Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 025662 из ИПО

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА

В РОССИИ в конце XIX - начале XX в.

Основные тенденции в общественной жизни

• Противоречия между установкой на воспитание в духе "самодержавия, православия, народности" и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы.

• Усиление демократических начал в развитии школы, укрепление земской школы и возрастание роли общественности в сфере образования, признание прав и свобод человека, необходимости общечеловеческого образования.

• Активное развитие светского подхода во взглядах на человека. Формирование активного интереса к вопросам самоценности и свободы человека в обществе.

• Становление идеала гуманистической педагогики, которая в ценности и цели образовательной системы закладывает идею уважения ребенка как личности.

Начальное образование

• Самые распространенные - сельские одноклассные (3 года обучения) и двухклассные (5 лет обучения) народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты.

• В школах вводилась ранняя профессионализация образования (курсы ремесла для мальчиков и рукоделия для девочек, различных видов труда - садоводство, огородничество, пчеловодство).

В городах основной тип начальной школы - городские училища

многоклассные одноклассные

Продолжительность учебного года во всех начальных школах - от 90 до 180 дней в году.

• 1912 - все городские училища преобразованы в высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения на базе одногодичного начального училища.

• Программа обучения расширена за счет включения алгебры, геометрии и физики. Обязательные предметы - пение и гимнастика.

Среднее образование

• Реальные училища с 6-летним сроком обучения, готовившие к поступлению в технические высшие учебные заведения.

• Основная цель: "доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний".

• 1896 - открытие по инициативе представителей крупной буржуазии коммерческих училищ.

• 1906 - утвержден новый учебный план реальных училищ, который предусматривал при успешной сдаче экзамена по латинскому языку возможность поступления в университет.

Мужские классические гимназии (курс обучения 8 лет с дополнительным классом).

Цель гимназии: воспитание социальной элиты, подготовка к государственной службе.

Программа обучения: классические языки (до 65% учебного времени), Закон Божий и математика (чуть выше 10%), естествознание, география, история, рисование.

• Женская классическая гимназия с 7-летним курсом обучения (более ограниченное и поверхностное образование по количеству предметов и содержанию учебных программ, чем мужское).

• Гимназии ведомства императрицы Марии, епархиальные женские училища, институты благородных девиц.

Женские прогимназии и гимназии появляются во многих уездных городах.

• Кадетские корпуса с 7-летним сроком обучения - дворянские учебные заведения для подготовки офицеров. В них давалось достаточно широкое общее образование.

• Успешно закончившие кадетский корпус принимались в юнкерские училища.

• Из-за недостатка государственных школ оставались широко востребованными частные школы, выбор учебных предметов в которых предоставлялся их учредителям.

• Качество образования обеспечивалось отличным преподаванием, наличием прекрасно оснащенных предметных кабинетов, мастерских, библиотеки.

Школа Карла Мая

• Девиз школы: "Сперва любить - потом учить".

• Более 100 выпускников школы стали докторами наук. Среди ее выпускников династии Бенуа, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семеновых-Тяншанских и др.

Складывается система начального и среднего профессионального образования (начальные ремесленные училища, низшие и средние технические училища, коммерческие училища, фельдшерские школы, учительские семинарии и др.).

• Экспериментальные учебные заведения (в т.ч. организованные по образцу реформаторских экспериментальных школ Западной Европы и США).

• "Вольные" школы с самоуправлением детей и родителей.

• 1906 - С.Т. Шацким, А.У. Зеленко организовано культурно-просветительное общество "Сетльмент" (детский сад, детские клубы, ремесленные курсы, начaльная школа).

• Главная цель: удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Велась культурно-просветительская работа среди взрослого населения.

Высшее образование

• 1917 - насчитывалось 124 государственных, общественных и частных вуза.

• Государственные вузы: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие).

• К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др.

• Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.

• 1878 - открытие Санкт-Петербургских Высших женских курсов (Бестужевские курсы). Курс преподавания в 1881 г. стал 4-летним.

• Отделения: словесно-историческое, физико-математическое, юридическое (с 1906 г.).

• 1897 - основан первый в России Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, единственный дававший высшее образование женщинам.

1904 - приравнен к медицинским факультетам университетов. Окончившим институт предоставлялись права врача и право получения ученой степени доктора медицины.

• 1903 - педагогические курсы в Санкт-Петербурге преобразованы в Женский педагогический институт. Принимались девушки с 16 лет, окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Отделения : физико-математическое и словесно-историческое. Курс обучения делился на четыре года: изучение общеобразовательных дисциплин (2 года), занятия по педагогике и педагогическая практика (2 года). Для проведения практики при институте были созданы женская гимназия, начальная школа, детский сад.

• 1913 - в институте училось 1030 студенток.

• 1905 - основаны, Высшие женские политехнические курсыпрограммы которых были приравнены к программам технических вузов.

• 1906 - женщины стали допускаться вольнослушательницами в университеты.

• 1909 - действуют 127 высших женских учебных заведений.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924)

• Деятель народного образования, педагог. Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации учительского союза, школ для рабочих, способствовал созданию ряда внешкольных учреждений.

• 1907 - "Предметный метод обучения".

• 1913 - "Основы новой педагогики".

• Опираясь на эволюционную теорию

Ч. Дарвина, явился основоположником известной педагогической концепции - "эволюционная педагогика", биологизирующей воспитание и обучение.

• В ее основе - идея развития, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения, биологически предопределенных процессов, в ходе которых надо выявлять у ребенка врожденное эволюционное начало и поощрять его.

• Процесс обучения - одновременное развитие ума, чувства и воли, где главное место принадлежит уму,

Разработка проблем дидактики

• Обосновал самостоятельность педагогики как науки.

• Для сравнения эффективности различных методов обучения детально разработал и теоретически обосновал методику естественного эксперимента, не нарушающего естественного хода учебного процесса.

• Как сторонник развивающего обучения выступал за активные методы, способствующие развитию самостоятельности, мышления ребенка. Формирование ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Задача педагога - способствовать благоприятному сочетанию этих условий.

Разработка проблем дидактики

• Выступал за обновление и расширение содержания обучения в народной школе.

• Общеобразовательный характер школы призван обеспечить всестороннее развитие ребенка.

Первое место должны занимать предметы, изучающие природу, педагогическая ценность которых заключается в том, что в них ученик будет видеть, как из наблюдения и сравнения общих фактов рождаются положения и общие выводы. Наиболее ценный предмет для развития дедуктивного мышления - математика. Эстетическому развитию служат созерцание природы, произведений искусства и занятия лепкой, пением, музыкой, ручным трудом.

• Школа призвана готовить учащихся к выбору будущей специальности, выявляя склонности, способности, интересы и возможности.

• Автор книг для первоначального обучения: "Русский букварь" (1898) (выдержал более 120 изданий), хрестоматия для классного чтения "Мир в рассказах для детей" (1902).

Петр Федорович Каптерев (1849-1922)

• Теоретик и историк образования и воспитания, психолог, автор фундаментальных работ по теории обучения, педагогической технологии, истории образования и педагогической мысли. Продолжатель традиций антропологического обоснования воспитания ребенка, соответствующего его интересам и потребностям.

• Главная функция педагогического процесса - всестороннее усовершенствование личности на основе ее самообразования, которое осуществляется в меру сил и способностей человека.

• Важнейшая задача образования - формирование яркой личности.

• Задача школы - содействовать развитию индивидуальности ребенка, способствовать преодолению тенденций к унификации школьной жизни с помощью включения разнообразных форм организации педагогического процесса.

• Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристическую методику преподавания.

• Анализируя статус школы, выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимые условия свободы - школьное самоуправление, независимость учителей, т.е. сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не директора, свобода союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов.

• "Задачи и основы семейного воспитания" (1898), "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" (реактор, 1898) - первое научно-популярное издание, адресованное родителям.

• Первые 3-4 года жизни ребенка составляют самое важное время воспитания, в этот период закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Воспитание детей должно начинаться с момента их рождения, а его возможность обусловливается знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке.

• Незнание и неумение родителей ведут к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. Поэтому существенным условием первоначального воспитания является изучение психических процессов в первые дни, недели, годы жизни ребенка. Родителей и воспитателей следует посвящать в вопросы психологии, педагогики и гигиены.

• 1912-1913 - участвовал в подготовке и проведении первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию в Петербурге.

• 1920 - "История русской педагогии".

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

- Философ, публицист.

- 1914 - "Смысл творчества".

- Подчеркивал ценность личности и индивидуальной свободы.

- Процесс воспитания - самосозидание и самопознание своего внутреннего мира личностью в ходе свободной творческой деятельности.

- Творческое становление личности является прежде всего ее духовным становлением.

- Свобода - предварительное условие всякого действительного существования.

Павел Александрович Флоренский

(1882-1937) - 1908 - профессор Московской Духовной академии (по кафедре истории философии). Священник Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста.

- 1921 - научный сотрудник Государственного экспериментального электротехнического института.

- Принцип культуросообразности воспитания определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность .

- Ядро воспитания - универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры.

- Отношение к ребенку определяется, исходя из его понимания как свободной, целостной личности.

- В школе на первом месте должно быть поставлено воспитание.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)

• Профессор государственного Казанского университета, Санкт-Петербургского государственного университета (преподаватель анатомии человека).

• Педагогические идеи основывались:

• на материалистическом решении психофизической проблемы;

• на отрицательном отношении ко всякой мистике и на признании лишь причинно-обусловленных явлений и реальных научных данных;

• на отрицании наследственной обреченности в развитии человека и признании решающей роли среды, воспитания, направленных упражнений.

• Цель воспитания и образования - формирование гармонически развитого человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей, предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять и понимать причинную связь наблюдаемых явлений и творчески реализовывать свои знания в практической деятельности.

• Главная задача воспитания - развитие духовности, "идейной жизни" и "умственного совершенства". Очень важно помочь ребенку сделать из себя неустанного и стойкого борца за свои идеи, за истину и правду; научить ребенка владеть и управлять собою.

• Важная задача воспитателей - вовремя обнаружить природные задатки ребенка, способствовать их появлению и развитию способностей.

• У ребенка проявляется множество данных от природы инстинктов, из которых основные: инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации. Их свободное проявление гарантирует нормальное развитие ребенка и постепенное превращение его в человека разумного.

• Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

• Ввел особый термин "забивание". Малейшая попытка насилия над личностью ребенка ведет к забиванию инстинктов любознательности и впечатлительности и, следовательно, к замедлению или даже прекращению его умственного и нравственного развития.

• Принципы и условия физического образования: естественность, сознательность при выполнении физических упражнений, их постепенность и последовательность.

• Система физического образования строилась на анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

• 1896 - основал "Высшие курсы П.Ф. Лесгафта" (курсы воспитательниц и руководительниц физическим воспитанием).

• Слушательницы курсов, кроме теоретических и практических занятий по физическому образованию, посещали ясли, приюты, детские сады, ухаживали за новорожденными детьми, знакомились

• с воспитательной работой, проводимой с детьми дошкольного возраста; по нескольку часов в день давали в дошкольных учреждениях "уроки физических игр и упражнений".

• 1904 - "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста".

• 1906 - "Семейное воспитание ребенка и его значение".

• Ведущую роль в формировании личности ребенка Лесгафт отводил семейному воспитанию. Семья - наиболее благоприятная естественная среда, в которой осуществляется первоначальное воспитание ребенка.

• Выступал за педагогическую грамотность и воспитанность родителей, считая, что только при этом условии возможен успех в воспитании детей.

"Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую "наследственность", "прирожденную испорченность" детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

...И верить не хотят, что "испорченность" ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность".

• Выдвинул перед родителями требование: "щадить личность своего ребенка", показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. Сторонник воспитания активной самостоятельной личности, его педагогическая концепция исключала муштру и шаблон.

• Показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей - лицемерные, честолюбивые, мягко забитые, злобно забитые, угнетенные. Проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семенной жизни.

• Рисуя школьные типы детей, показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов.

• Считал необходимым для воспитателей, учителей и родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.

"Не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или иной черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его домашней обстановкой и семейной дисциплиной".

• Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является образованная мать, считал необходимой задачей развитие женского образования в России.

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)

• Сторонник концепции свободного воспитания .

- 1900 - "Среда как фактор нравственного воспитания".

- 1909 - "Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании".

- 1907-1908 - "Как бороться с проступками и недостатками детей".

• Отстаивал крайние позиции свободного воспитания, т. е. полную свободу самостоятельного развития детей в общении с окружающим миром.

• "Воспитатель должен быть другом, старшим товарищем, к которому дети обращаются по мере надобности за помощью".

• Задача воспитателя состоит не в объявлении ребенка свободным, а в том, чтобы помочь ему в действительности стать таковым. Ребенок и воспитатель - два равноправных субъекта, между которыми устанавливается связь, эту связь можно назвать воспитывающим общением.

Теория свободного воспитания

- Отсутствие внешней цели в воспитании (ребенок с настоящего момента - самодовлеющая цель);

- - ведущий принцип - многообразие воспитания, доведенное до крайних пределов (сколько детей, столько и систем воспитания);

- содержание - прикладные знания, производительный труд, искусство;

- ведущий метод - метод освобождения творческих сил ребенка, а также самостоятельная работа, опыты;

- средства - общественно-необходимый труд, свободное общение, игра, дисциплина естественных последствий;

- субъект - ребенок и взрослый - равноправные единицы, субъекты педагогической общины.

Человек - субъект собственного развития как неотъемлемой, самоценной части космоса, призванной находиться в гармонии с окружающим миром.

Принципы теории К.Н. Вентцеля

• Принцип свободы: свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса.

• Принцип гармонии целей: установление соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, солидарности между его личной жизнью и жизнью всего человеческого общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности.

• Принцип ненасилия над личностью ребенка: свободное

внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени и установление ненасильственных методов воспитания.

- Принципы теории К.Н. Вентцеля

Принцип развития творческой индивидуальности: важнейшая задача воспитания - постичь законы развития данной индивидуальности и сделать все возможное для ее максимального раскрытия.

Принцип культуросообразности воспитания: условия для восприятия, накопления и переработки подрастающим поколением культурного наследия прошлого, позволяющие сделать его способным умножить полученное культурное наследство и в расширенном виде передать потомкам, должны создаваться воспитателем с учетом того, что ребенок - самобытная личность, обладающая священным правом на индивидуальное развитие.

Принцип развития стремления к свободному творческому производительному труду на всех ступенях воспитания и образования: обеспечит тот "здоровый фундамент", на котором все другие телесные и душевные качества ребенка могут получить наивысшее развитие.

Принципы теории К.Н. Вентцеля

Принцип естественных последствий: предоставление ребенку возможности испытать на себе естественные последствия своих свободных действий способствует формированию его свободных самостоятельных взглядов.

Принцип гармонического слияния общественного и семейного воспитания: успешное осуществление свободного воспитания ребенка необходимо предполагает стремление к гармоничному слиянию усилий общества и семьи.

Принцип преемственности воспитания: организация воспитательно-образовательного учреждения как гармоничного соединения идеальных детского сада и школы позволит не нарушать условия естественного развития детей, избежать физиологически и психологически необоснованных форм организации педагогического процесса, будет способствовать свободной счастливой и радостной жизни детей.

• 1906-1909 - Дом свободного ребенка на базе семейного детского сада, организованного Комиссией по организации семейных школ Педагогического общества.

• 1906 - "Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка)" .

• Индивидуальность ребенка наиболее полно проявляется при отсутствии ограничений.

• Отсутствовал учебный план, программы, классно-урочная система. "Дом" посещали дети от 3 до 13 лет. Они в зависимости от возраста и своих интересов свободно объединялись в группы, чтобы поиграть, порезвиться, заняться каким-либо производительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким путем приобрести некоторые знания и навыки.

• В основе жизни учреждения - разнообразный творческий производительный труд. Центром занятий являлись мастерские.

• Вместо постоянных учителей с детьми занимались родители. Дети и родители составляли своеобразную общину.

• Ратовал за крайнюю индивидуализацию обучения.

Систематического учения не предполагалось. Содержание воспитательной работы строилось на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов детей.

• Каждый ребенок имеет свою субъективную программу образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни. "И размер всего этого будет определяться как природными дарованиями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка".

"Ребенок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость".

• Процесс изучения учебных предметов в школе сохранялся, но он мыслился как "свободные занятия детей научными предметами".

• Педагогический процесс строился на поисковых, исследовательских методах. Учитель должен только создавать условия, при которых ребенок может сам самостоятельно добывать знания.

"Воспитатель действует на окружающую среду, пользуясь методом косвенного воздействия".

• Деятельность воспитателя должна сводить к минимуму дурное влияние окружающей среды, создавать условия для сознательной нравственной деятельности, ставить детей в необходимость действовать для других.

• Истинная нравственность - это не исходная точка воспитания, а результат собственного опыта ребенка и его деятельности.

• Внес в педагогическую практику индивидуальный подход.

• Ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой, одинаковой для всех системы воспитания.

• Постичь законы развития индивидуальности ребенка - такова задача воспитателя.

Декларация прав ребенка (1918)

• Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий.

• Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство.

• Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

• Каждый ребенок есть самостоятельная личность.

• Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком.

Декларация прав ребенка (1918)

• Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения (право на выбор воспитателя, право уходить от своих родителей, если они оказались плохими воспитателями, право уклоняться от того воспитания и образования, которые идут вразрез с индивидуальностью ребенка).

• Религиозное воспитание детей должно быть свободно.

• Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым.

• Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, которые точно сформулированы в законе.

Показать полностью… https://vk.com/doc132072212_450301411
12 Мб, 13 сентября 2017 в 20:21 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении