Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 025663 из ИПО

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА

В РОССИИ

В XIX в. Ведущее направление в развитии образования - продолжается создание централизованной государственной системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции.

От начала века до 1824 г.

Период либеральных реформ императора Александра I, продолжение политики "просвещенного абсолютизма".

Обновление духовной жизни общества.

1802 - Александр I учредил Министерство народного просвещения.

Государственная система образования

1804 - Министерством народного просвещения разработан "Устав учебных заведений, подведомых университетам".

"Для нравственного просвещения граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяется четыре рода училищ".

Шесть учебных округов по числу университетов, подчинение которым всех учебных заведений округа позволит реализовать принцип их преемственности.

Приходские училища

Начальный уровень образования со сроком обучения 1 год.

Цель обучения - подготовка в уездные училища.

Программа обучения: Закон Божий, чтение, письмо, счет, а также чтение некоторых разделов из книги "О должностях человека и гражданина".

Открывались по одному на приход в каждом городе или селении.

Уездные училища

Открывались в уездных и губернских городах, срок обучения - 2 года.

Цель обучения - подготовка к гимназии.

Содержание образования: грамматика, всеобщая и русская география, всеобщая и русской история, арифметика, основы геометрии, физики и естественной истории, начальные правила технологии, относящиеся к хозяйству края и его промышленности, граждановедение, логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия, рисование, Закон Божий.

Преподавали два учителя. Содержались на средства городского управления, пожертвования.

Гимназии

Курс обучения - 4 года.

Средняя ступень обучения.

Учебный план: латинский, французский и немецкий языки, история, география, статистика, логика, естественно-научный цикл (минералогия, ботаника, зоология), математика, изящные науки (русская словесность, теория поэзии, эстетика), основы коммерции, рисование, технология, музыка, гимнастика, танцы. Не изучались Закон Божий и русский язык.

Физические наказания были запрещены.

Открывались за счет государства во всех губернских городах.

Университеты

1804 - Университетский устав, основанный на принципах уважения к науке и свободе преподавания, предоставлял университету значительную автономию:

- выборность ректора, деканов факультетов, профессуры;

- собственный суд;

- невмешательство административных властей и полиции в дела университетов.

3 факультета - юридический, медицинский, философский (общие для всех), факультеты словесных, нравственных и политических, физических и математических наук.

Московский университет (1755)

Московский университет

Включает 9 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов и более 300 кафедр.

Дерптский университет (1802)

Виленский университет (1803)

• Преобразован из Академии и университета виленского Общества Иисуса (1578-1579).

Харьковский университет (1804)

Казанский университет (1804)

Казанский университет

Санкт-Петербургский университет (1819)

Санкт-Петербургский университет

• Система закрытых учебных заведений для дворянских детей в основном состояла из военных училищ (кадетских корпусов).

• Преподавание военных дисциплин, большее значение придавалось предметам, способствующим идейному воспитанию - литературе и особенно истории.

Царскосельский лицей (19 октября 1811)

Царскосельский лицей

Принципы лицейского образования:

Гуманность

Нравственность

Творчество

Свобода мысли

Дух независимости

Уважение к собственному достоинству

Лицейское братство

Уважение к личности

Оценка без отметки

Равноправие

Патриотизм

Преподавание как педагогическая лаборатория

Разносторонность развития

Неразрывность образования и воспитания

Традиции и новации

Школа как дом родной

Царскосельский лицей

• Наставления воспитанникам при открытии Лицея: "Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть высшими руководителями... Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно".

• 1817 - первый выпуск Лицея.

• Императорский пажеский корпус для детей знатнейших дворянских фамилий (сыновья не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса) был ближе к аристократическим придворным пансионам.

• Правительственная реакция в образовании на проникновение в Россию "западного вольнодумства" после войны 1812-1814 гг. :

1817 - Министерство народного просвещения преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения с тем, чтобы "христианское благочестие было основанием истинного просвещения".

Из учебников исключено все, "что может внушить нежелание исполнять обязанности перед семьей и государством, все, что противоречит христианскому учению". Введено в учебные планы училищ и гимназий обязательное чтение Священного Писания, изъяты философия, статистика, естественное право, эстетика.

• 1819 - в приходских училищах стала взиматься плата 5 рублей в год. Введена плата за обучение в гимназиях и уездных училищах.

Значительно пострадала университетская автономия.

• Появляется ряд учебных заведений специального назначения: Московское коммерческое училище, С.-Петербургский институт путей сообщения, Горный институт, Лесной институт и др.

1825 г. - начало 1860-х гг.

• Цель образовательной политики: стремление выработать "единообразную" школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности после восстания декабристов.

• Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование.

• Образование помещичьих крестьян полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании.

Система государственного образования

1828 - "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов".

Подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип - "каждому сословию свой уровень образования".

1. Приходские училища для низших сословий (срок обучения 1-2 года). При них разрешалось открывать дополнительные курсы, где желающие продолжать учение могли получить какую-либо профессию.

2. Уездные училища (3-классные) для детей купцов, ремесленников, мещан и пр.

3. Гимназии (классические) для детей дворян и чиновников.

4. Университеты.

Женское образование

• Конец 50-х гг. - появление первых женских гимназий. Складывается система среднего педагогического образования, в основном женского.

• 1857 - Мариинские женские училища/гимназии (под покровительством императрицы Марии Александровны) для приходящих девиц, которые слушали бы уроки по институтской программе (7 классов).

Открываются низшие и средние сельскохозяйственные, технические и коммерческие учебные заведения.

Мизерное количество уездных училищ и гимназий приводило к тому, что большинство детей дворянских семей среднего и низкого достатка не получали даже минимума знаний, необходимых для образованного человека тех лет.

1860 - 1890-е гг.

• Начало 60-х гг. - политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат в обществе.

• Передовые идеи о единстве и равноправии людей, о достоинстве всякой человеческой личности, необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам.

• Просвещение - важнейшее средство освобождения и развития личности.

Участие широких кругов интеллигенции в культурно-просветительской работе, создание школ, возникновение специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.

Государственная система образования

• 1864 - "Положение о начальных народных училищах".

• Цель: "Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания".

Самые распространенные - церковно-приходские и земские школы.

Содержание обучения: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Возраст учеников и срок учебы не ограничивался (фактически он составлял 3 года).

Бесплатное, совместное преподавание. Все дети одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем и священником.

• При некоторых земских начальных сельских школах для обучения прикладным знаниям организовывались ремесленные классы, разводились питомники, пчельники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы.

Государственная система образования

• 1864 - "Устав гимназий и прогимназий".

• Гимназии (7-летнее обучение) объявлялись бессословными и внеконфессиональными учебными заведениями. Отменялись телесные наказания.

• Типы гимназий :

- классическая (с преподаванием латинского и греческого языков), цель - подготовка к университету и последующей научной деятельности, В программе преобладали древние

и иностранные языки, древняя история, античная литература;

- реальная (без древних языков), после ее окончания можно было продолжить обучение в вузах (технических, сельскохозяйственных и др.). В программе преобладали математика, физика и другие

технические предметы.

Прогимназии (четыре первых класса гимназии).

• Увеличение количества учебных заведений способствовало созданию учительских школ и семинарий.

Государственная система образования

• 1860 - "Положение о женских училищах ведомства министерства народного образования".

• 1863 - число девочек в начальных народных школах увеличилось до 18,1% от всех учащихся).

• 1861 - присутствие женщин на лекциях университетских преподавателей в различных городах России приобрело массовый характер.

• 1860-е - появление воскресных школ для взрослых крестьян, ремесленников и др. (по инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи).

• 1871 - создание Санкт-Петербургского общества содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Организуются курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и др.

• Проведение учительских съездов.

• Усиление внимания к педагогическому образованию.

• 1870-1880-е - после покушений на Александра II и его убийства реформы образования стали носить реакционный характер.

• 1880-е - закрыты высшие женские курсы (возобновили свою деятельность только в начале XX в.).

• Большая часть уездных училищ преобразована в городские училища (6-летний курс обучения); цель - дать детям недворянского происхождения повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания. Представляли собой тупики, поскольку не имели преемственности со средними общеобразовательными школами.

1871 - "Устав гимназий", мужские гимназии преобразованы в классические, образование в них строилось вокруг гуманитарных предметов - древних языков, словесности, грамматики и др.

Показать полностью… https://vk.com/doc132072212_450301370
14 Мб, 13 сентября 2017 в 20:20 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении