Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025588 из ИПВ

Историко-географическая ситуация Политическая идея Цитата Оценка Сократ (469-399)

Афины.

Прежде чем обратиться к макрокосму человека, исследовал макрокосм вселенной. Разработал искусство диалектики. Не брал плату за уроки.

Всё подвергал сомнению. "Я знаю то, что ничего не знаю". Жить "не для себя, а для других". Верность Богу.

Критиковал демократию.

Сторонник полиса.

Платон(428-348)

Афины. Дуализм души и тела. Бессмертие души.

Три части души:

1. Разумное

2. Яростное

3. Страстное

Перевоплощение душ.

Знание как припоминание. (архетипы?)

Всё делится на постигаемое

а) ощущениями

б) умом

Ощущаемое: предметы, их тени и изображения.

Умопостигаемое:

идеи вещей и их умопостигаемые подобия.

Мир идей и мир вещей. Любая вещь - лишь отражение идеи.

Аристотель

384-322 до н.э.

Воспитал Алексан-

дра Македонского.

Метафизика Аристотеля содержит 4 принципа бытия:

1. Материя

2. Форма 3. Начало (действующая причина). - Бог

4. Цель. - Благо

Отверг принцип развития: сущее может возникнуть как из сущего, так из не-сущего. (у элейцев). Вывел:

акт ("энергия") - деятельное осущ-ие чего-либо;

потенция - сила, способная к такому осуществлению.

Написал: "Политика", "Афинская полития", "Никомахова этика". "Логика", "О природе", "Метафизика", "Поэтика".

**************

Др. Индия

Артха-Шастра

Др. Китай:

Чжоусская

Даоская

Конфуц. Легистская мысли Пелопонесская война. (431-404 до н. э.) - военный конфликт в Древней Греции, в котором участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой. Афины сдались.

Вообще военное время. Греко-персидские войны (499 до н. э. - 449 до н. э., с перерывами).

В 5 в до н.э.: уверенность суждений и интеллектуальная отвага :) Век религии, укоренение местных культов особенно на материковой Греции. Искусство (статуи Поликлета: атлеты в состоянии покоя; статуя Геры Аргосской). Храм Зевса. Скульптор Фидий (статуи Парфенона). Парфенон. Интерес к героической тематике в искусстве. Геродот Галикарнасский "История Персидских войн" (противопоставляет греческое - негреческому = Европу - Азии). Анаксагор, теории о материи и разуме, космогония. Софокл (496-406), "Антигона", "Эдип-царь", человек как гражданин и как личность.

Во время Пелоп.войны - кризис. Рост оратор. искусства. Перемещение интереса с группы на личность подорвало традиц. связи между гос-вом и гражд-ном. Потребность в новой основе для веры.

Наилучшим гос. устройством Платон считал идеал. гос-во, образ которого существует в другом - идеальном мире. Задаче правителей-философов "припомнить" этот образ, который их души до земного воплощения наблюдали в мире идей. Рейтинг гос. форм правления :) :

1. Аристократия

2. Олигархия

3. Демократия

4. Тирания

("Государство") "Законы" кратко:

1. Законы - от добродетели.

2. Воспитание - необходимое условие для функционирования законодательства. Важность песен и хороводов.

3. Историческая необходимость законодательства.

4. Два материн. вида гос. устройсва: монархия и демократия

5. В идеальном гос-ве нет крайней бедности и крайнего богатства

6. Равенство мужчин и женщин

Военное время. Пелопонесская война (431-404 до н.э.).

Период недолговечных гегемоний: Спартанской, самодержавная политика Дионисия и Спарты, Война за освобождение 379-374. Крушение Спарты. Анархические тенденции в Сицилии.

В общем, смутное время. А потом выдвижение Македонии и покорение Персии Александром (366-330), потом раскол империи после смерти А.М.

Расцвет рабства. По Еврипиду, рабство - естественное состояние варвара, а не грека, и рабы почти всегда были варварами.

Полис, как политическая форма, терял самодостаточность.

В 4 в до н.э. возникли лит-ра и искусство нового типа, черпающие вдохновение не в государстве, а в личности. Гос-во утратило притягательность для граждан. Столкновения между собственниками и неимущими.

Главное в государстве по Аристотелю - гражданин. Он обязан участвовать в гос. делах.

"Государство есть совокупность граждан"

********************************* Тесное переплетение этики и политики.

Высшая (царская) добродетель - политическая добродетель, заключается в искусстве управления полисными делами.

Управление делами на основе знания. Это касается как частных, так и публичных дел.

Добродетель = знание.

Справедливость = добродетель, = > т.е. знание = справедливость.

Божественная природа полисных порядков (от мифологии).

Устройства государства-полиса, при котором господствуют справедливые по своей природе законы.

Важность единомыслия граждан (преданность и повиновение членов полиса законам).

Трактаты "Государство", "Законы" и диалог "Политик".

Правильные (монархия, аристократия) и неправильные формы правления (остальные). Худшая - тирания.

Идеи "Государства"

Государство Платона состоит из трех сословий:

высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Цель закона - благо государства.

Жены и дети - общие, воспитание - общее.

Люди не равны по природе (оправдание рабства)

Идеи в "Законах":

Утопия. Аристократическая республика.

- 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,

- 5040 граждан и сложнейшая система управления.

- допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.

- значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Счастье отдельного человека - не есть ценность. Полис - важнее.

Цель политики - справедливое (общее) благо.

Государство это форма общения между людьми.

Необх-ть гос-ва обусл. природой людей.

Гос-во обеспеч. возможность исп-ть во благо именно природу людей.

Человек - животное государственное.

В идеал. гос-ве все с.х. работы будут выполнять рабы (гос. и частные).

Правильные и неправильные формы государства. Правильные: монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне "редко и у немногих". В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. "Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй".

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

=> ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. => необх-ть сред. класса.

Раздел. власти на суд, закон., исп-ую.

*************************************

"Забота о собственном только количественно разнится от заботы об общественном; в других отношениях она совершенно одинакова".

"..не умея строить один дом, как можно браться за десять тысяч".

"Он утверждал,- пишет о Сократе Ксенофонт,- что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки. Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание".

"..в государствах те правители самые лучшие, которым граждане наиболее обязаны повиновением законам? И то государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны."

"Править должны знающие"

"Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства".

"В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети - тоже, да и всё их воспитание будет общим.."

"...граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов.."

"Есть два как бы материнских вида государственного устройства, от которых, можно сказать по праву, родились остальные. Было бы правильно указать на монархию как на первый из них и на демократию как на второй".

"...не должно быть ни тяжкой бедности среди некоторых граждан, ни в свою очередь богатства, ибо бедность и богатство взаимно порождают друг друга. Вот и надо теперь законодателю установить пределы бедности и богатства".

"Но при этом не будет забыто наше пожелание, чтобы женщины у нас наравне с мужчинами подлежали воспитанию и всему остальному; в самом деле, мы должны здесь мыслить примерно так..."

"..всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага".

"..всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения.."

"..человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в сверхчеловек.."

"государства должны иметь в больших количествах рабов, а также постоянно проживающих чужаков и иностранцев".

"..прямо от рождения некоторые существа различаются [в том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие - к властвованию.."

"Отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии - олигархию,

отклонение от политии - демократию.

отклонение от демократии - охлократию".

"когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, - полития. И такое разграничение оказывается логически правильным: один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большинства -дело уже трудное, хотя легче всего - в военной доблести, так как последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет".

******************************* Этого нет у Платона (отсутствие различения сфер этики и политики у Сократа).

Для Сократа, как и для его предшественников, нравственный смысл полиса и его установлений, политическая добродетель в целом восходят к мифическим богам - первоистоку и предопределяющему началу.

Перенял от Пифагора идею создания философ. школы, в рамках этой школы и создавались его поздние произведения.

От Сократа - искусство ведения диалога.

Сомнение

Ирония.

Для науч. формы познания, ирония - необходима.

Превзошёл обыденное познание, он мыслил догматической формой.

Аристотель не согласен с Платоном по поводу м.ж.

У Платона гос-во иделаьно, у А. - по обстоятельствам и власть мудрецов уже не вписыв-ся.

****************

Показать полностью… https://vk.com/doc-20321583_38705039
83 Кб, 27 декабря 2011 в 16:37 - Россия, Москва, ИПВ, 2011 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении