Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 024684 из ИМПЭ им. Грибоедова

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ИМЕНИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА

Тема: "Влияние двигательной активности на студентов первого курса"

Выполнила: студентка первого курса ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

Факультета журналистики Крюкова Наталия Алексеевна

Проверила: Заведующая кафедрой физической культуры

и спорта ИМПЭ им. А.С. Грибоедова - Ольга Евгеньевна Чайковская

Москва

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1 Влияние малоподвижного образа жизни

на состояние здоровья.................................................................................................................5

1.2 Исследование: "двигательная активность

Подростков".......................................................................................................................................8

ГЛАВА 2 ОТЛИЧИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДРУГ ОТ ДРУГА

2.1. Влияние физических действий на органы и физиологические системы организма........................................................................................................................14

2.2. Основные виды движений человека.........................................................................14

ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ...........................................................21

3.1 Влияние регулярных физических нагрузок на нервную систему.............................21

3.2 Влияние регулярных физических нагрузок на формирование воли........................21

3.3. Влияние регулярных физических нагрузок на воспитание уверенности в себе и своих силах.................................................................................................................................22

3.4. Как спорт помогает оценивать себя...............................................................................23

ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Роль физической культуры в XXI веке........................................................................23

4.2. Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни..............................25

4.3. Последствия недостаточной двигательной активности..........................................26

4.4. Средства стимулирования двигательной активности.............................................27

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ...............................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................31

ВВЕДЕНИЕ

В век технического прогресса двигательная активность снижается.

Особенность современной жизни заключается в том, что нарастает гиподинамия и превращается в социальное явление. Гиподинамия, довольно модный в последнее время термин. Означает он то, что человек начинает меньше двигаться и вообще меньше работать мышцами. Все меньше и меньше поводов совершать физические усилия. Лифты, общественный транспорт, механизация производства. В нарастании гиподинамии видят одну из причин увеличения частоты ожирения. С малоподвижностью связывают и то, что избыток веса чаще бывает у городских жителей, чем у сельских, а у работников умственного труда, чаще, чем у лиц, занимающихся трудом физическим.

Почему гиподинамия способствует нарастанию веса? Мышцы являются весьма эффективной ловушкой жира. 90 процентов всего жира в организме окисляется или сгорает именно в мышцах.. В работающих мышцах окисление жира многократно усиливается.

Уменьшение двигательной активности, прежде всего, вызывает снижение энергозатрат, замедление распада и образования богатых энергией фосфорных соединений, снижение фосфорилирования скелетных мышц.

В свою очередь, это сопровождается снижением газообмена и уменьшением легочной вентиляции и общей работоспособности. Масса и объем мышц снижается, размеры сердца уменьшаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения.

Снижение объема мышечной деятельности приводит к уменьшению количества сигналов, направляемых от мышц в ЦНС и обратно. В мышцах происходит изменение сократительного аппарата и их тонуса, а также ослабление выносливости.

Шагомеры являются средством пропаганды физической активности как одной из важных составляющих здорового образа жизни, кроме того, они предоставляют информацию об уровне активности и способствуют осознанию людьми надобности в ней. Ходьба - одно из самых хороших упражнений для поддержания активности, а шагомер всегда показывает, насколько Вы были активны в течение дня. Чтобы быть здоровым, человек должен делать в день определённое количество шагов (девушки - не менее 12 000, юноши - не менее 15000). Мы решили использовать шагомер для исследования двигательной активности студентов.

Гиподинамия в подростковом возрасте чаще всего связана с нерациональным распорядком дня студентов и школьников, перегрузкой их домашними заданиями, дополнительными занятиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, подвижных игр, спорта.

Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Все это обусловило выбор темы нашей работы.

Цель работы: исследовать режим двигательной активности студентов первого курса ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

Объект исследования: двигательная активность студентов первого курса ИМПЭ им. АС. Грибоедова.

Предмет исследования: Использование шагомеров для исследования двигательной активности студентов первого курса ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

Задачи работы:

Изучение литературы по данной теме.

Анкетирование студентов первого курса факультета журналистики и юридического факультета;

Сбор данных с помощью шагомеров и хронометража, обработка и обобщение данных, составление рекомендаций по организации режима двигательной активности.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Анкетирование.

3. Хронометраж.

4. Эксперимент.

ГЛАВА 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1 Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению- мышечному движению".

Двигательная активность - характеристика интенсивности и специфики физических нагрузок, наиболее характерных для индивидуума при жизни (Национальная философская энциклопедия).

Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.

Все виды мышечной активности - спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле - повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.

В последнее время в научной, методической, научно-популярной литературе, журналах и газетах часто встречаются такие термины, как "двигательная активность" и "гиподинамия".

Как заявил на пресс-конференции в апреле 2005 года руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко: " в настоящий момент около 75% школьников страдают гиподинамией из-за чрезмерных школьных нагрузок". Также он отметил, что "выраженное утомление к концу дня и недели наблюдается у 40-55% учащихся, а у 60% даже регистрируется повышение артериального давления".

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

Уменьшение двигательной активности, прежде всего, вызывает снижение энергозатрат, замедление распада и образования богатых энергией фосфорных соединений, снижение фосфорилирования скелетных мышц.

В свою очередь, это сопровождается снижением газообмена и уменьшением легочной вентиляции и общей работоспособности. Масса и объем мышц снижается, размеры сердца уменьшаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения.

Снижение объема мышечной деятельности приводит к уменьшению количества сигналов, направляемых от мышц в ЦНС и обратно, происходит своеобразная "физиологическая денервация" мышц. В них уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата мышц и их тонуса, а также ослабление выносливости.

Вследствие уменьшения нагрузки при гиподинамии на сердечно-сосудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, работа становится менее "экономной". Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема, а также венозного возврата крови.

Учеными Великобритании отмечено, что для детей 3-х лет уже характерен малоподвижный образ жизни. Из рекомендуемых 60 мин. активности, дети двигаются в среднем только 20 мин. Основное занятие малышей- телевизор и видео. Даже на улице дети менее активны, чем должны быть. Их чаще возят на автомобилях, носят на руках даже в тех случаях, когда они могли бы вполне пройтись пешком.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы.

Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый "мускульный голод" у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением минерального и белкового обменов. Это приводит к остеропорозу и снижению прочности всей костной ткани.

Физическая нагрузка является также лучшим средством для снятия нервного напряжения. При этом двигательный режим для здорового человека, занимающегося умственным трудом, должен составлять 8-10 часов различных физических занятий в неделю.

Особенно в детском возрасте необходимы регулярные активные физические упражнения. Поэтому занятия физкультурой в дошкольных учреждениях и школах следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребенка. Физические движения оказывают положительное влияние на организм и вызывают изменения всех органов и систем в лучшую сторону, повышая их функциональные возможности. У занимающихся физкультурой людей заметно укрепляется сердечно-сосудистая система. Сердце работает экономно, сокращения его становятся мощными и редкими. Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания.

Физические нагрузки увеличивают жизненную емкость легких с 3-5 литров у нетренированных до 7 и более у спортсменов. А чем больше потребляется с вдыхаемым воздухом кислорода, тем выше физическая работоспособность человека, лучше состояние его здоровья.

Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как сила, быстрота, выносливость, а также это улучшает координацию движений.

Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех её уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга.

Мышечная активность оказывает большое влияние на вегетативную нервную систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов. Эти отделы управляют деятельностью всех органов.

В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Наряду с активной деятельностью организму необходимы отдых, восстановление израсходованной энергии и обмена веществ в тканях.

В основе двигательной деятельности человека лежит сократительная функция мышц.

Мышцы выполняют разнообразную работу. Выделяют три её вида. Во-первых, это работа динамическая, наиболее распространенная, связанная с перемещением тела и его частей в пространстве. Все виды движения человека связаны с динамической работой мышц.

Во-вторых, есть работа статическая, осуществляющая поддержание положения тела и его частей в пространстве в определенном отношении друг к другу.

Любая мышечная деятельность сопровождается выполнением как динамической, так и статической работы с преобладанием в каждом конкретном случае одной из них.

И, наконец, существует тонус мышц, наблюдающийся постоянно, даже во время полного покоя.

Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом и т.д.

Систематические физические упражнения приводят к перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и та же работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного.

В этой связи для начинающих заниматься физическими упражнениями имеет практическое значение определение индивидуальной физической подготовленности.

Представленные простейшие приемы определения физической подготовленности помогут грамотно приступить к занятиям физическими упражнениями. При этом необходимо строго придерживаться основных принципов тренировки: постепенности, систематичности, разносторонности и индивидуального подхода к занятиям.

1. 2 Исследование двигательной активности подростков

Более половины студентов и школьников, из-за больших нагрузок на занятиях и подготовки к экзаменам не могут рационально составить распорядок дня и, как следствие этого, у них все чаще возникают проблемы с дыхательной и кровеносной системами, а также с работой сердца.

Постоянное реформирование школьного образования только увеличивает нагрузки и вводит новые дисциплины. Кроме того, медико-санитарные органы не в силах проводить необходимую проверку всех авторских программ, широко внедряемых в системе образования.

Но есть и такие слабые места образования, исправление которых не требует особых финансовых вложений. Например, всем хорошо известны отрицательные последствия гиподинамии для растущего детского организма. Между тем последние исследования свидетельствуют, что в образовательных учреждениях уровень двигательной активности у детей в 2-3 раза ниже минимального необходимого. Он достигает в среднем лишь около 60% от уровня двигательной активности школьников 60-х годов XX века. Сегодня гипокинезия зафиксирована у половины мальчиков и 75% девочек школьного возраста. Может, дети дома занимаются физкультурой? Отнюдь, всего 1.4% родителей занимаются физкультурой с детьми ежедневно или даже периодически. А ведь, по данным Министерства образования РФ, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня полностью освобождены от уроков физкультуры. Хотя для больных детей, может, даже более, чем для здоровых, занятия физкультурой просто необходимы.

Для анализа двигательной активности студентов первого курса ИМПЭ им. А.С. Грибоедова на начальном этапе исследования была составлена и проведена анкета.

АНКЕТА

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. При наличии скобок подчеркните подходящий Вам вариант.

1. Придерживаетесь ли Вы определенного режима дня?

а. Придерживаюсь. б. Нет

в. Определенного режима нет, но времени начала занятий, самоподготовки и отдыха в основном придерживаюсь

2. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а. Гуляю на улице б. Занимаюсь домашними делами в. Сижу за компьютером

г. Смотрю телевизор д. Общаюсь с друзьями е. Другое (укажите)

3. Время просмотра Вами телевизионных передач составляет за один день

а. менее 1 часа б. 1-2 час в. 2-5 час г. более 5 час

4. Время занятий за компьютером составляет за один день

а. менее 1 часа б. 1-2 час в. 2-5 час г. более 5 час

5. Отдыхаете лежа?

а. нет, почти никогда б. иногда (0,5 - 1 час) в. ежедневно (1-2 часа в день)

6. В котором часу Вы ложитесь спать?

а. до 22.00 час. б. до 23.00 час. в. до 24.00 час. г. до 1час. д. После 1 час.

7. Длительность испытываемых Вами умственных нагрузок в течение дня составляет

а. менее 1 часа б. 1-2 час в. 2-5 час г. более 5 час

8. Испытываете ли Вы слабость и утомляемость во время занятий?

а. Да, испытываю в конце рабочего дня

б. Нет, не испытываю, чувствую себя весь день бодрым

в. Усталость наступает уже после первой (второй) пары

9. Испытываете ли Вы повышенную утомляемость?

а. Да, в конце рабочей недели б. Да, во время летней (зимней) сессии

в. Нет, не испытываю

10. Занимаетесь ли Вы спортом?

а. На занятиях физвоспитания б. Посещаю спортсекцию (клуб, бассейн, зал)

в. Делаю утреннюю зарядку г. Бегаю по утрам (вечерам) д. Другое

11. Как часто вы ходите пешком?

а. Только по дороге в институт и обратно б. Не часто, лишь, когда гуляю

в. Да, я много хожу. Более 1 часа в день (2-х часов, 3-х часов, др.)

12. Сколько времени Вы занимаетесь домашними делами?

а. менее 1 часа б. 1-2 час в. 2-5 час г. более 5 час

д. Практически не занимаюсь, это делают другие члены семьи (соседи по комнате)

е. Не занимаюсь, т.к. работаю

13. Посещаете занятия по физической культуре в институте?

а. нет, у меня освобождение от занятий б. да, практически все

в. посещаю, но очень часто пропускаю

Анализ результатов показал следующее:

1. Большинство студентов 1 курса (от 65% до 75%) не придерживаются определенного режима дня.

2. В примерно равных пропорциях распределились группы студентов, которые проводят свободное время: гуляя на улице (17%-37%); занимаясь домашними делами (22%-33%); сидя за компьютером (17%-35%).

3. Время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером составляет 1-2 часа для 30%-43% и 2-5 часов для 9%-26% студентов 1 курса.

4. Ежедневно отдыхают лежа около 78% опрошенных студентов.

5. Хотя, более одного часа ходят пешком ежедневно 53% студентов первого курса.

6. Имеют освобождение от занятий физической культурой 4-5%

7. Часто пропускают занятия по физической культуре 14%-22% опрошенных студентов.

ГЛАВА 2

ОТЛИЧИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДРУГ ОТ ДРУГА

2.1. Влияние физических действий на органы и физиологические системы организма

Разные двигательные действия оказывают неодинаковое влияние на органы и физиологические системы организма. Так, циклические локомоции способствуют в первую очередь развитию выносливости; упражнения с отягощениями - приросту силовых показателей; единоборства и спортивные игры - развитию ловкости, подвижности и других двигательно-координационных качеств.

Физические упражнения существенно отличаются друг от друга по различным параметрам и по особенностям влияния на организм; знание и учет этих особенностей позволяют выбрать вид двигательной деятельности, наиболее полно соответствующий не только состоянию здоровья, но и возрасту, особенностям характера и привычек, образу жизни человека. Рассмотрим наиболее доступные, с точки зрения их оздоровительного воздействия на организм, виды физических упражнений.

2.2. Основные виды движений человека

Многообразие физических упражнений, характеризующихся различным воздействием на организм, вызвало необходимость рассмотрения их связи с отдельными видами спорта, а также с учетом конкретных признаков и особенностей. Некоторые из них, основанные на естественных движениях человека, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, гребля, езда на велосипеде и другие, стали массовыми из-за их доступности.

Одним из самых простых видов двигательной деятельности является ходьба. В то же время многие специалисты признают, что это весьма эффективный вид физической нагрузки, так как способствует активизации многих мышечных групп, органов, физиологических систем. Нагрузка при ходьбе легко поддается дозированию, и в то же время ходьба имеет очень много различных вариантов: прогулочная, ускоренная, спортивная, в разном темпе и в различных условиях (вверх и вниз по лестнице, с горы и в гору, по песку, по гальке, по воде и др.), что позволяет обеспечить необходимый объем двигательной активности, не вызывая адаптации организма к знакомой нагрузке.

Данный вид естественных локомоций широко представлен в двигательной деятельности человека. Кроме ходьбы как естественного способа передвижения, различают прогулочную (оздоровительную) и спортивную ходьбу. Главной особенностью этого вида деятельности является ритмичность дыхания и вовлечение в работу практически всех крупных мышечных групп.

Прогулочная (оздоровительная) ходьба является прекрасным успокаивающим, отвлекающим от нервных и психических нагрузок средством, которое восполняет недостаток двигательной активности.

Дозированная ходьба используется для реабилитации и лечения различных заболеваний и является важной составной частью активного отдыха. Этот вид движений можно использовать для объединения интересов всех членов семьи, независимо от возраста и рода занятий.

Для загородной прогулки, семейного похода не требуется специальной физической подготовки, в то же время, благодаря большому эмоциональному воздействию, ходьба является прекрасным средством проведения досуга.

Прогулочная (оздоровительная) ходьба позволяет плавно регулировать физическую нагрузку, поэтому качественные изменения функциональных физиологических систем происходят почти незаметно. Преодоление подъемов и спусков с повышенной физической нагрузкой оказывает существенное тренировочное воздействие, совершенствуя многие функции организма.

Постепенное увеличение продолжительности прогулки, изменение скорости передвижения являются эффективным средством развития общей выносливости, укрепления сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем; развития и совершенствования опорно-двигательного аппарата, формирования и укрепления правильной осанки. Немаловажное значение для улучшения физического состояния имеет сочетание прогулки с естественными оздоровительными факторами природы: воздухом, солнечным светом.

Привычный темп ходьбы здорового человека представляет для него незначительную нагрузку. Увеличение темпа и длины дистанции, усложнение рельефа местности приводят к существенному тренировочному эффекту.

У практически здоровых людей, а также у выздоравливающих после болезни противопоказания к ходьбе, как правило, отсутствуют. Этот вид двигательной активности является хорошим средством улучшения общего физического состояния, развития выносливости, увеличения объема движений, общения с природой.

Во время ходьбы нагрузка приходится на все группы мышц, благодаря этому усиливается кровоток, улучшается кровоснабжение важнейших органов и физиологических систем.

Ходьба в быстром темпе по естественному ландшафту (трава, рыхлая земля, гравий, камни, песок, галька, вода) сопровождается значительными энерготратами. Так, по данным М.П. Сотниковой (1984), человек весом 70 кг при темпе 110 шагов за 1 мин тратит 290 ккал/ч, а ходьба по рыхлому снегу сопровождается расходованием 384 ккал/ч.

При высоком и выше среднего темпах происходит усиленное потоотделение. В результате из организма выводятся шлаки, повышается сосудистый тонус, способствующий очищению сосудов от атероматозных отложений. Люди некоторых профессий (лекторы, продавцы и др.) в положении стоя испытывают значительные перегрузки нижних конечностей, особенно при избыточной массе тела. Это сопровождается расширением кровеносных сосудов, появлением отеков. При ходьбе эти негативные явления устраняются за счет улучшения циркуляции крови.

Ходить пешком рекомендуется в любую погоду, используя все возможные варианты: медленным, упругим, пружинящим или спортивным шагом (темп выше среднего). Необходимо следить, чтобы живот был подтянут, плечи развернуты. Голову следует держать прямо. Рекомендуется также использовать различные способы ходьбы (на носках, выпадами, перекатом с пятки на носок, на внешней и внутренней стороне стопы) с изменением ее темпа, скорости, длительности. Продолжительность нагрузки при ходьбе должна быть не менее 1 ч в сутки.

Главное условие при ходьбе - передвигаться бодрым, энергичным шагом. Медленная, тяжелая, шаркающая походка приносит вред организму, так как не способствует психоэмоциональному настрою.

Для увеличения физической нагрузки рекомендуется подниматься по лестнице, перешагивая через ступеньку, что способствует развитию силы мышц нижних конечностей. При этом формируется внешний свод стопы, уменьшается плоскостопие, улучшается подвижность в суставах, развивается специальная выносливость. Передвигаться по лестнице следует, соблюдая определенные требования: наступать на ступеньку всей стопой, спину держать прямо, живот втянуть, колено опорной ноги выпрямлять полностью, не смотреть под ноги.

Важным моментом является сохранение правильного дыхания. При появлении одышки надо снизить темп и добиться установления ритмичного сочетания дыхания с движением.

Ходьбу по лестнице можно разнообразить, поднимаясь поочередно правым и левым боком, скрестным шагом, с закрытыми глазами, спиной вперед и т.д. Такие приемы снимают напряжение, улучшают настроение, снижая негативные впечатления прошедшего дня, делая их незначительными, несущественными.

Одним из важных вопросов является оценка индивидуального темпа ходьбы (количество шагов за 1 мин), который определяется возрастом, ростом, массой тела, длиной и шириной шага, полом, настроением, физическим состоянием, характеристикой местности, погодой, временем года и т.д. Выбрав оптимальный темп ходьбы, можно передвигаться под мелодию мысленно звучащего марша. Ширина шага взрослого человека колеблется от 70 до 100 см, а темп ходьбы - от 80 до 120 шагов за 1 мин. Известны следующие режимы ходьбы:

очень медленный: 60 - 70 шагов за 1 мин (2,5 - 3 км/ч);

медленный: 70 - 90 шагов за 1 мин (3-4 км/ч);

средний: 90 - 120 шагов за 1 мин (4-5 км/ч);

быстрый: 120 - 140 шагов за 1 мин (5-6 км/ч);

очень быстрый: свыше 140 шагов за 1 мин (более 6,5 км/ч).

В зависимости от возраста, физического состояния, профессиональных занятий нагрузка для одних будет значительной, для других - недостаточной. После 55 - 60 лет она должна составлять 2,5 - 3,5 км/ч. При малоподвижном образе жизни темп ходьбы чередуется от спокойного (10 - 15 мин) до быстрого (в пределах 5-15 мин), в зависимости от физического состояния. Постепенно, через 1-2 недели, по мере адаптации организма к нагрузке, длительность быстрой ходьбы увеличивается, медленной - уменьшается. В конце дистанции рекомендуется обязательно выполнить несколько упражнений - дыхательных и расслабляющих.

Во время ходьбы следует контролировать пульс, не допускать одышки. Людям с избыточной массой тела нужно иметь в виду, что лучше большая нагрузка через день, чем недостаточная ежедневно. Нельзя спешить с приобретением хорошей физической формы. Например, человеку умственного труда без отклонений в состоянии здоровья рекомендуется ежедневная ходьба по 1,5 - 2 ч со скоростью 5 - 5,5 км/ч. По мере адаптации организма к этой нагрузке (через 6-8 месяцев регулярных занятий), переходят к ходьбе в быстром темпе не менее 2 ч 3 раза в неделю.

Людям пожилого возраста, а также с ослабленным здоровьем, с целью регулирования массы тела и улучшения физического состояния, можно начинать прогулки с преодоления 500-метровой дистанции за 12 мин. После этого следует отдохнуть, выполнить упражнения на восстановление дыхания и расслабление (в течение 5-7 мин), затем вернуться обратно в таком же темпе.

Через неделю при хорошем самочувствии дистанцию увеличивают в полтора раза, что составляет примерно 750 - 800 м за 17 - 20 мин, в прогулку включают выполнение упражнений на дыхание, осанку, профилактику плоскостопия.

Хорошая адаптация позволит на третьей неделе пройти 1 км за 20 - 25 мин, при сокращении времени отдыха до 3 - 4 мин. Если организм не успевает приспособиться к такой физической нагрузке, следует несколько снизить скорость ходьбы и увеличить продолжительность отдыха. К примеру, на третьей неделе, почувствовав при ходьбе небольшую одышку, 1 км можно пройти за 25 - 30 мин, отдыхая перед возвращением в течение 4-5 мин.

Главными критериями объема и характера двигательной активности являются: состояние пульса, частота сердечных сокращений (ЧСС), наличие положительных эмоций, ощущение обновления, омоложения организма, прилива новых сил, желание повторять прогулки, превращение их в потребность.

Рост тренированности происходит при постепенном увеличении нагрузки до ощущения небольшой усталости. При этом физиологические системы, постепенно приспосабливаясь к возрастающему мышечному напряжению, будут функционировать на более высоком уровне, что приведет к укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению жизни.

Правильно организованные пешеходные прогулки позволяют решить также ряд сопутствующих задач: улучшение походки, коррекция осанки, повышение общей двигательной культуры.

При ходьбе необходимо полностью нагружать нижние конечности, движение ноги начинать от бедра. Раскачивания туловища можно избежать правильной постановкой ступни.

Если идти по воображаемой прямой линии, то наступать на нее следует, касаясь линии пяткой, с последующим перекатом на переднюю часть стопы, слегка разворачивая носок наружу (на 5 - 7°). Недопустима опора на внутренний свод стопы. Спина и плечи составляют одну вертикаль.

Контролировать прямое положение спины очень просто. Для этого достаточно мысленно провести вертикальную линию от затылка до пятки опорной ноги, развернуть плечи, смотреть прямо перед собой. Лопатки должны быть расположены по горизонтальной линии. При ходьбе толчковую ногу выпрямляют до конца. Руками работают в такт ходьбе, постоянно ощущая напряжение мышц брюшного пресса.

Рекомендуется также давать нагрузку мышцам лица. С этой целью можно периодически улыбаться, произносить гласные, вытягивая губы трубочкой, выполнять ими круговые движения в правую и левую сторону, широко раскрывать глаза, поднимать и опускать брови, вращать глазными яблоками влево и вправо, вытягивать и надувать щеки и т.д. Регулярные упражнения для лицевых мышц будут способствовать их укреплению, замедлению старения, сохранению привлекательности лица.

Большое значение при ходьбе имеет правильный подбор обуви. Удобные кроссовки или кеды, разношенные ботинки или туфли (обязательно со шнуровкой или ремешком) на низком или среднем каблуке позволят избежать мозолей и быстрой усталости, сохраняя хорошее самочувствие и настроение. Шнуровка фиксирует голеностопные суставы, широкий носок обеспечивает свободное перемещение пальцев.

Изменение привычной походки требует определенного времени и усилий. Легче этот процесс начинать с дозированной ходьбы с подсчетом и регулированием дыхания. Управление дыханием способствует лучшему контролю за походкой.

Необходимо сосчитать количество дыхательных циклов, выполняемых за 100 шагов при спокойной ходьбе и при ускорении. Затем определяют, на сколько шагов приходится полный дыхательный цикл: один вдох и один выдох. Меняя глубину дыхания, определяют, насколько изменилась частота шагов. Выдох должен быть несколько длиннее, чем вдох. При этом обращают внимание на соотношение вдоха и выдоха, при котором дышать легче.

Сложнее научиться регулировать пульс. Частоту пульса подсчитывают в течение 10 с (на предплечье слегка согнутой кисти) и умножают полученное число на 6, получая частоту пульса за 1 мин.

Убыстряя и замедляя ходьбу, проверяют изменения пульса при разной скорости движения. Ежедневные занятия позволяют научиться регулировать пульс при разной скорости ходьбы.

В процессе постоянной тренировки вырабатываются собственные приемы регулирования скорости ходьбы по показателям числа шагов, пульса и дыхания. Каждый человек имеет индивидуальную походку, характер которой определяется величиной вертикальных колебаний (при постановке опорной ноги на пятку, с последующим перекатом на переднюю часть стопы), амплитудой раскачивания тела в поперечном направлении (при почти неподвижном тазобедренном суставе правая и левая нога ставятся не точно вперед по одной линии, а несколько в сторону от нее, причем на разное расстояние).

При акцентированной постановке ступни на опору имеет место жесткий удар, поэтому не рекомендуется опускать на землю сразу всю ступню. В возбужденном, спокойном или подавленном состоянии человек передвигается по-разному.

С точки зрения оздоравливающего воздействия на организм наиболее рациональной и привлекательной является походка упругим шагом. При желании каждый может овладеть красивым, экономичным шагом. Для этого прежде всего необходимо хорошо изучить особенности и недостатки своей походки.

Во время прогулки по скверу, саду рекомендуется наметить для себя отрезок пути (от 10 до 50 м) и мысленно, пользуясь различными ориентирами (кустарником, цветами, травой и т.д.), провести три горизонтальные линии. Лучше начертить их на песчаной или асфальтовой поверхности так, чтобы слева и справа от центральной линии, на расстоянии 15-20 см, располагались две другие. При ходьбе ногу ставить на пятку на среднюю линию таким образом, чтобы носок не пересекал другую черту, с опорой сразу на всю ступню, ближе к средней части. Такая постановка не только уменьшает вертикальные колебания, но и значительно смягчает удар пяткой.

Перемещая тяжесть тела на опорную ногу, нельзя ее сгибать, наклоняться вперед или назад. Контролировать вертикальное положение тела можно ощущением расположения линии плеч точно над пяткой. Ощущение вертикального положения плеч над средней линией позволяет свести к минимуму колебания тела из стороны в сторону. Ногу необходимо ставить на землю мягко, по-кошачьи, как бы вдавливая каблук.

Легкую, упругую походку можно выработать, выполняя специальные упражнения для укрепления мышц стопы и голени.

Они не представляют особой сложности. Это: ходьба на носках, на внешнем своде стопы, в полуприседе, выпадами, перекатом с пятки на носок. Полезно выполнять различные махи ногами (вперед, в сторону, назад), начиная с небольшой амплитуды.

Перед началом прогулки рекомендуется: сделать ряд круговых движений ступнями поочередно и вместе, наружу и внутрь; сгибание и разгибание ступней, отведение их наружу и внутрь; растирание руками подошвы и т.д. Дозировка зависит от возраста, физической подготовленности, самочувствия, настроения.

Задавшись целью выработать красивую походку, можно время от времени (через 1-2 месяца) оценивать, насколько это удалось.

Такой привычный, обычный вид движений, как бег, оказывает большое тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, опорно-двигательный аппарат и т.д.

ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ФОРМАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ

3.1 Влияние регулярных физических нагрузок на нервную систему.

При систематических занятиях спортом улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта - это плавание, лыжи, коньки, велосипед, теннис.

При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Следовательно, спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

3.2 Влияние регулярных физических нагрузок на формирование воли

Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через физические нагрузки ни у кого сомнений не вызывает. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух.

Совершенствование воли человека с помощью нагрузок и напряжений в значительной степени вторая специфическая особенность спортивной деятельности. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий.

Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и

активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

3.3. Влияние регулярных физических нагрузок на воспитание уверенности в себе и своих силах

Спортивная деятельность позволяет ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной.

Эта особенность физических нагрузок оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

3.4. Как спорт помогает оценивать себя

Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет.

Однако это оценка, особенно применительна к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний - то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право.

Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней. Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.

Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности. Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Если человек оценивает себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду.

У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.

ГЛАВА 4 ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

4.1. Роль физической культуры в XXI веке

Роль физической культуры - заметно возросла в эпоху научно-

технического прогресса.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В наш век - век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие - нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.

4.2. Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни

Каждый человек стремится к полноценной и счастливой жизни. По-моему здоровый образ жизни - и есть основа для такой жизни.

Что включает в себя здоровый образ жизни:

а) здоровое, правильное питание;

б) режим дня (соблюдение режима труда и отдыха;

в) организация двигательной активности;

г) соблюдение гигиенических требований;

д) отказ от вредных привычек (естественно);

д) культура сексуального поведения.

Наиболее важными мне кажутся пункты а), в), д), объясню почему:

а) питание - это основа жизнедеятельности всего организма, если питаться неправильно (есть слишком жирную пищу или "вредную" - чипсы, гамбургеры и т.д.), то вскоре мы ощутим сонливость, недомогание, покалывание и правом боку, да и на внешнем виде это отразится в лишних килограммах и не здоровом виде кожи. Это я все говорю по собственному жизненному опыту.

б) Режим дня, т.е. правильное распределение времени, отводимое на труд и на отдых. После занятий (в институте), нужен один час дневного сна - это дает возможность отдохнуть мозгу и прибавляет 2-3 часа бодрого самочувствия на вечерние часы. Затем можно заниматься уже изучением лекций, читать литературу и т.д. Вечернее время использовать для физических упражнений, прогулок на свежем воздухе (1 - 1,5 часа). За 1,5 часа до сна - никаких занятий учебой.

Это время может быть использовано для гигиенических, водных процедур, спокойной беседы, релаксации.

Выходные обязательно используются для восстановления сил: активный отдых, выезд на природу, в котором можно совместить - общение с друзьями и легкие физические упражнения: игра в бадминтон, ходьба в лесу, парке, различные спортивные игры, т.е. совместить приятное с полезным. Ну и можно дать организму как следует выспаться (лечь пораньше).

Распорядок дня должен быть составлен в соответствии с потребностями личности студента. Одним людям достаточно 5-6 сна (люди энергичные, активно преодолевающие трудности), другим 8-9. а иногда и более (люди с повышенной эмоциональной чувствительностью). Режим дня составляется в соответствии с состоянием здоровья, уровнем работоспособности, личными интересами и склонностями студентов.

в) Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, ходьбу

(можно просто вверх-вниз по лестнице), можно использовать паузы между лекциями (прогулка вокруг здания института), вечерние прогулки, походы выходного дня.

г) Личная гигиена - утренний и вечерний душ, уход за полостью рта, гигиена одежды и обуви, также водные процедуры после физических упражнений, разминок, спортивных игр.

д) Вредные привычки - им не место в жизни любого человека. Хороший способ от них избавиться - заменить на хорошие:

алкоголь - на питье соков, воды с ломтиком лимона, минеральной воды, зеленого чая;

курение - на прогулки на свежем воздухе;

наркотики - это не привычка - это болезнь, лучше не пробовать вообще, или лечить наркозависимость.

Если человек пытается за счет вредных привычек стать более раскованным, смелым, например, в состоянии алкогольного опьянения, то ему следует вместо этого или заняться аутотренингом или походить на семинары по развитию коммуникативной культуры. Развитию коммуникабельности способствует также физкультурно-спортивная деятельность, с ее межличностными контактами.

е) Вскользь коснусь культуры сексуального поведения: необходим один партнер, с которым комфортно и приятно проводить время, и который разделяет большинство твоих взглядов на жизнь.

4.3. Последствия недостаточной двигательной активности

Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению структур. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность.

Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция.

У юных спортсменов эти расстройства развиваются медленнее, но и у них в результате гиподинамии нарушается координация движений, появляются вегетативные дисфункции. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции.

4.4. Средства стимулирования двигательной активности

Здоровье- это полное физическое и психическое благополучие. Однако человек постоянно соприкасается с внешней средой, с различными ее воздействиями. В связи с этим его организм реагирует на различные изменения в окружающей среде. Если человек постоянно живет в условиях, резко отличающихся от обычных, так называемых экстремальных, у него наблюдаются значительные и стойкие изменения в организме. Так, для жителей крайнего Севера, примерно вдвое падает содержание сахара в крови, увеличивается количество продуктов промежуточного обмена жиров. Для жителей высокогорья характерно стойкое увеличение числа эритроцитов в крови - компенсаторная реакция на понижение кислорода в воздухе. У полярников понижен почечный барьер для витаминов группы В и С, т.е. наблюдается хронический дефицит витаминов в организме. Между тем во всех этих случаях человек совершенно здоров.

Экстремальные факторы постоянно вносят поправки в гомеостаз, расширяя границы адаптационных сдвигов. Так, организм- эта целостная система, саморегулируется и самоконтролируется на уровне биологическом.

Вредные привычки, побочные продукты цивилизации, загрязнение окружающей среды создают благоприятные условия для активизации дремлющей инфекции. У людей подвижных, ведущих активный, здоровый образ жизни, этот скрытный враг остается мирным сожителем и в самых критических ситуациях, у людей ослабленных нерациональным режимам работы и отдыха, ведущих малоподвижный образ жизни в таких условиях торжествует болезнь. Разумеется, повышение общей культуры, куда, несомненно, входит и физическая культура,- это еще далеко не использованные нами резервы здоровья. В ряду средств оздоровления детей и подростков решающая роль принадлежит рациональному двигательному режиму питания и закаливания.

Закаливание- это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Приобщение к активной двигательной деятельности нужно начинать в малом возрасте. Так как высокие способности детей к овладеванию новыми движениями постепенно утрачиваются или одновременно с процессом взросления. С наступлением зрелости и окончанием структурной дифференцировки нервной системы овладение новыми движениями требует больше времени, умственных и физических затрат.

Ребенок обладает не только большой пластичностью мозга, но и высокой податливостью (чувствительностью) к специфическим для человека способам стимулирования его развития. Это относится, в частности, к использованию внушения и самовнушения как важнейшего инструмента спортивно- физического роста и развития тренированности.

Физиологически оправданными являются различные средства стимулирования двигательной активности. Физические упражнения, выполняемые с использованием тренажеров и других технических приспособлений являются высокоэффективными средствами тренировки. Несомненную роль играет высокая восприимчивость человеческого мозга к упражнениям с предметами.

Важнейшим адаптированным свойствам человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит и в основе адаптации к новым формам двигательной деятельности, характерной для спорта. Совершенствование человека (и человечества) посредством занятий физической культурой, спортом - важнейшее условие прогрессивного развития его умственных и физических способностей, а также выживания человечества в целом.

Главная социальная функция спорта - совершенствование физической и психической природы человека - в известной мере служит положительному изменению демографической структуры общества. Физическая культура добавляет не только годы к жизни, но и жизнь к годам: продолжительность активной творческой жизни увеличивается, общество получает дополнительный резерв трудоспособного населения.

Уже в ближайшем будущем человек резко увеличит резервы адаптации к факторам внешней среды за счет широкого использования различных средств самосовершенствования. В ряду этих средств спорт будет играть все возрастающую роль.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Полученные данные свидетельствуют о том, что лица разных типов

мобильности различаются по показателям, характеризующим подвижность

нервных процессов, психодинамическую активность, сердечную деятельность.

2. Увеличение двигательной активности студентов во всех группах

мобильности обследуемых приводит к повышению физической

работоспособности, а также позитивно отражается на здоровье. Отмечено

также, что более выраженный физиологический эффект наблюдался при

проведении трехразовых занятий в неделю.

3. Физическое воспитание в вузе должно быть обязательным,

систематическим, специально организованным процессом на протяжении всего обучения, который должен решать не только образовательные, но и

оздоровительные задачи.

Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и

эмоциональную сферы. Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа от вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается

частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

Физические упражнения задерживают процесс старения, сохраняют нормальную работоспособность. Человек, ведущий подвижный образ жизни систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств

воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств.

Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше

проблем со здоровьем.

В заключении хочется сказать: физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение; 1987.-47с.

2. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - 3-е издание, перераб. и доп.- М.: Знание, 1990.-240 с.

3. Берштейн И.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2000г.

4. Васильев В.И. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991г.-160 с.

5. Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. Г.И. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989.-320 с. (Учебник для мед.училищ).

6. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться. - М.: Знание, 1985. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Физкультура и спорт"; № 2).

7. Карташов Ю.М. Сюрпризы оздоровительного бега. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-96 с. - (Физкультура и здоровье).

8. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. - М.: Знание, 1983. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Физкультура и спорт; № 5).

9. Космолинский Ф.П. Физическая культура и работоспособность. - М.: Знание, 1983. - 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Физкультура и спорт"; № 8).

10. Лаптев А.П., Палиевский С.А. Гигиена: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и сорт. 1990. - 368 с., ил.

Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. - М.: Медицина, 1980. - 387 с.

11. Углов Ф.Г Береги здоровье и честь смолоду. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.: ил. - (Библиотечка Детской энциклопедии "Ученые - школьнику").

12. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. - 448 с.

13. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 2007.

Искусство быть здоровым - Часть 3. /Авт. сост. Шенкман С.Б. - М.: ФиС, 2001 - 80 с., ил.

14. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с., ил.

15. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 1989.-208с., ил

4

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении