Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 024709 из ИМПЭ им. Грибоедова

20. Макроэкономика и ее цели. Основные субъекты макроэкономики.

Макроэкономика - часть экономической теории, изучающая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны в целом.

Объект исследования макроэкономики - целостная национальная экономика.

Цели макроэкономики:

* экономический рост - рост реального ВНП, соразмерность, учет требований сохранения окружающей среды

* высокая степень занятости

* стабильный уровень цен, стабильность валюты

* внешнеэкономическое равновесие

С макроэкономической точки зрения народное хозяйство состоит из четырех макроэкономических субъектов:

1) сектора домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляет часть получаемого дохода, а другую его часть - сберегает. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность при минимуме затрат.

2) предпринимательского сектора - совокупности всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и осуществляют инвестирование. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли.

3) государственного сектора, создающего такие специфические блага, как безопасность, наука, услуги инфраструктур. Госсектор, как правило, не преследует цели максимизации прибыли, а создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства. При этом как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег.

4) сектора заграницы представляющего собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Сектор заграница исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса.

21. Система национальных счетов и ее роль в экономике.

Основная цель национального счетоводства - дать количественную информацию о возникновении, распределении и использовании национального дохода. Для этого по каждому из экономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:

* производство материальных благ и услуг;

* образование дохода;

* распределение дохода;

* перераспределение дохода;

* использование дохода;

* изменение имущества;

* кредитование и финансирование.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему балансов - агрегированных показателей кругооборота доходов и расходов, позволяющих измерять результаты экономической деятельности и принимать решения по регулированию и прогнозированию экономического развития. Балансы можно представить в виде таблиц, отражающих, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой - их использование.

В хозяйственной практике система балансов представляет совокупность таблиц, в которых на одной стороне отражены данные по имеющимся ресурсам, а на другой - данные о том, на что они будут использоваться (расходоваться). Такие балансы составляются как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне их составляют предприятия, государственные учреждения, финансовые организации. Ведь любая фирма и организация осуществляет операции как плательщик и как получатель денежных средств. Эти операции находят отражение в бухгалтерских счетах. В масштабе всей национальной экономики на основании этих операций можно построить сводную таблицу, показывающую равенство между доходами как совокупными ресурсами и совокупным использованием этих ресурсов. Таблица показывает, что в ней содержатся те статьи доходов и расходов, которые в совокупности определяют величину ВНП. Внося соответствующие поправки, можно составлять таблицы по формированию и использованию валового внутреннего продукта, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода и т.д.

В настоящее время более 150 государств применяет систему национальных счетов. С 1993 г. система внедряется и в России. Здесь она включает следующие счета:

- товаров и услуг,

- производства,

- образования первичных доходов,

- распределения первичных доходов,

- вторичного распределения доходов,

- использования доходов,

- операций с капиталом.

Данная система помогает государству решать три очень важные для него задачи:

1. Видеть существующие в экономике взаимосвязи и выявлять возникающие проблемы, их масштаб, значение для всей экономики.

2. Принимать меры целенаправленного воздействия на экономику.

3. Видеть влияние этих мер на экономику и при необходимости вносить в них коррективы.

В последующем при рассмотрении государственного регулирования экономики мы получим возможность более подробно ознакомиться с этими мерами.

22. Валовой национальный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВНП). Методы их расчет. Дефлятор ВВП.

ВНП (валовой национальный продукт) или ВНД - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.

ВВП (валовой внутренний продукт) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Существуют три способа измерения ВНП (ВВП):

а) по расходам (метод конечного использования);

б) по добавленной стоимости (производственный метод);

в) по доходам (распределительный метод).

Методы подсчета ВНП

1. Расчет по расходам. 2. Расчет по доходам. 3. По добавленной стоимости GNP = C + I + Y + Хn, где:

C - потребление (расход);

I - инвестиции (расход);

Y - расход правительства;

Хn - чистый экспорт. GNP = W + R + i + P + Тс+ А, где:

W - заработная плата;

R - рента;

i - процент;

P - прибыль;

Тс - косвенные налоги на бизнес;

А - амортизация Валовой национальный продукт определяется как сумма добавленных стоимостей всех сфер экономики.

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш чистый экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов: ВНП = С + I + G + Хn, где: С - личные потребительские расходы, I - валовые инвестиции, G - государственные закупки товаров и услуг, Хn - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость - это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию). Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (заработная плата, рента, проценты и т.д.), а также два компонента, не являющиеся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. налоги минус субсидии.

Существует связь между показателями ВВП и ВНП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятор-ВНП:

Дефлятор ВНП = *100%

Номинальный ВНП - это ВНП, исчисленный в текущих ценах. Реальный ВНП - это ВНП, исчисленный в неизменных ценах, т.е. "очищенный" от влияния инфляции.

23. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые детерминанты совокупного спроса.

Совокупный спрос (AD) - это объем национального производства который может быть реализован при данном уровне цен. Его величина характеризует реальную покупательную способность всех субъектов экономических отношений в данный момент - потребителей, предприятий и государства. Его составляющими являются потребительские расходы (С), инвестиции (I), государственные расходы (G) и чистый экспорт (Xn), равный экспорт (Х) - импорт (М). То есть: AD = С + I + G + Xn

Между совокупным спросом и уровнем цен существует обратная зависимость: чем выше уровень цен, тем меньше совокупный спрос.

Рис. Кривая совокупного спроса

Нисходящая кривая AD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который будет куплен.

Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса. Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос увеличивается, либо влево и вниз, когда он уменьшается.

Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смещению кривой AD. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

- изменения в расходах домохозяйств под влиянием: изменения реальной стоимости богатства (если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет), ожиданий потребителей (естественно ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот), задолженностей потребителей (чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше их текущий спрос), подоходного налога (очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, и наоборот);

- изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями: процентной ставки (чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос); ожидаемой нормы прибыли от инвестиций (чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос), налогов на предприятия (очевидно, что повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот); технологии (появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции);

- изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства - растет спрос, уменьшаются - спрос падает;

- изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных странах (если, например, национальный доход Китая растет, то Китай имеет возможность закупать больше товаров в России, что естественно увеличивает совокупный спрос на российские товары) и валютных курсов (если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет).

24. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Совокупное предложение (AS) - это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис.).

Рис.9.2. Кривая совокупного предложения.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1) горизонтального (кейнсианского). Национальный продукт изменяется, а цены постоянны.

2) промежуточного. При изменении объема национального производства меняются и цены.

3) вертикального (классического). Экономика достигает границ своих производственных возможностей и ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде).

Особенности очертания кривой совокупного предложения

Отрезки кривой AS Характеристика Кейнсианский Кейнсианство доказывает, что кривая AS горизонтальна. Это соответствует экономике в период спада и недоиспользования факторов производства. В такой ситуации повышение реального объема производства желательно, т.к. оно не сопровождается повышением уровня цен. Восходящий Предполагается, что промежуточный отрезок кривой AS описывает экономику, когда в результате неравномерного развития отдельных отраслей происходит увеличение реального объема национального производства на фоне повышения общего уровня цен. Классический Классическая школа утверждает, что кривая AS является вертикальной, т.к. экономика работает на полную мощность и при полной занятости населения. В этих условиях за короткий период времени увеличение реального объема производства невозможно.

Так же, как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся:

* изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

* изменения в производительности ресурсов;

* изменения в налогообложении предпринимателей.

25. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

Равновесие в национальной экономике достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения, а точка пересечения этих кривых определяет уровень равновесной цены и равновесного объема национального производства. Вследствие специфики совокупного предложения возможны несколько вариантов макроравновесия.

1. В случае равновесия на кейнсианском отрезке уровень цен не влияет на изменение макроравновесия. Производство большего объема национального производства - Q2 - не было бы обеспечено платежеспособным совокупным спросом, а производство в объеме Q1 , т.е. меньше равновесного уровня, будет стимулировать рост производства, т.к. в обществе существует неудовлетворенный спрос.

Рис. Равновесие на кейнсианском отрезке

2. При достижении равновесия на промежуточном отрезке совокупного спроса любые изменения значения P и Q, кроме Pе и Qе, заставят производителей и потребителей стремится к равновесному уровню. Предположим, что рыночная цена - Р1. При таком ее уровне производители готовы предложить рынку объем производства Q1 (причем Q1 QЕ). Вследствие этого, превышение спроса над предложением будет стимулировать рост до уровня РЕ и увеличение национального производства до объема QЕ.

Рис. Равновесие на промежуточном отрезке

3. При достижении равновесия на классическом отрезке на его изменение уже не будет оказывать влияние изменение объема производства. Стимулировать или ограничивать предложение будет только уровень цен.

Рис. Равновесие на классическом отрезке

Уменьшение совокупного спроса на классическом и промежуточном отрезках может привести к так называемому "эффекту храповика". Уменьшение спроса не может привести к восстановлению первоначального равновесия за достаточно короткий промежуток времени. Это связано с тем, что цены и на потребительские товары и на средства производства остаются достаточно устойчивыми и не склонными к понижению.

26. Потребление и сбережение, их факторы и взаимосвязь.

Одним из важнейших компонентов совокупного спроса, влияющего на равновесный объем национального производства, является потребление населения (С), т.е. та сумма денег, которая используется на приобретение потребительских товаров и услуг. Источником индивидуального потребления населения являются доходы. Доходы (D) населения формируется из всех суммарных поступлений как в денежной так и в натуральной форме. Однако реальным источником потребления населения, которое оно может расходовать на приобретение необходимых экономических благ является располагаемый доход (D1) - т.е. доход, оставшийся после уплаты налогов.

Располагаемый доход каждой семьи распадается на две части: потребление (С) - часть дохода, расходуемая на реальное потребление материальных благ и услуг, и сбережения (S) - неизрасходованная в данный момент часть дохода, т.е. отложенный спрос. Таким образом, D1 = С + S.

Графически функция потребления и сбережения будут выглядеть следующим образом.

Рис. Функция потребления

Рис. Функция сбережения

Факторы, влияющие на потребление и сбережение:

* уровень располагаемого дохода. Рост дохода при прочих равных условиях приведет к большим потребительским расходам и позволит одновременно увеличить накапливаемую его часть;

* накопленное богатство. Чем больше накопленное богатство, тем более свободно будут чувствовать себя потребители на рынке. Отсутствие солидной материальной базы стимулирует относительное увеличение доли сбережений в доходе;

* изменение уровня цен, т.к. одновременно измениться номинальная покупательная способность денег. Повышение цен приводит к сокращению реального объема потребления и сбережений. И наоборот, снижение цен увеличивает обе части располагаемого дохода;

* ожидание потребителей;

* задолженности потребителей;

* уровень налогообложения, уменьшая или увеличивая располагаемый доход, также влияет на соотношение между потреблением и сбережением.

27. Инвестиции: сущность, источники, направления. Механизм мультипликатора и акселератора.

Инвестиции - один из важнейших компонентов совокупного спроса - представляют собой расходы предпринимателей на строительство, приобретение факторов производства, его модернизацию и т.д. Величина инвестиций зависит прежде всего от ожидаемой прибыли от инвестиций, ставки процента за кредиты и соотношения между ними.

На объем инвестиционных расходов оказывают влияние и другие факторы, не связанные с величиной процента:

* издержки, связанные с приобретением, эксплуатацией и обслуживанием оборудования;

* налоги, связанные с производственной деятельностью;

* изменения в технологии;

* объем и уровень наличного основного капитала;

* ожидания предпринимателей;

Инвестиционные расходы - самый непостоянный изменчивый компонент совокупных расходов общества. Это обусловлено следующими факторами:

* Длительные сроки службы оборудования делают возможным дискретный характер его закупок.

* Нерегулярность инвестиционных расходов.

* Непостоянный уровень прибыли.

Каждая фирма, осуществляя инвестиционные расходы, предварительно определяет запланированный объем инвестиций. Однако изменение конкретной экономической ситуации в плановом периоде может привести к отклонению плановых затрат от реальных. Фактические инвестиции включают как запланированные, так и незапланированные инвестиционные расходы, т.е. учитывают фактическое уменьшение или увеличение товарно-материальных запасов или инвестиционных расходов.

Мультипликатор - это числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения ВНП в соответствии с изменением какого-либо компонента совокупного спроса. Мультипликатор инвестиций будет выглядеть следующим образом: , где MR1 - мультипликатор инвестиций; ВНП - прирост ВНП, полученный от дополнительных инвестиций; I - прирост инвестиций. То есть коэффициент, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций и есть мультипликатор.

Анализируя мультипликатор, мы исходили из наличия только автономных инвестиций, величина которых совершенно независима от дохода. Автономные инвестиции осуществляются в связи с научно-техническими сдвигами, движением численности населения, изменением вкусов потребителей и другими причинами, не связанными с колебаниями в уровне дохода.

Однако наряду с автономными существуют производные инвестиции, (It) которые зависят от национального дохода. Производные инвестиции возникают тогда, когда имеется прирост национального дохода. Производные инвестиции служат для удовлетворения возросшего в связи с ростом национального дохода совокупного спроса. Удовлетворение возросшего спроса осуществляется путем ввода в действие новых производственных мощностей. Изменения инвестиций и дохода не происходят одновременно, поскольку практическое осуществление инвестиций требует определенного времени.

It = A Y = A(Yt- Yt-1), где It - производные инвестиции; Yt - национальный доход текущего года; Yt-1 - национальный доход предыдущего года; А - акселератор - коэффициент, характеризующий отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года.

А = It : (Yt- Yt-1).

Механизм мультипликатора-акселератора таков: научно-технический прогресс стимулирует автономные инвестиции, что с мультипликативным эффектом оказывает воздействие на величину ВНП (дохода). Прирост ВНП порождает производные инвестиции, которые, превышают прирост дохода (эффект акселерации). Таким образом, первоначальные инвестиции расширяются, принимая характер кумулятивного, умножающегося процесса, приводящего к постоянному росту национального объема производства.

28. Экономический рост: сущность, цели и типы.

В широком смысле слова экономический рост означает поступательное прогрессивное развитие экономики, развитие, увеличение способности экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. Графически экономический рост может быть представлен как сдвиг кривой производственных возможностей вправо и вверх.

Рис. Экономический рост и кривая производственных возможностей.

В узком смысле слова под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов ВНП в результате увеличения количества используемых факторов производства или повышения эффективности применения имеющихся.

Экономический рост измеряется двумя основными показателями: темпами роста реального ВНП и темпами роста его объема на душу населения за определенный срок.

1. Темпы роста ВНП = , где ВНП1 - валовой национальный продукт данного года; ВНП0 - валовой национальный продукт года, с которым делается сравнение.

2. Второй показатель - темп роста ВНП на душу населения (объем ВНП за год, деленный на численность населения) - во многом определяет уровень жизни населения страны.

Все факторы, влияющие на экономический рост, могут быть подразделены на три основные группы.

Факторы предложения - природные, трудовые, капитальные ресурсы, технологии:

Факторы совокупного спроса. Все элементы совокупных расходов (потребление, инвестиции, государственных расходы) влияют на величину ВНП, а следовательно и на его динамику.

Факторы распределения ресурсов. На экономический рост влияет механизм распределения ресурсов - централизованное, планомерно организованное распределение или рыночное. В свою очередь, выбор того или иного механизма зависит от существующей экономической системы. Таким образом, экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной мере от внеэкономических, политических факторов.

Различают два основных типа экономического роста:

1) экстенсивный - осуществляемый за счет вовлечения дополнительных ресурсов (увеличение численности занятых, вовлечение в переработку новых запасов природного сырья, рост капиталовложений без изменения технической основы производства);

2) интенсивный - достигаемый за счет лучшего использования имеющихся ресурсов (ускорение НТП и на этой основе повышение производительности труда, оборудования, улучшение организации производства и т.п.).

Следует отметить, что в чистом виде не существует ни первого, ни второго типа экономического роста, они всегда сочетаются. Таким образом, можно говорить о смешанном типе экономического роста, который происходит при увеличении производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.

29. Цикличность экономического развития - объективная закономерность.

Экономический цикл - это повторяющиеся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: темп роста ВНП, общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы, загрузка производственных мощностей, величина инвестиций и др. Основным свойством цикла является колебания темпа роста ВНП во времени, когда экономическая система проходит последовательно 4 фазы: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление.

Графически экономический цикл может быть представлен следующим образом:

Рис. Экономический цикл

Фактически цикличность - это способ регулирования рыночной экономики, изменения ее отраслевой структуры.

Существует множество объяснений цикличности экономического развития, которые подразделяют на внешние, лежащие за пределами экономической системы и внутренние, экономические причины, которые и порождают цикличность развития.

Внешние причины: войны, революции и политические потрясения, темпы роста населения и его миграции, открытия золотых месторождений, пятна на солнце (погода - урожай), волны научно-технического прогресса, дающие экономической системе импульс для движения и т.п. Полагают, что эти внешние факторы влияют на изменение инвестиций, которые в свою очередь, так или иначе, влияют на объем производства, занятость и цены.

К внутренним причинам относят: колебания потребительского и инвестиционного спроса; нарушения в сфере денежного обращения; правительственные вмешательства в экономические процессы, если они подрывают функционирование рыночного механизма; ухудшение ситуации на мировом рынке; период функционирования основного капитала в процессе воспроизводства и др.

Наиболее распространено положение о том, что цикл в своей совокупности причин есть синтез внутреннего состояния экономики и внешних факторов.

Продолжительность цикла - это время между двумя пиками или двумя низшими точками. Циклы нерегулярны и различны по продолжительности, поэтому различают: долгосрочные (50-60 лет), среднесрочные (8-10 лет) и краткосрочные (2-3 года) и полугодовые - сезонные циклы. Каждый вид цикла имеет свои причины.

Долгосрочные циклы состоят из двух больших фаз - "фазы подъема" и "фазы спада". Фаза подъема характеризуется инвестиционной активностью, усиленным вложением капитала в наращивание объемов производства, что сопровождается ростом занятости и ссудного процента. Фаза спада - характеризуется появлением избыточного капитала, не находящего себе применения в новых инвестициях, в результате чего объем промышленного производства сокращается, растет безработица, снижается ссудный процент. Таким образом, материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала в связи с внедрением в производство новых технологий.

Средние циклы, связаны со сроком службы машин, оборудования. Если, например, машины, станки, оборудование имеют срок службы в 5-7 лет, то в период подъема предприятия обновляют производственные мощности, спрос на капитальные блага и их производство растет. Через некоторое время спрос упадет, что породит спад производства. Однако через 5-7 лет оборудование окажется изношенным и потребуется новое, спрос начнет расти, экономика вступит в фазу подъема и т.д.

30. Роль государства в рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Таким образом, без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

1. минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

2. создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,

3. обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции:

* стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста,

* обеспечения занятости,

* регулирование цен,

* обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов,

* функцию перераспределения доходов и ресурсов,

* функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством,

* регулированию рынка труда,

* сохранения и улучшения окружающей среды,

* функции антимонопольного регулирования,

* и многие другие функции.

Экономические методы государственного регулирования:

* бюджетная политика (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

* кредитно-денежной политика (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

* фискальная политика (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц);

* социальная политика (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и так далее).

Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики.

31. Кредитно-денежная (монетарная) политика государства. Банковский мультипликатор.

Стабилизационная политика, которая осуществляется посредством регулирования денежной массы, называется денежно-кредитной, или монетарной, политикой.

Основными задачами денежно-кредитной политики являются:

* обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов

* выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением

* воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег

Органом, осуществляющим денежно-кредитную политику в стране, является Центральный банк. В зависимости от того, на изменение какой из указанных составляющих воздействует Центральный банк, различают инструменты денежно-кредитной политики.

Денежная эмиссия Рост наличных денег в обращении Резервная политика Установление Центральным банком нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов Валютная политика Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, Центральный банк сокращает количество денег, покупая - увеличивает Политика открытого рынка Продажа и покупка Центральным банком ценных бумаг на общедоступных институциональных площадках купли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики Учетная политика Установление Центральным банком определенного процента, называемого учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставление ссуды коммерческому банку для пополнения резервов

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды "перегрева" экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:

, где rr - норма банковских резервов; D - первоначальный вклад.

Коэффициент называется банковским мультипликатором, или депозитным мультипликатором.

32. Современная бюджетная политика. Бюджет России текущего года.

Бюджетная политика относится к числу наиболее важных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов, а бюджет является важнейшим элементом системы финансового регулирования экономики и социальной сферы. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом:

Структура государственного бюджета

Доходы Расходы - Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.

- Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др.

- Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов

- Прочие доходы - Финансирование экономики

- Социально-культурные и целевые программы

- Оборона

- Управление

- Трансферты

- Кредиты и помощь другим государствам

- Платежи по государственному долгу

Бюджетная политика - совокупность мер государственного воздействия в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются обеспечение макроэкономической устойчивости. Также в 2006-2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции.

В хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

33. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.

Цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Инструменты: общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты,субсидии.

А. Лаффер доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату - уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера.

Рис. Кривая Лаффера

Кривая отражает взаимосвязь между величиной ставки налогов и поступлением за их счет средств в государственный бюджет. При повышении ставки налога доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются. Если налоговая ставка превышает некую границу - точку R0, то доходы от налоговых поступлений начинают уменьшаться. Высокие налоги снижают стимулы производства и уменьшают доходы государства за их счет, и наоборот. Снижение налогов в таком случае улучшает состояние государственных финансов.

Однако кривая не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора экономики и др.

34. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца.

Доходы индивидуума или семьи формируются за счет различных текущих денежных поступлений, поступлений в натуральной форме, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, доходов от собственности т.д. Для оценки абсолютного уровня и динамики доходов населения различают:

* номинальный доход - денежный доход, полученный отдельными лицами в течении определенного периода;

* располагаемый доход - доход, оставшийся после уплаты налогов и других обязательных платежей, который может быть использован на личное потребление и сбережения;

* реальный доход - количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течении определенного периода.

В распределении можно различать функциональное и персональное распределение. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и прежде всего между трудом и капиталом. Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства - труда и капитала.

Увеличение доли трудового дохода ведет к уменьшению доли дохода от капитала. Если рост объема капитала и сопровождающее его увеличение заработной платы означает увеличение количества капитала, приходящегося на одного работника, то есть рост капиталовооруженности труда, то можно сказать, что увеличение капиталовооруженности неизбежно приводит к росту заработной платы. Технологические изменения могут вызвать как увеличение, так и уменьшение доли трудовых доходов.

Ответ на этот вопрос как же происходит персональное распределение полученного дохода между отдельными людьми в обществе поможет получить так называемая кривая Лоренца.

Кривая Лоренца, характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос. Кривая Лоренца показывает степень неравенства доходов семей.

Рис. 2.3 Кривая Лоренца

На горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%, на вертикальной также откладываются их доли в совокупном доходе. Кривая Лоренца показывает фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами семей. Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот.

35.Социальная политика государства и ее основные направления.

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Основной задачей социальной политики является формирование эффективной системы социальной защиты. В этой области социальной политики можно выделить следующие основные направления.

1. Первое направление - поддержка беднейших слоев населения. Для того чтобы определить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума, который включает минимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономического развития страны и сформировавшейся системой потребностей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для престарелых и инвалидов и так далее.

2. Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, необходима общедоступная система получения среднего, специального, высшего образования, должны быть законодательно регламентированы социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и так далее, определены права работников при найме или увольнении.

3. Третье направление - регулирование занятости населения. Сюда входят разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным.

Показать полностью…
183 Кб, 3 февраля 2013 в 22:54 - Россия, Москва, ИМПЭ им. Грибоедова, 2013 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении