Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 020616 из ГЭИ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой педагогики

________________________

/С. В. Лебедев/

Зав. кафедрой психологии

_______________________

/М. В. Манакова/

Перечень экзаменационных вопросов

итоговой государственной аттестации бакалавров по педагогике и психологии

2010г.

1. Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе.

Объект и предмет педагогики. Проблемы и задачи педагогики на современном этапе. Взаимодействие педагогической теории и практики. Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

2. Источники и факторы развития личности. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Понятие "Развитие личности". Биологическое и социальное развитие личности. Саморазвитие и самоактуализация личности. Социальная ситуация развития личности (Выготский Л.С.) Факторы развития личности: внутренние (наследственность и саморазвитие личности), внешние (среда и воспитание). Движущие силы развития ребенка.

3. Содержание общего образования в современной школе. Характеристика нормативных документов, определяющих содержание образования: Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, учебная программа.

Основные ступени образования, преемственность ступеней образования. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения, навыки, опыт учебной и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности, готовность к деятельности), их функции. Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной частей стандарта. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа, ее структура и требования к содержанию.

4. Методология и методика научно-педагогического исследования.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

5. Образование как целенаправленный процесс. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

Сущность, движущие силы, противоречия, логика педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общность и специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс как система. Основные структурные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

6. Процесс обучения: его структура, закономерности и принципы организации.

Сущность процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Краткая характеристика компонентов процесса обучения. Закономерности и принципы обучения, их взаимосвязь.

7. Методы обучения и их классификация.

Формы, методы, приемы и средства обучения: характеристика понятий. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике: по источнику знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности. Критерии выбора методов обучения. Сущность и содержание основных методов обучения.

8. Основные подходы к организации процесса обучения в истории образования.

Традиционные подходы: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег. Прагматическая педагогика Д. Дьюи, реформаторская педагогика конца XIX начала ХХ века. Современные дидактические концепции (одна - две по выбору студента).

9. Технологический подход в образовании.

Существующие подходы к определению понятия "педагогическая технология". Признаки педагогических технологий: системность, диагностичность целей, воспроизводимость и гарантированность результата, наличие системы обратной связи. Классификация современных педагогических технологий, особенности их применения в образовательном процессе. Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).

10. Профессиональная компетентность современного педагога.

Понятие компетенции. Виды компетенций. Структура компетенций. Профессионально-значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Важнейшие функции педагогической деятельности: гностическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская. Стили и виды педагогической деятельности.

11. Инновационные процессы в образовании. Инновационная деятельность педагога.

Понятия "инновации" и "инновационная деятельность". Структура и виды инноваций (частные, комплексные, системные). Проект как форма организации индивидуальной деятельности педагога.

12. Процесс воспитания: его цели, закономерности и принципы организации.

Сущность воспитания и его роль в формировании личности. Общие закономерности воспитания. Принципы воспитания. Структура воспитательного процесса. Основные тенденции и проблемы воспитания в современной школе.

13. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Критерии выбора метода воспитания.

Сущность понятий "метод воспитания", "прием воспитания", "средство воспитания". Поиск оптимальных путей воспитания. Классификация методов воспитания, краткая характеристика каждой группы методов. Критерии выбора методов воспитания.

14. Детский коллектив, его признаки и стадии развития. Формы организации воспитательного процесса в коллективе.

Понятие о коллективе. Ученический коллектив и его признаки: общая социально-значимая цель, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, органы ученического самоуправления. Стадии становления коллектива. Основные направления и формы воспитательной работы в детском коллективе.

15. Роль коллектива в развитии личности учащегося.

Влияние коллектива на развитие личности. Психологические закономерности развития коллектива как группы. Психологическая диагностика выявления уровня развития коллектива (социометрия) и социально-психологического климата.

16. Семья как фактор воспитания. Педагогические условия семейного воспитания.

Понятие и функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Типы семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. Методика работы классного руководителя с семьей.

17. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии. Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.

18. Роль деятельности в развитии личности.

Понятие деятельности. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Структура деятельности. Основные виды деятельности. Психологические требования к организации деятельности школьника.

19. Психическое развитие младшего школьника.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Кризис семи лет. Адаптация ребенка к школьному обучению. Учение - ведущий тип деятельности. Мотивы учения младшего школьника. Психологические новообразования в когнитивной и личностной сферах развития младшего школьника.

20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования подросткового периода.

21. Психическое развитие в период ранней юности.

Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Центральные новообразования личности. Возрастные изменения познавательной сферы. Жизненное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

22. Психология педагогического общения.

Понятие педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении (субъект-объектное, субъект-субъектое взаимодействия). Барьеры педагоги-ческого общения.

23. Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

24. Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и "Я-концепция".

25. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя.

Критерии оценки ответов

* Оценки "отлично" заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплин в их значении для приобретаемой профессии.

* Оценки "хорошо" заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

* Оценки "удовлетворительно" заслуживает выпускник, обнаруживший знание основного программного материала, но допустившего погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

* Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

Перечень психолого-педагогических работ для собеседования

1. Бессонов Р.В., О.П. Околелов Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Педагогика. - № 7. - 2006.- С.23-29.

2. Барамзина С. А. Учебная деятельность школьников в контексте личностноориентированного обучения // Педагогика. - № 8. - 2006.- С.41-47.

3. Бобровников Н. А. Что такое хороший урок // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- начала XX вв.- М., 1990.- С. 412-418.

4. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- начала XX вв.- М., 1990.- С. 246-253.

5. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. - № 8. - 2007.- С.71-78.

6. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- начала XX вв.- М., 1990.

7. Корчажкина О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика.- № 8.- 2008. - С.29-35.

8. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- начала XX вв.- М., 1990. - С. 218-221.

9. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. - М.: Просвещение, 1972.

10. Щербаков Р. Н. Процесс обучения: от объяснения - к пониманию // Педагогика. - № 5. - 2007. - С. 48-55.

Примерная структура анализа статьи

* Название статьи, автор, краткая биографическая справка об авторе;

* Основные идеи и проблематика статьи, их значение при организации образовательного процесса;

* Доступность, четкость, лаконичность изложения основных положений;

* Введение автором новых понятий и категорий для характеристики описываемых явлений;

* Используемый автором источник педагогического опыта, представленный в статье;

* Практическая ценность и теоретическая значимость статьи в развитии педагогической или психологической науки;

* Основные выводы и рекомендации для использования современного практического опыта педагогической деятельности.

Критерии оценки анализа статьи

* Умение анализировать научно-педагогический текст;

* Умение вычленять главное, высказывать собственные суждения;

* Способность доступно, четко и ясно излагать собственные мысли;

* Знание биографических данных автора и круга его научных интересов;

* Раскрытие основных понятий, используемых автором в статье;

* Способность студента формулировать применение основных идей автора в современном образовательном процессе.

Литература для подготовки к экзамену

Учебники:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.,2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. - М., 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. - М. 2001.

4. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.,1988.

5. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.. 2002.

6. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина и др. - М., 2002.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.,1999.

9. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М.: ЛОГОС, 2003.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2000.

Литература для самостоятельной работы:

1. Азаров Д.П. Семейная педагогика. - М., 1996.

2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. -М., 2002.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психологические труды: в 2-х т. - М., 1980.-Т.1.

4. Антология педагогической мысли в России первой половины ХIХ в. - М.,1987.

5. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. - М., 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. - М.,1987.

7. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М., 2001.

8. Батракова С.Н. Основы профессионально - педагогического общения. Учебное пособие: Ярославль 1996.

9. Белухин Д.Д. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж НПО "МОДЭК", 1996.

10. Большой толковый психологический словарь / Под ред. А. Ребер. - М., 2000.

11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания:Учеб. Пособие для студ. Средн. И высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н\Д.: Творческий центр "Учитель", 1999.- 560с.

12. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. -СП б, 2000.

13. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М. 2000.

14. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М. 1998.

15. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М.,1988.

16. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М., 2001.

17. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей. - М., 1999.

18. Воспитание в школе: Новые подходы и новые технологии. /Под. ред. Н.Е. Щурковой. -М., 1998.

19. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.

21. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М., 1998.

22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб.. 1992.

23. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М., 1999

24. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.

25. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

26. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. - М., 2001.

27. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. -М., 1998.

28. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. -М., 2002.

29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1986.

30. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М. 2001.

31. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство - М.,1998.

32. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.,1991.

33. Евладова Е.Б., Логинова Е.Г., Михайлова Е.Н. Дополнительное образование детей. -М., 2002.

34. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. - М., 1999.

35. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень, 1996.

36. Закон Российской Федерации "Об образовании", 1992, 1996.

37. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., "ЛОГОС", 2001.

38. Инновационные процессы в образовании. СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1997.

39. Караковский В.А. Воспитательная работа школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М., 1992.

40. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1999.

41. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989.

42. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М. 2000.

43. Коджаспирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. -М., 2003.

44. Конвенция о правах ребенка. - М., 1989.

45. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. Учебное пособие, -М., 2003.

46. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

47. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.

48. Леднев В.С. Содержание образования. - М., 1989.

49. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

50. Макаренко А.С. Книга для родителей. / Педагогические сочинения. М., 1985. Т.5.

51. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания, -М., 2002.

52. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Учебное пособие. -Киров, 1997.

53. Методологии, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. /Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендеровской, В.А. Караковского. -М., 1996.

54. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения (с древнейших времен до наших дней). - СПб. 2000.

55. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М. 1997.

56. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат, -М., 2002.

57. Орлов В.И. Методические основы обучения. -М., 2002.

58. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. - М.,1987.

59. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

60. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. -М., 1999.

61. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. /Пер с нем. - М., 1994.

62. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2000.

63. Семейный кодекс РФ. - М., 1995.

64. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 1999.

65. Ситаров В.А. Дидактика. -М., 2002.

66. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

67. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.

68. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под общей редакцией М.А. Галагузовой. - М., 2000.

69. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001.

70. Степанова Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение в нем ребенка. -Псков, 1992.

71. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. -М., 1987.

72. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов на Дону, 1999.

73. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. Челябинск, 2000.

74. Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под общ. ред.

75. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб., 2001.

76. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. -М., 1999.

77. Шнексендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. - М.. 1997.

78. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений (курс лекций). - М., 2000.

79. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

80. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М. 2000.

81. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. -М., 1992.

Показать полностью… https://vk.com/doc50956804_49031205
83 Кб, 29 января 2012 в 12:08 - Россия, Москва, ГЭИ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении