Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025611 из ИПВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учредение высшего профессионального образования

"Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы" (ФГБОУ ВПО "БГПУ им. М. Акмуллы")

"Согласовано" "Утверждаю"

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Юсупов А.Р. Фатыхов М.А.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Юсупов А.Р. Нанди Камал Канти

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Кашапова Р.А. Хуснутдинова З.А.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Кагарманова А.И. Бенин В.Л.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Галиева Г.Р. Селитрина Г.Л.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Галиева Г.Р. Борисов В.В.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Галиева Г.Р. Нухов С.Д.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Алмаев Р.З. Янборисов М.Х.

Обыденнова Г.Т.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Фазлутдинова А.И. Борисов И.М.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Фазлутдинова А.И Кулагин А.Ю.

________________ ________________

председатель УМК Руководитель ООП

Фазлутдинова А.И Мигранов М.Г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы"

(ФГБОУ ВПО "БГПУ им. М.Акмуллы")

Кафедра педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ОПД.Ф.02 ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

направление- 050100 Педагогическое образование

программы - высшее образование

степени выпускника - Магистр

Уфа 2012

МОДУЛЬ I

Нормативные материалы

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ I

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"Инновационные процессы в образовании"

Выписка из ГОС 1.Цели и задачи 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3.Объем дисциплины и виды учебной работы 4.Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий 4.2.Содержание разделов дисциплины 4.3.Лабораторный практикум (содержание семинаров) 5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1.Рекомендуемая литература 5.1.1.Основная 5.1.2.Дополнительная 5.2.Средства обеспечения освоения дисциплины 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины 6.1.Оборудование аудитории 6.2.Технические средства обучения 6.3.Аудио, видеоаппаратура 6.4.Учебно-наглядные пособия 7.Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 7.2.Примерный перечень вопросов к экзамену 7.3.Примерная тематика рефератов 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 9.Учебная практика по дисциплине

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы"

(ФГБОУ ВПО "БГПУ им. М.Акмуллы")

Кафедра педагогики

"Согласовано"

Председатель УМК

Лисейчикова Л.З.

"Утверждаю"

Начальник учебно-методического управления Калимуллина Г.И.

Зам.зав. кафедрой, профессор

Сытина Н.С. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

направления - 050100 Педагогическое образование

программы - высшее образование

Рекомендуется для

Направления - Педагогическое образование профилей (программ)

Физическое образование

Физико - астрономическое образование

Превентология (Профилактика социальных отклонений)

Социально - экономическое образование

Отечественное и зарубежное регионоведение

Литературное образование

Языковое образование

Историческое образование

Химическое образование

Биологическое образование

Экологическое образование

квалификации выпускника - магистр педагогического образования

степени выпускника - Магистр

1. Целью дисциплины является:

1. Формирование общекультурных компетенций:

* ОК 5 (способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности);

2. Формирование профессиональных компетенций:

- ОПК-2 (способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру);

- ПК-3 (способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики);

- ПК-11 (готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы).

Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 22 часа аудиторных занятий (12 лекционных, 10 практических), 59 часов самостоятельной работы, форма итогового контроля - экзамен (1 ЗЕ / 27 часов).

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: профессиональный цикл, базовая часть. Для её изучения требуется предварительная подготовка магистранта в бакалавриате или специалитете по направлению - Педагогическое образование любого профиля; изучается сопряжено с дисциплинами общенаучного цикла "Методологией и методами научного исследования", "Историей и философией науки"; освоение дисциплины магистерской основной образовательной программы происходит сопряженно с дисциплинами вариативной части и является фундаментальной для них.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: * понятия - инновация, нововведение, новшество, критерии, характеристика нововведений, типология нововведений

- основные закономерности становления и развития инновационного образования в современном мире, особенности современного этапа развития международного образования в мире.

уметь:

- определять структуру инновационного процесса, критерии инновации: новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте;

- описывать основные направления развития инновационного образования в региональном, федеральном масштабах;

- определять значение межправительственных организаций и международных проектов для реформ системы образования в России и РБ;

- прогнозировать и конструировать инновационный образовательный процесс на основе современных педагогических концепций;

- оценивать и прогнозировать инвариантно-интегративную траекторию инноватики образовательного пространства.

владеть:

- моделированием инновационной педагогической деятельности и технологиями инновационного образования

- способами реализации исследовательской позиции в инновоционной профессиональной деятельности, совершенствования системы обеспечения качества образования;

- компетенциями выпускника как результатами обучения при разработке, реализации и оценки образовательных программ.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы-,одо,oзo.

Вид учебной работы Трудоемкость

в часах Семестры 1 2 3 4 Аудиторные занятия: 6/16 + Лекции (ЛК) 6/8 озо одо Практические занятия (ПЗ) -/8 + Лабораторные работы (ЛБ) Контроль самостоятельной работы студента (КСР) 2,25/0,45 Самостоятельная работа: - Виды СРС:

Конспекты, терминологический словарь, научная статья, реферат

-

Промежуточная аттестация: Экзамен + + ИТОГО: 2,25/8,45 +

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

№ Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Новации и инновации в педагогической науке и практике Педагогическая инноватика как новая отрасль научного знания, изучающая проблемы теории и практики инновационных процессов в образовании. Смысловое значение основных неологических понятий: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное. Новое и отжившее, рутинное, консервативное. Новое и передовое, прогрессивное, современное.

Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

Источники и носители нового в образовании (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся). Системы классификаций нововведений в образовании.

Зарождение нового и способы его продвижения в педагогическую практику. Факторы, позитивно влияющие на возникновение и распространение педагогических новшеств. Барьеры на пути утверждения и дальнейшего распространения нового в массовой практике.

2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика

Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития, механизмы развертывания во времени. Законы протекания инновационных процессов (необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций).

Процессы гуманизации, демократизации, полипарадигмализации, технологизации, стандартизации, регионализации, интеграции и дифференциации образования, проектирования и прогнозирования его развития как отражение реализующихся прогрессивных педагогических идей.

Негативные тенденции в образовании и их влияние на инновационные процессы.

3. Инновационная деятельность магистра. Образовательные инновации в оценке педагогов. Особенности восприятия новшеств и принятия решений учителем.

Учитель как субъект инновационной деятельности. Структурные компоненты (мотивационный, креативный, операционный (технологический), рефлексивный) и уровни инновационной деятельности учителя (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный). Профессионализм, творческие способности, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации и установки учителя-инноватора. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя и их устранение. Условия формирования инновационной мотивации педагогов. Критерии и способы диагностики способности учителя к инновационной деятельности.

4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество Особенности проектирования современного этапа развития системы образования регионов. Стратегические ориентиры и принципы, обусловливающие целевые и содержательные установки проектирования (концептуальность, направленность, системность, инвариантность, организационная и ресурсная обеспеченность, открытость, целостность). Содержание проектировочной деятельности (целеполагание, ориентировка, диагностика исходного состояния, рефлексия, прогнозирование, моделирование, экстраполирующий контроль, внедрение, оценивание, коррекция).

Технология проектирования региональных программ; процедура разработки программы, организационные условия составления программы, инвариантные и вариативные элементы структуры программы.

Разработка программных действий по развитию системы образования. Культурологический, экологический, национальный, кадровый, социальнозащитный аспекты содержания программы.

Критерии оценки качества программы и эффективности ее реализации. Мониторинг развития региональной системы образования.

Организационное, научно-методическое сопровождение и финансовое обеспечение реализации программы.

5. Разработка проектов развития

образовательных учреждений как одно из направлений

их инновационной деятельности

Функционирование и развитие образовательного учреждения (ОУ). Целевая программа развития ОУ: предназначение, отличительные свойства (актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям), структура и логика построения.

Проблемно ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции нового ОУ: компоненты, алгоритм действий. Разработка стратегии и задач перехода к новому ОУ. Разработка плана действий.

Организация коллективной работы по составлению программы (выбор составителей, распределение обязанностей, виды и формы их

работы). Условия успешности коллективной деятельности разработчиков.

Обсуждение и коррекция программы. Внешняя экспертная оценка качества программы.

Организация работы по реализации программы.

6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. Управление развитием образовательного учреждения как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности. Принципы управления инновациями (целенаправленность, системность, прогностичность, партисипативность и др.) и его функции (планирование, организация, руководство, контроль).

Сбор информации и состояние банка новых идей. Управление восприятием педагогами нового, выработка у них инновационного поведения. Изучение инновационного потенциала педагогического коллектива и его использование. Организация индивидуальной и групповой поисковой работы. Создание благоприятных условий для проявления педагогического творчества. Оказание инноваторам организационной и научно-методической помощи.

Организация и осуществление мониторинга педагогических нововведений; распространение информации о ходе и промежуточных результатах введения новшеств. Прогнозирование возможных последствий нововведений, коррекция программ инновационной деятельности.

Кадровое, программное, учебно-методическое, материально-техническое, психологическое и нормативно-правовое обеспечение инноваций. Привлечение дополнительных источников их финансирования.

Подготовка педагогов к инновационной деятельности: основные направления, содержание и формы.

Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в образовательном учреждении (уровень информированности о новшествах; полнота выделенных актуальных проблем ОУ; рациональность выбора общей и частных целей; их интегрированность; реалистичность планов достижения целей; заинтересованность педагогического коллектива в освоении новшеств; контролируемость процесса развития ОУ).

Роль директора образовательного учреждения в освоении и внедрении нового.

7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений

Характер нововведений, реализующихся в сельских школах. Особенности инновационной деятельности сельских учителей.

Развитие сельской школы на основе непрерывного допрофессионального и начального профессионального экономического образования учащихся.

Дифференциация образования как средство удовлетворения образовательных потребностей и приведения его в соответствие с познавательными возможностями школьников.

Разноуровневое и профильное образование детей в сельской школе.

Инновационный опыт развития личности учащихся в процессе развивающегося обучения.

Медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот в сельских образовательных учреждениях. 8. Осуществление проектов элитарного образования

Современные гимназии: новое и традиционное, общее и особенное в видах, структуре, профильной направленности, обогащении со-

держания гимназической подготовки. Принципы и условия организации образовательного процесса, учебные планы и программы. Характер и способы создания развивающей среды. Особенности развития творческих способностей учащихся и накопления ими опыта творческой деятельности.

Традиционное и новое в возрожденных лицеях. Продуктивные наработки в содержании и технологиях элитарного образования, оценке успешности учебной деятельности, содержании и организации внеучебной работы с учащимися, программно-методическом обеспечении.

Проблемы элитарного образования, способы и перспективы их решения. Тенденции в развитии элитарного образования.

4.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

№ Наименование раздела дисциплины Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий ЛК ПЗ ЛБ СРС Все-го 1. Новации и инновации в педагогической науке и практике 4/- 4 12/14 2. Инновационные процессы в образовании и их характеристика

4/2 4 8/ 14 3. Инновационная деятельность магистра. 2/- 2 6/8 4. Проектирование развития региональных систем образования как педагогическое новшество 4/2 4 6/8 5. Разработка проектов развития

образовательных учреждений как одно из направлений

их инновационной деятельности

4/2 4 8/ 12 6. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. 2/- 2 6/

14 7. Реализация проектов развития сельских образовательных учреждений

2/- 2 8/ 12 8. Осуществление проектов элитарного образования

2/- 2 6/8

4.3. Лабораторный практикум (не предусмотрен)

5.Междисциплинарные связи дисциплины

№ Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Методология и методы научного исследования + 2. Педагогика высшей школы + + + 3 Практики и научно-исследовательская работа + + + + + + +

6. Требования к самостоятельной работе студентов

При организации и осуществлении обучения предмету используются следующие формы и виды самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка к лекциям и послелекционная работа (по плану лекционных занятий).

2. Подготовка к семинарским занятиям и самостоятельная работа на семинарских занятиях (включено в содержание занятий как самостоятельный вид работы).

3. Собственно самостоятельная работа студентов, предусматривающая содержание заданий, методическое руководство по их выполнению и литературу.

4. Данный курс позволит студентам овладеть способами реализации исследовательской позиции в рамках изучения инновационных процессов образования, системой методов и форм реализации целостного образовательного процесса в контексте преобразующей функций педагогики, компетенциями выпускника как результатами обучения в профессиональном становлении компетентностного педагога и развития академической мобильности в структуре современного педагогического вуза.

6.1.Содержание самостоятельной учебной работы студентов

* Проведите сравнительный анализ традиционных и инновационных моделей обучения за рубежом (цели, содержание, технологии, результат и др.).

* Выявите основные принципы организации международных форм образования (международные колледжи, европейские школы, билингвальные учебные заведения и др.). Дайте характеристику организации деятельности альтернативных и экспериментальных учебных заведений.

* Дайте представление о личности учителя и его профессионализме за рубежом и в России, проведите сравнительный анализ особенностей подготовки учителей. Определите возможные пути совершенствования подготовки учителей за рубежом. Составьте алгоритм профессиональной подготовки современного учителя и его рейтинг.

Вид деятель

ности магистрантов Компе

тен ции Проектируемые результаты освоения Итого

вый продукт СРС Способы оценки и баллы Конспектирование ПК - 3

ОК - 5

Должен знать: историю развития и культурно-просветительской деятельности, её направления; уметь анализировать данные, прогнозировать будущий результат, осознавать возникшее противоречие, формулировать и решать профессиональные задачи. Кон

спект Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ Работа с терминами ОПК-2

ПК - 3 ОК - 5

Должен знать понятия в рамках изучаемой темы, уметь формулировать понятия и применять их в различных контекстах теоретико-практической деятельности. Терминологичес-

кий

словарь Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподава-теля в соответствии с КИМ Подготовка научной статьи ПК - 3

ОК - 5 Должен знать понятия, основные проблемы в рамках научного рассуждения; структуру содержания научных статей и логику их оформления; уметь выстроить содержание своей статьи, четко сформулировать определения и проблему исследования, убедительно излагать авторские мысли. Научная

статья Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ Сбор

информации ОК - 5

ОПК-2 ПК - 3

Должен знать авторов, их направления работы, относящиеся к дисциплине; примерное содержание источников; периодические журналы и Интернет-порталы; определять целесообразность найденного материала и распределять его по тематическим и проблемным вопросам, формировать для поиска и работы сборник источников. Каталог Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ Разработка

учебно- методичес-кого руководства ПК - 3

ПК - 7

ПК - 11 Должен знать информацию по направлениям , Должен уметь формулировать цель и задачи, выстраивать логику реализации образовательной программы, моделировать профессиональные ситуации, проектировать и конструировать педагогический процесс. Учебно-методи-ческое руковод-ство Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ Подготовка реферата ОПК - 2

ПК - 3 ПК - 7

ПК - 11 Должен знать сущность изучаемого вопроса, структуру оформления исследовательской работы; уметь осуществлять поиск необходимой информации в рамках темы, работать с различными источниками, анализировать полученную информацию, видеть и формулировать цель, задачи и проблему исследования, убедительно излагать материал, правильно оформлять реферат. Реферат Взаимооценка/ Эксперт-оценка/ Оценка преподавателя в соответствии с КИМ

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.

2. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании. М., 2001..

3. Лазарев В. С. Паташник М. М. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1993.

4. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления. М., 1996.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

6. Цырлина Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997.

б) дополнительная литература

1. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н.В Бордовская., А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008.

2. Гаязов, А. С. Семь проблем современного образования [Текст] / А.С. Гаязов. - Уфа: Вагант, 2008.

3. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие кол. авторов / под ред. Н.В.Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010.

4. Гаязов, А.С. Образование и образованность в современном мире [Текст] / А.С. Гаязов. - М.: Наука, 2003.

5. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Н. Джуринский. - М., 1993.

6. Драйден, Г. Революция в обучении [Текст]: пер. с англ. / Г Драйден. - М.: ООО "ПАРВИНЭ", 2003.

7. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В Кларин. - М.: Арена, 1994.

8. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М. Изд.центр АКАДЕМИЯ. - 2005.

9. Региональная модель университетского комплекса: перспективы и тенденции развития [Текст] / под ред. Р.М. Асадуллина. - Уфа, МО и НФ РФ, ГОУ ВПО БГПУ, 2007.

10. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997

Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ в. Взгляд из прошлого в будущее. М., 2001.

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., Академия, 2008.

12. Мочалова Н.М. Инновационные подходы к организации методической работы школы: Учебно-методическое пособие. - Уфа, 2002. - 86 с.

13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. - М., Академия, 2009.

14. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. - М., Высшее образование, 2007.

15. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М., Академия, 2008.

в) программное обеспечение

УМК учебники,информационные порталы,учебно-методические пособия

Виртуальный университет Spectrum//http://www.vu.org

Интернет-курсы Открытого университета, Великобритания//http://cszx.open.ac.uk/zx

Программы и документы ЕС в сфере дистанционного обученияeuropa.eu.int/comm/education/programmes/elearning/programme_en.html

Официальный сайт ЮНЕСКО// www.unesco.ru, www.un.org

Официальный сайт ЮНЕСКО-CEPES//www.cepes.ro

Официальный сайт программы TEMPUS// http://www.tempus-russia.ru

Официальный сайт программы ERASMUS MUNDUS// http://www.usm.md/doc

Официальный сайт программы "Фулбрайт"// www.fulbright.ru

Официальный сайт Фонда Форда// www.fordfound.org

Официальный сайт Института международного образования// www.iie.ru

Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org

Официальный сайт DAAD// www.daad.ru

Официальный сайт CIMO //http://www.cimo.fi

Официальный сайт IREX// http://www.irex.ru

Официальный сайт Института Дистанционного обучения//http://www.ido.ru

Официальный сайт Национального Союза студентов Европы// www.esib.org

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Электронные адреса крупнейших национальных библиотек мира

Наименование библиотеки Электронный адрес Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru Библиотека Конгресса США http://lcweb.loc.gov http://www.loc.gov Британская библиотека http://www.bl.uk Французская национальная библиотека http://bnf.fr http://www.bnf.fr Национальная библиотека Испании http://www.bne.es Национальная библиотека Канады http://www.nlc-bnc.ca Немецкая библиотека (Франкфурт) http://z3950gw.dbf.ddb.de http://www.ddb.de

Электронные адреса федеральных информационных центров

и федеральных библиотеки России

Наименование организации

зации Электронный адрес Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http: //www.viniti.msk.ru Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) http: //www.inion.ru Российская книжная палата (РКП) http: //www.bookchamber.ru Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) http: //www.vntic.org.ru Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ ГОССТАНДАРТа России) http: //www.vniiki.ru Росинформресурс http: //rosinf.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) http: //gpntb.ru Библиотека Российской академии наук (БАН) http: //csa.ru/ban Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН) http: //www.ben.irex.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: для реализации цели дисциплины требуется аудитория для проведения лекционных и практических занятий, видео-зал.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.

На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы педагогики, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.

Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование педагогических знаний, на отработку общепедагогических умений, овладение элементами анализа педагогических явлений и процессов. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, подхода к решению профессионально-педагогических проблем воспитания и обучения.

Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений организации и осуществления педагогического взаимодействия и решение задач самообразования.

Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными педагогическими проблемами.

Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения дисциплин вариативной части стандарта.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки "Педагогическое образование" в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, рефлексивные технологии). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования. В рамках курса могут быть предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов.

Организационные формы НИРС:

* учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;

* индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых работ;

* участие студентов в научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные), стимулирующих индивидуальное научное творчество бакалавров.

Оценка студента в практическом обучении осуществляется на основе КИМ

Параметр Оценка (по 5-балльной шкале) Студент проявлял активную позицию, предлагал варианты решений, обосновывал свою позицию, выслушивал мнения коллег, выступал с презентацией решений группы (индивидуальных решений), отстаивал точку зрения группы. Качество решений по выполняемой работе высокое, соответствует требованиям задания 5 Студент проявлял активную позицию, предлагал варианты решений, не обосновывал свою позицию, выслушивал мнения коллег, не выступал с презентацией решений группы (индивидуальных решений), не отстаивал точку зрения группы. Качество решений по выполняемой работе недостаточно высокое, допущены принципиальные ошибки 4 Студент не проявлял активную позицию, редко предлагал варианты решений, не обосновывал свою позицию, не выслушивал мнения коллег, проявлял низкий уровень коммуникаций, не выступал с презентацией решений группы (индивидуальных решений), не отстаивал точку зрения группы. Допущены принципиальные ошибки в решении задачи 3 Студент не участвовал в работе группы, демонстрировал позицию "наблюдателя" 2

10. Требования к итоговой аттестации по дисциплине.

В ходе текущей аттестации для оценки результатов освоения студентами курса "Инновационные процессы в образовании" используются устные и письменные формы аттестации:

* контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного, дискуссионного и исследовательского характера;

* тесты;

* терминологические диктанты;

* задания на сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами;

* реферативные обзоры;

* коллоквиумы и др.

Результаты выполненных устных и письменных работ отражаются в портфолио студента.

Итоговая аттестация студентов по курсу предполагает зачет, который может проводиться как традиционно, по билетам для собеседования, так и в нетрадиционных формах, позволяющих студенту проявить знания содержания курса, а преподавателю выявить и оценить умения студента вести диалог, дискуссию по педагогическим проблемам. Предполагается возможность "накопительного зачета" по технологической карте (технологическая карта и рекомендации по её составлению, работе с ней в приложении к программе. "Накопительный зачет" позволяет выявить динамику формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности бакалавра.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

** Личностная ориентация образования как педагогическая инновация.

** Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир инновационных процессов в образовании.

** Инновационные технологии в педагогике.

** Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения.

** Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.

** Инновационные процессы в образовании.

** Инноватика образования и образовательные технологии.

** Инновационность в образовании и подготовке учителей.

** Инновационная деятельность в российском образовании.

*** Концепции инновационной деятельности в образовании.

*** Инноватика. Сущность инновационной деятельности в образовании.

*** Предпосылки интегративного процесса модернизации.

*** Исследование инновационных процессов и модернизация образования.

*** Модель современного (модернизированного) образования.

*** Проблемное поле инноваций в педагогике и педагогической деятельности.

*** Инновационные процессы в социологии образования.

*** Различные формы инноваций в педагогике и в системе образования.

*** Анализ понятийного пространства инноватики и инновационной деятельности.

*** Инновационная деятельность в пространстве определенной социальной практики.

*** Модернизация содержания и структуры образования в повышении профессионализма современного педагога.

*** Инновационное образование как философско-антропологическая категория.

*** Научно-философские основания инноваций в образовании.

*** Новшество. Виды новшества.

*** Нововведения. Сущность и структура инновационного процесса.

*** Закономерности инновационного процесса.

*** История становления инноватики и изучения инновационных процессов.

*** Инновационные социокультурные преобразования в современной педагогике.

*** Проектирование как культурная форма инновационных процессов в универсуме образования,

*** Проектно-исследовательская деятельность в инновационном образовании.

*** Пути реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ.

*** Процессы модернизации образовательных учреждений.

*** Инновационные педагогические технологии в образовании.

*** Реформирование российской системы образования: концепции стандартов и содержания.

*** Инновационные модели обучения в системе высшего образования.

*** Образовательная инноватика в мировой педагогике.

*** Инновационное направление развития современной науки образования.

*** Культуросообразность как основа инновационных процессов в профессиональном образовании.

*** Моделирование инновационной педагогической деятельности в вузе.

*** Образовательные инновационные модели. Концептуальные основы и их реализации на практике.

*** Функции и условия инновационной деятельности будущего учителя.

*** Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности.

*** Структура инновационного образовательного процесса.

*** Авторские школы как виды инноваций в образовании.

*** Развитие готовности будущего учителя к инновационной деятельности.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению направления - 050100 Педагогическое образование

Программу составили: к.п.н., проф. Сытина Н.С.

к.п.н., доц. Мунирова Л.Р.

Программа утверждена на заседании кафедры 29 августа 2012г, протокол №1

Показать полностью… https://vk.com/doc7655923_149852716
216 Кб, 18 января 2013 в 12:18 - Россия, Москва, ИПВ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении