Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pptx

Студенческий документ № 025623 из ИПВ

Тема: ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА как средство достижения геополитических целей

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ЛЕКЦИИ

* ИПВ - информационно-психологическая война

* ИПА - информационно-психологическая агрессия

* ИПО - информационно-психологические операции

Содержание темы

• Общие положения

• Понятие ИПВ

• Цель и задачи ИПВ

• Признаки ИПВ

• Принципы ИПВ

• ИПО и их классификация

• Особенности организации и проведения операций ИПВ

• Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится ИПВ

Общие положения

* В информационном обществе ИПВ является неотъемлемой составляющей политических отношений и основным инструментом политического принуждения и достижения политических целей.

* Именно ИПВ является тем фактором, который может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений в информационном обществе и привести к смещению геополитических центров притяжения национальных интересов субъектов геополитической конкуренции в информационной сфере - стран, лидирующих в разработке информационных и телекоммуникационных технологий, стран, контролирующих стратегически важные "транспортные" магистрали передачи информации и стран, контролирующих (и использующих в собственных интересах) основные потоки информации.

Общие положения

* Кроме того, последствия (в том числе - нанесенный ущерб) акций и ударов ИПВ:

1)способны изменить саму структуру информационного пространства (в частности, маршруты следования потоков и положение узлов притяжения информационных потоков, а также приоритет и монополию в разработке и внедрении передовых информационных и телекоммуникационных технологий одних субъектов геополитической конкуренции относительно других),

2) а также привести к отчуждению (экономическому, культурному, юридическому отделению) части территории государства и перераспределению других видов стратегически важных ресурсов.

* Такие изменения неизбежно приводят к изменениям общей, стабильной картины геополитических отношений между субъектами геополитической конкуренции и нарушению баланса геополитических интересов, что обязательно отразится на состоянии безопасности каждого из рассматриваемых государств и территорий.

Общие положения

1 отсутствие международных и национальных правовых норм, позволяющих в мирное время юридически квалифицировать враждебные действия иностранного государства в информационно-психологической сфере, сопровождающиеся нанесением ущерба информационной, психологической или иной безопасности, что позволило бы поступать с агрессором по законам военного времени

2 отсутствие четких, однозначных, закрепленных юридически критериев оценки материального, морального, иного ущерба, наносимого агрессивными действиями противника

3 подхода к пониманию ИПВ (А.В.Манойло)

1. Социологический

ИПВ - как социальное явление и новая форма общественных отношений, порождаемая информационным обществом.

2. Конфликтологический

ИПВ - политический конфликт с целью разрешения противоречий по поводу власти и управления, в котором столкновение сторон осуществляется в форме информационно-психологических операций (ИПО) с применением информационного оружия.

3. Системно-функциональный

ИПВ - часть системы политического регулирования, инструмент информационной политики.

Цель ИПВ

- разрешение противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства в информационно-психологическом пространстве.

Задачи ИПВ

* трансформация структуры национальных экономических, политических, социально-культурных, информационно-психологических пространств участников международных отношений в соответствии с собственными принципами формирования информационно-политической карты мира;

* достижение военно-политического превосходства и безусловного лидерства в сфере международных отношений;

* достижение целей национальной экономической, идеологической, культурной, информационно-психологической экспансии;

* обеспечение благоприятных условий для перехода собственной национальной систем социально-политических отношений на новый, более высокоразвитый и высокотехнологичный этап эволюционного развития.

Признаки ИПВ

* насилие как основная форма взаимодействия участников политического конфликта;

* ИПО как специальная организационная форма оказания политического воздействия на участников конфликта;

* применение информационного оружия.

Принципы ИПВ

* Использование принципа информационной асимметрии, трансформация структуры информационного пространства противника в целях создания и маскировки у его информационных объектов новых, асимметричных, свойств, уязвимых для асимметричного оружия.

* Скрытность и анонимность оперирования информационно-психологическими воздействиями, возможность проведения их "под чужим флагом" и с любой точки информационного пространства.

* "Плавность" переключения информационных воздействий, регулируемая в широких пределах интенсивность и продолжительность их реализации (от организации информационных "ударов", "вбросов", "блокад" до вялотекущих, латентных, растянутых на годы микродозированных воздействий.

Принципы ИПВ

* Многоаспектность и многообъектность воздействия с высокой степенью координации во времени и пространстве. Растущая пронизанность всех сфер жизни общества информационными системами и технологиями дает возможность выстроить информационные воздействия адекватно принятому (и корректируемому в реальном масштабе времени) алгоритму воздействия на различные сферы, процессы, страны, объекты, группы, персоны одновременно, в нужной последовательности и под различными углами воздействия. Это позволяет оптимизировать получение требуемого конечного результата и расходы на его достижение.

* Способность малыми информационными воздействиями получить большие конечные результаты. При обретении высокого уровня в моделировании развития ситуаций, который дает возможность выявлять тенденции и управлять не уже идущими процессами, а предшествующими им изменениями (тенденциями), государства, участвующие в ИПВ, в состоянии вносить управляющие воздействия с малой затратой общей энергетики в упреждающем режиме.

Принципы ИПВ

* Перенос функций сдерживания на информационную сферу. Ведущие государства мира ориентируются на превентивность действий в реализации функций сдерживания. Достижение информационного доминирования создает базу и необходимые условия для этого.

* Информатизация как главный резерв повышения эффективности силовых (военных) акций. Существенным доводом в пользу этого служит, как представляется, утверждение американских специалистов о том, что стоимость традиционных систем оружия имеет практический потолок, который уже достигнут большинством стран.

* Наведение хаоса в подвергающейся информационному воздействию сфере и последующее управление им (или с помощью его) - как один из принципов получения нужных результатов.

Информационно-психологические операции это ...

* главный элемент содержания ИПВ.

* предполагает использование на практике сложной совокупности согласованных скоординированных и взаимосвязанных по целям и задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов информационно психологического воздействия.

Состав ИПО

Состоят из системы политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы населения с целью внедрения им чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли.

В ИПО речь идет об определенной структуре навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.

Классификация ИПО:

• Масштаб ИПО

• Сфера (общественной и государственной жизни) проведения ИПО

• Уровень участников ИПО

• Интенсивность и продолжительность ИПО

• Характер воздействия ИПО

(1) МАСШТАБ ИПО

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

* Направлены на большие аудитории или ключевые коммуникаторы;

* достигают долговременные цели.

ТАКТИЧЕСКИЕ

* Достигают кратковременные цели, помогая дезорганизовать деятельность (подавить сопротивление) конкретного конкурента (противника), исходя из текущих интересов.

(2) СФЕРА ПРОВЕДЕНИЯ ИПО

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ

* Ограничиваются пропагандистским противостоянием политических оппонентов, хотя могут приобретать в отдельных случаях и более сложный, комплексный характер.

(например, пропагандистские столкновения в ходе любой предвыборной кампании или борьбы за власть)

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ

* Могут проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления, в интересах отраслей экономики и крупных компаний, поддерживаемых государством и являющихся опорой экономики страны, в том числе на внешнем рынке.

(3) УРОВЕНЬ УЧАСТНИКОВ ИПО

* операции, проводимые на международном уровне (в ходе межгосударственных конфликтов, конкурентной борьбы ТНК), инициируемые различными организациями, действующими самостоятельно на международном уровне;

* операции, проводимые на уровне государства (с участием и в интересах органов государственной власти, как правило в целях идеологического (пропагандистского) обеспечения государственной политики, защиты государственных интересов);

* операции, проводимые на уровне отдельных компаний (корпораций), политических партий и общественных (религиозных) организаций и т.д. (в ходе их конкурентной борьбы, отстаивания и пропаганды своих интересов).

(4) ИНТЕНСИВНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИПО

* интенсивные, относительно продолжительные: пропагандистские операции в ходе предвыборной кампании, в ходе внезапно возникшего острого конфликта между конкурентами и т.д.;

* длительные, НЕинтенсивные: "фоновые" операции, при которых в течение длительного периода времени организуются информационные воздействия, создающие благоприятный фон для дальнейших действий ил начала проведения интенсивной операции либо для формирования определенных устойчивых идейных (идеологических), духовных, нравственных установок;

* интенсивные, продолжительные: операции в ходе "холодной войны";

(4) ИНТЕНСИВНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИПО

* "точечные": информационные акции не сливаются в единый поток, а являются преимущественно дополнениями для скрытых от постороннего взгляда действий (например, для оказания в ходе экономической конкурентной борьбы);

* смешанные, или комплексные: в едином комплексе последовательно или одновременно проводятся скоординированные и спланированные по единому замыслу операции, формально относящиеся к какой-либо разновидности ИПО.

(5) ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ИПО

* "пропагандистские", когда информационные акции имеют преимущественно пропагандистский характер например, в ходе политической борьбы, предвыборных кампаний, в рамках внедрения главенствующей идеологии;

* "дезинформационные", когда основной целью является введение конкурента (противника) в заблуждение; такие операции используются как в политической и экономической борьбе, так и вооруженных конфликтах;

* "манипулятивные", когда главная задача - с использованием различных приемов и технологий информационно-психологического воздействия поставить поведение конкурента под контроль;

* оборонительные ("контроперации"), в которых ставится цель нейтрализовать информационно-психологическое воздействие конкурента (например, контрпропаганда), защитить от этого воздействия своих сторонников, оказать ответное информационно-психологическое воздействие на конкурента.

Особенности организации и проведения

операций ИПВ

• внезапность нанесения удара по противнику;

• скрытость стадии подготовки операции (в том числе - возможность скрытного, практически не выявляемого разведкой противника маневрирования силами и средствами, а также возможность их быстрого и скрытого сосредоточения вблизи границ и жизненно важных коммуникаций противника для внезапного нанесения удара);

• идеальные условия для маскировки и сокрытия истинных намерений, создаваемые использованием методов психологического и информационно-технического воздействия (из средств ИПВ), возможность действовать "под чужим флагом";

• отсутствие материальных (криминалистически значимых) следов агрессии, позволяющих установить истинного агрессора и привлечь его к международной ответственности;

Особенности организации и проведения

операций ИПВ

5. отсутствие необходимости физического вторжения на территорию противника и оккупации этой территории для достижения своих целей;

6. бездействие основного вооруженного потенциала государства, ставшего жертвой ИПА, фактическое бездействие или неэффективность традиционных военно-политических союзов, созданных для отражения попыток военного вторжения и коллективной обороны от традиционных средств вооруженного нападения;

7. хорошие возможности для нанесения жертве агрессии (в условиях мирного сосуществования) ущерба, сравнимого с результатами военных действий на его территории, без официального объявления войны или каких-либо иных изменений дипломатических отношений;

Особенности организации и проведения

операций ИПВ

8. серьезные трудности, испытываемые жертвой агрессии при обнаружении источника ИПА, ее квалификации и определении степени опасности и агрессивности выявленных атак (нападений) на его информационные ресурсы и социальную сферу информационно-психологических отношений, а также истинных масштабов и целей агрессии, поскольку ИПО проводятся тайно, с соблюдением мер конспирации и выявить факты их проведения можно только в результате сложного процесса аналитической реконструкции (воссоздания замысла, структуры, установления целей, задач, сил и средств методов достижения целей и многого другого) такой операции по немногочисленным внешним проявлениям и - как правило, косвенным - признакам этой деятельности агрессора, фиксируемым в физическом и информационно-психологическом пространстве.

Особенности организации и проведения

операций ИПВ

КОММЕНТАРИЙ К П.8

Такие трудности ставят жертву ИПА в невыгодное положение, в первую очередь, на начальных стадиях конфликта, когда требуются немедленные действия для предотвращения наносимого агрессором ущерба.

Следует также отметить, что, в силу латентности протекания организационной и активной стадии ИПО жертва агрессии может обнаружить, что на нее напали, только на завершающей стадии проведения такой операции, когда локализация ущерба уже вряд ли возможна.

Особенности организации и проведения

операций ИПВ

9. трудности, испытываемые жертвой агрессии при выборе системы мер реагирования на ИПА, предотвращения нанесения этим нападением ущерба государственным интересам и выборе адекватного ответа (ударом на удар).

Это связано как с трудностями установления по немногочисленным, в основном, косвенным признакам и проявлениям истинных целей агрессивных действий, так и с отсутствием четкой общепринятой классификации (методики оценки) разновидностей ИПА, позволяющей однозначно отнести те или иные действия, совершаемые агрессором в информационно-психологической сфере, к экспансии, агрессии или войне.

10. отсутствие военно-политических блоков, союзов и коалиций, призванных обеспечивать коллективную безопасность от внешней агрессии в информационно-психологической сфере, что оставляет жертву ИПА один на один с агрессором без какой-либо заранее подготовленной поддержки извне.

Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится ИПВ

1.

Укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы.

При этом основной задачей государства, обнаружившего неожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей создания такой коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конкретных целей, которые прямо противоречат государственным интересам, а их реализация нанесет ущерб безопасности государства и его геополитической мощи, то можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии (войны), а сам процесс объединения геополитических субъектов в коалиционные структуры по направлениям деятельности и специализации носит характер создания ударной группировки, концентрации и распределения сил и средств агрессора вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры противника перед нападением на него.

Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится ИПВ

2.

Создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, геополитические интересы которых не совпадают (в идеале - прямо противоположны) интересам государства в лице образующих его ядро субъектов и территорий;

Речь идет об инициировании и поддержке информационно-психологического и геополитического сепаратизма.

Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится ИПВ

3.

Наращивание своего присутствия и влияния - финансового, технологического, информационного, идеологического - над национальными СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества.

4. Введение в действие комплекса мер информационной (информационно-психологической) блокады - информационная изоляция, отсечение государства от международных информационных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории данного государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к данному государству донорами информационных ресурсов.

Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится ИПВ

5.

Создание негативного психологического фона (например, методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ специально подобранных материалов, подробно иллюстрирующих и комментирующих какую-либо деятельность, явление в жизни общества или социальный процесс в определенном, как правило, негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления, создавая почву для мгновенной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждающей к немедленным спонтанным действиям и носящей характер искры, попадающей в бочку с порохом.

6. Целенаправленные действия по формированию внутри общества атмосферы психологической напряженности.

Термины к теме

"Информационно-психологическая война как средство достижения геополитических целей"

• Информационно-психологическая война

• Информационно-психологическая операция

Показать полностью… https://vk.com/doc99570690_251937021
133 Кб, 18 декабря 2013 в 16:00 - Россия, Москва, ИПВ, 2013 г., pptx
Рекомендуемые документы в приложении