики в Российской Федерации и за рубежом. Основные направления и принципы государственной молодежной политики. Социальные программы и проекты для молодежи. Молодежные объединения и развитие международного молодежного сотрудничества в РФ. Молодежные субкультуры. Международная молодежная политика: цели и направления. Волонтерство в молодежной среде.

Особенности социальной работы с молодежью: основные задачи и принципы. Мобильная социальная работа.

35. Семья как объект социальной работы.

Семья и брак. Основные типы семьи. Социально-экономические, духовно-культурные и др. основания современной семьи. Семьеведение: предмет, функции, понятие. Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Цели и задачи деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи семье. Основные принципы социальной работы с семьей. Специфика социальной работы с разными типами семей.

36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления

Сущность и содержание семейной политики. Субъекты и объекты семейной политики. Цель, задачи и основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации. Основные принципы реализации семейной политики: суверенность, свобода выбора, единство целей и социальное участие. Социальная защита и социальная поддержка семей: сущность понятий в контексте семейной политики.

Опыт зарубежной семейной политики и возможности его использования в российских условиях.

Современная концепция семейной политики: переориентация с социальных пособий на работу по активизации жизненных ресурсов семьи. Региональный опыт реализации государственной семейной политики.

37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками

Специфика детских проблем и кризисов на различных ступенях первичной социализации. Источники дефектов социализации и методы их коррекции; методы реабилитации и ресоциализации детей. Технологии социальной работы с различными категориями детей: сиротами, детьми из семей группы риска, беглецами и др.

Защита прав детства как направление профессиональной социальной работы. Социальная помощь детям-инвалидам; несовершеннолетним правонарушителям; детям, страдающим от плохого обращения, подвергающимся физическому и моральному насилию и др. Специфика социальной работы с подростками. Социальные учреждения для подростков (интернаты, приюты, реабилитационные центры и др.). Трудовая занятость подростков, их профессиональная ориентация и профессиональное обучение.

38. Гендерный подход в практике социальной работы

Определение и структура гендера. Гендерная система, гендерная социализация, гендерные контракты. Мужчина и женщина как субъекты общества. Проблемы социального конструирования половых различий. Гендерные стереотипы. Роль гендерологии в изучении и преодолении гендерных и "женских" проблем.

Понятие гендерной индентичности. Гендерные стереотипы. Сексизм и гендерная дискриминация. Влияние нормативного и информационного давления на формирование гендерной роли.

Гендерно-чувствительная социальная работа. Учет гендерной принадлеж-ности в практике социальной работы.

39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ

Женский вопрос и его эволюция. Женское движение: история и совре-менность. Положение мужчин и женщин на рынке труда и в сфере домашнего хозяйства. Понятия горизонтальной и вертикальной сегрегации женского труда. Проблема мифологизации современного домашнего труда. Сравнительный анализ положения мужчины и женщины в России и за рубежом.

Деятельность кризисных центров. Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку женщинам в трудных жизненных ситуациях.

40. Специфика социальной работы с мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами

Понятие и основные типы миграции. Причины и тенденции современных миграционных процессов. Модели управления миграцией населения. Проблема неконтролируемой миграции в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации. Опыт работы Федеральной миграционной службы (ФМС).

Международное, федеральное и региональное законодательство о социальной защите мигрантов, беженцев и членов их семей. Социальный и правовой статус беженца, мигранта и вынужденного переселенца. Общественные фонды, ассоциации и общины переселенцев.

Типичные социальные проблемы мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. Основные направления социальной работы с мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами. Методы реинтеграции, адаптации и реабилитации различных категорий мигрантов, беженцев и членов их семей.

41. Специфика социальной работы с осужденными и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы

Особенности развития системы наказаний и исправлений в мировой практике. История попечительства и посещения тюрем в России. Виды пенитенциарных учреждений.

Понятие, специфика содержания и основная целевая ориентация пенитенциарной социальной работы. Объекты и субъекты пенитенциарной социальной работы. Основные направления социальной работы с осужденными и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. Проблемы организации социальной работы с осужденными и членами их семей.

Нормативно-правовые основы пенитенциарной социальной работы. Особенности социальной работы с осужденными в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды. Специфика социальной работы с различными категориями осужденных. Технологии социальной работы с осужденными и членами их семей.

42. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев

Бедность и нищета как социальные явления. Виды бедности: абсолютная, относительная, первичная, вторичная. Факторы, влияющие на уровень бедности в обществе (пол, возраст, состав семьи, уровень образования, уровень социальной мобильности и др.).

Основные принципы и направления социальной поддержки бедных. Основные виды и направления социальной защиты бедных и малообеспеченных. Профессиональное нищенство как социальный феномен. "Бомж" как социальное явление. Содержание социальной работы с людьми без определенного места жительства.

43. Содержание социальной работы с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы

Исторические аспекты социальной работы с военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы. Социальные проблемы военнослужащих и членов их семей. Социально-правовой статус различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Специфика, принципы, функции и основные направления социальной работы с военнослужащими. Правовые основы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Основные права и социальные льготы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Технологии социальной работы с различными категориями военнослужащих и гражданами, уволенными с военной службы в Российской Федерации. Общественные организации военнослужащих, основные направления их деятельности.

44. Основы социальной медицины

Социальная медицина: основные понятия и категории. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

Организация социально-медицинской помощи населению: системы здравоохранения в России. Всемирная организация здравоохранения и другие международные организации. Культура и здоровье; основные направления, формы и средства гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения: влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, на здоровье работающих. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.

Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска заболеваний.

Классификация болезней, структура заболеваний. Технология социальной экспертизы и моделирования. Социально-медицинская просветительская деятельность. Общие принципы и социальные факторы реабилитации, профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Роль Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

45. Содержание и методика социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности: основные понятия, объекты и предмет. Цель социально-медицинской работы, базовая модель. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения (с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом, пожилыми, инвалидами, женщинами, детьми и др.) Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.

46. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика

История социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная система поддержки и воспитания детей-сирот. Проблема социального сиротства.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Роль местных органов власти в решении проблем детей-сирот. Специфика деятельности социального работника в учреждениях государственного попечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Инновационные формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Проблемы усыновления, попечительства и опеки в современной России.

47. Социальная работа с гражданами пожилого и престарелого возраста

Старение населения как социальная проблема.

Роль и место пожилых и престарелых людей в современном обществе. Социальная геронтология и ее роль в социальной работе с пожилыми и престарелыми гражданами. Теории старения. Виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная.

Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Специфика социальных проблем пожилых людей.

Содержание социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми. Нормативно-правовые основы социальной работы с гражданами пожилого и престарелого возраста. Технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми гражданами. Социальное обслуживание и пенсионное обеспечение граждан пожилого и престарелого возраста. Проблемы общения и одиночества в старости.

48. Современные теории социального благополучия

Понятие "благополучие". Основные подходы к анализу благополучия человека. Связь благополучия и потребностей человека. Концепции анализа потребностей человека. Основные детерминанты социального благополучия. Социальное благополучие как объективное общественное явление.

Подходы к социальному благополучию в рамках либерализма и неолиберализма. Концепция Дж. Кейнса. Современный консерватизм и проблема социального благополучия. Неоконсерватизм. Концепции государства "всеобщего благоденствия". Социальная стабильность, социальная безопасность и социальное благополучие: взаимосвязь понятий.

49. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями

Ребенок с особыми нуждами. Наиболее характерные группы детей, имеющих особые нужды (ограниченные возможности) и требующих специального подхода. Особенности семейного воспитания ребенка, имеющего особые нужды. Задачи помощи и поддержки семей, имеющих детей с особыми нуждами. Специфика методов и средств педагогической помощи семьям, имеющим детей с особыми нуждами. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями: социальное обеспечение, социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное консультирование.

50. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Сущность инклюзивного образования. Инклюзивная образовательная среда. Основные принципы инклюзии. Тенденции развития инклюзивного образования в России, зарубежных странах. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования. Проблемы и направления создания инклюзивной образовательной среды и равных возможностей.

Список источников и литературы:

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.93 (с изменениями от 30.12.2006).

2. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95 № 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

3. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004). Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

4. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005). Федеральный закон "Об общественных объединениях" от19.05.95 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006).

5. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.95 № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

6. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 05.12.2006). Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.95 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2006).

7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 (ред. от 29.12.2006). Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2006).

8. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 № 125-ФЗ (ред. от 09.02.2007). Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.94 № 78-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

9. Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.96 № 54 (ред. от 22.08.2004).

10. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 № 80-ФЗ (ред. от 25.10.2006).

11. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.92 № 431 (ред. от 25.02.2003).

12. Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25.11.95 № 1151, в ред. от 17.04.2002 № 244.

13. Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" от 24.06.96 № 739.

14. Постановление Правительства Российской Федерации "Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" от 27.11.2000 №896.

15. Приказ Минсоцзащиты РФ "О домах ночного пребывания" от 25.01.94 № 10.

Международные:

1. Всеобщая декларация прав человека. ООН. 1948г.

2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. ООН, 1979г.

3. Конвенция о правах ребенка. ООН, 1989.

4. Международная программа действий в интересах пожилых. СЕ, 1995.

5. Профессионально-этический кодекс социальных работников (принципы и стандарты). МФСР. 1 994г.

Федеральные:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12 декабря 1992г.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1995г.

3. Федеральный Закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". - Собрание законодательств РФ 1995г №16.

4. Федеральный Закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №17.

5. Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18.

6. Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". - Собрание законодательств РФ 1995г., №22.

7. Федеральный Закон от 12 января 1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №3.

8. Федеральный Закон от 28 июня 1995г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18.

9. Федеральный Закон от 15 ноября 1995г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №22.

10. Федеральный Закон от 22 мая 1996г. "О занятости населения в Российской Федерации". - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26.

11. Федеральный Закон от 8 декабря 1995г., "О государственной системе защиты прав несовершеннолетних и профилактике их безнадзорности и правонарушений". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18.

12. Федеральный Закон от 16 февраля 1990 г. "О пенсиях в Российской Советской Федеративной социалистической Республике ". М., 1995г.

13. Федеральный Закон от 16 мая L991r. "О занятости населения в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике". С изменениями и дополнениями от 5 мая 1996г.

14. Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании".

15. Закон РСФСР от 4 ноября 1991г. "О государственном обязательном медицинском страховании населения РФ".

16. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР. С изменениями и дополнениями от 22.12.93г."

17. Указ Президента РФ от 28.09.93г. "Об управлении государственным социальным страхованием в РФ".

18. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. №492 "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года'" - Собрание законодательств РФ, 1995г., №27.

19. Указ Президента РФ от 13 июня 1996г. №883 "О федеральной целевой комплексной программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы". - Собрание законодательств РФ, 1996г., №25.

20. Указ Президента РФ от 23 мая 1996г. № 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы". - Собрание законодательств РФ, 1996г., №7.

21. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 "Об основных направлениях государственной социальной политики". - Собрание законодательств РФ, 1996г, № 21.

22. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики". - Собрание законодательств РФ, 1996г., №9.

23. Указ Президента РФ от 18 июня 1996г. № 932 "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 года". - Собрание законодательств РФ. 1996г., №26.

24. Указ Президента РФ от 8 июня 1996г. № 851 "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей" - Собрание законодательств РФ, 1996г., №26.

25. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов Среды жизнедеятельности". - Собрание законодательств РФ, 1994г. №17.

26. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994г. № П98 "О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы". - Собрание законодательств РФ. 1994г. №28.

27. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995г. № 420 "Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением". - Собрание законодательств РФ, 1995г., №18.

28. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996г. №829 "О приемной семье". - Собрание законодательств РФ. 1996, №31.

29. Постановление Правительства РФ от 8 января 1996г. №6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации". - Собрание законодательств РФ, 1996, №3.

30. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации". - Собрание законодательств РФ, 1996, №15.

31. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативно-правовых актов. М., 2009.

Учебно-методическая литература:

Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2011.- 529 с.

Басов Н.Ф. Социальная работа: учеб. пособие / Н.Ф. Басов. - М.: Дашков и К, 2009.- 364 с.

Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Р. И. Ерусланова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.

Жуков В.И. Введение в профессию: Социальная работа: учебник / В.И. Жуков.- М.: Изд-во РГСУ, 2011.- 408 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2010.

Социальная работа: теория и организация: учеб. пособие / под ред. П.Д. Павленка.- М.: ТетраСистемс, 2009.- 288 с.

Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред. : Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2009.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / П. Д. Павленок [и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы / Л.В. Топчий.- М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 236 с.

Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах / Л.В. Топчий.- М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 156 с.

Фирсов М. В. Введение в профессию. Социальная работа. Для бакалавров / М.В.Фирсов, Е.Г.Студёнова, И.В. Наместникова.- М.: КноРус, 2011.- 224 c.

Фирсов М. В. Философия социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов.- М.:Юрайт, 2012. - 256 с.

Фирсов М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.- М.: Юрайт, 2012. - 464 с.

Холостова Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова.- М.: Юрайт, 2012. - 352 с.

Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Е. И. Холостова. - 7-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 799 с. - (Золотой фонд учебной литературы) (Социальная работа).

Дополнительная литература

Басов Н.В. Социальная работа. М., Издательский дом "Дашков и К" 2009.

Бурова С.Н. Социальная работа. Теория и организация: учеб. пособие / С.Н. Бурова, С.В. Лапина, П.П. Украинец. - М.: Тетра-Системс, 2008.- 258 с.

Григорьева И.А. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / И.А. Григорьева. - СПб.: СПбГУ, 2004. - 536 с.

Гулина М.А. Словарь - справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008.- 321 с.

Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учеб. пособие / М.Н. Гуслова.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / М.Н. Гуслова.- М.: Академия, 2009.- 241 с.

Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие /Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина.- М., 2004.-224 с.

Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Учебное пособие. М., Издательский дом "Дашков и К", 2009.

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М., Академический проект, 2009

Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько - М.: Петрополис, 2008. - 148 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Избранные работы 1991-2005 гг. / П.Д. Павленок- М.: Дашков и К, 2008.- 298 с.

Пэйн М. Социальная работа. Современная теория: учеб. пособие / М. Пэйн. - М.: Academia, 2008.- 425 с.

Социальная работа с осужденными: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГСУ, 2002, 256 с.

Социальная работа с семьей: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Дашков и К, 2007. - 211 с.

Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие. /отв. ред. проф. А.А.Козлов.- М.: Логос, 2004.- 128 с.

Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В.И.Курбатова.- Ростов-на-Дону, 2006.- 185 с.

Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: НГТУ, 2000. Ч. II. - 112 с.

Теория социальной работы: учеб. пособие / под ред. Кузиной И.Г.- Владивосток: ДВГТУ, 2006.- 232 с.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб. пособие / С.В.Тетерский. - М., 2009.- 167 с.

Топчий Л.В. Пути познания природы научных методов теории социальной работы / Л.В.Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2006 - №3. - С.4-11.

Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории социальной работы как науки / Л.В. Топчий //Социальная работа № 1.- 2007. - С.62-64.

Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: учеб. пособие / М.В.Фирсов.- М., 2008.- 192 с.

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учеб. пособие / Е.И. Холостова.- М.: Дашков и К, 2008.- 104 с.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф.Дементьева.- М., 2005.-340 с.

Холостова Е.И. Теория и методология исследования социальной работы / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №2.- С.4-7.

Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Издание 3. М., Дашков и К, 2009

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах. Учебное пособие М., Дашков и К, 2009

Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие М., Дашков и К, 2009.

Якушев А.П. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. М., А-Приор, 2009

Программа

государственного междисциплинарного экзамена

по теории и методике социальной работы

(ФГОС) для студентов всех форм обучения

направления подготовки 040401 Социальная работа

Подписано в печать .............. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ....... Уч.-изд. л. ...... Тираж экз. Заказ № .....

ГОУ ВПО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

1 В основе любой методики лежит та, или иная технология, адаптированная к специфике деятельности специалиста по социальной работе. Методика, дающая гарантированный результат вне зависимости от качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-30449514_344013327
289 Кб, 24 ноября 2014 в 13:38 - Россия, Москва, ГЭИ, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении