Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 024687 из ИМПЭ им. Грибоедова

19. "Гамлет" У.Шекспира как философская трагедия

1601г. - Англия

Непонятна позиция Гамлета. Внешне выражена - неспособность выполнить волю отца.

1) Версия слабого Гамлета (Гете и Шлегель - Германия)

Главная цитата: "Так трусами нас делает сознание".

Гамлет - сильный интеллект, но слабая воля. Гамлет - человек позднего возрождения. Неспособность - презрение к себе. Усугубляет слабость. Разомкнуть путем смерти.

Трагичность - потеря внутреннего единства личности.

2) Версия сильного Гамлета (Аникст, Смирнов - СССР)

Главная цитата: "Распалась связь времен, зачем же я скрепить её рожден".

Уходит эпоха Клавдия, эпоха лицемерия. Гамлет понимает неизбежность перемены, но не может смириться. Тяготится ожесточенностью противостояния. Это ослабляет его решимость.

3) Версия трагического знанич (Англия)

Главная цитата: "Человек - квинтэссенция праха".

Человек разрушает временем вещи. Всё превращается в прах. Все изменяет время. Испортило вех время, а не Клавдий.

20. Жанр комедии и романтической драмы в творчестве У. Шекспира

1. Комедии Шекспира: относится к раннем творчеству Шекспира 1590-е гг. "Много шума из ничего", "Укрощение строптивой"

Магистральный сюжет: Природа человека и природа как таковая.

Конфликт между подлинным и мнимым.

2. Романтические драмы (Возражденческие) - "Буря"

1) Сюжет, магистральный сюжет - исходня ситуация;

2) Доминирующая реальность;

3) Тип отношения героя с реальностью

Романтическая драма должна "заставить зрителя поминутно переходить от серьёзного к смешному, от шутовских эпизодов к раздирающим душу сценам, от сурового к нежному".

21. Западноевропейская литература 17в. Как особая литературноисторическая эпоха. Общая характеристика.

Барокко и классицизм. Новая картина мира.

Гелеос - солнце в центре. "Мыслю, следовательно, существую"

Важные астрономические открытия. Торжество абсолютизма.

Барокко - жемчужина неправильной формы.

Стремилось запечатлеть и показать неправильность, зыбкость бытия, случайность. Эстетический феномен. Метафоры, оксюмороны. Отказ от стереотипов.

Течения в разных странах:

1) Испания - Гонгаризм (Гонгора - поэт) - Кальдерон, Лопэ де Вега; 2) Италия - Маринизм; 3) Англия - Метафизическая школа - Джон Донн; 4) Франция - Претенциозность

Классицизм - образцовый.

Ставит цель: упорядочить хаотичный мир. Эталон - рассудок, разум.

Способствовали законы Ньютона (действие равно противодействию).

Образец героя: важны доводы разума. Общее ставит на первое место. Должен подражать античности.

Четкая жанровая система. Принцип трех единств. Конфликт между разумом и чувствами.

Поуп, Мильтон, Корнель, Расин, Мольер.

22. Классицизм как одно из основных литературных направлений 17в.

Теория классицизма: вечность, абсолютный идеал прекрасного. Важным элементом в эстетике классицизма является учение о разуме как главном критерии художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты всегда задавали себе вопрос,с оздавая художественное произведение,достаточно ли они разоблачают порок и наказывают ,вознаграждают ли добродетель. Лучшие мастера классицизма умели с достаточным художественным тактом осуществлять в своих произведениях поучительный принцип,менее талантливые скатывались к назидательности,изображая контрастно добро и зло. Теоретики классицизма требовали от драматурга соблюдения Правила о трех единствах : время,место,действие (24 часа,одно место,одна линия сюжета).

23. "Золотой век" испанской драматургии. Особенности конфликта и жанра в комедиях Лопе де Веги "Фунте Овехуна" и "Собака на сене"

Золотой век Испании (Siglo de Oro) - величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.

Испанское государство образовалось в конце XV века путём династического брака "католических величеств" Кастилии и Арагона. В эпоху Великих географических открытий складывается колониальная империя Испанских Габсбургов, в которой, по известной присказке того времени, никогда не заходило солнце. Одновременно Испании удалось укрепить свои позиции в Европе. Испанская и португальская корона соединились в династической унии, в состав Испании вошли богатейшие земли Европы - Бургундские Нидерланды, экспансия в Италии привела к испанизации Меддзоджорно.

Политико-экономический подъём привёл к тому, что в период Контрреформации Испания оказалась в роли культурного флагмана всей католической Европы, оставив после себя целый ряд выдающихся культурных свершений:

романы "Дон Кихот" и "Ласарильо с Тормеса", формирование жанра плутовского романа, драматургия Лопе де Веги и Кальдерона;

формирование самобытной музыкальной школы во главе с Томасом Луисом де Виктория;

строительство Эскориала;

небывалый подъём испанской живописи (Эль Греко, Веласкес, Мурильо, Сурбаран).

Хронологические границы Золотого века в политическом и культурном смыслах не совпадают: Испания имела статус великой державы с момента открытия Колумбом Америки и до Пиренейского мира 1659 года, а золотой век испанской культуры исчисляется с публикации романа "Ласарильо с Тормеса" (1554) до смерти последнего из классических испанских писателей, Кальдерона, в 1681 году. Однозначного мнения о временных рамках периода в историографии не сформировалось.

Лучшей исторической драмой Лопе де Веги является "Фуэнте Овехуна". Здесь автор объединяет в одном действии два исторических события: восстание крестьян в селении Фуэнте Овехуна и выступление ордена Калатрава против короля-католика в 1476 году. основной конфликт разворачивается не в политической, а в нравственной сфере. Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман преследует девушек селения Фуэнте Овехуна и хвалится своими победами перед их женихами, братьями, отцами. Но не все покорны господину. Уже с первых сцен знакомства с Лауренсией мы слышим ее протест и своеобразную клятву, данную Паскуале, - не покоряться и до конца отстаивать свою честь перед командором. При встрече с командором девушка также непреклонна. Благодаря поддержке и защите Фрондосо ей удается избегать неприятностей. И то, что Лауренсия пока независима, - исключение. Судьба других более печальна. Об этом свидетельствуют сцены с расправой над Менго и Хасинтой, об этом и сцена "совета" командора с крестьянами, на котором он не стесняется говорить о своих "победах" и настаивает на том, чтобы Эстебан, алькальд Фуэнте Овехуны, заставил дочь покориться ему. Командор не скрывает своего пренебрежения чувствами простых людей, верой и правдой служащих ему. Крестьяне робеют перед господином, но на совете некоторые из них осмеливаются возмутиться его поведением. Так, рехидор вступает в откровенную перепалку с командором, отстаивая честь женщин и мужчин селения. Крестьяне, повинуясь, ненавидят своего господина за то, что он не уважает их человеческое достоинство. Используя прием контраста, Лопе показывает, насколько духовно богаче и чище крестьяне по сравнению с теми, от кого зависит их жизнь. Крестьяне не обладают жестокостью. Они благородны во всем. Фрондосо, защищая Лауренсию, не убивает командора, хотя у него была прекрасная возможность сделать это. Впервые Лопе рисует крестьян Фуэнте Овехуны не как серую порабощенную массу, но как людей умных, добрых, способных на самопожертвование ради спасения других. На этом фоне весьма контрастным оказывается поведение командора, который, возвращаясь после поражения ордена королевскими войсками, нападает на свадебную процессию. Дав обещание отомстить Фрондосо за нанесенное ему оскорбление, командор решает повесить юношу и обесчестить Лауренсию. Свадьба оборачивается слезами. Создается впечатление полной безнаказанности феодала. Второе действие завершается бесчинствами командора и нарушением всех законов старой Испании: он бьет старика Эстебана, уводит Фрондосо и Лауренсию в свой дом. Третье действие начинается с совета жителей Фуэнте Овехуны, на котором люди признаются, что их не просто оскорбили, но, и это главное, лишили чести. Поднять народ на восстание удается Лауренсии, вырвавшейся из плена командора. Она бросает вызов прежде всего отцу, который не сумел отстоять ее, а затем и всем мужчинам, забывшим о былой испанской доблести. Крестьяне убивают тирана-феодала. Они считают своим единственным господином короля, но в то же время прекрасно понимают, что монарх не простит им смерти командора. Эстебан предлагает на все вопросы отвечать: "Фуэнте Овехуна". Драматург показывает, как крестьяне репетируют предстоящие им пытки. Они действительно не ошиблись в намерениях короля.

Магистр, узнав о гибели командора, является с повинной к королю. Обвинив во всем Гомеса де Гусмана, магистр упоминает о своем юном возрасте, в котором человек легко поддается обману. Король прощает магистра, но обещает наказать крестьян за неслыханную дерзость. Когда карательный отряд, присланный королем в селение для ведения следствия, пытает и малых и старых, наступает кульминационный момент, свидетельствующий о проявлении высшего героизма крестьянами. На вопрос следователя: "Кто убил командора?" - все отвечают только одно: "Фуэнте Овехуна" . И король вынужден простить крестьян.

24. Барокко в западноевропейской литературе 17 века. "Жизнь есть сон" П.Кальдерона

1. формирование драмы барокко происходило в условиях обострившейся идеологической борьбы вокруг театра. Наиболее фанатично и непримиримо настроенные идеологи феодально-католической реакции объявляли театр рассадником еретических идей, противоречащих догмам религии и идеалам верноподданничества. Они неоднократно выдвигали требование полного запрещения театральных представлений. Трижды в течение одного столетия им удавалось на время добиваться своего. Особую роль в развитии идей барокко сыграла клерикальная лирика. Ее поэты призывали к уединенной жизни, к смирению, к размышлениям о бренности земного бытия. Эта лирика утверждает преобладание духовного над материальным. Писатели барокко видели контраст между неразумной человеческой природой и трезвым разумом, между прозаическим и поэтическим, уродливым и прекрасным, между карикатурой и возвышенным идеалом. Они видели, что в жизни все меняется, постоянно движется. Но это движение воспринималось ими как хаотичное, не ведущее к познанию. Мир для представителей барокко непознаваем. Только воображение, движимое разумом, способно собрать воедино мозаичную картину мира. Взгляд на человека носит беспощадный характер. Человек для них - воплощение зла, эгоизма. Они обнаруживают в мире массу противоречий и странностей, главной из которых является человек как носитель дисгармонии. Отсюда и особенность понимания сущности "прекрасного" в искусстве барокко. В отличие от представителей Ренессанса, утверждавших, что "прекрасное" заключено в самой природе, и в частности в устной народной поэзии, писатели барокко признавали - "прекрасное" есть результат воображения, движимого разумом. Поэтому оно так причудливо, своеобразно.

2. (см. 3) + смысл и стиль драмы определяет уже название, состоящее из метафоры "жизнь есть сон". Король Басилио узнает из предсказания, что должен погибнуть от руки своего еще не рожденного сына. Беспокоясь о будущем, он принимает жестокое, но, по его мнению, единственно верное решение - в горах строится башня, в которой навсегда поселяется наследник престола. Сехисмундо - человек, потому что мыслит, чувствует, но в то же время он - зверь, которым движут животные страсти. Уже в первой хорнаде Кальдерон ставит главную задачу своей драмы - решить, что есть человек. Знаменитый монолог Сехисмундо обнаруживает смелость мысли автора, фактически оспаривающего вердикт отцов церкви о ничтожности человека. Движение сюжета связано с тем, что король Басилио решает проверить предсказание. Он хочет испытать, может ли смягчиться судьба, если человеку хоть отчасти суметь отречься от себя. Надежда на лучшее не оправдалась, да это и невозможно, поскольку сам драматург обращает внимание зрителя на "звероподобность" Сехисмундо уже в начале действия. Очнувшись, наследник трона проявляет свою необузданную дикую энергию, животную страсть и злобу. Однако во второй хорнаде Кальдерон предлагает зрителю ответить на вопрос, в чем причины такого дикого и необузданного, жестокого поведения Сехисмундо, кто виноват в том, что юноша предстает именно таким. Драматург во всем винит короля Басилио, не поверившего в сына, но подчинившегося предсказанию. Прямое обвинение бросает отцу сын. Сначала он кипит от гнева, узнав о своем царском происхождении, называет Басилио бесчестным, изменником, а затем отвергает своего родителя. Дальнейшее действие призвано подтвердить мысль о человеке как существе опасном, эгоистичном, злом. Так, Сехисмундо выкидывает с балкона слугу, которого счел глупым, посягает на честь Росауры, пытается убить Клотальдо, вступившегося за фрейлину. В следующей сцене принц очнется вновь в своей башне-тюрьме. В тот момент, когда принц, во сне, решает разделаться с отцом и мысленно торжествует, он просыпается и с ужасом обнаруживает себя прикованным к стене. Теперь Клотальдо убеждает Сехисмундо, что все происходившее было только сном. Сехисмундо преодолевает свой эгоизм, буйство, честолюбие. В третьей хорнаде перед нами предстанет совсем другой правитель Сехисмундо - мудрый, способный к самопостижению и саморазвитию. Для него, как и для автора, жизнь не только сон, но подготовка к другой жизни. Дисгармония реальной жизни обнаруживается в поступках и помыслах короля Басилио, который, отказавшись от сына, стремится возвести на престол иностранного принца Астольфо. Это решение вызвало бунт. В результате из башни был освобожден Сехисмундо. Жизнь вновь дала ему шанс, но, как истинный царский наследник, принц приказывает жестоко наказать своих спасителей за то, что те осмелились нарушить приказ короля.

25. Французская классицистическая трагедия. "Сид", "Федра"

В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах - времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью, смело их нарушал.

Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. "Сид" (средневековая Испания), "Гораций" (эпоха царей в римской истории), "Цинна" (императорский Рим), "Помпеи" (гражданские войны в Римском государстве), "Аттила" (монгольское нашествие), "Гераклиус" (Византийская империя), "Полиевкт" (эпоха первоначального-'христианства) и т. д.-все эти трагедии, как и другие, построены на использовании исторических фактов. Корнель брал наиболее острые, драматические моменты из исторического прошлого, изображая столкновения различных политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов. Корнель по преимуществу писатель политический.

Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Он, конечно, понимал, что театр - это не парламент, что трагедия - не политический трактат, что "драматическое произведение есть...- портрет человеческих поступков... портрет тем совершеннее, чем больше он походит на оригинал" ("Рассуждения о трех единствах"). И тем не менее строил свои трагедии по типу политических диспутов.

^ Трагедия Сид (по определению Корнеля - трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность. Герои Корнеля выше обыкн чел, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и - они люди большой воли...(образы по чит дн)

Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну - историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев

Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт - борьбу между чувством и долгом - через систему более конкретных конфликтов. Первый из них - конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй - конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий - конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены - первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо - третий.

^ Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др. Мере обвинял К. в плагиате (видимо, с Гильена де Кастро), Скюдери разбирал пьесу с т. з. "Поэтики" Аристотеля. К. осуждали за то, что он не соблюдал 3 единства, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, за то, что она выходит замуж за убийцу отца. Против пьесы было образовано и специальное "Мнение французской академии о "Сиде", отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Нападки до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на 3 года, а затем попытался учесть пожелания. Но бесполезно - "Гораций" Ришелье тоже не понравился.

Упреки, брошенные "Сиду", отражали реальные особенности, отличавшие его от современных "правильных" трагедий. Но именно эти особенности определили драматическое напряжение, динамизм, обеспечившие пьесе долгую сценическую жизнь. "Сид" и поныне входит в мировой театральный репертуар. Эти же "недостатки" пьесы были два века спустя после ее создания высоко оценены романтиками, исключившими "Сида" из числа отвергаемых ими классицистских трагедий. Необычность его драматической структуры оценил и молодой Пушкин, писавший в 1825 г. Н. Н. Раевскому: "Истинные гении трагедии никогда не заботились о правдоподобии. Посмотрите, как Корнель ловко управился с Сидом "А, вам угодно соблюдение правила о 24 часах? Извольте" - и нагромоздил событий на 4 месяца" [9].

"ФЕДРА" РАСИН Однако вершины своего развития указанные тенденции достигают в "Федре". Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тезей, чувствует себя одинокой и заброшенной, и в ее душе зарождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра в какой-то мере полюбила Ипполита потому, что в его облике как бы воскрес прежний, некогда доблестный и прекрасный Тезей. Но Федра признается и в том, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей, что склонность к тлетворным страстям у нее в крови, унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Ариции, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".

Но Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.

В "Федре" в силу ее общечеловеческой глубины поэтические образы, почерпнутые в античности, особенно органично переплетаются с идейно-художественными мотивами, подсказанными писателю современностью. Как уже говорилось, художественные традиции Возрождения продолжают жить в творчестве Расина. Когда писатель, например, заставляет Федру обращаться к солнцу как к своему прародителю, для него это не условное риторическое украшение. Для Расина, как и для его предшественников - французских поэтов эпохи Возрождения, античные образы, понятия и имена оказываются родной стихией. Предания и мифы седой древности оживают здесь под пером драматурга, придавая еще большую величественность и монументальность жизненной драме, которая разыгрывается перед глазами зрителей.

26. Мольер. "Тартюф", "Дон Жуан", "Скупой"

Литературной традицией пьеса Мольера связана с античными источниками. Одним из прообразов мольеровского Гарпагона является, бесспорно, образ скряги из комедии 'Кубышка' древнеримского драматурга Плавта, а до него основные черты скупого набросал в своих очерках.

Комедия Мольера умна, философична. Театр Мольера - это школа, где драматург, смеясь и шутя, поучает зрителя, ставит перед ним глубочайшие общественные, философские, нравственные проблемы. Задача комедии, как он говорил, дать на сцене приятное изображение общих недостатков. Комедия Мольера содержит все характерные особенности классистического театра. В начале пьесы ставится какая-то нравственная, общественная или философская проблема, здесь же указывается разделение сил на за и против,возникает борьба,чтобы в конце пьесы дать решение. Жизнь персонажа вне его страсти,проблемы,практически не показана,все внимание привлечено к изображению именно этой проблемы,страсти.

Теофраст классифицировал характеры людей по принципу господствующей страсти. Античная (новоаттическая и древнеримская) комедия воспользовалась этой классификацией. Ее воспринял и классицистический театр XVII столетия Франции.

Комедия Мольера является типичной 'комедией характеров'. Сценическое оформление основной идеи пьесы несет в себе черты условности, Условен сюжет, сложный, запутанный, с рядом необычных столкновений, ошибок, узнаваний, характерных для так называемой 'комедии ошибок'; условны в известной степени герои пьесы-добронравные молодые люди, сметливые и преданные слуги. Перед нами известная абстракция в соответствии с принципами классицистического театра, но она так мастерски с точки зрения сценического эффекта оформлена, с таким умом преподнесена зрителю, что идея

скупости, воплощенная в образе Гарпагона, становится идеей конкретной, зримой.

Мольер изображает не характер человека во всей его широте и многообразии черт, а лишь одну главенствующую его черту, подчиняя ей все сценическое действие. Справедливо указал на эту особенность комедии французского драматурга Пушкин:

'У Шекспира-Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен. У Мольера - Скупой скуп, и только'.

Скупой Мольера смешон и жалок, как смешон он и в античных первоисточниках. Он отвратителен, но не страшен. Гарпагон Мольера - прежде всего комедийный персонаж. Мольер показал смешную сторону порока, он заставил зрителя смеяться над пороком.

Главным отрицательным персонажем пьесы является старик Гарпагон, воплощение идеи скупости. Его окружают хорошие, добрые, честные люди. Среди них юноша Валер, умный и рассудительный, спасший однажды дочь Гарпагона и потом влюбившийся в нее,

добровольно принявший ради любви к девушке неприглядную роль льстеца. Мольер мимоходом бросает примечательную мысль: '...для того, чтобы покорять людей, нет

лучшего пути, как подражать их поведению, следовать их правилам, восхищаться их недостатками и рукоплескать всему, что они делают

Все лица группируются вокруг Гарпагона. Он в центре действия. К нему приковано внимание зрителя. Гарпагон скуп, скуп беспредельно, фантастически, скуп аморально. 'Господин Гарпагон из всех людей - человек наименее человечный и из всех смертных - самый черствый и скаредный: Его грязная скупость способна привести в отчаяние. Ты можешь околеть перед ним, а он и не дрогнет. Короче говоря, деньги он любит больше, чем доброе имя, честь или добродетель, и при одном виде просителя с ним делаются судороги' - такую характеристику ему дает слуга Ляфлеш.

Скупость Гарпагона проявляется в столь разнообразных формах, ее лик столь живописен, столь полон красок, что одной собой она наполняет сцену и поглощает все внимание зрителя. Гарпагон подозрителен. Он никому не верит, таится от всех, прячет свои богатства, и сам же от чрезмерной мнительности выбалтывает свои секреты.

Пьеса кончается веселой развязкой; молодые люди вступают в желанный брак, и даже Гарпагон счастлив: ему возвращают похищенные деньги. Он уходит со сцены с радостным восклицанием: 'Скорее к моей милой шкатулочке!' Мольер оптимистичен, он не верит в победу зла. Как бы ни был безобразен порок, здоровое начало в жизни общества сильнее.

Комедия Мольера "Тартюф": историческое значение темы лицемерия, принцип создания характера Тартюфа, влияние классической поэтики на художественную форму произведения.

Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию "Общество святых даров", которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность "Общества святых даров", он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. "Тартюф" в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет.

Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие

Но чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями пять лет. Тартюфа М облачил в светские одежды, а название изменил на "Обманщик", но и так все узнали Тартюфа. Запрет на произведение нанес удар по мольеровскому репертуару.

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть - лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип - воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа - беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером - гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В "Тартюфе" это наглый Тартюф и доверчивый Оргон.

Интерпретация образа Дон Жуана и "высокой" комедии Мольера

Дон-Жуан - легендарный испанский герой, давший свое имя одному из популярнейших в искусстве типов. Героем предания является представитель одного из аристократических севильских родов, Д. Жуан Тенорио. Смелые его похождения, оставались безнаказанными, благодаря участию в них его близкого друга, короля дон Педро (1350 - 1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока, наконец, небесное правосудие, в лице убитого им командора дона Гонзаго, не положило конец его бесчинствам. К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, о распутнике Д. Жуане де Марана, продавшем душу свою дьяволу, но после раскаявшемся и поступившем в монастырь. С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приемов предшественников Д. Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, сразу приобретающую ему необыкновенную популярность. Это - дело Тирсо де Молина, создавшего в своей пьесе: тот причудливый характер, который обошел потом весь мир под именем Д. Жуана.

Мольер, в своей комедии: первый лишил героя отличительных особенностей его испанского происхождения и ввел в пьесу франц. действительность своего времени. Он отбросил внесенный итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок, характеризующий пьесу Тирсо.

Д.Ж. -- единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Но в отличие от комедийных персонажей эпохи Возрождения, герой "Севильского озорника" ведет любовную игру, не ведая любви, во всяком случае той возвышающей, прекрасной любви, которая торжествовала в искусстве Ренессанса. Искусство барокко, которому близок "Севильский озорник", раскрывает трагическую двойственность любовного чувства.

Поведение Д.Ж. может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелю, он безразличен к тому, что о нем говорят "в свете", но бросается на помощь незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.

Рисуя своего героя, Мольер как будто не слишком заботится о том, чтобы выставить его циничным монстром. Проказы Д.Ж. с женщинами, которые имеет возможность наблюдать читатель, не вызывают активного протеста, тем более негодования, напротив, заставляют дивиться галантной виртуозности любвеобильного сеньора. Вдохновенные тирады героя во славу своих побед над женщинами заставляют видеть в нем скорее пылкого завоевателя, нежели холодного совратителя. Между тем кара небесная обрушивается на грешника, чьи вины так узнаваемы и так обыденны. По-видимому, неумеренное и безответственное женолюбие Д.Ж. и его кощунственное лицемерие - только часть и следствие преступления, повлекшего за собой столь ужасающее наказание. Мольеровский Д.Ж. действительно принадлежит своему времени, и вина героя не может быть истолкована без учета приоритетных для эпохи идей, без анализа множества компонентов, слагающих духовный климат общества. "Дон Жуан" -- одна из наиболее "барочных" пьес великого комедиографа. Романский легендарный сюжет, лежащий в ее основе, многие структурные нарушения классицистического канона, жанровая чересполосица говорят о принадлежности мольеровского шедевра к грандиозному культурно-историческому комплексу, определившему лицо XVII века,

Главное для Д Ж, убежденного женолюба, -- стремление к наслаждению. Мольер изобразил в Дон Жуане одного из тех светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали свое безнравственное поведение определенной философией: наслаждение они понимали как постоянное удовлетворение чувственных желаний. При этом они откровенно презирали церковь и религию. Для Дон Жуана не существует загробной жизни, ада, рая. Он верит только в то, что дважды два -- четыре. Притворство, маска благочестия, которую надевает Дон Жуан, -- не более как выгодная тактика; она позволяет ему выпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, от которого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом покинутой им Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, он лишь принял вид порядочного человека. Вообще, Мольера уже давно привлекала тема лицемерия, которое он наблюдал повсюду в общественной жизни. В этой комедии Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия -- религиозному. По собственным словам Дона Жуана, лицемерие стало "модным привилегированным пороком", прикрывающим любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Мольер показывает всеобщий характер лицемерия, распространенного в разных сословиях и официально поощряемого. Причастна к нему и французская аристократия.

27. Английская проза 17в. Дж.Мильтон, Дж.Донн

Литературнапя деятельность Д.Милтона. Поэма "Потерянный рай": диалектика добра и зла, философия истории, проблема бунта, система образов, композиция.

Творчество Мильтона завершает большую историческую полосу развития художественной культуры Англии, возникшей в эпоху Возрождения. Его связи с этой эпохой многообразны, но не менее значительны и отталкивания от нее. Поэзия Мильтона, его главные творения проникнуты героическим пафосом, духом борьбы за гражданские идеалы, которой он отдавал все свои силы. Мильтон - поэт мысли, раздумий о сущности жизни, о природе человека. Его поэзия с самого начала была серьезна и целомудренна. Все написанное Мильтоном за сорок лет, при несомненном мастерстве, меркнет по сравнению с его величайшим творением - поэмой "Потерянный Рай". мечтал о возрождении общественных идеалов, о восстановлении личной нравственности. Основу сюжета "Потерянного Рая" составляют библейские легенды, то поэму причислили к книгам благочестивого характера, Ее рассматривали как поэтическое переложение Библии. Только в начале XX века по-настоящему разобрались в истинном смысле великого творения Мильтона, Оказалось, что "П Рай" не только отклоняется от церковного вероучения, но подчас вступает в прямое противоречие с ним. В мировоззрении и литературных произведениях Мильтона сочетались две разные тенденции - следование гуманистической идеологии эпохи Возрождения и пуританская религиозность. "П Рай" начинается с изображения войны между небом и адом; на одной стороне бог, его архангелы, ангелы - словом, весь сонм небожителей; на др падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул, Маммона и весь синклит демонов и чертей. Казалось бы, все ясно и просто. Но стоит вчитаться в речи обитателей ада, как эта ясность оказывается мнимой. Низвергнутые с небес духи замышляют восстание против бога. Нельзя не обратить внимание на то, как они его именуют. "Царь небес", "Государь, Единый Самодержец",- он для низвергнутых в адскую бездну деспот и тиран. Для пуританина Мильтона бог был выстой святыней. Для революционера Мильтона невыносима всякая единоличная власть.

В "ПРае" немало строк, нарушающих четкую логику библейского предания. В сознании Мильтона уживаются два ряда представлений. Бог - воплощение высшего блага, Сатана и его соратники - исчадия зла; но тот же бог для Мильтона - небесный царь, и в качестве такового он ассоциируется с земными королями, ненавистными поэту, и тогда поэт не может не сочувствовать тем, кто восстает против единодержавной власти. В поэме есть и другое противоречие. М восхищается героическим непокорством Сатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по отношению к любой тирании, земной и небесной. Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизирует борьбу добра и зла в жизни, то центральной темой "П Рая" является отражение этой борьбы в чел сердце. Эта тема со всей ясностью определена в беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать борьбу против бога после поражения. Сатана прослышал, что бог готовится создать некий новый мир и новое существо - чел. Совратить его с пути добра - вот цель, которую теперь ставит себе Сатана, чтобы восторжествовало зло.

Сатана в религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих человека. Наивные средневековые представления о природе человека Мильтон поднял на новую философскую высоту. История Адама и Евы, о которой повествуется далее, имеет символический смысл. В ней противопоставляются два состояния человечества -изначальное райское существование в идеальных условиях, когда люди были невинны и не знали пороков, и жизнь "после грехопадения". Следуя библейской легенде, М утверждает, что "порча" человечества началась с того момента, когда они вкусили плод с древа познания добра и зла.Двойственность мировоззрения поэта сказалась и здесь.

По смыслу библейской легенды, Ева, а следом за нею Адам совершили грех. Но мог ли М, чел большой культуры, признать грехом такое благо как знание? Блаженство рая - по М иллюзия, не соответствующая природе чел, ибо в чел телесное и духовное должно находиться в гармонии. Райская жизнь Адама и Евы была бестелесной, и яснее всего это видно в их любви. С познанием добра и зла они впервые прониклись ощущением своей телесной природы. Но чувственность не убила в них духовности. Лучше всего это проявляется в том, что, узнав о проступке Евы, Адам решает разделить с ней вину. Он делает это из любви к ней, и его любовь и сочувствие укрепляют и любовь Евы к нему. Правда, потом между ними происходят ссора, но она завершается примирением, ибо они сознают нераздельность их судеб. Сущность жизн философии М получила выражение в речи Адама после изгнания его и Евы из рая. Ева в отчаянии помышляет о самоубийстве. Адам успокаивает ее речью о великой ценности жизни. Он признает, что они обречены на муки и испытания, и нисколько не склонен преуменьшать тяготы и опасности земного бытия, так непохожего на райское блаженство. Но при всех своих трудностях жизнь в глазах Адама не безрадостна. Деятельная жизнь и труд - таково предназначение человека и это отнюдь не проклятие. М - и он делает это не раз - поправляет Библию с позиций гуманизма во имя утверждения жизни и достоинства человека.

"П Рай" своего рода поэтическая энциклопедия. Архангел Рафаил излагает Адаму философию природы - происхождение Земли, строй неба и движение светил, беседует о живой и мертвой природе, о телесном и духовном началах жизни. Конечно, все это выступает в обличий библейской мифологии, библейские персонажи знают, что существует телескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновь открытом континенте индейцев. Заключительная часть поэмы проникнута духом смирения и покорности,

Это голос поэта-борца, непримиримого ко злу, до конца преданного благородной идее освобождения человечества от страдания, искажающего жизнь. Стиль поэмы отличается возвышенностью. Речи персонажей звучат величественно и торжественно. Каждая из них - пространный монолог, проникнутый пафосом, ибо каждое говорящее лицо полно сознания значительности происходящих событий. Пышное красноречие М имеет, однако, разные тональности. В этом легко убедиться, сравнив яростные воззвания Сатаны, медленные речения Бога, поучительный тон рассказов архангелов, полные достоинства монологи Адама, нежную речь Евы. Заметим при этом, что Сатана как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи, но, выступая в роли змея - совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логику и хитрость искусителя.

Большое впечатление производят пейзажи Мильтона, они величественны и громадны, в них ощущается космический размах, столь соответствующий содержанию поэмы. Поэт обладает необыкновенной фантазией, могучим воображением, позволяющим ему расцветить скупые строки библейского рассказа многокрасочными описаниями.

Джон Донн: (1572 - 1631) Барочное направление. Настоятель собора св.Павла в Лондоне. Священные сонеты "Исчезло солнце и земля пропала".

Главное в поэзии - постижение природы человека (противоречивые элементы: земные чувства + высокое начало Бога)

"Солнце старый дурак, зачем глядишь в занавески?"

28. Английский роман 17в. Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн трансформация жанра "путешествия"

Период зрелого Просвещения в Англии, охватывающий 40 - 50-е годы XVIII в., отмечен бурным расцветом просветительского реалистического романа. Он обращается к изучению повседневной частной жизни в ее многообразных проявлениях, вводит в литературу нового героя из буржуазно-демократических слоев общества, ставит и решает новые, актуальные для своего времени философские, социальные и этические проблемы.

Сентиментализм - Стерн (англ.)

Просветительский реализм ("протореализм") - Даниэль Дефо (роман "Робинзон Крузо"), Джонатан Свифт (роман "Путешествие Гулливера"), Генри Филдинг (роман "История Тома Джонса найденыша")

Роман "Робинзон Крузо" Даниэль Дефо

1) Показал, как человек проходит все стадии развития общества (Деньги - символ, они не нужны)

2) Все приключения Робинзона за его жадность, это его наказание.

Жанровое своеобразие:

1) Жанр - приключенческий роман, роман путешествия, роман воспитания, аллегорическая притча, островная утопия.

Роман о скитаниях заблудшей души, через обращение к Богу обретает путь к спасению.

Райская жизнь в родительском доме. Нарушение родительских законов (Самостоятельный уход Робинзона в море - первоначальный грех, плыли они за рабами. Остров выполняет роль чистилища).

Пятница из племени людоедов - вопросы как в "Простодушном" у Вольтера.

Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера" - просветительский реалист (1726г.)

Автоэпитафия: "Поставил автор цель благую - лечить испорченность людскую".

Тематика: изменчивость внешнего облика мира, его относительность (лилипуты - лилипутия, великаны - бробдингнегцы, люди - лапута, лошади (принимают его за ехо) - гуингмы).

Жанровая специфика: роман, памфлет (сатира, ирония событий).; роман антиутопия ("Клоп" Маяковского)

Свифт - родоначальник современной утопии и антиутопии, как худ.жаенра.

Антиутопия - появляется вместе с утопией. Тендеции, которые хорошие, но ведут к плохому.

1 часть: Тупоконечники и остроконечники ведут борьбу - показана суть политических партий.

Лилпуты решают избавиться от Гулливера - ход тоталитаризма (из-за того, что он спас дворец от пожара).

Утопия - Закон лилипутов: "неблагодарность карается"

Антиутопия - решают казнить за мелкие нарушения, хотя он Гулливер помог им больше.

2 часть: Великаны рассказывают о законах своих стран. В истории куча смут, революций, высылок - это все результат жадности, злобы, лицемерия.

3 часть: Люди. Все увлечены математикой, науками. содержит едкую сатиру на спекулятивные научные теории его времени. Ожидая прибытия корабля Гулливер совершает поездку на остров Глаббдобдриб, знакомится с кастой чародеев, способных вызывать тени умерших, и беседует с легендарными деятелями древней истории, сравнивая предков и современников убеждается в вырождении знати и человечества. Гулливер приезжает в страну Лаггнегг, где узнает про струльдбругов - бессмертных людей, обречённых на вечную бессильную старость, полную страданий и болезней.

Вся часть - абсурдность. Должность - хлопальщик. Гулливера охватывает тоска по прошлому.

4 часть: Гуингмы. Угопическая. Лошади - идеальное общество. Но они изгоняют Гулливера, приняв его за ехо. Изгоняют, т.к. он на них не похож - он чужой. Идея: мы не принимаем чужих. Может и идеи национализма. Для гуингмов чистота крови превыше всего.

Утопия в глазах героя и антиутопия в глазах читателя.

Жанры: Фантастика, приключенческий роман; памфлет

Философские архетипы.

Джонатан Стерн - "Сентиментальное путешествие", +"Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентельмена"

"Людей не страшат дела, а лишь мнения об этих делах"

Бытовой роман.

Вопрос о человеческой природе и о спобностх её изображения.

Акцент с традиционного поучения на изучеие характера героя. Причины побудившие человека к тем или иным поступкам. Любовь, вожделение, доброта, щедрость - всё сплетено в человеке.

29. Сентименталистские тенденции в литературе 18 века. Л.Стерн "Сентиментальное путешествие", Ж.-Ж. Руссо "Исповедь", И.-В. Гете "Страдания юного Вертера"

Сентиментали?зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя.

Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали полит нотки. Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку. Стерн придал сентиментализму философское обоснование. Сентим родился в Англии. Его возникновение было обусловлено соц причинами. Сентимент явился миру как реакция на буржуазное переустройство общественной системы., он нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы.

"Сентиментальное путешествие"

Более стройно "Sentimental journey through France and Italy" (Лондон, 1768), написанное Стерном после действительно совершенного им путешествия: это сочинение, по которому получило название "сентиментальное" направление в литературе, представляет собой изображение любовных похождений путешественника, чередующееся с изложением волнующих его чувств. Кроме того, Стерн издал много томов "Sermons" (1760 и след.) После его смерти вышли его "Letters to his most intimate friends" (1775) и переписка его с Элизой (Елизаветой Дрэнер) - дамой, с которой Стерн долгое время находился в близких отношениях.

Ещё в "Тристраме Шенди" действовал пастор Йорик, друг семейства Шенди, ироничный и добросердечный, малопохожий на традиционный тип английского пастора. Он вместе с автором издевается над ученым богословом Футаторием. В то же время он добр, чувствителен, порывист. Безусловно, это автобиорафический образ. Стерн объясняет шекспировское имя пастора тем, что он- отдаленный потомок того шута, над черепом которого грустил Гамлет. Это имя не случайно: в нем сочетается представление о едкой и веселой насмешке с представлением о бренности и смерти- сочетание, характерное для сентиментализма. "Poor Yorik!"-слова Гамлета над черепом шута- Стерн превращает в надпись на могиле пастора Йорика. Эти два слова приобрели потом особую популярность среди сентименталистов и романтиков. Недаром Ленский произносит их на могиле старика Ларина.

Стерн скончался в Лондоне после нескольких лет борьбы с туберкулезом.

Последней великой книгой Руссо стала "Исповедь" ("Les Confessions", 1765-1770, изд. 1782, 1789).

"Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы - и этим человеком буду я". Так начинается эта книга Руссо. Он писал ее во время скитаний, работал урывками, боясь, что враги похитят рукопись. Описание событий жизни Руссо обрывается на 1765 г., когда гонения после опубликования "Эмиля" достигают кульминации: население, подстрекаемое реакционерами, забрасывает камнями дом Руссо, затем власти приказывают ему в 24 часа покинуть другой дом - и великий мыслитель становится странником, которому нигде нет приюта.

Задачи "Исповеди" всеобъемлющи: на примере своей жизни, рассказанной с предельной правдивостью, разъяснить, что есть человек, каков истинный смысл его жизни, каковы пути достижения истины и совершенства. Универсальность задач порождает многогранное освещение судьбы писателя, многоплановость повествования (можно говорить об интимно-лирическом, конкретно-бытовом, социальном, философском планах). Универсальность сказывается в синтетическом жанре произведения, растворившем в себе, слившем воедино черты автобиографии, мемуаров, романа, трактата и других жанров.В "Исповеди", особенно в первой части, включающей 1-6 книги, заметно влияние сентиментализма.

Становление личности Руссо можно рассматривать как процесс "воспитания чувств". Начав рассказ о себе с самого рождения, писатель не скрывает проступков детства и юности, но показывает, как под влиянием добродетельных примеров, соприкосновения с природой, благодаря изначальной доброте сердца его чувства облагораживаются, формируется его нравственное сознание.Вершина сентименталистских тенденций - образ госпожи де Варанс. Руссо нашел для него особо нежные краски, опоэтизировал ее внешний и внутренний облик.

В некотором отношении "Исповедь" Руссо предваряет критический реализм XIX века. Реалистам был близок образ талантливого человека из народа, вынужденного пробиваться в жестоком мире эгоизма и расчета. Таков, например, герой романа Стендаля "Красное и черное" Жюльен Сорель. Не случайно Стендаль называет среди любимых книг своего героя "Исповедь" Руссо.В "Исповеди" обнаруживается близость к реалистическому изображению характера героя и в его связи с социальными обстоятельствами его жизни. Особенно это проявилось в сфере описания чувств. Руссо выступает непосредственным предшественником реалистического психологизма XIX века.

Во второй книге "Исповеди" есть такой эпизод: в 1728 г. Руссо, служа лакеем в доме одной графини, украл ленту, а когда воровство обнаружилось, свалил вину на молодую кухарку Марион. Автор раскрывает свою психологию в момент преступления - и оказывается, что им руководили самые противоречивые чувства. Это место в "Исповеди" - один из первых образцов описания диалектики чувств.Во второй части "Исповеди" возникает не знающий себе равных в литературе XVIII века peaлистический портрет Парижа, его богатых и нищих кварталов, жизни аристократии, деятельности просветителей. Несмотря на разрыв с Вольтером, Руссо признается в своем юношеском преклонении перед ним. Разлад с Дидро не мешает писателю охарактеризовать его как одного из самых выдающихся людей своего времени. Он вспоминал о помощи, которую Дидро оказал начинающему свой путь мыслителю.

Руссо изобразил все слои парижского общества, от короля до служанки. О короле Руссо говорит без всякого подобострастия. С позиций демократа писатель критикует дворянское общество. Трагедия Руссо заключалась в том, что, ненавидя аристократов, он вынужден был жить в их домах, принимать их далеко не всегда искреннюю поддержку.Париж, провинция, Швейцария, Италия, появляющиеся на страницах "Исповеди", предстают сквозь призму личного мировосприятия Руссо, через мир его чувств. Лирическое начало пронизывает всю книгу. Большое место занимает в ней описание творческой деятельности Руссо, самого процесса создания "Исповеди". Эти особенности произведения оказали большое влияние на романтическую литературу. "Исповедь" стоит у истоков романтического "лирического", или "личного", романа. Романтик Мюссе назвал свой роман "Исповедь сына века".

В XVIII столетии особо заметными были предромантические черты произведения Руссо. Поэтому "Исповедь" можно рассматривать как одну из высших точек предромантического движения во Франции.Трагическое положение гения во враждебном ему обществе описано в "Исповеди" с невиданной силой эмоционального воздействия. Вот почему если в XVIII веке о Руссо говорили прежде всего как об авторе "Новой Элоизы", то в XIX и XX веках наибольшее воздействие стала оказывать "Исповедь". Это величайшая книга французской литературы XVIII века. Она и сейчас сохраняет огромное значение для формирования духовного мира человека.

"Страдания юного Вертера" (1774). В основе этого романа, проникнутого глубоко личным, лирическим началом, лежит реальное биографическое переживание. Летом 1772 г. Гете проходил адвокатскую практику в канцелярии имперского суда в маленьком городке Вецларе, где он познакомился с секретарем Ганноверского посольства Кестнером и его невестой Шарлоттой Буфф. Уже после возвращения Гете во Франкфурт Кестнер сообщил ему о самоубийстве их общего знакомого, молодого чиновника Иерузалема, которое глубоко потрясло его. Причиной была несчастная любовь, неудовлетворенность своим общественным положением, чувство униженности и безысходности. Гете воспринял это событие как трагедию своего поколения.

Роман возник годом позже. Гете избрал эпистолярную форму, освященную авторитетами Ричардсона и Руссо. Она давала ему возможность сосредоточить внимание на внутреннем мире героя - единственного автора писем, показать его глазами окружающую жизнь, людей, их отношения. Постепенно эпистолярная форма перерастает в дневниковую. В конце романа письма героя обращены уже к самому себе - в этом отражается нарастающее чувство одиночества, ощущение замкнутого круга, которое завершается трагической развязкой.

В начале романа доминирует просветленное радостное чувство: покинув город с его условностями и фальшью человеческих отношений, Вертер наслаждается уединением в живописной сельской местности. Руссоистское преклонение перед природой сочетается здесь с пантеистическим гимном Вездесущему. Руссоизм Вертера проявляется и в сочувственном внимании к простым людям, к детям, которые доверчиво тянутся к нему. Движение сюжета отмечено внешне незначительными эпизодами: первая встреча с Лоттой, деревенский бал, прерванный грозой, одновременно вспыхнувшее у обоих воспоминание об оде Клопштока как первый симптом их духовной близости, совместные прогулки - все это обретает глубокий смысл благодаря внутреннему восприятию Вертера, эмоциональной натуры, целиком погруженной в мир чувств. Вертер не приемлет холодных доводов рассудка, и в этом он - прямая противоположность жениху Лотты Альберту, к которому он заставляет себя питать уважение как к достойному и порядочному человеку.

Вторая часть романа вводит социальную тему. Попытка Вертера реализовать свои способности, ум, образование на службе у посланника наталкивается на рутину и педантичную придирчивость его начальника. В довершение этого ему в унизительной форме дают почувствовать его бюргерское происхождение. Заключительные страницы романа, повествующие о последних часах Вертера, его смерти и похоронах, написаны от имени "издателя" писем и выдержаны в совершенно другой, объективной и сдержанной манере. Гете показал духовную трагедию молодого бюргера, скованного в своих порывах и устремлениях косными, застывшими условиями окружающей жизни. Но, глубоко проникнув в душевный мир своего героя, Гете не отождествил себя с ним, он сумел взглянуть на него объективным взглядом большого художника. Много лет спустя он скажет: "Я написал "Вертера", чтобы не стать им". Он нашел для себя выход в творчестве, что оказалось недоступным для его героя.

30. Литература французского Просвещения. Творчество Вольтера и Дидро.

Радикальные взгляды по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). +см.31 вопрос.

Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

ДИДРО, ДЕНИ (Diderot, Denis) (1713-1784) - энциклопедист.

По учению Дидро, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. С другой стороны, забавное и смешное не чуждо и придворной аристократии. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении.

Следует указать также на повесть Дидро "Монахиня" (фр. La religieuse), где изображены развращённые нравы женского монастыря. Рассказ ведётся от лица молодой девушки-послушницы, не понимающей того, что она переживает. Тонкое сочетание чувствительности, смелого натурализма и психологической правды делает "Монахиню" одним из лучших произведений французской прозы XVIII века.

31. Общая характеристика французской литературы XVIII века. Магистральные идеи, литературные направления и жанровые тенденции. Обличительные комедии Бомарше как художественный итог эпохи.

Французская литература эпохи Просвещения развивалась в условиях нарастающего кризиса феодально-абсолютистского строя, который завершился Великой французской революцией 1789 - 1794 гг.

В первые десятилетия XVIII в. в духовной атмосфере французского общества обозначились признаки острокритического отношения к религии, произволу королевской власти, господству фаворитов и фавориток, продажности вельмож и министров. Эти настроения первоначально проникали в литературу в форме остроумных эпиграмм, дерзких памфлетов и других сатирических выступлений. Затем, постепенно нарастая, они вылились в обобщающие труды по вопросам теории права, государственного устройства (Монтескьё), философии истории (Вольтер), критики церкви и религиозной догмы (Вольтер, Дидро, Гельвеции, Гольбах).

Издавались энциклопедии (Вольтер, Руссо, Дидро).

В философском плане уповали на разум. Независимость от религиозных истин. Главный критерий - опыт.

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера

Сентиментализм XVIIIвек Франции Просветительский классицизм

Руссо Дидро, Вольтер

1. Сентиментализм:

1) Чувство преобладает над разумом;

2) Ценность природных естественных феноменов;

3) Естественность человека. Не блага приобретенные, а естество;

Ввел Руссо: (тоже к сент. относится)

4) Общественные проблемы (принцип демократизма)

5) Учительные цели (роман учения "Эммиль")

Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, - элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и, где рассказ ведется от первого лица.

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения, в его произведениях с замечательным искусством описываются берега Женевского озера. Его Исповедь (1766-1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе.

2. Просветительский классицизм:

Пишутся афоризмы, обращенные к обществу.

1) Продолжают линию философских эссе.

"Человек всего лишь тростник, но он тростник мыслящий" - Лафантен

2) Во главе - разум;

3) Пропаганда естественнонаучных знаний. Большие стихотворения и целые поэмы описательно-дидактического характера, разрабатывающие темы из географии, ботаники, астрономии, воспевающие технические изобретения;

4) Обращались к проблемам бытия человека, его отношения к Богу и мирозданию.

5) Принципы классицизма оказались наиболее устойчивыми в традиционно "высоких" жанрах - трагедии, эпической поэме, оде

Течения вне просвещения: (предромантизм)

Направление Рококо (к.17 - н.18вв.): кризис абсолютизма. Сохраняет исходные рационалистические предпосылки классицизма и его социальную ориентацию на высшее общество, но существенно меняются видение и оценка окружающего мира: они становятся шутливыми, ироничными, "игровыми". В поэзии это эпиграммы, небольшие стихотворения галантного содержания, шуточные послания. Разрабатывает эротические мотивы.

Пример: Поэма Вольтера "Орлеанская девственница", поэма Эвариста Парни "Война богов" (1799).

Направление Барокко: Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Отражает концепцию дисгармонии и конфликтности мира и человека. Художественный эффект часто достигается за счет неожиданности, нарушения читательских ожиданий на всех уровнях текста. Утяжеляются произведения повествованиями, вставными новеллами. Представитель: Вольтер (?)

Бомарше:

Просветительский реализм -картина нравов, чувств, парадоксов.

"Женитьба Фигаро" (1784), "Севильский цирюльник"

Политика основана на притворстве и беззастенчивой лжи; законы снисходят к сильным и неумолимы по отношению к слабому.

Монолог Фигаро в пятом акте: сильный мира сего не всегда силен разумом; знатное происхождение, положение в свете становятся предметом гордыни, но такое положение достигается лишь случайностью рождения; людям низкого происхождения ради одного только пропитания нужно выказать такую осведомленность и находчивость, какие "в течение века не потребовались бы на управление Испаниями"

Главным способом эмоционального воздействия на зрителя Бомарше считал чувство сострадания: зритель, сострадая герою, сумеет уберечь себя от его ошибок.

32. "Фауст" Гете

Фауст - это обобщение представлений автора о человеке и о его бытии. Фауст показан в разных ипостасях, он - ученый книжник, заблуждающийся человек, философ, преступник, семьянин, в нем все, о чем очень трудно сказать, что он положительный или отрицательный герой. В нем есть вечная неудовлетворенность собой и миром. Эту внутреннюю неуспокоеннось Гете считает самой важной в жизни человека и человечества.

Мефистофель воплощает полное отрицание всех ценностей человеческой жизни и достоинства человека вообще.

Мефистофель - черт, посланец ада, этот образ был заимствован Гете из старинной легенды. Оставив имя, поэт совершенно изменил его характер. У

Гете Мефистофель совсем не похож на черта из народных поверий. В духовном отношении он воплощает высокую культуру мысли, но мысли скептической и циничной, отрицающей все хорошее и доброе в жизни.

Тем не менее его нельзя определить как "отрицательный" персонаж.

Мефистофель - фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности.

Маргарита - она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня "Баллада о фульском короле", которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете - испытание для женщины, к тому же разрушительна. Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной. На ее совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) - подсыпает снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда). Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется душа Маргариты.

33. Идейно-худежественное новаторство драматургии Шиллера

Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество - это деятельность как драматурга. "Разбойники" (в 18 лет), "Коварство и любовь", драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. "Орлеанская дева" (Жанна Д'Арк), "Мария Стюарт" (история Англии), "Дон Карлос" (Испания), "Вильгельм Телль" (национальный символ Швейцарии - вольный стрелок).

Зрелая драма - центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д'Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт - характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения "Валленштейн". Драма "Дмитрий самозванец" связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации.

"Мария Стюарт" - Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли - две королевы. Мария Стюарт- французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри - отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница). Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма - это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена - встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.

Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть.

34. Своеобразие жанра немецкой баллады 18 века. Баллады И.-В. Гете и Ф. Шиллера

1793г. - революция во Франции

1797г. - баллады Шиллире и Гете

Литература должна иметь выразительный сюжет. Баллады имеют драматизм и эпический сюжет. Чтобы это было нужен драм.конфликт.

Типология конфликта:

1) "Перчатка" - пренебрежение прекрасной дамой.

2) "Кубок" - смерть становится не героическим подвигом, а героическим финалом. ("Поликарпов перстень")

Гете:

"Лесной царь" - принцип двоемирия. Что верно? Что истина? Мир мифический и реальный.

"Коринфская невеста" - ("Ленора" Бюргера) конфликт между христианами и язычниками. Вельморский классицизм (античность)

35. Основные тенденции развития западневропейской литературы 18в.

Франция: просвещение. Идеологическое настроение, сентиментализм. (Руссо), просветительский классицизм (Дидро, Вольтер). + Рококо (Парни, Шадереле де Лакло)

Англия: Просветительский классицизм. Поук. Жанры: предреализм (Дефо, Свифт, Филдинг), романтизм (Роберт Бернс), сентиментализм (Стерн, Грей, Томсон), предромантизм (Редклиф, готические романы)

Германия: "Буря и натеск" (Гете, Шиллер). Руссоизм, Шексперизм.

36. Песенная поэзия Бернса. Специфика преломления фольклорной символики

Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу, собрал и подготовил к изданию произведения шотландского поэтического и музыкального фольклора, с которым тесно связана его поэзия.

"Джон ячменное зерно" - аллегория на приготовление пива. Людская тирания.

Альтер его автора. Поэт - его мучают, оскорбляют, но он все равно приносит людям веселье и радость.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении