Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020596 из ГЭИ

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет физической культуры"

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института туризма

________________ Л.В.Сакун

_______________________

Регистрационный № УД ____

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности переподготовки

1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии"

Минск 2015

СОСТАВИТЕЛИ:

Л.В.Сакун, директор Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры";

О.А.Мечковская, заведующая кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры";

Д.В.Ивончик, старший преподаватель кафедры непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры"

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.Н.Новиков, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры", доктор философских наук, доцент;

Р.Н.Медников, заместитель директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой непрерывного образования в туризме Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры" (протокол от _______№___);

методической комиссией факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры" (протокол от _______№____).

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Советом Института туризма учреждения образования "Белорусский государственный университет физической культуры"

(протокол от _______№____).

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................ 4 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН .............................. 6 Общепрофессиональные дисциплины 1. Менеджмент в туризме ............................................................ 6 2. Маркетинг в туризме................................................................ 7 Дисциплина специальности 3. Менеджмент индустрии гостеприимства...................................... 10 III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..................... 16 1. Порядок проведения аттестации (извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)................................................................................... 16 2. Список вопросов к государственному экзамену (по учебным дисциплинам) ............................................................................. 21 3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии"................................................................................. 24 4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии".............................................. 26 1. 5. Список рекомендуемой литературы .............................................. 29

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный экзамен является формой итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии:

* с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71-2012 по специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии";

* типовым учебным планом переподготовки по специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии";

* учебными программами по учебным дисциплинам "Менеджмент в туризме", "Маркетинг в туризме", "Менеджмент индустрии гостеприимства".

Программа государственного экзамена носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирована на выявление у выпускника общепрофессиональных и специальных знаний и умений.

Выпускник должен:

знать: * организационно-управленческие основы деятельности предприятий туристической индустрии;

* регламенты нормативных правовых актов, других руководящих документов и методических материалов, регулирующих туристическую деятельность;

* организацию финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристической индустрии;

* общие и региональные закономерности формирования и развития туристического рынка;

* принципы рациональной организации труда менеджеров предприятий индустрии туризма;

* принципы управления качеством услуг в туризме.

уметь:

* применять на практике базовые научно-теоретические знания в области менеджмента, маркетинга при организации и управлении деятельностью предприятий туристической индустрии;

* генерировать новые идеи по повышению эффективности деятельности предприятий туристической индустрии и решать нестандартные ситуации;

* применять междисциплинарный подход при решении профессиональных задач.

владеть:

* навыками пользования современными средствами технической связи, информационными компьютерными технологиями, в том числе глобальными компьютерными сетями;

* лингвистическими навыками устной и письменной коммуникации;

* основами методологии маркетинга и особенностями его применения в индустрии туризма;

* навыками проведения маркетинговых исследований;

* методами управления предприятиями сферы туризма и гостеприимства;

* основными методами обслуживания в сфере туризма и гостеприимства.

Содержание программы государственного экзамена включает перечень тем, вопросов, список основной и дополнительной литературы, критерии оценки знаний и компетенций выпускников. Содержание программы соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководящих работников и специалистов, в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь 1-89 03 71-2012 специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии".

В критериях оценки знаний и компетенций выпускников нашли отражение характеристики, которые позволяют по десятибалльной системе оценить результаты образовательной деятельности, а именно:

- уровень готовности выпускника к осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста;

- уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

- уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника.

Список основной и дополнительной литературы является актуальным и включает учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

В экзаменационном билете содержатся три вопроса (первый и второй вопросы по дисциплинам общепрофессионального блока, третий вопрос по дисциплине специальности). Формулировка вопроса в экзаменационном билете является краткой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Система управления туризмом

Сущность понятия "менеджмент". Туризм как объект управления. Современная экономическая система управления туризмом и ее элементы. Особенности туризма как объекта управления.

Тема 2. Туристский продукт как объект управления

Сущность понятия "туристский продукт". Структура туристского продукта. Особенности производства туристского продукта. Особенности потребления туристского продукта.

Тема 3. Структура управления туризмом как отраслью экономики

Иерархическая структура управления туризмом. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Международные туристские организации. Транснациональные корпорации в туризме: виды, особенности управления. Корпоративные стандарты обслуживания туристов. Управление туризмом на национальном уровне: отечественный и зарубежный опыт. Региональная политика в области туризма.

Тема 4. Функции и принципы менеджмента

Основные функции менеджмента в туризме. Основные этапы процесса менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, учет и контроль, анализ. Основные, конкретные и специфические функции управления, их взаимосвязь в системе управления деловой организации. Принципы менеджмента. Принципы менеджмента современного бизнеса.

Тема 5. Планирование как функция менеджмента

Виды планирования. Сегментация туристского рынка производителей (географическая сегментация). Сегментация рынка потребителей. Стратегическое планирование деятельности в туризме: анализ потребителей и производителей, целеполагание, бизнес-планирование.

Тема 6. Организация как функция менеджмента

Организация деятельности туристского предприятия. Организация поставок ресурсов на принципах деловой логистики. Организация производства товаров и услуг на принципах инновационного менеджмента и устойчивого развития. Организация сбыта товаров и услуг на основе маркетинга.

Организация работы персонала (туристская организация как структура). Сущность понятия "туристская организация". Организационно-штатная структура, функциональные обязанности персонала, определение потребности в персонале. Организационные структуры управления предприятиями туристской индустрии. Структура туристской организации (уровни, связи, звенья). Принципы (модели) организации производства туристского продукта. Формальная и неформальная организация. Организационная культура туристской организации. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров.

Тема 7. Координация, мотивация и контроль как функции менеджмента

Стиль управления. Методы управления. Делегирование полномочий. Принятие управленческих решений. Мотивация персонала и стимулирование сбыта. Управление конфликтами. Контроль и SWOT-анализ.

Тема 8. Инновационная функция менеджмента. Управление качеством туристских услуг

Понятие "качество" и его влияние на эффективность деятельности ту-ристского предприятия. Качество и экономическая эффективность. Качество и социальная эффективность менеджмента туризма. Эволюция менеджмента качества. Развитие теорий управления качеством. Основные модели управления качеством услуг в США, Европе и Японии. Кайдзен как современная философия управления качеством. Международные стандарты в сфере услуг. Качество и устойчивое развитие туризма.

2. МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Тема 1. Основные понятия маркетинга в туризме

Основные понятия туризма. Основные понятия маркетинга. Социально-экономическая сущность маркетинга. Специфика маркетинга сферы услуг. Сущность и содержание маркетинга в туризме. Развитие теории и практики маркетинга. Основные условия и принципы маркетинга в туризме.

Тема 2. Концепции маркетинга в туризме

Концепции маркетинга в туризме. Сравнительная характеристика концепций маркетинга в туризме. Выбор оптимальной концепции маркетинга в туризме. Технология реализации выбранной концепции маркетинга в туризме.

Тема 3. Универсальный блок функций маркетинга

Аналитическая функция маркетинга в туризме. Управленческая функция маркетинга в туризме. Товарно-производственная функция маркетинга в туризме. Сбытовая функция маркетинга в туризме. Контролирующая функция маркетинга в туризме.

Тема 4. Маркетинговое понимание туристического рынка Республики Беларусь

Структура туристического рынка. Субъекты и участники туристического рынка Республики Беларусь. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка. Структура управления туризмом в Республике Беларусь. Тенденции развития национального туристического рынка.

Тема 5. Использование Internet-технологий в туристическом маркетинге

Основные услуги сети Internet. Возможности сети Internet в маркетинге туристических услуг. Использование современных Internet-технологий в туристическом маркетинге. Сравнительная характеристика сайтов ведущих туристических предприятий Республики Беларусь. Сравнительная характеристика туристических порталов. Преимущества использования сети Internet в туристическом маркетинге.

Тема 6. Маркетинг в туризме на национальном уровне

Развитие маркетинга в туризме на национальном уровне. Исполнители маркетинга в туризме на национальном уровне. Маркетинговое регулирование рынком туристических услуг. Технология формирования национального туристического продукта. Спрос и предложение на национальный туристический продукт. Интеграция Республики Беларусь в мировую индустрию туризма. Примеры удачных маркетинговых решений в туризме других государств.

Тема 7. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг

Сущность, содержание и задачи маркетинговых исследований. Специфика проведения маркетинговых исследований в туризме. Понятие среды маркетинга. Анализ внутренней среды маркетинга в туризме. Изучение внешней среды маркетинга в туризме. Изучение факторов, которые оказывают прямое и косвенное влияние на среду маркетинга в туризме. Инструментарий маркетинговых исследований в туризме.

Тема 8. Маркетинговые исследования туристического продукта

Структура туристического продукта. Характеристика туристических услуг. Понятие туристического продукта. Классификация производителей туристического продукта. Классификация продавцов туристического продукта. Анализ этапов жизненного цикла туристического продукта: американская и европейская матрица.

Тема 9. Маркетинговые исследования конкурентов

Субъекты рынка туристических услуг. Социально-этический маркетинг. Методы проведения маркетинговых исследований конкурентов. Типизация и классификация прямых и косвенных конкурентов туристического предприятия. Виды конкуренции. Анализ цен и продуктов конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.

Тема 10. Маркетинговые исследования потребителей туристических услуг

Участники рынка туристических услуг. Типы потребителей туристических услуг. Принципы, цели, методы и критерии сегментации потребителей туристических услуг. Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристических услуг. Оценка степени удовлетворённости потребителей туристических услуг. Мотивы поведения потребителей. Психология общения с разными типами потребителей туристических услуг. Построение коммуникационной модели общения с разными типами потребителей туристических услуг.

Тема 11. Формирование маркетинговой стратегии туристического предприятия

Сущность стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в туризме. Ситуационный анализ. Планирование миссии и целей предприятия. Формирование современных ценностей сотрудников туристического предприятия. Определение маркетинговой стратегии туристического предприятия. Оценка стратегии, разработка программы маркетинга. Бюджет маркетинга.

Тема 12. Маркетинговая продуктовая стратегия предприятия. Цена в комплексе маркетинга

Задачи формирования продуктовой стратегии туристического предприятия. Новые туристические продукты в маркетинговой деятельности туристического предприятия. Этапы разработки и внедрения продукта-новинки на рынок. Функции цены в комплексе маркетинга туристического предприятия. Цели и этапы ценообразования в туризме. Методы и стратегии ценообразования в туризме. Понятия ценовой и неценовой конкуренции.

Тема 13. Маркетинговая сбытовая стратегия туристического предприятия

Цели формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Этапы формирования сбытовой стратегии туристического предприятия. Определение эффективного каналы сбыта туров и услуг туристического предприятия. Вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы сбыта в индустрии туризма. Выбор партнёров-посредников по сбыту, построение договорных отношений с ними. Методика эффективного взаимодействия с турагентами.

Тема 14. Маркетинговая коммуникационная стратегия туристического предприятия

Сущность маркетинговых коммуникаций в туризме. Разработка бюджета и анализ результатов маркетинговой коммуникационной стратегии туристического предприятия. Элементы коммуникационной политики: реклама; пропаганда; стимулирование сбыта; личная продажа. Виды и средства рекламы. Разработка рекламного бюджета.

Тема 15. Выставочная деятельность в маркетинге туристического предприятия

Классификация выставочных мероприятий. Характеристика выставочных мероприятий в туризме. Цели маркетинга в организации выставочной деятельности предприятия. Работа персонала во время выставки. Оформление и виды стендов туристического предприятия. Типология посетителей туристических выставок.

Тема 16. Эффективность маркетинга в туризме

Этапы организации эффективной маркетинговой деятельности в туризме. Контроль маркетинговой деятельности в туризме. Классификация маркетинговой информации в туризме. Системы внутренней и внешней маркетинговой информации. Система сбора и анализа маркетинговой информации в туризме. Достоверность источников информирования. Методы оценки эффективности маркетинга в туризме.

ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3. МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Раздел 1. Введение в индустрию гостеприимства

Тема 1. Индустрия гостеприимства в системе национальной экономики

Роль индустрии гостеприимства в сфере услуг. Место индустрии гостеприимства в системе национальной экономики. Эволюция предприятий индустрии гостеприимства. Характеристика современного этапа развития индустрии гостеприимства. Факторы, влияющие на состояние и развитие индустрии туризма и гостеприимства. Экология и окружающая среда, стабильность экономического развития, уровень деловой активности, эффективность государственной системы управления, поведенческие, социально-демографические факторы воздействия. Перспективы роста и торможения индустрии гостеприимства в Республике Беларусь.

Тема 2. Модели гостеприимства

Европейская модель гостеприимства. Азиатская модель гостеприимства. Американская модель гостеприимства. Восточно-европейская модель гостеприимства. Отличительные особенности каждой модели гостеприимства и ее основные достижения. Гостиничное хозяйство Беларуси на современном этапе: состав средств размещения, классификация гостиниц, вместимость номерного фонда, уровень комфорта, целевое назначение. Характеристика и особенности предоставления гостиничных услуг. Правила проживания в гостиницах Республики Беларусь. Самые необычные предприятия индустрии гостеприимства.

Тема 3. Управление человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства

Профессии и должностные обязанности работников предприятий индустрии гостеприимства. Менеджмент персонала предприятий индустрии гостеприимства: планирование потребности в персонале, подбор персонала, критерии оценки претендентов, прием на работу, обучение и адаптация персонала, методы оценки персонала, текучесть кадров, профессиональное развитие. Методы мотивации и демотивации персонала. Возможности развития карьеры персонала организаций индустрии гостеприимства. Личность менеджера. Компетентность менеджера. Власть менеджера. Авторитет менеджера. Способы управленческого воздействия на подчиненных. Структура коммуникаций на предприятиях индустрии гостеприимства. Служебный этикет. Корпоративная культура.

Тема 4. Особенности ценообразования на услуги предприятий индустрии гостеприимства

Политика ценообразования на услуги предприятий индустрии гостеприимства в Республике Беларусь. Цели и методы ценообразования на услуги гостиничных предприятий. Цели и методы ценообразования на услуги предприятий питания. Цели и методы ценообразования на услуги предприятий индустрии транспорта. Цели и методы ценообразования на услуги предприятий индустрии спорта, отдыха и развлечений. Факторы, влияющие на формирование ценовой политики предприятий индустрии туризма. Виды скидок на услуги предприятий индустрии гостеприимства. Определение и реализация ценовой стратегии на предприятиях индустрии гостеприимства.

Раздел 2. Гостиничный бизнес

Тема 1. Этапы формирования и тенденции развития гостиничного бизнеса в Республике Беларусь

Характеристика этапов формирования гостиничного бизнеса в Республике Беларусь. Особенности менеджмента в условиях сервисной экономики. Особенности сетевого бизнеса в индустрии гостеприимства. Франчайзинг в индустрии гостеприимства Республики Беларусь. Управляющие компании в индустрии гостеприимства. Стратегические альянсы в индустрии гостеприимства. Организация гостиничного бизнеса в Беларуси: отечественный опыт, основные достижения и инновации. Инвестиции в гостиничный бизнес Беларуси как форма вложения средств для иностранных инвесторов. Критерии оценки инвестиционных проектов в индустрии гостеприимства. Основные тенденции развития индустрии туризма в Республике Беларусь.

Тема 2. Классификация гостиниц

Классификация гостиниц: особенности номерного фонда и инфраструктуры. Способы управления гостинцами: франчайзинг, концессия, управление по контракту, консорциум, независимое управление, таймшер. Международные гостиничные цепи. Особенности их функционирования. Международные гостиничные правила. Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов. Франкфуртская таблица по снижению цен за поездки: размещение. Типология туристов гостиниц. Особенности психологии поведения потребителей гостиничных услуг. Внешние факторы, определяющие туристскую активность. Систематизация и эволюция туристических мотиваций. Анализ жалоб потребителей гостиничных услуг. Причины и методы разрешения конфликтных ситуаций в гостиницах.

Тема 3. Управление службами гостиницы

Контактные службы гостиницы: служба приема и размещения, служба бронирования и управления номерным фондом, служба обслуживания и эксплуатации номерного фонда, служба питания, дополнительные службы гостиницы и т.д. Требования к персоналу контактных служб, перечень функциональных обязанностей. Неконтактные службы гостиницы: административная служба, служба безопасности, служба маркетинга, рекламы и PR, вспомогательные службы и их функциональные обязанности. Требования к персоналу неконтактных служб, перечень функциональных обязанностей.

Тема 4. Управление сбытом гостиничных услуг

Структура и характеристика гостиничной услуги. Технологический процесс оказания гостиничной услуги. Основные и дополнительные услуги коллективных и индивидуальных средств размещения. Бесплатные и платные услуги в гостиницах Республики Беларусь. Ответственность гостиницы перед туроператором за гарантированное, негарантированное и двойное бронирование. Организация и управление сбытом гостиничных услуг через субъектов туристического рынка. Аренда отеля и факторы, влияющие на стоимость гостиничных номеров. Приоритетное бронирование. Работа на условиях комитента и элотмента: эффективное управление рисками. Безотзывное бронирование и его особенности.

Раздел 3. Индустрия питания

Тема 1. Организация и управление ресторанным бизнесом в Республике Беларусь

Развитие ресторанного бизнеса в Республике Беларусь. Особенности организации и управления ресторанным бизнесом в Республике Беларусь. Классификация ресторанов по контингенту обслуживаемых гостей, по ассортименту продукции, по вместимости, по форме и уровню обслуживания. Производственная деятельность ресторана. Характеристика и особенности предоставления услуг по питанию в гостиницах, санаториях, образовательных, спортивно, досугово-развлекательных и прочих учреждениях. Выездное ресторанное обслуживание в Республике Беларусь. "мишленовские" рестораны.

Тема 2. Технологический процесс обслуживания гостей на предприятиях питания

Типы организации питания: завтрак (ВВ), полупансион (НВ), 3-х разовое питание (FB), "все включено" (AI, ALL), "УЛЬТРА ВСЕ ВКЛЮЧЕНО" (UAI, UAL), без питания (RO). Процесс предоставления гостям услуг питания. Виды завтраков. Понятие о континентальном, европейском, американском, английском и русском завтраке. Способы подачи блюд и напитков: немецкий, французский, английский, китайский, японский, русский. Методы обслуживания гостей: "шведский стол", "а ля карт", "табльдот", "буфет", "а парт". Типология баров. Управление барами. Культура общения персонала на предприятиях питания.

Тема 3. Основные тенденции развития предприятий индустрии питания

Современные тенденции развития предприятий индустрии питания. Виды кейтеринга: фуршет, банкет, барбекю, кофе-брейк и его особенности. Франчайзинг на предприятиях питания Республики Беларусь: достоинства и недостатки. Характеристика и виды меню. Карта вин. Эстетика интерьера. Сервировка стола. Безопасность, экологичность и комфортность процесса обслуживания на предприятиях питания. Глобализация процессов производства, продвижения и сбыта услуг как основная тенденция современности, анализ статистических данных. Франкфуртская таблица по снижению цен за поездки: питание. Необычные рестораны мира.

Раздел 4. Менеджмент транспортных услуг

Тема 1. Воздушный транспорт

Международная классификация транспортных средств. Характеристика предприятий транспорта. Инфраструктура индустрии транспорта в Беларуси. Тенденции развития транспортной индустрии. Воздушный транспорт: крупнейшие международные авиаперевозчики. Коды авиакомпаний. Регулирование авиатранспортом на национальном и международном уровне. Основные и дополнительные услуги авиакомпаний. Характеристика регулярных авиарейсов. Классы обслуживания пассажиров. Тарифная политика авиакомпаний. Виды скидок. Характеристика чартерных программ. Факторы, влияющие на стоимость авиабилета в регулярном и нерегулярном авиасообщении. Потеря багажа.

Тема 2. Водный транспорт

Водный транспорт: безопасность перевозок, международное регулирование. Ведущие круизные компании мира. Виды водных маршрутов. Основные и дополнительные услуги круизных компаний. Классификация круизов. Классы обслуживания на круизных лайнерах, тарифы и скидки. Особенности перевозки пассажиров и багажа водным транспортом. Основные тенденции развития ранка услуг водного транспорта. Франкфуртская таблица по снижению цен за поездки: транспорт.

Тема 3. Сухопутный транспорт

Сухопутный транспорт: автобусный, автомобильный, железнодорожный. Классификация автобусов. Организация трансфера. Аренда автомобилей. Классы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта, тарифы и скидки. Способы взаимодействия предприятий транспорта с туроператорами: фрахт, аренда, покупка блока мест и т.д. Особенности перевозки пассажиров и багажа сухопутным транспортом. Основные и дополнительные услуги предприятий сухопутного транспорта. Особенности организации путешествия туриста с домашним животным всеми видами транспортных средств. Достоинства и недостатки основных транспортных средств: автобус, автомобиль, железная дорога, самолет, круизный лайнер.

Раздел 5. Индустрия спорта, отдыха и развлечений

Тема 1. Управление деятельностью предприятий спорта, отдыха и развлечений

Инфраструктура спорта: катки, бассейны, фитнес-центры, футбольные манежи, ледовые дворцы, площадки для тенниса и гольфа, спортивные залы, игровые павильоны. Инфраструктура досуга и развлечений: парки отдыха, казино, цирки, зоопарки, дельфинарии, океанариумы, аттракционы, дискотеки, аквапарки, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, филармонии, концертные залы, различные выставки и т.д. Задачи индустрии спорта, досуга и развлечений: развитие культуры людей, образование, отдых, восстановление душевных и физических сил, воспитание, формирование оптимистического настроения и т.д. Искусственная и естественная обстановка процессов спорта, досуга и развлечений. Массовые развлечения и индивидуальные. Неограниченный перечень видов развлечений, добровольный выбор потребителем вида развлечений, периодичность потребления развлечений как основные характеристики процесса развлечения. Инфраструктура спорта, отдыха и развлечений в Республике Беларусь. Особенности управления деятельностью предприятий спорта, отдыха и развлечений.

Тема 2. Основные тенденции развития предприятий спорта, отдыха и развлечений

Отдых, спорт и хорошее здоровье. Общественный досуг и некоммерческий отдых. Процесс коммерциализации отдыха. Азартные игры как отрасль индустрии развлечений. Предпосылки возникновения анимации в туристическом бизнесе. Роль и функции анимационного обслуживания туристов на современном этапе развития индустрии гостеприимства. Шоу-музеи, тематические парки, костюмированные туры как основные направления анимации. Виды и типы анимации. Этапы планирование анимационных программ для туристов различных возрастных групп и национальностей. Требования к аниматорам и анимационным программам. Календарь праздников и знаменательных событий в Республике Беларусь.

III.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Порядок проведения аттестации

(извлечения из Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых)

Общие положения

1. Настоящие правила определяют порядок проведения аттестации слушателей при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.

2. Слушатели проходят итоговую аттестацию при освоении содержания: образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов в форме государственного экзамена;

3. Результаты текущей и итоговой аттестации обучающихся в зависимости от образовательной программы дополнительного образования взрослых и формы проведения аттестации могут оцениваться отметками в баллах по десятибалльной шкале или отметками "зачтено", "не зачтено".

Десятибалльная шкала оценки представляет собой систему измерения учебных достижений обучающихся, в которой отметка уровня знаний выражается последовательным рядом чисел (баллов) "1", "2", "3", "4", "5", "6", "7", "8", "9", "10".

ГЛАВА 3

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ

16. Итоговая аттестация слушателей при освоении содержания образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов (далее для целей настоящей главы - переподготовка) проводится для определения соответствия результатов их учебной деятельности требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ переподготовки при завершении ими освоения содержания образовательных программ переподготовки.

К итоговой аттестации по определенной специальности переподготовки допускаются слушатели, освоившие содержание образовательной программы переподготовки и прошедшие текущую аттестацию в установленные учреждением образования сроки по всем учебным дисциплинам учебного плана учреждения образования с положительными отметками.

Итоговая аттестация слушателей при завершении освоения содержания образовательных программ переподготовки осуществляется государственными экзаменационными комиссиями (далее ГЭК).

17. Для проведения государственных экзаменов в учреждении образования ежегодно создается ГЭК в составе председателя и 3-7 членов по каждой специальности переподготовки.

Полномочия ГЭК сохраняются в течение календарного года.

18. Председатели ГЭК назначаются приказом Министерства образования Республики Беларусь или иного государственного органа (организации), в подчинении которого находится учреждение образования. Председатели ГЭК частных учреждений образования назначаются Министерством образования Республики Беларусь.

Предложения по кандидатурам председателей ГЭК вносятся не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

Председатель ГЭК по каждой специальности переподготовки назначается из числа лиц, наиболее компетентных в сфере профессиональной деятельности, соответствующей назначению и содержанию данной специальности. Председателями ГЭК могут назначаться не работающие в данном учреждении образования руководители и специалисты органов государственного управления, организаций, лица из числа преподавателей учреждений образования квалификация и (или) ученая степень которых (кандидат, доктор наук) соответствуют специальности, по которой проводится итоговая аттестация, с согласия этих лиц и по согласованию с руководителями организаций по месту их основной работы.

Не допускается назначение одного лица в качестве председателя двух и более ГЭК одновременно, а также председателя ГЭК по определенной специальности переподготовки в течение трех и более лет подряд. Председателями ГЭК не назначаются работники учреждения образования, в котором осуществляется работа ГЭК, а также лица, принимавшие участие в реализации образовательной программы переподготовки по конкретной специальности для аттестуемой группы слушателей.

19. В состав ГЭК может входить руководитель учреждения образования или один из его заместителей (проректор по учебной, научной работе), руководители структурных подразделений учреждения образования, иные педагогические работники, а также руководители и специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, работники науки и культуры с их согласия и по согласованию с руководителем организации по месту их основной работы.

Персональный состав членов ГЭК, секретарь, определяются приказом руководителя учреждения образования (уполномоченного им лица) не позднее, чем за месяц до начала работы ГЭК.

20. На время участия в заседаниях ГЭК председатель и члены ГЭК освобождаются от основной работы в соответствии с законодательством о труде.

21. При наличии большого числа слушателей может создаваться несколько ГЭК по одной специальности переподготовки.

22. При малом количестве слушателей может создаваться единая ГЭК для специальностей переподготовки одной группы специальностей в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 "Специальности и квалификации", утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36, если компетентность председателя и членов этой ГЭК выше требований, установленных соответствующими образовательными стандартами к компетентности выпускников по каждой из этих специальностей.

23. Основными функциями ГЭК являются:

проверка теоретической и практической подготовки слушателей;

решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации с выдачей диплома о переподготовке;

разработка предложений, направленных на дальнейшее повышение качества переподготовки руководящих работников и специалистов.

24. Работа ГЭК проводится в сроки, предусмотренные учебными планами учреждения образования по специальностям переподготовки и графиками учебного процесса переподготовки, в соответствии с ежегодными планами работы учреждения образования.

График работы ГЭК, согласованный с председателем ГЭК, утверждается руководителем учреждения образования или деканом (начальником) факультета, директором института без права юридического лица и доводится до сведения слушателей не позднее, чем за месяц до начала сдачи государственных экзаменов. Продолжительность заседания ГЭК не должна превышать 8 часов в день.

25. Государственный экзамен проводится согласно типовому учебному плану переподготовки в соответствии с программой государственного экзамена, разрабатываемой выпускающей кафедрой (факультетом) по отдельным учебным дисциплинам, но не более чем по трем, предусматривающим их освоение в объеме не менее 100 учебных часов каждая.

Государственный экзамен может проводиться в виде единого комплексного экзамена по тем же учебным дисциплинам.

26. Программа государственного экзамена разрабатывается на основе учебных программ по учебным дисциплинам переподготовки, выносимым на государственный экзамен, включает в себя список вопросов, список литературы для подготовки к экзамену, рассматривается на совете факультета (института), утверждается руководителем (уполномоченным им лицом) учреждения образования и доводится до сведения слушателей не позднее, чем за месяц до сдачи экзамена.

27. Форма проведения государственного экзамена (устная или письменная) определяется кафедрой (факультетом).

28. Государственный экзамен проводится по экзаменационным билетам.

Экзаменационные билеты разрабатываются на основании содержания учебных программ учреждения образования по учебным дисциплинам, вынесенным на государственный экзамен по специальности переподготовки, преподавателями соответствующих учебных дисциплин и подписываются заведующим кафедрой (начальником кафедры) или деканом (начальником) факультета, директором института без права юридического лица.

Количество вопросов в экзаменационном билете должно соответствовать числу учебных дисциплин, выносимых на государственный экзамен.

Количество комплектов экзаменационных билетов должно соответствовать количеству учебных групп, а число билетов - превышать число слушателей в учебной группе с максимальной численностью.

Повторное использование экзаменационных билетов не допускается.

29. На подготовку к ответу на государственном экзамене слушателю отводится не менее 30 минут. Для уточнения экзаменационной отметки члены ГЭК могут задавать ему дополнительные вопросы в соответствии с программой государственного экзамена. Количество дополнительных вопросов, задаваемых одним членом ГЭК, не должно превышать трех.

43. Государственный экзамен проводится на открытом заседании ГЭК с участием председателя ГЭК и не менее половины ее состава. Лица, присутствующие на заседании ГЭК, не являющиеся ее членами, не могут задавать вопросы слушателям и влиять на ход экзамена, защиты.

Прием государственного экзамена, содержание которых не может быть вынесено на общее обсуждение, проводится в порядке, установленном законодательством.

44. После окончания государственного экзамена ГЭК продолжает свою работу на закрытом заседании.

В ходе закрытого заседания члены ГЭК оценивают результаты сдачи государственного экзамена, решают вопросы о присвоении слушателю квалификации с учетом отметок, полученных при итоговой аттестации, и выдаче диплома о переподготовке.

45. Решения ГЭК об оценке результатов сдачи государственного экзамена, о выдаче диплома о переподготовке по определенной специальности принимаются на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов ГЭК, участвовавших в ее заседании. При равном числе голосов членов ГЭК голос ее председателя является решающим.

46. Результаты итоговой аттестации слушателей в форме государственного экзамена оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале.

Положительными являются отметки:

не ниже 4 (четырех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

не ниже 3 (трех) баллов при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование.

47. Результаты сдачи государственного экзамена, решения о выдаче диплома о переподготовке оглашаются в этот же день после оформления соответствующих протоколов.

48. Получение неудовлетворительной отметки при сдаче государственного экзамена по одной учебной дисциплине не лишает слушателя права проходить аттестацию в форме государственного экзамена по другим учебным дисциплинам.

49. Заседания ГЭК оформляются протоколами по формам согласно приложениям 2-4 к настоящим Правилам. В протоколы заседаний ГЭК вносятся: отметки, полученные слушателями на государственном; вопросы, заданные слушателям; наименования присвоенных квалификаций и наименование выдаваемого документа об образовании.

Протоколы заседаний ГЭК подписываются председателем и всеми членами ГЭК, участвовавшими в заседании.

50. По завершению работы ГЭК ее председатель составляет отчет о работе ГЭК и в двухнедельный срок представляет в организацию, в подчинении которой находится учреждение образования, копию - руководителю учреждения образования.

В отчете председателя ГЭК отражаются:

уровень освоения образовательной программы переподготовки слушателей по определенной специальности;

выявленные недостатки при освоении содержания образовательной программы переподготовке слушателей (при их наличии);

рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию качества переподготовки слушателей по определенной специальности.

Отчет председателя ГЭК обсуждается на заседании совета учреждения образования (факультета, института без права юридического лица).

51. Слушателям, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок или получившим неудовлетворительную отметку при сдаче государственного, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации в период работы ГЭК по соответствующей специальности, но не позднее, чем через год.

Срок проведения повторной итоговой аттестации устанавливается учреждением образования.

52. Слушателям, прошедшим итоговую аттестацию по определенной специальности переподготовки выдается соответствующий документ об образовании установленного образца.

2. Список вопросов к государственному экзамену

(по учебным дисциплинам)

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

1. Менеджмент как наука. Система управления туризмом.

2. Туризм как глобальное социально-экономическое и культурное явление.

3. Функции, принципы и методы менеджмента в туризме

4. Туристическая организация как объект управления.

5. Управление туризмом как отраслью мирового хозяйства. Корпоративные структуры международного туризма.

6. Роль международных туристических организаций в управлении туризмом как отраслью мирового хозяйства.

7. Структура и особенности управления туризмом как отраслью национальной экономики.

8. Планирование как функция менеджмента в туризме. Перспективный анализ и бизнес-план туристического предприятия.

9. Организация как функция менеджмента в туризме. Модели организации туристического производства. Организационные структуры предприятий индустрии туризма.

10. Управление персоналом предприятий индустрии туризма: технологии отбора, профессиональная ориентация, развитие персонала.

11. Особенности формирования организационной культуры в сфере туризма.

12. Мотивация как функция управления. Особенности мотивации персонала предприятий индустрии туризма.

13. Координация деятельности предприятий туристической индустрии.

14. Контроль в туризме как универсальная функция менеджмента.

15. Общая характеристика и классификация управленческих решений. Методы и модели принятия управленческих решений в организациях сферы туризма.

16. Стили руководства и их ситуационная эффективность.

17. Понятие "коммуникация" и "коммуникационный процесс". Роль коммуникаций в деятельности менеджера туристической организации.

18. Организация и эффективность проведения деловых совещаний и переговоров.

19. Сущность понятия "качество" в туризме. Концепции менеджмента качества в индустрии туризма.

20. Развитие инновационной деятельности в сфере туризма. Инновационная функция менеджмента.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

1. Сущность и основные составляющие маркетинговой деятельности в туризме.

2. Характеристика комплекса маркетинга и его составляющих.

3. Сущность, содержание и правила проведения маркетинговых исследований в туризме. Объекты исследований на туристическом рынке.

4. Среда маркетинга, анализ микросреды и макросреды туристического предприятия.

5. Маркетинговый анализ туристического рынка Республики Беларусь.

6. Факторы развития туризма в Республике Беларусь.

7. Планирование маркетинговой деятельности и организация маркетинга на туристическом предприятии.

8. Жизненный цикл туристического продукта. Этапы позиционирования продукта на рынке.

9. Конкурентная среда туристического предприятия. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.

10. Мотивы поведения потребителей. Система факторов, оказывающих влияние на потребителей туристических услуг.

11. Сегментация рынка. Основные критерии сегментации туристического рынка. Выбор целевого рынка.

12. Формирование продуктовой стратегии предприятия индустрии туризма. Новые продукты в маркетинговой деятельности, этапы разработки продукта-новинки.

13. Формирование сбытовой стратегии предприятий индустрии туризма. Каналы продвижения туристического продукта.

14. Цели и методы ценообразования в туризме. Ценовые стратегии в комплексе маркетинга в туризме.

15. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Виды и средства рекламы в индустрии туризма.

16. Бренд-технологии в индустрии туризма и гостеприимства.

17. Public Relation и пропаганда в системе маркетинговых коммуникаций в туризме.

18. Туристические выставки и ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций.

19. Продвижение национального туристического продукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг.

20. Эффективность маркетинговой деятельности в туризме.

МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

1. Индустрия гостеприимства в системе национальной экономики. Особенности формирования и развития индустрии гостеприимства в Республике Беларусь.

2. Современные тенденции развития мировой индустрии гостеприимства.

3. Вертикальная и горизонтальная интеграция предприятий индустрии гостеприимства. Формы концентрации капитала в индустрии гостеприимства.

4. Влияние потребительского спроса на формирование моделей гостеприимства.

5. Технологический процесс обслуживания гостей в средствах размещения. Основные и дополнительные услуги гостиничных предприятий.

6. Управление контактными службами гостиницы, функциональные обязанности персонала.

7. Управление неконтактными службами гостиницы, функциональные обязанности персонала.

8. Управление сбытом гостиничных услуг. Способы сотрудничества хотельеров с туроператорами.

9. Ликвидность гостиничного предприятия. Факторы и критерии заполняемости гостиницы.

10. Основные и дополнительные услуги авиакомпаний. Классификация тарифов, виды скидок на авиаперевозки.

11. Управление сбытом услуг авиакомпаний. Способы сотрудничества авиакомпаний с туроператорами.

12. Характеристика регулярных рейсов. Факторы, влияющие на стоимость авиабилета в регулярных перевозках.

13. Характеристика нерегулярных рейсов. Виды чартеров. Факторы, влияющие на стоимость авиабилета в чартерных перевозках.

14. Особенности организации круизов. Виды скидок. Инфраструктура круизных судов.

15. Управление сбытом услуг предприятий железнодорожного транспорта. Особенности перевозки пассажиров и багажа на международных маршрутах. Виды скидок.

16. Управление сбытом услуг автотранспортных предприятий. Особенности перевозки пассажиров и багажа на международных маршрутах. Виды скидок.

17. Организация и управление ресторанным бизнесом в Республике Беларусь. Основные и дополнительные услуги предприятий питания.

18. Организация питания туристов в гостиничных комплексах. Методы обслуживания гостей.

19. Типы предприятий общественного питания. Способы подачи блюд и напитков.

20. Управление деятельностью предприятий индустрии развлечений. Современные тенденции развития индустрии развлечений.

3. Основные термины и определения образовательного стандарта переподготовки руководящих работников и специалистов,

имеющих высшее образование, специальности

1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии"

Менеджер (в рамках данной специальности): Квалификация специалиста профессионально подготовленного для работы в области управления предприятиями туристской индустрии.

Менеджмент качества: Деятельность по предоставлению услуги, гарантирующая ее постоянное совершенствование и соответствие требованиям спецификаций, а также полное удовлетворение запросов потребителя, которое достигается путем контроля над показателями процесса производства и предоставления услуги и необходимой корректировкой деятельности при возникновении отклонений.

Менеджмент туристской индустрии: Специальность, предметной областью которой является осуществление стратегии развития предприятий туристской индустрии и общее руководство их основной административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью.

Организационная структура: Состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем предприятия, где выделяются звенья, уровни управления, связи (горизонтальные и вертикальные).

Планирование: Один из этапов процесса управления, на котором определяются цели и методы их достижения любой туристической структуры.

Стратегическое управление: Процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации основных целей и планов туристской деятельности.

Туризм: Туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации.

Турист: Физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 часов или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Туристическая деятельность: Туроператорская и турагентская деятельность.

Туристические ресурсы: Природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов и (или) содействующие восстановлению и укреплению их здоровья.

Туристические услуги: Услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.

Туристская индустрия: Совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время осуществления путешествия и (или) в связи с этим путешествием.

4. Критерии оценки знаний и компетенций слушателей по 10-балльной шкале на государственном экзамене по специальности 1-89 03 71 "Менеджмент туристской индустрии"

Оценка Критерии оценки знаний и компетенций 10 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы Государственного экзамена по специальности 1-89 01 01 "Туризм и гостеприимство"; (далее - ГЭ), а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы

- точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и обоснованные выводы по результатам проведенных решений;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях, направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам, давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- высший уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 9 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания;

- точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и выводы по результатам проведенных решений;

- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованное программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам, давать им критическую оценку;

- очень высокий уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 8 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по поставленным вопросам в объеме;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в постановке и решении профессиональных и научных задач;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в профессиональной деятельности;

- правильное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и достаточно полные выводы по результатам проведенных решений;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам;

- высокий уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника

7 баллов - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопрос, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в профессиональной деятельности;

- решение управленческой или производственной задачи (ситуации) с несущественными отклонениями от необходимого результата и пояснения к проведенным расчетам;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им критическую оценку;

- хороший уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 6 баллов - достаточно полные и систематизированные знания в объеме программы ГЭ;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно применять типовые решения в профессиональной деятельности;

- решение управленческой или производственной задачи (ситуации) с несущественными отклонениями от необходимого результата и фрагментарные пояснения;

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им сравнительную оценку;

- хороший уровень информационной и коммуникативной культуры 5 баллов - достаточные знания выпускника;

использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- неполное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и попытка пояснения возможного хода решения;

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- способность самостоятельно применять типовые решения в профессиональной деятельности;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им сравнительную оценку;

- достаточный уровень информационной и коммуникативной культуры выпускника 4

балла - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта специальности 1-89 01 01 "Туризм и гостеприимство";

- усвоение основной литературы, рекомендованной программой ГЭК; использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

-владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, умение его использовать в решении типовых) задач;

- умение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неполное решение управленческой или производственной задачи (ситуации) и неспособность пояснить дальнейший ход решения;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам и давать им оценку;

- допустимый уровень информационной и коммуникативной культуры

3 балла - недостаточно полный объем знаний;

- знание части основной литературы, рекомендованной программой ГЭ;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными логическими и стилистическими ошибками;

- слабое владение инструментарием управленческих и экономических дисциплин, некомпетентность в решении типовых задач;

- неумение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неспособность решить управленческую или производственную задачу

(ситуацию);

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по управленческим и экономическим дисциплинам;

- низкий уровень информационной и коммуникативной культуры 2

балла - фрагментарные знания;

- знание отдельных литературных источников, рекомендованных программой ГЭ;

- неумение решать стандартные задачи в профессиональной деятельности; неумение использовать научную терминологию управленческих и экономических дисциплин, допуск в ответе грубых, стилистических и логических ошибок;

- низкий уровень информационной и коммуникативной культуры 1

балл - отсутствие знаний и компетенций

5. Список рекомендуемой литературы

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

Основная

1. Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2004. - 224с.

2. Брасс А.А. Менеджмент и организационное поведение. Учебное пособие для магистрантов и аспирантов специальности 1. - 26.02.01. "Бизнес-администрирование". - Мн.: БГУ, 2005.

3. Валуев, С.А. Организационный менеджмент/ С.А. Валуев, А.В. Игнатьев. - Москва, 2003. - 385 с.

4. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/ О.С. Виханский, О.И. Наумов. - Москва, 2003. - 383 с.

5. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие/ Е.Е. Вершигора - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 364 с.

6. Инновационные инструменты продвижения туристических услуг Республики Беларусь : моногр. / А.И. Тарасенок [и др.]; под ред. Н. И. Кабушкина. - Минск: БГЭУ, 2011. - 254 с.

7. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. - 5-е изд.: Минск: Новое знание, 2002. - 421 с.

8. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Кабушкин Н.И. - 6-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2006. - 408 с.

9. Кузнецов, Ю.В. Основы менеджмента/ Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных. - Москва: Изд. ОЛБИС, 2002. - 409 с.

10. Максимцов М.М., "Менеджмент"/ М.М. Максимцов. - Москва: ЮНИ-ТИ, 2001. - 352 с.

11. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учебник. - Москва: Финансы и статистика, 2001. - 288 с.

12. Мескон, М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон [и др.] - Москва: Дело, 2001. - 354 с.

13. Основы менеджмента: учеб. пособие. Четвертое изд. - Москва, Дашков И., 2002. - 432 с.

14. Радугин, А.А. Основы менеджмента/ А.А. Радугин. - Москва: Центр, 2001. - 325 с.

15. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие/ А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

16. Технология делового общения / Кузнецов И.Н. - Минск: Издательский центр "Экономпресс", 1999. - 128 с.

17. Тейлор, Фредерик Уинслоу, Менеджмент/ Фредерик Уинслоу Тей-лор. - Москва, 2003 г. - 522 с.

18. Уткин, Н.Я. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов/ Н.Я. Уткин. - Москва: Зерцало, 2004. - 395 с.

19. Ямпольская, Д.О. Менеджмент/ Д.О. Ямпольская, М.М. Зонис. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 427 с.

20. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение/ В.П. Шей-нов. - Минск: Амалфея, 1996. - 288 с.

21. Шейнов, В.П. Как управлять другими, как управлять собой. Искусство менеджера/ В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 1996. - 384 с.

22. Шейнов, В.П. Практические приемы менеджмента: учебн. пособие/ В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2003. - 160 с.

Дополнительная

1. Адамс, С. Профессиональные продажи и коммерческие переговоры / перевод с английского А.Н. Бань/ С. Адамс - Минск: Амалфея, 1998. - 224с.

2. Дэвид М. Мартин. Трудный разговор. Как справляться с затруднительными ситуациями / перевод с английского Т.А. Сиваковой. - Минск: Амалфея, 1997. - 224 с.

3. Форсайт, П. Делу - время. Как правильно распоряжаться своим временем / перевод с английского З.Я. Красневской/ П. Форсайт - Минск: Амалфея, 1998. - 272 с.

4. Стюарт, Г. Успешный менеджмент торговли. Как сделать Вашу ко-манду самой лучшей / перевод с английского Л.А. Мороз/ Г. Стюарт. - Минск: Амалфея, 1996. - 192 с.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Основная

2. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие/ В.Г. Гуляев.- М.: Нолидж, 1996.

3. Гуськов, С.И. Спортивный маркетинг/ С.И. Гуськов. - К.: Олимпийская литература, 1995.

4. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие/ А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Минск: "Экономпресс", 1998.

5. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М., 1980.

7. Котлер, Ф. Управление маркетингом / Ф. Котлер. - М, 1980.

8. Сакун, Л.В. Маркетинг в туризме: учеб.-метод. пособие /Л.В. Сакун, В.М. Разуванов. - Минск: РИПО, 2014. - 268 с.

9. Тарасенок А.И. Маркетинг туристических дестинаций : учеб.-практ. пособие / А.И. Тарасенок. - Минск : БГЭУ, 2011. - 199 с.

Дополнительная

1. Голубков, Е.П. "Маркетинг: стратегии, планы, структуры" / Е.П. Голубков. - Москва, 1995.

2. Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм: учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ.; под ред. Р.Б. Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Кретов, И.И. "Маркетинг на предприятии" / И.И. Кретов. - Москва, 1994.

4. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1998. - 328 с.

5. Эванс, Д.Р. Маркетинг / Д.Р. Эванс, Б. Берман. - М., 1990.

МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Основная

1. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы: учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М: МПСИ , 2004. - 560 с.

2. Богданов, Е.И. Планирование на предприятии туризма: учебник / Е. И.Богданов, О.Н.Кострюкова, В.П.Орловская. - СПб: Бизнес-пресса, 2004. - 320 с.

3. Бондаренко, Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: учебно-практическое пособие / Г. А. Бондаренко. - Минск: БГЭУ, 1999. - 77 с.

4. Волков, Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов: учебник / Ю. Ф. Волков. - РнД: Феникс, 2003. - 352 с.

5. Гаранин, Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. - М: Советский спорт, 2004. - 128 с.

6. Гришко, Н.И. Управление персоналом: учеб.-прак. пособие / Н.И.Гришко. - Минск: БГЭУ, 2000. - 94 с.

7. Дурович, А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов: учебное пособие / А.П. Дурович. - Минск: Новое знание, 2005. - 632 с.

8. Жолдак, В.И. Менеджмент спорта и туризма: учебник / В.И.Жолдак, В.А.Квартальнов. - М: Советский спорт, 2001. - 416 с.

9. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.

10. Ляпина, И. Ю. Материально-техническая база и оформление гостиниц и туркомплексов: учебное пособие / И. Ю. Ляпина. - М: Академия, 2004. - 256 с.

11. Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник / И. Ю. Ляпина. - М: Академия, 2006. - 208 с.

12. Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве: учебное пособие / В.П. Скараманга. - М: Финансы и статистика, 2005. - 192 с.

13. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: учебное пособие / А.В. Сорокина. - М: Альфа-м, 2006. - 304 с.

14. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство: учебник / Дж. Уокер. - М: Юнити, 1999. - 463 с.

15. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник / А.Д. Чудновский. - М: Кнорус, 2007. - 320 с.

Дополнительная

1. Агамирова, Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично- ресторанном бизнесе: практикум / Е.В.Агамирова. - М: Дашков и К, 2005.

2. Биржаков, М.Б. Индустрия туризма: перевозки: учебное пособие / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. - Спб: Невский фонд, 2001.

3. Богушева, В.И. Бары и рестораны: учебное пособие / В. И. Богушева. - РнД: Феникс, 2003.

4. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: учебник / Р. А. Браймер. - М.: Аспект Пресс, 2005.

5. Ваген, Л. Гостиничный бизнес: учебное пособие / Л. Ван дер Ваген. - РнД: Феникс, 2001.

6. Волков, Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник / Ю.Ф. Волков. - РнД: Феникс, 2005.

7. Володоманова, Н.Ю. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии: учебное пособие / Н.Ю. Володоманова. - М: Кнорус, 2001.

8. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учебное пособие / Е.А. Джанджугазова. - М: Академия, 2005

9. Зорин, И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме и гостеприимстве: учебник / И.В. Зорин, А.И. Зорин. - М: Советский спорт, 2005.

10. Ильина, Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: учебник / Е.Н. Ильина. - М: Советскйи спорт, 2007.

11. Исмаев, Д.К. Международное гостиничное хозяйство: практикум / Д. К. Исмаев. - М.: Луч, 2006.

12. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебник / Н.И.Кабушкин, Г.А.Бондаренко. - Минск: Новое знание, 2003. - 368с.

13. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник / Ф. Котлер. - М: ЮНИТИ, 2003.

14. Музыченко, В.В. Управление персоналом: учебник / В.В. Музыченко. - М: Академия, 2003.

15. Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. - М: Финансы и статистика, 2004.

16. Соловьев, Э.А. Современный этикет и деловой протокол: учебное пособие / Э.А. Соловьев. - Мн: Новое знание, 2000.

17. Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства: учебник / Е. Е. Филипповский. - М.: Финансы и статистика, 2003.

18. Фурс, И.Н. Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания: учебник / И. Н. Фурс, Г. А. Дудка. - Минск: Белорусская Ассоциация кулинаров, 2006.

19. Чудновский, А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие / А. Д. Чудновский. - М.: Кнорус, 2002.

20. Шекшеня, С.В. Управление персоналом современной организации: учебник / С.В. Шекшеня. - М: Интел-синтез, 2004.

21. Янкевич, В.С., Безрукова, Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: учебник / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М: Финансы и статистика, 2005.

3

Показать полностью… https://vk.com/doc292278509_437035769
245 Кб, 17 ноября 2015 в 13:50 - Россия, Москва, ГЭИ, 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении