Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 027797 из ИССО

Вторая международная научная конференция

"Психотехники

и измененные состояния сознания"

РХГА и СПбГУКИ

12 - 14 декабря 2013 г

СПИСОК ДОКЛАДОВ УЧАСТНИКОВ

1. Абузярова М. Б. Вероятная причина возникновения измененного состояния сознания у людей с точки зрения феномена восточного календаря.

2. Агеенкова Е. К. Способ поиска решения творческих задач.

3. Афанасенко И. В. Опыт трансперсональных переживаний в сессиях холотропного дыхания в связи с субъективной выраженностью экзистенциальных категорий жизни у субъекта.

4. Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические установки молодежи: гендерный аспект (на примере мусульман).

5. Бердичевский Е. Г. Фрактальный транс как средство создания новых художественных идей и образов в дизайне.

6. Боков Г. Е. Изучение измененных состояний сознания в шаманских психотехнических практиках отечественными антропологами религии второй половины XIX - первой половины XX вв.

7. Вавилов П. С. Репрезентация феномена ИСС в эллинистической культуре:

философско-культурологический дискурс.

8. Величенко Е. А. Кундалини как доминанта и проективный феномен.

9. Волчек О. Д. Изменчивость природной среды обитания как источник индуцирования ИСС и адаптивной изменчивости показателей музыки и речи.

10. Гайдуков Н. Е. Финал евангелия Луки как древнейшая теологическая конструкция и ее роль в жизни ранней Церкви.

11. Глазунова Н. И. Влияние духовных упражнений Игнатия Лойолы на пространство храмов Общества Иисуса.

12. Двинянинов Б. К. Феномен осознанных сновидений.

13. Джадан И. И., Бойцов А. С. Формальная модель сознания и ее возможное использование для представления работы сознания в обычном и измененных состояниях.

14. Драгайкина Т. А. Видения и сны в субкультуре русских масонов (XVIII - XIX вв.).

15. Дунаев В. Ю. К вопросу об актуализации философской рефлексии над феноменом бессознательного.

16. Духарева А. В., Ефремова О. Ю. Мистические переживания в ИСС и феномен психической энергии.

17. Ефимов В. А. Великая Богиня, лабиринт и измененные состояния сознания.

18. Журба Т. Б. Классификация состояний сознания в традиции кыргызского шаманизма.

19. Зубаирова-Валеева А. С. К вопросу о физиологических основаниях некоторых измен?нных состояний сознания в религиозной практике.

20. Капранов С. В. Психотехники в японском эзотерическом буддизме.

21. Клеопов Д. А. Изменение сознания времени в духовных практиках.

22. Колотов В. Н. Психоактивный текст "Катехизиса за восемь дней" как инструмент обращения в католицизм населения Вьетнама в первой половине XVII в.

23. Крайко Ю. В. "Дети Индиго" и проблемы формирования нового сознания в трансперсональной психологии.

24. Кузьмина Е. В. П. П. Блонский о "видах" памяти.

25. Кулешов Р. Н. Виртуальная реальность компьютерных игр как феномен ИСС.

26. Курганская В. Д. Шаманизм в тюркской магическо-мифологической традиции.

27. Кутарев О. В. Психотехники и ИСС в старом язычестве Северной Европы.

28. Ленков П. Д. Трезвение и осознанность на пути к видению подлинной реальности (исихазм и буддизм).

29. Лесничий В. В., Анисимова О. М., Парфенова Г. Ю. Технология и результаты динамического исследования комплексного целебного звукового воздействия на качество здоровья человека.

30. Ливанский А. Г. Принципы классификации буддийских тантр.

31. Ливач Е. А. Осознавание себя как измененное состояние сознания.

32. Лобанов С. В. Созерцательная практика (упасана и нидидхьясана) в адвайта-веданте Шанкары.

33. Мулик А. Б. Использование транса для развития коммуникативных способностей человека.

34. Пахомов С. В. Объяснительные модели парапсихологических феноменов.

35. Петренко В. Ф. Психосемантика измененных состояний сознания.

36. Полевая Ю. В. Актерская психотехника в системе Ежи Гротовского.

37. Пустошкин Е. А. Трансформации сознания в интегральной психологии.

38. Рыбчак А. В. Трансформации сознания в интегральной психологии.

39. Рысаков А. С. Психотехнические аспекты конфуцианских ритуалов (тезисы отсутствуют).

40. Сафронов А. Г. ИСС и феномен религиозной веры. "Харизматический менеджмент" в структуре религиозной системы.

41. Светлов Р. В. "Философ в гамаке": "следы" ИСС в текстах Платона (тезисы отсутствуют).

42. Скородум Н. В. Психотехники в цикле "1001 ночи" (и в интерпретации Г?те).

43. Сперанская Г. Л. Измененные состояния сознания и тип речевой организации.

44. Стрелкова А. Ю. "Практика пустоты" и дискурсивное мышление в раннем буддизме.

45. Супрун А. П. Сознание и бессознательное как разные языки описания реальности.

46. Трунов Д. Г. Онейротерапия - путь сновидений.

47. Филатов А. А. Принципы галлюцинаторной динамики ИСС в шаманских и ритуальных практиках коренных народов Америки.

48. Хрущева П. В. Обретение особых состояний сознания в контексте поклонения женским божествам (на южноиндийском материале)

49. Шахматова Е. В. Измененные состояния сознания в романе Андрея Белого "Петербург".

50. Шекера Я. В. Даосское учение о "вскармливании жизни" (яншэн) в теории и практике сунского поэта Лу Ю.

51. Шиндин А. В. Мозичный мета-интегральный подход: состояния сознания и этапы развития сознания.

52. Шиндин А. В. Мозаичное моделирование ИСС и самоидентификаций: интегральные и дифференциальные аспекты.

53. Штейнер Е. С. Дзэнская лествица, или Этапы восхождения к просветлению.

54. Щепановская Е. М. ИСС - автоматизм техник или творческий процесс?

(по следам книги В. В. Бибихина "Лес").

КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ УЧАСТНИКОВ

1 Абузярова Марьям Бариевна

кандидат биологических наук, ассистент кафедры традиционной медицины при Институте усовершенствования врачей в г. Алматы. mabuzyarova@mail.ru

Вероятная причина возникновения измененного состояния сознания у людей с точки зрения феномена восточного календаря

В китайской философии и медицине отрицается разграничение соматического и психического аспектов. Попытку выделить психический уровень в китайском варианте восточной философии совершили Г.Байнфилд, Е.Корнголд, в корейском варианте - Пак Чжэ Ву. Они, сохранив древний традиционный подход универсальной классификации вещей через систему усин (пять первоэлементов), сумели представить психологические типы людей.

В данной работе предпринята попытка определения психологического типа человека, способного к спонтанному или произвольному изменению состояния сознания, используя принципы функционирования восточного календаря.

Наблюдению подвергались разные группы людей. 44 человека представляли независимую, или контрольную группу. Это сотрудники частной фирмы, связанной с продажей компьютерной техники. Группа врачей, проходившая постдипломное образование на базе кафедры традиционной восточной медицины АГИУв (60 человек), группа из 20 студентов-психологов и небольшая группа сверхчувствительных людей, принадлежащих к категории экстрасенсов из 8 человек. Кроме того, использовались данные об известных людях, принадлежащих к этой же категории.

Каждый момент времени, согласно восточному календарю, складывается из взаимодействия внешней и внутренней энергий. Каждому моменту времени присваивается бинарный символ соответствующих энергий. Так, внешние энергии отражаются символами пяти первоэлементов, а внутренние - символами активности 12 внутренних энергий, которые могут быть также сопоставлены с животными. Время может определяться так: год Желтого тигра, или час Зеленой обезьяны, или день Голубой крысы и т.д. Есть основание предполагать, что восточный календарь построен с учетом функциональной активности человеческого тела. В данном исследовании нас интересует только параметр внешней энергии, поэтому типы будут представлены символами в виде 10 латинских букв и названы аналогами внутренних систем. Элементу Дерева соответствует К - желчный пузырь, L - печень, элементу Огонь соответствует F - тонкая кишка, Е - сердце, элементу Земля соответствует С - желудок, D - селезенка и поджелудочная железа, элементу Металл - А - легкие, В - толстая кишка, элементу Вода - G - мочевой пузырь, H - почки. Среди элементов один доминирует в соответствии с датой рождения. Все элементы соединены жесткими связями, которые на уровне пяти первоэлементов проявляются в виде законов "мать-сын", "дед-внук", "муж-жена" и др. Следствием действия данных законов будет проявление определенной комбинации 10 элементов, которое было названо "энергетической конституцией".

2 Агеенкова Екатерина Кузьминична,

кандидат психологических наук, доцент кафедры Минского института управления. E-mail: ageenkova@list.ru

Способ поиска решения творческих задач

Творчество - это сложный психологический процесс, при котором человек фактически разрушает сложившиеся у него представления, чтобы из его "осколков" создать нечто новое. Считается, что этот процесс неразрывно связан с инсайтом - внезапным озарением, неожиданным открытием, осуществляющимся без использования приема проб и ошибок, характерного для мышления, и без участия какого-либо волевого усилия, что создает представление о его непроизвольности.

Отдельные представления об процессах, происходящих при измененных состояниях сознания, указывают на их сходство с творческим озарением или инсайтом. Так, Ч. Тарт отмечал, что "дискретное измененное состояние сознания" характеризуется определенным изменением прежней обычной структуры сознания.

В настоящее время имеется несколько психологических теорий, пытающихся объяснить механизм творческого озарения: участие сознания и бессознательного в творческом процессе (Я.А. Пономарев, П.В. Симонов), в том числе такой его разновидности как сверхсознательного или доминанты (П.В. Симонов, К.С. Станиславский); участие первосигнальной и второсигнальной систем (Я.А. Пономарев); взаимодействие правого и левого полушария (А.М. Вейн и И.В. Молдован; В.С. Ротенберг); взаимодействие логической и внелогической стороны сознания (Б.В. Раушенбах, В.В. Налимов).

Сложившиеся в настоящее время приемы активизации творческого мышления направлены на преодоление познавательно-психологических барьеров (Б. Кедров) или "цензуры" (З. Фрейд) сознания, и формирование способности к дивергентному мышлению (Дж. Гилфорд) или к ассоциативному мышлению (Г. Буш).

Предложен авторский способ активизации творческого мышления, основанный на анализе содержания бессознательного. В результате его использования было обнаружено, что при достаточной мотивации решения задачи человек часто неосознанно ее решает, хотя сознательно он этого не осознает. В результате исследования были выявлены следующие несколько неосознаваемых способов решения задачи: обнаружение решения без осознавания данного факта, обнаружение решения только после проведения экспериментальной процедуры, решение задачи в виде ассоциативного образа, вербализированный вариант решения.

3 Афанасенко Инна Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности

факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). E-mail: afinna@mail.ru

Опыт трансперсональных переживаний в сессиях холотропного дыхания в связи с субъективной выраженностью экзистенциальных категорий жизни у субъекта

В докладе представлены результаты исследования динамики самооценок ведущих экзистенциальных категорий жизни и их связи с трансперсональными переживаниями в сессиях холотропного дыхания(tm).

Освещаемые в докладе данные являются частью результатов исследования, которое проводилось на базе семинаров по холотропному дыханию(tm) в г. Ростове-на-Дону в 2010-2012 гг., организованных сертифицированными практиками ХД(tm) В.А.

Емельяненко и А.В.Емельяненко, являющимися в настоящее время руководителями трансперсонального тренинга Грофа в России.

Было проведено исследование взаимосвязи субъективной выраженности экзистенциальных категорий с частотой или интенсивностью разного уровня переживаний, проявляющихся в сессиях холотропного дыхания. Выраженность в прошлом опыте субъектов категории Страдание оказалась связана с переживаниями перинатального уровня (БПМ-II), характеризующихся мучительным чувством одиночества, беспомощности, безнадежности, неполноценности и отчаяния. Опыт переживаний трансперсонального уровня, связанных с расширением или сужением сознания, чаще или интенсивнее проявлялся у субъектов с выраженностью категорий Одиночество и Ответственность.

Общим для испытуемых с высокими показателями Одиночества и Ответственности оказалась высокая частота и/или интенсивность переживаний мощнейшего потока энергии, поднимающегося по телу снизу вверх с последующей активизацией всех чакр, а также переживания пространственного сужения сознания до органа, клетки и т. п.

4

Афанасенко Инна Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). E-mail: afinna@mail.ru

Спивак Дмитрий Леонидович

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мозга

человека им. Н. П. Бехтеревой, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога. E-mail: d.spivak@mail.ru

Религиозно-психологические установки молодежи:

гендерный аспект (на примере мусульман)

Доклад посвящен представлению результатов исследования гендерных аспектов глубинных закономерностей организации личности у молодых российских мусульман, прежде всего на уровне структуры интринзивных религиозно-

психологических установок и признаков измененных состояний сознания, а также напряженности базовых психологических защит, в сопоставлении с их

сверстниками-немусульманами.

Освещаемые в докладе данные являются частью результатов кроссрелигиозного исследования структуры личности, проводимого в настоящее время на базе Южного Федерального университета по методике, выработанной в рамках научной школы изучения измененных состояний сознания нормального человека, основанной профессором Л.И. Спиваком и академиком Н.П. Бехтеревой, непрерывно функционирующей с 1989 г. на базе Института мозга человека РАН.

В результате исследования выявлена гендерная специфика в группе мусульман: у девушек больше выражены разные виды ИСС, в частности, в коммуникативной и сновидческой сферах. У юношей-немусульман показатели интринзивной религиозности менее дифференцированы, чем у девушек разной конфессиональной принадлежности.

Предпочтение механизмов психической защиты не обусловливается религиозной принадлежностью, но связано с полом в случае отдельных видов защиты: у девушек сильнее выражена общая напряженность защит, связанная с изменениями в коммуникативной сфере, и они чаще используют механизм регрессии.

Общий показатель ИСС независимо от пола у мусульман связан с показателями внутренней (интринзивной) религиозности, а у немусульман - с защитными механизмами личности.

5 Бердичевский Евсей Григорьевич

кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой графического дизайна

Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. E-mail: bersev@mail.ru

Фрактальный транс как средство создания новых художественных идей и образов в дизайне

Фракталы - удивительные геометрические объекты, открытые в середине прошлого века, обладающие свойством масштабного самоподобия, размерностью и бесконечностью. Кривые и фигуры, предоставляемые нам традиционной евклидовой геометрией, являются безжизненными абстракциями, в то время как фрактальные композиции отражают истинные, часто неосознанные, смыслы бытия. Природные фракталы (облака,

кроны деревьев, береговые линии морей и океанов, кровеносная система человека, пламя огня и др.) формируют реальность, в которой мы находимся. Важнейшим достижением компьютерных наук последнего 20-летия является разработка прикладных программ, позволяющих сравнительно легко на общедоступной цифровой технике создавать рукотворные стохастические фракталы.

Эти фракталы, получаемые методом последовательных итераций функций комплексного переменного, буквально завораживают зрителя необычностью форм, цветовыми решениями, композиционными абстракциями. Показано, что в ряде случаев рукотворные фрактальные изображения способны ввести зрителя в транс, достаточно длительный и глубокий, так же как может ввести в транс наблюдение за игрой огня в камине или созерцание мощного водопада.

Исследования, проведенные в НовГУ, показали, что длительность и глубина транса зависят, прежде всего, от вида фрактального воздействия. Разработаны следующие психотехники фрактального транса: созерцание двумерных цветных фракталов, созерцание трехмерных цветных фракталов, созерцание трехмерных анимированных фракталов.

Эффективность перечисленных психотехник возрастает при параллельном использовании фрактальной музыки.

Погружение во фрактальный транс позволяет дизайнеру (художнику) генерировать оригинальные креативные идеи, концепты, художественные образы. Максимальный эффект наблюдается при сочетании фрактального транса с возможностями компьютерной виртуальной реальности.

6

Боков Герман Евгеньевич

ассистент кафедры философии религии и религиоведения,

философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: bokovg@gmail.com

Изучение измененных состояний сознания в шаманских психотехнических практиках отечественными антропологами религии второй половины XIX - первой половины XX вв.

Антропология религии - один из важнейших разделов современного религиоведения. Большой вклад в ее развитие был сделан отечественными исследователями религиозных верований и практик народов Сибири и Дальнего Востока России. Их работы не только не уступали первым европейским и американским трудам в этой области, появлявшимся во второй половине XIX в. В ряде

случаев российские труды по антропологии религии были более весомыми. В отличие от западной антропологической научной традиции, которая начиналась с теорий происхождения религии ("минимума религии"), отечественная изначально складывалась на базе многолетних полевых исследований, которые были подкреплены фундаментальными знаниями истории религии. Именно поэтому изучение измененных состояний сознания (ИСС) в шаманских психотехнических практиках отечественными учеными было начато гораздо раньше, чем западными, и выводы, сделанные ими относительно культурно-исторической обусловленности ИСС, на десятилетия опережали ставшие популярными в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. концепции западных авторов, в том числе и Э. Бургиньон. В конце XIX - начале XX вв. в России об этом писали основоположники отечественной "науки о религии" Л.Я. Штернберг и В. Г. Богораз (Тан), основоположник отечественной психологической антропологии (и психологической антропологии религии, в частности) С.М. Широкогоров, выдающиеся этнографы и антропологи Д.Н. Анучин, Б. Э. Петри, И.А. Лопатин и другие. Их исследования проливали свет на феномен ИСС и практики вхождения в них (камлания) в шаманизме, однако если одни из этих работ оказались несправедливо забыты (и прежде всего, забыты именно в России), то другие повлияли на представления о шаманизме западных антропологов и историков религии. "Психоментальный комплекс тунгусов" Широкогорова, вышедший в Лондоне на английском языке в 1935 г., был известен англоязычному читателю значительно лучше, чем русскоязычному, что способствовало широкому интересу к шаманизму и повлияло на написание М. Элиаде работы "Шаманизм: архаические техники экстаза". Более того, исследовательский интерес к ИСС со стороны западных психологов, и психологов религии, в частности, особенно во вт. пол. XX в., был также во многом определен ростом популярности как дальневосточных, так и архаических религиозных практик, приводящих к ИСС, которые начинали изучать и сопоставлять именно отечественные антропологи и историки религии еще в начале ХХ в.

7 Вавилов Павел Сергеевич

студент факультета "Социально-культурная деятельность" Казанского государственного университета культуры и искусств. E-mail: pavlinblin@mail.ru

Репрезентация феномена ИСС в эллинистической культуре: философско-культурологический дискурс

Философский дискурс понимания репрезентации предполагает трансцендентный уровень (Э.Кассирер) символического (Г.Гадамер) процесса нахождения/представления одного в другом и/или через иное. Репрезентация феномена ИСС отражает ценностно-нравственные установки античной культуры, в которых был воплощен один из видов иррационального опыта.

К измененным состояниям сознания в античной культуре можно отнести транс, сомнамбулизм, наркотическое и алкогольное опьянение, болевая стимуляция и как следствие

всевозможные страхи и неистовства. Литературным источником выведения измененных состояний сознания послужил сонник Артемидора "Онейрокритика" и платоновская классификация неистовства в диалоге "Федр".

Античная культура внесла ощутимый вклад в изучение проблемы измененных состояний сознания, что позволило обнаружить "теневую" сторону психики человека. На наш взгляд, культура в целом несет моральную ответственность за любой иррациональный вызов, которая в символической форме находит отражение в психическом здоровье человека и нации.

8 Величенко Александр Евгеньевич доктор философских наук, независимый исследователь

(Украина, Умань - Санкт-Петербург). E-mail: @yandex.ru

Кундалини как доминанта и проективный феномен

Сравнивая истории духовного пробуждения, мы сталкиваемся с тем, что в одних случаях кундалини упоминается, а в других - нет. Это заставляет поставить под сомнение не только необходимость активации кундалини, но и саму ее реальность. По крайней мере это заставляет задуматься об условиях возникновения переживаний, которые затем интерпретируются как шакти-кундалини. В докладе анализируются обстоятельства пробуждения Шри Ауробиндо, Гопи Кришны, Джона Тома и Джил Тейлор. На основе этого анализа и данных нейробиологии делается вывод, согласно которому кундалини как некой силы, дремлющей

в основании позвоночника, не существует. Феномен кундалини порождается концентрацией на макушке. Именно с макушкой связана сенсорная проекционная зона мышц тазового дна. Концентрация формирует доминанту. Расширение области доминанты по проекционным зонам сенсорной коры головного мозга - управляемое или непроизвольное - соответствует переживанию восхождения специфических ощущений от основания позвоночника до головы. Если же концентрация осуществляется над макушкой, как в интегральной йоге Шри Ауробиндо, то переживания кундалини не возникает. Эффект гиперактивации может создавать и функциональная перестройка работы мозга, вызванная черепномозговой травмой или инсультом. Мозг старается компенсировать утрату прежней работоспособности в травмированных областях и переводит работу здоровых участков в доминантный режим.

9

Волчек Ольга Дмитриевна

кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского институт гуманитарного образования. E-mail: Volchekod@mail.ru

Изменчивость природной среды обитания как источник индуцирования ИСС и адаптивной изменчивости показателей музыки и речи

Древние традиции Востока отразили взаимосвязи изменчивости среды обитания и характерных переживаний человека, показателей музыки. Так, в Индии строго соблюдается правило исполнения определенных форм музыки - раг, в определенное время суток и года. Подобные закономерности зафиксированы в китайской натурфилософии для суточных, многодневных и многолетних периодов. Это же прослеживается в практике чтения христианских и мусульманских молитв, приуроченных к разному времени суток и года.

Исследования позволили выявить, что возникшая в ходе исторического развития система 24 ладотональностей европейской музыки позволяет индуцировать при исполнении мастерами искусства ряд переживаний, соответствующих сочетанию условий природной и социальной среды, индивидуальных особенностей человека. Нами обнаружено, что многолетняя динамика сочинений в мажоре, использования 24-х ладотональностей синергична динамике ведущих природных условий.

Результаты лонгитюдного исследования образа гласных и имен собственных позволили сделать следующий вывод. Существует адаптивная зависимость восприятия и воздействия речи от текущих условий природной среды обитания и их сочетания: региональных - длительность дня, температура, давление, и т. п.; глобальных - солнечная активность, излучения, возмущенность магнитного поля и т. п.

10

Гайдуков Никита Евгеньевич преподаватель Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета (Москва). E-mail: gaidukovn@yandex.ru

Финал евангелия Луки как древнейшая теологическая конструкция и ее роль в жизни ранней Церкви

Доклад будет посвящен древнейшей теологической конструкции христианской церкви, зафиксированной в финале Евангелия Луки и первой главе Деяний Апостолов. На рубеже 2 в н.э., когда среди христианских общин исчезает вера в скорое второе пришествие, возникла необходимость в создании целостных теологических конструкций, которые описали бы настоящее и будущее состояние Церкви. До того, как была создана помянутая

нами конструкция, единых представлений, суммы теологии, вовсе не существовало - модели Матфея и Павла категорически противоречат друг другу. Лука (или иной автор, написавший и Евангелие и Деяния) и создал первую подобную конструкцию, включавшую в себя как известный опыт Церкви (пасхальный евхаристический опыт богопознания), так и исторический опыт вознесения Христа и его присутствия не в человеческом теле, а в виде действия св. Духа в Пятидесятнице. Подобная конструкция как нельзя более удачно соответствовала представлениям христиан рубежа 2 в., у которых изменились не только взгляды на второе пришествие, но и сознание в целом. Конструкция Луки оставалась значимой вплоть до создания ранних Символов веры и их унификации на первых двух вселенских соборах.

11

Глазунова Нина Игоревна аспирант РХГА (Санкт-Петербург).

E-mail: pterodaklija@gmail.com

Влияние духовных упражнений Игнатия Лойолы на пространство храмов Общества Иисуса

Искусство - мост между небом и землей. Иезуитам было известно, что с помощью "Духовных упражнений" Игнатия Лойолы и образов искусства можно прогрессировать от глаз к сердцу, от внешнего к внутреннему, от материального к духовному. "Духовные упражнения" были одним из источников вдохновения для архитекторов-живописцев эпохи барокко. Иллюзионистические росписи церквей Общества Иисуса Андреа дель Поццо предстает как наглядный пример взаимовлияния образов и создание определенного духовного пространства. Многослойное пространство храма воздействует на верующего, наподобие "Духовных упражнений". Верующий находится в различных одновременных повествовательных уровнях, и от него требуется активное участие в повествовании через постоянный визуальный контакт, на том же принципе построено и храмовое пространство церквей Общества Иисуса.

12

Двинянинов Борис Кириллович аспирант РХГА (Санкт-Петербург).

E-mail: raziel777@bk.ru

Феномен осознанных сновидений

Осознанные сновидения (ОС) - термин, который не так давно вошел в обиход практиков и исследователей данного феномена. Однако само это явление известно во многих культурах с древних времен. Целью данного доклада будет изложение различных вариантов и практик ОС на материалах различных эзотерических и религиозных традиций, анализ особенностей этого вида ИСС и возможные способы его исследования.

13

Джадан Игорь Иванович врач-терапевт (Харьков, Украина).

E-mail: idzhadan@mail.ru

Бойцов Александр Сергеевич

кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург). E-mail: s.bronze@gmail.com

Формальная модель сознания и ее возможное использование для представления работы сознания в обычном и измененных состояниях

Современная наука имеет ч?ткую тенденцию к ужесточению своих методологических основ с целью сделать свои открытия более доказательными. Это предполагает более широкое применение математических и формально-

логических методов в теоретической науке и более изощр?нный дизайн эмпирического исследования.

Эта тенденция не может не затронуть направления,

посвящ?нные исследованию человеческого мышления (нейрофизиология, философская "теория сознания"). В "теории сознания" (Mind Theory), которая представляет собой современное развитие аналитической философии основным методом обоснования традиционно является более или менее формализованный логический. В то же время примеров построения формальной модели сознания не наблюдается, и на то есть свои причины, которые проясняются в тот момент, когда такая модель начинает строиться.

Вниманию участников конференции предлагается минимальная модель сознания, построенная в логике предикатов. Доказывается неполнота модели, и на этой основе обнаруживаются онтологические корни неполноты любой адекватной модели сознания, а также - влияние этого факта на картину мира.

Также делается попытка использования модели сознания для более глубокого понимания с позиции первого лица измен?нных состояний сознания, таких, как состояние беспамятства, наркотическое состояние и делириозное (галлюцинаторное) состояние. Описывается отличие рассмотрения состояний сознания "от первого лица" и "в третьем лице".

14 Драгайкина Татьяна Анатольевна

кандидат философских наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки

Сибирского отделения РАН (Новосибирск). E-mail: leanor@inbox.ru

Видения и сны в субкультуре русских масонов (XVIII - XIX вв.)

В докладе анализируются особенности восприятия феномена видений и "вещих" снов русскими масонами последней четверти XVIII - первой половины XIX в. Жанр видений, столь значимый для средневековой культуры, в Новое время продолжал оставаться актуальным для представителей определенных течений, объединявших людей, испытывавших потребность в непосредственном контакте с трансцендентным, в новых мистических откровениях и проявлявших особый интерес к мистическому опыту своих современников, в том числе для масонов. Рассматривается функционирование текстов (в частности, сочинений Н.А.Краевича), фиксирующих видения и сны, содержащие откровения различной степени значимости (для конкретного человека, ордена или всего человечества) в рукописном наследии русских розенкрейцеров и опубликованных ими печатных изданиях, а также оценка ими авторитетности этих текстов, которая представлялась зависящей от духовного уровня визионера. Отмечается, что выработанный орденскими ритуалами навык расшифровки символов мог способствовать осмыслению сновидений и необычных явлений психосоматического характера, извлечению из них поучения.

15 Дунаев Владимир Юрьевич

доктор философских наук, профессор, заведующий сектором политических технологий

Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Алматы). vlad.dunaev2011@yandex.kz

К вопросу об актуализации философской рефлексии над феноменом бессознательного

Особые состояния или фазы сознания, как-то: сон, галлюцинации, медиумический либо гипнотический транс, медиативное самоуглубление, паранормальные и психопатологические состояния и т.д. являются предметом исследования многих влиятельных философских направлений, начиная с древних времен. Все эти феномены относятся к бессознательной сфере человеческой жизнедеятельности.

Психосоматические, культурно-исторические, духовноонтологические, экзистенциально-личностные модальности представленности бессознательного образуют в узлах своих пересечений, точках взаимовлияний и противополаганий, в проекциях на взаимных связях и переходах сложные и многомерные, бесконечно верифицируемые смысловые конструкции.

Априорно нельзя решить вопроса о наличии выделенных центров, канонических смыслов, форм дискурса и типов рефлексивности, в которых бессознательное открывалось "как оно есть". Экзистенциальные суждения о бессознательном могут быть верны на вторичном, третичном и т.д. уровнях рефлексии, но совершенно не верифицируемы в дискурсах, ориентированных на его субстанциально-натуралистическое отождествление. "Я в загробный мир не верю, но им интересуюсь" (Х.Л. Борхес) - формула рациональной отчуждающедеструктивной интерпретации мистического переживания непосредственной достоверности, самоявленности иррационального. Утверждение безотносительной реальности такого опыта с точки зрения парадигмальных критериев "нормальной науки" (Т. Кун) иначе, чем "логотомией духа" (П.А. Флоренский), не назовешь.

Возникает задача определения такой "системы координат", в которой мыслительное пространство способов интерпретации бессознательного отвечает требованиям рациональной полноты - logon didonai, задается без логической ошибки pars pro toto.

16

Духарева Анна Вадимовна психолог-консультант (Московская обл.).

E-mail:aduhareva@gmail.com

Ефремова Оксана Юрьевна

студентка факультета психологии РГГУ (Москва). E-mail:glika.06@yandex.ru

Мистические переживания в ИСС и феномен психической энергии

В нашей культуре закрепилось отрицательное отношение к измененным состояниям сознания. Зачастую мы связываем

ИСС с приемом наркотических средств, пограничным или

психотическим уровнем организации личности.

Однако ИСС возникает и по другим причинам. При этом ИСС, независимо от его природы, могут сопутствовать мистические переживания: ощущение уникальности и высокой степени осмысленности актуального момента, вдохновения, переосмысление жизненного опыта и т.д. Мы связываем мистические переживания в ИСС с обменом психической энергией с окружающей средой. Психическую энергию мы понимаем в русле учений отечественных классиков и современников:

Н.Я. Грота, В. Века, С.Г. Колесова. Н.Я. Грот писал, что "психическая энергия" питает психику и сознание, как природу питают "прочие энергии".

Проанализировав труды вышеперечисленных ученых, мы отнесли к психической энергии информацию, вдохновение, экзистенциальные смыслы, эмоциональные ресурсы и идеи. Всю психическую энергию наша психика "черпает" из окружающей среды. Психические свойства контролируют этот процесс: фильтруют поступающую энергию, отвечают за ее распределение на разные виды деятельности. Мистические переживания в ИСС напрямую связаны с изменением психических свойств. Мы начинаем воспринимать энергию, к которой раньше не были чувствительны. Именно поэтому ИСС часто используется в тренингах и психотерапии. Человек способен переосмыслить свой жизненный опыт или актуальное состояние, восприимчив к новому эмоциональному и интеллектуальному опыту.

Таким образом, ИСС может стать не только сигналом изменений в психической жизни человека, но и помочь человеку в личностном развитии.

17

Ефимов Владимир Александрович независимый исследователь (Санкт-Петербург).

E-mail: org@wholeworld.ru

Великая Богиня, лабиринт и измененные состояния сознания

Лабиринт - один из древнейших и загадочных символов человечества. Загадкой является время и место его появления, его назначение, форма, структура. И, несмотря на это, люди, которые имели опыт хождения по лабиринтам, как правило, отмечают необычность своего состояния в процессе движения по ним. Необычность касается как ментальных, так и эмоциональных процессов, проявляется и на телесном уровне.

Один из вопросов, на который трудно однозначно ответить, почему именно семивитковый лабиринт считается классическим критским? Автор фундаментальной книги "Лабиринты мира" Герман Керн пишет, что "должны существовать определенные причины, почему была избрана данная конфигурация, и почему предпочтение отдавалось числу семь. Об этих причинах сегодня можно только догадываться". Сформулировав важный вопрос в исследовании лабиринтов, сам Г. Керн не находит удовлетворительного ответа.

В настоящем докладе выдвигаются и обосновываются следующие гипотезы:

1. Критский классический семивитковый лабиринт является символическим отображением архетипа Великой Богини, которой человечество поклонялось с эпохи палеолита и включительно до эпохи бронзы. Структурной основой построения классического критского лабиринта является так называемая поза адорации.

2. Медитативная визуализация построения критского классического лабиринта по предложенной схеме приводит к улучшению психоэмоционального состояния человека, может способствовать вхождению в измененные состояния сознания.

18

Журба Тарас Борисович, кандидат философских наук,

независимый исследователь (Санкт-Петербург).

E-mail: lus_t@mail.ru

Классификация состояний сознания в традиции кыргызского шаманизма

В докладе представляется религиозно-философское определение традиции кыргызского шаманизма. Сама идентичность "кыргыз", с тюркских языков "красная собака", определеятся в отношении к высшему Божеству, "Хайыракану"- Медведю, как индивидуальное "я" к "Я" вселенскому. Дается краткое введение в историю традиции, ее современное социо-культурное положение и философскую основу систему пяти первоэлементов.

Производится определение "нормального" состояния сознания современного человека, в контексте его дифференциации с измененными состояниями сознания, представляющими интерес для философии религии, онтологии и теории познания, психологии, медицины и других академических дисциплин.

Предлагается вниманию типология состояний сознания, которые определяются шаманами как "рабочие", и составляющими специфику шаманского опыта. В частности, предлагается описание состояния

"спокойствия", "Присутствия", "ясного сна". Так же описываются переживания субъекта мистического опыта в форме "учений, получаемых во сне", "учений, получаемых в форме транса", действия в состоянии "медиумического транса", "шаманские путешествия". Типология данного опыта сопровождается картографией практик, приводящих к реализации данных состояний сознания.

Доклад содержит элементы компаративного анализа, которые освещают тему в сравнении с другими религозными системами.

Сумма материалов и рекомендаций, предлагаемых в докладе, может представлять научную ценность в ходе преподавания философии религии в вузах, а также расширять горизонт практических ориентаций современного человека в сфере его понимания повседневной очевидности и в ситуациях столкновения с непознанным.

19 Зубаирова-Валеева Айгуль Сабировна кандидат философских наук

доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Башкирского государственного медицинского университета (Уфа). E-mail: angul@mail.ru

К вопросу о физиологических основаниях некоторых измен?нных состояний сознания в религиозной практике

Существует целая группа ИСС, происхождение которых не связано с приемом психотропных веществ и с искусственными манипуляциями, изменяющими естественное течение физиологических процессов. В большинстве случаев они продуцируются как результат интенсивной религиозной практики. Нередко их сопровождают очевидные изменения на физиологическом уровне, недоступные большинству и потому относимые к так называемым "сверхспособностям". Каков генезис этих состояний, и как объяснить их физиологические корреляты?

Структура нервной системы строго иерархична: нижележащие отделы, как правило, подчиняются вышележащим. Однако степень подчинения вегетативной нервной системы коре больших полушарий остается далеко не полной, вследствие чего она также получила названия "автономная" и "непроизвольная" нервная система.

Что могло бы дать полное подчинение вегетативной нервной системы? Это принципиально новый, неизвестный нам уровень интеграции нервной системы. Восстановительные, защитные способности такого организма превзойдут самые смелые ожидания.

Кроме того, человек, его разум, должен действительно стать хозяином всех внутренних процессов организма. В определенном смысле реальность тела окажется вторичной, производной по отношению к реальности сознания, то есть реальностью виртуальной. Возможно, что мы будем иметь дело с новой, информационной формой движения биологической материи, которая аналогична ее интериоризации (своеобразному помещению "внутрь" субъекта). Это своего рода "переворот оснований бытия", изменяющий саму природу жизни человека.

Т.о., мы можем предположить, что отдельные религиозные системы накопили опыт психотехник, позволяющих ускорить естественный эволюционный процесс нервной системы путем перевода высших вегетативных центров на корковый уровень регуляции.

20

Капранов Сергей Витальевич кандидат философских наук

старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины (Киев) E-mail: s_kapranov@yahoo.com

Психотехники в японском эзотерическом буддизме

Эзотерический буддизм (миккё) обладает, вероятно, самым богатым арсеналом психотехник среди всех направлений японского буддизма. Он представлен двумя основными школами - сингон и тэндай. Обе они возникли в начале IX века, на заре эпохи Хэйан, "золотого века" японской культуры. Японский эзотерический буддизм представляет собой ответвление китайской версии ваджраяны. Техники, используемые в микк?, подразделяются на телесные (мудры), вербальные (мантры) и техники сознания (медитация). Для медитации применяются также сложные символические системы - мандалы, знаки индийского алфавита ситтан (санскр. сиддхам). Например, одной из основных техник является адзикан - созерцание знака, означающего звук "а". Психотехническое действие оказывают и некоторые ритуалы, такие как гома. В "еретической" школе Татикава-рю использовались сексуальные техники. Большинство техник микк? требуют от адепта посвящения и обучения под руководством квалифицированного учителя. Психотехники эзотерического буддизма оказали влияние на сюгэндо и синто.

21 Клеопов Дмитрий Алексеевич

научный сотрудник Института исследований природы времени (Москва). E-mail: dkleopov@mail.ru

Изменение сознания времени в духовных практиках

?То, что живет во времени, характеризуется лишь стремлением к действительному существованию, к действительному бытию, но оно лишь бывает, а не есть действительно. Понятия бытия и вечности оказываются совпадающими? (С. Глаголев). Все традиционные духовные практики стремятся в финале соответствующего им духовного делания дать своим адептам истинное бытие, обеспечить правильный переход из времени в вечность. Поэтому наибольший интерес имеет именно представление различных традиций о вечности, строже говоря - о завершении, финализации времени. В докладе будут рассмотрены в основном две духовные традиции, христианство и буддизм, и соответствующие им духовные практики.

В христианстве можно говорить об "исполнении времен", тогда как для буддизма характерно представление о вечности как о прекращении времени. Духовные практики различны и по отношению к модусам времени. Христианство исторично и эсхатологично, то есть имеет имманентную "стрелу времени", направленную из прошлого через настоящее в будущее. В буддизме же одна из базовых концепций - "обратное воспоминание", в котором время направлено из настоящего в прошлое; в будущем же время подлежит прекращению в нирване. Также отметим, что представление о вечности как "вечном возвращении" характерно для древнего мифологического сознания, индуистской традиции и античности.

22 Колотов Владимир Николаевич

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока восточного факультета СПбГУ. E-mail: vladimirkolotov@mail.ru

Психоактивный текст "Катехизиса за восемь дней" как инструмент обращения в католицизм населения Вьетнама в первой половине XVII в.

В докладе рассматривается источник первой половины XVII в. "Катехизис за восемь дней" как эффективный инструмент по обращению в католицизм населения Вьетнама с привлечением специальной литературы по психотерапии и гипнологии. Такой подход позволил посредством современной терминологии на конкретных примерах описать использованные иезуитами механизмы и технологии вербального воздействия, которые позволяли перепрограммировать психику и менять модели поведения местных жителей. Изучение и систематизация исследованного материала приводит к выводу о том, что при обращении в католицизм во Вьетнаме в XVII в. европейские миссионеры на высоком профессиональном уровне использовали технологии гипноза в геополитических целях.

Выполненный анализ содержания источника XVII в. "Катехизис за восемь дней" позволяет определить его текст как психоактивный, со "встроенными" "закладками", постепенно вводившими слушателей в измененное состояние сознания, близкое к стадиям гипнотического транса, характерным для "мягкого" гипноза. На конкретных примерах показано использование в проповедях психотехник и технологий гипноза для оказания скрытого психологического воздействия на слушателей. "Катехизис за восемь дней" сыграл ключевую роль в процессе распространения католицизма во Вьетнаме.

23 Крайко Юлия Владимировна

кандидат философских наук, независимый исследователь (Московская область). E-mail: celeno@mail.ru

"Дети Индиго" и проблемы формирования нового сознания в трансперсональной психологии

Возможности выхода за пределы обыденного реального мира и окружающей действительности интересовали человечество с незапамятных времен. В связи с этим отечественные исследователи В. Козлов и В. Майков сформулировали концепцию мирового трансперсонального проекта. Выход за пределы известного, освоенного,

окультуренного составляет суть того, что они называют трансперсональным проектом в истории человечества. Этот проект возник в незапамятные времена пробуждения сознания и отчетливо проявляется уже во времена шаманизма и других ранних религиозных верований. Он принимает разнообразные формы в мировых религиозных и духовных практиках, светских духовных традициях, искусстве, науке, изобретательстве, контркультуре и движении Нью-Эйдж, глубинной психологии и современной трансперсональной психологии, возникшей в 60-е годы XX века. По словам основателя трансперсональной психологии Станислава Грофа, "новейшие открытия исследователей всего мира заставляют нас серьезнее задуматься над тем, что мы представляем из себя физически, умственно и духовно. Мы наблюдаем появление нового понимания психики и, вместе с ним, удивительного мировоззрения, соединяющего последние достижения на переднем крае науки с мудростью древнейших человеческих сообществ. В результате все новых успехов нам приходится пересматривать буквально все наши представления, подобно тому, как это происходило в ответ на открытия Коперника почти пятьсот лет назад". Исследование феномена "Детей Индиго" - детей нового сознания, открытый в начале 80-х годов экстрасенсом и психологом Нэнси Тэпп, является важнейшим этапом развития трансперсональной психологии. Эти дети появляются на свет с особой миссией и жизненной программой - ускорить процесс наступления на Земле новой эпохи - эпохи творчества, сотрудничества и любви. Они обладают врожденными экстрасенсорными способностями, особой ментальной, эмоциональной, духовной и физической структурой. Такие дети нуждаются в адаптации к существующей традиционной системе воспитания и образования. За прошедшие несколько десятилетий с момента открытия этого феномена, исследователи, психологи, педагоги и медики разработали множество эффективных психотехник и методик, которые могут помочь детям индиго в адаптации к существующим неблагоприятным для их развития жизненным условиям и в реабилитации в случае возникновения серьезных проблем. Многолетние исследования проблем "новых" детей и их особенностей способствуют также формированию новых альтернативных направлений в современной педагогике - например, энергоинформационной педагогики.

24

Кузьмина Елена Викторовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии и мировых культур

Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского). E-mail: kuzminahv@rambler.ru

П. П. Блонский о "видах" памяти

П. П. Блонский - сложная фигура для историко-философского анализа. Выпускник историко-филологического факультета Киевского университета, изучавший философию Беркли, а, затем, Плотина, в советское время он занялся психологией и педагогикой, как практическим продолжением философско-психологических теорий. Биография демонстрирует достаточно резкую смену интересов, хотя все тексты П. П. Блонского содержат в себе устойчивый античный компонент.

Мы свою реконструкцию начинаем с предположения о неизменности гносеологической позиции П. П. Блонского. Его оригинальная историография "плотинизма" действительно позволила построить "единую философию" в античной,

средневековой и новоевропейской ее составляющих. Уже в незащищенной магистерской работе "Философия Плотина" (1918) мы встречаем рассуждения о предназначении философии, самопознании, умственной интуиции, "энергетическом понимании души" у Плотина. Интересно, что философию автор противопоставляет религии (схоластике), но в разряд "платинизирующих" средневековых философов вносит Григория Нисского и (Псевдо-)Дионисия Ареопагита. См. также его утверждение о том, что христианская мистика идет "от Плотина" и основывается в своем понимании экстаза не на нем, а на Филоне... Другими словами, П.П. Блонский сам не смог в ранней работе расставить "по местам" философию и богословие (=религию). В своей работе "Память и мышление" (1935) автор указывает, с ссылкой на Аристотеля, что состояние сильного изменения (например, возраста, в младенчестве или старости) сопровождается отсутствием памяти. Психически нездоровые ("легко приводимые в движение образами") не могут владеть своими воспоминаниями. Подход Аристотеля опытно-материалистический противопоставляется автором подходу идеалистическому, опять же в полной мере выраженному у Плотина в трактате "Об ощущении и памяти". Для Плотина память не оттиск, а сила. "Душа воспринимает только "виды" тел, но не как отпечатки, а заставляя как бы светиться находящиеся в ней самой понятия". С точки зрения античного идеализма познание - "рост энергии самой души".

Далее, через подробный анализ существующей философской и специально психологической литературы на предмет "памяти и мышления", П.П. Блонский призывает к гносеологическому "эксперименту" - применить диалектику Гегеля (о силах души) к наличным психологическим теориям и представить "виды" памяти (моторную, образную и логическую) как "уровни" единой памяти. Специально ставится проблема аффективной памяти и, соответственно, аффективного образа.

П.П. Блонский вплотную подходит к критике фрейдизма и психопатологии. Согласно его собственным исследованиям, Фрейд принципиально не прав в своей теории "вытеснения". Наоборот, "максимально хорошо запоминается то, что вызвало очень сильное нервное возбуждение". Чрезмерно сильное, "болевое" возбуждение ведет к ликвидации возможности возбуждаться, т.е. к потере сознания и беспамятству. Но, тем не менее, на сильном "аффективном" возбуждении "строиться" узнавание, "воскресение" прошлого.

Если для исследования аффективной памяти экспериментальная психология в ее изучении низших чувств (низшего уровня чувства) и дает обширный материал, то образная память (образный "вид" памяти) испытывает дефицит теории. В своем построении "теории образной памяти" П.П. Блонский вс? больше основывается на античных авторах и на "самопознании" (собственных экспериментальных данных).

25 Кулешов Руслан Николаевич

кандидат культурологии, независимый исследователь (Харьков, Украина). E-mail: r.kuleshov@yoga.net.ua

Виртуальная реальность компьютерных игр как феномен ИСС

Виртуальная реальность компьютерных игр обладает базовым для нее качеством иммерсии - глубокого погружения в игровой процесс, обусловленного интерактивностью геймплея. Интерактивный характер компьютерной игры создает максимальную степень вовлеченности пользователя. Дигитальная симуляция обеспечивает высокую степень воздействия специфической темпоральности и топологии компьютерных игр, формируя ИСС у субъекта игровой реальности. В следствии иммерсии, игровая реальность изменяет самоощущение игрока, которое переносится из физического тела, становящегося частью интерфейса, в репрезентирующий игрока виртуальный образ. Линейное восприятие времени изменяется, с одной стороны приобретая такой признак, как необратимость, а с другой - уступая место более архаичной циклической модели восприятия времени. Поскольку структура нарратива компьютерной игрыпутешествия, где основную роль играет функция добывания необходимых объектов или устранения имеет типологическое сходство с архетипической структурой шаманской обрядности и этиологических мифов, можно говорить о процессе ремифологизации, выраженном в пространстве видеоигр.

Компьютерная игра, формируя ИСС субъекта игры как измененное восприятие времени, пространства и мироощущения, не только возвращает сознание к архаическим формам, но и формирует принципиально новые онтологические, эпистемологические и аксиологические модели восприятия постклассической культуры.

26

Курганская Валентина Дмитриевна доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения

Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Алматы). E-mail:vkurganskaya@mail.ru

Шаманизм в тюркской магическо-мифологической традиции

В тюркской магическо-мифологической традиции представления о взаимодействии и взаимозависимости трех миров - Верхнего - обители божеств и духов-покровителей; Нижнего - мира сверхъестественных существ, враждебных человеку; Среднего - собственно человеческого мира - приняли форму шаманизма. Шаман есть воплощенное единство этих миров и выступает как их ритуальный посредник.

Одной из причин болезней в шаманизме считается "потеря души". В этом случае шаман-баксы вводит себя с помощью определенных психотехник в состояние транса и в своих экстатических странствиях пытается обнаружить утерянную пациентом душу или ее фрагменты. В сражении или хитростью он стремится отнять их с помощью духов-помощников (кiсiлерiм) у злых духов (ботен кiсiлермен) и вернуть владельцу.

Таким образом, колдун с помощью мифических персонажей создает семиотическую систему, обладающую (в силу гомогенности процессов разного уровня жизнедеятельности - органических, бессознательно-психических, сознательных) индукционной способностью мобилизовать все силы организма на борьбу с болезнью.

В том пространстве, где шаман выступает медиумом между людьми и духами, он "экстерриториален, вне души и тела, вне реальности" (А. Кодар).

При этом достижение в экстатической экзальтации процесса камлания измененных состояний сознания говорит о способности человека "овладевать мощью духов", превосходящей обычные человеческие свойства.

Терапевтическая эффективность мифической символики объяснима структурной гомогенностью процессов разного уровня жизнедеятельности: органических, неосознанно психических, сознательных, однако этот феномен следует исследовать вкупе с феноменом бессознательного как проблемы онтологии субъективности.

27

Кутарев Олег Владиславович аспирант РХГА (Санкт-Петербург). E-mail:etnogenez@mail.ru

Психотехники и ИСС в старом язычестве Северной Европы

В рамках исследования дохристианских верований Северной Европы (имеются в виду германские, кельтские, прибалтийско-финские, славянские и балтские язычества) особый интерес представляют их психопрактики и измен?нные состояния сознания (ИСС), сближающие указанные традиции, как с евразийским шаманизмом, так и со средиземноморскими культами. Их древние основания - бесспорны, а источники (крайне скудные в целом) указывают на то, что они были весьма богаты и разнообразны. Это могут быть как введение в ИСС посредством техники экстаза, танца, употребления определ?нных напитков или растений; так и заклинания,

построенные, например, на знании происхождения того или иного предмета или явления и т.д.; особое место занимают обычаи тех или иных праздников, посвящ?нных преимущественно плодородию.

В докладе освещаются наиболее интересные практики, известные в северном язычестве, предложены их типология и анализ. Среди них как знаменитые (вроде обретения "вдохновения" от различного рода "поэтических медов"), так и малоизвестные (вроде редчайших источников о психопрактиках древнеславянских волхвов). Особый интерес представляет их анализ в свете сравнительного материала - прежде всего относительно хорошо задокументированных древних практик народов Евразии, а также до сих пор живого шаманизма, доступного для изучения этнографам; он позволяет лучше понять указанную сложную, но крайне интересную тему.

28

Ленков Павел Дмитриевич кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения факультета социальных наук

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) E-mail: p-lenkov@yandex.ru

Трезвение и осознанность на пути к видению подлинной реальности (исихазм и буддизм)

Во всех духовных традициях есть представление: обычно (в норме) человек пребывает в таком состоянии сознания, когда он воспринимает реальность искаженно. Дабы узреть подлинную реальность (как бы она ни именовалась в конкретной традиции), состояние сознания необходимо изменить, трансформировать. Изменение сознания - это прежде всего его очищение от того, что его "замутняет", мешая увидеть реальность как она есть. В настоящем докладе будут проведены некоторые сопоставления православных и буддийских воззрений по данному вопросу, а именно, представлений о трезвении как оно понимается у исихастов и концепции очищения сознания, согласно буддийским представлениям.

29

Лесничий Валерий Владимирович кандидат медицинских наук, доцент,

научный сотрудник Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург).

E-mail:lesnichy2@yandex.ru

Парфенова Галина Юрьевна (E-mail: dolcevoice@rambler.ru), Анисимова Ольга

Михайловна (E-mail:olanisimova@narod.ru) (обе - певицы, преподаватели Балтийской педагогической академии (Санкт-Петербург).

Технология и результаты динамического исследования комплексного целебного звукового воздействия на качество здоровья человека

Предлагается материал по психофизиологической оценке с помощью аппаратно-программного комплекса "ОМЕГА -М" влияния авторской технология

системного оздоравливающего воздействия комплекса из восьмичасовых звуковых процедур, организованных в виде единого тренинга.

Специфика звукового воздействия связана с непрерывным циклическим воздействием общей длительностью не менее 8 ночных часов. Как воздействие, так и измерения проводились в состоянии естественного изменения сознания испытуемых (состоянии сна и промежутков бодрствования).

Звуковое целебное поле создавалось путем последовательного чередования и одновременного звучания четырех основных элементов: обертонного пения; последовательного и одновременного звучания двух гонгов; поющих тибетских чаш и звучания кристаллических чаш.

Всего в группе было 35 человек: 12 мужчин и 23 женщины. Аппаратнопрограммному исследование как до, так и после проведения тренинга, было подвергнуто 8 человек: 3 мужчины и 3 женщины. Плюс были обследованы в этом алгоритме и ведущие тренинга - 2 женщины.

Выявлено достоверное и значимое влияние комплексного воздействия звука в данном алгоритме и формах на параметры качества психофизического здоровья участников тренинга. Выявлены признаки оптимизации функций сердца и головного мозга. Последние обосновываются качественными сдвигами спектра энцефалограмм в сторону значимой активации спектров альфа - и тета- волн, чем также во многом объясняются и позитивные сдвиги в индексах показателей физического здоровья, как у участников тренинга, так и у его ведущих.

30

Ливанский Артур Георгиевич аспирант кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. E-mail: sir.arctur3@gmail.com

Принципы классификации буддийских тантр

Доклад посвящен всему разнообразию способов классификации буддийских тантр, используемых тибетскими авторами. В качестве источников привлекаются труды известных и наиболее авторитетных деятелей школ тибетского буддизма. Уникальная система классификации на девять колесниц, присущая самой старой из тибетских школ Нингма излагается в соответствии с трудами

Дуджома Ринпоче Джигдрал Еше Дордже "Школа Нингма тибетского буддизма", написанного сравнительно недавно и работы Рог Банде Шераба "Учение Будды и девять колесниц" (1166-1244). В качестве основного источника классификационных схем мной использована работа одного из ранних патриархов школы Сакья - Сонам Цземо, а также комментарии на данную работу за авторством других представителей его линии преемственности. И наконец, позиция школы Гелуг, имеющая мало отличий от сакьяпинской, излагается на основе трудов ее основателя Чже Цонкапы ("Нагрим Ченмо") и его ученика Кедруба Дже ("Основы буддийской тантры"). Труды упомянутых авторов рассматриваются в тесной взаимосвязи с коренными текстами тантр и их индийскими комментариями, на основе которых и были разработаны различные способы классификации. В каждом из них делается упор на тот или иной аспект тантрической практики, а также производится легитимация учений Ваджраяны в контексте буддийского учения. Ярким примером является позиция, согласно которой четыре класса тантр были изложены для четырех варн индийского социума в связи с характерными для представителей каждой особенностями восприятия и наиболее проявленными аффектами. В работе использованы источники на русском, английском и тибетском языках.

31 Ливач Елена Антоновна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

Санкт-Петербургского государственного технологического университета

E-mail:livach@list.ru

Осознавание себя как измененное состояние сознания

Будем исходить из следующих постулатов: сознанием называется "совокупность чувственных и умственных образов,

непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире".

"сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их "презентированности" (представленности) субъекту",

сознание развивается во взаимодействии с людьми и продуктами деятельности; инструментом сознания является язык; сознание социально по своей природе;

Опираясь на эти положения, мы можем заключить, что нормальное (неизмененное) состояние сознания определяется тем, образы каких явлений доступны и подлежат осознанию по нормам общества, к которому принадлежит субъект. Под доступностью мы понимаем уровень развития знаний этого общества. Не могут существовать психические образы явлений, отсутствующих в картине мира данного сообщества. Однако явления могут быть доступны для познания, но не подлежащими осознанию по нормам данного общества. Тогда измененным состоянием сознания будет состояние осознавания того, что осознавать не принято. И так как сознание - мощный инструмент регуляции и контроля, имеет смысл в первую очередь осознавать саму работу сознания. И.Н. Калинаускас, опираясь на работы Г.И. Гурджиева, предлагает следующий метод: осознание своих чувственных, эмоциональных и умственных проявлений; таким образом происходити развитие центра Я, самосознания:

где 0 - это самосознание, истинное Я;

1 - физические проявления;

2 - эмоциональные (психоэнергетические) 3 - интеллектуальные.

В таком случае, 0 будет познающим субъектом, а 1, 2, 3 - объектами, принадлежащими нашей личности.

Калинаускас пишет: "Если вы будете изучать свои механизмы и автоматизмы, то разовьете свое истинное Я. То есть, занимаясь всеобщим в себе, разовьете то Я, которое делает это. Изучая же в себе неповторимое, вы разовьете автоматизмы, всеобщее в себе. Ибо развивается то, что действует, находится в активной позиции".

Отсюда выходит много интересных следствий: способы социума ограничить естественную деятельность по развитию своего неповторимого Я; суть психотерапии как деятельности по познанию себя; изменение поведения по отношению к своей физической, эмоциональной, интеллектуальной составляющей вследствие изменение сознания (психогигиена) и т. д.

32 Лобанов Сергей Владимирович

старший преподаватель кафедры религиоведения Свято-Филаретовского Православно-

Христианского института, аспирант Института философии Российской академии наук (Москва). E-mail: losevl@gmail.com

Созерцательная практика (упасана и нидидхьясана) в адвайта-веданте Шанкары

Созерцательная практика (в форме поэтапных

"приближающих" методов - упасан) у Шанкары ид?т бок о бок с самоисследованием и углубл?нным изучением ключевых текстов веданты, прежде всего упанишад. Ведийский текст (шрути) для Шанкары больше, чем просто текст как источник информации для обычных теоретиков. Тексты шрути своим источником имеют то же трансперсональное состояние Брахмана, к "незаочному познанию" которого на опыте стремится ведантист и о котором они свидетельствуют своими "великими изречениями"

(махавакьями). Практика "йоги знания" поэтому и начинается со "слушания" (шраваны) - восприятия свидетельств шрути о тождестве Атмана и Брахмана. После того, как практик адвайта-веданты понял должным образом махавакьи о единстве своего "я" и Брахмана и отринул все сомнения относительно высшего недвойственного состояния сознания, он должен поддерживать в себе некий повторяемый поток когниций в форме регулярного аналитического размышления (мананы) над махавакьями. Это вторая стадия ведантической джнянайоги. Полностью баланс между хотя и истинным (в силу безусловного авторитета шрути), но "опосредованным" теоретическим знанием и практической реализацией "незаочного постижения" Брахмана на собственном опыте достигается в стадии нидидхьясаны - устойчивого, продолжительного и внимательного "вглядывания" в свою недвойственную внутреннюю природу и интенсивного пребывания в этой интегральной идентичности сознания при одновременном исключении прочих мыслей и активностей сознания. Нидидхьясана - это мост между "опосредованным" теоретическим знанием текстов шрути и "непосредственным" освобождающим переживанием недвойственного состояния сознания, которое тем самым само выявляет себя как Атман.

33 Мулик Александр Борисович

доктор биологических наук, профессор, директор Института естественных наук

Волгоградского государственного университета). E-mail: mulikab@mail.ru

Использование транса для развития коммуникативных способностей человека

Существующая теория мышечных блоков и соответствующие методы телесно-ориентированной психотерапии явились базисом гипотезы автоматического повышения коммуникативных способностей при устранении хронического мышечного напряжения. С целью оперативного достижения результата был выбран вариант дыхательных упражнений, обеспечивающих гипервентиляцию легких, вызывающую состояние транса, который в свою очередь приводит к рефлекторному освобождению организма от имеющихся мышечных блоков с одновременным разрушением психологических комплексов.

Для экспериментального исследования было отобрано 16 человек обоего пола от 17 до 30 лет, имеющих низкий уровень коммуникативных способностей, оцененный по тесту КОС-2. Методом случайной выборки их поровну разделили на две группы: контрольную и опытную. С контрольной группой проводился комплексный психологический тренинг, а в опытной группе применялся телесноориентированный подход. После выполнения восьми занятий, по 40 минут каждый пятый день, в группах было выполнено повторное определения уровня коммуникативных способностей. При этом в контрольной группе величина КОС не претерпела существенных изменений (исходный уровень 5,5±1,80 ед., достигнутый - 4,8±1,64 ед). В опытной группе наблюдалось статистически достоверное (р 1 -> несколько > много -> бесконечная неоднородность и симметричная ей отрицательная часть.

Ноль означает отсутствие адекватной проявленности конструктов данного порядка. Положительная часть - развитие данных компонентов и расширение адекватности по ним. Отрицательная - непринятие конструктов или подавление, или развитие с отказом.

Мозаика предлагает собственную модель исторического развития, создание профилей существ и позволяет производить многофакторное исследование дифференциальных и интегральных аспектов личности как в статике, так и в ходе динамики жизненного пути.

52

Шиндин Алексей Владимирович

Руководитель Международного института дифференциальной психологии (Московская обл.).

E-mail: alexeyshindin@gmail.com

Мозаичное моделирование ИСС и самоидентификаций:

интегральные и дифференциальные аспекты

Мозаичное моделирование затрагивает аспекты интегральных и дифференциальных перспектив. Предполагается, что целостность является таковой лишь при некоторых условиях и может такой не быть при других. Если происходит постоянное обновление как в плане добавления, так и вычитания, то ставится вопрос о сохранении целостности, насколько она остается собой, а не представляет лишь наборы постоянно меняющихся многообразий, где "целостность" лишь вводится для удобства моделирования.

Мозаичная модель существа как совокупность многообразий с гибким, поуровневым введением центрального конструкта, который эмерджентно самовозникает за счет взаимодействия элементов многообразия. Я как конструкт без "Я". Это дает широкий спектр интерпретаций и методов работы с трансперсональными феноменами и имеет потенциал, выходящий за рамки отдельной личности к категориями мемов, эгрегоров, архетипов и др.

Модель потенциалов рассматривает системы как вложенные колебательные контуры, где центр детерминирует диапазоны и границы развития периферии, а периферия в виде обратной связи наполняет содержанием центр. Для перехода в другие диапазоны необходимо набрать потенциал - "космическую скорость", а нахождение внутри - это преломление и взгляд в узком частотном диапазоне.

Модель Мозаичного океана же позволяет представить известные категории и формы как разные этажи абстракций.

Теоретическое представление данных процессов может перевести их из разряда мистики и феноменов в объективно изучаемые явления и разработку методов работы с ними, способствовать сближению "экстрасенсорных" направлений с наукой.

53 Штейнер Евгений Семенович

доктор искусствоведения, профессор кафедры цивилизационного развития Востока Высшей школы экономики (Москва).

E-mail: evenbach@gmail.com

Дзэнская лествица, или Этапы восхождения к просветлению

В докладе разбирается медитативный опыт и иные психотехники, использовавшиеся в духовных практиках средневековых дзэн-буддийских монастырей Японии в сопоставлении с современными исследованиями о нейрофизиологических процессах, происходящих в организме медитанта.

Дзэнское "просветление" разделяется внутри традиции на несколько этапов. "Великое озарение", согласно мнению авторитетных адептов Дзэн, не приходит сразу. Ему предшествуют менее глубокие и менее продолжительные моменты измененного состояния сознания, во время которых медитант успевает заметить лишь "проблески пустоты" или "видения своей природы" именно так (кэнс?) называют в дзэнской практике первое пробуждение, оставляя термин сатори ("просветление") за следующим этапом. После большого сатори аппарат управления собственным сознанием, видимо, становится послушен индивиду, который обретает способность погружаться в медитацию достаточно быстро и в самых разнообразных жизненных ситуациях.

Нейрофизиологический извод дзэнской практики состоит из девяти этапов. Первые четыре определяются как "обычные" состояния сознания. Далее следуют необычные состояния, пятое-шестое. Пятый этап (или фаза, или состояние) определяется как высокоэмоциональное состояние без потери себя и связи с окружающим. Шестой делится на две фазы - а) растворение вовне, или концентрация на внешнем источнике; и б) растворение внутри с потерей ощущений извне. Длится шестой тип состояния несколько секунд или (редко) минут. Этот этап называют "поглощением" - когда сознание втягивается в нечто, вне его лежащее, но без пробуждающе-просветляющего эффекта при последующем возвращении в себя. При вхождении в этот этап в сознании медитанта могут случиться первые образы съезжания в инобытие: необычные телесные ощущения и ментальные картины - сияющий свет, чувство экстатической радости, подъема над землей, пылающего в огне собственного лица... По-японски такое состояние называется макё (букв. "место где нечисто" - водятся привидения и т.п.). Оно считается побочным эффектом начального переструктурирования сознания и связано с необычной деятельностью нейротрансмиттеров. Далее поглощение может вызвать то состояние, которое в традиционных текстах называется самадхи (яп. саммай).

Третью и последнюю группу представляют продвинутые необычные состояния. Седьмой этап описывается как мудрость (праджня), полученная в результате инсайта. Медитант ощущает единство внутреннего и внешнего, он чувствует единение с миром (скажем, приобщение к сознанию Будды или Универсальному телу Закона-Дхармы). Это состояние описывается в терминах пробуждения и просветления, узрения своего истинного лица. По выходе из седьмого этапа измененного состояния сознания (кэнс?/сатори) остается более выраженное послечувствие, меняющее поведение человека.

Восьмой этап характеризуется невозможностью выразить ощущения и передать состояние души в момент пребывания сознания в этой фазе. Наиболее частый и общий деноминатор этого состояния - это первозданная пустота, неразличение дистинкций вплоть до полной потери из вида (сознания) всех феноменов, т.е. первозданное Ничто. Если назвать такое состояние одним словом, то слово это будет нирвана. Состояние это также преходяще и длится, как правило, несколько минут. Девятый, последний, этап представляет собой непрекращающееся просветленное состояние. При этом вещи снова видятся, выплывая из пустого круга, но видятся не так, как раньше, а "так, как они есть". При этом сознание ощущает отсутствие границ - свободный контакт со всем и соучастие во всем. В отличие от всех предыдущих этапов измененного состояния сознания, этот продолжается неограниченно долго. Для понимания природы дзэнских специфических типов сознания и духовной практики много полезного может предложить также синергийная антропология, разрабатываемая С. С. Хоружим. Синергийная антропология исходит из антистатического, энергийного в противовес эссенциальному, характера человеческой духовной натуры. Синергийная интерпретация духовного опыта предполагает выявление определенных черт и закономерностей, присущих целостной парадигме духовных практик.

Самое же интересное, что предлагает синергийная антропология, - это именно рассмотрение человеческой природы под углом соединения в сознании практика его собственной духовной энергии с источником энергии, вне его лежащим. Представляется важным попытаться выяснить, не находится ли в сфере религиозного сознания источник "двух разных энергетик, и отсюда - двух разных динамик, которые, говоря философски, полагаются, говоря же физикалистски - генерируются двумя разными источниками энергии". (С. С. Хоружий). Как мне кажется, этот источник в дзэнском случае есть. О способе трансляции и природе этого источника ("внеположного истока") пойдет речь в докладе. Кроме того речь пойдет о том, какие внешние условия могут служить триггерами для запуска нейрофизиологических механизмов, происходящих в мозгу (неявно для сознания) во время медитации.

54 Щепановская Елена Михайловна

кандидат философских наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

E-mail: semiravet@yandex.ru

ИСС - автоматизм техник или творческий процесс?

(по следам книги В. В. Бибихина "Лес")

ИСС можно включить в более широкий термин, используемый В.В. Бибихиным - лес (которому посвящена его книга "Лес" (hyle)). Вслед за Бибихиным, можно рассматривать человеческое техне и природу в одном ключе, поскольку то и другое демонстрирует автоматизм. Стремление к "лесу", на который опирается цивилизация (как и в древности, она сидит у костра, сжигая 5 млн т нефти ежедневно) и в котором испытывает нехватку, вырабатывает способы соприкосновения с полнотой естества, присущей hyle. Путь в "лес" указывает автоматизм, которым обладает природа, как погружение в иное состояние сознания, позволяющее

дополнить современную норму сознания утраченными нормами прошлого. Исследование выявляет диалектически закономерный парадокс, что полный автоматизм приводит к амехании, - по Бибибхину, завороженности, - где автоматизм прекращается и осуществляется собственно творческий процесс. Природа и техника в этом едины, и обе идут на риск отказа от устоявшихся требований жизнеобеспечения. Цель творческого процесса и вершина техне - не создание чего-то отличного от природно-материальной заданности, в которую нас погружает автоматизм, но проявление, высвечивание того, что заложено, поскольку в hyle уже есть вс?.

~ 1 ~

~ 3 ~

~ 1 ~

Показать полностью…
2 Мб, 16 декабря 2013 в 22:44 - Россия, Москва, ИССО, 2013 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении