Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 027785 из ИССО

Цели и особенности проведения маркетинговых исследований в инновационной деятельности

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [1].

В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:

* исследования и разработки;

* освоение в производстве;

* изготовление;

* содействие в реализации, применении, обслуживании;

* утилизацию после использования.

Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы [2].

Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). В середине 90-х годов появляются технопарки, организуемые на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

В конце 90-х - начале 2000-х годов с участием Минпромнауки России была создана сеть инновационно-технологических центров (ИТЦ), которые по решаемым задачам во многом пересекаются с технопарками. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания. Поэтому в отличие от технопарков, которые должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому должны были создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах.

С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий, задачей которых является ускорение коммерциализации научно-технических результатов, обеспечение создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров. В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков [3, С.5].

Анализ практики действующих объектов инновационной инфраструктуры России был проведен в 2004 г. Союзом инновационно-технологических центров России. В ходе него были выявлены серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры [4] (см. рис. 1).

Перечислим основные проблемы, выявленные в ходе данного исследования:

1. Проблема технологической инфраструктуры заключается в том, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий, то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и МП вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно.

2. Основные проблемы, которые начали проявляться с началом развития сети ЦТТ - в отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях.

3. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

4. Группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

5. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства.

6. Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей [6, С. 64].

Эту же проблему считает основной, мешающей развитию инновационной системы России, Г.В. Шепелев, зам. начальника управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки. По его словам: "Рост объемов производства может дать увеличение ресурсов на развитие новой продукции инновационных предприятий, многократно превышающее финансовые ресурсы, которые можно получить из госбюджета. Поэтому усилия, направленные на увеличение сбыта существенно эффективнее влияют на конечный результат развития инновационных подходов, чем прямая бюджетная поддержка НИОКР" [7].

На данный момент Российское государство содержит около 4 тыс. научных организаций и почти 1 млн. их работников. На финансирование фундаментальной науки уходит около 80 млрд. рублей, еще 128 млрд. рублей тратят на прикладные исследования. И это - не считая бюджетных расходов на науку, которые, по словам вице-премьера РФ С.Иванова, "весьма приличны и даже превышают аналогичные расходы Великобритании и других стран, входящих в группу БРИК, но перехода количества в качество пока не происходит". Так в России 99% госрасходов на науку уходят на генерацию идей и поддержание выпуска высокотехнологичной продукции, и только 1% от всех средств затрачивается на продвижение продукта на рынок, что нельзя считать нормальным. Причина такого положения дел в сильном отставании от финансирования научных исследований со стороны частного бизнеса [8].

Рассмотрим более подробно развитие инновационной деятельности в Тамбовской области. Так Закон "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области", принятый 25 апреля 2003 года, регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической, инновационной деятельности и органами государственной власти. Он направлен на реализацию государственной научно-технической политики, научной и инновационной деятельности, создание условий развития и функционирования субъектов научно-технической и инновационной деятельности на территории области.

В качестве системообразующих факторов региональной инновационной системы рассматриваются:

• обеспечение правовой поддержки инновационной деятельности;

• организация взаимодействия субъектов региональной инновационной системы и обмена технологиями;

• тиражирование регламентов стандартных подпроцессов и функций инновационной деятельности (инвентаризация, отбор, правовая защита, маркетинг и трансферт инноваций, обмен информацией, сертификация, экспертиза, консалтинг и аудит, управление проектами, обучение и подбор персонала и др.);

• система разработки и апробации предложений и экономических мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику.

В целях эффективного внедрения научных исследований и разработок, увеличения спроса на научную продукцию, создаваемую научными учреждениями и промышленностью, налаживается процесс перевода научных разработок в производственные технологии и конкурентоспособную продукцию.

Маркетинговая стратегия инновационной деятельности зависит от того, на каких этапах научно-технического прогресса (НТП) решающей оказывается роль тех или иных фирм:

- первый этап: мелкие фирмы играют роль первопроходцев, руководствуясь одержимостью идеи с полной финансовой ответственностью за исход дела, они обеспечивают эффективность инновации, а роль крупных фирм сравнительно мала, так как они не приспособлены к рискованному научному поиску;

- второй этап: лидерство в осуществлении НТП переходит к крупным фирмам, поскольку массовое тиражирование уже оправдавшей себя инновации лучше решается крупной фирмой, располагающей производственной базой;

- третий этап: дальнейшая конкурентная борьба происходит на рынке, контролируемом крупной фирмой, где недавнее новшество уже превращено в товар; происходит расширение ниши к адаптивному ноу-хау;

- четвертый этап: рынок данного продукта достигает зрелости; крупные фирмы совершенствуют инновации, обеспечивая массовое тиражирование продукции [12, С.72].

Управление инновационной фирмой существует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с его налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Среда влияет на фирму и накладывает свои требования. Маркетинговая служба должна учитывать это значительное влияние.

Главная цель маркетинговых исследований - уменьшение неопределенности и риска при принятии коммерческих решений. Необходимость в проведении таких исследований возникает весьма часто: когда лица, принимающие решения, не могут ждать поступления информации по частям. Комплексное маркетинговое исследование проводится фирмой самостоятельно или его проведение заказывается специализированным маркетинговым фирмам. Чтобы маркетинговые исследования были эффективны, они не должны носить случайный характер; быть систематическими и охватывать как можно больше различных источников информации. Маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует наличия информации для содействия принятию оптимального решения. Следовательно, маркетинговое исследование - это систематичный сбор, регистрация и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг, с целью снижения информационной неопределенности и коммерческого риска [13].

Эффективное маркетинговое исследование включает в себя пять последовательых этапов. Нами предложен алгоритм проведения маркетингового исследования, учитывающий входные данные и ресурсы для каждого этапа (см. рис. 4).

Рисунок 4. Алгоритм проведения маркетингового исследования

Как правило, для успешного проведения маркетингового исследования необходимо оптимальное сочетание первичной и вторичной информации.

При проведении маркетинговых исследований, следует обратить внимание на принципы, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований, - систематичность, системность, комплексность, связанность и целеустремленность, множественность источников информации, универсальность, научность.

1. Систематичность - исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер.

2. Системность - охватывать весь рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи.

3. Комплексность - с одной стороны, включает совокупность действий или процессов (сбор, обработка, анализ данных), с другой - комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами).

4. Связанность и целеустремленность - направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации.

5. Множественность источников информации - целесообразно поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет иметь всесторонние "перекрывающие" друг друга данные и тем самым уточнять, проверять информацию, отбрасывать сомнительные данные.

6. Универсальность - исследования могут быть проведены, исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения.

7. Научность - точность, объективность, обусловленность.

Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к неправильным, искаженным рекомендациям. Каждый из этих принципов важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия хорошо обоснованных, продуманных управленческих решений.

Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям. Инновационная деятельность характеризуется маркетинговыми неопределенностями: неясность относительно будущего состояния потребностей и параметров рынка и неясность перспектив будущих результатов НИОКР и возможностей их применения

В настоящее время маркетинговые исследования инновационной деятельности Тамбовской области являются редкостью, не смотря на то, что имеют большое значение для развития экономики региона. Существует потребность в проведении постоянного мониторинга этой сферы, что возможно реализовать посредством включения бизнес-инкубаторов, центров научно-технической информации, вузов и других организаций инновационной инфраструктуры области в эту деятельность, а также с помощью грантовой поддержки.

При проведении маркетингового исследования инновационной деятельности региона необходимо рассмотреть деятельность инновационных предприятий, а также организаций, входящих в инновационную инфраструктуру Тамбовской области. В ходе исследования стоит определить следующие параметры:

1. Ёмкость рынка инновационных продуктов;

2. Потребители инновационных продуктов (сегменты рынка, целевой рынок);

3. Макросреда (внешние возможности и угрозы);

4. Внутренняя среда организаций инновационной инфраструктуры;

5. Конкурентная среда;

6. Сбыт продукции и услуг;

7. Продвижение продуктов инновационной деятельности;

8. Ценовая политика;

9. Методы повышения конкурентоспособности продуктов и услуг.

Рассматривая широкий спектр видов деятельности организаций инновационной инфраструктуры области, приведенных выше, их можно поделить на основные группы [15, С. 77].

Таким образом, для эффективного сбыта инновационных продуктов и услуг области необходима разработка грамотной маркетинговой стратегии, основывающейся на результатах регулярного мониторинга [17].

Концепция стратегического инновационного менеджмента для России состоит в формировании государственной инновационной политики и всесторонней поддержке инновационной деятельности российских компаний. Современную национальную инновационную систему можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Ключевой проблемой стратегии развития национальных и региональных инновационных систем в РФ является, таким образом, формирование целостной инновационной инфраструктуры коммерциализации инновационных продуктов и услуг, включающей институты защиты прав интеллектуальной собственности и страхования рисков, финансовой, маркетинговой, консалтинговой, информационной и кадровой поддержки инновационной деятельности крупных компаний.

Показать полностью…
360 Кб, 12 января 2014 в 14:51 - Россия, Москва, ИССО, 2014 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении