Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 027823 из ИССО

Тема 6. Опрос и его разновидности в научных исследованиях по социальной работе

План

1. Анкетирование как основная разновидность опроса. Виды анкетирования. Применение анкетирования в социальной работе.

2. Методика составления анкеты социального исследования. Структура анкеты.

3. Классификация вопросов анкеты.

1.1. Анкетирование как основная разновидность опроса. Виды анкетирования. Применение анкетирования в социальной работе. Исследователю часто бывает нужна информация о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и которые не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их семейной жизни или бытовой деятельности и т. д. Источником этой информации являются сами люди, их высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их окружает.

Такую информацию можно получить только благодаря опросу. Это наиболее распространенный вид социологического исследования и самый широко используемый метод сбора первичной информации. До 90% всех социологических данных получено благодаря этому методу. Опрос является средством получения данных о состоянии общественного мнения, состояния сознания и поведения людей.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации - человек (респондент).

Отметим достоинства этого метода, во-первых, он экономичен, так как опросив небольшую совокупность, можно судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов общества в целом.

Во-вторых, ему присуща широта охвата разных сфер. Нет проблем, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к разным слоям населения. Но при этом необходимо учитывать, что получаемая информация отражает изучаемую действительность в "преломленном" в сознании опрашиваемых виде. Нет равенства между реальной действительностью и данными людей.

Опрос - метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Связь между исследователем и источником информации (респондентом) обеспечивается, во-первых, специальным методическим инструментом: это может быть анкета или план интервью, т. е. перечень вопросов, в которые на языке обыденного сознания "переведена" эмпирически изучаемая проблема.

Во-вторых, связь обеспечивается анкетером, который выполняет функции оператора и непосредственно обеспечивает заполнение вопросников всеми респондентами.

Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование (заочный опрос) и интервьюирование (очный опрос).

Анкетирование. Опрашиваемый заполняет вопросы сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него. В практике прикладной социологии этот вид опроса самый распространенный.

Интервьюирование. При его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

Существует две различные организационные формы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства.

Выбор места проведения опроса зависит от цели и предмета исследования.

По месту работы - изучаются производственные или учебные коллективы. Предметом исследования выступает производственная или учебная деятельность (обстоятельства, связанные с предметом опроса, быстрее актуализируются в сознании опрашиваемых на привычном их месте работы или учебы).

По месту жительства - анкетирование проводится, когда надо получить мнение по интересующей проблеме не только работающего, но и неработающего населения или когда надо ослабить влияние официального помещения. Такую форму опроса используют при исследовании культурного и бытового обслуживания, вопросов досуга и т. д.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные.

Массовый опрос. Основной источник информации - представители различных категорий трудящихся, чья профессиональная деятельность не связана непосредственно с предметом анализа.

Специализированный опрос. Главный источник - компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения, или накопленный жизненный опыт дает возможность делать авторитетные заключения. Часто такой вид опроса носит название - экспертный опрос.

Существует много разнообразных видов анкетирования, это зависит от того, по каким признакам их группировать. В связи с этим в нашей литературе можно встретить разные классификации.

В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает: сплошным и выборочным.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность.

При выборочном анкетировании - только часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Такой вид анкетирования наиболее распространен среди исследователей при получении первичной социологической информации.

По способу заполнения анкеты анкетирование бывает: прямое и косвенное.

Прямая анкета - ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.

Косвенная анкета - если ответы записывает анкетер. Этот вид анкетирования применяется, если для респондента трудно лично заполнить анкету. Например, по причине крайне преклонного возраста, из-за физической травмы, слабого зрения и т. п.

По способу общения между исследователем и респондентом: очное (личное) и заочное.

При очном опросе происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения. При сборе заполненных анкет анкетер может проконтролировать качество их заполнения.

По характеру процедуры личного опроса анкетирование бывает групповым и индивидуальным.

Групповое анкетирование - это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Оно широко применяется по месту работы и учебы. При его проведении достаточно одного анкетера для работы с группой в 15 - 20 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени.

Индивидуальное анкетирование - проводится, если нет возможности собрать респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.

Заочное анкетирование. При проведении этого вида анкетирования респондент заполняет анкету в отсутствии исследователя.

По способу распространения анкет респондентам различают прессовое, почтовое и раздаточное анкетирование.

Прессовое анкетирование. Анкета публикуется на страницах газет и журналов.

Почтовое анкетирование. Вопросники рассылаются определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте.

При прессовом и почтовом анкетировании процент возврата анкет очень низкий, в среднем около 5%.

Раздаточное анкетирование. Анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее обговаривает время и адрес возврата анкеты.

Недостатки, во-первых, респондент при заполнении анкеты может советоваться с другими людьми, а это значительно уменьшает достоверность информации. Во-вторых, процент возврата вопросников низкий, хотя и более высокий, чем при прессовом и почтовом анкетировании.

опрос живых свидетелей того, как ситуация складывалась и в каком направлении она развивалась.

На первый взгляд, кажется, нет ничего проще, чем провести опрос, задать вопросы клиенту. Но при более глубоком рассмотрении проблемы, необходимо, учитывать, что социальный работник и клиент находятся в неравных отношениях с точки зрения власти, т. е. клиент во многом зависит от социального работника. В связи с этим некоторым клиентам, особенно проживающим в доме престарелых, детском доме, доме инвалидов и т. д., бывает довольно трудно выразить свои негативные чувства и мнения к социальным работникам. Часто прямые вопросы со стороны социального работника могут только обострить существующую проблему, лучшие результаты приносит опрос, проведенный приглашенным исследователем.

Поэтому чаще всего желательно проводить письменный опрос респондентов. В настоящее время уже разработан ряд универсальных анкет, помогающих социальным работникам собирать и обрабатывать полученные данные о клиенте. Но эти анкеты имеют определенные недостатки. Самым главным является то, что вследствие своей универсальности они слишком общи, поэтому социальный работник не может использовать их в каждом конкретном случае. В связи с этим можно сделать вывод, что "наряду с патентованными и имеющимися средствами сбора и обработки информации социальный работник должен уметь разрабатывать и свои, отвечающие узким задачам и специфике работы в данном социальном агенстве".

Хорошо разработанная анкета, самостоятельно составленная или только применяемая социальным работником, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. При этом социальный работник должен быть уверен, что респонденты способны и проявляют готовность выполнять поставленные перед ними задачи. В некоторых случаях предпочтительнее сочетать анкетирование с интервьюированием.

Если потенциальный клиент заполняет соответствующую анкету до обращения за помощью к социальному работнику и до первого разговора с ним, то таким образом могут быть получены сведения о том, как данный клиент видит свою проблему и в каких услугах он нуждается. Успех самостоятельного заполнения анкеты во многом зависит от грамотности и способности выразить в письменном виде свои проблемы и нужды. При недостатке необходимых умений для составления ответа клиент может смутиться, растеряться, в итоге, либо на ряд вопросов не будет ответов, либо вообще анкета останется незаполненной или не сдана обратно исследователю.

Если клиент справляется с анкетой легко и непринужденно, то социальный работник может получить много ценной информации, которую с помощью другого метода сбора информации он, может быть, даже и не получил бы. Проведение анкетирования часто бывает полезным, если социальный работник хочет оценить знания или отношения индивида или группы. Респонденты меньше смущаются и более раскованно себя ведут при письменных ответах нежели при интервьюировании или беседе, когда отвечать надо у всех на виду и когда всем становится очевидны не только знания опрашиваемых, но также их отсутствие.

Например, социальная работница хочет помочь группе несовершеннолетних девушек решить проблемы свиданий и секса. В данном случае сначала следует составить небольшую анкету (около 12-15 вопросов), в которой выяснились бы факты, имеющие отношение к деторождению и сексу. Результаты анкетирования позволят лучше понять, насколько осведомлены девушки в жизненных вопросах, и станут стимулом для организации дискуссии, полезной для всех.

ДЛЯ ТОГО чтобы провести анкетирование необходим специфический инструментарий - анкета.

2. Методика составления анкеты социального исследования. Структура анкеты. Составить инструментарий социологического исследования не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что написал один вопрос, второй, третий... - и анкета готова. Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. Так и при составлении анкеты необходимо соблюдать определенные правила и принципы, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

Что такое анкета? В существующих учебниках и словарях, под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, о том, как следует упорядочить их, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. Анкета - это не механическая последовательность вопросов, которые располагаются в ней в зависимости только от личного желания исследователя, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих особое целое. Анкета не сводится к простой сумме свойств расположенных в ней вопросов, а обладает своими собственными свойствами. Анкета должна состоять из трех частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. "Паспортичка".

Вводная часть. Главная ее функция - возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления (обращения к респонденту), где указываются:

1. Данные организации или учреждения, проводящих опрос.

2. Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач.

3. Значимость роли респондента для решения этих задач.

4. Гарантированность анонимности анкеты (глав ное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).

5. Техника заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

6. Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и главное - мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.

Основная часть. Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть просто сформулированы, а ответы на них - легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название правило воронки. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.

ДЛЯ каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

Необходимо отметить, что указанный принцип расположения вопросов сначала по мере нарастания их сложности, а затем по мере убывания имеет определенный недостаток. Если все вопросы логически взаимосвязаны и тема постепенно сужается, то появляется взаимовлияние предыдущих вопросов на последующие. Такое влияние одних вопросов на другие получило название эффект излучения, или эффект эха.

"Паспортичка". В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.

Правильно составить "паспортичку" не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

"Паспортичка" располагается в конце анкеты. О том, где целесообразнее располагать ее, среди ученых шли длительные дискуссии. Если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анекетирование анонимное, тем более, если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Многие исследователи считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации, или вовсе оттолкнуть его от заполнения анкеты.

Любой вежливый человек в конце общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворившего его какие-то личные интересы, выражает благодарность. В конце анкеты также желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим Вас за то, что, несмотря на занятость, Вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т. п.

Некоторые социологи, перед тем как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса".

В конце некоторых анкет предлагается участвовать в последующих опросах. Например: "Если проведенный опрос заинтересовал Вас и у Вас есть желание принимать участие в последующих опросах, напишите, пожалуйста, свой адрес".

3. Классификация вопросов анкеты. Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты - это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку, и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблица, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. Если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного ИЛИ нескольких ответов, соответствующих истине.

Рассмотрим сначала следующие три формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы. Вопрос можно считать закрытым, если перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, нет неполной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы. Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции. Поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.

Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: "Не помню", "Не думал", "Не могу ответить" или ответить по-своему в строке: "Что-то еще" или "Другие ответы", где для записи ответов оставлено место, две или три строки.

Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ.

"В чем, по-Вашему, состоит смысл жизни?

Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не "навязывают" какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями. Поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.

Выбор формы вопроса. Выбор формы вопроса зависит, во-первых, от информации, которую исследователь хочет получить, а во-вторых, от того, знает ли исследователь все возможные варианты ответов на поставленный вопрос.

Так как, отвечая на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями, то такой ответ будет более индивидуализирован и будет содержать более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Поэтому, если главная задача - познавательная, т. е. необходимо получить данные об особенностях словарного языка респондента, о структуре его представлений по опрашиваемой проблеме и т. д., то необходимо использовать открытый вопрос.

Если главная задача вопроса - выявление фактов и отношений, при этом перечень всех возможных ответов заранее известен и единообразен, то используют закрытый вопрос.

При выборе формы вопроса надо помнить также, что если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы.

А если предмет опроса для него мало знаком, сложен для анализа, то либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа. Поэтому, применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию или выяснить только, что опрошенный не имеет сформировавшегося мнения.

В данной ситуации использование закрытой формы вопроса помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выбрать ответ из предложенного набора возможных суждений или оценок. Набор предлагаемых ответов принадлежит исследователю, а это значит, что респондент освобождается от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов.

Поэтому, выбирая форму вопроса, необходимо решить, какую информацию Вы хотите получить, а также - исчерпывают ли предложенные Вами ответы все возможные варианты. Хорошая анкета обычно состоит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.

Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть, когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: "Нравится ли Вам ваша работа?".

Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т. д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной. Благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или его знакомые. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительные, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: "Принято считать, что... А как думаете Вы?".

Теперь рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.

Дихотомические вопросы. Это вопросы типа "да-нет" и альтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

"Да-нет". Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: "Есть ли у Вас машина?", "Подписываетесь ли Вы на газеты?".

Специфика вопроса: формулировка не уравновешена. Респонденту представлена возможность выбрать только один из возможных вариантов ответов. Этот вид вопроса не рекомендуется использовать при изучении знаний, мнений и установок респондентов. Например, если задается вопрос: "Знаете ли Вы...?", "Любите ли Вы...?", "Нравится ли Вам...?", "Хотели бы Вы...?" и т. п., то ответы в основном бывают смещены в положительную сторону. Человеку проще ответить, что он знает что-то, что он на самом деле не знает, чем сознаться кому-то в своем незнании. Ведь каждый стремится, если не быть, то хоть выглядеть в глазах других лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Поэтому этот вид закрытого вопроса следует употреблять как можно реже, а вместо него ставить альтернативный вопрос.

Альтернативные вопросы. Предпочтительнее чем вопрос "да-нет", так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например после вопроса: "Назовите Ваш разряд" указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить) тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

Поливариантные вопросы. Это вопросы типа "меню", поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т. е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него. Например: "Выберите из списка наиболее привлекательные для Вас профессии? (отметьте, пожалуйста, не более 3-х).

Теоретически респондент может указать одновременно все перечисленные профессии. Поэтому замечание "не более трех" позволяет выделить из всего перечня наиболее значимые и существенные для опрашиваемого профессии.

Шкальные вопросы. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

"Довольны ли Вы своей работой?

- работой очень доволен

- скорее доволен, чем недоволен

- работа для меня безразлична

- скорее недоволен, чем доволен

- работой очень недоволен".

Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.

Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будет вопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.

Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.

При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т. е. анкеты должны быть напечатаны в 2-х вариантах: "мужском" и "женском".

По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.

Содержательные - направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.

Функциональные - главная их функция упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы в свою очередь делятся на функционально-психологические, вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.

К функционально-психологическим вопросам относятся: контактные вопросы; буферные (с преамбулой) вопросы; вопросы-диалоги; вопросы-иллюстрации.

Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит - будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.

Буферные вопросы. Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода "мостиков" для перехода от одной темы к другой. Например: "А теперь несколько слов о ...".

Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие "буферы" дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени может быть написано: "Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естественен наш интерес - с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т. д...".

Вопросы-диалоги. Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: "Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: "Я считаю, что ...", а Петров ему возражает: "Ты не прав, главное ...". В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.

Вопросы-иллюстрации. Вопросы-иллюстрации выполняют несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.

Например, задается вопрос: "Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время? (подчеркните, пожалуйста, картинки, на которых это изображено)". После вопроса дается серия рисунков, на которых может быть изображено: чтение газет или книг, занятие спортом, просмотр телепередач и т. п.

Такой вопрос может быть дан в форме незаконченного предложения. На рисунке изображаются, например, две девушки, одна из которых не закончила фразу. Под рисунком пишется: "Здесь Вы видите двух беседующих подруг. Одна из них не закончила фразу. Как Вы думаете, что она ответила бы подруге? Закончите за нее, пожалуйста, предложение".

Вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только ка--кую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:

"Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N° 10).

- Да

- Нет". На четыре последующих вопроса отвечают только те респонденты, кто занимается зарядкой. Это могут быть вопросы о времени, затрачиваемом на зарядку, о комплексе упражнений, их последовательности и т. п. Лица, не делающие зарядку, отсеиваются и автоматически переходят к следующему блоку вопросов. Это облегчает респонденту заполнение анкеты, а исследователь освобождается от рассмотрения ненужной информации.

Иногда респонденты с удовольствием отвечают на вопросы, выносят оценки и даже высказывают мнение о вещах, не имея о них ни малейшего представления. Вопросы-фильтры как раз и отсеивают таких "некомпетентных", "неинформированных", "не имеющих".

Контрольные вопросы. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.

К контрольным вопросам относятся: вопрос-тест, вопрос-ловушка (трюковый вопрос).

Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:

"Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?

- знаю хорошо

- читаю от случая к случаю

-меня эта литература не интересует".

А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.

Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) - это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и на сколько доверять респонденту.

Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых-физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: "Читали ли Вы недавно переведенную монографию ... известного английского физика-теоретика...?". Или:"Читали ли Вы книги?" и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее "читал", то это означает, что его ответам доверять нельзя.

Недостаток этих вопросов: во-первых, необходимо делать дополнительную работу, а во-вторых, происходит дезориентация респондента. Если такие вопросы использовать часто, то у опрашиваемого может создаться впечатление, что с ним обращаются нечестно.

Можно вопрос-ловушку составить по-другому. Например, респонденту задается вопрос: "Были ли Вы на последней персональной выставке...?", а через несколько вопросов предлагается другой: "Перечислите, пожалуйста, картины..., которые произвели на Вас впечатление, и коротко напишите, почему". Если респондент ответил, что был на выставке, а потом не смог назвать и описать ни одной из увиденных картин, то естественно возникает сомнение, ходил ли он на эту выставку.

В качестве контрольного вопроса может быть использован любой содержательный вопрос, близкий по смыслу с вопросом, истинность ответа на который надо проверить. Контрольные вопросы формулируются таким образом, когда надо проверить ответы на вопросы о внутреннем состоянии респондента. Например, чтобы определить степень общей удовлетворенности работой, можно задать три таких вопроса: "Устраивает ли Вас работа, которой Вы занимаетесь?", "Хотели бы Вы перейти на другую работу?" и "Предположим, что какое-то время Вы не работали, вернулись бы Вы на свое старое место работы?". Два последних вопроса будут выполнять функции контрольных по отношению к первому вопросу и располагаются в других местах анкеты. Контрольные вопросы могут ставиться как перед, так и после основного вопроса. После опроса эти три вопроса анализируются все вместе, чтобы иметь представление о внутреннем состоянии респондента.

По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т. д.).

Вопросы о фактах. Главная цель этих вопросов - сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы "паспортички". При кажущейся простоте ответов на такие вопросы, они не всегда бывают истинны. Если вопрос о возрасте, доходе, семейном положении и т. п. будет восприниматься респондентом как престижная характеристика, то ответы на него не будут соответствовать объективной действительности. Общеизвестно, что для женщин молодой возраст является более престижным, а для мужчин предпочтительней более преклонный, как заслуживающий большего уважения. Престижность семейного положения для женщины, например, является причиной того, что при переписи населения замужних женщин оказывается больше женатых мужчин.

Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) - это мера соответствия между сведениями данными респондентами и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т. п.).

Самый простой и распространенный способ ее измерить - самооценка респондентом своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: "Знаете ли Вы...?", "Слышали ли Вы...?" или "Насколько хорошо Вам известны ...?" и т. п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения неподвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.

Например: "Интересуетесь ли Вы тем, как учатся в школе Ваши дети?". Многие из респондентов при ответе на такой вопрос даже сами себе затруднились бы признаться в том, что не интересуются этим. А тем более трудно признаться и ответить так в анкете, понимая, что это будет отрицательно характеризовать их в глазах социолога. В результате этого при ответе на данный вопрос оценка информированности будет завышена.Таким образом, самооценка часто выявляет не столько реальные знания опрашиваемого, сколько отражает стремление сделать вид, что он располагает этими знаниями. Выявлена закономерность, если исследуемая проблема тесно связана с общественными идеалами, то самооценка информированности обычно бывает существенно завышена. А если получаемая информация нейтральна по отношению к принятой системе ценностей идеалов общества, то самооценка приближается к фактической. Поэтому многие исследователи считают, что выявление информированности при помощи самооценки не всегда верно отражает реальные знания респондентов. Чтобы проверить истинность ответов на эти вопросы применяют различные контрольные вопросы (тесты, ловушки) и вопросы-фильтры.

Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т. д.). Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них - самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).

1

Показать полностью…
50 Кб, 26 апреля 2013 в 15:16 - Россия, Москва, ИССО, 2013 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении