Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 024695 из ИМПЭ им. Грибоедова

Античные ораторы и развитие европейской публицистики.

Возникновение понятий "журналистика" и "публицистика". Значение термина "пропаганда" (помните, что начало было взято у церкви).

Колыбелью не только европейского искусства, но и журналистики, является Греция. Зарождение ораторского искусства (V век до Н.Э.). Скажите о своеобразии античной аудитории, что это были и знать, а иногда и простой, необразованный народ.

Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен - можно кратко сказать о каждом или более подробно об одном. Объяснить, почему.

Своеобразие древнеримской риторики. Важно отметить, что создателем первой газеты (близкой к современному пониманию) стал Юлий Цезарь - создание Acta Senatus (просуществовала до Нашей Эры, запретил Тиберий: это первый пример цензуры в мировой истории прессы), Acta Diurna. Расскажите, что представляли собой эти протогазеты.

Марк Туллий ЦИЦЕРОН - как древнеримский оратор, "Речь против Катилины", отметьте, что это была полноценная политическая борьба.

Мильтон и концепция свободы печати.

Джон Мильтон (1608 - 74), английский поэт, политический деятель. В период Английской буржуазной революции 17 века - сторонник индепендентов. В двух памфлетах "Защита английского народа" (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. В библейский образах поэм "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671) поставил вопрос о праве человека преступать освященную богословием мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.

Философские трактаты о свободе печати, о свободе частной жизни, о воспитании. Антимонархические работы. Впал в немилость при Кромвеле. Ослеп, за него потом писали дочери под его диктовку. Мильтон воспринимал свободу печати как свободу от цензуры.

В памфлетную борьбу включился в 40-50-х. В своих антиепископальных трактатах в 40-х он говорит о необходимости ограничения королевской власти, хотя еще не выступает против монархии как таковой. По мере развития революции происходят изменения и во взглядах Мильтона. В 1649, сразу же после казни короля и провозглашения республики, им написан трактат "Обязанности королей и правительств", а в октябре 1649 - "Иконоборец". "Обязанности королей и правительств": доказывает правомочность республиканского правительства в суде над королем. "Иконоборец": развенчивает образ короля-мученика, созданный под впечатлением широко распространявшейся роялистами книги "Королевский образ", автором которой был священник Джон Годен.

С целью защиты дела республики был распространен ряд памфлетов на латинском языке ("Защиты английского народа"), которые должны были ответить на вопросы по поводу происхождения королевской власти, о правах народа, о правах государей и правительств, о деяниях самого Карла 1. И, наконец, трактат "Быстрый и легкий путь установления республики" появился в 1666 накануне реставрации с целью предупредить народ Англии о тех потерях, которые ждут англичан, если они опять оденут на себя ярмо королевской власти.

Мильтон - сторонник республики, народного суверенитета, он против католической теории божественной власти короля и против реставрации. Все эти памфлеты написаны ярким языком, с присущим Мильтону остроумием. Он широко использует примеры из истории Англии, из древних классиков, из Библии.

Целый ряд памфлетов Мильтон посвятил борьбе за реформацию английской церкви. Он выступил за восстановление апостольской церкви в ее первоначальной чистоте и простоте. Требует отделения церкви от государства.

"Звездная палата" - орган цензуры в Англии. Она определяла, можно ли издавать книгу. Власти стремились подчинить себе прессу - это авторитарная концепция печати. "Звездная палата" упразднена в 1641. С 1640 по 1660 появилось множество изданий. В 1660 - реставрация монархии, Карл 2 восстановил цензуру. "Акт о лицензии" подчинял всю прессу королевскому контролю.

В Англии возникает движение против цензуры. После смерти короля Карла были изданы законы о свободе печати, о свободе веры. Но в 1644 Парламент запретил издание богохульных книг и ввел цензуру (при Кромвеле). Тогда Мильтон написал обращение к парламенту о свободе печати "Ареопагитика" (1644). Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Основные положения Мильтона:

1.Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться.

2.Власть может быть ложно осведомлена.

3.Необходимо ценить чистосердечные указания, слово журналиста, слово печати. Свободная печать может помочь правителю.

Образность "Ареопагитики" построена на Ветхом завете, прежде всего Самсон, Соломон.

"Ареопагитика" появилась в 1644 по конкретному поводу: привлечение Мильтона к суду компанией книгопродавцев за нарушение возобновленного закона о предварительной цензуре. Мильтон также обрушивается на закон 1643 о регулировании печати. Мильтон уже в антиепископальных памфлетах касался вопросов свободы выражения мыслей, свободы слова. В "ареопагитике" он также затрагивает проблему веротерпимости. Для Мильтона свобода человеческого мышления, знания, слова неразрывно связана со свободой совести.

"Ареопагитика" написана в форме речи, обращения к членам парламентам, по всем правилам ораторского искусства древних. В качестве образца для подражания Мильтон избрал речь Исократа (436-338) "Ареопагитик". Главная мысль: абсурдность восстановления цензуры. Восстановление закона о цензуре, однажды уже отмененного в Англии вместе с упразднением Звездной палаты, по мнению Мильтона, есть величайшая несправедливость. Невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, жить или не жить книге, ибо, скорее всего это будут люди невежественные, властные, невнимательные. Один человек, не может судить о вредности и полезности той или иной идеи, содержащейся в книге, в печатном слове.

Мильтон с большим уважением относится к человеку, к его способностям в познании. Бог полагается на разум человека, тем более государство должно оставить человеку возможность выбора в познании. Так как "идеи добра и зла произрастают в этом мире одновременно", человек должен познать то и другое, чтобы он мог их отличать.

"Убить хорошую книгу то же, что убить хорошего человека".

Мильтон защищает право автора на издание своей работы, утверждает, что "...правда и понимание - это не такого рода товар, который может издаваться по лицензии". Мильтон допускал ограничения для намеренно клеветнических и злобных книг. После установления в Англии республики с 1649 Мильтон занимал должность правительственного секретаря при Государственном совете и выполнял обязанности цензора (1649-52). Свободная печать - это не значит, что это печать совсем без ограничений.

Для Мильтона не было сомнения в том, что принципом свободы печати, как и другими свободами, в воображаемой им республике (трактат "The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth") должны воспользоваться "лучшие" и "способнейшие" люди, а не представители "грубой толпы".

Цензура была отменена полностью только в 1694 г.

Памфлет - жанр обличительной журналистики.

1689 - Билль о правах издан королем Яковом II (правил с 1685 по 1688, низложен в ходе "славной революции" 1688-89). Впервые в мире был принят билль о гражданских правах, в том числе о свободе печати. Англия никогда не имела конституции, но стала первой страной с конституционной монархией. Билль о правах выполнял функции конституции. 9 пункт: Свобода слова не может дать повода к преследованию и быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или другом месте, кроме парламента.

Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в постсоциалистический период.

Долгое время данные страны "копировали" советскую систему печати. После Второй мировой войны - влияние на прессу "холодной войны", участие в противостоянии двух блоков.

После развала СССР - переход к демократии и рыночной экономике. Появляются новые издания (можно выбрать одну-две страны и дать свое сравнение). Важно отметить возвращение плюрализма мнений в СМИ. Также немаловажным фактом является роль региональных СМИ (в качестве примера - Франция). Отметьте влияние новых технологий.

В 1945 - 90 существовал т. н. "соцлагерь", в котором использовалась практически одна и та же модель прессы. "Вертикальная" система прессы была заимствована у СССР. Система прессы выстраивалась в виде своеобразной пирамиды, на вершине которой находился центральный орган партии. Такое строение позволяло осуществлять централизованное управление прессой, но при этом не учитывались местные условия и настроения, вся пресса была несколько однообразной.

Крушение социалистических режимов привело к тому, что печать вынуждена была развиваться в новых условиях. Разрушена прежняя система журналистики. Это во многом напоминает процессы, происходящие в России (приватизация, правительство больше не финансирует СМИ, не контролирует цены на бумагу и т. д.). Поначалу СМИ остались без инвестиций (у государства не хватает средств их содержать). Но в результате реформ рынок стал работать более активно, и СМИ начали приносить реальную прибыль, так что вкладывать в них средства стало выгодно. Кроме того, после реформ рынок СМИ в бывших соцстранах открылся для западных инвесторов, и это создало дополнительный приток капиталов.

В сфере аудиовизуальных СМИ сохранились общественно-правовые компании, но создаются и частные компании, как правило, связанные с западными корпорациями и испытывающие определенные финансовые трудности.

Большинство старых газет сохранились, но изменили направление и/или название. В Чехии газета "Руде право" издается сейчас под названием "Право", качественная; в Польше - "Трибуна", тоже качественная (это бывшие центральные органы этих стран).

Рыночные отношения в Восточной Европе сейчас действуют успешнее, чем в России, и это определяет особенности развития СМИ в регионе.

Современные зарубежные теории журналистики. Концепция социальной ответственности в зарубежной журналистике.

За последние десятилетия 20 в. мир существенно приблизился к тому, чтобы стать в информационном смысле "глобальной деревней". Термин пущен в научный оборот канадским профессором Маршаллом Маклюэном, подчеркнувшим сходство информационных процессов в традиционном небольшом поселении и на всей планете, когда она становится единым телекоммуникационным пространством. Событие, происшедшее на одном краю "деревни", тут же становится известно всем ее обитателям и активно обсуждается, так как затрагивает интересы всех. Разумеется, не в одном ТВ тут дело. Угроза разрушительных межнациональных конфликтов в мире, насыщенном ядерными и химическими технологиями, экологические беды привели к ощущению земного шара как единого и не слишком большого поля существования человека. И телевизионная сиюминутная связь каждого со всем миром представляется теперь столь же естественной, сколь необходимой.

Существенным дополнением этой глобализации интересов зрителя, неким уравновешивающим течением все более заметно проявляется локализация. Бум местного, в первую очередь кабельного, ТВ. Стремление каждого зрителя сформировать персональную телепрограмму.

Возникновение, развитие, современное состояние основных концепций и теорий: авторитарной, либертарианской, социальной ответственности, независимой журналистской деятельности, свободного потока информации) - есть в лекциях!!!

Основные информационные корпорации и концерны Запада.

Важно знать, что такое корпорация и концерн! Корпорация - это группа людей или организация людей, уполномоченная законом действовать как одно лицо и имеющая права и обязанности, отличные от прав и обязанностей людей, формирующих корпорацию. Юридическое лицо может быть создано по королевскому декрету, по закону или на основании общего права. Наибольшее значение имеют корпорации в форме зарегистрированной компании (company), созданной на основе Закона о компаниях. Единоличными корпорациями (corporations sole) называются те, которые учреждены только одним человеком, например епископом, сувереном, заместителем министра финансов. Корпорации, состоящие из совокупности лиц (corporations aggregate),- это корпорации, которые состоят из нескольких человек, например компания с ограниченной ответственностью. Они могут создаваться законодательным актом в каких-либо особых целях; примером такой корпорации является Би-би-си. Корпорации имеют право владеть имуществом, заниматься бизнесом, быть истцом и ответчиком в суде и т.д. от своего собственного имени. Однако сфера их действий может быть ограничена доктриной "вне компетенции".

Концерн - крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных. Концерны, в которые входят участники из многих стран, именуются мультинациональными.

Привести примеры развития деятельности концернов Шпрингера, Мердока.

Тут лучше всего найти несколько последних новостей деятельности 2-3 концернов, рассказать. Помните о влиянии кризиса на многие СМИ.

В США известны также: Ганнет, Трибун Компани, Доу Джонс, Херст Ньюспейперс.

Авторитарная теория печати.

Исходит из того, что журналистика должна действовать в интересах власти, инакомыслие подвергаются жестокому прессингу

Средневековый феодальный порядок. Два истока: 1) структура церкви (папа, иерархия - и так же строилась коммуникация), 2) феодальный строй. Пресса - орудие в руках божьих и начальников. Эта концепция жива до сих пор. Наполеон 1, Бисмарк, нацистская и советская печать. Наполеон 1 сознательно использовал печать как инструмент своей политической деятельности. "Печать - оружие", эта концепция сформулирована Наполеоном 1, продолжена Людовиком 13. Революция противопоставила авторитарной концепции печати - концепцию свободы печати, основанной на свободе слова (Мильтон, "Ареопагитика"). Теоретики считают, что авторитарная журналистика с течением времени эволюционировала в тоталитарную журналистику советского образца.

Тоталитарная журналистика.

известна теория тоталитарной журналистики. Теоретики считают, что авторитарная журналистика с течением времени эволюционировала в тоталитарную журналистику советского образца. Основной миссией такой журналистики должно было быть поддержание советской системы. В рамках тоталитарной теории особое место отводится политическому, экономическому и иному контролю за СМИ со стороны правительства и секретных служб. Только абсолютно лояльные и ортодоксальные члены партии имеют возможность регулярно выступать в СМИ.

С советских времен многое изменилось. Более радикальные реформы прошли в странах Восточной Европы. В Китае в ограниченном масштабе было разрешено частное владение газетами. Означает ли это, что тоталитарная модель журналистики прекратила свое существование? Для правильного понимания этой проблемы необходимо ответить на вопрос, с какой моделью журналистики зрители и читатели имеют дело, когда смотрят государственное телевидение, читают государственную газету? Меняет что-либо тот факт, что федеральные и региональные государственные СМИ потеряли право на монопольное освещение событий и вынуждены конкурировать с газетами и журналами с иной формой собственности?

Государственные органы информации стран Запада.

Средства массовой информации США.

Американские средства массовой информации не имеют равных в мире по количеству,

разнообразию и техническим возможностям. Весь мир смотрит в кино и на видео

американские боевики, комедии, мюзиклы, "мыльные оперы" и мультфильмы. Почти

всюду они занимают значительное место в сетке вещания местных телеканалов.

Самым массовым и влиятельным СМИ в США является, несомненно, телевидение. Три

общенациональных канала - Эй-би-си, Си-би-эс и Эн-би-си - безраздельно царили в

эфире несколько десятилетий. Затем им составили конкуренцию сотни кабельных

каналов и телесеть "Фокс". Американское телевидение - бойкое, зрелищное и

скорое на перемены. Оно живет прежде всего за счет рекламы, а потому новые

программы постоянно рождаются и умирают в зависимости от рейтинга зрительских

симпатий. В стране насчитывается около 10 тысяч коммерческих радиостанций. В

больших городах они узко специализируются на обслуживании конкретной аудитории.

Человек с любыми музыкальными предпочтениями, родным языком и взглядами на

жизнь найдет волну по своему вкусу. Новостные и спортивные станции в основном

вещают на средних волнах, музыкальные - на FM.

Свобода слова в США гарантирована Конституцией, и некоторые вещатели

предоставляют эфир носителям крайних политических и религиозных воззрений.

Ремарки некоторых ведущих также иногда выходят за рамки хорошего вкуса.

Американское радиовещание, в отличие от телевидения, частично финансируется

государством. Национальное общественное радио, включающее в себя около 600

станций по всей стране, предлагает слушателям качественные новости, музыку и

ток-шоу без рекламы. Его аудиторию составляют прежде всего люди образованные.

Многие радиовещатели пользуются также частными грантами. Ряд университетов и

колледжей содержит собственные станции. В отличие от Европы, США практически

не имеют общенациональной прессы. Подавляющее большинство из примерно

полутора тысяч ежедневных газет рассчитаны на читателей одного штата или

большого города, хотя некоторые издания, в

особенности

I блок - пресса (газеты, журналы)

"Вашингтон пост" "Нью-Йорк таймс" "Ю-эс-эй тудей" "Крисчен сайенс монитор" "Уолл-стрит джорнел" "Лос-Анджелес таймс" "Бостон глоб" "Нью-Йорк пост" "Филадельфия инкуайерер" "Балтимор сан" "Ньюсуик" - еженедельный политический журнал "Тайм" - еженедельный политический журнал и др. наименее популярные издания. II блок - телевидение (телесети и каналы)

Эй-би-си - крупная коммерческая телесеть

Си-би-эс - крупная коммерческая телесеть

Эн-би-си - крупная коммерческая телесеть

"Фокс" - крупная коммерческая телесеть

Си-эн-эн - американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени

Эм-ти-ви - пионер музыкального телевещания

Эйч-би-о ("Хоум бокс офис") - платная телесеть; первой запустила многие из самых удачных программ американского ТВ

Пи-би-эс (Общественная служба вещания) - общественное телевещание, обслуживает около 350 некоммерческих каналов и др. частные единичные каналы. III блок - радио (государственные структуры и коммерческое вешание)

"Нешнл паблик радио" (Национальное общественное радио) - некоммерческая сеть радиостанций, транслирующих качественные новости, музыку и культурные программы

"Клиар чэннел" - крупнейшая коммерческая сеть, включающая свыше 1200 станций

"Инфинити" - коммерческая сеть, включающая около 180 станций всех основных направлений

Эй-би-си радио нетуоркс - оператор ряда ведущих радиостанций, вещающих от Атлантического до Тихоокеанского побережья "Голос Америки" - иновещание, финансируемое правительством США

Радио "Свобода" и "Свободная Европа" - вещает на языках народов восточной Европы, бывшего СССР и Ближнего Востока; базируется в Праге; финансируется Конгрессом США IV блок - агентства новостей

Ассошиэйтед пресс

ЮПИ (Юнайтед пресс интернешнл)

Блумберг бизнес ньюс

"Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", известны и авторитетны во всем мире.

Америка - родина интернета. По данным на начало 2004 года, 63 процентов

населения страны регулярно посещали Всемирную сеть.

Все средства массовой информации в США можно условно поделить на четыре блока

Средства массовой информации Франции.

http://www.mediascope.ru/node/856 Если что - всегда ссылайтесь на Шарончикову!;)

http://jourdom.ru/news/16653 - очень хорошая новость для развлекаловки комиссии!

. Средства массовой информации Великобритании.

В 2004 году общий тираж национальных газет Великобритании сократился на 3%, что отражает общеевропейскую тенденцию. По данным Всемирной газетной ассоциации, в 2004 г. только в двух европейских странах - Испании и Бельгии - произошло некоторое увеличение тиража газет, в остальных он продолжал снижаться. По утверждению обозревателя газеты "Гардиан" Роя Гринслейда, газетный рынок находится "в состоянии свободного падения". Это связано с конкуренцией электронных СМИ - телевидения (особенно цифрового, увеличивающего число каналов) и радио, а также с развитием Интернета.

Однако другие обозреватели, такие как Питер Престон, из газеты "Обсервер", обращают внимание на то, что национальные качественные газеты не только не потеряли тираж, но даже несколько его увеличили (с 2 млн. 612 тыс на конец 2003 г. до 2 млн. 644 тыс в конце 2004 г. Это связано с тем, что, в отличие от массовых газет, которые начали терять тираж с тех пор, как их работу по освещению жизни различных знаменитостей (поп- и рок-звезд, видных спортсменов и политиков) стало лучше делать развивающееся телевидение, качественные газеты держатся за счет аналитичности и комментарийности. Они в этом отношении как бы дополняют телевидение. (Из "бульварных" газет "дополнять телевидение" научилась одна только "Дейли стар", которая в 2004 г. продолжала увеличивать тираж и довела его до 920 тыс экз., обогнав крупнейшую качественную ежедневную газету "Дейли телеграф" (917 тыс в конце года).

Продолжали удерживать тираж также газеты, рассчитанные на определенную устоявшуюся аудиторию, например, региональные еженедельники, которых в Великобритании насчитывается сейчас более тысячи (84,5% региональной прессы) и более половины которых (по данным за первое полугодие 2004 г.) тоже увеличили тираж. Сейчас в Великобритании региональные газеты регулярно читают 85,4% взрослого населения (этот процент увеличился на 2,3% с 2001 г.), тогда как национальные газеты регулярно читают лишь 70,5% взрослого населения Великобритании.

Наибольшее увеличение тиража среди национальных качественных газет имела в 2004 г. "Таймс", полностью перешедшая на таблоидный формат. За счет этого она увеличила тираж на 9,5% и довела его до 680 тыс экз., приблизившись к уровню тиража времен "войны цен" 90-х годов. "Индепендент", который, как известно, первым из широкополосных газет начал в сентябре 2003 г. переход на таблоидный формат и к маю 2004 г. перешел на него полностью, увеличил за счет этого тираж в целом на 27% (до 263 тыс экз. в конце 2004 г.), но в ноябре 2004 г. он впервые после начала перехода снизил тираж (на 1,4%). Это говорит, по-видимому, о том, что возможности привлечения дополнительных читателей за счет перехода на уменьшенный формат оказались исчерпанными. Шотландский "Скотсмен", тоже перешедший на таблоидный формат, также несколько уменьшил тираж.

Обозреватели делают из этого вывод о том, что один только переход на таблоидный формат не является для газеты панацеей от всех бед. Решающее значение продолжает иметь редакционная политика. Так, таблоидный "Индепендент" в 2004 г. посвящал первые полосы материалам на одну актуальную тему, сопровождая их хлесткими передовицами, что дало возможность ряду обозревателей назвать его "лучшей газетой года". В отличие от него, таблоидная "Таймс" заполняла свои первые полосы смесью разнообразных новостей, сопровождая их фотографиями и традиционными передовицами. Какой способ привлечения читателей окажется в итоге лучше - покажет будущее.

Самой крупной по тиражу качественной газетой Великобритании продолжает оставаться воскресная "Санди таймс". В марте 2004 г. ее тираж достиг 1,4 млн. экз., потом он несколько уменьшился - до 1,3 млн. Тираж этой газеты продолжает удерживаться за счет лучших в Великобритании красочных приложений журнального типа: "Культура", "Стиль", "Обзор новостей" и детское "Фанди таймс".

Крупнейшая по тиражу ежедневная качественная газета - "Дейли телеграф - в 2004 г. сменила владельца. Конрад Блэк, мировой газетный магнат канадского происхождения, после скандала, связанного с уличением его в незаконном переводе денег акционеров в свои частные компании, вынужден был распродать владения акционерной компании "Холлинджер интернэшнл", председателем которой он раньше был. Ее британские владения - газеты "Дейли телеграф" и "Санди телеграф", а также актуально-политический журнал "Спектейтор" консервативного направления - перешли в руки известных банкиров братьев Баркли, которым уже принадлежали "Скотсмен" и ряд других региональных газет. Братья Баркли заявили, что не будут вмешиваться в редакционную стратегию газеты, она останется прежней.

"Дейли телеграф", хотя и остается крупнейшей по тиражу качественной ежедневной газетой Великобритании, тем не менее за последние годы немного сократила тираж: с миллиона до 900 с небольшим тыс экз. Она продолжает оставаться широкополосной и не собирается переходить на таблоидный формат. У ее воскресного собрата "Санди телеграф" тираж несколько меньше: чуть более 700 тыс экз.

Самая качественная по содержанию газета Великобритании - "Файнэншл таймс" - немного оправилась после экономического кризиса начала XXI века, ударившего по всем финансовым изданиям. Она удерживает тираж на уровне около 500 тыс экз., но остается убыточной. Там ожидается сокращение сотрудников (порядка 100 из 500 сотрудников газеты). Компания "Пирсон", которой она принадлежит, субсидирует ее за счет прибыльных предприятий в США (издательство "Пингвин букс", распространение учебно-образовательной литературы и школьного оборудования). Однако и эти доходы в 2004 г. немного сократились из-за уменьшения интереса американцев к литературе в год президентских выборов. Ряд акционеров "Пирсона", в том числе и члены семейства Пирсонов, у которых осталось сейчас всего 3% акций компании, но к мнению которых по-прежнему прислушиваются, требуют продать убыточную "Файнэншл таймс". Но исполнительный директор "Пирсона" Марджори Скардино по-прежнему намерена сохранить "Файнэншл таймс" в своих руках как гордость компании.

Газеты группировки "Медиа Гардиан", традиционно удерживающие тиражи за счет ориентации на специфического читателя - леволиберальную интеллигенцию, - тем не менее, несколько теряют в тираже: ежедневная "Гардиан" теряет ежегодно по 2,3%, воскресная "Обсервер" несколько меньше. С целью остановить это процесс обе газеты собираются в ближайшие годы перейти на таблоидный формат. У "Гардиан" к концу 2004 г. было около 380 тыс экз., у "Обсервера" - примерно 430 тыс.

Став таблоидными, "Индепендент" и "Таймс" оказались прямыми конкурентами так называемых "таблоидов для среднего класса" - газеты "Дейли мейл" принадлежащей объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" лорда Ротермира, и газеты "Дейли экспресс", принадлежащей Ричарду Десмонду. Оба эти таблоида вели в последние годы ожесточенную конкурентную войну между собой, в которой явно побеждает "Дейли мейл", имеющая сейчас тираж в 2,4 млн. экз. (больше, чем "Таймс", "Дейли телеграф", "Гардиан" и "Индепендент", вместе взятые). За последние 30 лет она увеличила тираж на 700 тыс экз. В 2004 г. он немного упал (на 1,4%), тогда как тираж ее соперницы "Дейли экспресс" снизился на 6% (до 960 тыс экз.).

В борьбе с ней "Дейли экспресс" в марте 2004 г. обвинила ее в профашистской пропаганде. В другое время она неоднократно обвиняла ее в некомпетентности. К тому же, оба эти пресс-магната - Ротермир и Десмонд - были в 2004 г. соперниками в борьбе за приобретение газет "Телеграф", которую они проиграли братьям Баркли. Особенно досадовал Ричард Десмонд, который ради улучшения своего имиджа в борьбе за обладание качественными газетами продал 45 своих порноизданий. Однако, проиграв, он вынужден был договориться с братьями Баркли о совместном использовании печатного предприятия в Уэстферри.

Успехи таблоида "Дейли мейл" и его воскресного собрата "Мейл он санди" традиционно зиждились на публикации большого числа материалов "человеческого интереса", многие из которых предназначались для женской аудитории, составляющей 53% читателей этих газет. Включившись в конкурентную борьбу с ней, "Таймс" стала также давать больше материалов о модах, женском здоровье и других проблемах традиционно женского интереса. "Дейли мейл" ответила на это выпуском нового приложения "Стили жизни", ориентированного на женщин, а ее секция "Здоровье", выходящая по вторникам, стала создавать впечатление, что болеют исключительно женщины. Фотографии знаменитых женщин стали все чаще появляться на первых полосах "Дейли мейл".

В то же время "Мейл он санди" ввела 25-страничное спортивное приложение, чтобы противостоять соответствующему приложению "Игра" на страницах "Таймс", выходящему по понедельникам в таком же объеме и посвященному футболу. В ответ на введение на страницах "Таймс" японской игры "Содоку" "Дейли мейл" тоже сделала это. Спорт и игры вводятся в основном для привлечения молодежной аудитории, так как у газет "Мейл" слишком много пожилых читателей (1,6 млн. старше 65 лет). "Дейли мейл" увеличила также объем до 128 полос (половина из них в цвете), приблизившись к 156-страничной "Таймс".

Завязавшаяся конкурентная борьба между традиционно качественной, но ставшей таблоидной "Таймс" и "таблоидами для среднего класса" "Дейли мейл" и "Мейл он санди" позволяет говорить о продолжении процесса стирания граней между традиционно качественной прессой и "прессой для среднего класса". Обозреватели предполагают, что "Дейли мейл" может в будущем начать переманивать читателей "Таймс" и за счет усиления внимания к международным новостям, которые всегда считались сильным местом последней.

Помимо газет "Мейл", объединению "Дейли мейл энд дженерал траст" принадлежат две известные лондонские газеты: вечерняя "Ивнинг стандард" и дневная бесплатная "Метро" созданная в 1998 г. Тираж "Ивнинг стандард" падает каждый год примерно на 10%, причем его теснит своя же газета "Метро", рассчитанная в основном на молодых служащих, едущих утром на работу. Она дает значительно более свежие новости, чем вечерний "Стандард", плюс телепрограмму, афишу, гороскопы и кроссворды. И самое главное - все это бесплатно.

Поэтому в декабре 2004 г. руководство компании вынуждено было начать издание бесплатной версии "Стандарда" - "Стандард лайт". Оно вышло тиражом в 50 тыс экз. и распространялось только в нескольких центральных районах Лондона в утренние и дневные часы. В отличие от вечернего издания, "Стандард лайт" имел "облегченный", чисто новостной вид, рассчитанный на тех, кто раньше не читал газет, с целью приучить их к этому. Распространителям приплачивали по 20 ф.ст. в день, чтобы поощрять их раздавать бесплатную газету, а не припрятывать ее, дабы продать платную. Учитывая эти расходы, выпуск бесплатной версии обходился "Дейли мейл энд дженерал траст" в 70 тыс ф. ст. в неделю.

Однако некоторые обозреватели называют такой путь самодеструктивным. При наличии бесплатной утренней газеты "Метро" (и ее собратьев в семи других городах Великобритании), а также возможности узнавать новости через Интернет вкупе с новым бесплатным изданием читатель может приучиться к мысли, что за новости не надо платить. Если "Ивнинг стандард", чей тираж упал к концу 2004 г. до 370-380 тыс экз., не может найти сбыта даже на 8-миллионном лондонском рынке, то как это смогут сделать другие вечерние газеты, выходящие в менее крупных городах? Исходя из этих рассуждений, Питер Престон из "Обсервера" предсказывал в конечном счете смерть вечерних газет в Великобритании, как это было в США. В настоящее время в Великобритании выходят 75 вечерних газет, и все они теряют тиражи.

К тому же, у "Ивнинг стандард" в 2004 г. намечалось появление нового соперника. Основной конкурент "Дейли мейл энд дженерал траст" - Ричард Десмонд - готовил издание новой лондонской газеты под ориентировочным названием "Лондон ай". Она должна была начать выходить в утренние часы, но ее будущее связано с возможностью доступа на станции метро, а этому мешало эксклюзивное соглашение между "Дейли мейл энд дженерал траст" и лондонским метрополитеном. Продажа же "Лондон ай" вблизи станций метро силами уличных разносчиков могла обойтись в слишком большую сумму.

Тиражи всех массовых ("бульварных") газет Великобритании, как уже отмечалось, падают. Крупнейшими национальными массовыми газетами остаются ежедневная "Сан" (3 млн. 300 тыс экз.) и воскресная "Ньюс оф уорлд" (3 млн. 700 тыс экз.), но и они теряют тиражи. Тираж "Сан" в 2004 г. упал на 5%, и, по оценке газеты "Обсервер", "ее дела никогда не были так плохи, как сейчас". Тираж "Ньюс оф уорлд" упал на 2%.

Наибольшее падение тиража из национальных ежедневных газет испытала в 2004 г. "Дейли миррор". Ее не спасло увольнение в июне главного редактора Пирса Моргана после публикации фотографий с изображением пыток британскими солдатами заключенных в Ираке, которые министерство обороны объявило фальшивыми. На место Пирса Моргана был приглашен бывший редактор "Санди миррор" Ричард Уоллес. Если при Моргане "Дейли миррор" приобрела характер серьезного издания, публикующего особенно много материалов, направленных против войны в Ираке и следования Великобритании в кильватере американской политики, то после его отставки характер издания резко изменился. "Дейли миррор" стала делать упор на материалы "человеческого интереса", как, собственно, и было раньше. Появилось специальное приложение для женщин в духе самого читаемого женского журнала "Тейк э брейк". Но это, как отмечалось, не спасло газету. Падение тиража за год составило около 9% (до 1 млн. 800 тыс экз.). В связи с этим можно напомнить, что в середине ХХ века тираж этой газеты исчислялся пятью миллионами экземпляров, а у "Ньюс оф уорлд" - восемью.

Тиражи воскресных газет, принадлежащих той же группировке - "Тринити Миррор" - также упали в 2004 г.: "Пипл" - почти на 8% (до 1 млн. экз.), "Санди миррор" - около 3% (до 1 млн. 660 тыс экз.). В связи с этим продолжали ходить слухи, что эта компания может продать все три национальные газеты и оставить одни провинциальные, которые идут лучше и приносят гораздо больше дохода. В настоящее время "Тринити миррор" является крупнейшим по тиражу издателем региональных газет Великобритании, имея 230 изданий общим тиражом почти в 15 млн. экз. в неделю. Однако недавно назначенный новый исполнительный директор "Тринити миррор" Слай Бейли продолжала заявлять, что не намерена отказываться от национальных газет.

В связи с этими слухами некоторые обозреватели строили предположения, что в случае объявления газет "Миррор" к продаже их могут приобрести те же братья Баркли, которые купили газеты "Телеграф". Тогда у них будут две национальные качественные газеты ("Дейли телеграф" и "Санди телеграф") и три национальные популярные газеты ("Дейли миррор", "Санди миррор" и "Пипл"), и они смогут померяться силами с "Ньюс интернэшнл" Руперта Мэрдока, которой тоже принадлежат две национальные качественные газеты ("Таймс" и "Санди таймс") и две национальные популярные ("Сан" и "Ньюс оф уорлд").

Бум потребительских журналов

Если еще 10 лет назад в Великобритании шли разговоры о "закате журналов" в связи с наступлением электронных СМИ, то сейчас очевидно, что эти мрачные прогнозы не оправдались. В Великобритании 8337 журналов (на 25% больше, чем 10 лет назад). В 2004 г. было продано рекордное количество потребительских журналов (1 млрд. 300 млн.). Рынок журналов для покупателей увеличился на 20%, а деловые журналы начинают оправляться от спада, происшедшего в начале нового тысячелетия.

Крупнейшим журналом (и крупнейшим по тиражу британским периодическим изданием вообще) является сейчас женский еженедельник "Тейк э брейк", выходящий тиражом в 4 млн. экз., обогнав даже крупнейшие массовые газеты "Ньюс оф уорлд" и "Сан". Секрет его успеха состоит, как считают обозреватели, в его аполитичности. Как известно из разных социологических исследований, британское общество переживает период усталости от политики, снижения интереса к деятельности представительных органов и политических партий. Тем не менее, ряд актуальных проблем (здравоохранение, охрана окружающей среды, образование и воспитание детей) продолжает оставаться в центре внимания. Таким образом, премьер-министру Блэру выгоднее дать интервью журналу "Тейк э брейк" по злободневной проблеме заботы о детях. Здесь, в отличие от газеты, он может быть уверен, что интервью это будет прочитано массовой аудиторией. В целом же "Тейк э брейк, как и другие женские журналы, дает в принципе то же, что и газеты: материалы "человеческого интереса"; статьи о знаменитостях; страницы, посвященные отдельным актуальным проблемам; и, конечно, сплетни и всевозможную развлекательную смесь. Однако молодые женщины, за которыми так охотятся ежедневные газеты, отдают предпочтение этому еженедельнику.

Вторым по величине женским журналом Великобритании является "Глэмер" (около 600 тыс экз.), созданный в 2001 г. и потеснивший традиционный "Космополитен", у которого осталось всего 400 тыс экз. У "Мэри Клер" в 2004 г. было порядка 330 тыс экз., у "Эль" - примерно 150 тыс.

Но главное событие 2004 г. произошло на рынке мужских журналов. В дополнение к традиционным мужским ежемесячникам "Эф-эйч-эм с тиражом в 600 тыс экз., "Лоудид" (260 тыс экз.) и "Максиму" (250 тыс) в 2004 г. появились два мужских еженедельника - "Натс" компании Ай-пи-си и "Зу уикли" компании "Эмап". Сделанные по типу женских еженедельников и дающие новости, развлекательную смесь и фотографии знаменитых женщин, они быстро заняли место в журнальной периодике, потеснив старые мужские ежемесячники. К лету "Натс" имел тираж в 290 тыс экз., а у "Зу уикли" - в 200 тыс Однако другой мужской еженедельник - "Кат" компании "Бауэр" - не добился успеха. Это опять-таки говорит о том, что дело не только в эксплуатации определенной ниши, но и в умелой редакционной стратегии.

Продолжают пользоваться также большим успехом цветные иллюстрированные еженедельники о жизни знаменитостей. Крупнейшими из них являются "Хит" компании "Эмап" (около 2 млн. экз.) и "Нау" компании Ай-пи-си (1,1 млн. экз.). К ним приближается созданный в 2003 г. еженедельник "Клоузер", принадлежащий той же "Эмап" (более 900 тыс экз.). Они потеснили старые журналы знаменитостей - "О Кэй!" Ричарда Десмонда и "Хеллоу". Однако созданный в 2003 г. тем же Десмондом новый еженедельник "Нью" пока не смог достичь большого тиража: у него чуть больше 300 тыс экз. Еще меньший тираж имеет принадлежащий ему же "Стар" (чуть более 100 тыс экз.).

Продолжает успешно функционировать научно-популярный журнал "Нью сайентист", публикуя статьи по самым разнообразным вопросам. Успешно развивается сектор, связанный с куплей-продажей недвижимости, публикующий фотографии и описания домов, усадеб, интерьеров и т.п. По этим вопросам специализируются более 60 изданий. Наиболее известными из них являются "Друл эт ёр плежер", "Таун энд кантри пропертиз", "Кантри лайф", "Гранд дизайнз" и "Плейс ин зе сан". Последние два сделаны по бывшим телепрограммам, но уступают им в популярности, так как, естественно, лишены движения.

В целом по богатству и разнообразию журнального рынка Великобритания продолжает занимать одно из первых мест в мире.

Би-би-си: в преддверии продления Хартии

На общественной вещательной корпорации Великобритании - Би-би-си - в 2004 г. происходили весьма бурные события. Это был год наивысшего за всю историю обострения противоречий между общественной корпорацией и государственными властями. Как известно, еще при Маргарет Тэтчер тогдашнее консервативное правительство активно пыталось подчинить Би-би-си задачам своей политики, на что тогдашний председатель корпорации Мармадюк Хасси отвечал: "Правительства приходят и уходят, а мы остаемся. Хартия Би-би-си требует от попечителей сопротивляться попыткам оказания на них давления со стороны каких бы то ни было политических партий и ни в коем случае не отклоняться от исполнения своего долга из-за результатов очередных всеобщих выборов". Тогдашнее противостояние между Би-би-си и правительством консерваторов выразилось в показе по телевидению Би-би-си таких программ, как "Воинственная политика Мэгги" с резкой критикой Маргарет Тэтчер, а также передач о положении в Северной Ирландии и деятельности националистической организации Ирландская республиканская армия, которую правительство консерваторов сознательно замалчивало. Маргарет Тэтчер постоянно возмущалась, что общественная корпорация не желает становиться рупором ее политики.

После прихода к власти в 1997 г. правительства лейбористов во главе с Тони Блэром его отношения с Би-би-си первое время были хорошими. Этому способствовало то, что тогдашний генеральный директор Би-би-си Джон Берт был действительным членом лейбористской партии, а его преемник с 2000 г. Грэг Дайк открыто поддерживал лейбористов и давал деньги на их предвыборную кампанию. Членом лейбористской партии был и Гэвин Дэвис, ставший председателем Би-би-си с 2001 г.

Когда в 1998 г. в программе "Ночные новости" на канале Би-би-си-1 журналист Мэттью Пэррис назвал министра торговли и промышленности в правительстве лейбористов Питера Мендельсона гомосексуалистом, повторив уже сделанное заявление в газете "Сан", руководство Би-би-си немедленно наложило самоцензуру, запретив впредь какие-либо упоминания о частной жизни министра и принеся ему извинения. Такие отношения Би-би-си с правительством позволили правым консерваторам иронически расшифровывать аббревиатуру Би-би-си (ВВС) как "Вещательная корпорация Блэра" ("Blair Broadcasting Corporation").

Но все изменилось, когда правительство Тони Блэра предприняло шаг, фактически расколовший Великобританию надвое: пошло на поводу у американской политики, поддержав авантюру США в Ираке, предпринятую без санкции Организации Объединенных Наций.

Би-би-си направила в Ирак свою команду корреспондентов, тон выступлений которых был таким, что советник Блэра по вопросам коммуникации Алистер Кэмпбелл потребовал от руководства корпорации сменить эту команду. Это грубое требование было с возмущением отвергнуто руководством корпорации. В феврале 2004 г. газета "Санди таймс" предала гласности письма, которые тогда направил Блэру генеральный директор Би-би-си Грег Дайк с решительным протестом против попыток оказания давления на корпорацию.

Однако каплей, переполнившей чашу терпения правительства, стало заявление, сделанное 29 мая 2003 г. в утренней программе "Сегодня" радиостанции Би-би-си "Рейдио-4" журналистом Эндрю Джиллиганом о том, что правительство фальсифицировало досье советника министерства обороны Дэвида Келли, вставив в него утверждение, будто Ирак может в течение 45 минут развернуть и применить оружие массового поражения. Именно эта вставка, по заявлению Джиллигана, и стала предлогом для направления британских войск в Ирак.

Правительство потребовало от Би-би-си назвать источник этой информации, но руководство корпорации отказалось назвать имя своего осведомителя. Тогда правительство провело собственное расследование и установило, что эту информацию передал корреспонденту Би-би-си сам Дэвид Келли. Раскрытие его имени и появление аналогичного материала в газете "Мейл он санди" вынудили Дэвида Келли покончить самоубийством. (Правда, в конце 2004 г. в британской печати появились сообщения медицинской комиссии, ставившей под сомнение факт самоубийства Келли и считавшей, что это могло быть убийством).

Сразу же после этого началась словесная война между Би-би-си и правительством. Совет попечителей Би-би-си обвиняли в неумении руководить корпорацией и обеспечить объективность информации. Пользуясь тем, что приближался 2006 год - год официального продления Королевской хартии (юридического документа, лежащего в основе деятельности Би-би-си), - министры угрожали внести в ее текст положения, фактически лишающие корпорацию самостоятельности и ставящую ее в зависимость от государственных органов.

Для расследования всех обстоятельств, связанных с "делом Келли", была создана специальная государственная комиссия во главе с лордом-консерватором Хаттоном, которая в январе 2004 г. опубликовала официальный доклад со своими выводами. В этом докладе, который многие называли "отбеливанием правительства Блэра", вся вина была возложена на Би-би-си как на источник непроверенной информации. Министерство обороны, которое фактически "подставило" своего советника, признав, что это он сообщил информацию корреспонденту, удостоилось лишь мягких упреков.

Реакция общественности была недвусмысленной: 55% опрошенных фирм ой "Ю-Гов" заявили, что доклад Хаттона преследовал цель обелить правительство Блэра, и лишь 25% считали его объективным. "Санди таймс" процитировала заявление неназванного офицера разведки, который считал, что лорд Хаттон, по меньшей мере, наивен, ибо поверил на слово представителям министерства обороны, совершенно некритически включив все их показания в доклад, тогда как это - люди, которые по известным причинам никогда не говорят всей правды. Этот офицер также назвал доклад "отбеливанием правительства". Более того, 54% опрошенных верили, что правительство действительно фальсифицировало доклад Дэвида Келли и требовали судебного расследования всех обстоятельств втягивания страны в войну в Ираке. 62% опрошенных (против 30%) говорили, что не верят премьер-министру, а по поводу доверия к Би-би-си из тех, кто имел мнение по этому вопросу, четыре к одному (44% против 12% опрошенных) сказали, что они в любом случае больше верят ей, чем правительству.

Председатель Би-би-си Гэвид Дэвис и генеральный директор Грег Дайк ушли в отставку со своих постов. Если уход председателя в такой ситуации казался неизбежным, то относительно генерального директора многие ожидали, что Совет попечителей не примет его отставки. Но попечители сделали это, не желая окончательно рассориться с правительством.

Шесть тысяч сотрудников Би-би-си подписали письмо солидарности с уходящим Грэгом Дайком, называя его "борцом за мужественный, независимый и объективный журнализм". Бывшего генерального директора провожала многочисленная демонстрация его сторонников под лозунгом "Верните Дайка!". "Санди таймс" отмечала, что когда уходил предыдущий генеральный директор Джон Берт, его провожали до дверей всего восемь служащих. Число подписавшихся под письмом было бы еще больше, если бы оно касалось не только личности Дайка, но и независимости Би-би-си в целом. Некоторые сотрудники были не согласны с политикой Дайка, но всей душой выступали за независимость Би-би-си.

Преемником Дайка стал назначенный еще в 2002 г. его заместитель Марк Байфорд, а на место председателя был временно назначен лорд Райдер, представитель консервативной партии. Тони Блэр хотел, чтобы пост председателя перешел в руки консерваторов, положив конец разговорам о "левом уклоне" Би-би-си. Он поручил министру СМИ Тессе Джоуэлл в кратчайший срок решить вопрос о назначении постоянного председателя.

Тем временем лорд Райдер занял поистине апологетическую позицию по отношению к правительству. Он произнес "покаянную" речь, признав "обоснованность" выводов доклада Хаттона. Райдер объявил о введении строгих мер, призванных не допустить повторения происшедшего. Отныне все сообщения, исходящие только из одного источника, журналист должен был представлять на утверждение заведующему отделом, а сообщения на особо важные темы - на утверждение высшего руководства корпорации. Марк Байфорд тоже разочаровал сотрудников Би-би-си, объявив, что корпорация больше не будет передавать никаких эксклюзивных сообщений. Журналист, сказал он, может подготовить оригинальный материал, но он больше не будет называться эксклюзивом. Правда, еще Грег Дайк отреагировал на происшедшие события, ускорив процесс создания на Би-би-си отдела жалоб, куда могли бы обращаться все недовольные программами Би-би-си. Но новое руководство продемонстрировало просто аллергическую реакцию на возможные новые обвинения корпорации в необъективности. Так, в феврале 2004 г. журнал "Поэтри ревью" пожаловался на ведущего программы "Слово" на радиостанции "Рейдио-3", который сказал, что этот журнал, посвященный поэзии, публикует мало стихов женщин-поэтесс. Редакция журнала отрицала это, и руководство Би-би-си тут же принесло извинения. "Я завтра подам в отставку" - с иронией сказал ведущий программы, комментируя это на следующий день. Би-би-си извинилась и когда всего 9 телезрителей пожаловались на "слишком сексуальное" выступление танцевальной группы "Фикс" на Би-би-си-1. Во время выступления Алистера Кэмпбелла в прямом эфире "Рейдио-5" 80% звонков были в пользу Би-би-си, но сотрудникам было велено зачитывать их в пропорции 50:50.

Совет попечителей, собравшийся 28 февраля впервые после отставки Грега Дайка, занялся разработкой новых правил, которые исключили бы возможность "ошибок", за которые Би-би-си подверглась критике в докладе Хаттона. Предполагалось ввести на Би-би-си должность специального "директора по жалобам" и создать на Би-би-си-1 новую интерактивную программу для учета мнения аудитории.

По свидетельству печати, робкая и осторожная позиция нового руководства Би-би-си вела к тому, что интервьюируемые государственные чиновники начали грубо и пренебрежительно обращаться с корреспондентами Би-би-си. Эта позиция встречала сопротивление и со стороны сотрудников Би-би-си. Так, в феврале 2004 г. министр обороны Джеффри Хун заявил в интервью корреспонденту "Рейдио-4", что не видел в газетах сообщений, будто бы в досье Келли утверждалось, что Ирак может в течение 40 минут применить ОМП против британских военных баз на Кипре. Сотрудники радиостанции тут же передали в эфир отрывок из показаний Хуна перед комиссией Хаттона, где он признал, что видел такие сообщения. После этого руководство заставило радиостанцию зачитать "разъяснение" на 200 слов по поводу происшедшего "недоразумения". Но через несколько дней на той же радиостанции ведущий программы "Сегодня" иронически напомнил, что новый председатель Би-би-си лорд Райдер за семь лет пребывания в палате лордов, до "дела Келли", не сказал ни слова. Это сообщение шло на фоне мелодии песни "Молчание - золото".

В конце февраля представители 40 профсоюзов, действующих на Би-би-си, собрались, чтобы обсудить планы лоббирования парламента под лозунгом "Руки прочь от Би-би-си!". Аббревиатура "ВВС" получила теперь новое истолкование "Beyond Blair's control" ("Вне контроля Блэра"). Группа ведущих журналистов Би-би-си, включая Джона Симпсона, редактора отдела мировых событий, Джона Хэмфриса, редактора программы "Сегодня", Джеффри Ренделла, редактора отдела деловых новостей, и Джереми Паксмена, ведущего программы "Ночные новости", направили лорду Райдеру письмо с требованием прекратить бесконечные извинения, ставящие корпорацию в унизительное положение и не способствующие хорошему журнализму.

Тем не менее, до середины марта руководство Би-би-си продолжало слушания по работе отдельных журналистов из подразделения новостей и актуальных программ. Некоторые из них потеряли работу, других заставили посещать специальные двухнедельные семинары, где их учили "беспристрастности мышления" и отказу от "леволиберальных предубеждений", якобы свойственных ранее журналистам Би-би-си. Большинство посещавших их, по сообщениям печати, относились к ним с достаточной долей иронии и скепсиса. Тем не менее, опрос, проведенный управлением коммуникации в конце апреля, показал, что общественность по-прежнему любит актуально-общественные программы Би-би-си, такие как "Панорама" и "Время вопросов".

В феврале в печать просочились наброски правительственной Зеленой книги о будущем Би-би-си, которая должна была стать первым шагом к пересмотру Хартии в 2006 г. Один из вариантов будущего корпорации, приведенных там, привел в ужас Грега Дайка, который после происшедших событий уехал в Южную Африку писать о них книгу. Этот вариант предусматривал раздел Би-би-си на английскую, шотландскую, валлийскую и североирландскую вещательные компании, а также отделение телевидения Би-би-си от ее радиовещания. Это означало бы конец Би-би-си как мировой корпорации. Согласно другому варианту, Би-би-си должна была быть подчинена либо новому государственному контролирующему органу - Управлению коммуникации (Офком), известному своей близостью к правительству, - либо специальному парламентскому комитету. В том и другом случае она лишилась бы независимости, зафиксированной в ее Хартии с самого основания. И, наконец, был еще один вариант, который в свое время отвергла даже Маргарет Тэтчер: сделать Би-би-си чисто культурным институтом, который готовил бы только такие программы, от которых практически отказываются коммерческие телевидение и радиовещание. В черновике Зеленой книги было также предложение лишить Би-би-си тех каналов, которые не могут считаться полностью отвечающими задачам общественного вещания (например, молодежный телеканал Би-би-си-3). Члены правительства явно желали видеть программы Би-би-си более образовательными и рассчитанными на высшие слои общества. Что касается абонентской платы, то предлагалось изымать пятую часть ее для субсидирования программы общественного назначения на коммерческих телевидении и радиовещании. Слабость этого предложения, по мнению некоторых политиков, состояла в том, что оно оставляло правительству решать, какие программы могут производиться на общественные деньг, а какие - нет.

Одновременно с этим заседала комиссия вещателей под руководством Дэвида Элстейна, которая в своем докладе предложила полностью отменить абонентную плату и субсидировать всех общественных вещателей (Би-би-си, четвертый канал и тех, которые еще могут появиться) путем взимания с населения определенного налога, распределяемого специальным управлением вещания. Часть денег направлялась бы, опять-таки, на программы общественного характера на коммерческих телевидении и радиовещании. Остальные программы Би-би-си должны были, по замыслу комиссии Элстейна, субсидироваться путем подписки.

В апреле 2004 г. был, наконец, назначен новый руководитель Би-би-си, который в мае приступил к исполнению обязанностей. Им стал не лорд-консерватор, как предполагалось ранее, а беспартийный Майкл Грейд, бывший исполнительный директор четвертого канала. Эта кандидатура в общем устроила всех: и консерваторов, не желавших усиления влияния лейбористов на Би-би-си, и сторонников независимости корпорации, так как Майкл Грейд уже возглавлял общественный канал британского телевидения и прославился как упорный защитник его независимости и верности первоначальному кредо, заложенному при его основании. Кроме того, Майкл Грейд был старым знакомым Грега Дайка, с которым они вместе работали на "Лондон уикэнд телевижн", и обозреватели не исключали возможности того, что Грейд вновь возьмет Грега Дайка на должность генерального директора. Однако новым генеральным директором был назначен в июне Марк Томпсон, который с 2001 по 2002 год занимал пост директора телевидения Би-би-си, а потом возглавлял администрацию четвертого канала.

Летом 2004 г. правительство провело исследование общественного мнения, показавшее, что общественность обеспокоена снижением качества программы Би-би-си, увеличением числа повторов и дешевых развлекательных программ, особенно телевизионных игр и "реалити шоу". Наиболее сильной критике подверглись два основных телеканала Би-би-си: Би-би-си-1 и Би-би-си-2. По поводу последнего, имеющего статус культурного канала, канала для образованного общества, один из телезрителей сказал, что перенос на нем всех по-настоящему интеллектуальных программ на поздние вечера является "актом культурного вандализма".

Руководство Би-би-си ответило на все предупреждения, связанные с приближением срока пересмотра Хартии, объявлением в декабре 2004 г. плана широких реформ, с которым выступил генеральный директор Марк Томпсон. Согласно этому плану, получившему одобрение Совета попечителей во главе с Майклом Грейдом, в ближайшее время число служащих Би-би-си должно было сократиться почти на 20% (с 28 до 22 тыс человек). При Греге Дайке оно увеличилось на две тысячи.

Из этих сокращаемых шести тысяч половина должна была просто уйти, а другой половине должна была быть предложена альтернатива в виде переезда в Манчестер, куда руководство намеревалось перевести часть спортивных и детских программ Би-би-си (в частности, спортивные радиостанции "Рейдио-5 лайв" и Би-би-си спорт", футбольную программу "Матч дня" во главе с ее ведущим Гэри Линекером, детскую программу "Блю Питер" и частично детские каналы "Сибибиз" и "Си-Би-би-си"). Это должно было быть сделано в рамках программы децентрализации производства программ, приближения его к северным регионам. Эта программа должна была обойтись в 500 млн ф.ст. в течение 10 лет. 50 млн из них Би-би-си рассчитывала получить от Агентства развития северо-западных территорий.

Кроме того, предполагалось продать часть коммерческих подразделений корпорации (например, "Би-би-си бродкаст", занятое подготовкой специальных брэндов и титров для глухих, а также ведающее сайтами Би-би-си в Интернете, и "Би-би-си ризорсис", производящее костюмы и различное оформление для программ Би-би-си). "Би-би-си бродкаст" предполагалось продать французской фирме "Томсон" за 100 млн ф. ст., а "Би-би-си ризорсис", принесшая в 2003 г. 7 млн ф. ст. дохода, должна была стать самостоятельной фирмой. Это вызывало обвинения в адрес Би-би-си, что общественная корпорация вскормила "коммерческого монстра".

Часть служб (например, производство книг, Ди-ви-ди, видео- и аудиокассет) должна была начать субсидироваться путем заключения контрактов с коммерческими фирмами. Однако от плана полной продажи всего коммерческого звена Би-би-си - "Би-би-си уорлдуайд" - администрация отказалась после проведения тщательного расследования специальной комиссией во главе с Джоном Смитом, ставшим после этого главой "Би-би-си уорлдуайд".

Разумеется, меры экономии не могли обойтись и без предложений по сокращению управленческого аппарата. что должно было, по замыслу авторов проекта, дать экономию в 300 млн ф. ст. в год.

Все эти меры экономии и коммерциализации преследовали цель по утверждению руководства, "создания из корпорации боевой колесницы", способной выдержать предстоящие испытания в виде конкуренции со стороны большого числа коммерческих телеканалов и радиостанций, развития новых технологий и усиления давления со стороны правительственных органов. Объясняя эти меры, Марк Томпсон заявил, что в прошлом, при Джоне Берте, ежегодные сокращения штатов подрывали моральный дух сотрудников, и поэтому он решил произвести все необходимые перемены сразу, одним решительным шагом.

Тем не менее, недовольство все же началось. По свидетельству печати, многие сотрудники Би-би-си чувствовали себя "преданными" корпорацией. Предсказывали, что Би-би-си в ближайшие годы может лишиться многих талантливых журналистов, производителей и ведущих программ и других служащих, которые не захотят переезжать в Манчестер. Однако планом Томпсона остались очень довольны независимые продюсеры, которым в этом плане было обещано увеличение закупок их продукции еще на 25% (25-процентная квота на продукцию независимых продюсеров на Би-би-си и Ай-ти-ви была официально установлена еще парламентским актом 1990 года). Кроме того, они рассчитывали, что часть уволенных или ушедших из Би-би-си сотрудников перейдет на работу к ним.

Но план Томпсона имел и еще одну подоплеку. Многие сторонники улучшения качества программ Би-би-си (как внутри, так и за пределами корпорации) увидели в нем возращение к качественной журналистике, так как сэкономленные средства предполагалось направить на новостные и актуально-общественные программы, такие как "Панорама", "Новости в 10 часов" и "Ночные новости" на Би-би-си-1, и "Сегодня" на "Рейдио-4". Предполагалось уменьшение числа повторов и дешевых развлекательных шоу, от которых устала аудитория.

Предполагалось также увеличение производства региональных программ. В частности, на 70 млн ф. ст. должно было увеличиться производство телефильмов и телесериалов за пределами Лондона. Однако подразделение новостей и актуально-общественных программ также должно было претерпеть сокращения на 15% (350 из 3 тыс занятых в этом подразделении).

План Томпсона предполагал также создание новых телеслужб. Одна из них должна позволить всем, имеющим выход на широковолновый Интернет, смотреть бесплатно любую программу с любого канала Би-би-си за предыдущую неделю. Другая, ориентированная преимущественно на школьников и студентов, позволит им заказывать программы из обширного радио- и телевизионного архива Би-би-си.

Однако многие сомневались в эффективности предложенных реформ. Так, в передовице газеты "Обсервер" от 12 декабря 2004 г. под названием "Защитить Би-би-си" говорилось: "Вместо того, чтобы заносить нож над ресурсами и персоналом Би-би-си, необходимо позаботиться о защите ее независимости и о правильной стратегии решения проблем за счет сокращения действительно ненужных бюрократических звеньев". Передовица "Обсервера" назвала предложенные реформы "бессмысленными" и льющими воду на мельницу тех, кто ставит под сомнение самую необходимость общественного вещания. Ряд ответственных работников Би-би-си тоже выразил сомнение в успехе этих реформ. Некоторые считали, что все сэкономленные средства будут съедены переходом на дорогостоящую новую технологию.

И, наконец, были и такие, кто видел во всем этом лишь косметическую меру, необходимую для того, чтобы выиграть битву за пересмотр Хартии в 2006 г., представив Би-би-си как исправляющую ошибки прошлого и повышающую эффективность корпорацию, что дало бы возможность сохранить принцип субсидирования через абонентную плату до 2016 года.

Так или иначе, но предполагалось, что конкретизация плана Томпсона должна была произойти не ранее марта 2005 г. и в ней еще должны были сказать свое слово профсоюзы занятых на Би-би-си служащих.

Ай-ти-ви после объединения

В коммерческом эфирном телевидении Великобритании в 2004 г. также произошло знаменательное событие: в феврале было официально объявлено об объединении двух крупнейших остававшихся компаний: "Карлтона" и "Гранады" - в единую компанию Ай-ти-ви, которой теперь принадлежали все региональные лицензии на коммерческое эфирное телевидение, кроме трех ("Скоттиш телевижн", вещающей на Шотландию, "Ольстер телевижн", вещающей на Северную Ирландию, и "Ченнел телевижн", вещающей на острова в проливе Ла-Манш). Таким образом, официально завершился период концентрации и монополизации британского коммерческого эфирного телевидения, начавшийся и проходивший в 90-е годы, по истечении которого 12 из 15 региональных лицензий на коммерческое эфирное телевидение стали принадлежать одной компании. Естественно, что пресса заговорила о конце регионализма в британском телевидении, хотя руководство объединенной Ай-ти-ви обещало по-прежнему уделять внимание региональным программам.

Председателем правления объединенной Ай-ти-ви стал Питер Берт, бывший исполнительный директор Шотландского банка. На вопросы корреспондентов, как банкир может управлять телекомпанией, он отвечал, что, разумеется, не собирается сам делать программы, а будет отвечать лишь за коммерческую сторону предприятия. Исполнительным директором, вопреки ожиданиям, остался Чарльз Аллен, бывший исполнительный директор "Гранады", хотя многие думали, что его в конечном счете постигнет та же участь, что и бывшего председателя "Карлтона" Майкла Грина, снятого в 2003 г. с поста по требованию акционеров.

Как и ожидалось, после объединения начался процесс рационализации производства, устранения "лишних" звеньев. Уже в феврале закрылась телестудия в Ноттингеме, в результате чего потеряли работу 700 человек. Объединение позволило "Карлтону" и "Гранаде" сэкономить, отказавшись от дублирующих друг друга предприятий и от конкурентной борьбы.

Тем не мене, рейтинги Ай-ти-ви в 2004 г. опустились на 6% по сравнению с 2003 г. По данным на август, на Ай-ти-ви приходилось 22,7% аудитории британского телевидения (по сравнению с 23,4% в 2003 г.). В то же время у Би-би-си -1 было 26% аудитории (больше, чем при Греге Дайке). Летом 2004 г. Би-би-си потеснила Ай-ти-ви за счет показа Олимпийских игр, на которые она имела эксклюзивные права, в четвертый канал - за счет показа популярного реалити-шоу "Большой брат". Но осенью Ай-ти-ви удалось вновь поднять рейтинг в "прайм-тайм" до 31% аудитории благодаря появлению нового популярного интерактивного шоу "Я знаменитость - выгоните меня отсюда", собравшего 8-миллионную аудиторию.

Практика показывает, что именно интерактивность, возможность нажать на красную кнопку и вмешаться в происходящее, привлекает зрителей и удерживает их от того, чтобы переключить телевизор на другой канал. Вместе со спонсорством интерактивность становится для коммерческих вещателей основным источником доходов, так как реклама начинает утрачивать свое значение ввиду того, что новейшие видеомагнитофоны позволяют записывать программы и просматривать их без рекламных вставок, которые при прокручивании на магнитофоне автоматически вырезаются. К тому же, недобор в рейтингах аудитории вынудил Ай-ти-ви в 2004 г. выплатить рекламодателям около 100 млн ф. ст. неустойки, полагающейся им по заключенному соглашению.

Неудачи в аналоговом телевещании Ай-ти-ви старается компенсировать успехами в цифровом. В 2004 г. цифровой канал Ай-ти-ви-2 увеличил аудиторию, а в ноябре появился новый канал Ай-ти-ви-3, который сразу же обогнал молодежный канал Би-би-си-3, собрав 1,2% телеаудитории. Новый канал был посвящен показам старых серий наиболее популярных сериалов Ай-ти-ви, а также повторам лучших документальных и художественных фильмов прошлых лет. Для этого использовались архивы "Карлтона" и "Гранады", содержащие более 1,5 тыс программ. Днем шли повторы старых серий "Коронейшн стрит", "Эммердейла", "Инспектора Морса" и других, а вечером - сериалов "Крэкер", "Холодные ноги", "Главный подозреваемый", "Возвращение в Брайдсхед" и др. По мнению исполнительного директора Ай-ти-ви Чарльза Аллена, основную аудиторию Ай-ти-ви-3 будут составлять люди средних возрастов: старше, чем аудитория Ай-ти-ви- 2 (от 16 до 34 лет).

С февраля 2004 г. руководство Ай-ти-ви вело переговоры о постановке Ай-ти-ви-3 на платформу "Скай диджител" спутниковой компании Би-скай-би Руперта Мэрдока. Это означало бы сделать его подписным, так как по имеющемуся соглашению каналы Ай-ти-ви, вещающие через Би-скай-би, должны финансироваться за счет подписки с выплатой в пользу Би-скай-би ежегодных отчислений в 17 млн ф. ст.36. Однако сумма эта слишком велика для Ай-ти-ви, и в конце года между Алленом и исполнительным директором Би-скай-би Джеймсом Мэрдоком начались переговоры о ее сокращении. Сделать эти каналы открытыми означало бы пересмотр всех действующих соглашений, поэтому Ай-ти-ви-3 было решено пустить через открытую платформу "Фривью", принадлежащую Би-би-си, и через кабельные каналы. Субсидироваться он будет за счет рекламы.

Объединение компаний Ай-ти-ви поставило в невыгодное положение малые эфирные каналы Великобритании - четвертый и пятый. Сразу после него, в феврале, между ними начались переговоры о продаже рекламы, и ходили слухи, что они могут объединиться, дабы противостоять объединенной Ай-ти-ви. Однако для этого необходимо изменить статус четвертого канала, управляемого назначаемой общественной администрацией и действующего на основе специального государственного положения. Но государству невыгодно было бы лишать его статуса, так как оно может его просто приватизировать и получить от этого дополнительный доход в виде отчислений за лицензию.

Тем временем четвертый канал продолжал терять аудиторию. В 2004 г. он потерял 13% аудитории, и к концу года его рейтинг опустился до 8% всей телеаудитории. Администрация канала старается поправить положение за счет расширения показа реалити-шоу "Большой брат", основанного на показе событий скрытой камерой. Летом 2005 г. его намерены показывать чуть ли не круглые сутки. Закуплено также популярное американское шоу "Отчаявшиеся домохозяйки". Вернутся на четвертый канал и его старые фавориты: программы "Плюющийся образ" и "Доктор Кто".

Развитие цифрового телевидения

На спутниковой компании Би-скай-би год, прошедший после назначение в ноябре 2003 г. сына председателя ее правления Руперта Мэрдока - 30-летнего Джебмса Мэрдока - исполнительным директором прошел, в общем, успешно. Хотя и не удалось достигнуть поставленной цели в 8 млн проданных антенн для приема цифровых каналов платформы "Скай диджител", число которых достигало уже трехсот, но их количество увеличилось почти на 100 тыс, в то время как цена антенны для приема "Скай диджител" упала до менее 100 ф. ст.

За год Би-скай-би потратила 450 млн ф. ст. на инфраструктуру и 50 млн (в полтора раза больше, чем за предыдущий год) на маркетинг. Все это, по мнению обозревателей, говорит о серьезности намерений Джеймса Мэрдока и опровергает слухи о том, что его назначение преследовало цель подорвать положение компании и дать возможность Руперту Мэрдоку вновь приватизировать ее (сейчас ему принадлежит лишь 35% акций компании).

К концу 2004 г. на Би-скай-би приходилось более 7 млн подписчиков цифрового телевидения (аналоговых каналов на "Скай диджител" нет с 2001 года). 4 млн подписчиков имела открытая цифровая платформа "Фривью", принадлежащая Би-би-си, и 2,5 млн приходилось на кабельное телевидение. Таким образом, около 14 млн британских семей (более полвины) имели в своих домах цифровое телевидение. К концу 2005 г. Би-скай-би поставила цель достигнуть отметки в 8 млн проданных антенн цифрового телевидения.

К этому следует добавить небольшое количество антенн созданной в марте 2004 г. новой цифровой спутниковой платформы "Топ-ап ти-ви", объединившей 10 каналов. В их число вошли британские каналы с платформы "Ю-Кэй телевижн": "Ю-Кэй гоулд", "Ю-Кэй стайл" и "Ю-Кэй фуд", - а также цифровая версия четвертого канала "Э-4", и американские ("Блумберг", "Дискавери", "Дискавери хоум энд лежер", "Тернер клэссик мувиз", "Картун нэтуорк" и "Бумеранг"). Таким образом, платформа "Топ-ап ти-ви" объединила разнородные каналы: деловой "Блумберг", канал качественных документальных фильмов "Дискавери", канал классических фильмов "Тернер клэссик", канал повторов старых британских сериалов "Ю-Кэй гоулд", потребительские "Ю-Кэй фуд" и "Дискавери хоум энд лежер", канал мультипликации "Картун нэтуорк" и др. Ее создатели - бывший заместитель исполнительного директора Би-скай-би Дэвид Чанс и другой бывший член ее руководства Йен Уэст - исходили из того, что по опросам, основная масса телезрителей смотрит лишь небольшое число спутниковых каналов (12 из 300 каналов Би-скай-би и 5 из 26 каналов "Фривью"). Таким образом, они решили, что, предложив общественности в едином пакете 10 известных и разноплановых каналов, они смогут в течение двух лет приобрести порядка 250 тыс подписчиков. При этом они учли также то, что на руках потребителей осталось около 800 тыс старых декодерных устройств обанкротившейся в 2001 г. платформы "Ай-ти-ви диджител", и решили использовать их для приема своей платформы, став, таким образом, как бы ее преемником. Средства в новое предприятие вложили две инвестиционные компании: американская "Эксес индастриз" и европейская "Кэролайн груп". Пакет каналов "Топ-ап ти-ви" стоит около 8 ф. ст. в месяц.

Би-би-си отреагировала на появление цифрового конкурента отрицательно, мотивируя это тем, что в условиях противостояния спутниковой Би-скай-би телезритель, будучи в растерянности от проблемы, какое из принимающих устройств ("Фривью" или "Топ-ап") приобрести, может отдать предпочтение 300-канальной "Скай диджител". Кроме того, она была недовольна тем, что за дополнительную плату подписчикам "Топ-ап" предлагался также эротический "Фэнтези ченнел", принадлежащий Ричарду Десмонду. Однако "Топ-ап" можно принимать и через декодер "Фривью", вставив туда специальную "карточку доступа".

На "Фривью" число каналов к концу 2004 г. достигло 28. С 27 сентября добавился американский развлекательный канал Эй-би-си-1. Это был первый американский канал на открытом британском телевидении. Он вещал с 6 ч. утра до 6 ч. вечера и передавал популярные американские сериалы ("Главная больница", "Снова и снова", "Шесть футов под" и др.), а также потребительские программы типа "Благоустраивая свой дом". А в ноябре добавился уже упоминавшийся канал Ай-ти-ви-3.

Средства массовой информации ФРГ.

В Германии имеются свои медийные особенности. Сюда относится подчеркивание суверенитета земель в области культуры и телерадиовещания или параллельное существование публично-правовых и частных СМИ, что характерно далеко не для всех стран, но вполне обычное явление для Европы. Что касается свободы печати и свободы слова, то здесь у Германии хорошие позиции по сравнению с другими странами. Плюрализм мнений обеспечен, плюрализм информации налицо. Печать не находится в руках правительств или партий, она находится скорее в руках частных медийных компаний. В процесе демократизации Германии после Второй мировой войны была внедрена система публично-правового телерадиовещания по британскому образцу (Би-Би-Си). Телерадиокомпании были основаны как учреждения публичного права, финансируемые за счет сборов за пользование радиоприемниками и телевизорами. В 80-е годы к ним добавились частные телекомпании. Вот уже более полувека свобода печати и свобода слова в Германии охраняются конституцией. Конституционное понимание свободы печати и комуникации отражает статья 5 Основного закона: "Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. (...) Цензуры не существует". В целом структура германских СМИ объясняется специфическими условиями, существовавшими в недавней германской истории. Поворотные моменты в XX веке Германия переживала с разрывом в менее чем 30 лет: демократизация, Первая мировая война, Веймарская республика, "Третий рейх" и Вторая мировая война, конфликт между Востоком и Западом и "холодная война", студенческие бунты и воссоединение Германии; все они всегда были связаны и с медийным аспектом и были бы даже немыслимы без средств массовой информации.

Наряду с книгой вот уже 500 лет существуют газета и журнал, СМИ, которые в плане содержания, формы и распространения постоянно, правда, модернизировались, однако по своей основной структуре - несмотря на появление все новых СМИ - остались сравнительно такими же. Как и прежде печать - это глубокий анализ и раскрытие подоплеки, определение тем и оценка. Вместе с частичным распылением прочных идеологических убеждений в рамках классического спектра "левый-правый" частично исчезла и однозначная политическая направленность прессы. Некоторые газеты по-прежнему считаются весьма влиятельными, например, такие высококачественные надрегиональные газеты, как "Франкфуртер альгемайне", "Зюддойче цайтунг" или "Цайт".

Для германского газетного рынка характерны большое разнообразие названий и сильная региональная дифференциация. Наряду с 335 местными и региональными ежедневными газетами существуют 10 надрегиональных, 10 высококачественных газет и 9 таких, которые можно отнести скорее к категории бульварных. Среди последних выдающуюся роль играет "Бильд" (продаваемый тираж - около 3,2 млн. экземляров), являющаяся единственной надрегиональной бульварной газетой. Совокупный тираж всех почти 350 германских ежедневных газет составляет около 25 млн. экземпляров в день. Однако с финансированием классической ежедневной прессы дела обстоят сложно. Молодое поколение читает меньше газет; доходы от рекламы, важной финансовой опоры прессы, из-за глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. заметно сократились. За информацией многие все больше обращаются к интернету, который сегодня стал ведущим СМИ почти для всех возрастных групп. Около 70 проц. всех немцев сегодня подключены к интернету, столько же регулярно читают ежедневную газету.

Наряду с традиционными журналами для широкой публики на германском журнальном рынке появляется все больше журналов по интересам. Почти 1500 журналов, предназначенных для широкой публики, имеют совокупный тираж около 114 млн. экземпляров в среднем за квартал. К популярнейшим журналам относятся "Штерн" и "Шпигель", которые являются активной стороной в общественной дискуссии или сами уже были темой важных дебатов. По своему большому влиянию в долгосрочном плане на общество выделяется, пожалуй, политический еженедельник "Шпигель". Крупнейшими издательствами, выпускающими журналы для широкой публики, являются Heinrich-Bauer-Verlag, Axel-Springer-Verlag, Burda и Gruner+Jahr из концерна Bertelsmann. Springer и Bertelsmann - это одновременно медийные предприятия, которые благодаря обладанию и успешно действующими радио- и телекомпаниями имеют миллиардные обороты. Тем самым они вызвали дискуссию по поводу концентрации в своих руках СМИ и возможностей влияния на общественное мнение с помощью самых различных СМИ.

Правда, раздаются голоса, которые считают, что плюрализм мнений автоматически обеспечивается за счет интернета. Здесь наряду с популярными интернет-версиями печатных изданий, например, Spiegel.de, bild.de или FAZ.NET имеется необозримый спектр информационных сайтов и сайтов для выражения своего мнения. Для издательств возникает опасность взаимного каннибализма печати и интернета, хотя только малая часть читателей/пользователей накладываются друг на друга. С другой стороны, смесь, состоящая из институциализированных и неформальных источников, гарантирует многообразие. И соответственно вызовы для качественной журналистики в печатных СМИ в меньшей мере лежат в плоскости тенденций к монополизации прессы и в большей - в вопросах рефинансирования того или иного органа печати. То, что качественная журналистика не неизбежно связана с печатными СМИ, доказывает пример theeuropean.de.

Благодаря Сети размываются границы между различными медийными формами, между институционализированной и неформальной коммуникацией. Тем самым и между персонифицированной и массовой коммуникацией, т.е между коммуникацией, нацеленной на конкретного индивидуума и на всех. Одновременно - в том числе и в печатных изданиях - наряду с материалами профессиональных журналистов появились непрофессиональные источники: материалы "читателей-репортеров", вездесущие фото, сделанные цифровыми фотоаппаратами и мобильниками, и мнения заинтересованных пользователей. В этом плане современная журналистика во многих отношениях конвергентна и интерактивна.

Правда, традиционные, профессионально сделанные продукты печати, радио и ТВ и в новом виде играют центральную роль в создании медийного контента. Однако молодым людям более надежными и привлекательными кажутся социальные сети - сообщества. Наибольшим успехом пользуются немецкоязычные Facebook, MySpace, StudiVZ и SchulerVZ. Вместе с блогами и платформами для микроблогов типа Twitter они превратились в цифровую общественность, растущую стремительными темпами и все больше вмешивающуюся в формирование общественного мнения.

Богатство медийного ландшафта по-прежнему проявляется в сфере традиционного радио и ТВ. Родившись в 20-е годы (радио) или в 50-е годы (телевидение) в качестве публично-правовых программ, в конце 80-х они образовали пестрый спектр дуальной системы, состоящей из публично-правовых и частных телерадиокомпаний. Сегодня между собой конкурируют около 430 радиостанций, имеющих в основном местный или региональный характер.

Телевидение подразделяется на публично-правовое и частное, надрегиональное и региональное, полнопрограммное и тематическое. По мировым и европейским меркам Германия имеет одни из крупнейших публично-правовых (ARD и ZDF), финансируемых за счет сборов, и частных бесплатных (RTL, SAT.1, ProSieben) телерадиокомпаний, а также платную телекомпанию sky. Полные программы предлагают всю палитру тележанров: новости, фильмы, сериалы, шоу, спортивные передачи. Тематические каналы подразделяются на информационные (n-tv, N24), музыкальные (VIVA, MTV) и спортивные (DSF). В зависимости от технической платформы (наземной, спутниковой, кабельной, широкополосной, мобильной) и от системы приема - аналоговой или цифровой - можно принимать сотни немецкоязычных и иностранных каналов, например CNN, BBC или TV5 и свыше 20 публично-правовых национальных телепрограмм. Это - два главных общенациональных канала ARD и ZDF и региональные программы, транслируемые по всей стране, например WDR, MDR, BR, а также специализированные программы, например преимущественно политический информационно-документальный канал Phoenix или детский канал KIKA. Кроме того, имеются три интернациональных ресурса: Deutsche Welle, вещающая на заграницу, германо-французский канал arte и германо-австрийско-швейцарский культурный канал 3sat. Наряду с базисным обеспечением населения услугами ТВ и определенными законом задачами, касающимися программ, другими существеными задачами публично-правовых телерадиокомпаний является сохранение политической и экономической независимости. Большое значение имеет и осуществляемая ими параллельно интернет-активность. Правда, при этом всегда возникает угроза конфликта с "частниками", которые опасаются перекосов в конкуренции из-за сильного рыночного влияния "субсидируемых" компаний. Публично-правовые телерадиокомпании испытывают на себе нажим и в том плане, что все меньше молодых людей обращаются к их программам. И хотя из-за наличия интернета и мобильной коммуникации поведение пользователей порой сильно меняется, Германия по-прежнему имеет один из самых многообразных и многогранных традиционных медийных ландшафтов: свободный, плюралистичный, взыскательный, интересный, ориентированный на национальную и интернациональную публику.

Средства массовой информации Италии.

Газеты и журналы

Итальянцы читают газеты меньше, чем во многих других странах, причем на севере Италии читают больше, чем на юге. Газеты выпускаются по областям, но некоторые издания распространяются в общенациональном масштабе. Все газеты имеют политические симпатии, и об этом полезно кое-что знать

Наибольшие тиражи из итальянских газет имеют "Репубблика" (Repubblka), которая издается в Риме и придерживается левоцентристского направления; миланская "Коррьере делла Сера" (Corriere della Sera), имеющая правоцентристскую ориентацию и английский отдел, и более центристская "Итали Дейли" (Italy Daily). Влиятельна также газета итальянских коммунистов "УнитаЬ (L'Unitd), хотя читают ее меньше. Важны и некоторые региональные газеты, в том числе флорентийская "Национе" (La Nazione), туринская "Стамш" (La Stampa), римские "Темпо" (В Tempo) и "Мессаджеро" (11Messagero), генуэзская "Секоло ХГХ> (71 Secolo XDQ и издающаяся в Катании "Сицилия" (La Sicilia). Главный итальянский новостной журнал - "Эспрессо" (L'Espresso).

В крупных городах можно купить журналы на английском языке. В гостинице можно спросить ежемесячные журналыTime Out Rome, Where Rome viA Ghest in Milan, хотя обычно они расходятся очень быстро. Частных газетных киосков в Италии мало, но в городах повсюду есть государственные киоски (edicole). Именно в них итальянцы покупают популярные еженедельные журналы с компакт-дисками или видеокассетами на любые темы.

Хорошо представлена в Италии международная пресса. "Нью-Йорк Геральд Трибьюн" (The New York Herald Tribune)- одна из самых популярных газет. Широко читается также еженедельный журнал новостей "Экономист" (Economist).

Радио и телевидение

Аудитория итальянского радио составляет около 35 млн человек. Со времени отмены государственного регулирования в 1976 г. число радиостанций в стране выросло примерно до двух с половиной тысяч. Государственное радиоRAI имеет три канала, два из которых передают легкую и поп-музыку, а третий (Radio 3) - дискуссионные программы и классическую музыку. Из коммерческих радиостанций итальянскую и международную музыку можно услышать на "Радио Италия" (Radio Italia), "Радио Глобо" (Radio Globo) и "Радио ГрТ" (Radio DJ).

На английском языке в Италии вещает Всемирная служба Би-би-си (ВВС World Service). Если у вас есть доступ к спутниковому телевидению в Италии, вы можете принимать каналы 1, 2, 3 и 4 Би-би-си, а также радиостанции "Радио Канада", "Радио Австралия" и "Голос Америки".

Телевидение

Итальянцы смотрят телевидение больше почти всех европейских народов (в среднем около 4 часов в день), уступая в этом отношении только португальцам и британцам. Опросы показывают, что 90% итальянцев смотрят те или иные телевизионные программы каждый день и большинство из них узнают новости именно по телевидению. Кабельного телевидения в Италии почти нет, зато широко используется спутниковое телевидение (см. ниже) со спутника Astra. Зарубежные программы дублируются на итальянский язык. Программы со сценами жестокости и насилия и сексуальными сценами запрещено показывать с 7:00 до 22:30. Итальянцы первыми ввели "микросхему защиты от жестокости" (*violencechip*), отфильтровывающую программы со сценами насилия, когда телевизор смотрят дети.

До 1976 г. все телевизионные каналы были государственными и подвергались церковной цензуре. После приватизации Италия обзавелась шестью главными телевизионными станциями и несколькими сотнями малых. Три из шести основных наземных телевизионных станций - RAI 1, RAI 2 и RAI 3 - принадлежат государству. Государственные каналы охватывают около половины постоянных телезрителей.

Главными коммерческими телевизионными станциями - Italia I, Rete 4 и Canale - владеет компания MediasetСильвио Берлускони, и его каналы охватывают около 50% итальянских телезрителей. Оставшиеся 10% зрителей смотрят программы примерно 900 местных телевизионных станций.

Программы итальянского телевидения не отличаются особо высоким качеством. Однако главная з проблема состоит в том, что в стране, где общественное мнение формируется телевидением, весь частный сектор телевидения принадлежит одному человеку, являющемуся при этом лидером политической партии.

Спутниковое телевидение

В Италии очень популярно платное телевидение, число абонентов превышает миллион. Достоинством и платного, и спутникового телевидения является намного более широкая возможность доступа к программам на английском языке. При этом аудио-канал doppio позволяет вызвать оригинальную английскую звуковую дорожку. Возможен также прием ВВС WorldTV и других англоязычных каналов, например CNN.

13 Типология зарубежной прессы.

Довольно просто: вечерняя и дневная; выходная и будничная.

15Особенности глобализации СМИ в современном мире.

Человечество XXI века не успевает детально анализировать процессы, в которые его стремительно ввергла глобализация, Трансформация всех сфер жизнедеятельности стала константой третьего тысячелетия, поэтому вникнуть хотя бы в суть тех перемен, которые касаются профессиональных сообществ, необходимо. Это поможет вписаться в новые конфигурации, найти новые формы своего собственного существования и участия в процессах глобализации. Мир "сжался" до размеров деревни, пусть и глобальной, как определил эту виртуальную планетарную трансформацию канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн. И в то же время самая обычная деревня получила возможность вместить в себя огромный мир: виртуально раздвинуть границы своей территории, стать участницей всех процессов - политических, образовательных, медицинских, военных. Глобализация подобно огромной воронке продолжает втягивать в себя всех, даже тех, которые считают, что мировые перемены их не касаются. Эта эпоха задала сообществу планеты Земля новые направления развития.

Глобализация, как известно, представляет собой непрерывный процесс воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность отдельных стран. В результате, мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов - в целом. Средства массовой информации в данном процессе являются как фактором, влияющим на него, так и основным каналом, по которому передаются информационные потоки, формирующие систему взаимосвязанности всего мира.

Новые условия ставят иные, чем прежде, задачи перед СМИ, диктуя им другие "правила игры", поэтому осознание журналистским сообществом стремительных трансформаций СМИ в системе глобального мира приобретают особую актуальность в начале второго десятилетия XXI века. Это одна из основных адаптем, требующих детального и в то же время оперативного осмысления, потому что это позволит выстроить алгоритм развития отдельных СМИ и не утонуть каждому отдельному "кораблику" в море коммуникаций. Адаптема (по определению аналитика Андрея Мирошниченко) - ключевой фактор неизбежных изменений, осознание которого позволяет привыкнуть к будущему и управлять настоящим. Именно такая адаптация и нужна современным СМИ, когда идут апокалипсические споры о близкой кончине традиционной журналистики, задачей которой являлось внедрение в сознание непреходящих нравственных ценностей и основополагающие принципы которой якобы должны полностью вытеснить новые задачи, диктуемые "обитателями" социальных сетей. Поэтому очень важно понять особенности современного развития медиасферы, вписаться в них, обходя "рифы", и попытаться найти верный курс.

Рождение глобального мира неизбежно привело и к появлению глобальных СМИ, в том числе и печатных. Их мало, но зато они играют важную роль в медиасообществе. Wall Street Journal, Financial Times, USA Today, International Herald Tribune - это не просто газеты-гиганты, это мировые бренды. Они говорят с миром на английском языке. На других языках газет "глобального масштаба" нет, и пока их появление не предвидится. Нет такой газеты и на русском языке [2, c. 24]. Но "гулливеров" и не может быть много. Они - своего рода маяки, а уж стоит ли стремиться на их, каждый решает сам. Зачем создавать, скажем, в России аналог USA Today, который прозвали в США "газетным фаст-фудом"? Нашей стране нужна своя газетная пища: Россия - не Америка.

Одна из положительных особенностей глобализации в том, что она влияет на усиление позиций местной малотиражной прессы, повышая ее востребованность, а иногда и влиятельность в небольших городах, районных центрах. Это касается и прессы более локальной, издаваемой для отдельных объединений граждан. В России подобная тенденция выражена достаточно ярко. Поскольку теперь не всегда требуется регистрация издания, то нет препятствий для возникновения газет, журналов с малыми тиражами (до 999 экз.), адресованных узкому кругу читателей.

Набрал силу и журнальный сегмент: специализированные издания заполонили мир. На витринах газетных киосков даже провинциальных городов полным-полно журналов на любой вкус. Многие из таких СМИ чувствуют себя достаточно комфортно, грамотно встроив свой маленький мирок в глобальную конструкцию мира. А вот информационные еженедельники типа "Итогов", "Власти", "Деньги", которые еще сравнительно недавно были популярны среди читателей, сдали позиции, хотя, казалось бы, именно они должны быть на гребне волны, потому что активно участвуют в политических, экономических процессах страны. Но дело в том, что население де-факто не участвует в этих процессах. Стало быть, почвы для появления массовых информационных еженедельников нет: они большинству аудитории не нужны. Пока довольно уверенно идут вперед, хоть и окруженные массой всяческих проблем, "гулливеры" и "лилипуты" медиасообщества. Например, в Красноярском крае 44 городских и районных газеты. Тиражи у всех разные: от трех тысяч до 18000. Но примечательная деталь: большинство газет сибирского региона - долгожители. Они появились на свет в 30-х годах ХХ века и до сих пор являются востребованными на местах как носители исключительно регионального контента. Ни WallStreet Journal, ни International Herald Tribune не смогут рассказать жителям, допустим, Ирбейского района, что же стало причиной трагедии в районном суде, когда водитель одного из сел проник в здание суда с канистрой бензина, облил себя и поджег в знак протеста. Погиб сам, погубил других. Здание небольшое, а выбраться из него смогли не все. Вопросов было много. И ответила на них землякам, да и читателям ряда российских изданий, только корреспондент газеты "Ирбейская правда" Елена Шульгина, проведя детальное расследование причин трагедии.

Глобализация трансформировала и конфигурацию радиовещания. Появление цифрового радиосигнала позволило сделать некий "микс": сегодня без проблем соединяются глобальное вещание и местное, и всё это в "одном стакане" преподносится слушателю. Тенденция почти акселератного роста местного радио объясняется появлением новых условий - удешевлением распространения сигнала, скоростью его передачи через Интернет или спутники связи. Поэтому легко объяснима и метаморфоза радиотипологии. В сегменте происходит заметное уменьшение доли национальных радиовещательных компаний и растет доля местных станций - в диапазоне FM.

Местные российские станции уже заговорили наперебой на отечественном радиопространстве и сейчас пытаются создать собственные сети, в том числе общероссийские. Например, радиостанция "Наши песни" (Екатеринбург) уже давно шагнула к востоку за Уральские горы, а "Эхо Москвы", столкнувшись с проблемой получить частоту в ряде крупных городов (таких как Красноярск), начала распространять сигнал, а стало быть, и свой контент, через Интернет. И не только в пределах России, но и за ее пределами. Это для аудитории даже удобнее, потому что появляется возможность слушать программы "Эха" в любое время, и при необходимости возвращаться к ним. Другая особенность глобализации в радиосфере: "безграничная" свобода общения с аудиторией, когда государственные границы не являются преградой. Раньше на помощь приходили "глушилки", теперь они устарели и морально, и технически.

В типологии телевидения тоже перемены. Правда, разного рода трансформации можно наблюдать, как правило, вне пределов российского телепространства, которое до сих пор болеет "вестернизацией" и, похоже, нескоро избавится от этого недуга, нашпиговывая свои программы сериалами, ток-шоу и прочей продукцией западного образца. Но "смесь французского с нижегородским" напоминает, скорее, жалкую пародию, безвкусицу, нежели эталонный продукт инфотеймента.

В условиях возникновения новых точек на медиакарте мира, неизбежно должно было возникнуть распределение функций, ролей, сфер влияния. Так оно и произошло: обозначилась более четкая разница между кабельным ТВ (КабТВ) и эфирным. В России КабТВ взяло под "опеку" местную аудиторию и стало целенаправленно ориентироваться на ее интересы. В столичном мегаполисе это выразилось в формате районного вещания, в основе которого - блоки местных новостей. На данном фундаменте студии и строят свою деятельность. Правда, локальные программы пока особым разнообразием не отличаются, потому что в главных ньюсмейкерах на таком ТВ - представители властных структур "местного эшелона"...

Печатная пресса России уже давно утратила свои общенациональные параметры. Популярность "больших" газет упала очень резко и влияние их на массы (в том числе и на властные структуры) близко к нулю. Сфера интересов аудитории переместилась в телеэфир. Это объяснимо: далеко не всякий россиянин, живущий, допустим, в селе Ивановка Канского района Красноярского края может выписать даже одну газету - подписка дорогая. Купить в своем селе газету и журнал он тоже не может: до глубинки пресса попросту не доходит. Да и необходимости такой уже нет у абсолютного большинства жителей сельских регионов. Пока до глубинки доберется бумажный вариант, он превращается в "осетрину второй свежести". А вот телепродукт доставляется практически в любую точку России без промедления. К тому же - бесплатно. Поэтому ТВ играет главную роль распространителя информации. Но доставляемый в провинцию телеконтент касается, в основном, событий федерального и мирового значения (бывают репортажи и из глубинки, но в общем потоке это мизер): учитывая размеры страны, федеральные каналы просто не в состоянии предоставить региональным аудиториям информационную картину дня во всей полноте, а уж тем более проанализировать ее. Именно этот недостаток и играет свою положительную роль в развитии и популярности регионального телевидения. В областях, краях и республиках РФ местные телеканалы чувствуют себя достаточно уверенно: дефицита востребованности нет. То же самое касается и маленьких районных телестудий: именно от них люди получают информацию (да еще с "картинкой"), которая касается их территории, они обращают внимания на проблемы, которые федеральное ТВ никогда не будет освещать, ссылаясь на их исключительно локальную значимость.

У Европы сложилась своя - пока достаточно устойчивая - "телемодель". Что будет дальше, покажет время. В распоряжении французской аудитории телезрителей общественно-правовое и частное эфирное ТВ. То же самое можно сказать и о Великобритании. В Германии все эфирное ТВ относится к категории общественно-правового, в то время как спутниковое и кабельное ТВ, в большинстве своем, находится в частном сегменте. Сформировалась и система "разделения труда": общественно-правовое телевидение закрепило за собой освещение политики, в его программах важную роль играют новостные блоки. Под "патронажем" частного телевидения - поп-культура, спортивная жизнь во всем ее разнообразии и обилие рекламы как основного источника существования.

В России ситуация другая: общественно-правового телевидения в стране не было. Правда, в начале 2012 года на политическом Олимпе начались разговоры о том, что такое ТВ необходимо, но это не нашло заинтересованности в обществе, да и специалисты встретили "инновацию" очень скептически. Видимо, представители разных слоев руководствовались "народной формулой": в России что ни создавай - всё равно получится ОРТ. Когда-то общественным российским ТВ (ОРТ) именовали нынешний "Первый канал". Но такой бренд никак не может носить канал, если он на 51 % принадлежит государству, а на 49 % - частному бизнесу [6, c. 24-26]. По всем параметрам типологии это всё-таки государственно-частный канал.

Еще одно отличие России телевизионной от всего мира в том, что на Западе достаточно широко развито не только эфирное ТВ, но также и КабТВ, и спутниковое. То же самое можно сказать и о Поднебесной: Китай в этом плане, хотя там с каждым годом, цензура становится всё жестче, не отстает от Европы. Современные кабельные и спутниковые каналы упор делают на развлекательные программы, которые представляют весь (или значительную часть) сегмента инфотеймента. КабТВ аккумулирует в себе всё - от спорта, новостей до искусства. Это специализированное ТВ. Поэтому можно согласиться с теми, кто утверждает, что такое ТВ имеет все типологические признаки тележурнала для широкой разновозрастной аудитории: для каждого возраста, для любого круга интересов - свои тележурналы. В России КабТВ еще не набрало обороты - по ряду причин: нет мощной армии специалистов-профессионалов, которые могли бы обеспечить огромное количество "точек" конкурентоспособным и, значит, разнообразным продуктом. Придумать что-то свое, что смогло бы привлечь аудиторию, россияне пока не могут. Та же знаменитая "тарелка" НТВ+ выбрала для себя телевизионный "сэконд хэнд", распространяя зарубежные программы или заимствуя что-то у телеканалов "Россия", "Культура", у вездесущего Интернета, но, не утруждая себя созданием собственного продукта.

Роль Интернета в процессе мировой глобализации совершенно особая и переоценить ее трудно: она всеобъемлюща и касается всех сфер жизнедеятельности общества. Влияет она и на типологию, структурные элементы и формы существования СМИ. Интернет, по сути, открыл для любого средства массовой информации, даже самого маленького и удаленного от мегаполисов на огромные расстояния, широкие возможности обращения к глобальной аудитории. Проблема лишь в том, как эту аудиторию заинтересовать своим контентом, но это уже другой вопрос. Главное - путь открыт для всех. И никто не ограничивает СМИ рамками локальных проблем и тем. Даже учебный журнал "Спикер" журфака Сибирского федерального университета (Красноярск) имеет возможность "разговаривать" с мировой аудиторией и встраиваться в глобальную систему СМИ. Подобная возможность и у самых "дальних" газет Таймыра или таёжных районов Красноярья: они открыты всему миру и им доступен весь мир. А небольшая шведская газетка The Lokal находится в рядах изданий, постоянно цитируемых информагентствами и самыми разными СМИ. Место приписки перестало играть роль для завоевания аудитории. Играет роль совсем другое - способность создать оригинальный контент и умение грамотно распространить его. Именно это и позволяет превратиться при "посредничестве" Интернета из местной газеты в широко востребованный канал передачи информации - новостной или аналитической. Сам Интернет как система тоже трансформируется. Это можно увидеть, рассматривая периоды его становления именно как Интернета медийного.

Иван Давыдов, руководитель исследовательского отдела интернет-департамента Фонда эффективной политики (ФЭП), на аналитический доклад которого, сделанный ещё в 2000 году, и по сей день ссылаются исследователи, разделил становление русского медийного Интернета на четыре периода [8, c. 87-92]:

Первый период: от появления первых русских Интернет-ресурсов до конца 1998 года. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке, их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор Интернета.

До 1995 года Интернета в его современном виде в России не существовало. Он был своего рода новой игрушкой, обо всех возможностях которой, многие её обладатели не знали. Русский Интернет в основном использовался в качестве почтовой системы. С 1995 года начинается проникновение ряда российских изданий в сеть. В марте 1995-го вышла первая онлайн-версия печатного издания. Первопроходцем стала "Учительская газета". В октябре 1996 года "Радио1-Петроград" впервые в стране осуществило опыт прямого непрерывного радиовещания через Интернет.

В 1995 году РИА РосБизнесКонсалтинг первым из российских информагентств запускает собственный сервер в Интернете. Туда РБК загнала закрепившаяся за агентством репутация "второразрядного игрока" на рынке информации. Все изменилось во время кризиса августа 1998 года, когда РосБизнесКонсалтинг стал основным источником информации для тех, кто искал в Интернете новости о состоянии фондовых рынков, реакции на кризис в России и за рубежом. РБК мгновенно из аутсайдеров стал самым популярным сетевым информационным ресурсом в сфере экономики, продолжая удерживать эту позицию.

Первый период примечателен и тем, что в Интернете поселилось абсолютное большинство самых популярных тогда печатных СМИ России, в первой тройке были сайты еженедельника "Аргументы и факты" (1997), "Комсомольской правды" и "Известий" (1998).

Второй период: 1999 - начало 2000 года. В медийном секторе ярко выраженный рост активности: впереди выборы в Госдуму РФ (19 декабря 1999 года) и выборы президента РФ (26 марта 2000 года). Неудивительно, что в Интернете появился ряд новых игроков, у которых были свои интересы присутствия на медийном поле. И поскольку резко увеличился объём вложений в развитие интернет-СМИ, именно второй период выдал на-гора большинство интернет-проектов, которые благополучно здравствуют и во втором десятилетии XXI века, что говорит о верных расчетах "проектировщиков", сумевших правильно (может, иногда и на уровне интуиции) создать модель, способную мобильно трансформироваться в любых условиях, не уступая занятых позиций.

1 марта 1999 года вышло в свет первое в РФ ежедневное интернет-СМИ Gazeta.ru и довольно быстро заняло первые позиции в рейтингах популярности, убедительно продемонстрировав, что в Интернете можно создать информационный ресурс, не уступающий по качеству печатным изданиям, но значительно превосходящий их по оперативности.

В том же году интернет-версию запустила "Независимая газета". Это первая крупная ежедневная газета, осмелившаяся полностью публиковать свои материалы, включая тематические приложения, в свободном доступе. Тогда же увидели свет сайты "Коммерсанта", и правительственной "Российской газеты". Начала работу круглосуточная новостная интернет-служба Lenta.ru.

Третий период: с начала 2000 года. Это время "инвестиционного бума". Характерная его черта - на рынок вышли новые игроки, которые не имели определенных интересов в политической сфере. В основном, это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. И еще особо характерная деталь периода - многочисленные попытки реализации в русском Интернете примитивно понятой "американской модели". Впрочем, такие попытки можно наблюдать и в третьем тысячелетии. Но они уже примелькались и потому воспринимаются как "необходимое зло": ведь если есть продукция "от кутюр", значит, это предполагает наличие "ширпотреба".

Началом четвертого периода И. Давыдов назвал 8 сентября 2000 года, когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего периода, - портала "Поле.Ру", канувшего в Лету. Кто теперь о нем знает? Разве что историки Интернета... Уже тогда аналитик высказал предположения, что в будущем сохранится преобладание новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментарийного и смешанного типов; снижение влияния бизнес-групп на медийный сектор. Он оказался прав.

Многие исследователи сходятся во мнении, что традиционные СМИ, приходя в Интернет в середине девяностых ХХ столетия, не совсем осознавали, зачем им это надо, то есть не задавалось вопросом о целесообразности, не думали об экономической модели, целевой аудитории запущенного интернет-проекта. В результате, большинство онлайн-версий работало, по сути, вхолостую. Медиаменеджеры, открывая представительства СМИ в Интернете, не сразу смогли оценить возможности Сети и использовать ее потенциал. С. А. Лукина выделяет следующие типы интернет-СМИ [8, с. 87-92]: он-лайновые издания, работающие исключительно в Сети; электронные версии уже существующих бумажных изданий журналов и газет, газетный формат которых выдерживается лишь отчасти, "ввиду того факта, что период выхода газет, в лучшем случае, составляет один раз в день, а обновление информации на новостных ресурсах происходит постоянно по мере поступления свежих новостей"; сайты телевизионных каналов.

И. Д. Фомичева к интернет-СМИ относит лишь ту группу веб-сайтов, которая занимается периодическим освещением общественных событий, жизни социума, и подразделяет входящие в эту группу информационные ресурсы на текстовые сайты (новостные ленты, газеты, журналы), радио и телевидение [14, c. 82-87].

В. Н. Монахов, предлагает различать среди медийных ресурсов, представленных в Рунете, прежде всего, собственно сетевые издания и сетевые версии традиционных СМИ [10, С. 8]. Далее, но типу представленного контента исследователь подразделяет онлайн-СМИ на две группы, составленные из нескольких подгрупп. Новостные - комментарийные и смешанные. Авторские - редакционные, смешанные.

Немало дискуссий было по поводу, можно ли интернет-издания называть СМИ. Но все споры рано или поздно кончаются... Согласно законодательству РФ регистрация интернет-издания добровольная и необязательная. А вот чтобы обрести статус интернет-СМИ (именно средства массовой информации, а не просто издания), необходимо пройти официальную регистрацию. Сайты, на которых публикуются новости (комментарии, репортажи, рецензии и т.д.), но которые не зарегистрированы соответствующим органом Роскомнадзора, де-юре не являются средствами массовой информации, что, впрочем, не мешает им работать в режиме СМИ.

Новые обстоятельства сформировали и свою специфику взаимодействия интернет-СМИ и социальных сетей. Интернет продолжает наступать. За 2010 год аудитория большинства ведущих телеканалов РФ сократилась, в то время как аудитория ведущих сайтов Рунета получила солидное пополнение [10, c. 12]. Социальные сети, новостные порталы, поисковые системы, агрегаторы новостей обладают особой силой притяжения. Популярность агрегаторов легко объяснима: человек заходит на главную страницу любого поискового портала и сразу видит новостной блок - интригующую аннотацию топ-новостей. Это притягивает читателя. Психологический расчет "поисковиков" оказался верным, но такие порталы не создают собственные новости, они пользуются готовыми заметками, заимствуя их из разных информационных источников. Поэтому поневоле они должны искать союзников среди интернет-СМИ. А те, в свою очередь, понимают, что такой соратник, как социальные сети, поможет им привлечь на свою сторону достаточно большое количество аудитории.

Многие интернет-СМИ уже успели обзавестись собственными страницами в наиболее популярных социальных сетях. Но в рейтинге новостных интернет-СМИ в первую десятку Facebook попали страницы РИА Новости и Вести.ру. В Twitter эти порталы тоже лидируют - занимают 4 и 1 места соответственно. Скорее всего, популярность зиждется не на особом интересе пользователей, а на промо-натиске интернет-СМИ, которые предугадывают перспективы этого сотрудничества. Изменения в сфере интеграции интернет-СМИ с социальными сетями настолько динамичны, что многие просто не успели, как говорится, поймать воздушный поток, чтоб оказаться на высоте. Нет пока и солидной базы чужого опыта, который новички могли бы использовать как своеобразный "стол отрыва". Приходится учиться на своих ошибках, а не на чужих и продвигаться зачастую наугад, рискуя уткнуться в тупик. Однако активный процесс развития медиа без интеграции представить невозможно, тем более что, умело выстроенная, она является залогом успешности. Партнерство социальных сетей и интернет-СМИ выгодно обеим сторонам, вступившим, как и все мировое сообщество, в новый этап информационной эпохи.

Говоря об интеграции, нельзя не отметить еще одну особенность - появление так называемой социальной журналистики, или журналистики участия. Мне кажется, более точной была бы формулировка - журналистика соучастия. Lenta.ru называет это гражданской журналистикой. Но главное не в дефинициях, а в сути явления. Никогда прежде в создании текстов, фотографий, видеосюжетов для профессиональных СМИ не принимало участия такое огромное количество непрофессионалов, далеких от журналистики, Их даже любителями или внештатными корреспондентами назвать нельзя. Они просто читатели и зрители, оказавшиеся свидетелями того или иного события и отразившие его одним из способов, а потом передавшие в редакцию, даже не заходя в нее. И такие "внезапные" авторы бывают зачастую оперативнее репортеров: последние еще только-только узнали о факте, а очевидец уже запечатлел его. Пример: теракт в столичном аэропорту Домодедово, когда первыми информацию, значительно опередив СМИ, поставили россиянам именно социальные сети. Но в таком содружестве есть и подводные рифы. По социальным сетям циркулирует немало непроверенной информации - имеет место синдром "сарафанного радио". Во время терактов в Московском метрополитене весной 2010 года пользователи социальных сетей мгновенно "тиражировали" запущенную кем-то "утку", будто случились взрывы еще на ряде станций. Позже выяснилось: это была выдумка, которую, кстати, упоминали и профессионалы, боясь отстать от конкурентов. Приходится журналистам проверять материалы своих народных репортеров. В РИА Новости в проекте "Ты - репортер" даже есть специальная рубрика "Проверено редакцией". Кстати, это, пожалуй, та основа, которой могут при желании воспользоваться и другие, выстраивая свои отношения с социальными сетями

В разделе "Ты - репортер" сообщаются рейтинги новостей и репортеров, к каждой новости можно добавить комментарий и экспортировать текст далее.

"Ты - репортер" - это своего рода увлекательный мастер-класс: авторам "с улицы" предлагается работать по законам профессионалов, они изложены в разделе "Кодекс журналиста". А как это делать, все желающие могут узнать тут же, открыв раздел "Школа репортера", в котором опытные журналисты, операторы, дизайнеры рассказывают о технологии творчества, делятся опытом.

Vesti.ru, по данным агентства TNS, занимают третье место по посещаемости среди новостных порталов Рунета: впереди - РИА Новости и РосБизнесКонсалтинг. Тандем rian.ru и vesti.ru - лидеры конвергентной журналистики, и это особенность российского медиапространства: именно государственные интернет-СМИ стали лидерами в интеграции с социальными сетями и первопроходцами в продвижении к конвергентной журналистике. Тут, конечно, сыграли свою роль и финансовые возможности. Но нельзя отрицать и наличие "осознанной государственной стратегии захвата влияния на новом поле - в социальных медиа", как отмечает в своем исследовании об интеграции интернет-СМИ и социальных сетей Егор Панченко. "Идея новых отношений Интернет-СМИ и пользователя в том, что не читатель приходит в СМИ, а медиа стремится попасть в "близкий круг" пользователя в социальной сети. Благодаря этому взаимодействию происходит расширение аудитории читателей, увеличивается доля лояльных пользователей, которых легче удерживать "рядом с брендом" [11, с. 117-118] Кроме того, расширяется количество источников контента. И это разнообразие тоже помогает СМИ удерживать аудиторию подле себя и некоторым образом управлять ею.

Можно смело предположить, что интеграция интернет-СМИ и социальных сетей будет расширяться и совершенствоваться по всем направлениям. Но уже сейчас можно констатировать: глобализация породила совершенно новое информационное пространство - интерактивные конвергированные социальные медиа, которые оказывают конкретное влияние на солидные традиционные и интернет-СМИ, так как могут дополнять и корректировать информацию, выпускаемую в свет крупнейшими изданиями. И это пространство еще предстоит осваивать журналистскому сообществу в партнерстве с многочисленной "армией", дислоцированной в социальных сетях.

16. Важнейшие каналы финансирования зарубежных стран.

СМИ в условиях рынка. Рыночная конкуренция.

Реклама как основной источник доходов. Особенности рекламы.

Крупный капитал как собственник СМИ.

Концентрация СМИ.

Антимонопольные законодательства.

СМИ в эпоху кризиса.

Показать полностью…
Рекомендуемые документы в приложении