Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
ppt

Студенческий документ № 025664 из ИПО

ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Особенности социально-экономической ситуации

Педагогические парадигмы

• Педагогический традиционализм (социальная педагогика, религиозная педагогика).

• Реформаторская педагогика (новое воспитание) - отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка; отражала потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых, инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных областях экономической, политической и общественной жизни (педагогика свободного воспитания, экспериментальная педагогика, "школа труда", педагогика прагматизма и др.).

Социальная педагогика

"Социальная педагогика" (1890)

Социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

Задача воспитания - "привести индивида к воссоединению с обществом", воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.

Школа - главная ячейка социального содружества педагогов и учеников, социального воспитания. Подготовке такого союза должна была служить семья, в задачи которой входит воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе. Воспитание и образование направлены на выработку взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм.

Единая для всех слоев населения школу может привести к устранению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.

Стадии социального воспитания:

- домашнее воспитание (задача - воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе);

- школьное образование (задача - выработка взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм; воспитание сдерживает негативные волевые устремления индивида и развивает позитивные);

- свободное самовоспитание.

Вальдорфская педагогика

(мистико-антропологическая концепция)

Австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки антропософии.

"Образование ребенка" (1907).

Социальные противоречия - одна из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф:

- дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу, с 14-15 лет они начинали работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное "человеческое образование";

- гимназии с их ориентацией на университетское гуманитарное образование, давали учащимся массу знаний, совершенно оторванных от потребностей реальной жизни.

- Необходима внеконфессиональная школа, общая для всех детей.

1919 - школа для детей рабочих фабрики Вальдорф-Астория (Штутгарт, Германия).

Вальдорфские школы предназначались для социальной адаптации детей из низкостатусных социальных групп.

Основной принцип вальдорфской школы - свободное развитие ребенка, без страха и стресса, общий закон для вальдорфских учителей - уважение к личности ребенка, развитие этой личности, а вместе с ней и интереса к жизни, силы воли ребенка.

Принципы Вальдорфской педагогики

Содержание образования ориентируется на духовные потребности возрастной ступени и служит духовному развитию ученика.

Изложение учебного материала большими учебными периодами, "эпохами" (длится 3-4 недели).

Особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла.

Преподавание двух иностранных языков с первого класса.

Отмена цифровой оценки (отметок) и второгодничества. Единственной мерой достижений ребенка является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня, что дает возможность каждому ребенку испытать состояние успеха.

Ученик, заканчивающий 12 класс, пишет годовую работу на самостоятельно выбранную тему, а тот, кто хочет сдать государственные экзамены на аттестат зрелости, должен проучиться еще один год.

Принципы Вальдорфской педагогики

Тесное сотрудничество родителей, детей, педагогов.

В конце учебного года учитель пишет родителям письмо, где рассказывает о личностном развитии их ребенка и его успеваемости по разным дисциплинам.

Коллегиальное самоуправление школы учителями.

Еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя.

Три больших этапа обучения

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых дети занимаются активной деятельностью.

• Ребенок развивается в соответствии с индивидуальным планом своей души, поэтому все его инициативы поддерживаются, кроме опасных. Следует как можно реже говорить ему "нет".

• Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес оно имеет. При этом запрет должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

Теория трудовой школы

и гражданского воспитания

• 1909 - "Понятие гражданского воспитания".

• Идея гражданского воспитания - сформировать у молодого человека представления о его гражданском назначении, понимание задач государства, сознание гражданского долга и любви к Отечеству, желание посвятить жизнь служению государству (примирение классовых противоречий).

• Религиозность - средство гражданского воспитания.

Идея трудовой школы

1912 - "Понятие трудовой школы".

Задача единой начальной народной школы: подготовка детей к будущей трудовой деятельности.

Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путем самодеятельности, поэтому в школу должен быть введен ручной труд как самостоятельный учебный предмет. Организация обучения на ранних его ступенях примыкает к игровой деятельности. Это отвечает природе детей, поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным.

Идея трудовой школы

Школа должна давать ученику минимум знаний, максимум элементарных трудовых умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения.

Широкое использование опытов, лабораторных и практических занятий в разных мастерских, школьном саду, экскурсий.

Различные формы практической деятельности составляют непрерывную цепь, при которой каждое упражнение последовательно подводит к очередному затруднению, которое ребенок в состоянии преодолеть самостоятельно.

Идея трудовой школы

Организация школьного производства по типу трудовой общины, на началах самоуправления, товарищества, взаимопомощи и взаимодоверия.

Воспитание дисциплины.

Индивидуальный подход в обучении.

"Духовная сила ребенка растет только через преодоление трудностей, но то, что для одного ребенка трудно, для другого - игра. Не следует орлу давать такие упражнения, которые подходят для воробья".

Экспериментальная педагогика

Основная идея: дальнейшее развитие педагогической науки возможно на основе использования положительных и достоверных фактов из педагогической практики, которые необходимо дополнительно проверять опытным путем.

Введено понятие педагогического исследования и изучено явление педагогического эксперимента.

"Педагогика действия"

1920 - "Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры".

Ребенок - начало, исходный пункт воспитания (педоцентризм), суть которого - создание благоприятной для развития личности биологической и социальной среды.

"Дети - именно дети, а не взрослые люди в уменьшенном масштабе. ...Каждый возраст ребенка имеет свою собственную ценность и свою собственную цель".

Задача школы действия: стимулировать активность детей, где учение и жизнь находятся в согласии.

В основе учебного процесса - "начала предметного (а не словесного) обучения, наглядности и различных типов восприятия".

Обучение построено на последовательности действий: восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, лепки, опытов по естественнонаучным дисциплинам, драматизации и других средств.

Учебный план: традиционные предметы + лепка, рисование, черчение, ручной труд, сочинения, декламация, эксперимент.

Труд - не учебный предмет, а принцип преподавания всех учебных дисциплин, средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

• Близость социальной педагогике. Школа действия ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей.

• Учебный план и методы преподавания должны быть основаны на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

• Практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт приобретают главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.

Педагогика прагматизма

• Американский философ, социолог, психолог и педагог.

1921 - "Введение в философию воспитания"

1922 - "Школы будущего"

1923 - "Школа и ребенок"

1924 - "Школа и общество"

Прагматизм - философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности (обучение посредством делания).

Основные положения:

- школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания;

- в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, развивать ее и стимулировать;

- школа должна воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни.

• "Каждый ребенок - неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса".

• Соединил естественное, индивидуальное развитие человека в процессе школьного образования с его подготовкой как гражданина, полноценного члена общества с богатым личным опытом.

• Школа - это полноценная жизнь ребенка.

• Она должна стать комплексом, где есть мастерские, музыкальные комнаты, музей и библиотека, где осуществляется постоянная связь с университетом. Тогда школа и становится средой, связующей внешний мир и каждого отдельного ребенка.

• 1896 - Школа-лаборатория при Чикагском университете. Обучались дети с 4 до 13 лет. Работа в дошкольных учреждениях строится на игре, в школе - на труде.

• Цель организации детской деятельности состоит в том, чтобы дети, действуя, наиболее целесообразно приспособлялись к среде, подбирали средства и способы наиболее успешного преодоления возникающих препятствий, накапливали опыт.

Обучение должно базироваться на исследовательском методе и сводиться преимущественно к трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия. Труд - "центр, вокруг которого группируются научные занятия".

"Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов".

Идея свободного воспитания

Итальянский врач-психиатр, педагог, дефектолог.

1896 - доктор медицинских наук.

1895-1898 - работа в детской психиатрической клинике, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

1900 - директор открытого медико-педагогического института для обучения учителей воспитанию и лечению душевно неполноценных детей (Римская Ортофреническая школа). При институте организована модельная школа для проведения экспериментальной работы с дидактическими материалами Монтессори.

1907 - первый Дом ребенка (Рим), разработала систему раннего развития ребенка.

1908 - проводит первый курс по подготовке Монтессори-учителей.

• Малыш не похож на взрослого! Следовательно, его психика устроена по-другому, чем у взрослых.

• Главное в системе М. Монтессори - ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. Будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.

1910 - "Метод Монтессори".

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Ведущие принципы системы М. Монтессори: опора на интерес, индивидуальный подход и свобода выбора деятельности в подготовленной среде. Ребенок сам выбирает дидактический материал, один будет заниматься или с кем-то, продолжительность занятий, темп работы.

Метод Монтессори

- Свободная и естественная атмосфера, стимулирующая различные проявления личности ребенка.

- Отсутствие классно-урочной системы.

• Монтессори-материалы (дидактические материалы различной степени сложности - разборные головоломки, кубики, цилиндры, шнурки для плетения, ярко окрашенные в разные цвета инструменты, цифры, буквы) предоставляют ребенку возможность индивидуально развивать свою сенсорику, моторику.

Метод Монтессори

• Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому".

Монтессори-учитель:

• проводит время в индивидуальных занятиях с детьми, вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;

• подготавливает среду для занятий;

• рассказывает и показывает детям способы правильной работы с материалом, чтобы быстро выполнять задания;

• нейтрализует факторы, которые мешают малышу заниматься;

• ведет наблюдение за успехами ребенка, если он справляется предлагает ему задания чуть сложнее;

• объясняет родителям, как нужно правильно хвалить малыша, какие занятия проводить с ним дома.

• Система М. Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребенка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.

• Не используются в системе воспитания книги-сказки, стихи, игры-драматизации.

• Дети не играют в ролевые и спонтанные творческие игры, которые считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребенка.

Список литературы

1. Монтессори М. Дети - другие. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.

2. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / сост. М.В.Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с.

3. Штайнер. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 224 с.

Показать полностью… https://vk.com/doc132072212_450301355
3 Мб, 13 сентября 2017 в 20:20 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., ppt
Рекомендуемые документы в приложении