Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pptx

Студенческий документ № 025722 из ИПО

Основные принципы деятельности современных печатных СМИ России

Лекция III

Содержание

? Понятие "принцип журналистики".

? Значимость принципиального подхода для устойчивого существования периодических печатных изданий на информационном рынке.

? Основные принципы деятельности современной газетно-журнальной периодики (правдивость, народность, демократичность, корпоративность, прибыльность, доступность и пр.).

? Доминирование тех или иных их принципов в деятельности разных видов газетно-журнальных изданий.

? Динамика принципов журналистики (в том числе - периодической печати) в процессе перехода страны от социалистического общества к рыночному.

? Сравнительный анализ принципов журналистики предыдущего (советского) периода развития и современной журналистики.

? Принципы деятельности печатных СМИ и формирование редакционной политики.

Принцип

? Исходный пункт, первооснова, первопричина (Аристотель).

? Основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства.

? Основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной - максимой - и направляет волю или объективной - законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

? Философский энциклопедический словарь. 2010.

? Принцип - тяжеловооружённый воин империи Древнего Рима, такие воины обычно располагались в первых, редко - во вторых рядах римских легионов (отсюда и название).

? Имели доспехи, щиты, были вооружены копьями и мечами.

? Принципы - оборонительный пояс римского легиона, прорвать который было сложно и опасно.

Принципы журналистики

? Принципы журналистики - это общие закономерности деятельности СМИ, обусловленные определенной системой задач.

? Они универсальны, но опосредованы социально-политической парадигмой и культурно-религиозными факторами.

? Принципы журналистики вырабатываются на основе исследований и опыта, привносятся в нее руководителями и сотрудниками редакций.

? В то же время отклонение от них ведет к изменению социальной ориентации журналистики и производимых ею эффектов.

? Современное российское журналистское сообщество ориентируется на общепринятые мировые принципы журналистики.

Системный подход как журналистский принцип

? Если журналист будет рассматривать общество как замкнутую систему с известным уровнем упорядоченности, то вне его понимания окажутся интереснейшие процессы самоорганизации, которые существенным образом характеризуют общественную систему.

? Важно исходить не из человека вне общества и не из общества над людьми, а из общественного человека и человеческого общества.

? Должно быть достигнуто взаимное соответствие целей системы и ее частей.

? Для журналиста - это принципиальный вывод, системный подход.

Динамический принцип как онтологический принцип журналистики

? Развитие - есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, то есть некоего исходного состояния, порождающего новые состояния.

? Развитие есть связь качественных преобразований системы.

? Для этой связи характерна, прежде всего, необратимость, то есть возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее, а также невозможность по тем или иным причинам сохранение существующих форм функционирования.

? Качественный характер, необходимость и направленность - три признака развития.

? И когда мы говорим, что происходит развитие чего-либо, мы должны ответить на вопросы:

? почему прежнее функционирование перестало устраивать,

? какие новые потребности заставили производить какие-то действия,

? к каким качественным изменениям это привело,

? какие новые возможности возникли,

? каково направление дальнейшего развитие.

Национально-патриотический и исторический принципы журналистики

? Задача исторического подхода к описанию действительности - это выявление психологических характеристик времени у людей, то есть, как они ощущают текущее время, и обозначение нетленного значения их деяний.

? Что касается пространства, то оно наполняется содержанием той социальной материи, которая находится в нем.

? На каждой конкретной территории проживает конкретная нация.

? Содержание этого понятия во всем его разнообразии и особенностях и будет национальным подходом к освещению жизни конкретного сообщества.

? Патриотизм - это положительная оценка конкретного национального образа бытия.

? Поэтому когда мы говорим о национально-патриотическом подходе к освещению событий, то имеем в виду защиту, одобрение национальных особенностей.

Единство формы и содержания как онтологический принцип журналистики

? Нет ни одной материальной системы на свете, у которой бы не было содержания и формы.

? Форма содержательна, а содержание оформлено.

? Форма и содержание неразрывны.

? Их связь неоднозначна - одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь разное содержание. И противоречивость единства.

? У содержания преобладает тенденция к изменениям, а у формы - к устойчивости.

? Форма имеет границы, за рамками которых она становится другой формой.

? И потому ее изменения не могут быть бесконечными.

? Единство семантической и синтаксической стороны произведения.

Принцип детерминизма как онтологический журналистский принцип

? Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

? Поскольку в человеческом обществе причинность носит и информационный характер, то есть причиной служит не только передача энергии и вещества, но и информационное воздействие, то одна и та же причина в разных условиях может не привести к следствию.

? Кроме того, для наступления следствия с необходимостью нужна не только причина, условия, но еще и повод - все вместе это и будет полной причиной, которая с необходимостью порождает следствия.

? Журналисты должны отличать причинные и непричинные детерминации, чтобы не выдвигать безумных целей, например, искореним преступность к следующему году.

Принцип объективности (правдивости)

? В реальности на объективность журналиста влияют два фактора:

? мировоззренческая позиция журналиста

? социальный интерес, стоящий за позицией журналиста.

? Или же его собственная социальная позиция, основанная на мировоззренческой.

? Очевидно, что добиться полной, абсолютной объективности от журналиста не представляется возможным.

? В Кодексе профессиональной этики журналиста, принятом в 1991 году, отмечено следующее:

? "Статья 2. Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации.

? Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах".

? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.

? Журналистская объективность часто ассоциируется с "перевёрнутой пирамидой" и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: "кто? что? где? почему? когда? и как?".

? Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания.

? Например, в Канонах журналистики есть пункт "Беспристрастность", который гласит:

? "В существующей газетной практике принято проводить резкую грань между соотношением новостей и выражением мнений.

? Хроникальные сообщения не должны содержать мнений или отличаться какой-либо тенденциозностью.

? Это правило не распространяется на так называемые специальные статьи, сам характер которых и подпись под ними обеспечивают автору право на собственную интерпретацию".

? Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл утверждает:

? "Реальное состояние дел таково, что каждый журналист, комментатор или обозреватель в работе над материалом идёт дальше простого описания фактов.

? Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности.

? Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале.

? Они принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь.

? Несмотря на то, что такая журналистика не может назваться объективной, в ней нет ничего предосудительного".

? Другой американский исследователь Э. Деннис признаёт, что "мнения, которые мы находим на редакционных страницах, высказываются с определённых позиций, - и в этом смысле являются предвзятыми, хотя и не обязательно связанными с предубеждением.

? Лучшая комментаторская работа анализирует факты и предлагает выводы.

? Такова её задача, и комментаторы, как правило, принадлежат к какому-то сектору политического спектра и исходят из собственного опыта, личной заинтересованности.

? Это - журналистика мнений".

? Итак, как видим, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле трудно выполнимо уже постольку, поскольку журналист - это, прежде всего, личность.

? Если рассуждать глобально, то субъективность - это основное понятие, которое отражает суть каждого человека.

? Поэтому, для того, чтобы оптимально соответствовать этому принципу, журналист должен:

? во-первых, отделять факт от мнения;

? во-вторых, освещать события эмоционально отстранённо;

? в-третьих, стремиться к точности и сбалансированности, дающее обеим сторонам возможность высказать свою точку зрения, что позволит аудитории получить наиболее полную информацию.

Принцип народности

? Принцип народности предусматривает обеспечение журналистикой интересов народа как совокупности его классов и групп, заинтересованных в прогрессивном развитии общества.

? Медиа - посредник между интересами народа и властных структур.

? Принцип народности предполагает единство и взаимообогащение общечеловеческих и национальных ценностей.

Принцип демократизма

? Принцип демократизма связан с системой управления обществом и направлен на максимально полное участие в нем всех его членов

? Он характеризуется трансформацией традиционных отношений "журналист-аудитория" в сторону большей гуманизации.

? В рамках данной модели аудитория становится не только потребителем информации, но и ее поставщиком, а также соучастником в решении общих проблем для достижения социально значимого результата.

? Журналистика, как институт демократии и трибуна внепарламентского участия людей в управлении общественными делами, призвана помогать своей аудитории становиться активной силой в государстве (принцип демократизма); защищать интересы основной массы населения, стремиться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила (принцип народности); добиваться эффективной обратной связи, расширения авторского актива, увеличения потока читательских откликов (принцип массовости).

? За последнее время в отечественных СМИ произошли значительные изменения в понимании принципов журналистики.

? Это связано не только с общей деидеологизацией общественной жизни, но и с изменением самой модели восприятия СМИ.

СМИ

media Однокоренные слова с media

? Медиатор - посредник между пальцами гитариста и струнами.

? Медиум - посредник между людьми и духами.

? Медиана - отрезок, соединяющий угол треугольника с серединой противоположной стороны.

? Медитация - достижение равновесия (середины) физических, духовных, психических сил.

? Слово media является множественной формой существительного medium.

? Medium - это способ и средство, в то же время это и среда как вещество, в котором существует что-либо.

? Можно обнаружить вполне логичную связь как в русском, так и в английском языках слов "средний" (middle, medium), "средства" (medium), "среда" (medium) и "посредник" (mediator).

Медиа

Горизонталь против вертикали

? Медийные отношения образуют горизонтальные связи.

? СМИ-отношения - вертикальные.

Примеры

? Изображение концепции "медиа" будет отличаться от картинки "СМИ".

? Поле, на котором работают журналисты-медиаторы - это поле общественного диалога.

? Медиа - это помощник, посредник в налаживании коммуникации между людьми, различными социальными и профессиональными группами.

? Журналист, живущий в концепции медиа, ощущает себя посредником, помогающим соединиться разным группам, заинтересованным друг в друге.

Различия в словах означают различия в мироощущениях и практиках

? Поэтому подходы к проектам СМИ и проектам медиа противоположны:

? с точки зрения контента;

? с точки зрения менеджмента;

? по подбору людей;

? по постановке задач

? СМИ и медиа - разные картины мира.

? Если вы выходите в медиапространство (например, Интернет) со СМИ-подходом - вас ждет неудача.

? Именно в этой парадигме происходит дальнейшее развитие принципов отечественного журнализма.

? В 1997 году группа влиятельных американских журналистов, обеспокоенных неблагоприятным воздействием СМИ на общественность и снижением доверия к ним, сформировала Комитет обеспокоенных журналистов (Committee of Concerned Journalists).

? Более 3000 специалистов приняло участие в его работе.

? Основываясь на итогах проделанной работы, Комитет определил девять основных принципов журналистики в современном мире. Вот они:

• Правдивость является первостепенной задачей журналистики.

• Журналистика должна быть лояльной, в первую очередь, к гражданам.

• Сущностью журналистики является достоверность.

• Журналисты должны сохранять независимость от освещаемых ими событий и людей.

• Журналистика должна делать независимый мониторинг деятельности властей.

• Она должна предоставлять свою информационную площадь для открытых дискуссий с целью освещения общественной критики и нахождения компромиссов.

• Журналистика должна стараться делать материалы интересными и актуальными.

• Она должна освещать новости всеобъемлюще и пропорционально.

• Журналистам должны быть созданы условия, позволяющие им действовать по совести.

? Данные принципы составляют фундамент, на котором строятся этические представления и нормы профессии.

Спасибо

за внимание!

Показать полностью… https://vk.com/doc17815172_444135160
4 Мб, 14 апреля 2017 в 12:30 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., pptx
Рекомендуемые документы в приложении