Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025583 из ИПВ

Билет 8. ЛЕГИЗМ (ФА ЦЗЯ ??): ЗАКОННИЧЕСКИЙ ЭТАТИЗМ - ЭТИКА ТОТАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Легизм, или буквально "школа закона", представляет собой сформировавшееся в IV-III вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое впервые в китайской истории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221- 207 гг. до н.э.). Легистское учение выражено в аутентичных трактатах IV-III вв. до н.э.:

1. Гуань-цзы ("[Трактат] Учителя гуань [Чжуна]"),

2. Шан цзюнъ шу ("Книга правителя [области] Шан [Гунсунь Яна]"),

3. Шэнь-цзы ("[Трактат] Учителя Шэнь [Бухая]"),

4. Хань Фэй-цзы ("[Трактат] Учителя Хань Фэя")

В латентный период VII-V вв. до н.э. протолегистские принципы вырабатывались на практике. Гуань Чжун (? - 645 г. до н.э.), советник правителя царства Ци, видимо, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе "закона" (?), определенного им как "отец и мать народа" (Гуанъ-цзы, гл. 16), что ранее применялось только в качестве определения государя. Гуань Чжун противопоставил Закон не только правителю, над которым он должен возвышаться и которого должен ограничивать дабы защищать от его необузданности народ, ибо "закон и есть любовь к народу" (Гуань-цзы, гл. 6), но также мудрости и знаниям, которые отвлекают людей от их обязанностей. Чтобы противодействовать порочным тенденциям, Гуань Чжун также, по-видимому, первый, предложил использовать наказания как главный метод управления: "когда боятся наказаний, управлять легко" (Гуанъ-цзы, гл. 48).

В период с IV по первую половину III в. до н.э. на основе отдельных идей, сформулированных предшественниками, практиками государственного управления, и под влиянием некоторых положений даосизма, моизма и "школы имен1" произошло формирование легизма в целостное самостоятельное учение, ставшее в самую резкую оппозицию конфуцианству. Гуманизму, народолюбию, пацифизму и этико-ритуальному традиционализму последнего легизм противопоставил деспотизм, почитание власти, милитаризм и законническое новаторство. Из даосизма легисты почерпнули представление о мировом процессе как естественном Пути-дао, в котором природа значимее культуры, из моизма - утилитаристский подход к человеческим ценностям, принцип равных возможностей и обожествление власти, а из "школы имен" - стремление к правильному балансу "имен" и "реалий".

Эти общие установки были конкретизированы в творчестве классиков легизма Шэнь Бухая (ок. 385 - ок. 337 гг. до н.э.), Шан (Гунсунь) Яна (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэя (ок. 280 - ок. 233 гг. до н.э.).

Шэнь Бухай (первый советник в эпохе Хань): разработал важнейшую легистскую категорию "шу ?" - "техника/искусство [управления]", которая определяет взаимосвязь "закона/образца" и "власти/силы". Он привнес в легизм идеи не только даосизма, но и "школы имен", отразившиеся в его учении о "наказаниях/формах и именах" (син мин ??), согласно которому "реалии должны соответствовать именам" (сюнъ мин цзэ ши ????). Сосредоточившись на проблемах управленческого аппарата призывал "возвышать государя и принижать чиновников" таким образом, чтобы на них ложились все исполнительские обязанности, а он, демонстрируя Поднебесной "недеяние" (у вэй ??), скрытно осуществлял контроль и властные полномочия.

Идеи:

1. Разрабатывал идеи управления чиновниками без прямого насилия и репрессий, что входит как раз в концепцию "шу". Чиновникам надо оставлять рутинные функции, наделять их различными должностями и хорошими окладами, но держать в узде посредством постоянного напоминания того, что их благополучие зависит от благодетеля и возможности их не безграничны.

2. Шэнь Бухай уподоблял мудрого государя зеркалу, которое, не имея собственной сущности, лишь беспристрастно отражает предметы, высвечивая их достоинства и недостатки.

Шан Ян. Советник при правителе царства Цинь. Выходец из аристократической семьи. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал.

Восприняв моистскую идею машинообразного устройства государства, Шан Ян, однако, пришел к выводу о том, что оно должно побеждать и, как советовал Лао-цзы, оглуплять народ, а не приносить ему пользу, ибо: "Если народ глуп, легко [наводится] порядок. Это рождается законом... законы и установления суть предопределение народа" (гл. 26). "Умный творит законы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности, а никчемный обуздывается ими" (гл.1). "Когда народ побеждает своих правителей, государство слабо; когда правители побеждают свой народ, армия могущественна. [...] Если проступки скрываются, народ побеждает закон, если преступления караются, закон побеждает народ. Там, где народ побеждает закон, государство в смуте; там, где закон побеждает народ, армия могущественна" (гл.5). Поэтому власти следует быть сильнее своего народа и заботиться о могуществе армии. Народ же надо побуждать заниматься важнейшими делами - земледелием и войной, избавляя его тем самым от неисчислимых желаний.

Управление людьми должно строиться на понимании их порочной, корыстной природы. "Если использовать (юн) добро (шань), народ испытывает родственную близость к своим родственникам; если опираться на пороки, народ испытывает родственную близость к подчиняющим его. Сплочение и поддержка - там, где добро; разделение и регламентация - там, где пороки. Если выделяется добро, проступки скрываются; если опираться на пороки, преступления караются" (гл.5). "Народу свойствен порядок, но его дела [несут] смуту, поэтому если в проведении наказаний считать легкое тяжким, то легкое не возникает, а тогда и тяжкому неоткуда будет нагрянуть" (гл.5).

"Наказание рождает силу, сила рождает могущество, могущество рождает властное величие (вэй2), властное величие рождает благодать (дэ). Благодать рождается наказанием" (гл.5), поэтому "в государстве, где [наведен] порядок, много наказаний и мало наград" (гл.7). "Красноречие и ум - пособники смуты; благопристойность и музыка - признаки разврата и распущенности; милость и гуманность, - матери проступков; назначение и выдвижение на должности [добродетельных людей] - разносчики (буквально: крысы. - А.К.) порока" (гл. 5). Важнейшим средством борьбы с этими "ядовитыми" явлениями "культуры" (вэнь) Признается война, неизбежно предполагающая железную дисциплину и всеобщую унификацию.

Основные положения теории Шан Яна:

1. Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.

2. Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого - заготовки зерна и войны.

3. Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей. Была разработана иерархия из более чем двадцати рангов знатности.

4. Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения.

5. Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки.

6. Подушный налог зерном приводит к тому, что все "бездельники" в семьях оказываются вынужденными работать.

7. Очень строгие наказания применялись даже за малые провинности. Это называлось "искоренение наказаний через наказания".

8. Поощрялось доносительство как мера предупреждения проступков.

9. Утверждалась круговая порука, за проступок одного отвечала вся семья или община.

10. Поощрялось освоение пустующих земель.

11. Поощрялись переселенцы из других стран для освоения пустующих земель, им давались льготы в налогах и повинностях.

12. Военные заслуги измерялись в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывались. За гибель командира казнили всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывали командиров подразделений.

1. О роли морали и нравственности в политике

1)Если совершенномудрый может благодаря закону принести пользу народу, то он не следует ли (ритуал) и не берёт за образец порядки древности.

2)Одарённый изменяет ли, а никчёмный связан ли.

3)В государстве бывают: ли, музыка, Ши цзин, Шу цзин, добродетель, почитание старых порядков, почтительность к родителям, братский долг, бескорыстие, красноречие. Если в государстве есть эти десять паразитов, то правитель не сможет заставить народ воевать, государство будет расчленено и погибнет.

4)Если страна обессилена, но поощряет развитие знаний и способностей, она обречена на гибель

5)Доброта и человеколюбие - мать проступков

2. О роли закона и силы в политике

1) Закон-это выражение любви к народу.

2) Закон создаётся сообразно времени, а не по бездумному следованию старым законам.

3)Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нём непременно появится масса преступников

4) О государстве, почитающем силу, говорят, что на него трудно напасть. Такое государство в походе извлекает десятикратную выгоду.

5) Если наказания суровы, а награды незначительны, - правитель любит народ, и народ готов отдать жизнь за правителя.

6) Сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает доброту. Доброта исходит от силы

7)Власть должна быть сильнее народа.

3. О внутренней политике и внутренней безопасности

1) Земледелие, торговля и управление - три основные функции государства.

2) Управлять богатым государством так, словно оно бедно - удваивать богатство. Наоборот, управлять бедным государством так, будто оно богатое - удваивать бедность.

3) Государство, у которого много дел, будет расчленено.

4) Когда народ силён, армия вдвое слабее, когда народ слаб, армия вдвое сильнее

5) Когда земледельцев мало, а купцов много, то и знатные обеднеют, и купцы обеднеют, и земледельцы обеднеют.

6) В государстве, где добродетельными управляют, словно порочными, воцаряется порядок, оно непременно станет сильным.

7) Если при управлении государством преуспевают в превращении бедных в богатых, а богатых в бедных, то у такого государства будет много силы.

8) Нужно прислушиваться к мнению общин (т.е. использовать из силы против аристократических кланов)

9) Коль наказываешь, то карай сурово за мелкие поступки (дабы искоренить преступность вообще)

10) Когда появляется золото, исчезает зерно... ...Если же государство поощряет производство зерна, то оно будет иметь и золото и зерно.

11) Отмечает необходимость подсчётов (13 видов) населения, работников, богачей и бедняков, чиновников, военных, некоторых экономических ресурсов и т.д.

12) Народ должен быть разобщён

13) Добродетель ведёт своё происхождение от наказания. 14)Могущественное государство закрывает частные пути осуществления желаний и открывает лишь одни ворота для достижения желаний.

15) О сильном государстве говорят: "оно не накапливает силы" значит: силы подданных используются правильно; а слова "семьи не накапливают зерна дома" значат: правитель хранит зерно в житницах.

4. О внешней политике и внешней безопасности

1) Если государство сильно и ни с кем не воюет, то внутрь страны проникает яд: появляется ли (нравственность), музыка и паразиты, приносящие вред трём функциям.. ..Если же государство сильно и поэтому ведёт войну, то яд проникает к противнику.

2) Если правитель ведёт войну, его люди будут строить мудрые планы

5. О правителе и чиновниках

1) Тот, кто внушает трепет, будет владычествовать в поднебесной

2) Правитель упорядочивает три функции, направляет силы народа, ведёт наступление на врага.

3) Правитель не должен обращать внимание на то, что Поднебесная может осудить [его решение]. Негоже обсуждать с народом свои начинания.

4) Если правитель добивается хорошего управления с помощью закона, государство станет сильным; если правитель добивается хорошего управления, опираясь на добродетельных чиновников, государство будет расчленено.

5) Когда все силы людей будут сосредоточены в руках правителя, страна станет могущественной.

6) Если порядок в государстве покоится на суждениях чиновников, оно будет могущественным, если порядок в государстве покоится только на суждениях правителя, оно ослабеет.

7) Правитель не совершает поступков, противоречащих закону

Хань Фэй.

Хань Фэй завершил формирование легизма, синтезировав систему Шан Яна с концепцией Шэнь Бухая, а также введя в него некоторые общетеоретические положения конфуцианства и даосизма. Он развил связь понятий "дао" и "принцип" (ли1): "Дао делает тьму вещей таковыми, каковы они суть, и определяет тьму принципов" ("Хань Фэй-цзы", гл.! 20). Воплощающая дао благодать (дэ) в человеке укрепляется бездействием и отсутствием желаний, ибо чувственные контакты с внешними объектами растрачивают "(божественный) дух" (шэнь) и "духовное семя" (цзин3). "Ароматный запах, тонкий вкус, доброе вино и жирное мясо услаждают рот, но губят телесную форму. Прелестная кожа и белые зубы радуют чувства, но отнимают духовное семя. Поэтому устраняя превосходное и чрезмерное, телесная личность (шэнь) избавляется от вреда" (там же, гл. 8). "Если дух развратно не расточается вовне, то телесная личность целостна. Целостность телесной личности называется достижением (дэ1). Достижение есть достижение телесной личности. Всякая благодать (дэ) накапливается благодаря отсутствию деяний (у вэй), формируется благодаря отсутствию желаний, умиротворяется благодаря безмыслию, упрочивается благодаря неиспользованию. Если же действовать и желать, то не в чем будет благодати закрепиться" (там же, гл. 20).

Отсюда следует, что и в деятельности полезно придерживаться спокойной скрытности: "Дела завершаются благодаря тайне, и договоры рушатся благодаря разглашению" (гл. 12). "Разум народа нельзя использовать, как и сердце младенца" (гл. 50).

ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ

1) если государь возгордится своими достоинствами, будет блистать умом перед своими приближенными, он будет обманут своими подчиненными;

2) назначать людей на должности нужно соответственно их способностям, государь не должен вмешиваться в их работу: "не менять законов неба";

3) чиновники должны выполнять свои обещания, действовать в соответствии с законами и повелениями государя;

4) нельзя делать чиновников фаворитами, иначе они будут превышать должностные полномочия, будет нарушен порядок;

5) если чиновник превышает свои полномочия, то он продвигает по службе людей не в соответствии с их способностями, добродетельные люди не достигают государя, это ослабляет его власть;

6) советник должен уметь правильно истолковывать приказы государя, для этого он должен быть осведомлен о его пристрастиях, достоинствах, слабостях, чувствовать его настроение;

7) если государь имеет неправильное представление о чем-либо, советник должен открыть ему глаза, но не должен ему перечить;

8) законы должны быть суровыми, награды - щедрыми и заслуженными;

9) речи должны быть не изящными, а полезными для государства;

10) нельзя опираться на древних правителей в своих решениях, надо действовать в соответствии с настоящим положением дел;

11) моизм и конфуцианство - лжеучения, которые мешают правильному управлению государством, так как не заключают в себе ничего полезного;

Если правитель покровительствует ученым-философам, он делает это направление более выгодным, чем полезные профессии (земледельцы, военные, чиновники);

12) надо действовать на народ, основываясь не на чувстве долга и любви, а законами и силой своего авторитета.

ВЫВОДЫ:

Во внутренней политике государь должен действовать методом наказаний и поощрений: опираться на законы и награды, при надобности применять силу. Только тогда в государстве будет порядок. Правитель должен иметь при себе мудрых советников, трудолюбивых чиновников, он не должен делать их фаворитами и вмешиваться в их работу, не должен выставлять на показ свои достоинства, чтобы не нарушить гармонию. Конфуцианство и моизм - лжеучения, которые препятствуют успешному правлению государя. Хань фэй отвергает методы управления древних, но признает верховенство закона Неба.

Хань Фэй писал, что исконный и неизменный принцип мироздания состоит в том, что подданный служит властителю, сын - отцу, а жена - мужу. При этом подчинение государю важнее, чем семейные обязательства.

Порядок в обществе поддерживают законы, которые принимает государь. До тех пор, пока закон не отменён, каждый, не исключая и самого государя, должен следовать ему вне зависимости от того, справедлив этот закон или нет.

Ключевым понятием учения Хань Фэя является "техника управления" (шу). Если государь не хочет потерять власть и оказаться заложником собственных подчинённых, он не должен доверять никому. Интересы государя и подданных по природе несовместимы. Следует избегать излишнего сосредоточения власти в руках одного чиновника. Если чиновник не выполнил либо перевыполнил поручение государя, он должен подвергнуться каре.

Когда внутри государства установлены мир и покой, государь вправе позаботиться о расширении границ своего государства военными средствами. Военная мощь возникает там, где цветущее хозяйство. Поэтому государь должен считать единственным полезным занятием подданных ведение сельского хозяйства. Все остальные занятия, особенно учёные, должны прекратиться.

Давать милостыню нищим глупо и несправедливо, равно как и перераспределять доходы богатых в пользу бедных. По словам Хань Фэя, это равнозначно грабительству рачительных и прилежных с целью удовлетворения расточительных и ленивых.

Как закончилась жизнь Хань Фэя: Хань Фэй-цзы сам пробовал заниматься государственной деятельностью и предлагал свои услуги в качестве советника Ханьскому вану, однако без особого успеха. Его разочарование в политической деятельности нашло отражение в сочинениях того периода. Наконец ханьский ван решил послать беспокойного философа послом в царство Цинь, но в это время разразилась война между царствами Хань и Цинь, и это путешествие Хань Фэй-цзы оказалось последним в его жизни. В царстве Цинь Хань Фэй-цзы был арестован, брошен за решетку, и в конце концов ему приказали выпить яд. Это произошло примерно в 233 г. до н.э.

1 ??: 5-3 век до н.э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами Древней Греции. По мнению, известного исследователя истории древнеиндийской философии В. К. Шохина, первые представители этой школы, "заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости "твердого" и "белого", является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских "казуистов"". Указывают также на некоторое сходство парадоксальных высказываний представителей школы имен и "софизмов" западноевропейского средневековья (в частности, "софизмов" Ричарда Софиста).

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-20321583_39220631
72 Кб, 28 декабря 2011 в 20:52 - Россия, Москва, ИПВ, 2011 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении