Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 025718 из ИПО

Тема 1. Проблема цели воспитания в истории педагогики

Вопросы для обсуждения:

1. Категория цели воспитания; целеобразование и целеполагание.

2. Цель воспитания в различных педагогических системах и теориях.

3. Развитие идеи гармоничного развития личности в истории педагогики

Задания для самостоятельной работы:

Эпоха Основная цель воспитания Ведущие факторы, определившие ЦВ Основные черты практики воспитания 1 Первобытнообщинный уклад 2 Рабовладельческий строй 3 Средние века 4 Возрождение 5 Новое время 6 Новейшее время 7 Современный этап 1. Заполните таблицу

2. С помощью цитат представьте многообразие подходов к трактовке цели воспитания в истории европейской педагогики XVIII-XIX вв.

3. Изобразите модель гармонического развития личности в различные эпохи: Античности, Возрождения, советской педагогики.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. - М.: Академия, 2001.

Тема 2. Педагогическая система Я.А.Коменского.

Вопросы для обсуждения:

1. Природосообразность как философская основа педагогической теории Коменского. Возрастная периодизация процесса образования ребенка.

2. Дидактика Я.А.Коменского: принципы и методы обучения, классно-урочная система.

3. Требования Я.А. Коменского к учителю.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделать цитатные выписки на тему "Как учить и как учиться" (по Я.А. Коменскому).

2. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам:

* "Материнская школа" Я.А.Коменского.

* "Законы хорошо организованной школы" Я.А.Коменского.

3. Представить классно-урочную систему Я.А.Коменского в виде логической схемы.

Литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. - М., 1982. - т.1. - гл. 6,7,8,9,16,20.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

3. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.,1998.

4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. - М.: Академия, 2001.

Тема 3. Развитие гуманистических традиций в педагогической системе Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.-В.-А. Дистервега.

Вопросы для обсуждения:

1. Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

2. Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо, ее гуманистический характер.

3. Антропологическая концепция, природосообразность воспитания в творческом наследии И.Г. Песталоцци.

4. Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта

5. Принципы природосообразности и культуросообразности как важнейшие требования к организации развития личности в педагогических воззрениях А. Дистервега.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте трактовки принципа природосообразности Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В чем своеобразие каждой из них?

2. Реализуются ли в современной педагогической практике принципы природосообразности, культуросообразности?

3. Сделайте сравнительный анализ взглядов на воспитание и обучение изученных педагогов.

Литература:

1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.,Г982, главы: 4,6,9,11.

2. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.с. 54-62, 63-70, 86-94.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А.И. Пискунова. М.,1981.

4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М.,1988.

5. Педагогическое наследие Я.А, Коменского, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.,1988.

6. Красновский А. Я.А. Коменский, М.,1953.

7. К 400-летию со дна рождения Я.А. Коменского//Педагогика. 1992, №5-6.

8. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика //Педагогика, 1992,№2.

Тема 4. Народная педагогика как отражение воспитательных традиций Древней Руси

Вопросы для обсуждения:

1. Народная педагогика как сочетание педагогических знаний и воспитательного опыта народа. Отличия народной и научной педагогики.

2. Жанры устного народного творчества и отражение в них педагогической мудрости русского народа.

3. Детские игры как средство социализации подрастающего поколения.

4. Идеал человека (мужчины и женщины) в представлениях древних славян.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу

Основания для сравнения Народная педагогика Научная педагогика 1. Цели воспитания 2. Принципы воспитания 3. Формы воспитания 4. Методы воспитания 5. Содержание (направления) воспитания 2. Представьте "цитатный" портрет идеального человека Древней Руси. (на материале произведений устного народного творчества)

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIY-XYII вв. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX в. М., 1990.

3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХУII века / Отв. ред. Днепров Э.Д. - М., 1989.

5. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: историческая хрестоматия. - М., 1993.

6. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. Егоров С.М. - М., 1986.

ТЕМА 5. Создание государственной системы образования в России XVIII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Петровские культурно - образовательные реформы.

2. Теоретическая педагогика первой половины XVIII в. (И.Т. Посошков (1653 - 1726), В.Н. Татищев (1686-1750), Ф. Прокопович (1681-1736), Л. Магницкий (1669-1739)).

3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (М.В. Ломоносов (1711-1765), И.И. Бецкой (1704-1795), Ф.И. Янкович (1741-1814), А.Н. Радищев (1749-1802)).

4. Воспитание детей в крестьянской семье.

5. Воспитание детей дворян.

Задание для самостоятельной работы:

1. Представьте в табличном варианте перечень образовательных реформ и преобразований в России XVIII века.

2. Составьте перечень видов образовательных учреждений, возникших в России в результате реформ XVIII века.

Литература:

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. (стр. 5-8, 9-25, 36-38, 40, 42-44, 60, 68-69, 90-91, 148-149, 234, 235, 282-283, 288-289, 377-378).

2. Константинов Н.А. и др. История педагогики.: Уч. Пос. Для студентов пед. Ин-тов. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп., перераб. М.: Просвещение, 1982. (стр. 155-173).

3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Уч. Пос. Для пед. Ун-тов Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 1998. (стр. 60-93).

4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX в.): Уч. пос. - М.: Издательский дом "Форум", 1998.

ТЕМА 6: Педагогика среды С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности становления и развития советской школы и педагогики в 20-е годы 20 века в России: основные направления педагогической мысли, типы школ и специфика их деятельности.

2. Трудовая школа - школа будущего, школа работы в педагогике С.Т.Шацкого.

3. Педагогика В.Н.Сороки-Росинского в работе с трудными подростками.

4. Социально-педагогический эксперимент А.С.Макаренко.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.

2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов В.Н. Сороки-Росинского и А.С. Макаренко по вопросам воспитания "трудных детей":

Основные положения А.С.Макаренко В.Н.Сорока-Росинский Ведущий принцип воспитания Цель воспитания Тип учреждения Местонахождение ОУ Пути перевоспитания Формы и методы организации детей Организация труда Воспитательная работа Требования к педагогу 3. Подготовить мини-сообщения на одну из тем:

* Психологически взгляды В.Н.Сороки-Росинского.

* Годы исканий С.Т.Шацкого.

* А.С.Макаренко - педагог и писатель.

Литература:

1. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.,1998.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.: Сфера, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. - М.: Академия, 2001.

4. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X - нач. ХХ вв.) - М.,1998.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед. соч. в 8-ми тт. - М., 1984

6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания//Там же.

7. Сорока-Росинский. Школа Достоевского. Пед.сочинения\ Сост. А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.

8. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Избр. пед. соч. в 2-х тт. - М.,1965. - Т2.

ТЕМА 7: Новаторские поиски и идейная борьба в советской педагогике 20-х, 30-х годов.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема взаимоотношения школы и общества в условиях социалистического строя. Борьба с теорией "отмирания школы".

2. Проблема воспитания личности в коллективе как особая область марксистской педагогики и ее противопоставление концепциям воспитания индивидуальности в буржуазной педагогике. (см. стр. 131-139. История педагогики).

3. Идеал новой трудовой политехнической школы.

4. Опытно-показательные школы Наркомпроса и их роль в становлении основ социалистической педагогики.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подберите примеры-иллюстрации методов коллективного воспитания из книг А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", Г. Белых, А. Пантелеев "Республика ШКИД".

2. На основе первоисточников представьте теоретическую модель или схему воспитательного процесса исследуемого периода.

Литература:

1. История педагогики. Пискунов. ч.II 1999 г.

2. Анисов М.И. Источники изучения советской школы и педагогики. Стр. 65-80.

3. Блонский П.П. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., 1979 г., т.1, стр. 165-180.

4. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: в 6-и т. - М., 1978 г., т.2, стр. 172-173.

5. Крупская Н.К. О политехнизме. Там же. - М., 1979 г.,т.4, стр. 40-42.

6. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987 гг. - М., 1987 г. гл.1,2.

7. Основные принципы единой трудовой школы. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. - М., 1972 г., стр. 71 - 81.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). М., 1980, ч.1, гл. 2, 3, 4, 8.

Показать полностью… https://vk.com/doc137954941_444173303
77 Кб, 18 апреля 2017 в 6:52 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении