Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
rtf

Студенческий документ № 021606 из ГИТР

Пространственное впечатление

Этот параметр оценивается по впечатлению эксперта от переданной в записи акустической обстановки в студии (зале), соответствия размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, от времени и характере реверберации, а также от акустического баланса, т.е. соотношения прямых и отраженных звуков. Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т.е. иллюзия различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра, ощущение многоплановости звуковой картины, в некоторой степени воссоздающей объемность звучания которая, как известно, теряется особенно заметно в монофонических записях.

Однако, если многоплановость подменяется так называемой многопространственностью, это следует считать недостатком звукорежиссерской работы. Под последним термином принято понимать такое ощущение звучания различных инструментов, как если бы они были расположены в разных помещениях, отличающихся акустическими свойствами. Многопространственность, если она не предусмотрена специально режиссерскими планами для создания необходимых мизансцен, воспринимается как существенное нарушение естественности звукопередачи. Причиной много пространственного звучания могут быть: неудачное расположение микрофонов в студии (при полимикрофонном способе записи), а также неудачное применение искусственной реверберации.

Прозрачность

Под прозрачностью понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста при пении и т.п. Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, музыкального и акустического балансов и в значительной мере от инструментовки исполняемого произведения. При монофонической звукопередаче, в результате большего эффекта взаимной маскировки сигналов добиться прозрачности значительно труднее, чем при стереофонии.

Музыкальный баланс

Музыкальный баланс - это соотношение между громкостью звучания различных оркестровых групп, определяемое в основном уровнем прямых звуковых сигналов, приходящих непосредственно от исполнителя к микрофону, называют музыкальным балансом. Найти при записи оптимальный музыкальный баланс - одна из труднейших задач звукорежиссера. При этом приходится учитывать различие в восприятии звука через динамик от естественного прослушивания оркестра в натуре и делать соответствующие поправки при расстановке микрофонов и микшировании отдельных компонентов оркестра. Однако правильный музыкальный баланс при записи достигается обычно легче, если оркестр в студии сам по себе был хорошо сбалансирован.

Тембр Тембр звучания музыкальных инструментов и голосов певцов должен быть передан естественно, без искажений. Качество передачи тембра зависит от расположения исполнителей и микрофонов в студии, характера студийной акустики, от частотной характеристики тракта звукопередачи и звукозаписи, характера и дозы реверберации. Тембр существенно искажается при повышенных нелинейных искажениях в тракте передачи, детонации и зависит также от нестационарных процессов, возникающих в аппаратуре и искажающих, в первую очередь, звуковые атаки т.е. фронты нарастания музыкальных импульсных сигналов, специфических для определенных инструментов и способов звукоизвлечения.

Помехи Помехи - этим параметром оценивается запись с точки зрения прослушиваемых при воспроизведении различных помех, мешающих восприятию музыки. В понятие помехи входят:

шумы, проникающие в студию в результате несовершенства звукоизоляции и создаваемые самими исполнителями (шелест переворачиваемых нотных страниц, стуки клапанов духовых инструментов, скрип мебели, паркета или подставок для хора, шум зрительного зала при трансляционных записях и т. п.);

электрические наводки, фон, шумы усилителей, шум магнитной ленты в паузах, модуляционный шум, копирэффект;

импульсные помехи - электрические трески, щелчки и т.п.;

сильные нелинейные искажения, заметная на слух детонация, помехи от монтажных склеек, а также от срабатывания автоматических регуляторов уровня и т.п.

Исполнение

Исполнение. Оценке подвергаются как трактовка исполнителем данного произведения, так и само исполнение - темп, нюансировка, чистота интонирования и другие художественные качества записи.

Инструментовка (аранжировка)

Инструментовка (аранжировка). В некоторых случаях дополнительно к основным оценкам приходится определять пригодность данного произведения для записи с точки зрения его инструментовки (или аранжировки эстрадного материала). Излишне насыщенная инструментовка иногда может сделать произведение настолько неудобным для записи, что самая совершенная техника и любые применяемые способы звукорежиссуры не помогут добиться удовлетворительного музыкального баланса и хорошей прозрачности.

Звукорежиссерская техника

Звукорежиссерская техника. По этому параметру оценивается правильность использования микрофонов, целесообразность использования спецэффектов, качество микширования и другие стороны создания звукорежиссером звукового образа, не отраженные в предыдущих пунктах оценки.

Стереофонический эффект

Стереофонический эффект. Стереофоническая передача по сравнению с монофонической в значительно большей степени способна приблизить звучание к естественному, "живому", как бы перенести слушателя в помещение, где происходит исполнение данного произведения.

Оценка качества стереофонической фонограммы будет неполной, если её давать лишь с позиций критериев, принятых для оценки обычной одноканальной записи.

Отличительное качество стереофонического воспроизведения объемность звучания и естественность акустической перспективы можно оценить с помощью некоторых дополнительных показателей, не имеющих смысла при монофонической технике передачи и звукозаписи. К таким эстетическим показателям оценки стереофонии следует отнести:

угол слышимости, под которым слушатель воспринимает звуковое изображение;

стереофоническую разрешающую способность, т.е. определяемую субъективно локализацию отдельных элементов звукового изображения в определенных точках пространства в пределах угла слышимости;

акустическую атмосферу и эффект возникновения у слушателя ощущения присутствия в том помещении, где происходит передаваемое звуковое событие;

совместимость.

Иногда, анализируя стереофоническое воспроизведение, пытаются определить то главное, что является причиной предпочтения слушателями стерео воспроизведения обычному монофоническому. При этом считают, что в первую очередь этому способствует субъективно воспринимаемая локализация кажущихся (виртуальных) источников звука, т.е. возможность определить, как они расположены в пространстве. Однако в этом можно усомниться, если вспомнить, что слушатель, находящийся в задних рядах концертного зала, обладающего достаточно большим временем реверберации, воспринимает звуки, приходящие со сцены, под малым углом слышимости и, кроме того, как бы сквозь призму многократных звуковых отражений от стен, потолка и других ограничивающих помещение поверхностей. В этих условиях локализация отдельных инструментов оркестра не отчетлива и поэтому не может играть решающей роли в слуховом восприятии; тем не менее, в хорошем концертном зале и в этом случае сохраняется прозрачность звучания и ощущение непосредственного присутствия слушателя в звуковом поле источника.

Эти соображения и должны лечь в основу оценки работы звукорежиссера при записи по воссозданию им полноценного стереофонического звучания.

Окончательная оценка фонограммы выявляется усреднением оценок всех экспертов по всем параметрам качества.

Показать полностью…
70 Кб, 15 ноября 2013 в 23:19 - Россия, Москва, ГИТР, 2013 г., rtf
Рекомендуемые документы в приложении