Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025700 из ИПО

Макет рабочей программы дисциплины

Утвержден на заседании УМК ДВГГУ "___"____________2014г. Протокол №___

Утвержден на заседании Ученого совета ДВГГУ "___"____________2014г. Протокол №___

Проректор по УР _____________ Мендель В.В.

Макет титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

"Дальневосточный государственный гуманитарный университет"

Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий

(Наименование факультета)

Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий

(Наименование кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ДВГГУ

_______________________

"_____"__________________200__ г.

Рабочая программа дисциплины

История педагогики и образования

Направление подготовки

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр Форма обучения

_____________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Хабаровск

Год

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО______________________________________________________________.

Автор (ы) ___С.А. Золотарева, к.п.н., доцент_________________________

Рецензент (ы) _________________________

Визы:

Декан факультета ________________ (______________)

Зав. кафедрой ________________ (______________)

Уполномоченный по качеству кафедры ________________ (______________)

Программа одобрена на заседании ____________________________________

(Совет факультета, кафедра)

от "___" ________ 201__года, протокол № ________.

Пояснительная записка

Дисциплина "История педагогики и образования" входит в блок общепрофессиональных дисциплин, базируется на принципах фундаментализации, культуросообразности, историзма и междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, рассматривающих изучаемые явления и факты в контексте конкретно-исторического времени, и соответствует требованиям государственного стандарта. Курс способствует целостному рассмотрению истории педагогики и образования как единого педагогического процесса, составляющего "золотой" фонд всемирного педагогического наследия, основанного на общечеловеческих ценностях.

При изучении курса "История педагогики и образования" широко используются межпредметные связи с философией, педагогикой, психологией, социально-политической историей, историей религии, этикой, этнопедагогикой и др.

Методологическими основами курса являются:

- принцип исторического подхода;

- принцип интеграции;

- принцип цивилизационного подхода;

- принцип соотношения истории и современности.

Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по

данной дисциплине являются:

- личностно-ориентированный;

- активно-деятельностная форма освоения содержания обучения;

- диалоговый характер обучения.

1. Цели освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины: формирование культуросообразного мировоззрения в процессе овладения студентами системой историко-педагогического знания, способствующего научному осмыслению и пониманию объективной педагогической реальности, ценностных основ педагогической профессии, реализации прогностической функции на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций

Задачи курса:

- сформировать целостное представление о развитии теории и практики

образования и воспитания у народов мира в различные исторические

эпохи;

- раскрыть положительные тенденции, непреходящие ценности историко-

педагогического процесса, востребованные современностью;

- содействовать формированию общепрофессиональной компетенции, способствующей пониманию высокой социальной значимости профессии, развитие мотивации к выполнению профессиональной деятельности, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, используя систематизированные историко-педагогические знания.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина "История педагогики и образования" занимает место в структуре ООП бакалавриата как базовая в бщепрофессиональном цикле и является частью профессионального блока Б. 1. Б. 2.

Курс "История педагогики и образования" опирается на общеучебные умения первокурсников, приобретенные ими ранее в общеобразовательных учреждениях различного типа, а также в течение первого семестра в процессе изучения предметов гуманитарного цикла

Дисциплины, для которых изучение данного курса является необходимым условием - Философия - Б. 1.Б.3; Социальная педагогика - Б.3.В. ОД. №.2; Теория обучения и воспитания - Б.3.Б.2.4., Поликультурное образование - Б.2. Б.2.6., История психологии - Б.3.В. ОД.3.2.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

В процессе освоения содержания дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие знания и представления:

о предмете, понятийном аппарате, ведущих историко-педагогических идеях курса истории педагогики и образования как отрасли педагогической науки;

о тенденциях развития историко-педагогического процесса и особенностях современного этапа развития образования в мире;

о ценностных основах профессиональной деятельности в сфере образования в историко-педагогическом контексте.

Уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии всех

компонентов сферы образования на разных этапах человеческого

общества;

- ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;

- самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу,

- отстаивать личностный подход к усвоению курса, формирующий педагогическую Я-концепцию.

Владеть:

историческим методом и уметь его применять в раскрытии положительных тенденций, непреходящих ценностей историко-педагогического процесса, востребованные современностью (ОК-2);

готов использовать основные положения и методы демократической и гуманистической направленности, представленные в многообразии ретроспективных моделей образования при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен самостоятельно анализировать и критически оценивать первоисточники философской и педагогической литературы, относящейся к курсу, последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли (ОК-5).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) "История педагогики и образования"

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетные единицы _72______ часа.

п/п Раздел

Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам) 2 лекц семинары с/р итого 1 Тема:

Зарождение гуманистических педагогических

идей и практики образования (У-1Увв. до н.э.)

1-2 2 2 4 8 Составление понятийного словаря по теме;

составление сравнительной таблицы;

ролевая игра "Системы воспитания в Афинах и Спарте"

Тема: Идеи демократии и гуманизма в

педагогической мысли и практике образования за рубежом и в России в (У-ХУ1 вв.)

3-6 4 4 8 16 Составление понятийного словаря по теме;

составление схемы "Система образования в Западной Европе в эпоху Средневековья; сообщения об авторских гуманистических школах;

рефераты о народной педагогике на Руси; написание эссе "Берестяная грамота"; составление презентаций; разработка кроссворда

Тема:

Основные авторские педагогические системы (ХУ11-Х1Х вв.) в Западной Европе и России

7-14 8 8 16 32 Составление понятийного словаря по теме;

Доклад: Педагогическая система Я.А. Коменского"

Исследование "Разработка принципа природосообразности педагогического процесса в трудах Дж. Локка, Ж.-Ж. Русо, И.Ф. Гербарта, Ф.В.А. Дистервега";

Сообщение: Гуманизм педагогической системы К.Д.Ушинского"; составление презентаций; разработка кроссворда; написание аннотаций по первоисточникам выдающихся педагогов

Реформаторская педагогика конца 19 - начала 20 вв.

15-16 2 2 4 8 Составление понятийного словаря по теме;

Защита презентаций по направлениям реформаторской педагогики Основные реформы мировой образовательной политики в 20

веке 17 2 2 4 Коллоквиум

"Реформы образования в мире и в России: общее и особенности" Тема:

Ведущие тенденции современного развития образовательного пространства в мире и в России 18 2 2 4 Круглый стол "Реализация идей демократизации и гуманизации в мировом образовательном пространстве"; разработка тестовых заданий; предоставление презентаций Итого

18 18 36 72 зачет

№ Название модуля Цель модуля Содержание модуля Компетенции (номера) Знания, Умения, Владения ЗЕ на дисцип-лину __ Семестр Контроль-ные задания Учебная работа (включая самостоятельную работу) ЗЕ на модуль Виды Баллы Виды Часы Всего Из них в актив. и интер-х формах История педагогики и образования формирование культуросообразного мировоззрения в процессе овладения студентами системой историко-педагогического знания, ОК 2,4,5. Знать ведущие историко-педагогические идеи.

Умет отстаивать личностный подход к усвоению курса,формирующий педагогическую Я-концепцию.Владеть:

историческим методом

2 12 Тесты, письменные к\р,пр. задания Презентации конспекты

Планы, тезисы, аннотации, рецензии

глоссарий 72 10

5. Образовательные технологии

Лекции: проблемная лекция, лекция-полилог, лекции с опорным сигналом; лекции с использованием мультимедийных средств, лекции совместно со студентами.

Семинарские занятия предусматривают приобретение студентами умений теоретически обрабатывать учебный материал (схемы, таблицы, презентации, тестирование); составлять конспекты, аннотации, развитие речевых и других коммуникативных умений.

Самостоятельная работа предназначена для внеаудиторной работы студентов по закреплению материала теоретического курса, выработке практических умений по дисциплине. Она включает различные виды деятельности: составление понятийного словаря, таблиц и схем, разработку презентаций, тестовых заданий, подготовку к ролевой игре, круглому столу и к коллоквиуму.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Формы контроля

Текущий контроль:

1. для выявления уровня усвоения теоретических знаний предусмотрена письменная работа: составления понятийного словаря по курсу, написание эссе, сообщений, аннотаций.

2. в течение семестра студенты представляют практические материалы: презентации (5-6, 13-14, 16, 18-я учебные недели); составляют таблицы, схемы (1-2, 4-я учеб. недели).

3. предусмотрена рубежная контрольная работа (6-я неделя 2-го семестра

4. в конце семестра (18 учебная неделя) предусмотрен "круглый стол", обобщающий изучение курса.

5. работа с вопросами и практическими заданиями для самоконтроля еженедельно в течение семестра.

Рубежная контрольная работа №1 (6-я неделя 2-го семестра) по теме: Идеи демократии и гуманизма в педагогической мысли и практике образования за рубежом и в России в (У-ХУ1 вв.).

Вопросы для контроля

1. Воспитание в эпоху Античности.

2. Развитие педагогической мысли античности в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

3. Школа и воспитание в период средневековья в Западной Европе.

4. Гуманистическая мысль и педагогические идеалы Западной Европы в эпоху Возрождения. (По выбору студента - Т. Кампанелла, Т .Мор, М. Монтень, Ф. Рабле).

5. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства.

6. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества.

7. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси.

Практические задания

1. Разработать презентацию по выбору студента: Педагогические идеи мыслителей Древней Греции (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).

2. Афинская система воспитания и образования.

3. Спартанская система воспитания.

Рубежная контрольная работа №2 (6-я неделя 2-го семестра) по теме: Основные авторские педагогические системы (ХУ11-Х1Х вв.) в Западной Европе и России

Теоретические вопросы

1. Раскройте педагогические идеи Я.А. Коменского ("Великая дидактика"). Какое воплощение они нашли в современной школьной практике?

2. Сделайте сравнительный анализ реформ в области образования в эпоху Петра 1 и Екатерины 11.

3. Раскройте новаторство педагогических идей Дж. Локка. Какое влияние они оказали на развитие образования?

4. На основе педагогического романа "Эмиль или о воспитании" проанализируйте педагогическую концепцию естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.

5. Проанализируйте педагогический вклад И.Г. Песталоцци по вопросам: природосообразность воспитания, теория элементарного образования, народная школа, связь с жизнью, развивающее обучение, труд, нравственные ценности в воспитании.

6. Сравните позиции И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта в трактовке идеи развивающего и воспитывающего обучения.

7. Сравните подходы в трактовке культуросообразности воспитания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.

8. Раскройте педагогические взгляды одного из представителей русской педагогической мысли ХУ111 века (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой и др.).

9. Сравните цели реорганизации национальной системы образования России на основе Уставов учебных заведений - 1804 г, 1828 г, 1835 г, 1964 г. Какой Устав, по-вашему мнению, является наиболее прогрессивным?

10. Охарактеризуйте деятельность одного из закрытых учебных заведений Х1Х века (лицеи, институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты).

11. Раскройте идеи народного педагога К.Д. Ушинского. Оцените его роль в развитии отечественной и мировой педагогики.

12. Охарактеризуйте педагогическую концепцию "свободного воспитания" Л.Н. Толстого. В чем ее отличие от концепции Ж.Ж. Руссо?

13. Назовите основные течения педагогической мысли России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Раскройте, по-вашему, выбору, взгляды одного из представителей (П.Ф. Каптерев, П.В. Вахтерев, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.).

Практические задания

Разработайте тестовое задание по одну из контрольных вопросов (по вашему выбору)

* Напишите реферат: К.Д. Ушинского - народный педагог.

* Напишите аннотацию по произведению Ж. Ж. Руссо "Эмиль или о воспитании.

* Составьте презентацию: Педагогические идеи М.В. Ломоносова.

Промежуточная аттестация включает зачет по курсу по завершению 2-го учебного семестра. Условием допуска к сдаче зачета является качественное выполнение заданий текущего контроля, выполнение заданий по самоконтролю.

Баллы за семестр Автоматическая оценка Баллы за зачет Общая сумма баллов Итоговая оценка 81 - 100 Зачтено - 100 зачтено 55 -80 Допуск к зачету 0 - 20 75 - 100 зачтено < 55 - - < 55 Не зачтено

- максимальное число баллов в течение семестра - 100

- минимальное число баллов за семестр - 55

Студент по каждому виду контрольных испытаний набирает определенное количество баллов, которые в итоге суммируются.

от 81до 100 - зачтено

от 0 до 55- не зачтено

Ориентировочные виды деятельности и формы контроля

№ Вид деятельности Количество баллов 1 Посещение занятий 0 - 1 2. Работа на занятии 0 - 5 3. Выполнение практических заданий 0 - 4 4. Подготовка сообщений, презентаций 0 - 10 5. Написание реферата 0 - 20

№ Форма контроля Количество баллов 1 Устный опрос 1 - 5 2. Тестирование 1 - 5 3. Письменные контрольные работы 1 - 10 4. Презентация 1 - 10 5. Самостоятельная внеаудиторная работа 1 - 50 6 Реферат (итоговый отчет) 1-20

Перечень выполняемых самостоятельных аудиторных и внеаудиторных работ и их оценка в баллах

№ Виды работ Количество баллов 1. Реферат 1 - 20 2. Реферативный обзор журнала 1 - 5 3. Доклад 1 - 5 4. Презентация 1 - 5 5. Работа в тетради (аудиторная и внеаудиторная) 1 - 3 6. Выполнение дополнительных заданий преподавателя (каждое задание) 0 - 4 7. Выступление на занятии 1- 5 8. Составление плана, тезисов 1 - 3 9. Конспект главы книги, статьи, лекции 1 -3 10. Написание аннотации 1 - 3 11. Контрольная работа 1 - 3 12. Участие в деловой игре, коллоквиуме, круглом столе 1- 3

Оценивание реферата, презентации и письменной работы

Реферат по темам модуля (содержанием реферата является интерпретация изученной литературы по теме, анализ литературных источников и собственное отношение автора к прочитанному суждения автора, правильно оформлен и срок сдан) Мах.20 баллов Реферат оформлен правильно и сдан в срок. Содержанием является представленные позиции авторов взятых из источников и между ними автором найдены логические взаимосвязи, автором сделаны выводы по теме. Мах.10 баллов Реферат оформлен с замечаниями, сдан в срок. В реферате перечисляются идеи авторов изученных источников, отсутствуют выводы, собственные суждения автора Мах 8 баллов Реферат оформлен с замечаниями, не сдан в срок. В реферате перечисляются идеи авторов изученных источников, отсутствуют выводы, собственные суждения автора Мах. 5 баллов Презентация по теме или модулю качественно оформлена, красочно представлена. Материал представлен на основе анализа изученных работ с собственными выводами автора Мах. 10 баллов ( за одну презентацию по модулю 5 баллов) Письменная работа Мах.6 баллов (3 балла за работу по модулю)

Вопросы и задания к зачету по курсу

"История педагогики и образования"

Теоретические вопросы

1. Охарактеризуйте историю педагогики и образования как область научного знания. Раскройте её предмет.

2. Раскройте особенности воспитания в первобытном обществе, охарактеризуйте его содержание и формы.

3. Сравните педагогические идеи и практику образования в городах-государствах Древней Греции (Спарта и Афины).

4. Проанализируйте взгляды о воспитании и обучении одного из древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) Какие педагогически идеи, по вашему мнению, зародившиеся в Древней Греции, получили дальнейшее развитие?

5. Охарактеризуйте основные типы учебно-воспитательных заведений в эпоху Средневековья. Как развивалась гуманистическая традиция в педагогике этого периода?

6. На Ваш выбор проанализируйте педагогические взгляды одного из представителей эпохи Возрождения (Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский др.).

7. Раскройте самобытность воспитания и обучения в Киевской Руси (1Х -Х111 вв.).

8. Охарактеризуйте школьное обучение и его результаты в Русском государстве в Х1У-ХУ1 вв.

9. Раскройте педагогические идеи Я.А. Коменского ("Великая дидактика"). Какое воплощение они нашли в современной школьной практике?

10. Сделайте сравнительный анализ реформ в области образования в эпоху Петра 1 и Екатерины 11.

11. Раскройте новаторство педагогических идей Дж. Локка. Какое влияние они оказали на развитие образования?

12. На основе педагогического романа "Эмиль или о воспитании" проанализируйте педагогическую концепцию естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.

13. Проанализируйте педагогический вклад И.Г. Песталоцци по вопросам: природосообразность воспитания, теория элементарного образования, народная школа, связь с жизнью, развивающее обучение, труд, нравственные ценности в воспитании.

14. Сравните позиции И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта в трактовке идеи развивающего и воспитывающего обучения.

15. Сравните подходы в трактовке культуросообразности воспитания И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.

16. Раскройте педагогические взгляды одного из представителей русской педагогической мысли ХУ111 века (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой и др.).

17. Сравните цели реорганизации национальной системы образования России на основе Уставов учебных заведений - 1804 г, 1828 г, 1835 г, 1964 г. Какой Устав, по-вашему мнению, является наиболее прогрессивным?

18. Охарактеризуйте деятельность одного из закрытых учебных заведений Х1Х века (лицеи, институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты).

19. Раскройте идеи народного педагога К.Д. Ушинского. Оцените его роль в развитии отечественной и мировой педагогики.

20. Охарактеризуйте педагогическую концепцию "свободного воспитания" Л.Н. Толстого. В чем ее отличие от концепции Ж.Ж. Руссо?

21. Назовите основные течения педагогической мысли России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Раскройте, по-вашему, выбору, взгляды одного из представителей (П.Ф. Каптерев, П.В. Вахтерев, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.)

22. Проанализируйте педагогическую систему А.С. Макаренко. Охарактеризуйте его вклад в развитие мировой теории и практики воспитания.

23. На примере одной из стран раскройте основные тенденции развития зарубежной школы и педагогики в второй половине ХХ - начале ХХ1века. (Англия, Франция, Германия, США и др.)

24. Проанализируйте педагогическое наследие В.А. Сухомлинского (на основе произведений "Сердце отдаю детям", "Как воспитать настоящего человека" и др.).

25. Раскройте ведущие тенденции развития современного мирового образовательного пространства.

Практические задания

По своему выбору 1) составьте тест, 2) выступите с докладом, 3) разработайте презентацию и 4) напишите реферат (см. темы докладов и рефератов; презентаций и тестовых заданий)

Темы докладов и рефератов

4. История и педагогики и образования как отрасль педагогической науки.

5. Естественные и социокультурные предпосылки возникновения института образования.

6. Педагогические идеи мыслителей Древней Греции (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).

7. Афинская система воспитания и образования.

8. Спартанская система воспитания.

9. Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки.

10. Содержание воспитания и образования джентльмена по Дж. Локку.

11. Цели и задачи развития ребенка в педагогической теории Ж.-Ж. Руссо.

12. И.Г. Песталоцци - швейцарский педагог и мыслитель.

13. Педагогические идеи и деятельность И. Гербарта.

14. Педагогические идеи и деятельность Ф.А. Дистервега.

15. Принцип природосообразности в педагогических теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

16. Педагогические идеи и практика К.Д. Ушинского.

17. Педагогические идеи Л.Н. Толстого

18. Кадетские корпуса в России Х1Х века.

19. Реформаторская педагогика М. Монтессори.

20. Основные представители реформаторской педагогики (По выбору студента - Э. Кей, М. Монтессори, Э.Мейман, А. Лай, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.)

21. Западноевропейские концепции и системы свободного воспитания в конце Х1Х - начале ХХ в. (по выбору студента).

22. Идеи "свободного воспитания" К.Н. Вентцеля.

23. Первая опытная станция С.Т. Шацкого.

24. Педагогическая система П.Ф. Каптерева.

25. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

26. Система школьного образования в США.

27. Система начального профессионального образования в Англии.

28. Дуальная система профессионального образования в Германии.

29. Авторские школы в Российской Федерации конца ХХ начала ХХ1 вв.

Темы презентаций и тестовых заданий по курсу

"История педагогики и образования"

1. Воспитание в первобытном обществе.

2. Воспитание в эпоху Античности.

3. Развитие педагогической мысли античности в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Школа и воспитание в период средневековья в Западной Европе.

5. Гуманистическая мысль и педагогические идеалы Западной Европы в эпоху Возрождения. (По выбору студента - Т.Кампанелла, Т.Мор, М.Монтень, Ф.Рабле).

6. Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства.

7. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества.

8. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси.

9. Педагогическая теория и система Я.А. Коменского.

10. Педагогическая теория и система Дж.Локка.

11. Педагогическая теория и система Ж.-Ж.Руссо

12. Педагогическая теория и система И.Г.Песталоцци.

13. Педагогическая концепция И.Ф.Гербарта.

14. Педагогическая концепция А.Дистервега.

15. Реформаторские педагогические течения Западной Европы и Америки на рубеже XIX-XX вв. (В.А.Лай, Э.Мейман, М.Монтессори, Г.Киршенштейнер, Д.Дьюи).

16. Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I.

17. Педагогические идеи М.В. Ломоносова. Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли.

18. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования в Х111 веке.

19. Школа, воспитание и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. Создание государственной системы образования.

20. Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник русской национальной школы и педагогики.

21. Педагогическое творчество Л.Н.Толстого.

22. Гуманистическая педагогическая мысль Росссии конца Х1Х начала ХХ вв. (По выбору студента - П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт).

23. Теория и практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины ХХ века (С.Френе, Р.Штейнер, Я.Корчак).

24. Развитие школы и педагогики в США, странах Западной Европы и Востока во второй половине ХХ века.

25. Становление и развитие советской школы и педагогики. Преобразования в области просвещения и воспитания (1917-1920 гг.).

26. Педагогическая взгляды и деятельность А.С.Макаренко.

27. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в советской школе в конце 50-х - начале 60-х годов.

28. Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А.Сухомлинского.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. Педвузов / А.Н. Джуринский. - М., 1999.

2. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. - М., 1998.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Джуринский. - М., 2003.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З. И. Васильевой. - М., 2002.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

6. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие/ Д.И. Латышина. - М., 2002.

7. Пряникова, В. Г История образования и педагогической мысли / В.Г. Пряникова, З. И. Равкин. - М., 1995.

8. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. Г. Торосян. - М., 2003

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1986.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

б) дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли России ХУ111 в. - М., 1995.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. М., 1994.

3. Антонов, А. Первый Кадетский корпус / А. Антонов. - Спб., 1906.

4. Бершадская, Д.С. Педагогические взгляды С.Т. Шацкого / Д.С. Бершадская. - М., 1960.

5. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века / Б.М. Бим-Бад. - М., 1994.

6. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П.П. Блонский. - М., 1979.

7. Быт и история античности. М., 1976.

8. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Л. Винничук. - М., 1988.

9. Висковатов, А.В. Краткая история Первого Кадетского корпуса/ А.В. Висковатов. - СПб., 1832.

10. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б. Л.Вульфсон. - Воронеж 1996.

11. Гимназическое образование в России: исторический очерк. - Иваново. 1990.

12. Гончаров, Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.К. Гончаров. - М., 1974.

13. Давыдов, В.В. Труды Ф.А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. № 1-2.

14. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М., 1956.

15. Жураковский, Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г. Е. Жураковский. - М., 1978.

16. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М., 1963.

17. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989-1990. Вып. 1. Ч.1-2.

18. К 400-летию со дня рождения Я.А. Коменского // Советская педагогика. 1992. №6.

19. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М., 1982.

20. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. В 2 т. - М., 1982.

21. Корнетов, Г.Б. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья / Г.Б. Корнетов. - М., 1998.

22. Корчак, Я. Как любить детей / Я. Корчак. - М., 1968.

23. Красновский, А.А. Ян Амос Коменский / А.А. Красновский. - М., 1953.

24. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании / Ломоносов М.В. - М., 1991.

25. Лордкипанидзе, Д.О. Педагогическое наследие К.Д Ушинского / Д.О. Лордкипанидзе // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1974. Т.2.

26. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / А.С. Макаренко. - М., 1983-1985

27. Малинин, Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого / Г.А. Малинин, Ф.А. Фрадкин. - М., 1993.

28. Монтень, М. О воспитании детей / М. Монтень // Опыты: В 3-х кн. Кн. 1 и 2. - М., 1979.

29. Мор, Томас. Утопия / Томас Мор. - М., 1953.

30. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХУ11 в. - М., 1989.

31. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. - М., 1976

32. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХУ111 в. - первая половина Х1Х в. - М., 1973.

33. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М., 1987.

34. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения/ И.Г. Песталоцци. В 2 т. - М., 1981.

35. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М., 1985.

36. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Рабле Ф. - Л., 1938.

37. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. - М., 1993, 2000.

38. Руденская, М.И. Пушкинский лицей / М.И. Руденская, С.Д. Руденская. - Л., 1980.

39. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения / Ж.Ж. Руссо. - М., 1981.

40. Салимова, К. Педагогика народов мира: История и современность. / К. Салимова, Н. Додде. М, 2001.

41. Степашко, Л.А. Человек в концепции Я. А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6

42. Степашко, Л.А. Философия и история образования /Л.А. Степашко. - М., 1999.

43. Стурова, М.П. Живое наследие А.С. Макаренко // Педагогика. 2003. №3

44. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека/ В.А Сухомлинский. - Киев, 1975.

45. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А Сухомлинский. - Киев, 1973.

46. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н.Толстой. - М., 1989.

47. Уваров, П.Ю. Университет в средневековом городе / П.Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1981.

48. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 2-х т. / К.Д. Ушинский. - М., 1974.

49. Фрадкин, Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики/ Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова., Е.Г. Осовский. - М., 1995.

50. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. - М., 1990.

51. Фролов, А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы / А.А. Фролов. - Горький, 1990.

52. Хиллиг, Г. А.С. Макаренко и Н.К. Крупская // Педагогика. 1994. №3.

53. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. / С.Т. Шацкий. - М., 1962 - 1964.

54. Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1981.

55. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. - М., 1989.

56. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / Эразм Роттердамский. - М., 1991.

57. Юдина, Н.П. Гуманистическая метатрадиция в европейской и отечественной педагогике / Н.П. Юдина. - Хабаровск, 2006.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Русский гуманитарный Интернет Университет Библиотека учебной и научной литературы /WWW.1-U.RU/. http://www.biblioclub.ru/info/; http://socio.rin.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерная программа Microsoft PowerPoint; ноутбук, проектор.

Приложение 1

Рекомендации по написанию реферата

Реферат - вид самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Это письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций; содержания научного труда; содержания литературы по заданной теме. Студент должен раскрыть суть исследуемой проблемы. Изложение материала должно иметь проблемно-тематический характер.

Этапы работы над рефератом:

* подбор и изучение основных источников, опираясь на предложенный список литературы (5 - 10 источников). Возможно написание по одному источнику (монография).

* составление библиографии;

* обработка и систематизация информации;

* разработка плана реферата;

* написание реферата.

Структура реферата.

* Титульный лист;

* Оглавление, в котором излагаются пункты плана с указанием страницы, с которой начинается пункт.

* Реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется суть проблемы, цель и задачи реферата, дается краткая характеристика используемой литературы.

* В основной части реферата реализуются задачи исследования: в соответствии с планом последовательно и доказательно. В основной части могут быть представлены таблицы, схемы и графики.

* В заключительной части автор делает выводы, исходя из цели и задач работы.

Требования к оформлению реферата.

Объем реферата - 10-15 печатных страниц. Стиль изложения - аналитический (анализ источников, сравнение и сопоставление ведущих положений, обобщение), стиль должен быть литературным. Обязательны построчные ссылки на использованную литературу. Список литературы по правилам библиографического описания должен завершать работу.

Критерии оценки реферата.

- Соответствие содержания теме и оглавлению.

- Глубина проработки материала.

- Логичность изложения.

- Полнота использования источников.

- Наличие ссылок на источники.

- Культура письменной речи.

- Соответствие оформления реферата ГОСТу.

Приложение 2

Рекомендации при работе над аннотацией

Прочтите текст, составьте план (разбейте текст на смысловые части, выделите в каждой главную мысль и сформулируйте ее своими словами). Перечислите ведущие положения, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.

В аннотации применяйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.п.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание; важный вопрос; актуальный вопрос; убедительно доказывает; детально анализирует и т.п.).

Показать полностью… https://vk.com/doc305545290_445662997
210 Кб, 26 мая 2017 в 12:55 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении