Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025620 из ИПВ

Вопрос 05 - Халифат Аббасидов и распад мусульманской империи

В 20-30 гг. 8 века халифат Умайадов насчитывал 80 млн. человек - огромное гос-во. Расцвет городов, особенно связанных с арабским населением на захваченных территориях: Фустат, Куфа, Басра, Кыйруан (современный Тунис).

Абд ал-Малика сменяет халиф Ал-Валид (705 - 717 гг.), а после него правит Уммар (717 - 720 гг.). При Уммаре политика по отношению к иудеям и христианам была мягкой: отменил обложение монастырей, церквей налогами, освободил новообращенных мусульман от джизьи. Но Изид II (720 - 724 гг.) вновь ввел налоги с монастырей и церквей и начал преследование христиан, что вызвало восстания в Египте коптов- христиан - с них брали очень высокие налоги.

Христиане считались дальше от мусульман, чем иудеи, но христиане были опасней, т.к. у них были мощные Европейские гос-ва, а у иудеев - нет. К христианам относились жестче.

В 713 г. арабы разгромили войска Западно-тюркского каганата в Средней Азии

В 737 г. - разгром кагана Сулука, а в 751 г. - знаменитая битва при Талласе: арабы и карлуки разгромили войска танского (китайского) государства и поддерживающих их западных тюрок.

В самом халифате назревали опасные процессы, т.к. по мере захвата территорий в зону влияния суннитов попадало все больше шиитов, хариджитов и иранского населения, которое вынуждено было принимать ислам, но вносило в него черты зороастрийцев. Ислам искажали и возникали различные ответвления далекие от рационализма, такие как суфизм, пропагандировавшие интуитивное понимание ислама: "волю Бога вещает учитель". Чистый ислам только в Аравии, Мекке и Медине.

Некоторые шииты попытались заключить договор с потомками Ал-Аббаса (дядя Мухаммеда). По одной из версий, правнук Али - Абдалах Ибн Мухаммад заключил договор с аббасидами, потомками Ал-Аббаса, и составили заговор против Умайадов - Анти-Умайадское движение началось с восточных территорий - из Средней Азии и Хорасана. Один из аббасидских имамов Ибрахим Ибн Мухаммад послал в Хорасан своего представителя Абу Муслима для того, чтобы он вербовал на сторону аббасидов местное население.

В 750 г. начинается восстание против Умайадов в Хорасане, которое быстро захватывает Иран и Ирак, доходит до Мекки и Медины. Войска аббасидов входят в Куфу и в Сирию.

Марван II (последний правитель умайадов) бежит, пытается организовать сопротивление в Египте, но там его убивают, его потомок бежит в Испанию, и там образуется новый Халифат Умайадов. В Ираке столицей стал Багдад и образуется Халифат Аббасидов. Наиболее известен 2-ой халиф - Ал-Мансур.

Абу Муслима собирает армию, чтобы отразить в 751 китайское нашествие - битва на реке Талас - Абу Муслима громит китайскую армию и фактически становится вождем Восточной части Халифата, чем аббасиды недовольны. Ал-Мансур вызывает Абу Муслиму в Багдад и убивает его на глаза у всего двора.

Далее - объединение халифата Аббасидов. Главное место в халифате теперь занимают не арабы, а большей частью персы, этническая принадлежность элиты не важна, главное быть мусульманином. Элитой становятся новообращенные персы, они занимают посты визирей. Формируется даже целая династия визирей Фарманда (Вазур Фарманда), династия Бармакидов.

И в период правления 4-х праведных халифов и во время Халифата Умайадов аппарат управления был слабым, т.к. не было традиций создания должностей, церемониала, почитания. А у персов все это было (Ахамениды, Сассаниды). Наследуются персидские традиции и проникают в халифат. Создается мощная администрация, появляются в большом кол-ве специализированные диваны - министерства с неповоротливостью и коррупцией, занимающиеся финансами, вооружением, ирригацией и т.п. Бюрократия растет. Изменяется как ислам, так и протестные движения. Раньше в халифате Умайадов это были протесты антиарабского характера, теперь все смещается в социально-религиозную плоскость (эгалитарную - все равны). Оппелируют к Умме, ведь пророк жил не так, как теперешние вазири. Черпают протестный импульс в еретических (хуррамизм - Богатые - плохие = дьявол) иранских воззрениях.

Возникает шиитская идея о передаче бараки (эманции, благословения бога) с приходом миссии и спасителя Махди, который очистит мир от скверны и наведет порядок. На почве всех идей идут протестные движения - захватывают периферию и возникают в Самарканде, где один из сподвижников Абу Муслимы (а он теперь как знамя протестантов) Хашим Ибн Хаким (прозвище Муканна - он и его сподвижники носили белые покрывала и под их покровом убивали своих врагов) с 776 по 783 гг. держал в своих руках всю Согдиану, но движение подавили, хотя Хашим в горы убежал и терроризировал правительство еще 2 года.

Во второй половине 8 века халифат Аббасидов расширяет границы, осваивая территории современного Афганистана и Западного Пакистана, но центр Багдад не может контролировать всё! И начинается распад халифата, ускоряемый сторонниками не суннитских течений, а шиизма и харидизма.

Идрис - шиит, правнук Али, убежал на крайний запад Халифата к Марокко и создал государство Идрисидов в 788 - 789 гг.

На территории современного Туниса, который во времена Римской Империи назывался Ифрикийа, в 800 г. Ибрахим I ибн аль-Аглаб (800 - 812) создал государство Аглабидов - одно из самых удачливых государств, распространившее пиратство на все Средиземное море (в Средние века 50% кораблей подвергались нападениям пиратов, а по побережью было много невольничьих рынков). Аглабиды захватили Сицилию, Корсику, Сардинию и в 846 г. взяли Рим.

В самом Халифате Аббасидов шли процессы внутренней борьбы из-за не устоявшихся принципов престолонаследия (нет права примогинетуры как в Европе). В итоге один из халифов - халиф Харун ар-Рашид (786 - 809) (персонаж "1000 и 1 ночи"), чтобы избавиться от соперников, зарезал своего брата. Но после смерти Харуна все равно состоялась гражданская война между братьями (810-812): халифом сначала стал Ал-Амин в 809 г, но в 810 г. халифом объявил себя его недорезанный брат Ал-Мамун.

В конце 812 г. войска Ал-Мамуна окружают Багдад, где сидит Ал-Амин, год его осаждают, т.к. нет еще осадных орудий для взятия города. Но все же Ал-Мамун побеждает и убивает Ал-Амина и Ал-Мамун, суннит, становится наследником великого Халифата от Испании до Индии. А подавляющее число населения Ирана - шииты, и чтобы объединить халифат и предотвратить суннито-шиитскую войну Ал-Мамун в 818 г. провозглашает своим наследником 8-го шиитского имама Али Ибн Мусу. КААААшмар для суннитов, их халиф суннит провозгласил наследником шиита! Знать восстает против решения халифа, и дядя халифа Ибрагим Ал-Махди объявляет себя настоящим халифом. Стороны должны столкнуться, но внезапно помер шиитский имам - тот самый наследник Али Ибн Муса и армии расходятся.

В правление Ал-Мамуна ширятся восстания:

1. шиитов в Азербайджане - там восстает с 816 г. Папак (Бабек) и делает это до 837 г. до самой своей смерти.

2. в Маверанна?хре (Междуречье Амударьи и Сырдарьи) 3 брата (внуки Самана - просто крутой чел) Ахмад, Якки и Ильяс получают в свои руки Магранах и теперешний Афганский Ирак - с 821 г. они отказываются признать власть халифа. Рядом появляется гос-во Тахиридов (821 - 873).

В 30-е гг., воспользовавшись этими восстаниями, на халифат Аббасидов нападет Византия. Ал-Мамун вынужден отражать нападения, умирает в 834 г. во время 4-го похода.

Ослабление халифата происходит из-за изменения его социальной, экономической и военной структур (арабы далеко и появляются изредка, персы отказываются воевать - живут в Иране и так все клево у них). Армия деградирует, появляются гуллямы - тюрки, в изобилии появившиеся после разгрома в 745 г. 2-го ТК, они вербуются в армию халифа.

Среди гуллямов выдвигается командный состав, они начинают влиять на политику халифата и переделывают халифов.

Один из признаков распада халифата - восстание в 869 г. в Басре черного раба Зиндже, привезенного в Персидский залив из Африки. Черных рабов там слишком много, они свергают власть халифских наместников и создают собственное государство на 14 лет - все главные должности занимали негры, а арабы были типа белые рабы.

Также в этом же районе поднимают восстание шииты - потомки Али, которые создают в некоторых местах гос-ва.

У Джафара Ас-Сабаха было два сына: Исмаил (умирает раньше отца) и Муса Ар-Рида. Наследником должен стать Муса, но некоторые считали, что барака придет через Исмаила к его сыну Мухаммаду - 7-му имаму (разделение шиитов на 12-ричников и 7-ричников).

В последствии в 906 г. в Ифрикии появляется Убейдаллах аль-Махди - шиит 7-ричник, который говорит, что он даия (проповедник, доверенное лицо Мухаммада ибн Исмаила) и привлекает на свою сторону большую часть арабов Ифрикии. В 909 г. он объявляет себя имамом, халифом и махди: "Я наследник Мухаммада, а не сторонник". В итоге с 909 г. снова крайние шииты разделились: те, кто признал Убейдаллаха аль-Махди стали называться исмаилитами, а те, кто не признал и продолжал ждать Мухаммада - карматы (дико друг друга ненавидели, хотя мало отличимы).

Еще когда не было разницы между исмаилитами и карматами, карматы образовали мини гос-во в р-не Персидского залива начиная с Куфы по Евфрату. Лишь в 902 г. войска халифа их подавили, тогда карматы ушли в Бахрейн и создали гос-во со столицей Ал-Ахси, которое управлялось коллективно: 6 правителей, при них 6 визиров. Жили за счет грабежей, налогов не было. Все не карматы - не верные, их порабощали. Гос-во просуществовало 150 лет. В 930 г. карматы напали на Мекку, взяли черный камень каабы, унесли и разбили на 2 части и использовали в качестве подставки для ног, но в 951 г. за выкуп его вернули и склеили.

В Юго-Западном Афганистане - Систан. Якуб ибн Сафар собрал туда добровольцев, ликвидировал гос-во Тахиридов, изгнал их из Нишапура и образовал на этом месте гос-во Сафаридов.

Распад халифата Аббасидов происходил следующим образом:

* в 788 - 905 гг. на Западе в Марокко появляется гос-во Идрисидов

* в 800 - 909 гг. в Ифрикии - гос-во Аглабидов

* в 821 - 873 г. Хорасане - гос-во Тахиридов, превратившееся в дальнейшем в 873 - 900 гг. в гос-во Сафаридов

* в 819 - 1005 гг. в Маверанна?хре (Междуречье Амударьи и Сырдарьи) - гос-во Саманидов - самое цивилизованное и мощное с 900-х гг. гос-во таджиков (до 15 в. разницы между персами и таджиками почти не было, все они назывались тазиками).

Идрисиды (788 - 905): шииты, Идрис - шиитский имам, привлекали берберские племена и с их помощью захватили север Марокко и создали гос-во со столицей Мадинат Ал-Фесс, отделили Западное Марокко от Аббасидского халифата. Успешно противостояли аббассидам, т.к. пользовались поддержкой испанских Умайадов. Враг Идрисидов - Аглабиды в Ифрикии, которые поддерживали верность Аббасидам, платя им дань. Идрисиды и Аглабиды не могли поделить Сицилию, Сардинию и Корсику, все кормились набегами на них. В 828 г. гос-во Идрисидов распадается на 10 провинций, а потом те превращаются в самостоятельные княжества. В итоге: ослабленные идрисиды лавируют между Умайадами и Аглабидами, а в 974 г. бывший союзник Идрисидов Умайады - захватывают государство Идрисидов.

Аглабиды (800-909): крупнейший город и бывший военный лагерь Кайруан; основатель гос-ва - Ибрагим ибн ал-Аглаб - потребовал за покорность Аббасидам самостоятельного управления, абассидский халиф Харун ар-Рашид в 800 г. позволил ему это. Мощные пираты с базой, в 846 г. завоевали Рим, Сицилию, Сардинию и Корсику.

Показать полностью… https://vk.com/doc1556907_139987517
58 Кб, 14 декабря 2012 в 21:04 - Россия, Москва, ИПВ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении