Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020595 из ГЭИ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет физической культуры"

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________ Л.В.Сакун

_______________________

Регистрационный № УД ____

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации"

Минск 2015

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.В.Сакун, директор Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры";

О.А.Мечковская, заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры";

Д.В.Ивончик, старший преподаватель кафедры непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры"

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры", доктор философских наук, доцент;

Р.Н.Медников, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры" (протокол от ___________№___);

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры" (протокол от ___________№____).

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры"

(протокол от ___________№____).

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................ 4 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН .............................. 6 Общепрофессиональные дисциплины 1. Менеджмент в туризме ............................................................ 6 2. Маркетинг в туризме................................................................ 7 Дисциплина специальности 3. Менеджмент туристской организации...................................... 11 III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..................... 16 1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)................................................................................... 16 2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) ............................................................................. 21 3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации".............................................................................. 24 4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации".......................................... 26 1. 5. Список рекомендуемой литературы .............................................. 29

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

* с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 71-2012 по специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации";

* типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации";

* учебными программами по учебным дисциплинам "Менеджмент в туризме", "Маркетинг в туризме", "Менеджмент туристской организации".

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать: * организационно-управленческие основы деятельности туристской организации;

* регламенты нормативных правовых актов, других руководящих документов и методических материалов, регулирующих туристическую деятельность;

* организацию финансово-хозяйственной деятельности туристской организации;

* общие и региональные закономерности формирования и развития туристического рынка;

* принципы рациональной организации труда менеджера туристской организации;

* принципы управления качеством услуг в туризме.

уметь:

* применять на практике базовые научно-теоретические знания в области менеджмента, маркетинга при организации и управлении деятельностью туристской организации;

* генерировать новые идеи по повышению эффективности деятельности туристской организации и решать нестандартные ситуации;

* применять междисциплинарный подход при решении профессиональных задач в области менеджмента туристской организации.

владеть:

* навыками пользования современными средствами технической связи, информационными компьютерными технологиями, в том числе глобальными компьютерными системами;

* лингвистическими навыками устной и письменной коммуникации;

* основами методологии маркетинга и особенностями его применения в индустрии туризма;

* навыками проведения маркетинговых исследований;

* методами управления туристской организацией.

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 02 71-2012 специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации".

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

- уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

- уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

- уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся три вопроса (первый и второй вопросы по дисциплинам общепрофессионального блока, третий вопрос по дисциплине специальности). Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Система управления туризмом

Сущность понятия "менеджмент". Туризм как объект управления. Современная экономическая система управления туризмом и ее элементы. Особенности туризма как объекта управления.

Тема 2. Туристский продукт как объект управления

Сущность понятия "туристский продукт". Структура туристского продукта. Особенности производства туристского продукта. Особенности потребления туристского продукта.

Тема 3. Структура управления туризмом как отраслью экономики

Иерархическая структура управления туризмом. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Международные туристские организации. Транснациональные корпорации в туризме: виды, особенности управления. Корпоративные стандарты обслуживания туристов. Управление туризмом на национальном уровне: отечественный и зарубежный опыт. Региональная политика в области туризма.

Тема 4. Функции и принципы менеджмента

Основные функции менеджмента в туризме. Основные этапы процесса менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, учет и контроль, анализ. Основные, конкретные и специфические функции управления, их взаимосвязь в системе управления деловой организации. Принципы менеджмента. Принципы менеджмента современного бизнеса.

Тема 5. Планирование как функция менеджмента

Виды планирования. Сегментация туристского рынка производителей (географическая сегментация). Сегментация рынка потребителей. Стратегическое планирование деятельности в туризме: анализ потребителей и производителей, целеполагание, бизнес-планирование.

Тема 6. Организация как функция менеджмента

Организация деятельности туристского предприятия. Организация поставок ресурсов на принципах деловой логистики. Организация производства товаров и услуг на принципах инновационного менеджмента и устойчивого развития. Организация сбыта товаров и услуг на основе маркетинга.

Организация работы персонала (туристская организация как структура). Сущность понятия "туристская организация". Организационно-штатная структура, функциональные обязанности персонала, определение потребности в персонале. Организационные структуры управления предприятиями туристской индустрии. Структура туристской организации (уровни, связи, звенья). Принципы (модели) организации производства туристского продукта. Формальная и неформальная организация. Организационная культура туристской организации. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров.

Тема 7. Координация, мотивация и контроль как функции менеджмента

Стиль управления. Методы управления. Делегирование полномочий. Принятие управленческих решений. Мотивация персонала и стимулирование сбыта. Управление конфликтами. Контроль и SWOT-анализ.

Тема 8. Инновационная функция менеджмента. Управление качеством туристских услуг

Понятие "качество" и его влияние на эффективность деятельности ту-ристского предприятия. Качество и экономическая эффективность. Качество и социальная эффективность менеджмента туризма. Эволюция менеджмента качества. Развитие теорий управления качеством. Основные модели управления качеством услуг в США, Европе и Японии. Кайдзен как современная философия управления качеством. Международные стандарты в сфере услуг. Качество и устойчивое развитие туризма.

2. МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Основные понятия маркетинга в туризме

Основные понятия туризма. Основные понятия маркетинга. Социально-экономическая сущность маркетинга. Специфика маркетинга сферы услуг. Сущность и содержание маркетинга в туризме. Развитие теории и практики маркетинга. Основные условия и принципы маркетинга в туризме.

Тема 2. Концепции маркетинга в туризме

Концепции маркетинга в туризме. Сравнительная характеристика концепций маркетинга в туризме. Выбор оптимальной концепции маркетинга в туризме. Технология реализации выбранной концепции маркетинга в туризме.

Тема 3. Универсальный блок функций маркетинга

Аналитическая функция маркетинга в туризме. Управленческая функция маркетинга в туризме. Товарно-производственная функция маркетинга в туризме. Сбытовая функция маркетинга в туризме. Контролирующая функция маркетинга в туризме.

Тема 4. Маркетинговое понимание туристического рынка Республики Беларусь

Структура туристического рынка. Субъекты и участники туристического рынка Республики Беларусь. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Тенденции развития национального туристического рынка.

Тема 5. Использование Internet-технологий в туристическом маркетинге

Основные услуги сети Internet. Возможности сети Internet в маркетинге туристических услуг. Использование современных Internet-технологий в туристическом маркетинге. Сравнительная характеристика сайтов ведущих туристических предприятий Республики Беларусь. Сравнительная характеристика туристических порталов. Преимущества использования сети Internet в туристическом маркетинге.

Тема 6. Маркетинг в туризме на национальном уровне

Развитие маркетинга в туризме на национальном уровне. Исполнители маркетинга в туризме на национальном уровне. Маркетинговое регулирование рынком туристических услуг. Технология формирования национального туристического продукта. Спрос и предложение на национальный туристический продукт. Интеграция Республики Беларусь в мировую индустрию туризма. Примеры удачных маркетинговых решений в туризме других государств.

Тема 7. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг

Сущность, содержание и задачи маркетинговых исследований. Специфика проведения маркетинговых исследований в туризме. Понятие среды маркетинга. Анализ внутренней среды маркетинга в туризме. Изучение внешней среды маркетинга в туризме. Изучение факторов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на среду маркетинга в туризме. Инструментарий маркетинговых исследований в туризме.

Тема 8. Маркетинговые исследования туристического продукта

Структура туристического продукта. Характеристика туристических услуг. Понятие туристического продукта. Классификация производителей туристического продукта. Классификация продавцов туристического продукта. Анализ этапов жизненного цикла туристического продукта: американская и европейская матрица.

Тема 9. Маркетинговые исследования конкурентов

Субъекты рынка туристических услуг. Социально-этический маркетинг. Методы проведения маркетинговых исследований конкурентов. Типизация и классификация прямых и косвенных конкурентов туристического предприятия. Виды конкуренции. Анализ цен и продуктов конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.

Тема 10. Маркетинговые исследования потребителей туристических услуг

Участники рынка туристических услуг. Типы потребителей туристических услуг. Принципы, цели, методы и критерии сегментации потребителей туристических услуг. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристических услуг. Оценка степени удовлетворённости потребителей туристических услуг. Мотивы поведения потребителей. Психология общения с разными типами потребителей туристических услуг. Построение коммуникационной модели общения с разными типами потребителей туристических услуг.

Тема 11. Формирование маркетинговой стратегии туристического предприятия

Сущность стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в туризме. Ситуационный анализ. Планирование миссии и целей предприятия. Формирование современных ценностей сотрудников туристического предприятия. Определение маркетинговой стратегии туристического предприятия. Оценка стратегии, разработка программы маркетинга. Бюджет маркетинга.

Тема 12. Маркетинговая продуктовая стратегия предприятия. Цена в комплексе маркетинга

Задачи формирования продуктовой стратегии туристического предприятия. Новые туристические продукты в маркетинговой деятельности туристического предприятия. Этапы разработки и внедрения продукта-новинки на рынок. Функции цены в комплексе маркетинга туристического предприятия. Цели и этапы ценообразования в туризме. Методы и стратегии ценообразования в туризме. Понятия ценовой и неценовой конкуренции.

Тема 13. Маркетинговая сбытовая стратегия туристического предприятия

Цели формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Этапы формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Определение эффективного каналы сбыта туров и услуг туристического предприятия. Вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы сбыта в индустрии туризма. Выбор партнёров-посредников по сбыту, построение договорных отношений с ними. Методика эффективного взаимодействия с турагентами.

Тема 14. Маркетинговая коммуникационная стратегия туристического предприятия

Сущность маркетинговых коммуникаций в туризме. Разработка бюджета и анализ результатов маркетинговой коммуникационной стратегии туристического предприятия. Элементы коммуникационной политики: реклама; пропаганда; стимулирование сбыта; личная продажа. Виды и средства рекламы. Разработка рекламного бюджета.

Тема 15. Выставочная деятельность в маркетинге туристического предприятия

Классификация выставочных мероприятий. Характеристика выставочных мероприятий в туризме. Цели маркетинга в организации выставочной деятельности предприятия. Работа персонала во время выставки. Оформление и виды стендов туристического предприятия. Типология посетителей туристических выставок.

Тема 16. Эффективность маркетинга в туризме

Этапы организации эффективной маркетинговой деятельности в туризме. Контроль маркетинговой деятельности в туризме. Классификация маркетинговой информации в туризме. Системы внутренней и внешней маркетинговой информации. Система сбора и анализа маркетинговой информации в туризме. Достоверность источников информирования. Методы оценки эффективности маркетинга в туризме.

ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3. МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Раздел I. Структура туристического рынка

Тема 1. Туристический рынок Республики Беларусь

Становление и формирование туристического рынка Республики Беларусь. Структура туристического рынка Республики Беларусь. Тенденции развития мирового туристического рынка. Субъекты и участники туристического рынка Республики Беларусь. Въездной туризм: проблемы и особенности развития. Выездной туризм: основные направления и регионы. Внутренний туризм и его особенности. Факторы, влияющие на национальный рынке туристических услуг. Ведущие туристические компании Республики Беларусь, история их развития и основные направления деятельности. Классификация туристических организаций.

Тема 2. Регулирование индустрии туризма на национальном уровне

Органы и структура управления туризмом в Республике Беларусь. Деятельность Министерства спорта и туризма Республики Беларусь по регулированию туристической индустрией. Роль и функции Национального агентства по туризму. Значение региональных органов управления туризмом. Анализ Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Национальные туристические общественные союзы и ассоциации: РСТО, АТА, "Отдых в деревне" и другие. Экспорт и импорт туристических услуг в Республике Беларусь. Сальдо туристического баланса в Республике Беларусь. Управление инвестициями в туризме. Политика кредитования предприятий малого бизнеса в Республике Беларусь.

Тема 3. Регулирование индустрии туризма на международном уровне

Международные туристические организации: UNWTO, IATA, ICAO. Их влияние на развитие индустрии мирового туризма. История их развития и становления, внутренняя структура, цели и задачи. Манильская и Гаагская декларации по туризму. Глобальный этический кодекс туризма, его основные статьи. Хартия туризма. Основные показатели мирового туризма. Основные экспортеры и импортеры туристических услуг на мировой туристический рынок. Тенденции развития индустрии туризма на международном уровне.

Раздел II. Основы менеджмента в деятельности туристической организации

Тема 4. Взаимосвязь функций менеджмента в деятельности туристической организации

Основные функции менеджмента в туризме, их взаимосвязь. Виды планирования в туризме. Организационные структуры менеджмента, уровни управления. Проблемы мотивации в туризме. Контролирующая функция менеджмента в туризме, виды контроля. Экономическая и социальная эффективность менеджмента. Разделение управленческих и исполнительских функций на предприятиях индустрии туризма Республики Беларусь.

Тема 5. Бизнес-планирование деятельности туристической организации

Этапы бизнес-планирования деятельности туристической организации и их характеристика. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность предприятий в Республике Беларусь. Понятие туристического предприятия как хозяйственно-обособленной производственной единицы в системе туристического хозяйства. Особенности функционирования туроператоров и турагентов в Республике Беларусь. Государственная регистрация и документооборот туристического предприятия. Внешняя и внутренняя среда туристического предприятия, ее компоненты. Формирование миссии и целей туристического предприятия. Организационно-правовые формы туристического предприятия, их преимущества и недостатки. Стандарты формирования фирменного стиля туристической организации. Основные стратегии ведения туристического бизнеса в Республике Беларусь и их характеристика. Пути реорганизации деятельности туристической организации. Добровольная и принудительная ликвидация туристического предприятия. Франчайзинг как успешная бизнес-стратегия туристических организаций. Особенности развития франчайзинга в Республике Беларусь.

Тема 6. Кадровый менеджмент в деятельности туристической организации

Значение управления человеческими ресурсами в туристической организации. Анализ рынка туристических кадров в Республике Беларусь. Тенденции рынка туристических кадров в Республике Беларусь. Модели управления комплектованием кадров, политика развития персонала туристического предприятия. Инновационные управленческие технологии в деятельности туристической организации. Диагностика коммуникативных связей и межличностных отношений в коллективе туристической организации. Формирование корпоративной этики, стандартов общения и развитие корпоративной культуры туристической организации. Психологические особенности работы в женском коллективе. Планирование потребности в персонале, набор, обучение и движение персонала в структуре турфирмы. Методы мотивации персонала. Квалификационные требования к основным должностям служащих туристических предприятий.

Тема 7. Информационные технологии в менеджменте туристической организации

Понятие и структура информационных технологий. Специализированное программное обеспечение туристической организации. Программные средства автоматизации туроператоров и турагентов. Системы поиска и бронирования туров. Глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования (GDS), их преимущества, сервисные возможности и особенности функционирования. Современные информационные технологии и их использование в деятельности туристической организации. Использование возможностей Интернета, электронной почты и системы ICQ в работе менеджера туристической организации.

Раздел III. Особенности менеджмента на разных этапах развития туристической организации

Тема 8. Особенности менеджмента в деятельности туристической организации на этапе формирования туров

Понятие "услуга", ее потребительские свойства и характеристики. Основной и дополнительный пакет услуг. Поставщики туристических услуг. Способы сотрудничества туристической организации с основными поставщиками услуг. Понятие "тур", виды туров и маршрутов. Технологии разработки туров. Структура туристического продукта. Жизненный цикл туристического продукта. Понятие и особенности организации индивидуальных и групповых туров. Программа обслуживания. Взаимодействие туристической организации с предприятиями размещения, питания, транспорта. Ценообразование в деятельности туристической организации. Факторы, влияющие на цену тура. Расчет себестоимости и рентабельности тура. Управление потребительским спросом на каждом этапе тура.

Тема 9. Особенности менеджмента в деятельности туристической организации на этапе продвижения туров

Сегментирование туристического рынка: выбор целевого рынка, оценка потенциала сегмента рынка, анализ возможностей освоения сегмента рынка. Виды сегментов. Этапы позиционирования продукта на рынке туристических услуг. Процесс маркетинговых исследований в деятельности туристической организации. Внутренние и внешние источники маркетинговой разведки. Анализ рыночной доли туристической организации. Анализ продаж туристической организации. Изучение тенденций в туристическом бизнесе. Анализ конкурентной среды. Построение конкурентной карты рынка. Основные средства продвижения туров и отдельных туристических услуг, применяемых туристической организацией. Достоинства и недостатки основных средств продвижения туров. Эффективность основных средств продвижения в Беларуси. Ассортимент рекламно-информационной продукции отечественных туристических организаций. Стратегии продвижения туров туристической организации на международный и национальный рынки. Классификация выставочных мероприятий, проводимых в сфере туризма, их характеристика. Подготовка и проведение рекламной кампании для туристической организации. Оценка эффективности основных средств продвижения туров.

Тема 10. Особенности менеджмента в сбытовой стратегии туристической организации

Этапы, средства и технологии реализации туров, а также отдельных туристических услуг туристической организации потребителям. Разработка и внедрение сбытовых стратегий в деятельность туристической организации. Формирование сбытовой сети, определение внешних и внутренних факторов, влияющих на организацию сбытовой сети туристической организации. Стимулирование сбыта и особенности личной продажи в деятельности туристической организации. Характеристика процесса личной продажи. Установление контакта с клиентом по телефону. Особенности приема и обслуживания клиента в офисе. Типология клиентов. Моделирование поведения клиентов. Работа с возможными возражениями клиентов. Оформление туристической документации. Реализация туров туристической организации через Интернет. Разновидности интернет-сайтов. Понятие сайта-визитки. Особенности сайта-витрины, его основные разделы. Структура сайта-магазина. Особенности работы собственных бюро продаж. Особенности работы контрагентской сети. Активные и пассивные продажи в деятельности туристической организации. Особенности менеджмента в деятельности туристической организации на этапе реализации туров корпоративным и индивидуальным заказчикам.

Тема 11. Особенности менеджмента качества услуг в деятельности туристической организации

Контроль качества обслуживания в деятельности туристической организации, критерии оценки качества туристических услуг. Порядок рассмотрения претензий и жалоб туристов. Оценка конкурентоспособности туристической организации. Проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны. Конкурентоспособность - это концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя создавать, выпускать и реализовывать товары и услуги. Конкурентоспособность как решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Факторы и условия, которые влияют на силу конкурентной борьбы. Матрица формирования конкурентной карты рынка. Понятие "качество услуги". Характеристики услуги. Управление качеством. Значение персонального обслуживания по отношению к качеству продукта. Модели управления качеством туристических услуг: "Six Sigma", "ТQM", "Моменты истины". Стратегии конкурентной борьбы в деятельности туристической организации. Показатели эффективности функционирования туристической организации.

III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Порядок проведения аттестации

(извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)

Общие положения

1. Настоящие правила определяют порядок проведения аттестации слушателей при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.

2. Слушатели проходят итоговую аттестацию при освоении содержания: образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов в форме государственного экзамена;

3. Результаты текущей и итоговой аттестации обучающихся в зависимости от образовательной программы дополнительного образования взрослых и формы проведения аттестации могут оцениваться отметками в баллах по десятибалльной шкале или отметками "зачтено", "не зачтено".

Десятибалльная шкала оценки представляет собой систему измерения учебных достижений обучающихся, в которой отметка уровня знаний выражается последовательным рядом чисел (баллов) "1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9", "10".

ГЛАВА 3

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

16. Итоговая аттестация слушателей при освоении содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов (далее для целей настоящей главы - переподготовка) проводится для определения соответствия результатов их учебной деятельности требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ переподготовки при завершении ими освоения содержания образовательных программ переподготовки.

К итоговой аттестации по определенной специальности переподготовки допускаются слушатели, освоившие содержание образовательной программы переподготовки и прошедшие текущую аттестацию в установленные учреждением образования сроки по всем учебным дисциплинам учебного плана учреждения образования с положительными отметками.

Итоговая аттестация слушателей при завершении освоения содержания образовательных программ переподготовки осуществляется государственными экзаменационными комиссиями (далее ГЭК).

17. Для проведения государственных экзаменов в учреждении образования ежегодно создается ГЭК в составе председателя и 3-7 членов по каждой специальности переподготовки.

Полномочия ГЭК сохраняются в течение календарного года.

18. Председатели ГЭК назначаются приказом Министерства образования Республики Беларусь или иного государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение образования. Председатели ГЭК частных учреждений образования назначаются Министерством образования Республики Беларусь.

Предложения по кандидатурам председателей ГЭК вносятся не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

Председатель ГЭК по каждой специальности переподготовки назначается из числа лиц, наиболее компетентных в сфере профессиональной деятельности, соответствующей назначению и содержанию данной специальности. Председателями ГЭК могут назначаться не работающие в данном учреждении образования руководители и специалисты органов государственного управления, организаций, лица из числа преподавателей учреждений образования квалификация и (или) ученая степень которых (кандидат, доктор наук) соответствуют специальности, по которой проводится итоговая аттестация, с согласия этих лиц и по согласованию с руководителями организаций по месту их основной работы.

Не допускается назначение одного лица в качестве председателя двух и более ГЭК одновременно, а также председателя ГЭК по определенной специальности переподготовки в течение трех и более лет подряд. Председателями ГЭК не назначаются работники учреждения образования, в котором осуществляется работа ГЭК, а также лица, принимавшие участие в реализации образовательной программы переподготовки по конкретной специальности для аттестуемой группы слушателей.

19. В состав ГЭК может входить руководитель учреждения образования или один из его заместителей (проректор по учебной, научной работе), руководители структурных подразделений учреждения образования, иные педагогические работники, а также руководители и специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, работники науки и культуры с их согласия и по согласованию с руководителем организации по месту их основной работы.

Персональный состав членов ГЭК, секретарь, определяются приказом руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) не позднее, чем за месяц до начала работы ГЭК.

20. На время участия в заседаниях ГЭК председатель и члены ГЭК освобождаются от основной работы в соответствии с законодательством о труде.

21. При наличии большого числа слушателей может создаваться несколько ГЭК по одной специальности переподготовки.

22. При малом количестве слушателей может создаваться единая ГЭК для специальностей переподготовки одной группы специальностей в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации", утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36, если компетентность председателя и членов этой ГЭК выше требований, установленных соответствующими образовательными стандартами к компетентности выпускников по каждой из этих специальностей.

23. Основными функциями ГЭК являются:

проверка теоретической и практической подготовки слушателей;

решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации с выдачей диплома о переподготовке;

разработка предложений, направленных на дальнейшее повышение качества переподготовки руководящих работников и специалистов.

24. Работа ГЭК проводится в сроки, предусмотренные учебными планами учреждения образования по специальностям переподготовки и графиками учебного процесса переподготовки, в соответствии с ежегодными планами работы учреждения образования.

График работы ГЭК, согласованный с председателем ГЭК, утверждается руководителем учреждения образования или деканом (начальником) факультета, директором института без права юридического лица и доводится до сведения слушателей не позднее, чем за месяц до начала сдачи государственных экзаменов. Продолжительность заседания ГЭК не должна превышать 8 часов в день.

25. Государственный экзамен проводится согласно типовому учебному плану переподготовки в соответствии с программой государственного экзамена, разрабатываемой выпускающей кафедрой (факультетом) по отдельным учебным дисциплинам, но не более чем по трем, предусматривающим их освоение в объеме не менее 100 учебных часов каждая.

Государственный экзамен может проводиться в виде единого комплексного экзамена по тем же учебным дисциплинам.

26. Программа государственного экзамена разрабатывается на основе учебных программ по учебным дисциплинам переподготовки, выносимым на государственный экзамен, включает в себя список вопросов, список литературы для подготовки к экзамену, рассматривается на совете факультета (института), утверждается руководителем (уполномоченным им лицом) учреждения образования и доводится до сведения слушателей не позднее, чем за месяц до сдачи экзамена.

27. Форма проведения государственного экзамена (устная или письменная) определяется кафедрой (факультетом).

28. Государственный экзамен проводится по экзаменационным билетам.

Экзаменационные билеты разрабатываются на основании содержания учебных программ учреждения образования по учебным дисциплинам, вынесенным на государственный экзамен по специальности переподготовки, преподавателями соответствующих учебных дисциплин и подписываются заведующим кафедрой (начальником кафедры) или деканом (начальником) факультета, директором института без права юридического лица.

Количество вопросов в экзаменационном билете должно соответствовать числу учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен.

Количество комплектов экзаменационных билетов должно соответствовать количеству учебных групп, а число билетов - превышать число слушателей в учебной группе с максимальной численностью.

Повторное использование экзаменационных билетов не допускается.

29. На подготовку к ответу на государственном экзамене слушателю отводится не менее 30 минут. Для уточнения экзаменационной отметки члены ГЭК могут задавать ему дополнительные вопросы в соответствии с программой государственного экзамена. Количество дополнительных вопросов, задаваемых одним членом ГЭК, не должно превышать трех.

43. Государственный экзамен проводится на открытом заседании ГЭК с участием председателя ГЭК и не менее половины ее состава. Лица, присутствующие на заседании ГЭК, не являющиеся ее членами, не могут задавать вопросы слушателям и влиять на ход экзамена, защиты.

Прием государственного экзамена, содержание которых не может быть вынесено на общее обсуждение, проводится в порядке, установленном законодательством.

44. После окончания государственного экзамена ГЭК продолжает свою работу на закрытом заседании.

В ходе закрытого заседания члены ГЭК оценивают результаты сдачи государственного экзамена, решают вопросы о присвоении слушателю квалификации с учетом отметок, полученных при итоговой аттестации, и выдаче диплома о переподготовке.

45. Решения ГЭК об оценке результатов сдачи государственного экзамена, о выдаче диплома о переподготовке по определенной специальности принимаются на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов ГЭК, участвовавших в ее заседании. При равном числе голосов членов ГЭК голос ее председателя является решающим.

46. Результаты итоговой аттестации слушателей в форме государственного экзамена оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале.

Положительными являются отметки:

не ниже 4 (четырех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

не ниже 3 (трех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование.

47. Результаты сдачи государственного экзамена, решения о выдаче диплома о переподготовке оглашаются в этот же день после оформления соответствующих протоколов.

48. Получение неудовлетворительной отметки при сдаче государственного экзамена по одной учебной дисциплине не лишает слушателя права проходить аттестацию в форме государственного экзамена по другим учебным дисциплинам.

49. Заседания ГЭК оформляются протоколами по формам согласно приложениям 2-4 к настоящим Правилам. В протоколы заседаний ГЭК вносятся: отметки, полученные слушателями на государственном; вопросы, заданные слушателям; наименования присвоенных квалификаций и наименование выдаваемого документа об образовании.

Протоколы заседаний ГЭК подписываются председателем и всеми членами ГЭК, участвовавшими в заседании.

50. По завершению работы ГЭК ее председатель составляет отчет о работе ГЭК и в двухнедельный срок представляет в организацию, в подчинении которой находится учреждение образования, копию - руководителю учреждения образования.

В отчете председателя ГЭК отражаются:

уровень освоения образовательной программы переподготовки слушателей по определенной специальности;

выявленные недостатки при освоении содержания образовательной программы переподготовке слушателей (при их наличии);

рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию качества переподготовки слушателей по определенной специальности.

Отчет председателя ГЭК обсуждается на заседании совета учреждения образования (факультета, института без права юридического лица).

51. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок или получившим неудовлетворительную отметку при сдаче государственного, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации в период работы ГЭК по соответствующей специальности, но не позднее, чем через год.

Срок проведения повторной итоговой аттестации устанавливается учреждением образования.

52. Слушателям, прошедшим итоговую аттестацию по определенной специальности переподготовки выдается соответствующий документ об образовании установленного образца.

2. Список вопросов к государственному экзамену

(по учебным дисциплинам)

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

1. Менеджмент как наука. Система управления туризмом.

2. Туризм как глобальное социально-экономическое и культурное явление.

3. Функции, принципы и методы менеджмента в туризме

4. Туристическая организация как объект управления.

5. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Корпоративные структуры международного туризма.

6. Роль международных туристических организаций в управлении туризмом как отраслью мирового хозяйства.

7. Структура и особенности управления туризмом как отраслью национальной экономики.

8. Планирование как функция менеджмента в туризме. Перспективный анализ и бизнес-план туристического предприятия.

9. Организация как функция менеджмента в туризме. Модели организации туристического производства. Организационные структуры предприятий индустрии туризма.

10. Управление персоналом предприятий индустрии туризма: технологии отбора, профессиональная ориентация, развитие персонала.

11. Особенности формирования организационной культуры в сфере туризма.

12. Мотивация как функция управления. Особенности мотивации персонала предприятий индустрии туризма.

13. Координация деятельности предприятий туристической индустрии.

14. Контроль в туризме как универсальная функция менеджмента.

15. Общая характеристика и классификация управленческих решений. Методы и модели принятия управленческих решений в организациях сферы туризма.

16. Стили руководства и их ситуационная эффективность.

17. Понятие "коммуникация" и "коммуникационный процесс". Роль коммуникаций в деятельности менеджера туристической организации.

18. Организация и эффективность проведения деловых совещаний и переговоров.

19. Сущность понятия "качество" в туризме. Концепции менеджмента качества в индустрии туризма.

20. Развитие инновационной деятельности в сфере туризма. Инновационная функция менеджмента.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

1. Сущность и основные составляющие маркетинговой деятельности в туризме.

2. Характеристика комплекса маркетинга и его составляющих.

3. Сущность, содержание и правила проведения маркетинговых исследований в туризме. Объекты исследований на туристическом рынке.

4. Среда маркетинга, анализ микросреды и макросреды туристического предприятия.

5. Маркетинговый анализ туристического рынка Республики Беларусь.

6. Факторы развития туризма в Республике Беларусь.

7. Планирование маркетинговой деятельности и организация маркетинга на туристическом предприятии.

8. Жизненный цикл туристического продукта. Этапы позиционирования продукта на рынке.

9. Конкурентная среда туристического предприятия. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.

10. Мотивы поведения потребителей. Система факторов, оказывающих влияние на потребителей туристических услуг.

11. Сегментация рынка. Основные критерии сегментации туристического рынка. Выбор целевого рынка.

12. Формирование продуктовой стратегии предприятия индустрии туризма. Новые продукты в маркетинговой деятельности, этапы разработки продукта-новинки.

13. Формирование сбытовой стратегии предприятий индустрии туризма. Каналы продвижения туристического продукта.

14. Цели и методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии в комплексе маркетинга в туризме.

15. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Виды и средства рекламы в индустрии туризма.

16. Бренд-технологии в индустрии туризма и гостеприимства.

17. Public Relation и пропаганда в системе маркетинговых коммуникаций в туризме.

18. Туристические выставки и ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций.

19. Продвижение национального туристического продукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг.

20. Эффективность маркетинговой деятельности в туризме.

МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Классификация туроператоров. Особенности туроператорской деятельности в Республике Беларусь.

2. Взаимосвязь фирменного стиля и имиджа туристической организации.

3. Франчайзинг в деятельности туристических организаций: отечественный и зарубежный опыт.

4. Корпоративные стратегии туристической организации.

5. Генеральные стратегии туристической организации.

6. Маркетинговые стратегии туристической организации.

7. SWOT-анализ деятельности туристической организации.

8. Бизнес-планирование деятельности туристической организации, характеристика этапов.

9. Способы сотрудничества туроператоров и турагентов. Методы мотивации туроператорами деятельности турагентств.

10. Технология реализации туров туристической организации на внутреннем и международном рынке туристических услуг.

11. Экономическая эффективность деятельности туристической организации.

12. Управление конфликтами в туристических организациях.

13. Управление рисками туристической организации при взаимодействии с коллективными средствами размещения.

14. Туристические организации на этапе формирования туров

15. Управление рисками туристической организации при взаимодействии с авиатранспортными предприятиями.

16. Возможности использования услуг международных компьютерных систем бронирования и резервирования в деятельности туристической организации.

17. Совершенствование качества обслуживания в туристической организации. Организация до- и послепродажного сервиса туристической организации.

18. Классификация турагентств. Особенности турагентской деятельности в Республике Беларусь.

19. Информационные технологии бизнес-процессов туристической организации.

20. Профессиональная этика делового общения в туристической организации.

3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов,

имеющих высшее образование, специальности

1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации"

Менеджер (в рамках данной специальности): Квалификация специалиста в области управления туристской организацией, подтверждающая уровень подготовленности работника к профессиональной деятельности в сфере туризма.

Менеджмент туристской организации: Специальность, предметной областью которой является стратегическое руководство, планирование и осуществление административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности туристской организации.

Планирование: Один из этапов процесса управления, на котором определяются цели и их методы достижения.

Стратегическое управление: Процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации основных целей и планов туристской деятельности.

Субъекты инновационной деятельности: Организации и лица, которые организовывают, ведут, поддерживают, стимулируют инновационную деятельность.

Субъекты туристической деятельности: Туроператоры, турагенты.

Туризм: Туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации.

Турист: Физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Туристическая деятельность: Туроператорская и турагентская деятельность.

Туристические ресурсы: Природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов и (или) содействующие восстановлению и укреплению их здоровья.

Туристические услуги: Услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.

Туристская организация: Учреждение любой формы собственности, обеспечивающее организацию туристических путешествий, а также предоставление отдельных туристических услуг, необходимых для осуществления путешествия и удовлетворения потребностей туристов и экскурсантов в ходе путешествия, а также правительственное учреждение, реализующее государственную политику в области туризма и способствующее развитию туризма на национальном и международном уровнях.

4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 02 71 "Менеджмент туристской организации"

Оценка Критерии оценки знаний и компетенций 10 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы Государственного экзамена по специальности 1-89 01 01 "Туризм и гостеприимство"; (далее - ГЭ), а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы

- точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и обоснованные выводы по результатам проведенных решений;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях, направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам, давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- высший уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 9 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания;

- точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и выводы по результатам проведенных решений;

- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованное программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам, давать им критическую оценку;

- очень высокий уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 8 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по поставленным вопросам в объеме;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и научных задач;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и достаточно полные выводы по результатам проведенных решений;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам;

- высокий уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника

7 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопрос, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в профессиональной деятельности;

- решение управленческой или производственной задачи (ситуации) с несущественными отклонениями от необходимого результата и пояснения к проведенным расчетам;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им критическую оценку;

- хороший уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 6 баллов - достаточно полные и систематизированные знания в объеме программы ГЭ;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно применять типовые решения в профессиональной деятельности;

- решение управленческой или производственной задачи (ситуации) с несущественными отклонениями от необходимого результата и фрагментарные пояснения;

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им сравнительную оценку;

- хороший уровень информационной и коммуникативной культуры 5 баллов - достаточные знания выпускника;

использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- неполное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и попытка пояснения возможного хода решения;

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- способность самостоятельно применять типовые решения в профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им сравнительную оценку;

- достаточный уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 4

балла - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта специальности 1-89 01 01 "Туризм и гостеприимство";

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭК; использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

-владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении типовых) задач;

- умение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неполное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и неспособность пояснить дальнейший ход решения;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им оценку;

- допустимый уровень информационной и коммуникативной культуры

3 балла - недостаточно полный объем знаний;

- знание части основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными логическими и стилистическими ошибками;

- слабое владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, некомпетентность в решении типовых задач;

- неумение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неспособность решить управленческую или производственную задачу

(ситуацию);

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам;

- низкий уровень информационной и коммуникативной культуры 2

балла - фрагментарные знания;

- знание отдельных литературных источников, рекомендованных программой ГЭ;

- неумение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неумение использовать научную терминологию управленческих и экономических дисциплин, допуск в ответе грубых, стилистических и логических ошибок;

- низкий уровень информационной и коммуникативной культуры 1

балл - отсутствие знаний и компетенций

5. Список рекомендуемой литературы

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Основная

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм : учебник / А.Ю. Александрова. - М.: КНОРУС, 2013. - 460 с.

2. Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. - 224 с.

3. Валуев, С.А. Организационный менеджмент/ С.А. Валуев, А.В. Игнатьев. - Москва, 2003. - 385 с.

4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие/ Е.Е. Вершигора - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 364 с.

5. Зайцева, Н.А., Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М: ФОРУМ, 2012. - 368с.

6. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь : моногр. / А.И. Тарасенок [и др.]; под ред. Н. И. Кабушкина. - Минск: БГЭУ, 2011. - 254 с.

7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. - 5-е изд.: Минск: Новое знание, 2002. - 421 с.

8. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Кабушкин Н.И. - 6-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2006. - 408 с.

9. Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента/ Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных. - Москва: Изд. ОЛБИС, 2002. - 409 с.

10. Максимцов М.М., Менеджмент/ М.М. Максимцов. - Москва: ЮНИТИ, 2001. - 352 с.

11. Основы менеджмента: учеб. пособие. четвертое изд. - Москва, Дашков И., 2002. - 432 с.

12. Разуванов, В.М. Менеджмент качества в туризме и гостеприимстве: учебно-практ. пособие / В.М.Разуванов. - Минск: БГЭУ, 2011. - 157 с.

13. Тейлор, Фредерик Уинслоу Менеджмент/ Фредерик Уинслоу Тей-лор. - Москва, 2003 г. - 522 с.

14. Уткин, Н.Я. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов/ Н.Я. Уткин. - Москва: Зерцало, 2004. - 395 с.

15. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М: Кнорус, 2014. - 320 с.

16. Ямпольская, Д.О. Менеджмент/ Д.О. Ямпольская, М.М. Зонис. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 427 с.

17. Шейнов, В.П. Практические приемы менеджмента: учебн. пособие/ В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2003. - 160 с.

Дополнительная

1. Адамс, С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры / перевод с английского А.Н. Бань/ С. Адамс - Минск: Амалфея, 1998. - 224с.

2. Брасс А.А. Менеджмент и организационное поведение. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов специальности 1. - 26.02.01. "Бизнес-администрирование". - Мн.: БГУ, 2005.

3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон [и др.] - Москва: Дело, 2001. - 354 с.

4. Форсайт, П. Делу - время. Как правильно распоряжаться своим временем / перевод с английского З.Я. Красневской/ П. Форсайт - Минск: Амалфея, 1998. - 272 с.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Основная

2. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие/ В.Г. Гуляев.- М.: Нолидж, 1996.

3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг/ С.И. Гуськов. - К.: Олимпийская литература, 1995.

4. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие/ А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Минск: "Экономпресс", 1998.

5. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М., 1980.

7. Котлер, Ф. Управление маркетингом / Ф. Котлер. - М, 1980.

8. Сакун, Л.В. Маркетинг в туризме: учеб.-метод. пособие /Л.В. Сакун, В.М. Разуванов. - Минск: РИПО, 2014. - 268 с.

9. Тарасенок А.И. Маркетинг туристических дестинаций : учеб.-практ. пособие / А.И. Тарасенок. - Минск : БГЭУ, 2011. - 199 с.

Дополнительная

1. Голубков, Е.П. "Маркетинг: стратегии, планы, структуры" / Е.П. Голубков. - Москва, 1995.

2. Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм: учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ.; под ред. Р.Б. Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Кретов, И.И. "Маркетинг на предприятии" / И.И. Кретов. - Москва, 1994.

4. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1998. - 328 с.

5. Эванс, Д.Р. Маркетинг / Д.Р. Эванс, Б. Берман. - М., 1990.

МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основная

1. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы: учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М: МПСИ , 2009. - 560 с.

2. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие / З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2014. - 632 с.

3. Гришко, Н.И. Управление персоналом: учеб.-прак. пособие / Н.И. Гришко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 104 с.

4. Дурович, А.П. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2012. - 632 с.

5. Дурович, А.П. Реклама в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. - Минск: Новое знание, 2008. - 134 с.

6. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес: научное издание / И. Енджейчик. - М: Финансы и статистика, 2013. - 319 с.

7. Зайцева, Н.А., Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М: ФОРУМ, 2012. - 368с.

8. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма / В.А. Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2013. - 672 с.

9. Кобринский, М.Е. Стратегический менеджмент в туризме: пособие / М.Е. Кобринский, Л.В. Сакун, Л.Г. Тригубович. - Минск: БГУФК, 2009

10. Морозов, М.А., Морозова, Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. - М: Академия, 2012. - 240 с.

11. Ополченов, И.И. Управление качеством в сфере услуг: учебник / И.И. Ополченов. - М: Советский спорт, 2008 - 246 с.

12. Разуванов, В.М. Менеджмент качества в туризме и гостеприимстве: учебно-практ. пособие / В.М. Разуванов. - Минск: БГЭУ, 2011

13. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

14. Сакун, Л.В. Туристские агентства: учебное пособие / Л.В. Сакун, Д.В. Ивончик, В.К. Нестерович. - Мн: БГУФК, 2005. - 60с.

15. Сакун, Л.В. Маркетинг в туризме / Л.В. Сакун, В.М. Разуванов. - Минск: РИПО, 2014. - 268 с.

16. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: учебное пособие / А.В. Сорокина. - М: Альфа-м, 2007. - 309 с.

17. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М: Кнорус, 2014. - 320 с.

18. Янкевич, В.С., Безрукова, Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: учебник / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М: Финансы и статистика, 2012. - 416с.

Дополнительная

1. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В.Алешина. - М: ЭКМОС, 2012

2. Богданов, Е.И. Планирование на предприятии туризма: учебник / Е. И. Богданов, О.Н. Кострюкова, В.П. Орловская. - СПб: Бизнес-пресса, 2014. - 320 с.

3. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - М: Гардарика, 2009. - 292 с.

4. Зорин, И.В. Феномен туризма / И.В. Зорин. - М: Наука, 2005. - 550с.

5. Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг / Ламбен Ж-Ж. - СПб: Наука, 2006

6. Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. - М: Финансы и статистика, 2014. - 404 с.

7. Шевелева, О.В. Организация ведения переговоров: учебное пособие / О.В. Шевелева. - М: Советский спорт, 2007

8. Шейнов, В.П. Практические приемы менеджмента: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2013. - 160 с.

32

Показать полностью… https://vk.com/doc292278509_437035760
242 Кб, 17 ноября 2015 в 13:45 - Россия, Москва, ГЭИ, 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении