Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 025612 из ИПВ

Первая мировая война начиналась великими империями, завершилась она их крахом. Судьба государств решалась не столько на поле брани, сколько зависела от внутреннего состояния вовлечённых в войну стран. Как говорится: "На войне все средства хороши", именно в тот период впервые стали использовать плакаты как основу пропаганды во время войны. Он использовались для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п.

Наиболее эффективным способом доведения пропаганды до малограмотных людей, что советские руководители открыли еще двадцать лет назад во время Гражданской войны, был плакат. Первый из них с надписью "Мы сокрушим и уничтожим фашистскую гадину" появился на улицах Москвы на следующий день после нападения немцев. Через несколько дней была образована редакция "Окон ТАСС", и вскоре после этого стали появляться плакаты ТАСС. Когда в 1941 году Москву посетил лорд Бивербрук, на него советские плакаты произвели такое большое впечатление, что он просил Сталина предоставить ему собрание этих плакатов, чтобы взять с собой в Англию (где их позже демонстрировали). Традиции Маяковского и времен Гражданской войны вновь были использованы некоторыми хорошо известными российскими художниками военного времени: Соколовым-Скаля, Денисовским, Лебедевым, коллективом Кукрыниксов (это псевдоним трех известных художников, полученный по начальным буквам их фамилий, которые работали вместе на протяжении двадцати лет, Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова). Многие из этих плакатов напоминали о подвигах давних национальных героев России. На одном плакате Александр Невский, победитель тевтонских рыцарей в 1242 году, стоял рядом с Суворовым, который разгромил турок в войне 1787 года; рядом с ними, чтобы приблизить картину к современности, был Василий Чапаев, который водил большевистскую дивизию против белых войск Колчака в Гражданскую войну. В параллель с большим советским контрнаступлением под Москвой в 1941-1942 годах был выпущен плакат с Кутузовым, который за 130 лет до этого отогнал другого захватчика наполеоновскую армию от ворот столицы.

Советские политические плакаты времен Второй мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на чисто человеческих чувствах - гневе, ярости, страдания, мужественности, стремлении к победе. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты выпуска "Боевого карандаша" и "Окон ТАСС", внушавшие защитникам Отечества и народу в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии.

Плакаты "Окна ТАСС" появились с началом Великой Отечественной войны. Окна ТАСС фактически являются последователями "Окон РОСТА", существовавших в годы Гражданской войны и поднимавших моральный дух красноармейцам. Плакаты Окон ТАСС издавались Телеграфным агнтством Советского Союза (ТАСС) и распространялись с неимоверной быстротой. Они печатались малыми тиражами и создавались с помощью трафарета, а не типографским способом. Главным жанром плакатов Окон ТАСС была сатира и юмор, которые поднимали дух воинов Красной Армии.

Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

С этой целью художники Ватолина Нина Николаевна и Денисов Николай Викторович создали в 1941 году плакат "Не болтай!" На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ - не болтать. Емкий образ женщины откладывается в памяти и хорошо запоминается, что сделало возможным применение плаката и после Отечественной войны, в годы холодной войны. На плакате есть стихи С. Маршака: "Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены."

Советский агитационный плакат "Родина-мать зовет!" создан в июле 1941 года, сразу же после вторжения немецких войск на территорию СССР и начала Великой Отечественной войны. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. Плакат создавался спонтанно, после того, как было официально сообщено Совинформбюро о начале войны с Германией. Вбежав в комнату к мужу с сообщением о начале войны, Тамара Тоидзе впоследствии стала олицетворять собирательный образ советской женщины. Ираклий Тоидзе упростил внешний вид Тамары и, тем самым, приблизил её лик к простой и понятной советской женщины. Понизив линию горизонта художник придал образу некую монументальность. Специфический жест грузинских женщин и встревоженное лицо сделали в образе призывающий понятный посыл, обращённый к советским гражданам. В одной руке Родина-мать держит присягу военнослужащего, напоминая своим "детям" о присягнувшем долге.

Текст военной присяги гласит:

"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся."

Тамара Тоидзе: "Как только объявили войну, я страшно испугалась за детей. Вошла к Ираклию в мастерскую... Видимо, у меня было такое лицо, что он сразу же сказал мне: "Стой так и не двигайся!" - и сразу стал делать наброски".

Александр Тоидзе (сын): "Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем..."

Советский агитационный плакат "Будь героем!" создан в 1941 году. Автор плаката художник В. Корецкий. На переднем плане изображена женщина-мать, провожающая своего сына на фронт сражаться с фашистами с напутствием "Будь героем!" Плакат создан в жанре соцреализма методом фотомонтажа. Суть плаката состоит в том, что дело защиты Родины - это самое почетное дело и любая мать должна осознанно провожать своего сына на фронт сражаться с врагом.

Советский политический плакат "В небесах, на земле и на море" был создан в 1941 году. Плакат, даже в начале войны, отображает решимость советского народа уничтожить врага в небе, на суше и на море. Плакат выполнен в красно-черных тонах, что усиливает уверенность в праведности борьбы и уничтожения черной силы - немецко-фашистских захватчиков.

Советский плакат "Не будут крылья черные над родиной летать" Боевой карандаш №6 создан в 1941 году художниками Г.Н. Петровым и В.А. Тамби, являющимися членами Ленинградского объединения художников "Боевой карандаш". Плакат несет агитационно-пропагандистскую направленность на усиление борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. На плакате изображены моряки, сбивающие немецкие самолеты. Плакат подписан словами песни: "Не будут крылья черные над родиной летать". Плакат выполнен в жанре соцреализма.

Советский агитационный плакат "Заменим!" создан в 1941 году художником В. Серовым. Плакат направлен на призыв советских женщин заменить мужчин, уходящих на фронт, во всех отраслях народного хозяйства. Одно емкое слово "Заменим!" передает уверенность мужчинам, уходящим на фронт, что тыл будет исправно работать на цель победы над врагом. На плакате изображена женщина, надевающая рабочие рукавицы. А на дальнем плане - идущие на фронт мужчины в военной форме.

Советский агитационный плакат "Фашизм - злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!" создан в 1941 году художником Н. Витолиной. Плакат направлен на призыв включиться в борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Плакат создан в стиле соцреализма. На переднем плане плаката изображена женщина, призывающая встать в ряды борцов с фашизмом. На заднем плане изображены разрушенные и сожженные строения и убитая женщина с маленьким ребенком. Плакат имеет мощное психологическое воздействие, побуждающее к действию в деле борьбы с врагом.

Советский агитационный плакат 1942 года "Отомсти" художника Д. Шмаринова подымает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово "Отомсти" подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

В плакатах 1942 года художники массово применяли наглядную агитацию, связанную со страданиями и горем детей, матерей и женщин, тем самым принуждая мужчин отомстить врагу за их горе и несчастья.

Советский агитационный плакат художника Федора Антонова "Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам" создан в 1942 году. На плакате изображена молодая красивая девушка, в разорванном платье, которую фашисты связали веревками. За ней картина разрушений и остатки пожарищ. Плакат передает страдания и безысходность жителей оккупированных территорий. Что сделают фашисты с молодой красивой девушкой - неоднозначно намекает надпись-обращение к воину Красной Армии - Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам. Плакат сделан по типичной схеме плакатов 1942 года, показывающих бесправие, горе и страдания детей и женщин оккупированных территорий. Плакат обращается от имени всех женщин и девушек к воину красноармейцу и просит у него защиты от беспредела немецких оккупантов.

Советский агитационный плакат 1942 года "Беспощадно уничтожать убийц наших детей!" призывает бороться против немецко-фашистских захватчиков, убивающих невинных советских детей. На плакате рука советского воина останавливает руку с топором немецко-фашистского палача, занесенную над мирно спящим ребенком. Плакат несет сильное эмоциональное воздействие, акцентированное в черных тонах и спасительной красной звезды.

Советский агитационный плакат "Боец Красной Армии! Мсти извергам за муки товарища!" направлен на чувства мести советских граждан фашистским захватчикам. Плакат создан в 1943 году художником В.С. Ивановым. На переднем плане плаката изображен раненный боец Красной армии, привязанный к березе, которого фашисты живьем сжигают на костре. На дальнем плане видны немецкие нацисты, довольно взирающие на эту казнь. Плакат пронизан ненавистью к фашистам и призывает красноармейцев отомстить им за их злодеяния.

Советский плакат "Свадебный подарок", Окно ТАСС №507 создан в 1943 году художником В.Лебедевым. Плакат исполнен в жанре карикатуры и несет антигитлеровскую направленность. На плакате изображен фашист, под дулом пистолета который продает молодоженам книгу Гитлера "Майн Кампф" (Моя борьба). Плакат создан на основе выдержки из советской прессы: "В Германии при заключении каждого брака молодожены обязаны купить книжку Гитлера "Моя борьба". На этой книжке Гитлер нажил миллионы марок." Под плакатом Свадебный подарок, Окно ТАСС №507 помещено стихотворение С.Маршака:

Все, кто готовится жениться,

Связать навек свою судьбу

С судьбой вдовы или девицы,-

Должны прочесть "Мою борьбу".

Стоят застыв, молодожены,

Как пригвожденные к столбу,

А им бандит вооруженный

Велит купить "Мою борьбу".

Конечно, лучше бы в подарок

Купить кофейник для жены,

Но миллионы новых марок

Адольфу Гитлеру нужны.

Советский политический плакат "Удар в сердце." Окно ТАСС №1233 создан в 1945 году художниками "Окна ТАСС" Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). На плакате изображен советский солдат, протыкающий карту Берлина и попадающий Гитлеру прямо в сердце. Плакат показывает неизбежность победы над немецким фашизмом, сердцем которого является Берлин.

Плакат В.Дени "Красной армии метла нечисть вымела дотла!" 1945 год.

Из истории пропаганды в период Первой мировой войны.

Представляем два пропагандистских провоенных немецких плаката. Один предназначен для рабочих, другой для бюргеров. Любопытна техника исполнения рисунков и способ донесения смысла. На этих плакатах проступают элементы немецкого межвоенного эспрессионизма.

Первый плакат: "Организованные действия рабочих мешают ведению войны" - именно этот смысл пытались донести с помощью плаката.

"Кто митингует сегодня вместо работы,

Позволяя врагу прийти в страну,

Тот выбивает из рук братьев оружие,

Как трусливый негодяй!"

Второй плакат предназначен для людей с достатком, для тех, кто стремился держаться подальше от политики. Их осуждают за "уклонизм" и подчеркивают, что им не удастся остаться в стороне от войны.

"Проклятие праздно идущему человеку!

Проклятие отдыхающему кулаку!

Не думайте, что вы стоите в стороне от текущей снаружи крови!"

Покупая облигации военного займа, ты помогаешь защитникам своего счастья

Покупай облигации военного займа. Времена трудные, но победа не вызывает сомнений

Сбор пожертвований героям

Показать полностью… https://vk.com/doc8025122_373083989
493 Кб, 10 марта 2015 в 2:13 - Россия, Москва, ИПВ, 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении