Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025587 из ИПВ

Билет 9. Даосы. (И-цзин, Дао дэ цзин, Чжуан-цзы)

И-цзин. Книга Перемен (более правильно Канон Перемен; И цзин (кит. трад. ??, упр. ?? , пиньинь: Yi Jing; также известно под названием "Чжоу И" - ??, предположительно, по названию эпохи Чжоу1 (во время которой была написана наиболее авторитетная редакция).

Она состоит из 64 символов - гексаграмм, каждый из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития. Символы состоят из шести черт каждый; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации. Черты бывают двух родов: или цельные (их ещё называют девятками), или прерванные посредине (шестёрки) (встречается так же и цветовое различие черт, так "девятки" - обозначаются белым цветом, "шестерки" - черным). Это связано с тем, что первые символизируют активное состояние, свет, напряжение (ян), а вторые - пассивное состояние, тьму, податливость (инь). Принято считать, что черты читаются снизу вверх (хотя встречается и обратное толкование); их последовательность описывает развитие ситуации.

В основе её философии: изменчивость мира. "Перетекание".

Из лекции:

Основное понятие - категория хаоса. Хаос - первоначало всего сущего. Хаос символизирует отсутствие деятельности. Деятельность - структурированный процесс. Деятельность может завершиться таким результатом, как возвращение в первоначальный хаос, если допущены ошибки в самой деятельности или не устранены проблемы, препятствующие деятельности. Понятие безопасное состояние - состояние организма, которое обеспечивает непрерывное развитие. В западной традиции безопасность воспринимается иначе. На Западе - внешняя угроза, опасность. Когда возникает опасность в организме: когда разрешается проблема, это приводит к свободе, а свобода может разрушить сам объект. Мера - обстоятельство, обеспечивающее безопасность организму: "умей остановиться, не столкнешься с опасностью, знай меру и не испытаешь стыда" (это из Дао де цзина цитата). И-Цзин является источником, питающим даосизм, легизм, конфуцианство.

Даос. мысль возникла на Юге Китая, а конфуцианство - на Севере.

Начало даос. мысли связано с Лао-цзы, потом Чжуанцзы.

Основные понятия даосизма:

Дао (?) - буквально "путь", в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире.

Дэ (?) - буквально "добродетель" или "мораль". Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого "арете". Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

У-вэй (??) - буквально "недеяние" - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.).

Из лекции. Диалектика Лао-цзы:

1. Высокое подчиняет низкое

2. Высшие голоса вместе с низшими дают гармонию

3. Предшествующее подчиняет последующее.

4. Значение опыта в познании истины - надо знать историю.

Лао-цзы понимает диалектику не как борьбу противоположностей, в как их примирение.

Когда человек дойдёт до недеяния, то не будет уже того, чего не было бы сделано.

Святой, управляющий страной, старается ,чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь.

Гармония - вне знания.

Мудрецы своим знанием меняют ход событий.

Если не почитать мудрецов, то в народе будут ссоры. Т.к. они не чувствуют гармонии.

Если не ценить редких предметов роскоши, то не будет воров среди народа.

Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа.

Управляя страной, совершенно мудрый делает сердца пустыми, а желудки полными - всеобщее равенство.

Правление должно стремиться к тому ,чтобы у народа не было ни знания, ни страстей, а знающие - не действовали.

Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

Лао-цзы осуждает существующую власть в гос-ве и против налогов.

Ценность мелких событий. "Великие дела в Поднебесной начинаются с мелочей".

Очень важно давать трезвую оценку противнику.

Лидер и мудрец, чтобы реализовать себя в своём амплуа, должны пожить среди голодающих. Жизнь на равных - раскрывает ум и талант мудреца и лидера.

Мудрый человек, зная себя, себя не выставляет. "Я знаю, но молчу, что я знаю".

Безграничная добродетель похожа на её недостаток.

Распространение добродетели похоже на её расхищение.

Но Лао-цзы не отрицал добродетели в принципе.

Дао-дэ цзин ???

Был написан Лао-Цзы. Главное в тексте состоит в том, что он насыщен поражающими своей глубиной метафизическими конструкциями. Вплоть до сегодняшнего дня, трактат считается одним из блестящих философских трудов, прославивших Лао-цзы, сделав его имя одним из наиболее известных в истории мировой культуры.

В центре трактата - идея Дао, которое являет собой основу всего сущего, начало всех начал. Дао как первооснова мира, Великий путь и Высшая истина признавалась почти всеми мыслителями древности, которые это понятие четко определяли и потому лишали всякой мистики.

Мистическим и метафизичным оно становится в Дао-дэ цзине: оно бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесконечно и вечно, пусто, но неисчерпаемо. Оно - прародитель всего - это корень мира, в нем скрыто все, все рождается из Дао и все уходит в Дао. Само оно находится в бесконечном циклическом круговращении, не достигая предела, оно вновь устремляется к истоку. В мире вещей Дао представлен понятием дэ - это реализация неисчерпаемых потенций Дао в мире и обществе. Дэ лежит в основе концепции мандата Неба. У Лао-Цзы дэ совсем иное, оно тождественно Дао, но доступное чувственному восприятию, то есть дэ - это Дао в мире бытия, мире вещей и существ. По мнению Лао-цзы, мир явленных вещей и существ порождается 3 основными силами. 1 - Высший абсолют, первоначало - есть Дао, другая - явленная миру его манифестация - дэ, а третья - энергия ци, которой физически наполнен мир и которая энергетически заряжает все вещи и существа, даруя им факт бытия.

Основной моральный принцип - увэй, то есть недеяние. Отсюда и его концепции мудрости. "Мудрый ничего не накапливает. Чем больше он делает для людей, тем больше получает сам... не проявляя активности, истинный мудрец способен познать мир; ... Мудрый не имеет собственных забот; его заботы - это заботы людей. Добрым он делает добро, недобрым - тоже добро, этим и достигается добродетель"; "Мудрец отказывается от излишеств, экстравагантности, расточительства. Он принципиален, но не вредит, резок, но не делает несправедливости, откровенен, но не бесцеремонен, блестящ, но не ослепляет" Сам мудрец никогда не выставляет свою мудрость напоказ, скорее напротив. "Знающий не говорит, говорящий не знает"; "Мудрый ставит себя позади других - и потому оказывается впереди".

В "Дао-дэ цзине" идеал мудрого правления отличен от конфуцианского. Смысл и конечная цель его - в недеянии. Увэй, таким образом, представляет собой достижение в управлении людьми, обществом, государством полного соответствия с Дао, с его мудростью простоты, естественностью природных процессов."Мудрый совершает дела посредством недеяния, обучает, не прибегая к словам. Все вещи развиваются своим чередом, и он не пытается воздействовать на них. Мудрый помогает появиться возникшему, но не пытается овладеть им; содействует становлению, но не требует зависимости."

Управление недеянием как метод административной деятельности: "Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью, а невмешательством завоевывают Поднебесную. Откуда это известно? Вот откуда: чем больше ограничений и запретов, тем беднее народ; Чем острее оружие, тем больше беспорядков; чем больше законов и декретов, тем больше воров и разбойников. Поэтому мудрый говорит: "Я осуществляю недеяние, и люди самосовершенствуются; я не вмешиваюсь, и народ сам богатеет; я не имею стремлений, и люди сами становятся простыми". Эта же идея развивается во многих параграфах трактата: "Когда администрация инертна, народ прост; когда администрация деятельна, народ распускается". Деятельный терпит неудачи, стяжающий теряет. Мудрый не действует и потому не терпит неудач; не стяжает, потому и не теряет" .

В трактате великое небесное Дао противопоставляется земному, человеческому, т.е. созданному людьми, искусственному, неподлинному. Дао - справедливо, а людские нормы рождают неравенство. В строгом соответствии с двумя основными этическими принципами - управление недеянием и мудрость простоты - в трактате рассматриваются и многие другие социально-этические проблемы: равнодушие к религии, осуждение войны, военного искусства, заключающиеся не столько в самой победе, и тем более не в разорении врага, сколько в том, чтобы, одолев, ликвидировать его воинственность.

В "Дао-дэ цзине" сформулированы основные положения этики даосизма: цель - следовать пути указанному природой; принцип - недеяние; счастье мудреца - умеренность, спокойствие и близость к природе.

Лао-цзы уподобляет этические нормы воде, растекающейся повсюду, которая необходима всем и близка Дао. Таким образом главное для Лао-цзы - суть а не форма. Его идеи послужили толчком для развития китайской мысли в её совершенно новом и нетрадиционном направлении, выработке новых понятий, категорий, представлений, оценок и принципов.

"Чжуан-цзы".

Этот классический даосский трактат создан Чжуан Чжоу (369-286). Зафиксированные в нем идеи, рассказы и притчи, представляют собой попытку убедить китайцев в приемлемости, и даже истинности чуждых для них метафизических конструкций. В этом смысле трактат представляет собой фундамент китайского даосизма, являясь его функциональной основой (если доктринальной считать"Дао-дэ цзин"),которая собрала под флагом даосизма, все, что в китайской культуре противостояло рационализму конфуцианства, легизма и моизма и что тяготело к сфере метафизики, мистики и суеверий.

Самым главным в концепции "Чжуан-цзы" также является идея о великом Дао, чуждого реальному миру и недоступного для чувственного восприятия.

В трактате говорится о необходимости стремиться к слиянию с Дао и тем обрести его, постичь его: "Вначале было несущее, без содержания и названия. Из него возникло Единое. Единое существовало, но не имело формы. (Оно) породило все вещи, назовем его дэ. Благодаря бесформенному началось беспрестанное членение, это назовем велением.

Замедлилось движение, возникли вещи и существа. Когда они оформились, сложились принципы существования, и это назовем оформлением. Оформившиеся вещи и существа приобрели духовную основу, каждый свою собственную, и это назовем (их) натурой. Если совершенствоваться в соответствии с натурой, возвратишься обратно к дэ."

Ни в одном древнекитайском тексте до "Чжуан-цзы не уделялось столько внимания Слову, не предавалось ему мистического значения. Слово здесь понимается наравне с Единым и отношение к нему - священно-мистическое. В трактате последовательно проводится мысль о внутреннем единстве всего сущего, а также идея о необходимости усовершенствования своей натуры и возвращения к первоначальному дэ и затем - к высшему первоначалу Дао, которое и есть Великая Пустота. И утверждается мистическое Слово - оно - великая и таинственная сила.

Если Конфуций избегал рассуждений о том, что такое смерть, то Чжуан-цзы, в парадоксальной форме заостряет на ней внимание. Жизнь и смерть чередуются, причем их чередование калейдоскопичное, по сравнению с великой вечностью, в пределах которой оно мелькает. Жизнь - скопление ци , а смерть - их распад. Таким образом, все относительно, все привычные ценности смещаются, смерть почти приравнивается к жизни. Однако, в "Чжуан-цзы" даже даются рецепты, как избежать смерти: "лучше быть живым, чем иметь посмертные почести". Мысль предельно ясна - лучше быть живым, чем в славе и почестях оказаться рядом со смертью.

В ряде притч подчеркивается идея бесполезного и ее ценность для человека: полезное дерево срубают, а никому не нужное остается жить. Идеал долголетия - если отрешиться от всех сует, не утруждать тело, не реагировать на все чувственные раздражения мира, можно прожить очень долго, до 1200 лет. Жизнь - важнейший элемент бытия, великое проявление Дао, сущее, - вершина, венец закономерного круговорота природы. Главное - не мешать естественному ходу событий, то есть практиковать недеяние. Все живое обязано соответствовать своей природе, гуманностью или справедливостью не следует пытаться изменить свою природу. Люди должны быть ближе к природе, жить в простоте и естественности, избегая развлечений, излишеств, страстей и знаний. Истинная мудрость в простоте, тогда как то, что именуется мудростью, часто приводит к злоупотреблениям, воровству и смуте. И поэтому нет ничего хуже, чем пытаться наводить порядок в Поднебесной да еще с использованием системы наград и наказаний.

Чжуан-цзы считает, что социальные различия и стремление людей к выгоде берет свое начало с восхваления мудрецов.

Истинно мудрое правление - подчеркивает он - в подлинном недеянии, каждый получает необходимое, а дела вершатся сами собой. Истинно мудрый свободен от страстей и ищет покоя; он безразличен ко всему и ищет сущность в пустоте. Пустота - великая основа бесконечной природы и стать пустым - значит преодолеть вещи, включая страсти, власть и славу. Постижение чистоты - самосовершенствование.

В одной из глав, Чжуан-Цзы подвергает критике учение Конфуция. Даосы считали Конфуция своим главным противником, ибо он стремился закрепить новый иерархический (неестественный и искусственный) порядок. Его церемонии и учение о сыновней почтительности как основе государственной морали и правовых установлений, по мнению даосов, укрепляли неравенство, господство властолюбцев, чуждых интересам простого народа.

Трактат "Чжуан-цзы" и его идеи необычны для китайской традиции и эта необычность заключается в полной свободе мыслящей, отдаленной от группы, противостоящей ей личности. Иными словами, этот трактат - гимн нонконформизму, так и оставшемуся чуждым классической китайской культуре.

Этика даосизма построена на критических оценках существующих отношений между людьми, противопоставлении своей истинной морали (природосообразного поведения, выражающегося в следовании дао и дэ ) морали искусственной, насаждаемой конфуцианцами.

1 с 1122 до н. э. по 249 до н. э.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-20321583_39243142
63 Кб, 28 декабря 2011 в 21:35 - Россия, Москва, ИПВ, 2011 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении