Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025553 из ИМЭ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

Кафедра экономической теории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: "История мировой экономики"

Специальность: 080102.65 "Мировая экономика"

Москва

2010 Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

Кафедра экономической теории

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 09.06.2010 г. №21)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: "История мировой экономики"

Специальность: 080102.65 "Мировая экономика"

Москва

2010 Автор:

Т.В. Лобас, доцент кафедры экономической теории, кандидат исторических наук

Ответственный за выпуск:

Е.В. Лобас, заведующий кафедрой экономической теории, кандидат экономических наук, доцент

Рецензенты:

И.Ю. Сергеева, профессор кафедры международных экономических отношений, кандидат экономических наук, доцент

М.М. Савченко, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент

(c)Российская таможенная академия, 2010

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

№ темы

Название раздела, темы.

Формы промежуточного и

итогового контроля Количество часов

Всего Аудиторные занятия Самостоя-

тельная работа

студентов

лекции cемина-ры Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья 20 4 6 10 1.1 Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций 8 2 2 4 1.2 Стабильность и перемены на средневековом Западе (VI-XIV вв.) 6 2 2 2 1.3 Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.). 6 - 2 4 Раздел 2 Экономическое развитие в XVII - XIX вв. 20 4 4 12 2.1 Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.) 6 2 - 4 2.2 Становление индустриальной системы 4 - 2 2 2.3 Модели перехода к индустриальной экономике: США, Германия, Япония 6 2 - 4 2.4 Мировая конъюнктура и технологические сдвиги в конце XIX в. 4 - 2 2 Раздел 3. Экономическое развитие в XX - нач. XXI вв. 30 10 8 12 3.1 Мировая экономическая система в начале XX в. 6 2 - 4 3.2 Экономическое развитие между двумя мировыми войнами. 8 2 4 2 3.3 Экономические системы во второй половине XX в 10 4 2 4 3.4 Особенности экономического развития стран с трансформа-ционными экономиками 6 2 2 2 Зачет ИТОГО: 70 18 18 34 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1. Введение в предмет. Экономическое развитие Древнего мира и Средневековья

Тема 1.1. Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): "неолитическая революция", "плодородный полумесяц", азиатский способ производства, города-государства, храмовые города, ирригационное земледелие, полис, трапезиты, "золотой век" Афин, реформы Диоклетиана, латифундии, виллы, эргастерии, колонат, караванная торговля, "Великий шелковый путь".

3. Провести сравнительный анализ речных цивилизаций (в терминологии русско-французского географа и социолога Л.И. Мечникова), а именно шумерской, египетской, индийской, китайской.

4. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Гуляев В.И. Становой хребет месопотамской цивилизации (С.23-27); Дьяконов И.М. Имперская древность (С.28-38).

5. Подготовить реферат на тему: "Происхождение и эволюция монетных денег".

II. План семинарского занятия

1. Основные черты экономического развития Древней Греции. Эволюция земельной собственности и рабовладения в греческих полисах.

2. Развитие экономики Древнего Рима. Хозяйство римской империи. Замена рабства наемным трудом.

3. Особенности экономического строя Восточной Римской империи. Константинополь как центр евразийской торговли.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Изучение данной темы следует начать с выявления общих закономерностей экономического развития стран Древнего Востока. В этой связи особое внимание следует уделить проработке понятия "азиатский способ производства". Для уяснения особенностей экономического развития древневосточных государств необходимо заполнить таблицу 1 в письменной форме (задание № 3).

Таблица 1.

Сравнительный анализ речных цивилизаций

Название цивилизации Особенности экономического развития Особенности политического развития Достижения Междуречье Египет Китай Индия

Большая роль при освоении данного курса отводится проработке текстов, содержащихся в хрестоматии по экономической истории, изданной ГУ-ВШЭ. При изучении данной темы необходимо сделать краткий конспект указанных статей.

Семинарское занятие посвящено особенностям экономического развития античного мира - Древней Греции и Древнего Рима. Следует помнить, что развитие этих государств шло иным путем, отличным от развития стран Древнего Востока.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен экономическому развитию Древней Греции. Необходимо охарактеризовать, выделить специфические особенности экономического развития в крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды. Изучите устройство полисов, законы Драконта, реформы Солона, особенности афинского и спартанского социально-экономического развития, "Великую греческую колонизацию". Особое внимание при изучении классического периода древнегреческой истории следует уделить, во-первых, развитию ремесленного производства, торговли, кредитно-финансовых институтов, во-вторых, причинам и последствиям социально-экономического кризиса IV в. до н.э.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен изучению экономики Древнего Рима. Историю Древнего Рима можно рассматривать как классический образец зарождения, расцвета и гибели рабовладельческого общества. Охарактеризуйте особенности экономического развития Древнего Рима в царский (VIII - VI вв. до н.э.), республиканский (510 - 27 гг. до н.э.) периоды и в период Римской империи (27 г. до н.э. - 476 г.). Уясните, когда патриархальное рабство превращается в классическое, когда начинается кризис рабовладения, каковы были его последствия. Особое внимание следует уделить развитию ремесла, сельского хозяйства, торговли, бюджету, денежному обращению.

Третий вопрос семинара посвящен особенностям экономического развития Византии в V - X вв. Поскольку значительное место в курсе отводится проблемам международной торговли, то акцент при изучении данного вопроса следует сделать на господствующее положение Константинополя в бассейне Средиземного моря.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.1.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.- 9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.17-50.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.2, 4.

2. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине "История экономики". Р-н-Д, 2007.

3. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие реки русский географ и социолог Л.И. Мечников называл "великими историческими реками"? Объясните почему.

2. Как происходила финикийская и греческая колонизация Средиземноморья (VIII-VI вв. до н.э.)? В чем состояло отличие финикийской колонизации от греческой?

3. Какие основные реформы провел Солон?

4. В чем заключается отличие экономического и политического развития Афин и Спарты?

5. Какое значение в экономике Афин играли Лаврионские рудники?

6. Каковы причины кризиса древнегреческого полиса?

7. Каковы особенности внутренней и внешней торговли в Древнем Риме?

8. В чем состояла ограниченность античной цивилизации?

Тема 1.2. Стабильность и перемены на средневековом

Западе (VI-XIV вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): феодализм, феодальная рента, бенефиций, вассалитет, феод, оммаж, "типичный манор", "великая распашка", ордена, трехполье, реконкиста, колонисты, Священная римская империя, миссионеры, Крестовые походы, коммунальные революции, города-коммуны, шедевр, Ганза, ярмарки, переводные векселя, авантюры, партнерства, компании на доверии, флорин, цеха, гильдии, книгопечатание, черная смерть, двойная бухгалтерия.

3. Прореферировать статью Криничанского К. "Генезис института векселя: функциональный аспект" (Вопросы экономики-2009-№ 8).

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: Карл Великий, Карл Мартелл, Марко Поло.

II. План семинарского занятия

1. Развитие феодализма во Франции, Англии, Германии: общее и особенное.

2. Развитие европейских городов.

3. Торговля и денежное обращение в средние века. Технологические инновации в средневековой Европе.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.

Изучение данной темы следует начать с уяснения основных признаков и этапов развития феодальной экономики стран Западной Европы. По книге Р. Камерона (глава III) познакомьтесь с функционированием манориальной системы, с устройством манора, особенностями социального развития феодального общества.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен выявлению общего и особенного в развитии феодализма во Франции, Англии, Германии. Важно понять, почему именно Франция являлась страной классического феодализма.

При подготовке второго вопроса следует уяснить причины, которые привели к экономическому возрождению европейских городов с конца XI века. В связи с этим особое внимание уделите роли Крестовых походов. Разберитесь с такими понятиями как "коммунальные революции" и Магдебургское право. В заключение охарактеризуйте цеховую систему организации ремесла.

При изучении третьего вопроса сосредоточьте внимание на Ганзейском и Левантийском кругах торговли, ярмарках Шампани, методах торговли. В обязательном порядке проработайте статью Е.А. Зайцева "Развитие техники в средневековой Европе" из хрестоматии по экономической истории (С.60-71).

Семинарское занятие предполагает обсуждение доклада по теме:

"Экономика средневековой Венеции" (использовать статью Селунской Н.А., Сергеева С.К. "Светлейшая" - Венеция" из хрестоматии по экономической истории (С.72-77)).

Основные требования к докладу:

1) тема доклада;

2) введение в проблематику доклада;

3) доклад проводится в виде презентации при помощи программного продукта Microsoft Power Point либо с использованием раздаточных и иных наглядных материалов (плакатов, рисунков и т.д.);

4) продолжительность доклада не превышает 8-10 мин.;

5) подводятся итоги выступления в сжатом виде.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1.Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.2.

2.Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3.Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.51-77.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 3.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга I, II. Челябинск, 2004. С.215-412.

3. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине "История экономики". Р-н-Д, 2007.

4. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как формировалась французская сеньория? Что такое вассальная иерархия?

2. Как сформировался Ганзейский союз?

3. Как происходил процесс становления городов в Западной Европе?

4. Объясните смысл следующего выражения "городской воздух делает человека свободным".

5. В чем заключалась сущность цеховой системы организации ремесленного производства в средневековой Европе?

6. Как развивалось денежное обращение в Западной Европе? Что такое сеньораж?

7. В чем состояли особенности экономического развития "лотарингской оси"?

Тема 1.3. Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): мануфактура, абсолютная монархия, каравелла, "революция цен", колониальные товары, Тордесильясский договор, "острова пряностей", Ост-Индские компании, асьенто, акционерные компании, биржи, Московская компания, "Индийский дом", "Безансонская" биржа, фольварк, мир-экономика.

3. Составить опорный конспект фрагмента книги Броделя Ф., представителя влиятельнейшей в мировой историографии XX века школы "Анналов", "Динамика капитализма" (хрестоматия по экономической истории, С. 121-132). Зафиксировать признаки и структуру мир-экономики.

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику предпринимательской династии Фуггеров.

II. План семинарского занятия

1. Технологические инновации в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие ремесла в Италии, Германии, Фландрии.

2. Великие географические открытия: причины, последствия. "Революция цен". "Второе издание крепостничества".

3. Становление мировой торговли и институциональные инновации.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.

Изучая первый вопрос семинарского занятия, обратите внимание на достижения технического прогресса (усовершенствование ветряного двигателя, появление доменных печей, водоотливных насосов, нового способа книгопечатания, самопрялки с колесом и т.д.). Следует понимать, что все эти и подобные технические нововведения привели к кардинальным переменам в социально-экономических отношениях и методах организации труда. Далее перейдите к изучению мануфактурного производства и изменений в сельском хозяйстве. В заключение разберитесь как происходило формирование сильных абсолютистских монархий в Европе, какова роль абсолютизма в разложении феодального строя.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен Великим географическим открытиям. Важно четко уяснить их причины и последствия. Уясните, как "революция цен" повлияла на экономику всех европейских стран.

При подготовке третьего вопроса в обязательном порядке проработайте статьи из третьей книги И.М. Кулишера "История экономического быта Западной Европы": "Старые и новые торговые центры" (С.235-265), "Специализация в области торговли" (С.284-316), "Торговые компании". Далее проработайте вопросы, связанные с возникновением и развитием бирж и перемещением торговых путей.

Практическое занятие предполагает обсуждение докладов по вопросу №1 по теме: "Экономическое развитие Флоренции" и вопросу № 3 по теме: "Ост-Индские торговые компании: становление, развитие, итоги деятельности". Требования к докладу см. на с. 10.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.3.

2.Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3.Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 113- 132.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 5.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга III. Челябинск, 2004. С.201- 422.

3. Фурсов К.А. Европейские Ост-Индские компании: двигатель и тормоз капитализма// X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн./ отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.2. М., 2010. С.165-171.

4. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова структура и признаки мир-экономики, согласно концепции Ф. Броделя?

2. Как происходило формирование мануфактурного производства в Западной Европе?

3. Какими методами пользовались европейские страны при колониальных захватах?

4. Какое влияние имели Великие географические открытия на экономическое развитие Европы?

5. Что такое "революция цен", каковы последствия данного события?

6. Какие последствия имело перемещение торговых путей из бассейна Средиземного моря в Атлантический и Индийский океаны?

Раздел 2. Экономическое развитие в XVII - XIX вв.

Тема 2.1. Экономическая политика национальных государств (XVII-XVIII вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): меркантилизм, кольбертизм, гугеноты, Нантский эдикт, сельдяной промысел, Утрехтская уния "тюльпаномания", Амстердамский банк, джентри, лендлорды, "парламентский кольбертизм", Навигационный акт, Славная революция, Статут о подмастерьях, Ситцевые законы, мориски, реформация.

3. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Бааш Э. Подъем и упадок хозяйства Республики Соединенных провинций (С. 78-84); Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение (С.85-96).

4. Подготовить реферат на тему: "Антверпен как центр мир-экономики в XVII - XVIII вв."

5. Джон Ло: пророк или авантюрист? Поразмышляйте над данным вопросом. Свои выводы аргументируйте.

6. Объясните смысл известного выражения "Париж стоит мессы". С какими историческими событиями оно связано?

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей. Особое значение следует уделить статье лауреата Нобелевской премии по экономике Дугласа Норта, в которой анализируются институциональные предпосылки возвышения Англии и, напротив, упадка потерпевшей неудачу "владычицы" рудников Испании.

Работая над данной темой, в обязательном порядке изучите главу 6 "Экономический национализм и империализм" из книги Р. Камерона. Изучение темы целесообразно начать с проработки понятия "меркантилизм". Далее перейдите к изучению особенностей экономического развития абсолютистских монархий, таких как Испания, Португалия. Франция. Следует помнить, что классическим примером экономического национализма была Франция Людовика XIV. Изучите экономическую политику, проводимую первым министром Людовика XIV. Ж.Б. Кольбером. Выясните, каковы истоки этатизма во французской экономике.

Знакомясь с экономическим развитием Голландии, следует помнить, что она являлась образцом политики активного торгового баланса. Разберитесь, с чем связан "удивительный взлет Нидерландов" и в чем была слабость данной экономической модели развития.

Изучая еще одну модель экономической политики, а именно политику "парламентского кольбертизма" в Англии, следует четко уяснить, почему именно данная модель оказалась наиболее перспективной.

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.3 (С.122-131) , гл.4 (С.132-141), гл.5 (С.200-215).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 113- 132.

Дополнительная литература

1. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2010. С.38-40 (Джон Ло).

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 6.

3. Кокшаров А. Пузырь или нет? // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 - 4 января 2009 (о тюльпаномании).

4. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга I, II. Челябинск, 2004. С.215-412.

5. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине "История экономики". Р-н-Д, 2007.

6. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда начался "удивительный взлет Нидерландов", с чем это было связано?

2. Кто является основателем традиции французского этатизма в экономической сфере? Почему?

3. К каким последствиям для экономического развития Франции привела отмена Нантского эдикта в 1685 г.?

4. Каковы институциональные предпосылки возвышения Англии в XVII в.?

5. Какие события называют английской финансовой революцией?

Тема 2.2. Становление индустриальной системы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): протоиндустриализация, огораживание, консолидация полей, Английский банк, "местные банки", кокс, пудлингование, "атмосферная машина", паровой двигатель, механическая прялка "Дженни", прядильная ватер-машина, мюль-машина, механический ткацкий станок, утопический социализм, парцеллы.

3. Сделать краткий конспект главы 4 "Мечты утопических социалистов" из книги известного американского экономиста и социолога Р. Хайлбронера "Философы от мира сего" (С. 132-146, о Роберте Оуэне). Составить пять вопросов к данному тексту.

4. Подготовить научное сообщение по теме: "Всемирные выставки как витрина и стимулятор промышленного прогресса".

II. План семинарского занятия

1. Предпосылки индустриализации в Англии. Мануфактуры. Трансформация английской деревни в XVI-XVII вв.

2. Промышленный переворот и его последствия для экономики Англии.

3. Индустриализация континентальной Европы: подъем Бельгии, причины относительного отставания Франции.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о технологических и институциональных инновациях промышленного переворота, о моделях индустриализации.

Первые два вопроса семинарского занятия посвящены изучению британской модели индустриализации. Это неслучайно, поскольку именно Англия стала родиной промышленного переворота. При изучении первого вопроса в обязательном порядке следует проработать главу "Англия - колыбель капитализма" из монографии М.А. Барга в хрестоматии по экономической истории (С.97-103). После уяснения предпосылок промышленного переворота перейдите к изучению сути данного процесса. Проработайте фрагмент обширного исследования П. Манту "Промышленная революция в Англии" из хрестоматии по экономической истории (С. 104-112). Особое внимание уделите последствиям промышленного переворота. Следует помнить, что промышленный переворот привел не только к усовершенствованиям в области техники, технологии, форм и методов организации производства, но и к коренным преобразованиям в социально-экономических отношениях (урбанизация, изменение структуры занятости населения, рост пауперизма и появление социального протеста и т.д.).

Третий вопрос семинарского занятия посвящен индустриализации континентальной Европы. Первым регионом континентальной Европы, полностью принявшим британскую модель индустриализации, был регион, ставший в 1830 г. Королевством Бельгия. Рассмотрите факторы раннего и успешного развития Бельгии, ход индустриализации. Изучая французскую модель индустриализации, следует помнить, что данная модель отличалась от британской, но конечный ее результат был не менее эффективен. Данный вопрос хорошо изложен в 9 главе книги Р. Камерона.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.142-153), гл.5 (С.216-229).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.97-112.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 7, 9, 12.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга IV. Челябинск, 2004.

3. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего. М., 2008. С. 132- 170.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы социально-экономические последствия аграрного переворота в Англии?

2. В чем заключалась сущность промышленного переворота в Англии? Какую роль при этом сыграла хлопчатобумажная промышленность?

3. Кто такие луддиты, чартисты?

4. В какой стране и когда произошел первый кризис промышленного перепроизводства?

5. Каковы причины успешного экономического развития Бельгии в первой половине XIX в.?

6. Какова была специфика промышленного переворота во Франции?

Тема 2.3. Модели перехода к индустриальной экономике:

США, Германия, Япония

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): "треугольная торговля", "железный закон", фронтир, доктрина Монро, "золотая лихорадка", Гомстед-акт, индекс Доу-Джонса, грюндерство, сегунат Токугава, революция Мэйдзи, Банк Японии, "открытие" Японии, дзайбацу, казенный капитализм.

3. Составить опорный конспект работы известного российского экономиста Н. Кондратьева "Северо-Американские Соединенные Штаты", написанной для энциклопедического словаря "Гранат" в 1926 г. (С. 142-153, хрестоматия по экономической истории).

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: А. Гамильтон, К. Вандербильт, Отто фон Бисмарк, Муцухито.

5. Выдающийся русско-французский географ, социолог Л.И. Мечников в своем труде "Японская империя" отмечал эра Мэйдзи - "полный радикальный переворот". Приведите аргументы в защиту данного тезиса или опровергните его.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

По итогам изучения данной темы студент должен иметь четкое представление о структурных и институциональных особенностях индустриальных трансформаций экономик США, Германии, Японии. Тщательно проработайте статьи из хрестоматии по экономической истории. При составлении опорного конспекта статьи Н. Кондратьева "Северо-Американские Соединенные Штаты" четко выделите этапы индустриализации, характерные черты каждого из них. Статью известного американского экономиста российского происхождения Александра Гершенкрона "Экономическая отсталость в исторической перспективе" прочтите в книге "Истоки. Экономика в контексте истории и культуры" (С.430-443). Сконцентрируйтесь на особенностях развития экономики Германии.

Особое внимание уделите изучению индустриализации Японии. Реформы Мэйдзи признаются сегодня одной из наиболее успешных форсированных модернизаций за всю мировую историю. Следует помнить, что, проводя реформы, правительство делало все, чтобы сохранить традиционные основы японского общества. С одной стороны, это способствовало тому, что реформы были поддержаны практически всеми слоями общества и прошли относительно безболезненно. С другой стороны, именно незавершенность буржуазной революции и сохранение у населения, прежде всего бывших самураев, феодального духа превратили Японию в очень агрессивную страну. Тщательно проработайте фрагмент монографии американо-канадского историка и дипломата Г. Норманна "Становление капиталистической Японии", которая вышла в 1940 г. и до сих пор считается наиболее глубоким в западной литературе анализом японской модернизации, широко используемым и в японских университетах (С. 167-184, хрестоматия по экономической истории).

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.6 (С.272-285), гл.7 (С.334-364), гл.8 (С.425-431).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.133-184.

Дополнительная литература

1. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе// Истоки. Экономика в контексте истории и культуры. М., 2004. С.430-443.

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 9, 10.

3. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М.,2010. С.43-57.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как формировались английские колонии? Чем обуславливалась их жизнеспособность?

2. Кто положил начало фабричной промышленности в США?

3. Каковы были предпосылки, особенности и последствия промышленного переворота в США?

4. Почему США в начале XX в. заслужили название "плавильный котел Европы"?

5. Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в.?

6. Что вы знаете о Таможенном союзе германских государств?

7. Каковы особенности промышленного переворота в Германии?

8. Каковы итоги аграрной реформы Мэйдзи?

Тема 2.4. Мировая конъюнктура и технологические сдвиги в конце XIX в.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Хлебные законы, виги, тори, договор Кобдена-Шевалье, фритредерство, первая "великая депрессия", финансовая паника, Закон о товарных знаках, тариф Мелэна, доминионы, золотой стандарт, тарифные войны, движение капиталов, "невидимый" экспорт, политика "открытых дверей", "Де Бирс", финансовая олигархия, консерваторы, либералы, Сити.

3. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: С. Родс, Э. Шкода, А. Крупп, Ротшильды.

4. Подготовить реферат на тему: "Международный золотой стандарт".

5. Составить тезисы 12 главы (параграф "Финансы и банки") книги Р. Камерона (С.383-395).

II. План семинарского занятия

1. Эра свободной торговли. Первая "великая депрессия": причины, последствия.

2. Роль международной миграции капиталов и рабочей силы в формировании мирового хозяйства.

3. Экономические и идеологические мотивации империализма. Борьба "за передел мира" на рубеже ХIХ-ХХ вв.

4. Практическое упражнение "Индустриализация: модели развития, особенности по странам".

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Первый вопрос семинарского занятия посвящен развитию международной торговли в XIX в. Следует проанализировать роль Хлебных законов в Соединенном королевстве, а также последствия их отмены. Затем сосредоточьтесь на изучении англо-французского торгового договора 1860 г. Подумайте, почему Франция пошла на заключение данного договора, каково значение договора для развития международной торговли. Затем проанализируйте круг вопросов, связанных с "Великой депрессией" (причины, ход, последствия). Поразмышляйте, почему после данного исторического события происходит возврат к политике протекционизма (повышение пошлин, тарифные войны и т.д.).

Второй вопрос семинарского занятия посвящен движению факторов производства - труда и капитала, третий - внешнеполитическим аспектам. Важно понять причины, мотивы империалистической экспансии. Подумайте, какие войны были первыми за передел уже поделенного мира. Проблемы, выносимые на семинарское занятие, хорошо изложены в книге Р. Камерона (глава 11).

В конце занятия проводится практическое упражнение "Индустриализация: модели развития, особенности по странам".

Правила проведения:

1. Рассматриваются особенности индустриализации следующих стран: Англия, Бельгия, Франция, Германия, Япония, США. Студенты объединяются в шесть малых групп.

2. В ходе проведения упражнения используются карточки, на каждой из которых приведены научные сведения (факты, цитаты, статистика и т.д.), характеризующие особенности индустриализации в определенной стране. Всего 30 карточек, по пять на страну.

3. Задача студентов - обмениваясь, собрать нужные карточки, характеризующие процесс индустриализации в определенной стране. Составить краткий отчет об особенностях индустриализации в конкретной стране.

Побеждает группа, собравшая первой нужные карточки и подготовившая отчет.

III. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл. 4 (С.153-165), гл. 5 (216-230), гл. 6 (С.272-285), гл. 7 (С.334-364), гл. 8 (С.425-431).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.193-204.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 11, 12.

2. Толмачева Р.П. Практикум по экономической истории. М.,2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие препятствия (естественные, искусственные) сдерживали рост международной торговли в начале XIX в.?

2. Что являлось символом и главной составляющей протекционистской системы Соединенного королевства?

3. Каковы последствия подписания в 1860 г. торгового договора Кобдена-Шевалье?

4. Каковы причины первой Великой депрессии?

5. Поясните, почему Р. Камерон характеризует тариф Мелэна как "утонченный протекционизм"?

6. Какая страна на рубеже XIX - XX вв. являлась первым по величине иностранным инвестором?

Раздел 3. Экономическое развитие в XX - нач. XXI вв.

Тема 3.1. Мировая экономическая система в начале XX в.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): двигатели внутреннего сгорания, углеводородное топливо, вискоза, конвейер, тейлоризм, массовое стандартное производство, пулы, картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги, эффект масштаба, "Ройял Датч Шелл", Standard Oil Company, U.S. Still Corporation, Федеральная резервная система, "200 семейств", финансовая олигархия.

3. Написать статью для делового журнала (рубрика "Известные предприниматели"), посвященную Э. Меллону, Э. Карнеги, Дж.Д. Рокфеллеру, Дж.П. Моргану, Г. Форду (на выбор студента).

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Приступая к изучению данной темы, следует четко осознавать, что на рубеже XIX - XX вв. происходили качественные сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве. Уясните, какие изменения произошли в технологии производства, в структуре ведущих отраслей промышленности, формах организации бизнеса, во взаимоотношениях между капиталом и трудом, между капиталом и государством, между различными видами рынков, между национальными государствами. Проработайте вопрос, связанный с моделью тейлоризма-фордизма (научная организация труда, конвейер).

Важным представляется вычленение причин монополизации рынка. Рассмотрите, какие формы монополий были характерны для США, Германии, Франции, России, Японии.

Далее перейдите к изучению экономических аспектов "нового империализма" - борьбы сильнейших держав за "место под солнцем", за расширение пространства для экспорта капитала, за источники сырья и рынки сбыта, за передел мира. В обязательном порядке познакомьтесь с избранными главами из классического трактата виднейшего экономиста-теоретика социал-демократии начала XX в. Р. Гильфердинга "Финансовый капитал" (С.185-192, хрестоматия по экономической истории). В заключение вычлените экономические причины Первой мировой войны.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.185-192.

Дополнительная литература

1. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2010. С.374-381 (Теория финансового капитала и империализма).

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.13.

3. Кравченко А. Тейлор и Гастев// Эксперт. 2010. №18 (703), 10-16 мая. С.26-30.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое монополия, олигополия? Какие формы монополий вам известны?

2. Когда и где появляется антитрестовское законодательство?

3. Какое определение финансовому капиталу предложил Рудольф Гильфердинг?

4. В каких странах на рубеже XIX - XX вв. наиболее интенсивно протекали процессы монополизации?

5. Что такое тейлоровская система организации производства?

Тема 3.2. Экономическое развитие между двумя мировыми войнами.

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Версальский договор, Закон о чрезвычайном тарифе, тариф Фордни-МакКамбера, тариф Смута-Хоули, репарации, Репарационная комиссия, рентенмарка, заем Дауэса, неомеркантилизм, Лига Наций, гуверовские городки, "мозговой трест", "банковские каникулы", "роспуск трестов", "кодексы честной конкуренции", управление долины реки Теннесси, общественные работы, стерлинговый блок, "золотой блок", правительство Народного фронта, корпоративное государство, автаркия, мефо-векселя, автобаны, фюрер-принцип.

3. В известной работе Рондо Камерона "Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней" глава, посвященная теме "Экономическое развитии между двумя мировыми войнами", носит название "Дезинтеграция мировой экономики". Согласны ли Вы с такой формулировкой? Свое мнение аргументируйте.

4. Подготовить сообщение на тему: "Характеристика эпохи просперити в творчестве Ф.С. Фицджеральда".

5. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дайте характеристику следующим историческим личностям: Г. Гувер, У. Черчилль, Я. Шахт.

II. План семинарского занятия

"Пути выхода из кризиса 1930-х гг. ведущих стран Европы и США"

1. "Великая депрессия": причины, ход, последствия.

2. Мероприятия "Нового курса" Ф. Д. Рузвельта.

3. Влияние мирового экономического кризиса на экономику Англии. Мероприятия правительства по выходу из кризиса.

4.Особенности проявления кризиса во Франции. Дирижизм. Правительство "Народного фронта".

II. План семинарского занятия

"Тоталитарные варианты преодоления "Великой депрессии"

1. Проблемы послевоенных репараций. Экономические процессы и нестабильность Веймарской республики.

2. Проявление кризиса в Германии. Мероприятия по выходу из кризиса.

3. Особенности экономического развития фашистской Италии.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Тема "Экономическое развитие между двумя мировыми войнами" достаточно емкая и включает в себя следующую проблематику: 1) экономические последствия Первой мировой войны, Версальско-Вашингтонская система, экономическое развитие государств до начала Великой депрессии; 2) причины Великой депрессии, влияние кризиса на экономическое развитие государств; 3) альтернативные подходы к преодолению кризиса.

При изучении 1, 2 блока проблем в обязательном порядке изучите главу 14 книги Р. Камерона, познакомьтесь с основными составляющими политики неомеркантилизма. Далее охарактеризуйте экономическую политику США, Франции, Великобритании, Веймарской республики в Германии в 1920-е гг.

Семинарские занятия посвящены изучению альтернативных подходов выхода из кризиса, а именно либерально-демократическому и тоталитарному. Анализируя мероприятия политики "Нового курса" Ф.Д. Рузвельта в США, банкира Мэя в Англии, Народного фронта во Франции, выделите общее и особенное. Законспектируйте статью Простакова И.В. "К истории корпоративной организации капиталистической экономики: пример Италии" (С.453-458, хрестоматия по экономической истории).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.164-177), гл.5 (С.230-240), гл.6 (285-303), гл.7 (364-385), гл.8 (С.431-438).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.447-458.

Дополнительная литература

1. Журавлев С. Загадки эпохи джаза // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 - 4 января 2009 (о Великой депрессии).

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.13, 14.

3. Сумленный С. Топите печь банкнотами // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 - 4 января 2009 (о гиперинфляции в Германии в начале 1920-х гг.).

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы экономические последствия Первой мировой войны?

2. После каких событий Джон Мейнард Кейнс, экономический советник британской делегации на Парижской мирной конференции подал в отставку со своего поста? Объясните позицию Кейнса.

3. Что такое эпоха "просперити"? Каковы ее характеристики?

4. Каковы причины Великой депрессии? Прокомментируйте наиболее известные мнения исследователей по данному вопросу.

5. Каковы причины Рурского конфликта? Как он был разрешен?

6. Назовите факторы экономического роста в Германии во второй половине 1920-х гг.

7. Каковы главные экономические цели нацистов?

Тема 3.3. Экономические системы во второй половине XX в

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Атлантическая хартия, МВФ, МБРР, ГАТТ, "холодная война", Программа восстановления Европы (ERP), Администрация экономического сотрудничества (ECA), ОЕЭС, Потсдамская конференция, дойчмарки, "Бизония", ЕПС, Бреттон-Вудская конференция, золотодолларовый стандарт, евродоллары (рынок евродолларов), рынок евродевизов, механизм "наверстывания", индикативное планирование, дирижизм, "большие проекты", план Доджа, "японское экономическое чудо", бум корейской войны, проточная экономика, программа "импортозамещающей индустриализации", ОПЕК, кейнсианство, "стагфляция", "семь сестер".

3. Существует тезис: "История современной экономики написана нефтью". Подтвердите или опровергните данный тезис, ответ аргументируйте.

4. Составить тезисы фрагмента книги Ван дер Вее Германа "История мировой экономики: 1945-1990" (С. 459-460, хрестоматия по экономической истории).

II. План семинарского занятия

1. Создание основ послевоенной экономики. План Маршалла.

2. Варианты экономического чуда в послевоенной Западной Европе: факторы успешного развития.

3. Неоконсерватизм в экономической политике: "рейганомика" в США и "тэтчеризм" в Великобритании.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Первый вопрос семинарского занятия посвящен созданию основ послевоенной экономики. Для начала проанализируйте экономические последствия Второй мировой войны. Следует отметить, что государства западной демократии усвоили уроки Первой мировой войны и уже в ходе Второй мировой войны начали планирование послевоенного устройства мира на международном уровне (Атлантическая хартия, 1941 г.). Далее рассмотрите итоги Бреттон-Вудской международной конференции и Программы восстановления Европы (план Маршалла). В обязательном порядке ознакомьтесь со статьей Ведута Е.Н. "Бреттон-Вудская валютно-кредтная система и восстановление конвертируемости валют стран западной Европы" (С.459-463, хрестоматия по экономической истории).

Изучение второго вопроса целесообразно начать с общей характеристики экономического развития капиталистических стран в 1950- 1960-е гг.

Уясните, что максимизация экономического роста и общественный консенсус за счет полной занятости, повышения уровня массового потребления, гарантий социального обеспечения, развития сотрудничества между предпринимателями и рабочими, "демократизация капитала" стали главными приоритетами модели смешанной экономики в ее различных вариантах. Далее изучите модель социального рыночного хозяйства в ФРГ, модернизацию французской экономики, японское "экономическое чудо", особенности экономического развития Италии.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия сконцентрируйте внимание на следующей проблематике: нефтяные шоки 1973 и 1979 гг., структурные кризисы 1970-х гг.; ограничения индустриального роста и становление постиндустриальной экономики; монетаризм и неоконсерватизм в экономической политике.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.177-198), гл.5 (С.240-250), гл.6 (303-320), Гл.8 (С.438-457).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.459-493, 513-521.

Дополнительная литература

1. Зуйков Р. Вестфальская система межгосударственных отношений: критерии трансформации. МЭиМО, 2010. № 3.

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 15.

3. Симония Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор. МЭиМО, 2009, № 4.

4. Соколов В. Распад Британской империи как перестройка геоэкономической системы (1947 - 1972). Вопросы экономики, 2009. № 8.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что Вам известно о гипотезе "наверстывания"?

2. В чем заключались хозяйственные реформы Л. Эрхарда? Что такое социальное рыночное хозяйство?

3. Каковы основные итоги "немецкого экономического чуда"?

4. Почему экономическая политика голлизма получила название индустриального императива?

5. Как в послевоенной Японии сочетались политическое реформирование и экономическое развитие?

6. Как изменилась хозяйственная структура Японии в 1950-1970-х гг.?

7. Почему 1950-е гг. называют "золотыми годами нефтяных компаний", 1960-е - "золотыми годами потребителей нефти"? Как, в этой связи, называют 1980-е - 1990-е гг.?

8. Что являлось теоретической основой "рейганомики" и "тэтчеризма?

Тема 3.4 Особенности экономического развития стран с трансформационными экономиками

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): транзитология, Вашингтонский консенсус, градуализм, шоковая терапия, реформы Л. Бальцеровича, югославская фирма, политика "большого скачка", "великая культурная революция", дуальная либерализация цен.

3. Подготовить реферат на тему: "Югославская фирма: особенности организации".

4. Аннотирование и реферирование статей журнала "Мировая экономика и международные отношения" за 2007-2011 гг. по теме 3.4.

5. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дайте характеристику следующим историческим личностям: И.Б. Тито, Л. Бальцерович, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, А. Пиночет.

II. План семинарского занятия

Занятие проходит в форме "круглого стола", по каждому обсуждаемому вопросу назначаются выступающие и дискуссанты.

Проблемы, выносимые на обсуждение:

1. Трансформационная экономика: к постановке вопроса.

2. Реформирование экономики Польши: исторический аспект и современные реалии.

3. Словения: особенности экономического развития в составе СФРЮ, современные реалии.

4. Особенности реформирования экономической системы Чили.

5. Аргентина: особенности экономического развития в XX веке, поиск новой модели в конце 1980-х гг.

6. Влияние нефтяного фактора на экономическое развитие Венесуэлы и Мексики.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), статей.

Требования к докладу смотри на с.10. Дискуссанты презентацию не готовят, время их выступления - до 4 мин.

Для поиска необходимой информации желательно воспользоваться указанными ниже периодическими изданиями, а также публикациями в СМИ, Интернете.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

2. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.459-493, 513-521.

3. Эксперт. Специальный выпуск. 28 декабря - 10 января 2010. № 1 (687).

Дополнительная литература

1. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций: прошлое, настоящее, будущее экономики "реального социализма" в глобальном постиндустриальном мире. М., 2008.

2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Экономическая компаративистика: сравнительный анализ экономических систем. М., 2009.

3. Национальная экономика в условиях глобализации. М., 2007.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2010.

5. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М., 2008.

Журналы

1. Вопросы экономики (комплект за 2007-2011 гг.)

2. Мировая экономика и международные отношения (комплект за 2007-2011 гг.)

3. Российский экономический журнал (комплект за 2007-2011 гг.)

4. ЭКО (комплект за 2007-2011 гг.)

5. Эксперт (комплект за 2008-2011 гг.)

Интернерт-ресурсы

1. http://ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент").

2. http://economicus.ru (экономический портал по широкому спектру экономических дисциплин).

3. http://liberty.-belarus.info (научно-исследовательский центр Мизеса, раздел "Уроки мировой экономики").

4. http://www.ieras-library.ru/ (электронная библиотека Института Европы РАН).

5. http://www.soveurope.ru/ (журнал "Современная Европа")

6. http://www.ilaran.ru/ (сайт Института латинской Америки РАН)

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В каких странах реформирование экономики проходило по варианту шоковой терапии, а в каких по варианту градуализма?

2. Что такое "ловушки" ресурсного изобилия?

3. Что Вам известно о реформах Л. Бальцеровича?

4. Почему XX в. называют для Аргентины "потерянным столетием"?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Экономика стран Древнего Востока.

2. Экономика древнегреческого полиса.

3. Основные черты экономики Древнего Рима.

4. Основные черты феодализма как хозяйственной системы.

5. Цеховая система.

6. Два круга европейской морской торговли - левантийский и ганзейский.

7. Значение Великих географических открытий и "революции цен" для развития европейской экономики.

8. Сущность "второго издания крепостничества" в Восточной Европе.

9. Первые мировые биржевые центры.

10. Города-лидеры ремесла в Италии, Германии, Фландрии. Ярмарки.

11. Кольбертизм во Франции.

12. Нидерландская революция. Хозяйственная система Голландии (конец XVI - XVII вв.).

13. Возвышение Англии в XVII - XVIII вв. Политические революции XVII в. и огораживание как факторы роста капиталистического предпринимательства. "Аграрный переворот" и его значение.

14. Ост-Индские торговые компании. Их значение.

15. Сущность промышленного переворота.

16. Особенности промышленного переворота в Англии, Бельгии, Франции.

17. Экономическое развитие в XIX веке: базовые детерминанты.

18. Превращение США в мировую индустриальную державу.

19. Реформы Мейдзи в Японии и их результаты.

20. Особенности индустриализации в Германии.

21. Золотой стандарт.

22. Первая "Великая депрессия": причины, последствия.

23. Появление стандартизации и массового производства.

24. Экономическое развитие в XX веке: базовые детерминанты.

25. Изменение общих условий хозяйственной жизни в начале XX века (новые технологии и структурные сдвиги, финансовый капитализм и финансовая олигархия, формы монополий).

26. Экономические итоги Первой мировой войны.

27. Версальско-Вашингтонская система: экономические аспекты и противоречия.

28. Укрепление позиций США после Первой мировой войны. Эпоха "просперити".

29. "Великая депрессия" в США, мероприятия "нового курса" Ф.Д. Рузвельта.

30. Пути выхода из кризиса 1930-х в Англии и Франции.

31. Тоталитарные варианты преодоления "Великой депрессии".

32. Бреттон-Вудская система: основные положения, причины заключения договора.

33. План Маршалла и восстановление экономики Западной Европы.

34. Реформы Л.Эрхарда и создание "социального рыночного хозяйства" в ФРГ.

35. "Экономическое чудо" Японии.

36. Голлизм и модернизация французской экономики.

37. Нефтяные шоки 1970-х гг. и их последствия.

38. Неоконсерватизм в экономической политике.

39. Югославская фирма.

40. Особенности реформирования экономических систем Аргентины, Чили, Мексики.

41. Реформирование экономики в странах Центральной и Восточной Европы (на примере отдельной страны).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: "История мировой экономики"

Специальность:

080102 "Мировая экономика"

Автор:

Татьяна Викторовна Лобас

42

3

Показать полностью… https://vk.com/doc25039400_58114115
291 Кб, 28 февраля 2012 в 18:30 - Россия, Москва, ИМЭ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении