Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 021671 из ГИТР

Оглавление

1. Заявка на дипломную работу

2. Отзыв руководителя дипломной работы

3. Рецензия

4. Теоретическое обоснование

a) Введение

b) Органный мастер Wilhelm Sauer

c) Информация об органе - история и устройство

d) Информация об исполнителе

Введение

Традиционно слушатели относятся к органу (ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ. organ) как грандиозному и божественному инструменту. Создать аналогичное впечатление средствами стереофонической фонограммы не удается. В принципе, акустическое отношение диффузной составляющей к прямому звуку с помощью различных приемов удается довести до классических значений, равных 10... 15 единиц, - это не проблема. Создать модель, в определенной степени имитирующую акустику классического костела также представляется возможным, причем, как на базе записи естественных реверберационных отзвуков, так и с помощью современных электронных процессоров реверберации. Но, к сожалению, никакая имитация акустики средствами двух канальной стереофонии не способна передать одну очень важную особенность концертного зала, специально предназначенного для органа. Слушатель, находясь в любой точке такого помещения, не способен определить, с какого направления приходит звук. Мощное, в том числе низкочастотное, звучание органа окружает, пленяет, ведет за собой. Если выйти за пределы помещения и слушать инструмент через широко раскрытые двери, впечатление соучастника музыкального действа исчезает. Аналогичное восприятие - слушателя со стороны - создает стереофония. К тому же редкая стереосистема позволяет воспроизводить низкие частоты, которые у больших органов начинаются практически с 16 Гц. По этой причине фиксацию органных произведений средствами двухканальных систем целесообразнее отражать в несколько иной, более камерной трактовке, нежели в той, которую задумал автор и воплотил исполнитель. Интерпретация, приближенная к слушателю, позволит создать у него более яркое эмоциональное впечатление, нежели откровенно неудавшаяся попытка подчеркнуть масштабность и пафос авторского творения. К тому же, произведения, написанные ранее середины XVIII в.,создавались авторами с учетом реалий того времени, когда больших инструментов не существовало. Например, на Руси до XVI столетия словом "варган" называли военные музыкальные инструменты типа небольших переносных органов-портативов. Портативом (от лат. portatum - переносный) назывался маленький переносный орган, который исполнитель держал на олене или вешал на перевязи через плечо. Как правило, портатив был снабжен одним мехом, приводившимся в действие левой рукой играющего, в то время как правая перебирала клавиши на клавиатуре. И еще один не менее весомый аргумент. В VII столетии особым вердиктом папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. Это обстоятельство обеспечило органу активное развитие и широчайшее распространение в западных странах. Теснейшая связь с католическими, а в дальнейшем и с лютеранскими храмами, наложила на органную культуру Запада определенный мистико-религиозный отпечаток.

Между тем органная культура в России имеет не менее глубокие корни, чем на Западе. Однако орган никогда не звучал в православных соборах, и поэтому органная музыка в Восточной Европе никогда не ассоциировалась с церковной обрядовостью. Орган у нас считается всего лишь светским инструментом.

В России орган появился во времена Киевской Руси в XI в. Прибыл он из Византии вместе с традициями того времени. Во время пира органы использовались для подачи своеобразных сигналов. По этим сигналам следовало садиться или вставать из-за стола, "причем приглашенным внушалось следить за звуками органов, чтобы не нарушить правила пира и поступать сообразно общим требованиям пиршества". Славословия, сочинявшиеся в честь императоров, было принято исполнять также в сопровождении органов.

До середины XVII в. русская народная инструментальная музыка, использующая такие инструменты, как гусли, домры, арганы и другие, считалась языческой и не признавалась церковью. Чтобы внушить отвращение к органу и другим инструментам, духовенство настойчиво внедряло в сознание народа взгляд на инструментальную музыку как на одно из средств "прельщения душ человеческих" служителями чуждой еретической религии католиков. При этом подчеркивалось значение органа исключительно как церковного инструмента на Западе и всячески затушевывалась историческая светская роль органа как на Западе, так и в России. Лишь с наступлением эпохи преобразований Петра I светское искусство добилось полной победы над искусством церковным. Планировалось даже установить орган прямо в Успенском соборе Московского Кремля. Был заказан и изготовлен проект инструмента, однако Петр I не отважился пойти на откровенный конфликт с православной церковью.

Дальнейшее развитие органной культуры на территории Росси шло, в основном, также по светскому пути: обучение в консерваториях, концерты на больших органах, домашнее музицирование на портативных вариантах инструмента.

Орган (от греческого "organon",орудие), инструменту относится к классу клавишных духовых трубных инструментов с механическим способом нагнетания воздуха в ряд разнообразных труб, каждая из которых настроена на один-единственный основной тон, излучаемый с одной силой и имеющий сложную систему обертонов.

Чтобы получить звуки различной высоты, нужно иметь большой набор труб. В простейшем случае их количество равно числу клавиш в клавиатуре: по одной трубе на каждый тон; в современных органах от До большой октавы до соль, ля третьей или до четвертой - в клавиатурах для игры руками (мануалах, от латинского manus - рука) и от До большой октавы до фа или соль первой в клавиатуре для игры ногами (педали, от латинского pedus -нога). Органист сидит за так называемым шпильтишем (кафедрой), перед ним - клавиатуры (мануалы) органа, расположенные террасами одна над другой, а под ногами - педальная клавиатура.

Воздух в трубы современного органа нагнетается сложной пневматической системой, состоящей из электродвигателя, вращающего крыльчатку, и стабилизатора давления воздушной струи. Такая конструкция позволяет извлекать ровные по громкости ноты любой длительности. Продолжительность некоторых нот может достигать нескольких минут. Обычно это низкие тона, на фоне которых развиваются основные события. Для уменьшения шума воздух от электронасоса передается через деревянные воздухопроводы и поступает в виндлады - систему деревянных ящиков с отверстиями в верхней крышке. В этих отверстиях укреплены своими "ножками" органные трубы. Из виндлад воздух под давлением поступает в ту или иную трубу.

По назначению трубы можно разделить на генераторы основных звуков и отдельные источники обертонов. Когда какие-то трубы звучат не очень выразительно сами по себе, для исправления ситуации к основному излучателю приставляются дополнительные трубочки, создающие обертоны основного звука. Сами по себе добавочные элементы могут и не иметь мощного красивого звучания; к примеру, наименьшая из труб длиной несколько сантиметров и диаметром 4 миллиметра способна издавать лишь легкий писк, но в соавторстве с основным тоном она в значительной мере обогащает тембр звука.

Количество труб зависит от числа регистров, которыми оснащается орган. Регистров может быть до сотни и более. Сложная система переключателей позволяет выбирать для исполнения конкретного произведения набор из тех или иных излучателей.

Регистром органа называется ряд труб единого тембра и единой конструкции, из одного и того же материала разной высоты звучания" соответствующей тонам современной хроматической последовательности из 12-ти полутонов. Каждый регистр имеет свое название. В простейшем случае оно происходит от длины наибольшей из используемых труб - 32-футовый, 1б-футовый, 8футовый, 4-футовый. Если в регистре один звук создается несколькими, различными по характеру трубами, он получает название "микстура"; каждому звукорежиссеру, знающему латынь, известен перевод этого слова - "смесь". Регистры, имитирующие звучание других инструментов, соответственно, носят их названия. Некоторые органы, особенно театральные, имеют также ударные тембры, например, имитирующие тарелки и барабан. Опираясь на характер произведения, каждый музыкант волен выбирать те или иные тембры или комбинации регистров. В этом плане орган неисчерпаем и каждое исполнение уникально.

Отчего зависит тембровая окраска звучания трубы?

Во-первых, от способа генерирования звука. По типу звукоизвлечения трубы делятся на лабиальные - свистковые, звук в которых образуется как у флейты и язычковые, звук у них образуется по аналогии с баяном. По внешнему виду лабиальные трубы отличаются наличием красиво оформленной поперечной щели с заостренным краем, о который разбивается воздушная струя. Встречаясь с препятствием, поток воздуха создает определенные завихрения, которые можно описать в виде колебательных процессов с широким спектром генерируемых частот, одна из которых усиливается резонансной трубой заданной длины. Из-за изящного вида и особенностей звукоизвлечения лабиальные трубы стараются располагать на фасаде органа. При открытии клапана сплошной (без прорезей) трубы воздух попадает на металлический язычок, генерирующий узкий спектр частот в заданном диапазоне тонов. Подвижный полозок позволяет в ограниченных пределах изменять длину звучащей части язычка, таким образом осуществляется настройка. Чем короче не зажатая часть язычка, тем выше основной тон, чем она длиннее - тем ниже тон.

Свой вклад в особенности звучания вносит и форма трубы. Трубы воронковидной формы усиливают звук, форсируют его. И, наоборот, трубы, сужающиеся к верхнему концу (конические), как бы прикрывают, приглушают звук, сообщая ему более таинственные тембры. Форм труб существует великое множество. Основные виды - цилиндрические, конические, воронковидные, открытые и закрытые подразделяются на многочисленные промежуточные формы и виды: полуприкрытые, веретенообразные, шаровые, в виде сдвоенных конусов и т. п.

В определенной степени характер тембра зависит и от того, открыт или закрыт выходной торец трубы. Открытые трубы обладают ясным и конкретным тембром, закрытые звучат приглушенно. С точки зрения акустики причина отличий в звучании достаточно проста. У открытого конца возникает пучность стоячей волны, а у закрытого - узел. Следовательно, труба с двумя открытыми концами имеет такую основную частоту, при которой по длине тру. бы укладывается половина длины волны. Труба же, у которой один конец открыт, а другой - закрыт, имеет основную частоту, при которой по длине трубы укладывается четверть длины волны.

Таким образом, закрытые трубы звучат на октаву выше открытых. В первом случае обертоны равны удвоенному, утроенному и так далее значению основной частоты. Для трубы, открытой с одного конца, обертоны будут больше основной частоты в 3,5,7 и так далее раз.

Передуванием можно извлечь из открытой органной трубы с равномерным по длине сечением весь натуральный звукоряд, а из закрытых только нечетные гармоники; из закрытых с коническим сечением резонатора и четные гармоники тоже. Высоту тона органных труб можно также изменять, просверливая отверстия в стенке резонатора. Трубы такого рода получили название flute octavient и составляют в органе специальный регистр.

На звучание труб влияет и соотношение ее длины к диаметру. Чем шире труба, тем ее звук мягче, неопределеннее, объемнее. У труб средней ширины звучание четкое, сдержанное, конкретное. Чем меньше диаметр трубы, тем большее в ее звучании проявляется качество, схожее со звучанием струнных смычковых инструментов. Тембр таких труб интенсивный, немного напряженный, очень характерный.

В значительной степени тембр звука зависит и от материалов, применяемых для изготовления трубы. В качестве таковых используются дерево, металл, сложные сплавы из олова, свинца, меди, латуни. Для изготовления больших, низко звучащих труб применяется сосна, дуб, красное дерево, буковые породы, орех и другие виды древесины. Редко встречается бамбук. Дерево должно быть хорошо просушено, обладать ровной слоистой структурой без сучков. Из металлов органные мастера с давних пор используют сплав свинца и олова в различных пропорциях, который часто так и называют "органный металл". Красивые блестящие трубы, находящиеся в передней, видимой части органа (в органном проспекте), изготовляются из сплава с высоким содержанием олова (70..90%) или из чистого олова. Во все времена очень высоко ценилось английское олово. Такие трубы тщательно обрабатываются и полируются до блеска; помимо звуковой функции они должны представлять собой и внешний блеск органа, его архитектурное лицо. Они обычно обладают светлой, серебристой окраской. Когда в трубах заметна некоторая голубизна металла, это означает, что в сплаве присутствует большой процент свинца. Они мягче, менее устойчивы и легко подвергаются деформациям. Сам сплав - органный металл обладает значительным весом и со временем может терять форму, "оплывать", что негативно сказывается на звучании. Кроме сплава свинца и олова для изготовления труб используют медь, латунь, реже (в эпоху романтического домостроения) - цинк, жестяные и железные листы. Здесь царствует единый закон - чем тверже материал, тем жестче и определеннее звук.

В отличие от старинных скрипок, возраст органа не является его достоинством; чем современнее орган, чем больше достижений теоретической и практической акустики, отработанных, в том числе, и на обычных духовых инструментах, в него заложено, тем больше у него возможностей, тем богаче ямбральные краски его регистров, тем больше, наконец, самих регистров.

Принципиально важным для большинства органных произведений являлся вопрос регулировки громкости звучания. "Этот монстр не дышит", - говорил Стравинский об органе. Изначальная интенсивность звука задается с помощью настройки стабилизатора давления воздуха в системе. Но имеется и возможность ее оперативной ступенчатой регулировки. При исполнении crescendo музыкант может левой ногой вращать валик, что вызовет подключение новых регистров с суммированием их громкости. На количество работающих в данный момент регистров указывает стрелка на пульте органа. Некоторые конструкции инструментов предполагают возможность плавного регулирования мощности звука. Часть регистров располагается за неким подобием акустического жалюзи, угол открытия которого регулируется специальной педалью, расположенной под правой ногой исполнителя. В целом, а подавляющем большинстве случаев динамически диапазон величайшего из духовых инструментов не превышает 35..40 дБ.

Диаграмма направленности прямых звуков органа имеет достаточно сложный характер. Основная энергия звука излучается в потолок, но многие обертоны имеют также и горизонтальную ориентацию. Установление звука происходит в два этапа: сначала в трубе инструмента, затем в зале. Для органа характерна мягкая атака прямого звука, различная для разных тонов и достигающая 300 миллисекунд. Процесс установления звука в помещении имеет одну важную отличительную особенность. Орган способен излучать мощные стационарные звуки низкой частоты, что способствует возникновению стоячих волн, образующих провалы и пучности амплитуды этих частот в некоторых точках зала. Не менее важен и интересен завершающий участок реверберации. Интенсивность отраженных звуков в любой точке концертного зала в 8... 16 раз выше прямого звука, излучаемого трубами. Исключения составляют лишь зоны, расположенные вблизи переднего фронта труб, где более отчетливо слышно звучание лабиального характера, и техническое пространство за органом, где допускается наличие значительных механических шумов, излучаемых электрической пневмосистемой. Из-за принципиально большого акустического отношения особенности обработки поверхностей (стен, потолков, мебели) концертного зала в огромной степени влияют на окраску звука. Именно по этой причине проектировщики стараются избегать мягких кресел, гасящих верхние частоты реверберации. Профессионалами замечен и другой неоспоримый факт: орган нужно записывать в пустом, без зрителей зале - наличие большого числа зрителей способно в значительной степени изменить акустическую атмосферу помещения.

С точки зрения конструкции, орган можно рассматривать как сложный организм. За ним нужен кропотливый и профессиональный уход. Инструмент живет в коллективе с мастерами-настройщиками, знающими характер подопечного и тонкости своего ремесла. Как и человек, орган не может быть постоянно здоров, зачастую что-то ломается, выходит из строя. При изменении температуры, влажности и запыленности строй смещается. Говорят, что труба может изменить настройку даже от простого прикосновения человеческих рук.

Дипломная работа представлена произведениями Ф. Мендельсона (1809-1847), Й. Г. Рейнбергера (1839-1901) и Р. Шумана (1810-1956), выдающихся немецких композиторов эпохи романтизма. Для достижения наиболее аутентичного звучания был выбран уникальный орган Вильгельма Зауэра (1831-1916), крупнейшей органостроительной фирмы Германии. Построенный в 1898 году, этот инструмент является одним из немногих сохранившихся в России органов девятнадцатого века. Его полностью пневматическая трактура, наличие швеллера, вальце, двух свободных и четырех заданных (p, mf, f, Tutti) комбинаций дают возможность достаточно точно передать тонкие динамические оттенки. Богатая регистровая палитра позволяет создавать самые разнообразные тембровые сочетания, необходимые для исполнения романтической музыки. Установленный напротив алтарной части, орган находится в замечательных акустических условиях: время реверберации достигает 6 секунд. Благодаря своей исторической ценности и технической оснащенности, орган Евангелическо-лютеранского кафедрального собора свв.

Петра и Павла является лучшим немецким романтическим органом в Москве.

Органный мастер Wilhelm Sauer

Годы жизни 23.03.1831 - 09.03.1916

Вильгельм Зауэр унаследовал секреты конструирования органа от своего отца, Эрнста Зауэера, который самостоятельно изучил органное дело. Затем прошел обучение во Франции, Англии и Швейцарии.

Самый большой опыт производства органов он получил, работая в компаниях Walcker (в Людвигсбурге), и Cavaille-Coll (Париж).

Основал собственную органную производственную фирму в 1857 году во Франкфурте на Одере (Германия).

После нескольких небольших органов в 1865 году был

получен и выполнен первый зарубежный заказ на инструмент для Петербурга. С тех пор и по 1914 год фирмой Sauer для России был изготовлен 41 инструмент. К сожалению, большинство из них погибли в годы революций и войн.

Романтические органы, построенные Вильгельмом Зауэром на протяжении всей его жизни, пользовались большой популярностью среди европейской элиты. Дошедшие до нас образцы и сегодня вызывают особое восхищение и уважение исполнителей и слушателей. В Москве один из таких уникальных инструментов - романтический орган Вильгельма Зауэра, построенный в 1898 году первоначально в церкви св. Михаила, теперь можно услышать в Кафедральном Соборе свв. Петра и Павла.

С 1910 по 1917 год в работу фирмы включился Пауль Валькер. Органы этих лет носили имя обоих мастеров, а после смерти В. Зауэра некоторое время фирмой руководил Оскар Валькер - создатель уникальной школы органных мастеров в Людвигсбурге и по сей день носящей его имя.

К 1916 году число построенных в Германии, во многих европейских странах, в Южной Америке и Азии органов достигло 1100. Даже в ухудшившихся общественно-политических условиях мастера предприятия добивались значительных результатов. К наиболее примечательным инструментам фирмы относится знаменитый орган Берлинского собора (4 мануала, педаль, 113 регистров, пневматическая трактура). В годы войны он сильно пострадал и недавно был восстановлен в первозданной красоте.

Перед Второй Мировой войной фирмой Sauer предпринимались попытки построения органов в барочной традиции. К таким можно отнести орган Sauer в Церкви Святого Петра в Копенгагене, построенный в 1938 году незадолго до того, как фирма прекратила строить новые органы (большинство сотрудников, которых насчитывалось более 100 человек, были призваны на военную службу).

В тяжёлые годы Второй мировой войны были практически уничтожены мастерские и архив, содержавший полный перечень изготовленных инструментов. Восстановление происходило медленно и трудно. Здесь огромную роль сыграли старые сотрудники, в первую очередь Антон Шпаллек, а затем и его сын Герхард, Вальтер Новак, Иоахим Клаус, Герхард Гёблер.

Уже к 1950 году фирмой были выполнены значительные государственные заказы, например, органы для Национального театра в Веймаре, Государственной оперы и Радиокомитета Берлина. Была пережита и полоса национализации - денационализации.

Сейчас предприятием из 30 мастеров руководят технический и производственный директор Петер Фессдорф, коммерческий директор Михаэль Шульц и главный конструктор Петер Доне, при содействии Ульриха Бюттнера.

Запись дипломной работы осуществлялась

в Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе свв. Петра и Павла

(Москва, м."Китай-Город", Старосадский пер., 7/10)

Информация об органе - история и устройство.

Орган построен в 1898 г. предприятием Вильгельма Зауэра - одной из крупнейших органостроительных фирм Германии. Изначально инструмент был установлен в московской лютеранской церкви святого Михаила. После её закрытия в 1928 году перенесен в Первый московский крематорий. В 1996 году постановлением

Правительства Москвы орган передан приходу свв.Петра и Павла. Демонтаж и перевозку в здание собора осуществили пастор Дмитрий Лотов и мастер Владислав Иодис.

В конце 2005 - начале 2006 г. капитальный ремонт органа осуществил мастер Райнхардт Хюфкен из Хальберштадта (Германия), имеющий большой опыт в восстановлении романтических инструментов. Были обновлены все кожаные детали, реставрированы кафедра, поломанные трубы. Кроме того, орган получил новый вентилятор. При этом была сохранена и отреставрирована историческая воздухонагнетательная система, позволяющая пользоваться органом без электричества.

В настоящее время орган звучит как во время богослужений, так и на концертах. Уникальная акустика собора позволяет в полной мере насладиться звучанием одного из немногих сохранившихся в России органов девятнадцатого столетия.

I Manual II Manual Bordun 16' L.Gedackt 16' Principal 8' G.Principal 8' Gamba 8' Consertfloete 8' Floete 8' Quintatoen 8' Gedackt 8' Dolce 8' Viola d'amour 8' Gemshorn 4' Octave 4' Traversfloete 4' Rohrfloete 4' 4f Cornett 3-5f Clarinette 8' Trompete 8' III Manual Pedal Quintatoen 16' Violon 16' Spitzfloete 8' Subbass 16' L.Gedackt 8' Gedacktbass 16' Salizional 8' Octave 8' Aeoline 8' Violoncelle 8' Voix-celeste 8' Floete 4' Flauto dolce 4' Posaune 16' Диспозиция органа W.Sauer, op.755, 1898

I абсолютная премия на Международном европейском фортепианном конкурсе им. Мануэля Ольтры, г. Берга (Испания), май 1997 г.

I абсолютная премия на XII музыкальном европейском конкурсе в г.

Монкальери (Италия), октябрь 1997 г.

II (I не присуждалась) и специальная премии за лучшее исполнение обязательного произведения на Международном конкурсе им. Иринеу Сегарры (Испания), май 1998 г.

Специальный диплом IV Международного конкурса "Премии княжества Андорры", декабрь 1998 г.

I абсолютная премия - фортепиано соло и III премия (II не присуждалась) - фортепианный дуэт с И. Тихомировым на Международном конкурсе Культурной Ассоциации Джеминиани в г. Пиетра Лигуре (Италия), май 2000г. II премия на Международном фортепианном конкурсе в рамках фестиваля 'Музыка без границ' в г. Друскининкай (Литва), август 2005г.

Лауреат Международных фестивалей - конкурсов "Европа - Азия", г. Орск (Россия), 2001г. и 2002г.

Дважды стипендиат Министерства Культуры РФ в 1999г. и 2000г.

Лауреат III и Дипломант IV Московских Международных Юношеских органных фестивалей, 2003,2004гг.

Лауреат VIII Открытого Фестиваля - конкурса Органной музыки г. Санкт Петербург, 2007 г.

Дипломант Первого Московского фестиваля молодых деятелей искусств им. Н. Л. Бидлоо, Москва, 2007 г.

Лауреат Первого Всероссийского фестиваля-конкурса молодых органистов "Soli Deo Gloria", Москва, 2007 г.

В июле 2008 года успешно выступила в полуфинале конкурса немецкой романтической музыки на аутентичных инструментах (E. F.Walcker, 1844, III/36 und gebr. Spath, 1925, II/35), г. Шрамберг (Германия).

В 2007 году принимала участие в Международной органной академии "Интерпретация органной музыки эпохи Барокко: северная Германия и И. С. Бах", проводимой проф. Л. Ломаном (Германия). (Август 2007, Вильнюс, Литва).

В 2005-2008 гг. проходила мастер - классы Г. Роста, И. Труммера (Австрия), Л. ван Дуселаара (Нидерланды), Р. Перуцкого (Польша), К. Юссилы, О.Портана (Финляндия), Л. Ломанна (Германия).

Концертирует по городам России (Архангельск, Кондопога, Москва, СанктПетербург) и в Польше.

В записи в качестве ассистента органистки принимал участие Дмитрий Лотов - органист, пастор прихода Кафедрального собора свв. Петра и Павла в Москве, и, в качестве ассистента звукорежиссера - Александр Тюрин, студент факультета звукорежиссуры ГИТРа.

Немецкий романтизм

Музыкальный романтизм проявился во множестве разнообразных ответвлений, связанных с разными национальными культурами и с разными общественными движениями. Так, например значительно различаются интимный, лирический стиль немецких романтиков и "ораторский" гражданский пафос, характерный для творчества французских композиторов. В свою очередь представители новых национальных школ, воникших на основе широкого национальноосвободительного движения (Шопен, Монюшко, Дворжак, Сметана, Григ), так же как и представители итальянской оперной школы, тесно связанной с движением Рисорджименто (Верди, Беллини), во многом отличаются от современников в Германии, Австрии или Франции, в частности, тенденцией к сохранению классических традиций.

И тем не менее все они отмечены некоторыми общими художественными принципами, которые позволяют говорить о едином романтическом строе мысли.

К началу 19 века появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы, воскрешаются преданные забвению средневековые легенды, готическое искусство, культура Возрождения. Именно в это время в композиторском творчестве Европы сложилось множество национальных школ особого типа, которым было суждено значительно раздвинуть границы общеевропейской культуры. Русская, которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом культурном творчестве (Глинка, Даргомыжский, "кучкисты", Чайковский), польская (Шопен, Монюшко), чешская (Сметана, Дворжак), венгерская (Лист), затем норвежская (Григ), испанская (Педрель) финская (Сибелиус), английская (Элгар) - все они, вливаясь в общее русло композиторского творчества Европы, ни в коей мере не противопоставляли себя сложившимся старинным традициям. Возник новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты той отечественной культуры, к которой принадлежал композитор. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.

Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран. Шуберт как бы очистил народную немецкую песню от лака австро-немецкой оперы, Вебер ввел в космополитизированный интонационный строй зингшпиля 18 века песенные обороты народно-бытовых жанров, в частности, знаменитый хор охотников в "Волшебном стрелке". Музыка Шопена при всей ее салонной изящности и строгой приверженности традициям профессионального инструментального, в том числе сонатно-симфонического письма, зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Григ - на оригинальные формы музицирования норвежцев, Мусоргский - на старинную модальность древнерусских крестьянских ладов.

Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.

Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы (например у Мюссе). Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков. Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что вероятно порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням. Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, сказками Андерсена, балладами Шиллера и Мицкевича. У композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы приобретают национальную неповторимую окраску. Баллады Шопена вдохновлены Балладами Мицкевича, Шуман, Мендельсон, Берлиоз создают произведения фантастического гротескного плана, символизирующего как бы изнанку веры, стремящиеся переломить идеи страха перед силами зла.

Фе?ликс Мендельсо?н Барто?льди

(нем. Felix Mendelssohn Bartholdy, полное имя Я?коб Лю?двиг Фе?ликс

Мендельсо?н Барто?льди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy; 3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг) - немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала ("еврейского Просвещения"). Несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла христианство и взяла вторую фамилию - Бартольди.

В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке у Карла Хеннинга. Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы "Вольный стрелок". В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода - Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, Фортепианные Квинтет и Секстет, в 1824 году была поставлена его опера "Два племянника". Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.

[править] Начало творческой карьеры (1825-1829)

В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени - Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее, завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу "Свадьба Камачо" по одному из эпизодов "Дон Кихота" Сервантеса.

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Strasse 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.

В 1826 года Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений - увертюру к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь". Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах. 1827 год отмечен первой постановкой "Свадьбы Камачо". На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом своём сочинении, и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке.

В том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля.

Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка подарила ему копию манускрипта Страстей по Матфею. Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с режиссёром Эдуардом Девринтом Мендельсон задумал продирижировать Страсти по Матфею, Цельтер выступал активно против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение Страстей после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном, партии гобоев д'амур - кларнетами, а охотничьих гобоев - скрипками). Девринт исполнял партию Иисуса. Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил Страсти в ближайших концертах ещё дважды.

Спустя некоторое время после исполнения Страстей Мендельсон по приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями - Симфонией c-moll, увертюрой "Сон в летнюю ночь", выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название "Шотландская" и увертюру "Гебриды". Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.

По возвращении из Италии Мендельсон дал целую серию концертов в

Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж. Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном. Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В марте

1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.

Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых "Песен без слов".

Летом Мендельсон возвращается в Берлин.

В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию своего отца

Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как утверждал Эдвард Девринт, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение покинуть Берлин.

В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою

Симфонию A-dur (позднее получившую название "Итальянской"). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно, поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза, композитор сразу принял это предложение.

4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра "Морская тишь и счастливое плавание". Скоро концерты Гевандхауза становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон - одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa.

Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать трилогию ораторий на библейские темы "Илия - Павел - Христос", однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория "Павел" была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, где дирижирует ораторией "Павел", выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией "Илия"

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

Однако реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. в 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты попрежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: "Антигона", "Царь Эдип", "Сон в летнюю ночь".

В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта

Консерватория. Это было первое высшее музыкальное учебное заведение в

Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.

В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию "Илия". Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за создание третьей части трилогии - "Христос", однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией "Илия" в Манчестере и Бирмингеме.

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни.

Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон умер.

В доме на Goldschmidtstrasse 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.

Мендельсон принадлежит к числу выдающихся немецких композиторов и является одной из крупнейших фигур в музыке эпохи романтизма. Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона "Моцартом XIX века".

Технический анализ

Процесс звукообразования в органе отличается особой спецификой:

• каждая труба основных регистров органа воспроизводит только один тон определенной высоты и тембра, поэтому чтобы воспроизвести огромное многообразие мелодий и тембров, необходимо большое количество труб;

• принцип организации труб в органе матричный (прообраз современных синтезаторов), что позволяет одну и ту же мелодию воспроизвести в разных тембрах и разной тональности;

• возбуждение звуковых колебаний в трубах происходит с помощью специальных механизмов, подводящих энергию сжатого воздуха, музыкант только управляет распределением этой энергии, он не соприкасается непосредственно с вибраторами и резонаторами инструмента; звуки могут продолжаться сколь угодно долго, поскольку зависят от мощности воздуходувного механизма, а не от человеческого дыхания;

• исполнитель может создавать огромное многообразие тембров, имитирующих звучание звучание различных инструментов, с помощью специальных механизмов управления;

• громкость звуков может быть усилена или ослаблена в очень широких пределах, что позволяет воспроизводить большой динамический диапазон (до 90 Дб);

• звучание каждого органа уникально; поскольку не существует двух одинаковых механизмов, изготовление и настройка каждого органа зависят от конкретного помещения, в котором он будет использоваться. Акустика помещения, в котором установлен орган имеет огромное значение (помещение служит резонатором, образуя вместе с трубами органа единое звуковое поле), поэтому перенос органа из одного помещения в другое, как правило, нарушает звуковой баланс и ухудшает качество звучания.

Все это в целом позволяет обеспечить при игре на органе такое многообразие динамических и тембральных оттенков музыкальных звучаний, которое не доступно никакому другому музыкальному инструменту.

Поскольку это была первая вторая запись этого органа (первую произвел П.К.Кондрашин, на данный момент она неиздана), и имея многоканальную технику для записи и парк микрофонов, было решено записывать большое колво микрофонов раздельно, с последующим сведением. Этот способ имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

• Позволяет точнее передать "неизвестную" для записи акустику

• Уменьшает "рулежку" на пульте в процессе записи

• Уменьшает кол-во ошибок тембрального и динамического баланса

• Позволил выбрать более подходящие микрофоны для этой записи непосредственным сравнением

Минусы:

• Установка большого кол-ва микрофонов на большой площади требует много времени

• Увеличение времени на последующее сведение ? Увеличение кол-ва используемой техники

и В качестве резерва запись велась на двухканальный рекордер Fostex PR-2LE В качестве акустического контроля при первичной записи использовались:

• АС Genelec 8030

• Наушники Sony 7506

В качестве акустического контроля при сведении использовались:

• Dynaudio M2 Для основного и резервного устройства записи, были выбраны следующие настройки:

24 Bit/48 kHz. Формат файла - Broadcast Wave.

Вся техника была подключена в сеть через ИБП.

Запись производилась в пустом соборе.

Накануне записи была произведена подстройка органа.

После снятия звука микрофонами, сигнал посылался через direct выходы пульта на Tascam MX2424, где осуществлялась запись 12 микрофонов и 4 каналов промежуточного сведения.

В дальнейшем 16 каналов были скопированы в компьютер (PC,использовалась звуковая карта Linx и M-Audio )и последующая обработка и сведение осуществлялись в программе Nuendo 3.0

Аппаратура для записи была безвозмездно предоставлена ООО "Сонник сервис", за что отдельная благодарность Грибову Игорю Михайловичу.

Расстановка микрофонов

При записи были использованы следующие микрофоны: Schoeps (усилитель

CMC 5 и капсюли Microphone Capsule MK5 и MK4)

Bruel-Kjaer 4006,4010,4011

Микрофоны двух основных стереопар размещались на стойке на высоте 8,6 м и на расстоянии 9 метров от органа (20 см между микрофонами, угол 90 градусов, система DIN)

Дополнительные стереопары размещались на подвесах (30 м от органа, высота 6 м) и за колоннами боковых галерей 2 этажа (36 м от органа, 8 м высота)

Резюме Траутвейн Павел Александрович Дата рождения 14 ноября 1979г.

Место рождения г. Ленинград Тел. 8 903 1587137 trautwein79@inbox.ru

Образование

1998-2002 Государственный институт искусств

(г. Смоленск, очная ф.о), специальность "Музыкальное искусство эстрады". Квалификация: "артист, руководитель эстрадного коллектива, преподаватель игры на инструменте" (ударные) 2003-2009 Гуманитарный институт телевиденья и радиовещания им. М.А. Литовчина (г. Москва, заочная ф.о) факультет "звукорежиссура ТВ и радиовещания" Квалификация:

"звукорежиссер радио и тв" 2003-2004 Общественная организация "РусскоНемецкий Дом" концертный звукорежиссер. 2004-2008 Радиостанция "Смоленская Весна", звукооператор. С 2008 Телепроизводственная компания

"Сонник Сервис", звукорежиссер/звукооператор. Опыт работы

Член совета общественной организации "Русско-Немецкий Дом", с 2000 г. председатель молодежной общественной организации "Zukunft", участие в 2004 г. В Интернет -проекте Федеральной целевой программы

"Единое информационное пространство российских немцев",

г. Астрахань, в качестве технического координатора по Смоленской области. Работа в государственной областной газете фотокорреспондентом.Владение английским языком на среднем уровне. Опыт работы с детским театром (создание звукового оформления к циклу из 4 сказок), создание (съемка, озвучание, тираж) двух документальных фильмов, цифровая фотосъемка и обработка (Photoshop)Первичная запись (студия, концерт, работа в составе ТЖК), сведение. Опыт работы с микрофонными радиосистемами и концертным оборудованием. Производство программ, проведение прямых эфиров. Опытный пользователь ПК на уровне "железа", работа с программами: Digiton DT-FM, Sound Forge, Vegas, Sequoia, Adobe Audition, Nuendo, Boom Recorder и пр.

Творческие работы, выполненные за время обучения в ГИТРе.

2

2

Показать полностью…
2 Мб, 1 сентября 2011 в 2:46 - Россия, Москва, ГИТР, 2011 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении