Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 027848 из ИССО

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Факультет Архитектурный

Кафедра Истории архитектуры и основ проектирования

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Методической комиссии факультета ________________проф. Козлов В.В.

"02"__сентября___2008г.

АРХИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКОВ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Укрупненная группа направлений и специальностей 270000 "Строительство и архитектура"

Направление подготовки: 270300 "Архитектура" Специальность:

270303 "Реставрация и реконструкция архитектурного наследия"

Иркутск

2008г. 1. ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ГОС (ДОПОЛНЕНИЕ К ГОС)

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов СД.Ф.6 "Архивные исследования и архитектурный анализ памятников"

Порядок проведения архивно - библиографических работ; метод подбора аналогов; сбор и обобщение материалов для широкого архитектурно - искусствоведческого анализа памятника или ансамбля; состав и порядок разработки исторической записки по памятнику архитектуры. 68

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение курса направлено на формирование творческих, компетентных архитекторов-реставраторов, знающих историю архитектуры, владеющих методами архивных и библиографических изысканий.

Целями освоения дисциплины являются:

* Знакомство с архивами и библиотеками Российской Федерации, формами хранения в них оригинальных источников информации;

* Получение знаний по методике изучения памятников. Сбор информации в архивах и библиотеках, ее анализ и систематизация ;

* Изучение форм отчетности по результатам исследовательских работ

Задачами освоения дисциплины являются:

* Освоение методики проведения научных исследовательских работ по объектам архитектуры и градостроительства;

* Умение применять историко- архивные и историко- библиографические данные для составления исторических справок по историко- архитектурным объектам ;

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

* готов уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);

* способен собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного анализа и проектно- реставрационного процесса (ПК-6);

* способен действовать со знанием исторических и культурных прецедентов в местной и мировой культуре (ПК-17);

* способен обобщать, анализировать и критически оценивать, произведения искусств и архитектурные решения отечественной и зарубежной проектно-реставрационной практики (ПК-18);

В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен:

уметь:

* Проводить предпроектный историографический и архивный анализ;

* Систематизировать и критически осмысливать накопленный исторический материал;

* Грамотно составить научно- исследовательские отчеты (исторические справки и описания) ;

* Применять на практике метод аналогий по архитектурным объектам для обоснования архитектурно- реставрационных идей.

* Разбираться в юридических и правовых основах Российской Федерации в области сохранения историко- архитектурного наследия.

знать:

* Общие тенденции и современное состояние отношения к историческому архитектурно- градостроительному наследию;

* Законы Российской Федерации по сохранению культурного (историко- архитектурного) наследия;

* Особенности архитектурных стилей.

* Основные этапы (эпохи) развития архитектуры и градостроительства России и Сибири.

владеть:

* Основами предпроектного исторического анализа основам библиографического поиска и основами архивного изыскания;

* Творческими приемами исследования историко- культурного наследия с применением метода архитектурных аналогий.

4. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ

Для изучения дисциплины, необходимы знания и умения из дисциплин: "Реставрация историко-культурного наследия", "Приспособление памятников архитектуры под новое использование", "История пространственных искусств".

Знания и умения, приобретаемые студентами после изучения дисциплины будут использоваться при проведении "Предпроектных исследований", при составлении "Проектов реставрации и реконструкции" историко-культурного наследия.

5. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ИХ ТРУДОЕМКОСТЬ

Вид учебной работы Всего часов Семестр 8 Общая трудоемкость дисциплины 68 68 Аудиторные занятия 38 38 Лекции 19 19 Практические занятия 19 19 Самостоятельная работа 3 3 Вид итогового контроля Экзамен

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Распределение разделов дисциплины по видам занятий

№ пп Раздел дисциплины ЛК ЛР ПЗ СРС 1 "Архивное дело" * * 2 "Библиотечное дело" * * 3 "Отчетность по результатам научно -

исследовательских работ"

(по библиографическим

и архивным изысканиям) * * 4 "Архитектурный анализ памятников" * * 5 "Строительное законодательство России" * * 6 "Источниковедение" * 7 "Влияние архитектуры Центральной России на формирование местной архитектурной школы" * 8 "Творчество немецких о польских архитекторов в Иркутске" * 9 Ознакомительная экскурсия в архив *

7. ЛЕКЦИИ

Семестр __8__

№ пп Раздел дисциплины Кол-во часов 1 "Архивное дело"

7 1.1 Архивные путеводители, справочники, архивные обозрения и библиографические указатели.

Задачи архивных исследований по памятникам архитектуры

Система архивного хранения в России. Архивы Санкт - Петербурга. 2 1.3 Понятие исторического источника и его критика.

Историко - архивные исследования. Письменные источники

Методы определения дат письменных источников.

Методы датирования архивных источников.

Структура архивов. Архивы Москвы. 2 1.4 Историко - архивные исследования. Картографические источники (сбор и изучение, правила хранения).

Методы определения дат картографических источников.

Правила копирования картографических источников.

Региональные архивы России.

Региональные архивы Западной и Восточной Сибири.

Архивы Иркутска и Иркутской области 2 1.6 Терминологическое прочтение понятий: фонд, фондообразователь, архивная опись, архивное дело, единица архивного хранения.

Правила оформления ссылок на архивные источники. 1 2 "Библиотечное дело"

6 2.1 Задачи библиографических исследований.

Крупнейшие библиотеки России на примере Москвы. 2 2.2 Крупнейшие библиотеки России на примере Санкт - Петербурга.

Методика библиографического поиска первоисточников. 2 2.3 Крупнейшие региональные библиотеки России.

Библиотеки Иркутска и Иркутской области.

Методы датирования литературных источников

Правила библиографического описания литературы.

Основные правила цитирования текстов. 2 3 "Отчетность по результатам научно - исследовательских работ" (отчетность по библиографическим и архивным изысканиям)

2 3.1. Правила составления исторической справки по архитектурному объекту.

Проектные источники (архитектурные проекты, рабочие чертежи, сметы)

Правила копирования проектных материалов. Правила хранения проектных материалов. Методы определения дат проектных источников. 2 4 "Архитектурный анализ памятников"

3 4.1 Архитектурно-искусствоведческий подход к изучению памятника:

Определение типа памятника и его архитектурного стиля. 1 4.2 Архитектурный подход к изучению памятника или ансамбля:

Изучение объемно-планировочного решения объекта; анализ объемно-пространственной композиции; функционального зонирования и пропорционального решения.

Методика определения "оптимальных дат" памятника истории и культуры. Метод "аналогий".

Критерии оценки состояния памятника. 1 4.3 Архитектурно-градостроительный анализ объекта: изучение объекта в среде в конкретной градостроительной ситуации. 1 5 "Строительное законодательство России" ( исторический экскурс)

1 5.1 Строительное законодательство России 18 - 20 веков.

Строительное законодательство на территории Сибири 18 - 20 веков. 1 Итого Итого 19

8. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Учебным планом не предусмотрены

9. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия предназначены для закрепления теоретических знаний.

Перечень рекомендуемых практических занятий:

Тема 1 "Порядок проведения архивных работ"

1. Терминологическое прочтение понятий: фонд, фондообразователь, архивная опись, архивное дело, единица архивного хранения. Методы датирования архивных источников.

Правила оформления ссылок на архивные источники

2. Задачи архивных исследований по памятникам архитектуры.

Архивы Иркутска и Иркутской области. Правила копирования документов и работы с ними.

Тема 2 "Порядок проведения историко-библиографического поиска"

1. Задачи библиографического поиска. Правила библиографического описания литературы. Методы датирования литературных источников. Крупнейшие библиотеки мира и России. Библиотеки Иркутска.

Основные правила цитирования текстов

Тема 3 "Отчетность по результатам архивно-библиографического поиска"

1. Правила составления и оформления исторической справки по изучаемому объекту.

Тема 4 "Сбор и обобщение материалов для архитектурного анализа памятника или ансамбля"

1. Архитектурно-искусствоведческий подход к изучению памятника или ансамбля: Определение типа памятника и архитектурного стиля; Изучение пластики фасада и деталей, декора, цветового решения, силуэта, интерьера.

2. Архитектурный подход к анализу памятника или ансамбля: Изучение объемно-планировочного решения объекта; анализ объемно-пространственной композиции; функционального зонирования и пропорционального решения.

3. Архитектурно-градостроительный анализ объекта: анализ постановки объекта в среде; изучение градостроительной ситуации (транспортной схемы, схемы пешеходных и визуальных связей, схемы озеленения, системы архитектурных доминант)

Тема 5 "Строительное законодательство России"

1. Краткий исторический экскурс в историю строительного законодательства в России. Современное состояние вопроса. Зарубежный опыт.

Тема 6 "Источниковедение"

1. Понятие исторического источника и его критика.

2. Историко-архивные исследования: Письменные источники. Методы определения дат письменных источников. Правила цитирования различных видов текста. Хранение письменных источников.

3. Историко-архивные исследования: Картографические источники (Сбор, изучение и правила хранения). Методы определения дат картографических источников.

4. Правила копирования картографических источников. Получение допусков и разрешений на работу с картографическим материалом.

5. Историко-архивные исследования: Проектные источники (архитектурные проекты, рабочие чертежи, сметы). Методы определения дат проектных источников.

6. Правила хранения и копирования проектных материалов.

7. Историко-архивные исследования: Кино и фото источники. Фильмотеки, кинотеки и архивы, их имеющие.правила хранения кино, фото документов, слайд - фильмов.

8. Правила микрофильмирования, сканирования, ксерокопирования документов в архивах России.

9. Русская палеография. Типы письма и числовые обозначения в Древней Руси. Перевод дат в современное летоисчисление.

Тема 7 "Влияние архитектуры Центральной России на формирование местной архитектурной школы"

1. Архитектурное творчество выпускников высших учебных заведений Москвы в Сибири. Архитектурное творчество выпускников высших учебных заведений Санкт-Петербурга в Сибири. Изучение творческого наследия несохранившихся объектов по проектным разработкам и чертежам.

Тема 8 "Творчество немецких и польских архитекторов в Иркутске"

1.Изучение архитектурного творчества ссыльных поляков и немецких архитекторов по реально существующим объектам и проектным чертежам.

При проведении практических занятий проходит коллективное обсуждение студентами в форме дискуссии (с участием преподавателя) ключевых моментов курса:

-различия методик поиска материалов из различных источников;

-основных правил хранения и работы с архивными материалами;

-приемов аналитического обобщения всех найденных материалов по памятнику архитектуры;

-подведение итогов архивно-библиографических изысканий, постановка задачи для проектного решения по реконструкции и реставрации объекта архитектурного наследия.

По итогам активности и профессиональности знаний студентов выставляется рейтинг.

10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

10.1. ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В самостоятельной работе студента используется научный подход к систематизации источников архивного и библиотечного хранения.

Рекомендуются следующие виды самостоятельной работы:

1. Ознакомительная экскурсия:

1.1. Ознакомительная экскурсия в архив (на выбор):

а) Иркутской области - ГАИО

б) Архив одной из реставрационных мастерских Иркутска

в) Архив Центра сохранения наследия

1.2. Работа в библиотеках Иркутска и Иркутской области (на выбор):

а) Научная библиотека на ул. Халтурина 1

б) Научная библиотека на ул. Российской 20,

в) Городская библиотека на ул. Трилиссера 32,

г) Научные фонды библиотеки Иркутского государственного университета,

д)Научные фонды библиотеки ИрГТУ (Технического университета).

2. Составление исторических справок по объектам историко-культурного наследия

3. Подготовка к практическим занятиям

4. Подготовка к экзамену

10.2. НАИМЕНОВАНИЕ ВИДА СРС

Программой предусмотрено минимальное число часов на самостоятельную работу - всего 3 часа. Это время рекомендовано использовать для ознакомительной экскурсии в Областной архив Иркутской области (ГАИО). Необходимо ознакомиться с системой архивного хранения в ГАИО; научиться пользоваться справочниками и путеводителями по архиву; научиться делать запросы на поиск необходимой информации; поинтересоваться - какие методы копирования документов применяются в данном архиве и как нужно оформлять заявки на разные виды копирования; узнать формы оплаты работы в архиве

10.3. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Учебным планом не предусмотрен.

11. РЕКОМЕНДУЕМОЕ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

11.1. НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Экзамен (в 8 семестре) Оценка определяется активностью студента в течение семестра, глубиной освоения материала, самостоятельностью и аргументированностью принимаемых решений при подведении итогов научно - исследовательских работ .

Данные качества определяются по итогам лабораторных занятий, курсовых проектов и самостоятельной работы.

11.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В состав учебно- методического комплекса дисциплины входят следующие материалы:

* учебная программа;

* рабочая программа;

* методические указания по освоению дисциплины;

* конспект лекций;

* методические указания по выполнению заданий практических занятий;

* методические указания по самостоятельной работе не предусмотрены (так как по программе на самостоятельную работу выделено всего 3 часа, и это время отводится на экскурсию по фондам местного регионального архива).

. 11.3. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Архитектурные обмеры / Соколова Т.Н., Рудская Л.А., Соколов А..Л.: Учебное пособие.- М.: "Архитектура - С", 2007.- 112с., ил.

2. Фиксация памятников архитектуры. Архитектурный обмер: Метод. указания. А. В. Корзун, О. В. Митюкова.2002.

3. "Архивные исследования ".- Черных О.И.: Учебное пособие.- ИрГТУ, 2013 г. (электронный ресурс).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Иркутская летопись 1941-1991 гг. Колмаков Ю.П. - Иркутск : Оттиск, 2010.

2. "Российский сводный каталог по научно- технической литературе в 2-х частях. М.: ГПНТБ России, 2005. -100с.

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная программа составлена в соответствии с дополнением к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки:

Программу составил:

Черных Ольга Ивановна: доцент кафедры Истории архитектуры и основ проектирования _________________________

_________________________ " ____" __________20___г.

Программа согласованна с кафедрами:

"___________________"

Зав. кафедрой ______________

ФИО

__________________ "___" _________ 20__г.

Программа одобрена на заседании кафедры ________________

протокол № ___ от "___" __________________ 20__г.

Зав.кафедрой (ФИО)

__________________

"___" __________________20__г.

Программа одобрена на заседании Методической комиссии Факультета _____________

Протокол № _______ от "___" _________________ 20__г.

Показать полностью…
42 Кб, 2 апреля 2013 в 3:55 - Россия, Москва, ИССО, 2013 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении