Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 025727 из ИПО

В период средних веков формой пол-кой идеи были еретические движе-ния. Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из св. писания ими делались антицерковные и анти-феод-ые выводы. Немалое значение имел и такой довод: то, чего нет в священном писании (церковная иерархия, монастыри, папство и др.), - все это чел-кое измышление, не соответ-щее воле бога. Часть доводов опи-ралась на логико-рационалистическое основание. Все еретики считали себя ис-тинными христианами и выступали прежде всего против духо-венства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное уч Христа.

1-ое крупное еретическое движение нач в Х в. в Болгарии. Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами выразился в движении богомилов. С Богомил до богатства 2 ст.

В бескомпромиссной борьбе с феод-ой церковью и всем феод-ым ст-роем богомилы создали по раннехристианскому образцу собственную организ-ю. Их проповедники ("апостолы") неустанно провозглашали мятежные идеи: "Учат же своих не повиноваться властелям своим, - писал современник богомил-го движения, - проклинают богатых, царя ненави-дят, ругают старейшин, порицают боляр, счит царских слуг мерзкими богу и всякому рабу не велят раб-ть на своего господина".

Богомильское уч вскоре после возник-ния распрос-ось в др-х странах. В Х-ХI вв. под его влиянием возникли еретические движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси. Особенно сильное воздействие это уч оказало на идеологию стран Зап Европы, в 1-ую очередь Юж Фр и Сев Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, тор-говля. Проповедь "добрых людей", катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков назыв на Западе), имела успех у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Фр и севере Италии. Для искоренения ереси римские папы организо-вали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инкви-зицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).

Новые волны еретических движений начались во 2-ой пол XIV в. К тому времени во всех странах Зап Европы сущ-вали развитые города. Бюргерство, уже ставшее признанным сословием, имело достаточно возможностей для борьбы со свет-скими феодалами при помощи своих привилегий, с помощью оружия или в сословных собраниях; поэтому городская оп-позиция выступала более против церковных феодалов. Зна-чительно радикальнее были требования крестьянства и го-родских низов. В связи с этим принято различать 2 осн-х типа ереси: бюргерскую и крестьянско-плебейскую.

Бюргерская ересь, выражавшая интересы горожан и части низшего дво-рянства, была направлена гл образом против католической церкви и ду-ховенства, на богатства и полит-ое положение на к-ых она нападала. Эта ересь требовала вос-становления простого строя раннехрист-ской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упраздне-ние феодальных привилегий и сословного строя.

Одним из 1-ых представителей бюргерской ереси был профессор Окс-фордского универ-та Джон Уиклиф, выступавший в конце XIV в. Про-тив зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос. Уиклиф осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. Одновременно с уч Уик-лифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших пе-редачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их уч играло видную роль при подготовке крупного крестьянского вос-стания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей к-го был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на пи-сание, лолларды осуждали сословное нера-венство. Уч лоллар-дов, представлявшее собой крестьянско-плебейс-кую ересь, было направлено против феодального строя в целом.

Вскоре после подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После вероломной казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной вл герман-го императора. В гуситском движении вскоре определились 2 течения-чашники и табориты.

Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской вл, секуляризации (пе-редаче светской вл) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.

Значительно радикальнее были требования таборитов, к-ые выступали против католической церкви и церковной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд анти-феод-ых лозунгов - уничт-ние привилегий как немец-кого, так и чешского дворян-ства, ликвидация крепостного права и феод-ых повинностей и т.д. Возрождая идеи раннего христианства, табориты утверж-дали, что скоро наступит "1000-летнее царство", в к-ом все бу-дут равны и совместно будут решать общие дела.

Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были испол-ны Томасом Мюнцером во время Реформации в Гер.

На 1-ом этапе эволюции феод-х отношений (к V - сер XI в.) существо-вавшие в Зап Европе ереси еще не имели массовой базы. В XI-XII вв. произошел подъем еретических движений. В них стали принимать участие уже довольно значительные группы людей. Районами их рас-пространения явились Сев Италия, Юж Фр, Фландрия, отчасти Гер - места интенсивного развития городов. Одно из 1-ых крупных еретиче-ских движений, имевших европейский резонанс, - богомильство (Бол-гария, Х-XIII вв.). Богомильское уч отражало настроения закрепощае-мых болгарских крестьян, к-ые выступили против феод-церковной эк-сплуатации и нацио-го угнетения страны Византийской империей. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие примерно на одинаковой (с богомильством) соц-ой почве, проповедовали в Зап Евр в XI-XIII вв. катары, патарены, альбигойцы, вальденсы и др. Оппози-ционный характер ересям придавала прежде всего содер-шаяся в них острая критика современной им католической церкви. Резко осужда-лись ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, из-вратившие, по убеждению еретиков, подлинное уч Хрис-та. Программы еретических движений, выразившие интересы самых обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к ран-нехристианской организации церкви. Библия стала в руках еретиков мощным ору-дием в борьбе против римско-католической церкви. Тогда последняя просто-напросто запретила мирянам читать главную книгу христиа-нства. Самые радикальные из еретических течений восприняли нек-ые идеи манихейства. Манихеи объявляли весь телесный мир порождением дьявола, извечным воплощением зла, заслуживающим лишь презрения и унич-ния. В XIV-XV вв. в общем потоке оппозиционных еретических дви-жений отчетливо вырисовы-вались 2 самостоя-тельных течения: бюр-герская и крестьянско-плебей-ская ереси. 1-ая отразила общес-полит-ие интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним соц-ых групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями гос, в к-ых теоретически осмыслялось назревшая потребность образования единой нацио-ой гос-ти. Полит-ий лейтмотив этой ереси-требование "дешевой церкви", означ установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехрист-ой церк-ви. Видные представители бюргерской ереси - доктор богословия и профессор Оксфордского универ-та в Англии Джон Уик-лиф (1324-1384) и чешский теолог Ян Гус. Дж. Уиклиф настаивал на независти англ-ской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимо-сти пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела гос. Крес-тьянско-плебейские еретические движения XIV -XV вв. предста-вле-ны в ист выступлениями лоллардов (нищенствующих священни-ков) в Англии и таборитов в Чехии. Лолларды выступали за передачу земли крестьянским общинам и освобождение земледельцев от пути крепостничества, на практике реализовывали аскетический образ жизни ранних христиан.

Ранние ереси (II в. н.э.)

Ереси служили религиозной формой движений соц-го и полит-го про-теста. Еретики выступали против посредни-чества церкви. Выступали за то, что чел должен сам обратиться к Богу, без церкви. Они выступали против дороговизны церкви. Ереси создали предпосылки к известной Реформации. Постепенно ереси стали внутри-церковной проблемой. Сейчас они не ставят юр-их, полит-их задач.

Движение Ариан (ариане) происходит от просвитера (старейшины) Ария. Он был возмущен, что ему указывалось, что нужно говорить в проповедях. Христос - сын Божий не по существу, а по благодати.

Монопритство - движение возникло в Византии в конце IV в. Осн-ым представителем считают константинопольского архимандрита Евти-хия. Иисусу присуща одна природа - божественная, а не чел-ская и божественная.

Монофелитство - это христианское догматическое уч, утверждающее, что Христос имел 2 сущности - божественную и человеческую.

В X в. одно из крупных движений начинается в Болгарии - протест крестьян против закрепощения феодалами. Богомилы (милые Богу). Они обратили внимание на то, что в самом начале Нового Завета ска-зано о 2 потусторонних силах. Доброму Богу Христу противостоит злой дьявол, к-му принадлежат все царства мира. Нельзя служить Богу и богатству, нельзя служить одновременно 2 господам. Дьявол - богатство.

Катары взяли догматику от богомильцев. Они выступают за дуалисти-ческое уч о наличии доброго и злого (Бога и дьявола), духовного и те-лесного. Они не признают смерть Христа; крест, храмы, школы, таин-ства - не нуж-ны. Выступают за публичную исповедь, за аскетический образ жизни, за безбрачие.

В X-XI вв. сильнейшие еретические движения появились в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси и др-их гос.

Бюргерство. Ересь выражала интересы низшего дворянства, была направлена против попов, требовала восстановления простого строя раннехрист-кой церкви, упразд-нения монашества, духовенства, высту-пала за упраздне-ние римских курий. Одним из 1-ых представителей бюр-герской ереси был профессор Оксфордского универ-та Джон Уик-лифор. В конце XIV в. он выступал против зависимости английской церкви от папской курии, высту-пал против вмешательства церкви в гос-ные дела. Уикли-фор осудил церковную иерархию и церковное богатство.

Лолларды. Они требовали передачи земель крестьянским общинам и ликви-ии крепостного права. Их уч имело большой резонанс в Зап Евр.

Средневековые ереси. Полит-е идеи Реформации: Становление и развитие феодализма с его четко выраженным сословным делением, при к-ом все блага жизни до-ставались крупным землевладельцам и сановникам рим-ско-католической церкви, а угнетение, насилие, произвол и бесправие были уделом широких трудящихся масс города и деревни, породили ересь.

Ереси появились на ранней стадии феодализма, но в то время они еще не носили массового характера.

Далее, подъем еретического движения произошел позднее и был связан в 1-ую очередь с богомильством. Они выступали против эксплуатации со стороны феодалов и церкви, а также насилия, чинимого Византийс-кой империей. Особенно резко богомольцы выступали против римско-католической церкви, погрязшей в роскоши и пороках священнослужи-телей и тем самым нарушившей истинную сущность учения Христа.

Массовое еретическое движение, зародившееся в Болгарии, стало расп-ространяться по европейскому континенту, охватив собою целый ряд стран. Повсюду его особенности определялись спецификой условий жизни людей, их насущными интересами.

После казни Я. Гуса в Чехии развернулось широкое крестьянско-пле-бейское еретическое движение, вошедшее в ист как гуситское. Это дви-жение переросло в Гуситские войны (1419-1437), в ходе к-ых образовались 2 лагеря: чашников и таборитов.

Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляриза-цию церковных богатств, признание независимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничт-ия привилегий дворянства, ликв-ции крепостного права, феод-ых повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I, к-ым после ряда безуспешных похо-дов с переходом на их сторону чашников удалось разгромить таборитов.

К XV в. в Зап Европе окончательно обозначились 2 осн-ых типа ереси: бюргерская и крестьянско-плебейская. 1-ая из них была вызвана быстрым развитием в Зап Европе городов и связанным с ним укреплением нового - 3-его сословия, выступавшего против привилегий и богатств церкви, за ликв-цию сословия священников, против вме-шательства религиозных деятелей в гос-ные дела. Инте-ресы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании создания единого нацио-го гос, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.

Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуазными революциями в Европе.

Еретические движения в XVII-XX вв. В XVII-XVIII вв. еретическое движение приобретает организованный характер.

Баптизм. Разделение общехристианской догмы о Троице и божествен-ном происхождении Христа. Баптисты отрицают роль церкви как пос-редницы между Богом и людьми; они отказываются от почитания икон, креста, веры в святых, у них нет богослужений, есть только молитвен-ные собрания. Единственный источник уч у них - Новый Завет. Посредником между людьми и Богом считается Иисус Христос, потому что он своей жертвой спас грешников. Принцип - жить в мире, но быть не от мира сего (жить по земным законам, но сердце Отдать небесному жениху). Нормы: отказ от употребления алкоголя; отказ от скверно-словия; всемерная помощь нуждающимся.

Квакеры. Эта протестантская секта стала отстаивать принцип равенства всех людей. Основа идеологии - Господь заключен в сердцах людей, и истину нужно искать во "внутреннем свете". Квакеры предлагали путь безмолвной молитвы, т.е. не нужна всякая внешняя обрядность, церко-вная иерархия. Они не признают таинства, не причащаются. Этические требования квакеров: безусловная правдивость и честность во всем; непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений.

Квакеры ставят превыше всего личную независимость и собственное достоинство.

Пятидесятники - протестантская секта. Они живут по мифу о сошест-вии Святого Духа. Они отличаются от др-х тем, что крещение у них происходит Святым Духом, а не святой водой. Крестят только тех, кого можно причислить к истинным последователям Сына Божия. Церковь - излишество, иконы - не нужны.

Мормоны. Одно из основных моментов уч -мысль о необх-сти труда, к-ый должен дать благосостояние в земной жизни. Особенность - мормо-ны говорят, что есть др-ие боги, но они менее престижны. Чтобы стать богом, нужно, чтобы чел-кая душа высвободилась из оков плоти.

Адвентисты. Отрицают бессмертие, душа после смерти погружается в сон до Страшного суда, чтобы обрести вечное блаженство. Они отри-цали многое из христианской культуры. Но есть причащение и креще-ние. Крещение - только над взрослыми. Норма - забота о собственном здоровье, так как тело человеческое - божественный сосуд, его нужно беречь.

Свидетели Иеговы. Для них характерно: отрицание веры в загробную жизнь; божественная сущность Христа.

Армия спасения. Цель создания общества - нравственное возрождение людей. Для него характерно то, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям населения.

Государство и право в средневековых ересях

Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

XI-XIII вв. - ересь катаров (чистых), они назывались также богомила-ми. Основатель - священник Богомил. Катары, проповедовавшие в Зап Европе среди ремесленников и части крестьянства, осуждали католи-ческое духовенство, феод-ые общественные порядки, призывали к ас-кетизму. Папу катары считали наместником сатаны. В XII в. восстание против папы вспыхнуло в Риме, было подавлено при помощи войск Фридриха Барбароссы.

Взгляды катаров легли в основу идеологии ереси альбигойцев в Юж Фр в XII-XIII вв. Альбигойцы выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины в пользу церкви.

Вальденсы (по имени лидера Пьера Вальдо) - приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. в Лионе-призы-вали к "евангелической бедности" и аскетизму, выступали против католической церкви, отвергали необх-сть сущес-ния духовенства как особой соц-ой группы, утверждая, что вся-кий достой-ный христианин может выступить священнослужителем.

В XIV-XV вв. в Зап Европе выделяют 2 потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское. Бюргерские ереси отражали общественно-полит-кие интересы значительных слоев го-рожан, к-ые требовали секуляризации церковного имущества и отмены церковных иммунитетов, возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковни-ков. Идеологами бюргерских ересей были английский профессор Джон Уинклиф, лидер чешской Реформации Ян Гус (1371-1415). Последователями Дж. Уинклифа были лолларды, требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).

Представителями крестьянско-плебейских ересей были английские лолларды ("нищие священники"), чешские табориты, к-ые выступали за огранич прав дворянства, отмену феодальных повинностей.

В XV в. в Чехии вспыхнуло антифеодальное движение гуситов под руководством Яна Гуса. Они выступали за ограничение церковных полномочий, требовали распространения обряда причаще-ния на всех верующих (а не только на священников). Более радикальными были требования чешских табо-ритов, содержащиеся в опубликованных Двенадцати пражских статьях (1420), они отрицали цер-ковный культ, роль католического духовенства в донесении слова Божия до народных масс, требо-вали ликвидации сословных ограничений. Таборитов возглавлял Ян Жижка. Идеи таборитов были восприняты в Германии идеологом крестьянской войны Томасом Мюнцером, к-ый стал вождем крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне в Германии (1524-1526). Т. Мюнцер в религиозной форме проповедовал идеи насильственного ниспровержения феодального строя, передачи власти народу и установления справедливо устроенного общества.

Политико-правовые идеи в средневековых ересях

В средневековой Европе ересью называлось религиозное уч, признающее идеи христианства, но толкующее их иначе, чем господствующая церковь. Еретики выступали против духовенства и церкви. Ереси быстро распространялись и становились все опаснее для авторитета господствую-щей церкви. 1-ми еретиками Европы, к-ые положили начало широкому общественно-полит-му движению, были болгарские богомилы.

Введение в Болгарии христианства (864 г.) совпало с периодом развития феод-ых отношений. Переход болгарского общества к сословно-фео-му строю, захват крестьянских земель царем, церковью, обременение крестьян повинностей в пользу богатых создавали у народа сомнение в том, что это происходит по воле Бога. Богомилы обвиняли богатевшую церковь и духовенство в служении дьяволу. Богомильское уч вскоре распрос-ось и в др-х странах.

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов, учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцев и францисканцев).

Еретические движения XIV-XV вв. основывались на тех же идейных посылках, что и предшествующие им. Еретики обращали внимание на то, что Священному Писанию противоречат сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, казни, клятвы, суды. Одни еретики огранич-лись требованием церковной реформы и получали поддержку светской вл; др-ие на основе Священного Писания осуждали феодально-сословный строй и государство вообще.

Одним из 1-ых представителей ереси был Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Он осуждал церковную иерархию и церковное богатство, так как они противоречат Писанию.

Одновременно в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их уч играло видную роль при подготовке крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей к-го был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на Писание, лолларды осуждали сословное неравенство.

Вскоре началась Реформация в Чехии. Начало было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. В гуситском движении определились два направления: чашники и табориты.

Чашники требовали ликви-и привилегий духовенства, лишения церк-ви светской власти, признания самостоятельности чешской церкви.

Табориты выступали против католической церкви, унич-ия привилегий дворянства, ликви-ции крепостного права, феод-ых повинностей.

Показать полностью… https://vk.com/doc376434815_444054396
40 Кб, 4 апреля 2017 в 10:31 - Россия, Москва, ИПО, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении