Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 025704 из ИПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Иностранные языки и методика преподавания

иностранных языков"

Курсовая работа

по дисциплине "Методика обучения и воспитания ИЯ"

на тему: "Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе"

ПГУ 1.114040062.04.001

Направление подготовки - 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки - Иностранный язык (английский /немецкий/французский язык)

Выполнил студент: Капралова Марна Сергеевна

Группа: 14 ИПА 1 (2)

Руководитель:

к.п.н., доцент Павлова О. А.

Работа защищена с оценкой ____________

Преподаватели ____________

____________

____________

Дата защиты ____________

2017 Содержание

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.................. ............................5

1.1. Характеристика ролевых игр и их эффективное использование на уроках английского языка в школах...........................................................5

1.2. Методическая типология и разные формы ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английского языка в школах..................9

Выводы по первой главе.................................................................11

Глава 2. Развитие навыков диалогической речи на основе использования ролевых игр для младшего и среднего школьного возраста на уроках английского языка в школах............................................................13

2.1. Основная характеристика диалогической речи на английском языке в школах......................................................................................13

2.2. Психолого-педагогических характеристик диалогической речи........16

2.3. Методика формирования диалогической речи на английском языке.........................................................................................17

2.4. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для младшего школьного возраста.......................................................22

2.5. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для среднего школьного возраста.........................................................22

Выводы по второй главе.................................................................24

Заключение................................................................................26

Используемая литература.............................................................28

Марина, должен быть интервал 1,5, и не делайте пробелов между абзацами.

Каждая глава (но не параграф) и список литературы должны начинаться с новой страницы.

Введение

В настоящее время прослеживается большой интерес к изучению английского языка в России. Это подтверждается огромным количеством пособий по английскому языку в магазинах, множеством разнообразнейших и интересных книг художественной литературы из Англии и Америки в книжных магазинах, в библиотеках или в Интернете. По всей России открываются всевозможные курсы по изучению английского языка, а самое главное - это изменение роли, места предмета "английский язык" в нашей системе образования. В нашей стране осуществляется подготовка к жизни деятельности в демократическом мультикультурном и мультинациональном обществе.

Главной целью в преподавании английского языка в школах выступает коммуникативно ориентированная цель. Диалогическое общение - это одно из самых главных и важных форм речевого общения. Диалогическая речь учит детей правильно общаться между собой, поддерживать беседу, слушать своего партнёра, совместно решать проблемы. Диалог создаёт соучастие, равноправие, эмоциональное и психологическое единство и согласие партнёров. Диалог между преподавателями и учениками считается наиболее естественной и непринуждённой формой общения в школе.

В современной методике обучения английскому языку развитие диалогической речи у школьников - это одна из важных проблем. К сожалению, преподавателям не всегда удаётся научить учеников вести беседу на изучаемом английском языке. Овладеть навыком устой англоязычной речи в школе, которая не находится в Америке или Англии, это очень сложная задача. Не секрет, что большинству ученикам, много лет учивших английский язык в школе, так и не удалось овладеть этим навыком. К тому же многие учителя иностранного языка в средних общеобразовательных школах жалуются на недостаток часов, запланированных на изучение английского языка, которые остро ощущаются в процессе работы.

Использование на уроках английского языка ролевых игр в обучении диалогической речи школьников является одним из действенных методов в моделировании реальной ситуации общения на уроках. Ролевая игра способна заинтересовать школьников в учебном процессе, посодействовать в их реальном участии на уроках. Многие учёные считают, что игра - это ведущая деятельность школьников. Игры на уроках английского языка нужны для того, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие учащимся и преподавателям и не вызывал у них скуку. Ролевые игры повышают мотивацию, снижают утомляемость детей на уроках.

Приём ролевой игры как очень интересный и эффективный приём в обучении диалогической речи создаёт благоприятную психологическую атмосферу естественного общения на уроке, свободу речевого и неречевого поведения, помогает увидеть в английском языке реальное средство общения. Ролевая игра - это очень трудное, но зато увлекательное занятие. Она тренирует память, внимательность учеников, побуждает к умственной активности, развивает устную речь. Ролевая игра способна заинтересовать даже самых безынициативных, ленивых и безвольных школьников, которые тем самым смогут повысить свой уровень успеваемости. Таким образом, из всего выше сказанного мы делаем вывод, что тема моей курсовой работы является особо актуальной.

Объект исследования: процесс формирования диалогической речи у школьников на уроках английского языка.

Предмет исследования: эффективность использования ролевых игр для формирования диалогической речи у учащихся начального и среднего школьных возрастов.

Цель исследования: доказать эффективность использования ролевых игр в обучении диалогической речи на начальной и средней ступени обучения английскому языку в школе.

Задачи исследования:

1) Определить сущность ролевой игры, показать её основные функции, виды. Охарактеризовать типы ролевых игр и их роль на младшей и средней ступени обучения английскому языку. Определить состав, технологию ролевых игр при обучении диалогической речи.

2) Дать определение диалогической речи, перечислить задачи при обучении диалогическому общению, разделить диалоги на группы. Дать психолого-педагогическую характеристику диалогического общения и выявить его трудности для учеников, а также методы и приёмы обучения.

3) Разработать ролевые игры и комплекс упражнений по их использованию на основе диалогического общения на уроках английского языка на младшей и средней ступени обучения, а также опробовать их на практике в средней общеобразовательной школе.

Работа состоит из введения, в котором определены актуальность, цель и задачи исследования, двух глав: теоретической и практической, заключения, содержащего основные выводы по работе и списка используемой литературы. В первой главе говорится об общей характеристике ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе. Во второй главе рассказывается о развитии навыков диалогической речи на основе использования ролевых игр для младшего и среднего школьного возраста на уроках английского языка в школах.

Глава 1. Общая характеристика ролевой игры, как эффективного приема обучения английского языка на младшей и средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе.

1.1. Характеристика ролевых игр и их эффективное использование на уроках английского языка в школах.

В настоящее время ролевые игры пользуются большим спросом в методике преподавания английского языка в средних общеобразовательных школах. Ролевые игры в школе способствуют обучению диалогической речи, активизации речемыслительной деятельности школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения английскому языку и формированию навыков и умений самостоятельного выражения своих мыслей на иностранном языке. Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции. [12, c.62].

Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и заключительный (подведение итогов). В ролевых играх в основном осуществляется парное и групповое участие школьников. Действия учителя и учеников включают условно четыре этапа: 1) Этап подготовки. Учитель должен разработать сценарий и составить подробный план игры для учащихся, а так же иметь общее описание процедуры игры и хорошо представлять характерные особенности действующих лиц; 2) Этап объяснения. Учитель вводит в игру детей, определяется режим работы. Коллективно разрабатываются цели урока, обсуждаются проблемы и выбираются ситуации. Преподаватель раздаёт необходимые материалы, инструкции и правила для детей. Иногда дети рисуют и устанавливают декорации в классе, выбирают и изготавливают себе костюмы. Подготовка к ролевой игре может быть индивидуальной, парной или групповой; 3) Этап проведения - это сама игра. Дети разыгрывают выбранную ими ситуацию, выполняя свои роли; 4) Этап анализа и обобщения. Преподаватель и ученики делают выводы из игры, анализируют ситуацию. Дети оценивают свою работу на уроке, таким образом, проводится рефлексия. Учитель ставит оценку каждому ученику за подготовку и проведение конкретной ролевой игры на уроке. Так же учитель даёт свои рекомендации учащимся по итогам игры. [8, c. 87].

Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. Преподаватель раздаёт реплики каждому из его учеников. Это самый простой вид ролевых игр, который построен на основе различных диалогов из разных учебников; 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. Учитель в целом рассказывает о сюжете игры и ролей учащихся; 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра, которая состоит из нескольких эпизодов; 5) Свободная ролевая игра. Это один из самых сложных видов ролевой игры, так как преподаватель называет только тему игра, ученики должны сами придумать сценарий конкретной игры и свои реплики к ней. Дети сами выбирают, какую именно лексику они должны использовать в своих диалогах. [3,c. 265-289].

Наиболее актуальные формы ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию. Самая простая форма - это интервью. Для интервью можно использовать любую тему на английском языке. Одна группа учеников отвечает на вопросы, предварительно вжившись в свою роль, а другая группа детей задаёт определённые вопросы, выступая в качестве интервьюеров. Зато более сложная форма ролевых игр - это импровизация. Ученики должны иметь хорошее воображение, так как в эту игру дети играют без сценариев и реплик, они сами додумывают ситуацию, личностные качества и поведение их персонажей, их возможные вопросы или ответы, согласно какой-то роли.

В проведении преподавателем ролевых игр, можно выявить множество положительных аспектов для обучения учеников английскому языку. Например, комфортный психологический климат в классе, любая игра способна мотивировать учащихся, дети очень эмоциональны и заинтересованы процессом игры, они учатся применять свои знания на практике.

При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры. Для младшего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста подходят сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).

Ролевая игра создает речевые ситуации на уроке английского языка. Происходит живая коммуникация на иностранном языке между учителем и детьми, учителем и ребенком, учеником и несколькими учащимися, между двумя учащимися. Ролевая игра способствует реальному общению между людьми. Это очень мотивирует учеников, добавляет интереса к изучению английского, к выполнению различных упражнений и заданий, которые им дает учитель.

Во время проведения на уроках или внеклассных мероприятиях ролевых игр происходит вторичная социализация детей, которая необходима для хорошего овладения английским языком. Мы воссоздаем искусственные условия, искусственную социальную среду для детей. Например, дети играют сказочных или литературных героев, невыдуманных личностей, которые живут или когда-то жили в нашем мире.

Каждая проведенная ролевая игра на уроке иностранного языка должна мотивировать учеников. Каждый ребенок должен быть не против или даже рад ролевой игре, ведь она всегда проводится в комфортной, непринуждённой и благоприятной атмосфере.

Любая правильная ролевая игра на уроке очень эффективна, ведь каждый ребёнок в процессе живого речевого общения с партнёром проверяет свои полученные на уроках знания на практике, отрабатывает старую и новую лексику, грамматические конструкции, произношение, иногда местами импровизирует.

Роль преподавателя на разных этапах ролевой игры различна. На подготовительном этапе к ролевой игре учитель очень активен. Он контролирует процесс игры, помогает слабым участникам редактировать их работу. В начале игры учитель может взять себе небольшую роль, чтобы направить учеников в правильное русло, на правильный вид работы. На последующей стадии игры преподаватель становится наблюдателем за ходом игры. Он внимательно записывает ошибки детей, чтобы на следующем уроке рассказать о них ребятам. При подготовке к ролевой игре нельзя также забывать об актёрском мастерстве, вербальных и не вербальных средств общения, о декорациях, сценических костюмах для детей. Учитель раздаёт учащимся листы со списком ролей и подробной информацией о каждом персонаже: какой у него характер, возраст, взаимоотношения с другими героями игры, жизненный опыт, работа, семья и т. д. Описание персонажа не должно быть слишком подробным, чтобы ребята могли додумать образ своего героя. Перед игрой каждый ребёнок должен постараться вжиться в свою роль, представить себя каким-то героем из мультфильма, сказки, фильма, пьесы и т. д.

Сам преподаватель иногда раздает учащимся или позволяет ученикам выбрать понравившиеся, подходящие им роли. Выбор самого учителя может зависеть от определённых личностных качеств учащихся, от их уровня знания английского языка.

При подведении итогов проведенной ролевой игры, преподаватель не должен начинать обсуждение с негативной оценки игровой деятельности учащихся, с чрезмерной критики их ошибок. Всё это может привести к снижению мотивации в изучении иностранного языка, потере интереса к ролевым играм. Учителю надо начинать с обсуждения положительных моментов ролевой игры, с поощрения хорошо показавших себя учеников в процессе игры, с благодарения детей за их проделанную работу. Только в самом конце учитель напоминает учащимся о негативных моментах игры, об их неудачах. Также учителю не стоит забывать предлагать школьникам самим проводить рефлексию по итогам проведённых ими ролевых игр на английском языке.

Учителю стоит проводить ролевые игры не только на уроках иностранного языка, но и во время внеклассной работы с детьми, чтобы сформировать прочные речевые навыки и высокие лингвострановедческие компетенции. Но преподаватель не должен слишком часто использовать ролевые игры на уроках, так как они могут легко и быстро войти в привычку и учеников, следовательно, уровень их эффективности у школьников постепенно снизится. [9, c. 66].

Ролевая игра способна мотивировать живое общение между людьми. На обычных уроках английского языка, когда ученики проходят различные темы: " Погода в России", " Климат Лондона", дети отвечают тексты с использованием новых выученных слов и словосочетаний, грамматических конструкций, но их мотив состоит только в том, чтобы правильно ответить учителю. Они не за мотивированны в выражении своих собственных мыслей, в выражении своего отношения к определённой ситуации общения. Зато ролевая игра способна создавать побудительных фон и субъективную мотивацию общения детей. Например, по сюжету ролевой игры мальчик из России имеет хорошего друга из Лондона. Парень хочет, чтобы англичанин приехал к нему в Россию на каникулы. Он должен рассказать другу из Англии о погоде в его городе и убедить его приехать на летние каникулы в Россию, чтобы хорошо провести им время вместе.

В ролевой игре дети вживаются в свои роли, они пропускают через себя и лично переживают определённые ситуации своего общения с партнёром.

Ролевая игра подразумевает взаимодействие между людьми. Например, в диалоге дети слаженно работают, различают меняющиеся реакции своего партнёра, помогают друг другу, когда кто-то забыл свою роль или сказал реплику, непрописанную в сценарии. Дети подстраиваются под друг друга в процессе ролевой игры, умеют слушать каждого во время общения. Опытные дети умеют правильно распределять между собой роли, так как они знают свои возможности и способности. Кто-то может хорошо изобразить пантомиму, а кто-то более ярок и естественен в вербальном общении. [13,c. 83].

1.2. Методическая типология и разные формы ролевых игр на младшей и средней ступени обучения английского языка в школа.

В настоящее время можно найти огромное количество вариантов ролевых игр на уроках иностранного языка в школе с учащимися четвёртых и пятых классов младшего школьного возраста и с учащимися шестых, седьмых и восьмых классов среднего школьного возраста. Необходимо правильно выбирать подходящие формы ролевых игр для конкретной возрастной группы учеников.

Ученики младшего школьного возраста выделяются своей активностью, раскованностью, оптимизмом, мобильностью, дружелюбностью, заинтересованностью к игровым видам деятельности, воображением мечтательностью, открытостью к внешнему миру, другим окружающим их людям, фантазией и так далее. Дети любят подражать взрослым, хорошо знакомым им людям, они любят представлять себя героями из сказок, фильмов, различных компьютерных игр, героями нашей страны, всего мира. Дети с помощью воображения и фантазии могут оживить увиденные или услышанные ими образы героев, они легко могут перевоплощаться, например в Тома Сойера, Шапокляк, Гулливера, Кая и Герду, Робинзона Крузо, Золушку, преподавателя, воспитателя, вожатого в лагере, друга из Америки и так далее. Учащиеся задают друг другу важные, смысловые, первостепенные вопросы к существующей ситуации общения, обмениваются своими суждениями, дают советы или приказания, просят о помощи и так далее. Самое эффективное использование ролевых игр происходит у детей младших классов в возрасте от восьми до двенадцати лет. Преподаватели выделяют свойственные для этого возраста сферы общения: школа, дача, дом. Для учеников младшего школьного возраста характерны определённые варианты ролевых игр на уроках иностранного языка, например ролевые игры с предметом, кукла и многое другое. Можно привести пример сюжета ролевой игры с предметом: школьница показывает маленькой двоюродной сестре свои детские игрушки. Маленькой девочке очень интересно играть с различными, незнакомыми ей игрушками сестры. Она запоминает названия разных животных, наряжает куклы и знакомится с различным набором одежды. Таким образом, маленькая девочка, играя с новыми игрушками, узнаёт и запоминает много полезной и нужной информации. Различные ролевые игры с предметом могут задействовать в ходе игры детские игрушки, одежду, книги, картинки, мебель, кухонные приборы и так далее. [22, c. 88].

Другой распространённый вид ролевой игры на уроках английского языка младших школьников - это игра с куклой. Эта игра имеет множество достоинств в организации речевой деятельности. Детям нравится вживаться в роль своей любимой куклы, поэтому большинство детей проявляют интерес к этой игре, интерес к их репликам на английском языке от имени их куклы.

Существует большое количество разновидностей кукол: пальчиковые куклы, наручные куклы. В процессе игры такие куклы очень подвижны, и поэтому дети всегда обращают на них внимание и с интересом наблюдают за ними во время игры. Также в ролевой игре используются обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей. Например, костюм Мальвины, Буратины, Карлсона и так далее.

В ролевой игре кукла может выполнять множество функций. Кукла-маска, а именно кукла-зверёнок имеет свой неповторимый характер для диалогической речи с элементами волеизъявления. Трудолюбивая и добрая мышь выполнит приказание, а злой волк сердито откажется выполнять приказ, а ленивый кот ответит, что сможет выполнить просьбу в следующий раз. В процессе таких диалогов дети будут очень часто употреблять различные модальные глаголы в своей речи на практике.

Кукла как знак ситуации. Перед ребёнком появляется кукла-незнакомка, между ребёнком и куклой завязывается диалог-расспрос: What's your name? Where do you study? What are your Hobbies? В процессе этого диалога вы должны как можно больше узнать об этой кукле.

Кукла-партнер. Можно представить, что ребёнок, который интересуется различными животными, решил впервые сводить свою куклу в зоопарк. Он рассказывал кукле названия животных, чем они питаются и где обитают. В конце диалога кукла делилась со школьником своими впечатлениями от увиденных зверей и назвала животное, которое ей больше всего понравилось в зоопарке.

Кукла-третье лицо. В сюжете одной из ролевых игр можно предположить, что ваша кукла простудилась, но вы не знаете, как правильно её лечить. Ваш друг рассказывает, как он лечил когда-то свою куклу, и даёт вам несколько дельных советов, как помочь вашей кукле. [23, c. 85].

Каждому преподавателю на уроке иностранного языка не стоит забывать, что речевое общение ребят не длиться слишком долго, так как дети начинают утомляться и эффективность ролевой игры снижается. Нормальная длительность общения у учеников младшего школьного возраста заключается в пяти минутах, у учеников седьмого класса в десяти минутах, а у учеников десятого класса в пятнадцати минутах.

Учащиеся среднего школьного возраста постепенно отходят от детства, желают поскорее стать взрослыми. Дети в этом возрасте очень энергичны, но с другой стороны быстро утомляются, очень тревожны и ранимы, но зато храбрые духом. Этим ребятам интересно межличностное общение в учебной деятельности. Ролевые игры становятся более сложными и разноплановыми, чем у детей младших классов. У подростков набирают популярность ролевые игры бытового характера. Различным сюжетам ролевых игр подростки могут находиться в школе на уроке, в спортивном зале, дома в своей отдельной комнате, в магазине, на улице, в музее, в ресторане, в кафе, в кино, на дискотеке, в парке, в путешествии по разным городам России, Англии, Америки и так далее.

С учащимися младшего и среднего школьного возраста обычно проводятся ролевые игры обиходного содержания на уроках английского языка, где у школьников формируются нормы речевого этикета и происходит воспитание культуры поведения.

Каждый ученики в школе владеет определённым уровнем английского языка: низки, средним или высоким.

Школьники с низким уровнем знаний иностранного языка используют репродуктивный способ речевого общения на уроке. К различным видам ролевых игр они просто заучивают и воспроизводят свои реплики из диалогов-образцов. Ученики со средним уровнем английского языка добавляют в диалог-образец новые элементы, сокращают или дополняют реплики, меняют их местами, а потом заучивают. Ученики с высоким уровнем английского языка в речевом общении более инициативны, самостоятельны и креативны.

Регулярное использование различных ролевых игр на уроках английского языка в школах повышает настроение учеников, мотивирует их и повышает уровень их знания иностранного языка.

Выводы по первой главе

Ролевая игра является важным и эффективным приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному урочному или даже внеурочному общению на английском языке.

Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции.

Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов.

В ролевых играх осуществляется парное и групповое участие школьников

Действия учителя и учеников состоят из четырёх этапов: 1) Этап подготовки. 2) Объяснения. 3) Этап проведения - это сама игра. 4) Анализа и обобщения.

Действия преподавателя в процессе подготовки и проведения ролевой игры различны. На начальном этапе преподаватель всячески контролирует работу школьников, зато потом плавно переходит в наблюдательную позицию, иногда только при необходимости направляя общение учеников.

Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра. 5) Свободная ролевая игра. Самыми сложными видами ролевых игр считаются длительная и свободная игры, в которых в полной мере проявляется творчество и инициатива.

Наиболее актуальные формы ролевых игр в школе можно считать интервью и импровизацию.

Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).

Для учеников младшего школьного возраста характерны определённые варианты ролевых игр на уроках иностранного языка, например ролевые игры с предметом, кукла и так далее.

Существует большое количество разновидностей кукол: пальчиковые куклы, наручные куклы, обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей.

В ролевой игре кукла может выполнять множество функций: кукла-маска, кукла как знак ситуации, кукла-партнер, кукла-третье лицо.

Если на любых уроках учитель проводит различные ролевые игры, то в классе должна царить благоприятная, дружелюбная, непринуждённая атмосфера общения, ученики очень активные, инициативные и эмоциональные.

Глава 2. Развитие навыков диалогической речи на основе использования ролевых игр для младшего и среднего школьного возраста на уроках английского языка в школах.

2.1. Основная характеристика диалогической речи на английском языке в школах.

Каждая диалогическая речь состоит одновременно из аудирования и говорения. Это два взаимосвязанных процесса. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы.

Диалог - это одно из самых эффективных средств формирования навыка говорения у школьников при обучении английскому языку. Преподаватели в школах должны научить детей общаться на английском языке. Научить школьников устному общению - это одна из самых важных задач преподавателей на сегодняшний день. Каждому ребёнку необходимо понимать, что ему говорит его партнёр, так как они оба не только говорят, но и слушают друг друга.

Все учителя стараются использовать диалогическую речь на английском языке для школьников, ведь она занимает малое количество времени на уроках, а приводит к большим, плодотворным результатам в развитии и формировании диалогического умения. Это умение необходимо для детей, живущих в обществе, среди коллектива, где им надо уметь правильно общаться, вступать в беседу, поддерживать её, узнавать информацию и так далее.

Школьники, начиная учить английский язык, хотят поскорее начать разговаривать на нём. Даже выучив небольшое количество английской лексики, они могут осуществлять коммуникативную функцию языка на уроках, что, несомненно, стимулирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Но нельзя забывать, что для проведения любого диалога каждый ученик должен выучивать определённые разговорные клише, которые помогут ему при разговоре.

Можно выделить несколько главных задач при обучении учеников диалогическому общению:

1) Дать детям общее определение понятия диалога и убедить, что вопросно-ответная форма не единственная, но зато самая используемая в диалогической речи. Надо рассказать учащимся, что наиболее естественным диалог получится только тогда, когда в нём будут содержаться знакомства, приветствия, приглашения, искренние чувства благодарности, радости, признательности, гнева и так далее.

2) Дать реплики и приказать выучить их наизусть, чтобы в дальнейшем с автоматизмом использовать их различных ситуациях общения.

3) Показать детям как надо правильно вести диалоги, используя себе в помощь коммуникативные материалы учебников, с определёнными разнообразными текстами, диалогами, упражнениями и необходимой для разных тем лексикой. [2, c. 22].

Уже с первого года обучения английскому языку ребёнок должен уметь безошибочно задавать по три вопроса и уметь отвечать на них по разным заданным ситуациям общения по программе, которую они проходят с преподавателем на уроках. Со второго года обучения у детей могут возникнуть некоторые трудности в плане диалогического общения:

Ученики боятся сделать ошибки, робеют, стесняются или не могут перенести критику в свой адрес. Чтобы у учащихся меньше возникало таких проблем, преподаватель создаёт благоприятную, ненапряжную, творческую атмосферу на уроках английского языка.

Ученики не находят нужных слов, чтобы высказаться по какой-либо теме урока. Преподавателю необходимо давать достаточное количество лексики, грамматики, фонетических навыков по каждой теме урока, в соответствии с уровнем знаний детей и программе, по которой они работают. Если ученики что-то не поняли по теме урока, учителю следует возвратиться к этому снова и ещё раз рассказать им непонятный материал на доступном языке, чтобы в дальнейшем у них не было пробелов в знаниях.

Кто-то один из учеников говорит, а все остальные нет. Во-первых, чтобы каждый ученик имел возможность участвовать в диалогах, надо как можно чаще устраивать парные и групповые виды работ на уроках иностранного языка. Надо организовывать ролевые игры, тем самым правильно мотивируя их на продуктивную работу, при которой ученики внимательно слушают говорящего, записывают его реплики, выписывают определённые слова, зарисовывают услышанные описания предметов и так далее. [5, c. 25].

Е. Н. Соловова пишет о двух характеристиках диалогического умения: ситуативность и реактивность. Реактивность подразумевает несколько трудностей во время ведения человеком диалога. Один собеседник может иметь слишком бурную, обострённую, чрезмерную или быструю реакцию в диалоге, зато другой партнёр может не иметь её вообще. Поэтому человеку надо учиться подстраиваться под каждого собеседника. Школьникам надо выучить несколько фраз реагирования для разных ситуаций, чтобы быть готовыми ко всем неожиданностям в общении со своими партнёрами.

Иногда у младших школьников нет достаточного количества навыков для диалогического общения на родном языке, следовательно, преподавателю английского языка следует научить ребёнка формировать их как на родном, так и на иностранном языке.

В диалогической речи ситуативность создаёт мотив общения. Хотя учебное и реальное диалогическое общение немного отличаются друг от друга, без конкретно поставленной ситуации и речевых задач диалоги детей не будут успешными. Без ситуативности нет логики общения. [20,c. 54].

В процессе участия школьников в разнообразных диалогах, они решают определённые коммуникативные задачи и развивают культуру речи и речевые умения.

Все школьники должны осознавать цели, задачи обучения английскому языку. Преподавателям надо интересно, полно, правильно раскрывать их перед учениками, а также обязательно ставить промежуточные задачи и цели. Только тогда ребята будут сознательно, упорно, самостоятельно и с желанием решать задачи и добиваться целей. [15,c. 178].

В методике диалоги принято разделять на две группы: свободные и стандартные. Диалоги стандартного типа - это повседневные, часто встречающиеся, бытовые ситуации общения. Для такого диалога дети обычно учат наизусть клише разговора по их чётко определённой роли.

Диалоги свободного типа включают в себя интервью, обмен мнениями и расспрос. В этих диалогах участники могут быть разной степени активности. Степень инициативности, коммуникативная позиция зависят от их социальной роли. Например, в расспросе или интервью один участник, которых опрашивает другого, задаёт ему много вопросов, более активен и инициативен, чем другой. Зато в беседе возникает равноправие, взаимная инициатива и активность партнёров. [16; 127].

Диалоги бывают как парные, так и групповые. К групповым диалогам относятся беседы дискуссии, пресс-конференции, обсуждения, спор и многое другое. Групповые диалоги включают парно-диалогические навыки: возможность переспросить, переубедить, опровергнуть, стать инициатором разговора и так далее. [7; 162].

2.2. Психолого-педагогических характеристик диалогической речи.

Существует несколько психолого-педагогических характеристик диалогического общения:

1) Диалогическое общение непременно мотивированно. Люди общаются по каким-то их причинам, из-за своих внутренних или внешних стимулов. Ученики должны захотеть сами что-то сказать, поделиться своими мнениями, чувствами, предположениями, а преподаватель в свою очередь обязан создать для этого все условия. Но зачастую в школах дети просто заучивают какие-то не относящиеся к ним диалоги наизусть. Для того чтобы дети могли выразить себя на уроках, преподаватель должен создать благоприятную, комфортную, дружескую атмосферу, уметь заинтересовать в правильном, блестящем выполнении заданий. Преподавателю надо всегда напоминать ученикам об их прогрессах, успехах в эмоциональном общении, а для этого ему надо создавать интересные коммуникативные ситуации на уроках английского языка. К примеру, дети с воодушевлением, желанием, интересом делятся с одноклассниками о своих домашних животных. Ученики показывают игрушки, рисунки, фотографии своих любимцев и рассказывают о них, тем самым выражая свои собственные мысли и чувства окружающим.

2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя. Люди всегда общаются с кем-то, делятся своими мнениями, спрашивают, просят, убеждают, приказывают. Люди могут привлекать внимание аудиторов, рассказывая что-то о себе, например, о своём домашнем животном, при этом показывая его фотографии слушателям.

3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной. Если ученик выражает свои мысли, отношения к чему-то пусть даже с маленьким количеством лексических единиц его речь всегда будет живой, эмоциональной и непосредственной.

4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения. На уроках английского языка преподаватель вовлекает учеников в рабочий процесс посредством реальной ситуации или учебно-речевой ситуации при помощи картинок, игрушек, различных предметов, фотографий или словесным описанием ситуации. [14, c. 138-140].

2. 3. Методика формирования диалогической речи на английском языке.

Методика формирования диалогической речи на английском языке включает в себя:

1) Диалогическое единство.

2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений.

3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр.

Каждому преподавателю необходимо научить школьников правильно организовывать ход диалогического общения. Во-первых, ученику можно стимулировать партнёр на высказывание с помощью различных вопросов: Are you going for a walk? Does Marina live close to the University? Can you play hockey? Во-вторых, с помощью просьбы: Close the door, please. Give me your autograph. Let's read the text. В третьих, с помощью утверждения: I'm going to the hospital. Эта фраза стимулирует на различные реакции: Why? OK. Good luck!

Диалогическое единство - это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи:

Вопрос и утверждение: Are you going to school? - No, I'm sick или Yes, of course.

Утверждение и вопрос: I don't want to go to school. - Why do not you want to go to school?

Вопрос на вопрос: Do you play guitar? - Why are you interested?

Два утверждения: I like to eat potatoes and meat. - And I like to eat rice with sausage.

В настоящее время можно выделить несколько видов самых популярных и полезных коммуникативных упражнения для школьников. Эти упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.

1)Задания на вопрос-ответ самые эффективные в обучении детей устной английской диалогической речи. Ведь главная цель вопросительного предложения - это запросить определённую информацию. Каждый вопрос нацелен на партнёра, на его реакцию, это побуждение к речевому отклику отвечающего. Существует два вида вопроса: реальный и условный. Если преподаватель хочет узнать у школьника Why did not you do your homework, Nick?, значит, это реальный вопрос, так как Никола, действительно, пришёл в школу, не сделав своего домашнего задания. Если учителю интересно What color are the walls in the classroom?, то это условный вопрос, так как преподаватель изначально знал на него ответ. Это всего лишь учебный процесс, в котором дети осознанно принимают участие, и поэтому с полной серьёзностью дают ответ на данный вопрос.

Во время своей педагогической практике в средней общеобразовательной школе № 27 я применяла упражнение на вопрос-ответ. Как показал мой опыт работы на практике, один из самых эффективных методов мотивации к обучению устной диалогической речи у учеников на уроках английского языка в школе - это нетрадиционный метод, к которому непосредственно относится ролевая игра. Поэтому для школьников в восьмом классе я выбрала ролевую игру под названием "Important interview". По сюжеты один из учеников является репортёром из популярной газеты. После окончания спектакля он должен выяснить, понравилось ли театральному критику представление. Второй ученик - это известный критик, которому не понравился спектакль. - Did you like theatrical performance? - Unfortunately no. I do not like Tchaikovsky. [18, c. 74].

Я знаю, что в последнее время стали очень популярными джазовые мелодии, которые звучат вовремя проговаривания мини-диалогов, которые с помощью придания им мелодичности и ритма запоминаются легче и на более долгое время, кроме этого мы можем этим совершенствовать фонетические навыки нашей англоязычной речи. Для детей в пятом классе я использовала вот этот мини-диалог под спокойную джазовую мелодию:

- Good morning. How are you?

- I'm good. And how are you?

- I'm great. Thank you! [1, c. 7-8].

Я разделили учеников на пары, сначала они проговаривали это, кидая друг другу мяч после окончания своей реплики или же играя в хлопки в ладошки. Потом они пели мини-диалог под джазовую музыку, попеременно меняясь ролями и не забывая показывать свою мимику и жесты.

Так как школьников обязательно надо научить быстро и правильно реагировать на разнообразные стимулирующие вопросы, я применяла игру "ping-pong".

- Do you like to play football?

- Yes, I do. - Can you play it professionally?

- Yes I can. - Is it easy to play it?

- Yes, it is. - Did you play it in the sports school?

- Yes I did.

- Can I learn to play football? "Will you teach me?

- Yes, I will do it quickly and easily! [17, с. 113].

Следующую игру я использовала на педагогической практике под названием "Guess". Игорь задаёт свой вопрос классу, и тот ученик, кто угадывает ответ, становится ведущим и задаёт уже другой, интересный вопрос, тем самым игра продолжается:

- Where was Igor on Monday?

P1 - I'm sure he was at the cinema

P2 - I know that he was in the theater

P3 - I guess he went to visit a friend

P4 - I think he went to another city.

P5 - he was sick ... .

Игра "Guess 2". Мне понравилось проводить эту игу вместе со школьниками в седьмом классе. План игры состоит в следующем: когда один их учеников выходит из кабинета, школьники загадывают какой-то предмет. Задача учащегося - отгадать предмет, задавая классу разные наводящие вопросы. Например, Is it big or small? Is it edible or inedible? Is it colored or not? How much does it cost? Do you use it every day? [20; 39].

Когда ученики научились быстро и легко реагировать на стимул всего лишь одной репликой, я показывала детям, как можно увеличить свои реплики и использовать уже по нескольку предложений в своём ответе:

- What time of year you like, Marina?

- I like autumn. I have a cool, cloudy, rainy weather. I see a beautiful yellow, red and orange trees. And you, Julia? [11; 141].

2) Существует так же огромное количество репликовых заданий, так как в свободной беседе не всегда бывает вопросно-ответной структуры диалога. Дети должны научиться реагировать не только на вопрос, но и на утверждение, возмущение, приказ, приглашение и так далее. В таких заданиях дети сами придумывают содержание и форму своего ответа, учитывая конечно ранее изученную лексику и грамматику. Следует отметить важные разновидности упражнений на различные реплики:

1. Утверждение и вопрос. Человек перепрашивает партнёра или отвечает с сомнением, предположением, удивлением и так далее.

2. Два утверждения. Человек реагирует на реплику собеседника согласием, обещанием, своим мнением, заверением и так далее.

3. Утверждение и отрицание. Партнёр отвечает несогласием, протестом, опровержением, недовольством и ещё многим другим.

Во время своей практике в школе я учила детей реагировать не только на вопросы, но и на утверждения. Например, я давала несколько реплик - реакций, а ученики старались подобрать к ним подходящие фразы стимулы, которые бы соответствовали моей реакции.

T - With whom were you yesterday morning?

Различные стимулы учеников:

- I went to Red Square

- I went to a pizzeria yesterday

- I went to the city center yesterday

- I went to the Dolphinarium on Tuesday

- I went to the village last Wednesday

Далее я попросила учащихся увеличить свои реплики стимулы, прибавив к ним ещё хотя бы одно или два дополнительных предложений:

- The weather was warm and Sunny yesterday. I wanted to buy a new beautiful and expensive dress. I went to the city center yesterday.

- I like to eat pizza every week. I went to a pizzeria yesterday.

- I've never seen dolphins. I went to the Dolphinarium on Tuesday.

- I love my grandmother very much. I went to the village last Wednesday.

3) Упражнения на свободную беседу. В живом общении между людьми условная беседа возникает свободно, непринуждённо, естественно в сочетании с множеством различных реплик между партнёров. В такой беседе присутствуют разные коммуникативные стимулы и темы для разговора, и их постоянная смена. Такая беседа искусственно создаётся в школах, и, обычно, темы ученикам дают сами преподаватели. На уроках её проводят во второй части, когда у школьников пропадает излишняя речевая англоязычная скованность, напряжение, неуверенность, возникает инициативность, непринуждённость, спонтанность. При благоприятных условиях общения (интересная тема, нелимитированное время, речевая раскованность и инициативность школьников) условная беседа превращается в естественную, основанную на актуальных проблематиках, интересующих многих учеников. Такая беседа является идеалом, к которому стремятся все хорошие преподаватели английского языка в школах.

Нетрадиционные методы, вовлекающие в диалогическое общение, мотивируют учеников изучать английский язык, готовят коммуникативную среду, близкую к естественной. Ученики удачно и продуктивно используют на практике изученную ими ранее лексику и грамматику, речевые конструкции и устойчивые выражения. Во время своей практике в средней общеобразовательной школе я любила использовать на уроках английского языка ролевые игры, как один из самых популярных, важных и полезных нетрадиционных методов. Ролевые игры успешно применяются на всех этапах изучения иностранного языка. В таких играх раскрываются способности школьников, они посильны даже самым слабым ученикам. Доказано, что ролевые игры повышают интерес к английскому языку, к тому же школьники начинают больше верить в себя и меньше стесняться.

2.4. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для младшего школьного возраста.

Большой языковой подготовки к ролевым играм для младших школьников не нужно. На своей практике мне посчастливилось провести одну ролевую игру под названием "On reception at the doctor". Эта игра способна не только проверить, но и улучшить произношение и правописание учащихся на английском языке. По сюжету игры врач окулист, сначала преподаватель, а потом уже один из детей, показывает ученику определенные слова и словосочетания, а ребёнок на небольшом расстоянии от него, поочерёдно закрывая один и второй глаз, называет увиденное им слово или сочетание слов по буквам. Другой ребёнок пишет на доске услышанные им слова. Потом дети меняются местами. В конце игры победит тот, кто сделает меньше всего ошибок. Если же у пациента в этой ролевой игре очень много ошибок, значит, он или не выучил слова или же у него просто плохое зрение. Эта игра снимает у детей усталость и стимулирует к дальнейшей активной работе на уроке, усвоению новых интересных знаний и умений.

2.5. Использование ролевой игры при обучении диалогической речи для среднего школьного возраста.

В средних классах я проводила ролевые игры, имитирующие реальные жизненные обстоятельства. Данные ролевые игры состоялись во время завершающих работ над темами. Они являются проектной деятельностью школьников. Эти игры способствовали появлению новых знаний у детей и их тренировке в говорении, аудировании для совершенствования устной речи.

Пресс-конференция на тему "Environmental problems"

Для учеников седьмого класса я придумала план конференции с использованием дополнительных сведений, нежели в учебнике. Трое из учеников были учеными, все остальные дети были школьниками. Ученые выбирали и учили материал для выступлений, составляли вопросы для школьников. Кто-то готовил доклад о Красной книге и о бедных животных, занесённых в неё. Школьники тоже составляли вопросы для учёных и свои рассказы о любимых домашних животных. При подготовке учеников было задействовано много новой лексики. Дети учились работать с текстом учебника, анализировать его, чтобы потом использовать часть информации для конференции. Они подготовили много наглядного материала: папка в виде Красной книги, плакаты с лозунгами о защите окружающей среды, листочки с вопросами и кроссвордами про животных, птиц и растений и так далее. Во время конференции обсуждались вопросы о загрязнении воздуха и воды, о вымирании животных, птиц и растений, о пожаре лесов, о кислотных дождях. Все выясняли обязанности взрослых, чтобы предотвратить эти проблемы, учёные давали советы школьникам, как они могут помочь в решении этих проблем. Так как экологические проблемы касаются всей планеты, дети смотрели видео в котором английские школьники рассказывали об экологических проблемах в их стране и путей их решений по их мнению. На этапе подведения итогов и рефлексии дети рассказывают, что они узнали нового, что им понравилось, какую новую лексику они выучили. Эта игра способствовала развитию коммуникативных умений у детей, а так же ребята наконец-то задуматься о решении важных экологических проблем. [19, c. 44].

Телемост "Россия - Англия" на тему "Let's get acquainted!"

Мы знаем, что большинство диалогов обучают школьников, как правильно говорить, а ролевые игры выявляют истинные мотивы и цели общения. Поэтому ролевые игры предоставляют детям условия реального общения.

Таким образом, по примеру такого общения я составила телемост "Россия - Англия" на тему "Let's get acquainted!" для 6 класса на внеклассном мероприятии по английскому языку. Подготовка длилась долго и упорно. Вместе с учениками я составила план и ход мероприятия, выбрала руководителей разных делегаций. На переменах мы репетировали различные фрагменты мероприятия. Дома школьники повторяли выученные ими вопросы по данной теме и решали, какие из них они хотят и могут зададут противоположной делегации. Инициативные дети составляли рассказы про своих хобби, небольшое количество ребят даже готовили нарезки танцев, учили стихи или песни на английском языке, чтобы продемонстрировать свои таланты. В ходе телемоста дети учились правильно начинать беседы, поддерживать их, соглашаться или не соглашаться с их партнёрами по общению, слушать их, задавать им различные вопросы правильно реагировать на реплики собеседников. Во время ролевой игры все члены делегации хорошо друг друга видели, никто ни за кем не прятался, чтобы правильно протекало общение, состоялся хороший контакт между детьми. По сюжету игру участники знакомились между собой , делали комплименты, спрашивали их о родном городе, о погоде, о школе, о любимых школьных предметах, о каникулах, о хобби детей. Ученики не только могли задавать эти вопросы другим, но и сами были готовы ответить на любые из них. Некоторые показывали всем хобби, таланты, готовили свои презентации, различные фото, видео. На этапе подведения итогов и рефлексии дети рассказали что им больше всего понравилось, Эта ролевая игра способствовала тренировке учеников в говорении, аудировании для совершенствования устной речи, применение их английского языка на практике. У моих любимых учеников повысилась мотивация к дальнейшему плодотворному изучению английского языка в школе.

Выводы по второй главе

1.Каждая диалогическая речь состоит одновременно из аудирования и говорения. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, спрашивать о чём-то партнёра по общению, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы.

Диалог - это одно из самых эффективных средств формирования навыка говорения у школьников при обучении английскому языку. Научить школьников устному общению - это одна из самых важных задач преподавателей на сегодняшний день.

2. Главных задач при обучении учеников диалогическому общению:

1) Дать детям общее определение понятия диалога и убедить, что вопросно-ответная форма не единственная, но зато самая используемая в настоящее время.

2) Дать реплики и приказать выучить их наизусть, чтобы в дальнейшем с автоматизмом использовать их различных ситуациях общения.

3) Показать детям как надо правильно вести диалоги, используя себе в помощь коммуникативные материалы учебников.

3. Трудности в плане диалогического общения:

1) Ученики боятся сделать ошибки, робеют, стесняются или не могут перенести критику в свой адрес.

2) Ученики не находят нужных слов, чтобы высказаться по теме урока.

3) Кто-то один из учеников всё время говорит, а все остальные нет.

4. Е. Н. Соловова пишет о двух характеристиках диалогического умения: ситуативность и реактивность.

5. В методике диалоги разделяют на две группы: свободные и стандартные.

6. Диалоги бывают как парные, так и групповые.

7. Психолого-педагогические характеристики диалогического общения:

1) Диалогическое общение непременно мотивированно.

2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя.

3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной.

4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения.

8. Методика формирования диалогической речи включает в себя:

1) Диалогическое единство.

2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений.

3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр.

9. Диалогическое единство - это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи:

1) Вопрос и утверждение: Are you going to school? - No, I'm sick или Yes, of course.

2) Утверждение и вопрос: I don't want to go to school. - Why do not you want to go to school?

3) Вопрос на вопрос: Do you play guitar? - Why are you interested?

4) Два утверждения: I like to eat potatoes and meat. - And I like to eat rice with sausage.

10. Самые популярные и полезные коммуникативные упражнения для школьников: упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.

11. Ролевая игра для младшего школьного возраста: "On reception at the doctor".

12. Ролевые игры для среднего школьного возраста: Пресс-конференция на тему "Environmental problems", телемост "Россия - Англия" на тему "Let's get acquainted!".

Заключение

1. Ролевая игра является важным и эффективным методическим приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному урочному или даже внеурочному общению на английском языке.

2. Ролевая игра включает в себя следующие главные функции: мотивационная, воспитательная, ориентировочная, обучающая и компенсаторная функции.

3. Процесс организации ролевых игр состоит из трёх этапов: подготовительный, проведение игры и подведение итогов.

4. Действия учителя и учеников состоят из четырёх этапов: 1) Этап подготовки; 2) Объяснения; 3) Этап проведения - это сама игра; 4) Анализа и обобщения.

5. Можно назвать пять основных видов ролевой игры в средней общеобразовательной школе: 1) Контролируемая ролевая игра. 2) Умеренно контролируемая ролевая игра. 3)Эпизодическая ролевая игра; 4) Длительная игра. 5) Свободная ролевая игра.

6. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения).

7. Для учеников младшего школьного возраста характерны ролевые игры с предметом и ролевые игры с куклой: пальчиковые куклы, наручные куклы, обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей.

В ролевой игре кукла может выполнять множество функций: кукла-маска, кукла как знак ситуации, кукла-партнер, кукла-третье лицо.

8. Когда учитель проводит различные ролевые игры на уроках английского языка, в классе должна царить благоприятная, дружелюбная, непринуждённая атмосфера общения, ученики всегда очень активные, инициативные и эмоциональные.

9. Если мы говорим о диалогической речи, то она состоит одновременно из аудирования и говорения. Диалогическая речь развивает у детей определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диалог, слышать, осознавать и понимать его, спрашивать о чём-то партнёра по общению, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы. Диалог - это одно из самых эффективных средств формирования навыка говорения у школьников при обучении английскому языку.

10. Главных задач при обучении учеников диалогическому общению:

1) Дать детям общее определение понятия диалога и убедить, что вопросно-ответная форма не единственная, но зато самая используемая в настоящее время.

2) Дать реплики и приказать выучить их наизусть, чтобы в дальнейшем с автоматизмом использовать их различных ситуациях общения.

3) Показать детям как надо правильно вести диалоги, используя себе в помощь коммуникативные материалы учебников.

11. Трудности в плане диалогического общения:

1) Ученики боятся сделать ошибки, робеют, стесняются или не могут перенести критику в свой адрес.

2) Ученики не находят нужных слов, чтобы высказаться по теме урока.

3) Кто-то один из учеников всё время говорит, а все остальные нет.

12. Е. Н. Соловова пишет о двух характеристиках диалогического умения: ситуативность и реактивность.

В методике диалоги разделяют на две группы: свободные и стандартные.

13. Диалоги бывают как парные, так и групповые.

14. Психолого-педагогические характеристики диалогического общения:

1) Диалогическое общение непременно мотивированно.

2) Диалогическая речь постоянно направлена на слушателя.

3) Диалогическая речь должна быть эмоциональной.

4) Диалогическая речь протекает в конкретных ситуациях общения.

15. Методика формирования диалогической речи включает в себя:

1) Диалогическое единство - это реплика-стимул, реплика-реакция. Выделяют четыре вида единства диалогической речи: 1) Утверждение и вопрос; 2) Вопрос и утверждение; 3) Вопрос на вопрос; 4) Два утверждения.

2) Обучение диалогическому общению с помощью коммуникативных заданий и упражнений: упражнения на вопрос-ответ, на реплики и на условную, свободную беседу.

3) Обучение диалогическому общению с помощью ролевых игр для младшего школьного возраста, например, игра "On reception at the doctor" и для среднего школьного возраста, например, пресс-конференция на тему "Environmental problems" и телемост "Россия - Англия" на тему "Let's get acquainted!".

Список использованной литературы

1. Ариян, М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2. -С.7-8.

2. Брагина, o системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. - Москва 1985. - № 3. - С. 22-27.

3. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст]/ Методическое пособие. - Н.Д. Гальскова// Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004. С 265-289.

4. Матрон, Е. Д. Модели сюжетной ролевой игры на уроке по работе с

газетой. ИЯШ № 2/90.

5. Маслыко, Е.А. Учебное общение на уроке английского языка Минск \1990 - 25 с.

6. Материал курсов ИУУ (Москва 1997 г.) "Современные технологии в обучении иностранным языкам в школе".

7. Мешимбаева, Б.Ш. Научные и методические основы диалога [Текст] / Б.Ш. Мешимбаева. - Усть-Каменогорск: Феникс, 2009. - 162 с.

8. Мильруд, Р. П. Организация ролевой игры на уроке. ИЯШ № 3/87.

9. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие. Ролевые игры. Минск, "Высшая школа", 1998 год.

10. Некоторые способы повышения качества учебно-воспитательного процесса. М. А.Гойсан. ИЯШ № 6/93.

11. Никитенко, З.Н. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Просвещение, 2009. - 141 с.

12. Паросова, И. А. Игра на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.2003.№-4.С.62-63.

13. Рабинович, Ф. М., Баллер Э. Э., Голубенко Е. С., Крылова О. К. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорения. ИЯШ № 6/83.

14. Рогова, Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

15. Рогова, Г.В. Methods of Teaching English [Текст] / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2003 - 178 с.

16. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2001. - 127 с.

17. Саломатов, К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков [Текст] / К.И. Саломатов. - М.: Просвещение, 2010. - 113 с.

18. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке, М., Просвещение, 1983- 74с.

19. Скляренко, Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в VII классе, Москва, 2002 - 44 с.

20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. /Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ - М.: Просвещение, 2003.

21. Старков А.П. Обучение Английскому языку в средней школе. М., 1978

22. Филатов В. М. Методическая типология ролевых игр. ИЯШ № 2/88.

23. Яцковская Г. В. Кукла в ролевой игре. ИЯШ № 5/85.

1

Показать полностью… https://vk.com/doc280021612_445530240
66 Кб, 23 мая 2017 в 12:34 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении