Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025571 из ИПВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА"

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М 2.Б.1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

по направлению

050100.68 - Педагогическое образование

Педагогическая психология

Квалификация (степень) выпускника - магистр педагогики

Утверждено на заседании кафедры

педагогики начального образования и художественного развития ребенка

Протокол № __ от ________ 2013 г.

Зав. кафедрой

Котова С.А. Утверждено на заседании Совета

Института детства

Протокол № __ от _______ 2013 г.

Председатель Совета

Ноткина Н.А.

Санкт-Петербург

2013 г. ДИСЦИПЛИНА М 2.Б.1 "ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ"

Место дисциплины в структуре ООП: базовая часть профессионального цикла

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина

(учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр Всего кредитов /

из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа Инновационные процессы в образовании/2 семестр 3 108 26 82 4 22 - Диффер.

зачет

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций, обеспечивающих:

* готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

* способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

* готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10)

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

* цели, задачи, предмет и объект педагогической инноватики;

* структуру инновационной деятельности, механизмы планирования, проектирования, реализации и оценки эффективности ее результатов

Умели: * использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач,

* определять своеобразие инновационной образовательной политики, конструировать алгоритм анализа инновационных процессов, оценивать их соответствие основным направлениям инновационной образовательной политики,

* проектировать образовательную среду и профессионально апробировать инновационные образовательные модели/технологии

Владели:

* теорией и практикой выявления, изучения и внедрения инноваций в условиях модернизации современного образования

* навыками оформления документации по внедрению инновационных проектов, оценки состояния современного образования и определения путей его инновационного развития на оперативном и стратегическом уровне.

Содержание дисциплин с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов Лекции Практические занятия Лабораторные занятия 1. Педагогическая инноватика как новая отрасль педагогического знания.

Инноватика как специальная отрасль знаний. Предмет, объект и задачи педагогической инноватики. Методологические подходы к процессу инновационного развития современного образования. Характеристика терминологического словаря, используемого в контексте педагогической инноватики. Характеристика сущности и ведущих принципов классификации педагогических нововведений. Своеобразие оформления научных школ исследования проблем инновационной деятельности образовательных учреждений в России и за рубежом.

2 6 24 32 2. Инновационная деятельность в образовании

Инновационная деятельность в системе образования, в образовательном учреждении и в деятельности педагога/учителя. Роль рефлексии в структуре деятельности педагога-новатора. Нормативно-правовые основы регулирования процесса модернизации современного образования. ФГОС - как нормативная основа разработки инноваций в образовании. Инновационные подходы к разработке новых государственных стандартов, отбору содержания, форм, средств и технологий обучения. Инновационные подходы к оценке качества подготовки специалиста.

2 6 24 32 3. Проблемы изучения и внедрения педагогических нововведений

Педагогическая наука, педагогическая практика как основа поиска и изучение инновационной деятельности в образовании. Критерии оценки инновационной деятельности. Механизм реализации педагогических инноваций. Педагогические условия внедрения инновационных проектов. Факторы, препятствующие нововведениям. Роль руководителя образовательного учреждения в изучении и внедрении педагогических инноваций.

10 34 44 Итого: 4 22 82 108

Интерактивные формы занятий:

№ Темы Формы 2,3 Деловая игра 2,3, Дискуссии 1,2,3 Аннотация Интернет источников 1-3, Решение профессиональных задач 2 Анализ видеоматериалов 3 Защита творческих проектов 1-3 Работа в группах Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов 1. Педагогическая инноватика как новая отрасль педагогического знания. Доклад 24 2. Инновационная деятельность в образовании

Характеристика инновационного проекта в сфере начального образования 24 3. Проблемы изучения и внедрения педагогических нововведений

Презентация выступления на методическом объединении учителей начальной школы о необходимости инноватики в современном образовании 24 Итого: 72 часа

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов 1. Педагогическая инноватика как новая отрасль педагогического знания.

Составление сравнительной таблицы "Различные подходы к внедрению инноватики в работу ОУ"

Подготовка рефератов по ведущим темам.

Подготовка списков литературы и Интернет-источников с аннотациями по отдельным проблемам дисциплины. 2 2. Инновационная деятельность в образовании

Презентация выступления перед педагогами о необходимости совершенствования работы в ОУ 4 3. Проблемы изучения и внедрения педагогических нововведений

Разработка контрольно-диагностического материала по дисциплине 4 Итого: 10 час Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Виненко, В.Г. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие /В. Г. Виненко. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 297 с.

2. Епишева, О.Б., Трушников, Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. [Текст]: учебное пособие / Епишева, О.Б., Трушников, Д.Ю. - Тюмень, 2009.

3. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. [Текст]: учебное пособие / В. Н. Иванченко - М.: Феникс, 2011.

б) дополнительная литература:

1. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов /Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.

2. Инновационное содержание образования /Сост. М.В.Богуславский. - М., 2003.

3. Инновационные технологии в образовании: Глоссарий: Учебно-методическое пособие / Н.И. Крюкова, Т.Г. Григорощук, Т.А. Морозова - М.: Изд-во РГТЭУ, 2006.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова - М.: ИНФА-М, 2009.

5. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М., 2003.

6. Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: инструментальные средства.- СПб.: Политехника, 2002. - 216 с.

7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. - М., 2004.

8. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. [Текст]: учебное пособие / С.Д. Поляков - М.: Педагогический поиск, 2007.

9. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: [учебное пособие] /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2007. - 566

10. Управление инновационными проектами. Учебное пособие в 2-х частях /Под ред. И.Л. Туккеля. - СПб: СПбГТУ, 1999.- 210 с.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

12. Цыркун, И. И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. - Мн., 2000.

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность 1. М2.Б.1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

http://ibooks.ru/

Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства "Лань" Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру Доступ свободный.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедиапроектор

2. Компьютер

3. Система воспроизводства звука

4. Экран

5. Доступ в сеть Internet

Краткое содержание текущей и итоговой аттестации по дисциплине:

Организация текущей аттестации: проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке проекта по изучению современных инновационных средств модернизации образования, а также в форме выступлений на семинарских занятиях.

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине в рамках презентации инновационного проекта (индивидуального/группового).

Итоговая аттестация осуществляется в двух формах:

1. Накопительной системы по каждому разделу.

2. Разработки схемы анализа инновационной деятельности и использование данной схемы при подготовке инновационного проекта (по выбору студента).

Работа над схемой анализа инновационной деятельности осуществляется на протяжении изучения дисциплины. В рамках накопительной системы магистранты осуществляют ее теоретическое обоснование, а также выделение и анализ одной образовательной инновации. Защита выполненной работы проводится публично с использованием наглядных средств (в том числе и компьютерных). Оценка учитывает ответы на вопросы, заданные докладчику.

Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется:

при написании характеристики различных инноваций в сфере образования по проблеме магистерской диссертации способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: при создании презентации выступления перед педагогами по разработке и реализации инновационного проекта для ОУ готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10) В рамках накопительной системы сформированность компетенции проверяется: при разработке

контрольно-диагностического материала по дисциплине, с использованием результатов сравнительного анализа методов стратегического и оперативного развития ОУ.

Разработчики:

РГПУ им. А. И. Герцена профессор, доктор пед. наук Онищенко Э.В. (место работы) (должность, уч. степень, звание) (подпись) (ФИО)

Приложение 1

Обеспеченность учебно-методической документацией

по дисциплине "ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ"

(за полный прошедший учебный год)

№ п/п Наименование

дисциплины Наименование

учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций Количество экземпляров Обеспеченность студентов учебной литературой (экземпляров на одного студента) 1. М2.Б.1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Виненко, Владимир Григорьевич. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие / Виненко, Владимир Григорьевич ; В. Г. Виненко. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 297 с. : ил. - 2000 экз. - ISBN 978-5-91131-708-9 : 146-00. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. [Текст]: учебное пособие / В. Н. Иванченко - М.: Феникс, 2011

6

Показать полностью… https://vk.com/doc-58051789_280591595
127 Кб, 17 марта 2014 в 23:12 - Россия, Москва, ИПВ, 2014 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении