Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025607 из ИПВ

Лекция 3

История Нижней Месопотамии в 30-26 вв.

(на материале коллективной монографии "История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций". Ч.1. М., 1983. Под редакцией И.М. Дьяконова)

Данная лекция будет посвящена истории древнейших государственных образований, которые возникли в начале 3-го тыс. до н.э. в нижней части течения рек Тигр и Евфрат, области, которую по имени народа ее населявшую, принято называть Шумером.

Периодизация:

История Шумера

I. Протописьменный период (2900 - 2750 гг.)

II. Раннединастийный период 1 (2750 - 2600 гг.)

III. Раннединастийный период 2 (2600 - 2500 гг.)

IV. Раннединастийный период 3 (2500 - 2310 гг.)

Предыстория

Территория Шумера - нижней Месопотамии, стала заселяться с VI тыс. до н.э. Первые поселенцы нижней Месопотамии были не шумеры. Об этом говорят данные изучения языка, названия основных гидронимов и части топонимов не связано с шумерским языком. Они уже были земледельцами и скотоводами, именно из их языка в шумерский пришли основные понятия: земледелец, рыбак, пастух, кузнец, ткач, плуг, борозда и т.д. Они были выходцами из северной части Месопотамии - носителями самарской культуры, поскольку известны самарские связи с культурой Эреду ("банановый" язык, длинный прямоугольный кирпич) и носителями хассунской культуры - (подносы для шелухи).

Сами шумеры появились здесь где то во второй половине 4 тыс. до н.э. Соседями шумеров на севере были западные семиты, на востоке - эламиты, которые говорили, видимо, на дравидийских языках.

В течение VI - IV тыс. до н.э. жившие там земледельцы облагораживали земли. Для того, чтобы обеспечить регулярное орошение во время всего сельскохозяйственного периода строили каналы. Именно на них и возникли первые государственные центры. Контроль за источниками водоснабжения, и за плотинами основных каналов - основная задача первых правителей (носителей власти здесь).

Первые каналы, как принято думать, были отведены от притока Тигра - реки Дияла, но наиболее массовым строительство было в бассейне Евфрата. Самыми знаменитыми были каналы И-нина-гена и Итурунгаль. По мере создания новых каналов возникали новые номы. Это основной способ возникновения городов вел за собой создание новых номов, особенно интенсивно в период РДП 3.

Источники

1. "Царский список" - составлен в 21 в. до н.э. во время правления 3 династии Ура. Это важнейший документ по истории Шумера. Этот уникальный документ содержит перечень правителей разных номов с самого начала шумерской истории и до 1950 г. Особенность, что сроки правления многих ранних государей запредельны, насчитывают тысячи лет, а краткие характеристики их правления восходят к эпическим сочинениям (а не историческим)1. Но очевидно, что в городах были свои списки правителей (например, Лагаш, Киш, Урук и др.), но все они не сохранились. Его перевод см. С.Крамер Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002.

2. Хозяйственные, административные, юридические документы

3. Царская переписка, т.е. письма, которыми обменивались правители и чиновники (появляются в 24 в. до н.э. Особенно много в период правления Третьей династии Ура) .

4. Историографические документы - Туммальская надпись

5. Поэмы - известно девять шумерских эпических сказаний. "Проклятие Агаде", "Гильгамеш и Агга из Киша" и др.

6. Плачи - "Плач об Уре", "Плач о Ниппуре".

I. 2900 - 2750 гг. протописьменный период

В этот период постепенно возникают ранние предгосударственные образования.

Перечислим важнейшие: Эреду, Ур, Ларса, Лагаш, Умма, Шуруппак - в южной части Шумера, Иссин, Ниппур - в центральной, Киш - в северной.

Это городские поселения еще не были обнесены стенами.

Считается, что письменность была создана в одном центре - в городе Ниппуре. Здесь же был храм общешумерского бога Энлиля. Однако наиболее ранние из сохранившихся документов были найдены в городе Урук в хозяйственном архиве храма Эанна.

Их событий политической истории этого периода ничего не известно. Перечень правителей этого периода из Царского списка вызывает у ученых сомнения.

Судя по более поздним источникам, этот период закончился некоторым спадом, вызванным пришествием семитоязычных степняков и если верить буквально Царскому списку, великим потопом.

По сохранившимся надписям можно только судить об изменениях в структуре общества.

Социальная ситуация

Шумерское общество в это время еще архаично, оно сохраняет все черты родового общества. Но внутри него уже проявляются признаки нарождающейся государственности. Как видимо, обществу оседлых земледельцев, которые живут в нижней Месопотамии с 6 тыс., строившим ирригационные каналы и поселения городского типа, потребовалось чуть менее трех тысячелетий, чтобы внутри него возник социальный механизм, который принято называть государством.

Структура шумерского общества накануне образования государства представляется таковой.

Основной социальной единицей была территориальная община, которая состояла из нескольких патриархальных семей (домов). Дом состоял из старшего мужчины-патриарха и его сыновей с женами. Несколько домашних общин, принадлежавших часто к разным родам, господствующих в данной местности и совместно распоряжавшихся землей и водой, и называют территориальной общиной. Важнейшие дела решались на сходе общинников, а текущие дела решал Совет старейшин - основным органом управления.

Территориальные общины возникали по мере расширения ирригационной сети, они занимали участки каналов. Несколько соседних общин (внутри одного нома) объединялись поклонением общему божеству. Храм ему и храмы второстепенным божествам несли как культовые, так и хозяйственные функции.

Отсюда важной социальной фигурой, связанной с общинами, но противопоставленный им, являлся жрец-прорицатель эн. Особенно на севере Шумера. Он был главой храмового хозяйства, зачастую выполнял функции организатора земледельческих работ, и часто представлял общину перед внешним миром. Характерно, что если храм был посвящен божеству женщине, то эном был мужчина и наоборот.

Ном включал несколько общин, одна из них жила в поселении городского типа, еще несколько жили в сельской местности. Напомним, что традиция поселений городского типа в Западной Азии, если вести отсчет от Иерихона, к этому времени насчитывала ок. 7 тыс.

Советом старейшин в случае ведения военных действий из числа членов знатных домов назначался вождь (лугаль). Войско, видимо, включало дружину эна из числа служащих храмовых хозяйств и вооруженных общинников, которые выступали под командованием лугаля. Воины были вооружены каменными булавами, медными топориками, дротики, медные кинжалы. Лук был известен, но большого распространения в Шумере, видимо, из-за отсутствия хорошего материала, не получил.

Пленных мужчин убивали, женщин и детей использовали на принудительных работах.

Экономическая история

Экономика в основном была универсальной, но условия вмещающего ландшафта предопределяли особенности. Территории были взаимозависимыми. Специализация проходила на уровне общин.

Города Эреду, Куар, Кинириша, Гуабба, Нина - лежали в зоне болот. Занимались земледелием и скотоводством, но большое место занимает рыболовство.

Города Урук, Энегир, Гишбанда, Гирсу - находились в зоне садоводства и огородничества.

Города Ниппур, Шуруппак, Урук, Куту, Эреш - преимущественно земледельческие.

Города Ур, Киабрига, Гэш, Зарарима, Куллаба и др. - большое место занимало скотоводство. Они использовали земли под паром для выпаса. Мелкий скот давал сырье для тканей.

Земля общей никогда не была. Все земли разделилось на три основных сектора:

1. Неделимая земля общинного хозяйства; 2. коллективная земля членов дома, 3. земли, данные на время за службу - наделы. Из архива Э-Аны известно, что земли в одном номе получили верховный жрец эн (одна треть), верховная жрица эвемин, второй жрец, главный торговый посредник, главный судья, старшина храмовых работников.

Культура (материальная и духовная)

Одежда: мужчины ходили босыми, вокруг бедер обматывали ткань, имели передник, который служил отличительным ранговым символом. Носили бороды, длинные волосы. Женщины оборачивали бедра материей, иногда носили накидки.

II. 2750 - 2600 гг. раннединастийный период 1 (РДП 1)

Между протописьменным периодом и РДП 1 сохраняется преемственность, но археологически ощущается, сильное различие (другой формы кирпич, меняется план храмов). А конце РДП интенсивное сооружение оборонительных стен вокруг городов.

Возникающие государственные образования представляют собой города - центры власти, в которых живут носители власти, которым подчинена небольшая округа - "ном". Процесс перехода от сложных общин к ранним государственным образованиям - процесс постепенный, неравномерный, длился на протяжении правления нескольких поколений носителей власти. Завершается, видимо в течении РДП 1. В некоторых номах это протекало быстрее (Киш, Ур, Урук), в других медленнее.

О ранней истории Шумера, как уже говорилось, известно благодаря так называемому "Царскому списку" - перечню правителей, правивших в разных городах. Цари, которые правили в одном городе, условно, составили одну "династию". В основе списка лежит счет поколений правителей Урука и Ура - на юге Шумера и Киша - на севере. Эти правители еще не были монархами, ими могли быть верховный жрец (эн), вождь-военачальник (лугаль), жрец-строитель (энси).

Выявление основных политических центров

Как выглядело номовое государство а период РДП 1 ? Охарактеризуем одно из них - Ур.

Округа г. Ура занимала около 90 кв.км. На этой территории также находились два небольших поселения городского типа, одно со стенами (Муру), одно без (Убайд), несколько деревушек по несколько домов. Население всего нома составляло ок. 6 тыс. человек, 2\3 жило в Уре, 1\3 в двух городках. В деревнях ок. 200.

Начало РДП 1 соответствует началу правления Первой династии Киша. Основной лейтмотив истории этого периода - войны номовых государств против друг друга.

Но, подчеркнем, пока еще не за господство, а за военную добычу и за контроль над источниками водоснабжения.

Событийная история

Борьба между важнейшими центрами власти - Кишем (север) и Уруком (реже Уром), походы против Элама и далее на восток против Аратты (между Эламом и Индией), в Сирию и Ливию.

Термина носителя власти близкого к понятию "царь" еще нет. Известный титул лугаль в РДП 1 в большинстве номов пока еще обозначает большого человека, хозяина (крупного строения и т.п). Первым этот титул в РДП 1 принимают, видимо, правители Киша. Они проявляют стремление к гегемонии. Это военные вожди.

1. Киш. Зафиксированный Царским списком правитель Киша - Этана - видимо, первое историческое лицо. В его образе еще есть элементы эпического героя, но о нем в Царском списке сказано, что он "утвердил все страны"2.

Первые датируемые царские надписи относятся ко времени правления восьмого после Этаны, предпоследнего государя Киша Эн-Менбарагеси. Его историчность подтверждена документально. Он ходил походами на Элам, а его сын Ага - воевал с Уруком.

2. Урук. Первый исторический правитель Мескианггашер, начал править еще в городе предшественнике Урука - Э-Анне. Далее правили его сын Эн-Меркар, строитель Урука и покоритель Аратты. Далее соратник Эн-Меркара, "пастух" Лугаль-Банда, далее "рыбак" Думузи, а затем Гильгамеш. Эти два правителя Урука оставили особенно значительный след в шумерской истории и культуре.

2.1.Думузи - вошел в культовую жизнь Древнего Востока. Он стал основным персонажем "обряда священного брака" и мифа об "умирающем и воскресающем боге". Он упоминается в связи с событиями 6 в. до н.э. в Ветхом Завете (Иезекииль, 8:14).

2.2. Гельгамеш (правил ок. 2600 г. до н.э.) стал самым известным героем шумерского героического эпоса, дошедшего до нашего времени. Согласно эпической традиции, Ага, правитель Киша, попытался осадить город Урук. Совет старейшин Урука согласился на сдачу, но эн Урука по имени Гильгамеш, опираясь на народное собрание, решил оказать сопротивление и победил. Собрание объявило эна Гильгамеша военным вождем лугалем. Благодаря ему Урук усилился и стал гегемоном. Гильгамеш ходил походами в Сирию и Ливан за кедром.

3. Ур. Первый правитель Месаннепадда и его сын Мескиагнунна, современники Гильгамеша.

Урский правитель Месаннепадда смог перехватить контроль над центральным культовым городом Ниппуром у правителя Киша Аги и, видимо, сверг его. Позже его сын Мескиагнунна был покорен Гильгамешем.

Здесь мы видим интересное явление - на севере правил эн, на юге усиливалась фигура лугаля. Эн был самостоятелен, лугаль обязан народному собранию. В экстремальных обстоятельствах он пренебрегает мнением совета старейшин и берет всю полноту ответственности на себя. Поэтому Гильгамеш и вошел в историю как великий правитель.

Как видим, династий правителей еще нет. Правитель подчинен совету старейшин и народному собранию. Власть только в начале была передана сыну. Далее носителями власти становились не по принципу родства.

Социальна ситуация

На основе храмовой документации изучен штат типичного храмового хозяйства РДП 1. Он включал светских и духовных лиц.

Во главе светских людей стоял "писец" (санга) ему подчинялся персонал численностью несколько сот человек, включая храмовых ремесленников, земледельцев, садоводов, рыбаков, пивоваров и др.

Духовные лица включали женщин-служительниц, врачеватели (а-зу).

Храм поддерживал тесные связи с общинной администрацией.

Экономическая ситуация

Существуют храмовые, дворцовые и общинные земли.

Принято считать, что первоначально храмовые хозяйства возникли на земле, выделенной общинами для организации культа. Работу на них выполняли сами общинники. Но постепенно храмы стали собственниками обширных участков и крупных ремесленных мастерских. Таким образом, храмы могли создавать запасы продовольствия для жертвоприношений, для обмена, на случай голода и непредвиденным осложнениям (Дандамаев). Начиная с этого времени, большая часть жертвенных продуктов шла на пиршественный стол для населения, который часто становился единственным источником мясной пищи (Дьяконов).

Земельные владения храма были отделены от земельного фонда общины (уру).

Поля храма делились на жреческие (ашаг-эна), поля-кормления (ашаг-шукум), поля-возделывания (ашаг-уру). Доход с жреческих полей шел непосредственно храму, поля-кормления раздавались мелкими наделами персоналу за службу, поля возделывания - разным лицам за долю урожая.

В общине Бау раннединастического Лагаша из 1200 членов более 100 были рыболовами, 125 - гребцами, матросами, грузчиками.

В этот период значительно повышается эффективность труда.

III. 2600 - 2500 гг. Раннединастийный период 2

Второй раннединастийный период начинается с Гильгамеша. Именно после него Царский список дает реальные сроки правления. Государственность только начинала складываться и история отрабатывала варианты. Борьба между тремя центрами ослабила Шумер, это способствовало вторжению эламитов из города Аван (недалеко от Суз).

1. Гегемония Месилима

После 2600 г. эламский правитель Месилим подчинил правителей Уммы, Лагаша. Он укрепился на Севере, его стали называть "лугалем Куша". Кстати, именно в это время из-за спорных территорий зародился конфликт между Лагашем и Уммой, которой уже через 50 лет станет одним из основных мотивов шумерской истории. Месилим расставил между этими номами межевые камни, ущемив интересы Уммы.

Как долго эламиты господствовали в Шумере не ясно, но в конце концов кишиты на некоторое время прогнали их, воцарилась вторая династия Киша, но потом ее снова сменила эламская династия из царства Хамази.

После 2500 г. правитель Элама по имени Месилим подчинил правителей Уммы, Лагаша. Он укрепился на Севере, его стали называть "лугалем Куша". Известно, что при Месилиме территории вдоль основных каналов Итурунгаль и И-Нина-гене находились под контролем эламитов.

Таким образом, первым гегемоном Шумера стал выходец из Элама, т.е. земель за пределами Шумера.

В конце периода гегемоном, видимо, становится правитель Адаба Лугаль-Аннемунду. Ему принадлежит слава избавителя от эламитов. Его влияние распространяется на 13 городов-государств Шумера и Элама. Он нанес поражение печально известному в будущем народу кутиев.

Во время ослабления северного Шумера с центром в Кише, юг с центром в Уруке, во главе которого стоял Гильгамеш, усиливался. Урук стал во главе союза отдельных центров власти, расположенных в Южной Месопотамии по Ефрату ниже Ниппура.

Социальная ситуация

Титул эн носил только правитель Урука, правители остальных центров носили титул энси (буквально, господин закладки сооружений). Они имели и культовую и военную функции, поскольку возглавляли дружину храмовых людей. .

Очевидно, что в это время южная модель управления, когда во главе государства стоял светский правитель лугаль оказалась более действенной, чем северная во главе со жрецом эном. Шла борьба за гегемонию. Гегемон носил титул "лугаля Киша", его военное верховенство должно было быть признано в Ниппуре, где находился главный общещумерский храм.

Важные вопросы решались народным собранием (ункен), оно сопровождалось пиром, средства на которые выдавал храм. На собрании участвовало более 1500 человек. Все члены общины назывались "думу -уру" - дети общины.

Равноправные мужчины-общинники, воины и гражданские, из числа жителей города назывались молодцами (гурушами). Они получали паек. Они формировали военные гарнизоны, городов, входивших в урукских союз, насчитывавшие по 670-680 человек. Это были люди "не имеющие дом" и "не имеющие мать", то есть холостяков.

Экономическая ситуация

Из анализа документов храмового архива из Шуруппака известно, что земли делились на храмовые и частные. Земли храма были розданы в качестве наделов персоналу храма, за что взималась небольшая часть урожая. Мелкие служащие храмового хозяйства получали не надел, а паек зерном. Храмовые наделы всегда выдавались строго индивидуально.

Частные наделы, внехрамовые земли, принадлежали частным домам, включавшим два-три поколения близких родственников. Эту землю можно было продать, тогда продавцы - группы братьев - получали плату зерном (один-два урожая продаваемого поля или эквивалент в меди, продуктах и т.п.), родичи продавцов получали угощения, подарки. Покупатель всегда индивидуален, но после покупки земля переходила в коллективное владение. В этот период в качестве покупателя мог выступать и лугаль, в таких случаях сделки фиксировались на камне. Но речь не идет о праве собственности, право распоряжаться землей было еще относительным, коллектив еще долго ощущал, что земля является общим достоянием. На протяжении тысячелетия проводились акции "справедливости" (ни-си-са) аннулировались не только задолжности, но и сделки отчуждения земли между частными лицами.

1 Это типичная ситуация. Идея писать концептуальную историю всегда приходит через много столетий после начала государственной истории народа. Поэтому при написании истории государств историографам приходилось пользоваться материалом эпических сказаний. Например, китайский историограф 2 в. до н.э. Сыма Цянь составляя описание истории государства Шан (16 - 11 вв. до н.э.) использовал материалы гимнов Книги песен (Шицзина).

2 Кроме Царского списка о нем мы узнаем из аккадской поэмы 2 тыс. до н.э. Она создана по законам эпического жанра.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

1

Показать полностью… https://vk.com/doc17608128_58313870
71 Кб, 28 февраля 2012 в 23:26 - Россия, Москва, ИПВ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении