Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025586 из ИПВ

Сунь-цзы.

"Искусство войны".

???? Sun Zi bing fa

Самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом "школы военной философии" (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).

Создание.

Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI-V в. до н. э.). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. - VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453-403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II-III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II-XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.

Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий, она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века.

Концепция.

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской "политологией" и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как "великое дело государства", "почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели", а с другой - как "путь обмана", обобщён в 5 принципах:

1. "пути" (единодушия народа и верхов),

2. "неба" (соответствия времени),

3. "земли" (соответствия месту),

4."полководца" (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью - синь и гуманностью - жэнь),

5."закона" (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 "расчётов":

("Расчеты" - это на его языке предварительный учет всей обстановки, соотношения сил и боевой подготовки. Происходит то, что Сунь-цзы называет "взвешиванием" всех обстоятельств: "Двигаются, взвесив все на весах"

1. наличия у правителя дао,

2. наличия у полководца способностей,

3. постижения особенностей неба и земли,

4. осуществимости законов и приказов,

5. силы войска,

6. обученности командиров и солдат,

7. ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны - сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа - подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию. Правительство должно прибегать к военному конфликту, только если враг угрожает государству военным нападением или отказывается уступить, не будучи принужден к подчинению силой.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Основной принцип следующий: "Идти вперед туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились." Этот принцип может быть реализован только благодаря секретности всех действий, полному самоконтролю и железной дисциплине в армии, и также "непостижимости".

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

С цитатами:

1. Война есть борьба. "Две армии стоят друг против друга и ведут борьбу..." (глава 7)

2. Лучшая война та, где победа достигается дипломатическим путём, путём хитрости и обмана. Худшее - непосредственно военное столкновение. "Самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска" (глава 3)

"Наилучшее - сохранить государство противника в целости, на втором месте - сокрушить это государство. Наилучшее - сохранить армию противника в целости, на втором месте - разбить ее. Наилучшее - сохранить бригаду противника в целости, на втором месте - разбить ее. Наилучшее - сохранить батальон противника в целости, на втором месте - разбить его. Наилучшее - сохранить роту противника в целости, на втором месте - разбить ее". (глава 3)

3. Цель войны и победы - выгода. "Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте" (гл. 12)

4. Выгода не только цель, но и средство. "Уметь заставить противника самого прийти - это значит заманить его выгодой" (гл. 6)

5. Война должна быть быстрой, молниеносной. Затяжная война - затратная. "Война любит победу и не любит продолжительности". (глава 2) "Если войско надолго оставляют в поле, - как выражается Сунь-цзы, - средств у государства не хватает". (глава 2) "Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству" (глава 2)

6. Единство правителя и народа. "Побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания" (гл. 3)

7. Большое значение полководца. "Полководец для государства - все равно что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым" (гл. 3) "Побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им" (гл. 3).

8. Важность взаимодействия полководца и солдат. Полководец должен считаться, далее, с общим состоянием солдат. Он должен помнить, что "по утрам духом бодры, днем вялы, вечером помышляют о возвращении домой" (глава 7). Под "утром" может подразумеваться начало кампании, когда боевой энтузиазм еще свеж и силен; под "днем" - середина кампании, когда боевое воодушевление уже начинает спадать; под "вечером" - время к концу кампании, когда боевой дух уже почти исчезает (комм. Конрада) => полководец должен уметь "управлять духом" армии. + "управление сердцем" ("Находясь в порядке, ждут беспорядка; находясь в спокойствии, ждут волнений"), + "управление силой" ("Находясь близко, ждут далеких; пребывая в полной силе, ждут утомленных; будучи сытыми, ждут голодных; это и есть управление силой"). В солдатах надо пробуждать чувство ярости и жадности (но не в самом полководце): "Убивает противника ярость, захватывает его богатства жадность" (глава 2).

9. Концепция "места смерти". - подразумевается положение фактической или кажущейся безвыходности. "Когда сильные и слабые все одинаково обретают мужество, это действует закон местности. Поэтому, когда искусный полководец как бы ведет свое войско за руку, ведет, как будто это один человек, это значит, что создалось положение, из которого нет выхода" (XI, 16). "Когда люди поставлены в положение, из которого нет выхода, они храбры, как Чжуань Чжу и Цао Куй"(ХI, 12).

10. Концепция активного выжидание. Шпионаж. "Кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника" (глава 4)

11. 4 элемента стратегии: Я, Он (противник), Небо (время), Земля (пространство). "Если знаешь его и знаешь себя, победа недалека; если знаешь при этом еще Небо и знаешь Землю, победа обеспечена полностью". (глава 10)

12. Концепция о 5 элементах в трактате Сунь-цзы. (дерево, огонь, земля, металл, вода)"Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца" (глава 5).

13. Понятие хозяина и гостя. Тот, кто руководит борьбой, кому принадлежит стратегическая инициатива, является "хозяином", кто принужден принимать то, что ему предлагает противник, есть "гость".

14. 9 видов местности и важность понимания "изменений". "Изменения в девяти видах местности... все это нужно понять" (глава 11)

15. Лучше одерживать победу не воюя, чем воюя. "Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию не сражаясь; берет чужие крепости не осаждая; сокрушает чужое государство не держа своего войска долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной" (глава 3)

16. Правила ведения войны.

а) Первое и основное правило стратегии войны Сунь-цзы определяет следующими словами: "Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой" (VI, 1). Нетрудно понять, что в этом изречении содержится требование сохранения в своих руках всей полноты инициативы.

б) Второй способ управления действиями противника - овладеть тем, что ему дорого: "Захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе" (XI, 5), т.е. будет невольно делать то, что ему хотят навязать.

в) "нападения на то, что противник не может не защищать".

г) умелое применение тактики "выгоды-вреда", т. е. завлечения, заманивания противника какой-нибудь несущественной или временной выгодой, а с другой стороны - создания ему препятствий.

д) неожиданность действий. "идти по тому пути, о котором он и не помышляет" (гл. 11), "Напасть и при наверняка взять - это значит напасть на место, где он не обороняется; оборонять и при этом наверняка удержать - это значит оборонять место, на которое он не может напасть. Поэтому у того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать" (гл. 6)

У-цзы

"Законы войны почтенного У"

???? Wuzi bing fa

Классический китайский военный трактат. Сокращённое название - "У-цзы".

Трактат с таким названием упоминается ещё в библиографическом разделе "Ханьшу"1, и там сказано, что он состоит из 48 глав. До нашего времени дошла версия, состоящая из 6 глав, и об её авторстве ведутся споры. Одна из версий приписывает создание трактата великому древнекитайскому полководцу У Ци, другая - его ученикам. Компромиссная точка зрения сводится к тому, что, возможно, полководец У изложил основные идеи трактата, которые были развиты и дополнены его последователями.

Со времён династии Хань трактат передаётся в более-менее неизменном виде; в различных изданиях имеются лишь незначительные расхождения. Так как У Ци осуждался традиционной конфуцианской историей за свои близкие к легизму идеи и методы управления, то в течение многих веков конфуцианские учёные пренебрегали "У-цзы" из-за относительной простоты его языка, и осуждали его за проповедуемую жестокость.

Дошедший до нас текст "У-цзы" состоит из шести глав:

"Планирование для государства"

"Оценка врага"

"Управление армией"

"Дао полководца"

"Реагирование на изменения"

"Поощрение командиров"

У-Цзы высказал интересные мысли по ряду военно-теоретических вопросов, главные:

1. Значение изучения истории и роль военного дела в обеспечении безопасности страны. У-цзы во введении к первой главе говорит, что он на основе прошлого определяет будущее, что мудрый владыка обязан знать прошлое. Предвидение же будущего - одно из условий достижения победы в войне.

Зная прошлое, правитель обязан обеспечить моральное единство ("гражданскую нравственность") народа, и иметь войско, способное обеспечить внешнюю безопасность страны.

2. Моральные качества войска и основы воинской дисциплины. У-цзы старается показать, что боеспособность войска зависит прежде всего от порядков в стране, а затем уже от состояния самого войска и от обстановки в походе и в бою. Существуют четыре категории противоречий: в стране, в войске, на походе и в бою, которые не позволяют одержать решительную победу. Если нет согласия, т. е. морального единства в стране, невозможно набрать войско. Если низки моральные качества войска, нельзя его отправлять в поход. Противоречие в походе исключает возможность ведения наступательного боя, а противоречие в бою не позволяет одержать победу. Противоречия в походе и в бою - это неблагоприятная обстановка для ведения войны и боя.

В основе управления государством и командования войском, по мнению У-цзы, лежат одни и те же принципы: "церемонии" и поощрение справедливости. "Церемонии" - это выражение взаимоотношений между правителем и знатью, высшими и низшими, чиновниками и народом. С помощью "церемоний" создавались и закреплялись моральные основы боеготовности всей страны, а следовательно, и боеспособности войска.

Основными причинами, которые поднимают войско на войну, говорит У-цзы, являются: стремление к славе, жажда выгоды, накопившиеся обиды, внутренние беспорядки и голод. В связи с этим У-цзы различает пять категорий войск, справедливые, насильственные, неистовые, жестокие и мятежные. К каждой из этих категорий требуется особый подход, и их (войска) соответственно подчиняют церемониями, почтительностью, уговорами, хитростью и авторитетом власти.

При формировании отрядов У-цзы требует исходить прежде всего из моральных качеств воинов. Так, храбрых, смелых, энергичных и сильных следует объединить в один отряд; из утративших свое положение и стремящихся себя реабилитировать перед правителем - сформировать другой отряд и т. д.

Справедливость эта выражается в том, что если воины наступают, их следует щедро награждать, если же они отступают, надлежит их строго наказывать.

Необходимо, во-первых, чтобы воины радовались, когда они выступают в поход; во-вторых, чтобы они с воодушевлением вступали в бой; в-третьих, чтобы они умирали в бою с гордостью. Для этого необходимо поощрять воинов и их командиров в соответствии с их подвигами, а также награждать семьи отличившихся командиров и заботиться о семьях погибших воинов.

Важное значение для достижения успеха в бою имеет отношение воинов и народа в целом к командирам. Если народ презирает командиров и жалованье у них невелико, у них нет желания рисковать своею жизнью. Поэтому, говорит У-цзы, необходимо подбирать способных командиров и создавать им исключительные условия. Любите и цените их, так как от них зависит судьба войска. Непременно повышайте их в рангах, и этим можно достигнуть решительных побед.

У-цзы говорит, что войско побеждает не численностью, а организованностью.

3. У-цзы о роли полководца в достижении победы в войне. Полководец должен сочетать в себе гражданские добродетели и воинскую доблесть, придерживаясь пяти принципов, которыми являются: умелое управление войском и его постоянная боеготовность, решительность, осторожность и сдержанность.

Полководцем может быть лишь тот, кто знает "четыре пружины": духа, местности, действия и силы. Непременные качества полководца - авторитет, добродетель, гуманность и храбрость. "Если полководец противника глуп и верит людям, его можно завлечь искушением".

4. Оценка противника и требования действовать на войне сообразно с обстановкой. Одним из условий достижения победы в войне, по мнению У-цзы, является всесторонняя и правильная оценка противника, включающая народ в целом и его правителя, войско и его полководца. При этом древний китайский теоретик главным опять считает выяснение моральных качеств противника.

У-цзы требует непременно выявить сильные и слабые стороны противника и затем направить удар туда, где у него слабое место. Атаковать противника следует тогда, когда он не готов к бою. Искусный полководец дезорганизует войско врага, заставляет его разбросать свои силы и затем внезапно и решительно атакует, осуществляя ряд быстрых, последовательных атак.

5.Оборона и наступление. У-цзы рассматривает два основных способа боевых действий - оборону и наступление.

Под термином "сражение" У-цзы понимает наступление. Когда войско боеспособно, оно сражается (наступает), когда боеспособность низка, оно может только обороняться. "Когда сражаются (наступают), победить легко, когда обороняются - победить трудно". Следовательно, победоносный исход войны решается наступлением.

Надежность и стойкость обороны определяются моральной устойчивостью народа. Успех наступления зависит от подготовленности страны и войска к войне. Подготовившись, можно вести наступательный бой, отступая, обороняться. Отступление У-цзы рассматривает как вид оборонительных действий.

1 Ханьшу (??) - историческая хроника китайской династии Хань с 260 г. до н. э. по 20 г н. э. Начал её составление Бань Бяо, племянник любимой наложницы императора Чэн-ди, а закончили его сын Бань Гу и дочь Бань Чжао.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

1

Показать полностью… https://vk.com/doc-20321583_38544822
75 Кб, 27 декабря 2011 в 0:21 - Россия, Москва, ИПВ, 2011 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении